О красном вечере задумалась дорога о чем стих
Сергей Есенин — О красном вечере задумалась дорога: Стих
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.
Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зеленая из розовой печи.
Кого-то нет, и тонкогубый ветер
О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.
Кому-то пятками уже не мять по рощам
Щербленый лист и золото травы.
Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
Целует клюв нахохленной совы.
Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,
Дорога белая узорит скользкий ров…
И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров.
Анализ стихотворения «О красном вечере задумалась дорога» Есенина
Есенин был непревзойденным мастером в художественном описании деревенского пейзажа. Его стихотворения о родной природе считаются классикой пейзажной лирики. Стихотворение «О красном вечере задумалась дорога…» (1916 г.) в очередной раз подтвердило огромный талант Есенина. В нем лирическое изображение природы сочетается с личными переживаниями поэта.
Для поэзии Есенина характерно одухотворение всей природы. Он добивается этого путем использования необычных сравнений и метафор, усиленных красочными эпитетами. В произведении оживает весь окружающий наблюдателя деревенский мир («задумалась дорога», «изба-старуха… жует», «осенний холод… крадется»). Автор замечает, что природа в отсутствие человека живет своей жизнью. Разгадать и понять эту тайну способен только ребенок.
Есенин считает, что его переезд в Москву не так важен, потому что он всегда чувствует мысленную связь с оставленной родиной. Гораздо большее значение имеет то, что поэт повзрослел и уже не может относиться к жизни с детской непосредственностью. Поэтому в стихотворении появляется печальный мотив безвозвратной утраты. Поэту очень жаль быстро промелькнувших детских лет. Он намеренно говорит о себе в третьем лице («кого-то нет», «о ком-то», «кому-то»). Тем самым Есенин подчеркивает, что повзрослев, человек становится совершенно другим. Он может чувствовать себя прежним, но даже природа не признает в нем ребенка.
Автор понимает, что стал чужим для родных мест. Прошлого не вернуть. В конце стихотворения он уже не упоминает о себе, предоставляя место вечной и неизменной природе. Люди рождаются и умирают, а «дорога белая» остается такой же, как и сотни лет назад. «Кивающие коровы» не обращают никакого внимания на человеческую суету. Находясь в «покое и дреме», они намного ближе людей приблизились к пониманию вечного закона мироздания.
Анализ стихотворения «О красном вечере задумалась дорога» Есенина
Всего получено оценок: 10.
Всего получено оценок: 10.
Признанный мастер пейзажной лирики, Сергей Александрович Есенин всегда с большой любовью описывал красоту русской природы. Одной из его ярких работ на эту тему стало стихотворение «О красном вечере задумалась дорога». Предлагаем к рассмотрению краткий анализ «О красном вечере задумалась дорога» по плану, которой рекомендуется использовать при подготовке к уроку литературы в 6 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением О красном вечере задумалась дорога.
История создания – Стихотворение написано в 1916 году, опубликовано в 1918 году в сборнике «Голубень».
Тема стихотворения – Любовь к родной земле.
Композиция – Кольцевая композиция.
Жанр – Лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – Пятистопный ямб с использованием перекрестной рифмовки.
Метафоры – «узорит скользкий ров», «мякиш тишины».
Эпитеты – «тонкогубый ветер», «тягучий вздох», «нахохленной совы».
Олицетворения – «охает солома», «вздох целует».
Сравнения – «изба – старуха».
История создания
Переезд Есенина из деревни в Петербург сулил заманчивые перспективы, открывал необъятные горизонты для развития творчества. Однако молодой поэт всегда скучал по родной деревне, её незамысловатым, но таким любимым пейзажам.
Особенно сильным был контраст с шумным и суетным Петербургом, и Есенин часто испытывал потребность хотя бы на бумаге излить любовь к родным местам и вновь прочувствовать всю прелесть деревенского быта, природы своего родного края.
Так в 1916 году появилось стихотворение «О красном вечере задумалась дорога». Изначально поэт собирался опубликовать его вместе с другими пятью произведениями в газете «Биржевые ведомости», но в последний момент передумал и отменил публикацию. Стихотворение было напечатано позже, в 1918 году в сборнике «Голубень».
Центральная тема произведения – любовь к родной земле. Осенний вечер в деревне навевает дорогие сердцу воспоминания об ушедшем детстве и юности, когда жизнь казалась такой простой и ясной.
Деревенский быт и пейзаж одухотворены и обладают чертами живых существ. Это говорит о том, насколько они любимы лирическим героем, который в каждой детали, в каждой мелочи видит необъяснимое очарование.
Мягко крадущаяся осень наталкивает на размышления о потерях. Увядание в природе и утрата близких людей являются звеньями одной цепи, однако нужно находить в себе силы, чтобы жить дальше, видеть прекрасное даже в увядании.
Композиция
Произведение состоит из пяти строф, в каждой из которых лирический герой описывает те картины, которые он мысленно видит перед собой, будто сам прохаживается по деревне.
В первой строфе – это дорога, кусты, обычная деревенская изба. Во второй картине мир показан глазами « желтоволосого отрока », рассматривающего двор. В этой строфе заключены воспоминания о детстве самого автора.
Третья строфа – ключевая, центральная, в которой сосредоточен весь уклад деревенской жизни. Главный образ – печь, символизирующая собой домашний очаг.
В четвёртой строфе лирический герой выражает печаль по ушедшему времени.
Пятая строфа создаёт композиционное кольцо, замыкаясь, таким образом, на первой строфе. Всё та же бесконечная дорога, которая привела героя к избе, уводит его прочь из родных мест.
Стихотворный размер – пятистопный ямб с использованием перекрестной рифмовки.
Произведение написано в жанре лирического стихотворения. Оно пронизано чувствами и переживаниями лирического героя, который тоскует о своей прошлой жизни в деревне, о тех временах, когда был молод и счастлив.
Средства выразительности
Для придания выразительности произведению Есенин мастерски использует широкий спектр художественных средств. Среди них метафоры (« узорит скользкий ров», «мякиш тишины »), эпитеты (« тонкогубый ветер», «тягучий вздох», «нахохленной совы »), олицетворения (« охает солома», «вздох целует »), сравнения (« изба – старуха »).
Стихотворение и анализ «О красном вечере задумалась дорога…»
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.
Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зеленая из розовой печи.
Кого-то нет, и тонкогубый ветер
О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.
Кому-то пятками уже не мять по рощам
Щербленый лист и золото травы.
Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
Целует клюв нахохленной совы.
Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,
Дорога белая узорит скользкий ров…
И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров.
Краткое содержание
В. Егоркин. Родные просторы. 2013
Есенин в первой строфе описывает вечер, горящий красным цветом: отсвет заходящего за горизонт солнца резко сменяется на картину ярко-красного куста рябины. Из следующей строфы мы узнаём: красный цвет меняется на жёлтый. Это означает угасание вечера. С мглою подкрадывается холод осени. Но поэт видит, что вдали всё ещё видны солнечные лучи. Последняя строфа описывает третью фазу заката, когда всё солнце поглощается тучами. Есенин выразительно и лирично раскрывает многогранность осеннего вечера.
История создания
Молодой поэт, уехав из родного села Константиново в Петербург, рассчитывал на открытие новых творческих горизонтов. Но, развиваясь творчески, он испытывал сильную тоску по отчему дому, деревне и свойственным ей пейзажам. Поэт ощущал сильнейший контраст своих воспоминаний с суетливым, многолюдным Питером.
Желая передать посредством бумаги свои чувства, Есенин, в 1916 году пишет это стихотворение. Сначала он намеревался издать его совместно с прочими пятью стихотворениями на страницах ежедневника «Биржевые ведомости», но неожиданно решил отказаться от публикации. Произведение увидело свет, спустя два года, войдя в книгу «Голубень».
Жанр, направление, размер
Произведение является образцом пейзажной лирики с элементами идиллии и элегии. Произведение написано размером пятистопный ямб. Автор использовал перекрёстную рифмовку.
Композиция
В состав произведения входят пять строф. Каждая строфа представляет собой описание картин окружающей природы:
Образы и символы
Вся образная система построена на «фундаменте» олицетворений: в селе всё живо (ветер шепчет и пр.). Рассмотрим несколько ключевых образов:
Темы и настроение
Главная тема стихотворения – любовь к родной земле. Деревенская жизнь и природа одухотворены, они наделены чертами живых существ. Лирический герой в каждой детали, в каждой мелочи видит невероятное очарование. Произведение оставляет впечатление светлой грусти, заставляет нас задуматься о законах природы, о будущем.
Основная идея
Средства выразительности
Чтобы придать произведению большую выразительность, Есенин использует следующие тропы:
Анализ стихотворения «О красном вечере задумалась дорога» Есенина
Признанный мастер пейзажной лирики, Сергей Александрович Есенин всегда с большой любовью описывал красоту русской природы. Одной из его ярких работ на эту тема стало стихотворение «О красном вечере задумалась дорога». Предлагаем к рассмотрению краткий анализ «О красном вечере задумалась дорога» по плану, которой рекомендуется использовать при подготовке к уроку по литературе в 6 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением О красном вечере задумалась дорога.
История создания – Стих написан в 1916 году, опубликован в 1918 году в сборнике «Голубень».
Тема стихотворения – Любовь к родной земле.
Композиция – Кольцевая композиция.
Жанр – Пейзажная лирика.
Стихотворный размер – Пятистопный ямб с использованием перекрестной рифмовки.
Метафоры – «узорит скользкий ров», «мякиш тишины».
Эпитеты – «тонкогубый», «тягучий», «нахохленный».
Олицетворения – «охает солома», «вздох целует».
Сравнения – «изба – старуха».
Средства выразительности
Для придания выразительности произведению Есенин мастерски использует широкий спектр художественных средств. Среди них метафоры («узорит скользкий ров», «мякиш тишины»), эпитеты («тонкогубый», «тягучий», «нахохленный»), олицетворения («охает солома», «вздох целует»), сравнения («изба – старуха»).
Анализ стихотворений«Посмотри – какая мгла» анализ стихотворения Полонского по плану кратко – тема, эпитеты, метафоры, идея
Анализ стихотворений«Пороша» анализ стихотворения Есенина по плану кратко – эпитеты, метафоры, рифма, лирический герой
История создания
Переезд Есенина из деревни в Петербург сулил заманчивые перспективы, открывал необъятные горизонты для развития творчества. Однако молодой поэт всегда скучал по родной деревушке, ее незамысловатым, но таким любимым пейзажам.
Особенно сильным был контраст с шумным и суетным Петербургом, и Есенин часто испытывал потребность хотя бы на бумаге излить и вновь прочувствовать всю прелесть деревенского быта, природы своего родного края.
Так в 1916 году появилось стихотворение «О красном вечере задумалась дорога». Изначально поэт собирался опубликовать его вместе с другими пятью произведениями в газете «Биржевые ведомости», но в последний момент передумал и отменил публикацию. Стихотворение было напечатано позже, в 1918 году в сборнике «Голубень».
Тропы и образы
В основе всей образной системы стихотворения лежит олицетворение. В деревне, на родине лирического героя, живо всё. Дорога задумалась, зола обнимает трубу, ветер шепчет, вздыхает, целует клюв совы. Но явления природы и предметы не просто живы. Они антропоморфны и имеют определённые черты человеческого характера. Старуха сравнивается с избой (приложение изба-старуха), у неё есть челюсть (это порог), которым она «жуёт пахучий мякиш тишины».
Осенний холод крадётся ласково и кротко (наречные эпитеты), ветер тонкогубый (эпитет). Тонкие губы нужны для свиста, а ещё злые люди часто поджимают губы. Может быть, ветер сердит на того, кто сгинул в ночи? В то же время, именно его тягучий вздох (эпитет) целует клюв нахохленной (эпитет), видимо, от ветра, совы. Вздох ветра начинает жить в стихотворении отдельной жизнью, он ныряет звоном тощим (метафора и метафорический эпитет).
Даже коровы кивают не просто так, а будто бы одобряя поступок лирического героя.
В образной системе языка важны цвета, звуки, запахи, даже вкус. Начало и конец стихотворения тонут во мраке (сравнительные степени прилагательных «кусты рябин туманней глубины» – «всё гуще хмарь»). От начала стихотворения к концу мрак всё сгущается. Вечер перестаёт быть красным, небо тухнет. Дорога в сумраке кажется белой. Метафора узорит скользкий ров связана с каким-то промыслом, женской тоскливой работой (шитьём или вышиванием).
Ещё два символа стихотворения сосредоточены в образах желтоволосого отрока и старухи-избы. Это воплощение детства и старости, сыновства и материнства, непрерывности жизни.
Неясные и туманные цвета начала и конца стихотворения в середине переходят в яркие и как бы овеществляются. Синь стекла – воплощение неба, желтоволосый отрок – символ самой жизни, зреющих хлебов. Чёрные галки оттеняют эти яркие краски и контрастируют с модернистским описанием печи. Свет излучает не только печь, но и глаза отрока (лучит глаза), и белая дорога.
Тихие звуки вечера (метафора мякиш тишины) в стихотворении прерываются шёпотом ветра, вздыхающим овсом на губах коров. Резкие галочьи вскрики – самый громкий вечерний звук. Он появляется в середине стихотворения вместе с яркими красками. Но конец стихотворения тоже тонет в тишине: «клюв нахохленной совы» закрыт.
Неологизмы стихотворения созданы по существующей словообразовательной модели: хмарь, лучит, узорит.
Ассонанс и аллитерация рисуют звуки природы. Например, повторение звуков ш, ч в третьей и четвёртой строчке первой строфы – материальное воплощение тишины.
Центральная тема произведения – любовь к родной земле. Осенний вечер в деревне навевает дорогие сердцу воспоминания об ушедшем детстве и юности, когда жизнь казалась такой простой и ясной.
Деревенский быт и пейзаж одухотворены и обладают чертами живых существ. Это говорит о том, насколько они любимы лирическим героем, который в каждой детали, в каждой мелочи видит необъяснимое очарование.
Мягко крадущаяся осень наталкивает на размышления о потерях. Увядание в природе и утрата близких людей являются звеньями одной цепи, однако нужно находить в себе силы, чтобы жить дальше, видеть прекрасное даже в увядании.
Литературное направление и жанр
В 1916 г. Есенин сблизился с группой поэтов, которые впоследствии были названы новокрестьянскими. Это не было в прямом смысле слова литературное направление, у новокрестьянских поэтов не было ни манифеста, ни общей программы. Их объединяла крестьянская тематика творчества. Кроме того, Есенин и его старший наставник Клюев читали свои стихи в традиционных и несколько театральных крестьянских нарядах. Критики обвиняли Есенина в том, что стихотворения поэта – «утрированный лубок, пряник в сусальном золоте».
Жанр стихотворения – пейзажная лирика, в нём есть элементы идиллии и элегии. То есть стихотворение наполнено тоской по ушедшей идеальной жизни в деревне, лирический герой сожалеет о потере.
Композиция
Произведение состоит из пяти строф, в каждой из которых лирический герой описывает те картины, которые он мысленно видит перед собой, будто сам прохаживается по деревне.
В первой строфе – это дорога, кусты, обычная деревенская изба. Во второй картине мир показан глазами «желтоволосого отрока», рассматривающего двор. В этой строфе заключены воспоминания о детстве самого автора.
Третья строфа – ключевая, центральная, в которой сосредоточен весь уклад деревенской жизни. Главный образ – печь, символизирующая собой домашний очаг.
В четвертой строфе лирический герой выражает печаль по кому-то, кто по какой-то неведомой причине отсутствует в этой идиллической картине.
Пятая строфа создает композиционное кольцо, замыкаясь, таким образом, на первой строфе. Все та же бесконечная дорога, которая привела героя к избе, уводит его прочь из родных мест.
«О красном вечере задумалась дорога…» анализ стихотворения Есенина
История создания
к родной природе и яркую образность, поэтическое новаторство, присущее поэтам начала 20 в.
Литературное направление и жанр
В 1916 г. Есенин сблизился с группой поэтов, которые впоследствии были названы новокрестьянскими. Это не было в прямом смысле слова литературное направление, у новокрестьянских поэтов не было ни манифеста, ни общей программы. Их объединяла крестьянская тематика творчества.
Кроме того, Есенин и его старший наставник Клюев читали свои стихи в традиционных и несколько театральных крестьянских нарядах. Критики обвиняли Есенина в том, что стихотворения поэта — «утрированный лубок, пряник
в сусальном золоте».
Жанр стихотворения — пейзажная лирика, в нем есть элементы идиллии и элегии. То есть стихотворение наполнено тоской по ушедшей идеальной жизни в деревне, лирический герой сожалеет о потере.
Тема, основная мысль и композиция
Тема стихотворения — осенний вечер в деревне, грезы-воспоминания о прошлом, о родине и детстве. И пейзаж, и деревенский был одухотворены и оживлены. Основная мысль стихотворения связана с его настроением.
Композиция стихотворения подчинена основной мысли. Стихотворение состоит из 5 строф. В каждой строфе лирический герой пристально смотрит на разные объекты, как будто проходит по деревне. В первой строфе внимание сосредоточено на дороге, кустах, потом на избе.
Во второй строфе мир виден глазами желтоволосого отрока, который из окна избы рассматривает двор и игру галок. Это детство самого лирического героя.
Третья, центральная строфа — сердце стихотворения. Печь традиционно считается самым главным элементом избы. В ней сосредоточена вся деревенская жизнь. Взгляд на ее розовое нутро и на зеленую золу, выпадающую из нее, вызывает у лирического героя печальные мысли о ком-то, кто отсутствует в данной идиллической картинке.
Этот отсутствующий человек не обязательно мертв, он просто перестал быть частью сельского пейзажа, оторвался от родной природы, родного двора и избы: «Кому-то пятками уже не мять по рощам Щербленный лист и золото травы». Четвертая строфа — плач по ушедшему человеку, «тяжелый вздох» по нему самой природы, ветра.
Пятая строфа образует композиционное кольцо с первой. Та же дорога, которая мысленно привела лирического героя в родную избу, в его прошлое, уводит его прочь. А в родном дворе остается все по-прежнему.
Тропы и образы
В основе всей образной системы стихотворения лежит Олицетворение. В деревне, на родине лирического героя, живо все. Дорога задумалась, зола обнимает трубу, ветер шепчет, вздыхает, целует клюв совы. Но явления природы и предметы не просто живы. Они антропоморфны и имеют определенные черты человеческого характера.
Даже коровы кивают не просто так, а будто бы одобряя поступок лирического героя.
Еще два символа стихотворения сосредоточены в образах желтоволосого отрока и старухи-избы. Это воплощение детства и старости, сыновства и материнства, непрерывности жизни.
Неясные и туманные цвета начала и конца стихотворения в середине переходят в яркие и как бы овеществляются. Синь стекла — воплощение неба, желтоволосый отрок — символ самой жизни, зреющих хлебов. Черные галки оттеняют эти яркие краски и контрастируют с модернистским описанием печи.
Тихие звуки вечера в стихотворении прерываются шепотом ветра, вздыхающим овсом на губах коров. Резкие галочьи вскрики — самый громкий вечерний звук. Он появляется в середине стихотворения вместе с яркими красками.
Но конец стихотворения тоже тонет в тишине: «клюв нахохленной совы» закрыт.
Неологизмы стихотворения созданы по существующей словообразовательной модели: хмарь, лучит, узорит.
Ассонанс и аллитерация рисуют звуки природы. Например, повторение звуков ш, ч в третьей и четвертой строчке первой строфы — материальное воплощение тишины.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано пятистопным ямбом, женская рифма чередуется с мужской, рифмовка перекрестная.
Анализ стиха «О красном вечере задумалась дорога» Есенина
Признанный мастер пейзажной лирики, Сергей Александрович Есенин всегда с большой любовью описывал красоту русской природы. Одной из его ярких работ на эту тему стало стихотворение «О красном вечере задумалась дорога».
Сочинение, а также краткий и полный анализ «О красном вечере задумалась дорога» можно использовать на уроке литературы в 6–7 классах, чтобы дать школьникам представление об этом произведении.
Текст стиха «О красном вечере задумалась дорога»
Сергей Есенин
О красном вечере задумалась дорога
О красном вечере задумалась дорога,
Кусты рябин туманней глубины.
Изба-старуха челюстью порога
Жует пахучий мякиш тишины.
Осенний холод ласково и кротко
Крадется мглой к овсяному двору;
Сквозь синь стекла желтоволосый отрок
Лучит глаза на галочью игру.
Обняв трубу, сверкает по повети
Зола зеленая из розовой печи.
Кого-то нет, и тонкогубый ветер
О ком-то шепчет, сгинувшем в ночи.
Кому-то пятками уже не мять по рощам
Щербленый лист и золото травы.
Тягучий вздох, ныряя звоном тощим,
Целует клюв нахохленной совы.
Все гуще хмарь, в хлеву покой и дрема,
Дорога белая узорит скользкий ров…
И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров.
Краткий анализ произведения
Описанный в стихотворении осенний деревенский вечер контрастирует с жизнью Есенина в большом городе (в 1916 г. он живёт в Петербурге). Очевидно, молодой человек скучал по родине и по прежнему образу жизни.
Сознание Есенина странно сочетало крестьянские ценности, любовь к родной природе и яркую образность, поэтическое новаторство, присущее поэтам начала 20 в.
Анализ стиха «О красном вечере задумалась дорога»
Главное чувство, лежащее в основе поэзии С. Есенина, — любовь. Любовь, сострадание и милосердие ко всему сущему на земле. Художественный мир его стихов необычайно ярок, красочен, звучен.
Лирический герой испытывает чувство восторга и наивного детского удивления перед красотой и таинственностью мира. Стихотворение «О красном вечере задумалась дорога» поражает прежде всего необычностью цветовых эпитетов, их яркостью и свежестью.
Красный вечер, синь стекла, желтоволосый отрок, зола зелёная из розовой печи, золото травы, дорога белая – семь цветов, с помощью которых поэт творит свой иконостас – картину осеннего вечера.
Всё в этой картине поражает покоем, гармонией, умиротворённостью, чувством какого-то благоговения грустной нежности перед мирной деревенской тишиной.
Всё в этой картине живёт, движется, мыслит, чувствует, всё одухотворено и очеловечено. Дорога задумалась. С помощью этого олицетворения раскрывается основной мотив лирики Есенина – тоска земли по небу и мечта о воссоединении с ним. Образ избы персонифицирован:
Изба в мифологии Есенина соединяет землю и небо. Метафора «Пахучий мякиш тишины» — это синтез трёх человеческих чувств: обоняния, осязания и слуха.
Многоцветная картина осеннего вечера дополняется мотивом неопределённости, расплывчатости, неясности мира природы: Кусты рябин туманней глубины. Это сравнение характерно для поэтики Есенина: конкретное сравнивается с отвлечённым. «Мгла» осеннего холода, «хмарь» в хлеву создают ощущение таинственности и загадочности мира.
В центральной части стихотворения желтоволосый отрок противопоставлен кому-то «сгинувшему в ночи».
В этих двух образах заключена метафора жизни, а также движение есенинского лирического героя от созерцания к странничеству, от жизни к смерти. Глагол «лучит» удивительно точно передаёт внутреннее состояние «желтоволосого отрока».
Мы так и видим эти лучистые детские глаза, которые с чистой непосредственностью, восторгом и удивлением созерцают красоту вечера «сквозь синь стекла». Отрок начинает жить, с радостным любопытством вглядываясь в окружающий мир. А кого-то уже нет, он «сгинул в ночь».
Щерблёный лист и золото травы.
Картину осеннего вечера в конце стихотворения дополняют звуковые образы – не резкие, а нежные, грустные, приглушённые, протяжные:
Целует клюв нахохленной совы…
И нежно охает ячменная солома,
Свисая с губ кивающих коров.
Всё в этой картине благостно, кротко, ласково, всё живёт в каком-то любовном чувстве всего друг к другу: зола обнимает печь, вздох целует клюв совы, солома нежно охает, коровы кивают словно в знак согласия, приятия мира. Опоэтизирована крестьянская изба, сам быт русской деревни.
Есенин – поэт обладает удивительной способностью: он умеет в простом и обыденном увидеть красоту.
Труба, овсяный двор, поветь (помещение под навесом на крестьянском дворе), зола, печь, хлеб, ячменная солома – всё это предметы и реалии крестьянского быта. Они с любовью и нежностью опоэтизированы поэтом, наделены человеческой душой, наполнены какой-то особенной красотой.
Пейзажное стихотворение перерастает в философские размышления о красоте мира и краткости жизни.
Подробный анализ стихотворения
История создания
Переезд Есенина из деревни в Петербург сулил заманчивые перспективы, открывал необъятные горизонты для развития творчества. Однако молодой поэт всегда скучал по родной деревне, её незамысловатым, но таким любимым пейзажам.
Особенно сильным был контраст с шумным и суетным Петербургом, и Есенин часто испытывал потребность хотя бы на бумаге излить любовь к родным местам и вновь прочувствовать всю прелесть деревенского быта, природы своего родного края.
Так в 1916 году появилось стихотворение «О красном вечере задумалась дорога». Изначально поэт собирался опубликовать его вместе с другими пятью произведениями в газете «Биржевые ведомости», но в последний момент передумал и отменил публикацию. Стихотворение было напечатано позже, в 1918 году в сборнике «Голубень».
Тема
Центральная тема произведения – любовь к родной земле. Осенний вечер в деревне навевает дорогие сердцу воспоминания об ушедшем детстве и юности, когда жизнь казалась такой простой и ясной.
Деревенский быт и пейзаж одухотворены и обладают чертами живых существ. Это говорит о том, насколько они любимы лирическим героем, который в каждой детали, в каждой мелочи видит необъяснимое очарование.
Мягко крадущаяся осень наталкивает на размышления о потерях. Увядание в природе и утрата близких людей являются звеньями одной цепи, однако нужно находить в себе силы, чтобы жить дальше, видеть прекрасное даже в увядании.
Композиция
Произведение состоит из пяти строф, в каждой из которых лирический герой описывает те картины, которые он мысленно видит перед собой, будто сам прохаживается по деревне.
Стихотворный размер – пятистопный ямб с использованием перекрестной рифмовки.
Жанр
Произведение написано в жанре лирического стихотворения. Оно пронизано чувствами и переживаниями лирического героя, который тоскует о своей прошлой жизни в деревне, о тех временах, когда был молод и счастлив.
Средства выразительности
Для придания выразительности произведению Есенин мастерски использует широкий спектр художественных средств. Среди них метафоры («узорит скользкий ров», «мякиш тишины»), эпитеты («тонкогубый ветер», «тягучий вздох», «нахохленной совы»), олицетворения («охает солома», «вздох целует»), сравнения («изба – старуха»).
Сочинение о стихе О красном вечере задумалась дорога
Есенин был непревзойденным мастером в художественном описании деревенского пейзажа. Его стихотворения о родной природе считаются классикой пейзажной лирики. Стихотворение «О красном вечере задумалась дорога…» (1916 г.) в очередной раз подтвердило огромный талант Есенина. В нем лирическое изображение природы сочетается с личными переживаниями поэта.
Для поэзии Есенина характерно одухотворение всей природы. Он добивается этого путем использования необычных сравнений и метафор, усиленных красочными эпитетами. В произведении оживает весь окружающий наблюдателя деревенский мир («задумалась дорога», «изба-старуха… жует», «осенний холод… крадется»).
Автор замечает, что природа в отсутствие человека живет своей жизнью. Разгадать и понять эту тайну способен только ребенок.
Есенин считает, что его переезд в Москву не так важен, потому что он всегда чувствует мысленную связь с оставленной родиной. Гораздо большее значение имеет то, что поэт повзрослел и уже не может относиться к жизни с детской непосредственностью. Поэтому в стихотворении появляется печальный мотив безвозвратной утраты.
Поэту очень жаль быстро промелькнувших детских лет. Он намеренно говорит о себе в третьем лице («кого-то нет», «о ком-то», «кому-то»). Тем самым Есенин подчеркивает, что повзрослев, человек становится совершенно другим. Он может чувствовать себя прежним, но даже природа не признает в нем ребенка.
Автор понимает, что стал чужим для родных мест. Прошлого не вернуть. В конце стихотворения он уже не упоминает о себе, предоставляя место вечной и неизменной природе. Люди рождаются и умирают, а «дорога белая» остается такой же, как и сотни лет назад.
«Кивающие коровы» не обращают никакого внимания на человеческую суету. Находясь в «покое и дреме», они намного ближе людей приблизились к пониманию вечного закона мироздания.
В стихотворении «О красном вечере задумалась дорога…» Есенин размышляет о бренности человеческой жизни. Поэт уже добился славы и известности, многое совершил в жизни, но при этом осознает, что потерял нечто более ценное.
Читайте также: Анализ стихотворения «Быть поэтом значит то же» С. Есенина.
В 1916 году Есенин написал стихотворение «О красном вечере задумалась дорога…», которое пополнило коллекцию произведений автора, посвященных родному краю. Поэту с присущей ему образностью и романтизмом удалось запечатлеть смену времен года и показать, как неслышной поступью приходит красавица-осень.