О вы которых быстрый зрак что значит

Значение слова «зрак»

О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть фото О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть картинку О вы которых быстрый зрак что значит. Картинка про О вы которых быстрый зрак что значит. Фото О вы которых быстрый зрак что значит

1. Взгляд, взор. Но казак Уж умирал. Потухший зрак Еще грозил врагу России. Пушкин, Полтава.

Источник (печатная версия): Словарь русского языка: В 4-х т. / РАН, Ин-т лингвистич. исследований; Под ред. А. П. Евгеньевой. — 4-е изд., стер. — М.: Рус. яз.; Полиграфресурсы, 1999; (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

Источник: «Толковый словарь русского языка» под редакцией Д. Н. Ушакова (1935-1940); (электронная версия): Фундаментальная электронная библиотека

1. церк. книжн. поэт. устар. взгляд, взор ◆ Так твои веселы взгляды, // Твой спокойный, милый зрак // Пролиют мне в грудь отрады // И души рассеют мрак. И. И. Дмитриев, «К младенцу», 1792 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Любо тогда и жаркому солнцу оглядеться с вышины и погрузить лучи в холод стеклянных вод, и прибережным лесам ярко отсветится в водах. Зеленокудрые! они толпятся вместе с полевыми цветами к водам, и наклонившись, глядят в них и не наглядятся, и не налюбуются светлым своим зраком, и усмехаются к нему, и приветствуют его, кивая ветвями. Н. В. Гоголь, «Страшная месть», 1831—1832 г. ◆ Жена зрак имуща прелюбодейный, яже творит юных парити сердцем, воскрилена же есть и блудна. Л. Н. Толстой, «Записные книжки», 1873—1879 г. (цитата из НКРЯ)

2. устар. поэт. вид, образ ◆ Отсюду слышу восклицанье: // «То ангел был, не человек! // Его лучи на нас блистают!» ― // И се усердною рукой // Цветами стар и млад венчают, // Богиня, зрак любезный твой. И. И. Дмитриев, «Стихи на всерадостный день рождения её императорского величества», 1795 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Сын Божий, явившийся в мир в «зраке раба» и распятый на кресте, растерзанный миром, обращен к свободе человеческого духа. Н. А. Бердяев, «Миросозерцание Достоевского», 1923 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Что скажешь отче мой, мой зрак возненавидя // Уронишь ты скудель чудовище увидя А. П. Сумароков, «Из Федры Расинопой», 1781 г. ◆ Когда же поднял голову, то увидел, что толпа стоит, неловко держа величаво откинутый образ, а на туче, как церковная картина, начертался и высится огромный зрак: белобрадый, могутный Илья в огненном одеянии, сидящий, как бог Саваоф, на мертвенно-синих клубах облаков, а над ним — две горящих по аспиду зелено-оранжевых радуги. И. А. Бунин, «Жертва», 1913 г. (цитата из НКРЯ) ◆ Выучился Илья зрак писать, белильцами светлую точечку становить, без циркуля, от руки, нимбик класть. И. С. Шмелев, «Неупиваемая чаша», 1918 г. (цитата из НКРЯ)

Делаем Карту слов лучше вместе

О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть фото О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть картинку О вы которых быстрый зрак что значит. Картинка про О вы которых быстрый зрак что значит. Фото О вы которых быстрый зрак что значитПривет! Меня зовут Лампобот, я компьютерная программа, которая помогает делать Карту слов. Я отлично умею считать, но пока плохо понимаю, как устроен ваш мир. Помоги мне разобраться!

Спасибо! Я стал чуточку лучше понимать мир эмоций.

Вопрос: порывать — это что-то нейтральное, положительное или отрицательное?

Источник

О вы которых быстрый зрак что значит

Лице свое скрывает день;
Поля покрыла мрачна ночь;
Взошла на горы чорна тень;
Лучи от нас склонились прочь;
Открылась бездна звезд полна;
Звездам числа нет, бездне дна.

Песчинка как в морских волнах,
Как мала искра в вечном льде,
Как в сильном вихре тонкой прах,
В свирепом как перо огне,
Так я, в сей бездне углублен,
Теряюсь, мысльми утомлен!

Уста премудрых нам гласят:
Там разных множество светов;
Несчетны солнца там горят,
Народы там и круг веков:
Для общей славы божества
Там равна сила естества.

Но где ж, натура, твой закон?
С полночных стран встает заря!
Не солнце ль ставит там свой трон?
Не льдисты ль мещут огнь моря?
Се хладный пламень нас покрыл!
Се в ночь на землю день вступил!

О вы, которых быстрый зрак
Пронзает в книгу вечных прав,

Как может быть, чтоб мерзлый пар Среди зимы рождал пожар? Христиан Вольф полагал, что причину северных сияний надо искать в образующихся в недрах земли «тонких испарениях», в том числе селитряных и сернистых, возгорающихся в небе. Эта теория и вызвала вопрос Ломоносова.

Ломоносов М.В в это время уткнушись в тетрадку писал да да подчёркиваю писал а не говорил

писал. и что? привязались к слову говорил? разве написанное это не мысли высказанные, которые ГОВОРЯТ?

да мысли мысли его были о пожаре

не правильный ответ.

я чё опять не угодил или не угадал не прогадал,вот задачу задали,а что подразумевается под райским яблочком раздора вы не подскажете

это что вы хотите сказать что священные писания писали народы севера а потом их на оленьих упряжках на ближний восток переправили,а знаете что то в этом загадочное есть вечно нас за нос водят так значит это северное сияние говорите

О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть фото О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть картинку О вы которых быстрый зрак что значит. Картинка про О вы которых быстрый зрак что значит. Фото О вы которых быстрый зрак что значит

О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть фото О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть картинку О вы которых быстрый зрак что значит. Картинка про О вы которых быстрый зрак что значит. Фото О вы которых быстрый зрак что значит

не люблю отвечать на впросы из серии «что, где, когда?». Когда задавающий уже знает ответ

О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть фото О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть картинку О вы которых быстрый зрак что значит. Картинка про О вы которых быстрый зрак что значит. Фото О вы которых быстрый зрак что значит

Вечернее размышление о божием величестве
при случае великого северного сияния

я не знаю, но точно знаю,что знаете Вы. Дайте, пожалуйста, ответ, интересно

О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть фото О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть картинку О вы которых быстрый зрак что значит. Картинка про О вы которых быстрый зрак что значит. Фото О вы которых быстрый зрак что значит

О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть фото О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть картинку О вы которых быстрый зрак что значит. Картинка про О вы которых быстрый зрак что значит. Фото О вы которых быстрый зрак что значит

Почему обязательно отрицать чужую точку зрения, вы задали вопрос, пожалуйста ответ

на этот вопрос есть единственный ответ! вы можете думать как желаете! Кто запретит!? Но на вопрос, если вы решили, то давайте правильный ответ, если вы этого не сделали, но любой обязан сказать, вы ответили не верно.

Так в лабораториях ученые получили маленькие полярные сияния О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть фото О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть картинку О вы которых быстрый зрак что значит. Картинка про О вы которых быстрый зрак что значит. Фото О вы которых быстрый зрак что значит

О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть фото О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть картинку О вы которых быстрый зрак что значит. Картинка про О вы которых быстрый зрак что значит. Фото О вы которых быстрый зрак что значит

Северное сияние, я сама тут раньше этот вопрос задавала.

это была война.. и солдаты воевали.. в разное время года

откуда это высказывание?

О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть фото О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть картинку О вы которых быстрый зрак что значит. Картинка про О вы которых быстрый зрак что значит. Фото О вы которых быстрый зрак что значит

Влюблённые смотрят друг на друга )))))) и часто дышут ))))

О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть фото О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть картинку О вы которых быстрый зрак что значит. Картинка про О вы которых быстрый зрак что значит. Фото О вы которых быстрый зрак что значит

О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть фото О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть картинку О вы которых быстрый зрак что значит. Картинка про О вы которых быстрый зрак что значит. Фото О вы которых быстрый зрак что значит

О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть фото О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть картинку О вы которых быстрый зрак что значит. Картинка про О вы которых быстрый зрак что значит. Фото О вы которых быстрый зрак что значитну почти ))))) а внутри пожар а они на улице )))))

О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть фото О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть картинку О вы которых быстрый зрак что значит. Картинка про О вы которых быстрый зрак что значит. Фото О вы которых быстрый зрак что значит

О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть фото О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть картинку О вы которых быстрый зрак что значит. Картинка про О вы которых быстрый зрак что значит. Фото О вы которых быстрый зрак что значит

О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть фото О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть картинку О вы которых быстрый зрак что значит. Картинка про О вы которых быстрый зрак что значит. Фото О вы которых быстрый зрак что значит

ааа.. ну так пусть горят тоди.

О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть фото О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть картинку О вы которых быстрый зрак что значит. Картинка про О вы которых быстрый зрак что значит. Фото О вы которых быстрый зрак что значит

Много смысла лень думать и в гугле даже лень искать

Загадка величественного зрелища северного сияния

О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть фото О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть картинку О вы которых быстрый зрак что значит. Картинка про О вы которых быстрый зрак что значит. Фото О вы которых быстрый зрак что значит

Точно не знаю, может быть вулкан. Или горящий торф

О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть фото О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть картинку О вы которых быстрый зрак что значит. Картинка про О вы которых быстрый зрак что значит. Фото О вы которых быстрый зрак что значит

об электрическом происхождении северных сияний

О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть фото О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть картинку О вы которых быстрый зрак что значит. Картинка про О вы которых быстрый зрак что значит. Фото О вы которых быстрый зрак что значит

Скорей всего это радужные кольца вокруг солнца

О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть фото О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть картинку О вы которых быстрый зрак что значит. Картинка про О вы которых быстрый зрак что значит. Фото О вы которых быстрый зрак что значит

О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть фото О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть картинку О вы которых быстрый зрак что значит. Картинка про О вы которых быстрый зрак что значит. Фото О вы которых быстрый зрак что значит

Ну почти то же самое

О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть фото О вы которых быстрый зрак что значит. Смотреть картинку О вы которых быстрый зрак что значит. Картинка про О вы которых быстрый зрак что значит. Фото О вы которых быстрый зрак что значит

Включите, включите, включите Северное сиянье!

Хотелось для начала прочесть весь контекст.

Вечернее размышление о божием величестве при случае великого северного сиянияЛице свое скрывает день;Поля покрыла мрачна ночь;Взошла на горы черна тень;Лучи от нас склонились прочь;Открылась бездна звезд полна;Звездам числа нет, бездне дна.Песчинка как в морских волнах,Как мала искра в вечном льде,Как в сильном вихре тонкий прах,В свирепом как перо огне,Так я, в сей бездне углублен,Теряюсь, мысльми утомлен!Уста премудрых нам гласят:Там разных множество светов;Несчетны солнца там горят,Народы там и круг веков:Для общей славы божестваТам равна сила естества.Но где ж, натура, твой закон?С полночных стран встает заря!Не солнце ль ставит там свой трон?Не льдисты ль мещут огнь моря?Се хладный пламень нас покрыл!Се в ночь на землю день вступил!О вы, которых быстрый зракПронзает в книгу вечных прав,Которым малый вещи знакЯвляет естества устав,Вам путь известен всех планет,-Скажите, что нас так мятет?Что зыблет ясный ночью луч?Что тонкий пламень в твердь разит?Как молния без грозных тучСтремится от земли в зенит?Как может быть, чтоб мерзлый парСреди зимы рождал пожар?Там спорит жирна мгла с водой;Иль солнечны лучи блестят,Склонясь сквозь воздух к нам густой;Иль тучных гор верхи горят;Иль в море дуть престал зефир,И гладки волны бьют в эфир.Сомнений полон ваш ответО том, что окрест ближних мест.Скажите ж, коль пространен свет?И что малейших дале звезд?Несведом тварей вам конец?Скажите ж, коль велик творец?

Источник

Тема урока: «Анализ стихотворения М. В. Ломоносова «Вечернее размышление о Божием Величестве при случае Великого северного сияния»

Урок литературы в 9 классе

Тема урока: «Анализ стихотворения М. В. Ломоносова

«Вечернее размышление о Божием Величестве при случае Великого северного сияния»

Форма проведения: урок-исследование

1. (Предметные) познакомить с творчеством М.В.Ломоносова как реформатора русского литературного языка и стиха, определить пафос стихотворения «Вечернее размышление о Божьем величии при случае северного сияния».

2 .(Метапредметные) Выработать навыки анализа лирического текста, показать многообразие путей осмысления стихотворного произведения, его идейно-художественного смысла, развивать творческое мышление, внимание, совершенствовать навыки устной речи.

3 .(Личностные) Воспитывать интерес к изучению жизни людей, внесших вклад в развитие науки, общества, гордость за Родину и достижения соотечественников. Воспитывать восхищение перед красотой родной природы и силой человеческого разума.

Методы и приемы: словесные (беседа, рассказ), наглядно-иллюстративные (демонстрация), использование ИКТ (презентация), демонстрация слайдов.

Словарная работа: ода, метафорический язык, архаизмы, старославянизмы,

Оборудование урока: мультимедийная установка, компьютер, физическая карта России, текст стихотворения «Вечернее размышление…».

В оде человек бескорыстен: он не ничтожным событиям

собственной жизни радуется не об их сетует,

он вещает правду и суд Промысла, торжествует

о величии родимого края, межует перуны в сопостатов блажит праведника, клянет изерга.

I. Организационный этап

Приветствие, проверка отсутствующих, создание благоприятного настроя.

II. Подготовка обучающихся к работе на основном этапе

Сегодня мы вновь обращаемся к чрезвычайно богатому поэтическому творчеству Михаила Васильевича Ломоносова, русского поэта и выдающегося ученого

III. Этап усвоения новых знаний и способов действий

Сообщение подготовленного ученика о деятельности М.В. Ломоносова как выдающегося ученого и поэта

Главные открытия Ломоносова М. В. касаются химии, физики и астрономии. Они на десятилетия опередили работы западноевропейских ученых.

Ломоносов первым сформулировал основные положения кинетической теории газов, открытие которой обычно связывают с именем Д. Бернулли. Ломоносов считал, что все тела состоят из мельчайших подвижных частиц — молекул и атомов, которые при нагревании тела движутся быстрее, а при охлаждении — медленнее.

Он высказал правильную догадку о вертикальных течениях в атмосфере, правильно указал на электрическую природу северных сияний и оценил их высоту. Он пытался разработать эфирную теорию электрических явлений и думал о связи электричества и света, которую хотел обнаружить экспериментально. В эпоху господства корпускулярной теории света он открыто поддержал волновую теорию Гюйгенса и разработал оригинальную теорию цветов.

Научные интересы Ломоносова касались самых неожиданных сфер и привели его даже в область изящных искусств. В начале пятидесятых Ломоносов проявляет особый интерес к мозаике, стеклянным и бисерным заводам. Именно Ломоносову мы обязаны рождением русской мозаики и истинного шедевра — знаменитого панно, выполненного на Ломоносовском заводе и посвященного битве под Полтавой.

В 1761 году Михаил Ломоносов следил за прохождением Венеры между Землей и Солнцем. Это очень редкое явление наблюдали ученые многих стран, специально организовавшие для этого далекие экспедиции. Такие наблюдения Венеры давали возможность уточнить величину расстояния от Земли до Солнца. Но только Ломоносов, у себя дома в Петербурге, наблюдая в небольшую трубу, сделал великое открытие, что на Венере есть атмосфера, по-видимому, более плотная, чем атмосфера Земли. Одного этого открытия было бы достаточно, чтобы имя Ломоносова сохранилось в веках.

Стремясь вооружить астрономов лучшим инструментом для проникновения вглубь Вселенной, Ломоносов создал новый тип отражательного телескопа-рефлектора. В телескопе Ломоносова было только одно зеркало, расположенное с наклоном, — оно давало более яркое изображение предмета, потому что свет не терялся как при отражении от второго зеркала.

Далеко опережая современную ему науку, Ломоносов первым из ученых разгадал, что поверхность Солнца представляет собой бушующий огненный океан, в котором даже «камни, как вода, кипят». Загадкой во времена Ломоносова была и природа комет. Ломоносов высказал смелую мысль, что хвосты комет образуются под действием электрических сил, исходящих от Солнца. Позднее было выяснено, что в образовании хвостов комет действительно участвуют солнечные лучи.

Наука для ученого – это двигатель прогресса, катализатор развития промышленности и, следовательно, источник благосостояния нации.

Не оставил в стороне Ломоносов и филологическую науку. Его книга «Краткое руководство к риторики на пользу любителей красноречия» и трактат «Краткое руководство к красноречию» стали лучшими учебниками по теории красноречия для ученой молодежи XVIII века. Той же цели служили и такие филологические работы как «Российская грамматика» (1755) и «Предисловие о пользе книг церковных в российском языке» (1757).

Ломоносов будет первым русским поэтом, который напишет стихи так, как пишут их до сих пор: на правильном чередовании ударных и неударных слогов. Одно из его стихотворений мы и прочитаем.

Но прежде я хочу обратить ваше внимание на две особенности этого произведения.

Одна из них касается содержания стихотворения, т. е. предмета повествования, того, о чем идет речь в стихотворении. В чем она заключается?

Вспомним, что Ломоносов жил и творил в середине XVIII в. Этот век в европейской и российской истории характеризуется бурным развитием науки и техники, а также стремлением к просвещению населения. В обогащении человека знаниями и освобождении его от невежества виделось улучшение жизни людей. Ученые и писатели, занимавшие передовые позиции своей эпохи, считали, что через печатное слово, через просвещение проходит дорога к совершенствованию человеческого общества. Нетрудно догадаться, что и М. В. Ломоносов не мог оставаться в стороне от столь важного и благородного просветительского дела.

Поэтому пропаганда научных воззрений на устройство мира составляет тему и идейную направленность стихотворения. И это одна из отличительных его особенностей.

Другой особенностью стихотворения является наличие в нем слов старославянского языка. Что это такое — старославянский язык?

В середине IX в., т. е. двенадцать столетий тому назад, братья Кирилл и Мефодий, проповедники православного христианства, создали славянскую азбуку и сделали переводы священных книг с греческого языка на один из славянских языков. Язык этих первых славянских книг мы теперь называем старославянским.

Так как в те далекие времена славянские языки мало отличались друг от друга и язык кирилло-мефодиевских переводов был понятен всем славянским народам, во многих славянских странах книги продолжали писать не на живом разговорном языке своего народа, а на языке кирилло-мефодиевских переводов. Так было и на Руси.

В стране существовало два языка: живой разговорный, т. е. собственно русский, и литературный, книжный. Разговорный язык со временем изменялся, а книжный оставался прежним и становился все менее и менее понятным. К XVIII в. назрела острая необходимость сблизить эти языки. Ломоносов видел решение проблемы в замене старославянских слов литературного языка словами из живого разговорного языка, но в некоторых случаях считал необходимым оставить и старославянские слова — там, где они придают речи определенную стилевую окраску, а точнее сказать, делают речь торжественной, возвышенной, и в тех случаях, когда нет соответствующих слов в разговорном языке. В этом заключается суть реформы русского языка, которую осуществил Ломоносов.

Старославянский язык оказал благотвор ное влияние на развитие русского языка: он значительно обогатил словарный запас нашего языка. Например, мы говорим: холод — и прохлада, холодный — и охлажденный, холодеет — и охладить.

Какие из этих слов вы отнесете к исконно русскими и какие заимствованы из старославянского? (Полногласные формы холод, холодный, холодеет являются исконно русскими словами, а неполногласные прохлада, охлаждение, охладить имеют старославянское происхождение.)

Напомню, что язык первых славянских книг был хорошо понятен в древности всем славянским народам. Многое в этом языке мы можем понять без объяснения и теперь.

Посмотрите на первую запись на доске. (Лице свое скрывает…)

Этими словами начинается стихотворение М. В. Ломоносова, послушайте его первую строчку:

Лице свое скрывает день…

— Стиховая строчка закончилась, делаем паузу в чтении. Догадался ли кто-нибудь из вас, как понимать: день скрывает свое лицо?

Послушайте следующую строчку:

Поля покрыла мрачна ночь…

— Теперь, несомненно, прояснился смысл предыдущей фразы, — не правда ли?

ак вы понимаете фразу «поля покрыла какая ночь?» (Мрачна ночь.)

Как видите, прилагательное мрачная употреблено без конечного гласного «я», т. е. имеет неполное окончание, употреблено в усеченной форме. Если усеченное прилагательное заменить прилагательным полной формы, то фраза лишится стихотворного ритма, — послушайте: поля покрыла мрачная ночь. В стихотворении Ломоносова мы встретим немало прилагательных в усеченной форме.

Лице свое скрывает день;

Поля покрыла мрачна ночь;

Взошла на горы черна тень,

Лучи от нас склонились прочь.

— Сначала темень покрыла… что? (Поля.)

— Затем добралась до вершин… чего? (Гор.)

— А как понимать «лучи от нас склонились прочъ»? (Солнце опустилось за горизонт, его лучей мы уже не видим, они «склонились прочъ от нас». ‘.

Обратите внимание на следующее. Мы вместе с автором стихотворения наблюдаем наступление ночи не в городе, а на природе: поля, горы, закатывается за горизонт солнце, и над нами… что? (Небо.) В современном городе ночного неба не увидишь, мешают фонари, дома.

— А наблюдали ли вы ночное не6о в зимнюю морозную ночь?

— Чем поражает оно наше воображение? (Мы видим бесчисленное множество звезд, и перед нами как бы открывается Вселенная, бескрайняя и таинственная.)

Это потрясающее впечатление при виде усыпанного звездами неба Ломоносов передает такими словами:

Открылась бездна звезд полна

— Скажите, можно ли что-либо добавить к столь зримой картине звездного неба, созданной словами? Казалось бы, добавить нечего. Но поэт находит чем дополнить сказанное, чтобы точнее передать читателю свое изумление увиденным:

Звездам числа нет, бездне дна.

Послушайте еще раз и постарайтесь увидеть, как через изображение звездного неба проглядывает восторженное чувство очарованного человека:

Открылась бездна звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна.

— Теперь откройте учебники с текстом стихотворения . Послушайте стихотворение. (Начало работы над стихотворением – его прослушивание. Без этого всякий разговор не только бесполезен, но попросту вреден: мы готовим читателей, умеющих наслаждаться, сопереживать, думать.)

Вечернее размышление о Божием Величестве при случае Великого северного сияния

Лице свое скрывает день;

Поля покрыла мрачна ночь;

Взошла на горы черна тень,

Лучи от нас склонились прочь.

Открылась бездна звезд полна;

Звездам числа нет, бездне дна.

Песчинка как в морских волнах,

Как мала искра в вечном льде,

Как в сильном вихре тонкий прах,

В свирепом как перо огне, —

Так я, в сей бездне углублен,

Теряюсь, мысльми утомлен!

Уста премудрых нам гласят:

«Там разных множество светов,

Несчетны солнца там горят,

Народы там и круг веков;

Для общей славы божества

Там равна сила естества».

Но где ж, натура, твой закон?

С полночных стран встает заря!

Не солнце ль ставит там свой трон?

Не льдисты ль мещут огнь моря?

Се хладный пламень нас покрыл!

Се в ночь на землю день вступил!

О вы, которых быстрый зрак

Пронзает в книгу вечных прав,

Которым малый вещи знак Являет естества устав!

Вам путь известен всех планет, —

Скажите, что нас так мятет?

Что зыблет ясный ночью луч?

Что тонкий пламень в твердь разит?

Как молния без грозных туч

Стремится от земли в зенит?

Как может быть, чтоб мерзлый пар

Среди зимы рождал пожар?

Там спорит жирна мгла с водой;

Иль солнечны лучи блестят,

Склонясь сквозь воздух к нам густой;

Иль тучных гор верхи горят;

Иль в море дуть престал зефир,

И гладки волны бьют в эфир.

Сомнений полон ваш ответ

О том, что окрест ближних мест.

Скажите ж, коль пространен свет?

И что малейших дале звезд?

Несведом тварей вам конец?

Скажите ж, коль велик творец?*

IV. Этап первичной проверки понимания изученного.

— Найдите и назовите слова, значения которых вам непонятно. Как вы думаете, почему значения этих слов вам не ясны? (устаревшие слова, вышедшие из активного употребления).

Поразмышляем над прочитанным

— Давайте подумаем, как образовано слово бездна. (От осуществительного дно и предлога без.) Бездна в буквальном смысле означает… что? («Без дна».) Заметьте, какое изящное выражение мысли о бескрайности мира: нет бездне дна!

— А чему числа нет? (Звездам.) По-русски звёздам. В современном русском языке определенных случаях происходит замена звука [э] звуком [‘о]: звезда — но звёзды, звёздам. Языки древнерусский и старославянский такой замены не знали: звезда звезды, звездам.

— Прочтем целиком первую строфу, следите за мною по своим листкам.

В последней строке попробуем заменить старославянское звездам русским словом звёздам. Как прозвучит эта строка? Стихотворная фраза «звездам числа нет, бездне дна» превратилась в прозаическую

— Посмотрим, нарушится или не нарушится стиховой ритм первой строки, если старославянское выражение лице свое заменить русским лицо своё. (Стих сохранился.)

— А теперь давайте подумаем, почему русскому варианту «лицо своё скрывает день» Ломоносов предпочел старославянский «лице свое скрывает день»?

— Подумайте, можно ли фразу лице свое скрывает день прочитать в быстром темпе, весело, или онатребует неторопливого, ровного, плавного произнесения? Спокойное, размеренное произнесение слов придает речи оттенок величавости, возвышенности. Такое ровное, мерное чтение первой строки определяет характер чтения всей строфы. И только такое неторопливое, как бы задумчивое чтение соответствует душевному настрою человека, охваченного восторженным чувством при созерцании открывшейся перед ним Вселенной.

— Скажите, какие мысли охватывают нас при наблюдении звездного неба? (Мысли о своей незначительности в бескрайнем мире, размышления о своем месте в нем.) — Как эти мысли и чувства передает Ломоносов, мы увидим, прочитав следующую строфу. Вспомним только, что означает старославянское прах! (Пыль.)

Песчинка как в морских волнах,

Как мала искра в вечном льде,

Как в сильном вихре тонкий прах,

В свирепом как перо огне, —

Так я, в сей бездне углублен,

Теряюсь, мысльми утомлен!

Мысльми — древняя форма существительного. А как мы скажем теперь? (Мыслями.)

Обратим также внимание на слова углублён, утомлён. В современном русском языке в суффиксах этих причастий происходит чередование звуков [э] и [о]: углублена — углублён, утомленаутомлён. В древнерусском и старославянском языках, как вы уже знаете, такого чередования нет. Поэтому, чтобы придать речи возвышенный стиль, надо произнести эти причастия… как? (Углублен, утомлен.)

Один из учеников читает всю строфу. (Учитель следит за правильной расстановкой логических ударений

Взор повествователя прикован к звездному небу. Ведь перед ним Вселенная, скрывающая в себе величайшие тайны мироздания. Ах, как хочется проникнуть в них пытливому человеческому разуму! Голова кругом идет от нахлынувших мыслей.

— О чем они, эти мысли? О чем думает поэт и ученый? Это мы узнаем, прочитав следующую строфу.

В ней мы встретим выражение «множество светов» в значении «множество миров». В каком значении употреблено здесь существительное свет! (Мир, Вселенная.) Я читаю, вы следите за мною по своим листкам.

Уста премудрых нам гласят:

«Там разных множество светов,

Несчетны солнца там горят,

Народы там и круг веков;

Для общей славы божества

Там равна сила естества».

— Последние две строчки требуют пояснения. Слово естество в данном случае является синонимом слова природа. Сила естества — как иначе можно сказать? (Сила природы.) Там равна сила естества — там такая же сила природы, т. е. такая же степь, высота ее совершенства, как и у природы, окружающей нас. И все это, конечно, возвышает славу Бога, Творца Вселенной. Обратите внимание на четвертую строчку Круг веков — т. е. «ход времени». Народы там и круг веков — там народы и их многовековая история. — Обратимся к заглавию стихотворения.

Скажите, что побудило поэта к размышлению о Божьем величии? (Северное сияние)

— Чтобы продолжить чтение стихотворения мы должны хорошо представлять себе картину северных сияний.

— Используя Физическую карту России, покажите, где на территории Российской Федерации можно наблюдать северное сияние? (Кольский полуостров, Мурманск, Архангельск и т.д.)

Вы видели когда-нибудь полярное сияние? Как современная наука объясняет северное сияние?

— На фотографиях это явление природы выглядит очень красиво. (Просмотр фотографий северного (полярного) сияния на сайтах Интернета, или специально подготовленную Презентацию к уроку)

— Продолжим чтение. Что в стихотворении обозначают синонимы естество, натура?( Природа.)

Но где ж, натура, твой закон?

С полночных стран встает заря!

— Откуда встает заря? (С полночных стран.)

— Какое слово в русском языке соответствует старославянскому неполногласному слову страна? (Сторона.)

— От какого существительного образовано прилагательное полночный? (Полночь.) Полночная страна — это сторона, в которой солнце находится… когда? (Когда у нас полночь.) Ночью мы не видим солнца, потому что оно находится в полночной стране, т. е. в северной стороне, на севере.

Утренняя заря не может вставать на северной стороне неба; мы знаем, что солнце всходит на востоке, а не на севере. Так где ж, природа, твой закон, если заря вдруг поднимается с полночных стран, с севера?! Это же противоестественно, «незаконно»!

— Догадываетесь, какое природное явление Ломоносов называет зарею? (Северное сияние)

Читаем следующие две строчки.

Не солнце ль ставит там свой трон?

Не льдисты ль мещут огнь моря?

— К какому существительному относится усеченное прилагательное льдисты? (Моря.) Огнь — древнерусская форма… какого с л ов а? (Огонь.)

Солнце ставит свой трон, чтобы «царствовать», управлять природным явлением. Это первое предположение о причине северных сияний.

— Следующее предположение… какое? (Не льдисты ль мещут огнь моря?) В основе этого предположения лежит, очевидно, тот факт, что сияния наблюдаются на севере, над льдистыми морями.

Читаем следующие две строчки. Се значит «вот».

Се хладный пламень нас покрыл!

Се в ночь на землю день вступил!

— Хладный — старославянское слово. Как скажем по-русски? (Холодный.)

Приступаем к чтению следующей строфы. Предварительно поясню несколько слов.

Естество — это слово мы уже встречали, что оно означает? (Природа.) Существительное устав родственно глаголам уставить, установить и имеет значение «правило», «закон». Так, например, свод армейских правил и законов и теперь называется уставом, точнее, воинским уставом. Зрак — старославянское слово, переводится как «взгляд, взор, зрение». Глагол мятет в наше время не употребляется, но сохранились родственные ему слова смятение, мятущийся. Смятение означает «душевное волнение, растерянность». При чтении стихотворения глагол следует произносить так: мя[т’эт], чтобы сохранить рифму.

— Я читаю строфу, вы следите за мной тексту.

О вы, которых быстрый зрак

Пронзает в книгу вечных прав,

Которым малый вещи знак

Являет естества устав!

Вам путь известен всех планет, —

Скажите, что нас так мятет?

— Скажите, к какому существительному относится прилагательное малый? (Знак.) Следовательно, эту фразу надо понимать так: «О вы, которым малый знак вещи показывает закон природы». На одном интересном факте проясню смысл сказанного

Сохранилось предание, будто бы Ньютон открыл закон всемирного тяготения, наблюдая падение яблока с яблони. Рассуждал он, вероятно, так. Если яблоко летит к земле, значит планета Земля притягивает к себе это яблоко. Но и яблоко в таком случае должно притягивать к себе планету Земля, так как оба они являются материальными телами и должны быть равны перед законом. Ньютон в малом знаке вещи — в падении яблока — своим быстрым зраком усмотрел устав природы, проник в книгу вечных прав.

Что тонкий пламень в твердь разит?

Как молния без грозных туч

Стремится от земли в зенит?

Как может быть, чтоб мерзлый пар

Среди зимы рождал пожар?

— Какое лексическое значение имеет глагол зыблет ? Родственными словами ему являются существительное зыбь, прилагательное зыбкий. Зыбь означает «легкое волнение на поверхности воды», зыбкий — «находящийся в состоянии зыби, колеблющийся». Как надо понимать глагол зыблет! («Колеблет, приводит в постоянное движение».)

— В следующей строке мы встречаем устаревшее слово тверд.ь Назовите однокоренное прилагательное к этому слову . (Твердый.) Устаревшее слово твердь означает «твердое основание». В выражении земная твердь оно означает «суша», в выражении небесная твердь означает «небо». Напомню, лучи северного сияния стремятся ввысь. Скажите, в каком значении — «суша» или «небо» здесь употреблено слово твердь? (Небо.)

— Вернемся к первой строчке. К какому существительному относится прилагательное ясный? (Луч.) Если в предложении поменять местами слова ясный и ночью, т. е. расставить слова синтаксически правильно, звучание стиха не нарушится. Проверим это. Прочитаем первую строчку, поменяв местами слова ясный и ночью…

— Почему же Ломоносов нарушает обычный порядок слов? При «неправильном» порядке слов возникает необходимость четко отделять едва заметной паузой слово от слова. При таком чтении каждое слово выделяется, повышается его смысловая весомость. Характер же читательского исполнения первой строки сохраняется и далее, до конца строфы.

В следующей строфе М. В. Ломоносов высказывает предположения о причине северного сияния:

Там спорит жирна мгла с водой;

Иль солнечны лучи блестят,

Склонясь сквозь воздух к нам густой;

Иль тучных гор верхи горят;

Иль в море дуть престал зефир,

И гладки волны бьют в эфир.

Согласно старинным учениям, все мировое пространство заполнено особой средой — эфиром. Греческим же словом зефир называют легкий ветерок. Море успокоилось, и волны стали «гладкими», потому что перестал дуть зефир. Такие волны «бьют в эфир» и вызывают его свечение.

Приступаем к чтению последней строфы стихотворения.

Окрест — значит «вокруг, кругом, около». Отсюда и существительное окрестность.

Сомнений полон ваш ответ

О том, что окрест ближних мест.

Скажите ж, коль пространен свет?

И что малейших дале звезд?

С вопросами, от которых « мысльми утомлен», ученый и поэт снова обращается к тем премудрым, «которых быстрый зрак пронзает в книгу вечных прав». Он спрашивает: что малейших дале звезд?

— Подумайте и догадайтесь, какие звезды кажутся нам малейшими, т. е. самыми слабыми? (Слабыми кажутся нам наиболее удаленные звезды.)

Ломоносов спрашивает, а скорее всего, сам ищет ответ на вопросы: что малейших дале звезд? коль пространен свет?

Выражение коль пространен понятно? Подберите родственное слово прилагательному пространен. (Пространство.)

Сомнений полон ответ о природе северных сияний, хотя они возникают «окрест ближних мест» и доступны наблюдению. Так можно ли знать о том, что дале малейших звезд, можно ли сказать, коль пространен свет?

Несведом тварей вам конец?

— Непонятно? Сейчас помогу проникнуть в смысл сказанного.

Прочитаем последнюю строчку стихотворения

Скажите ж, коль велик творец?

Слова величество, величие — старославянские. Они имеют общий корень с прилагательным великий, в краткой форме — велик. Однокоренные слова величество и велик в данном случае близки по смыслу и заключают стихотворение в рамку. В заголовке указывается цель повествования (о Божием Величестве), в заключительной фразе содержится главный вывод из сказанного (коль (как) велик Творец). Этот вывод дается в форме риторического вопроса, т. е. такого вопроса, который не требует ответа, потому что ответ заключен в самом вопросе:

Скажите ж, коль велик творец?

V. Этап систематизации и обобщения изученного

А теперь еще раз прослушайте стихотворение М. В. Ломоносова.

— Что нового вы узнали на уроке?

— Что ещё хотели бы узнать?

— Над чем вы задумались, уходя с урока?

VI. Этап информации о домашнем задании

1. Подготовить выразительное чтение и анализ стихотворения «Вечернее размышление…».

2. Особое задание (выполняется по желанию обучающихся): напишите мини-сочинение-рассуждение на темы: «Роль риторических вопросов в стихотворении «Вечернее размышление…» или «Какова роль наук в развитии общества? (Цитаты из «Оды на день восшествия на…»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *