О громова сахарный ребенок о чем
Краткое содержание Сахарный ребенок Ольги Громовой
Стелла – это девочка, которая была маленькой, и она жила в квартире вместе со своей мамой, также и с папой. Родители девочки всегда были просто отличными людьми, так как они, будучи занятыми, все равно умудрялись сделать деть девочки более радостным и веселым. Они всегда находили время пообщаться со своей маленькой дочуркой, то есть порасказывать ей сказки, спеть песни и конечно, поиграть с ней.
Но однажды случилось такое происшествие, которое навсегда изменило жизнь девочки, да и родителей тоже, навсегда. Когда-то девочка, будучи еще маленькой, проснулась, и увидела, как ее мама зашивает почему-то игрушки ее, которые были разорваны. На самом деле произошло то, что отца девочки просто-напросто оклеветали, но полиция все равно забрала ее отца. Был в доме обыск, пока девочка Стелла спал уютно в своей кроватке. Но только через год выяснилось, что отец дочки был не виноват ни в чем, и на него просто наклеветали завистники. Но это ничего не изменило.
И жизнь девочки была вовсе не сахар, ведь на спине можно было редко увидеть рубцы от заживающих шрамов. Вообще, раньше девочка с трех лет своей жизни изучала разные языки, и теперь она старалась с мамой выучить язык местного населения. Она быстро подружилась с другими детьми, и ее стали звать все вокруг – скорочено, Эля. Она играла на улице, каталась на лошади, а вернее училась. Но это были не такие уж частные случаи, ведь ей приходилось еще и помогать маме.
А потом была война 1941 года. Когда она прошла вместе с голодом, Эля пошла все-таки в десятый класс, но оценки она получала плохие, так как, несмотря на то, что училась хорошо, все учителя помнили ее прошлое. После окончания школы, Эля все же поступила в техникум сельскохозяйственный. А потом, их оправдали. Но отец так и не вернулся домой, потому что вскоре пришла записка, что он умер еще до войны.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Сейчас читают
Молодая привлекательная женщина Мирандолина получила от отца в наследство гостиницу во Флоренции. Управлять гостиницей ей помогает Фабрицио.
Баптиста – это очень состоятельный житель Падуи, где он живет вместе со своей семьей. Но семья состоит только из него и его двух дочерей. Обе сестры – хороши, но совсем разные. Разные не только внешностью, но и характером
Семья Турбиных находится в квартире, на улице – уже вечер, темно, и только в доме светло, потому что горит электричество. Огонь в камине пылает, а часы как раз в тот момент бьют девять часов.
В одной немецкой деревушке проживал сапожных дел мастер. Изготовлял он очень хорошую и качественную обувь. Все хвалили сапожника, людям нравилась отличная работа мастера.
На юге Франции стоял старинный замок. В нём жила Иоланта, дочь короля Прованса. Юная девушка с рождения была слепой, но даже не догадывалась об этом. Иоланта была обручена с герцогом Робертом Бургунским
Ольга Громова — Сахарный ребенок:
Краткое содержание
Эля Нудольская жила в Москве с папой Натаном, мамой-агрономом Юлией и доброй няней Полей. В их семье любили стихи, музыку, немецкий и французский языки. Девочку учили, что «хороший человек умеет все делать сам, ничего не боится, умеет терпеть», любит Родину, всем помогает, и что «свободного душой человека рабом сделать нельзя». Эти правила помогли ей выжить, когда сослали отца, и в 5 лет «кончилось детство»: в 1937 году ее с мамой, как семью «врага народа», выслали в Киргизию.
Мама, хоть и была инвалидом, хромала, не сдалась. Обе не озлобились на людей. А ведь один охранник сломал Эле нос и челюсть, когда она хотела сорвать тюльпан за колючей проволокой. Зато начальник НКВД Арсентьев отнесся к девочке и ее маме с сочувствием.
После лагеря была ссылка в поселке Калининском. Ни дома, ни работы не было, и мама заболела. Девочка упросила деда Савелия принять их в дом. Его жена Настя и дети заботятся о них, хотя помогать ссыльным небезопасно. Семья Южаковых работящая, зажиточная, верующая. Выздоровев, мама устраивается агрономом. Киргизы зовут беленькую Элю «кант бала»: сахарный ребенок. Местные, и раскулаченные украинцы, помогали семье, сидели с девочкой, когда она, провалившись под лед во время игры с ребятами, заболела тифом. Обе не знали тогда, что папа Эли уже умер.
Эля была во 2 классе, когда началась война. Она выучила киргизский эпос «Манас» и за плату, помогая маме, пела его, как «манасчи», старикам и детям. Дружила с сосланной немкой с Поволжья Элей Берг, еврейкой Фридой. Ее исключили из пионеров (отказалась закрашивать в учебнике фото «врагов народа»). После Победы они вернулись в Подмосковье. Стелла стала химиком, вышла замуж, помогала людям. Отец ее посмертно был оправдан. Историю своей жизни она рассказала автору книги.
Читательский дневник по повести «Сахарный ребенок» Громовой
Сюжет
Когда Эле (Стелле) Нудольской было 4 года, ее отца сослали в лагерь на Колыму. В 5 лет, в 1937 году, ее и маму-агронома Юлию, инвалида детства, как членов семьи «врага народа» выслали из Москвы в Киргизию. Всюду им помогают хорошие люди: киргизы (они прозвали светленькую девочку «кант бала», сахарный ребенок), семья крестьян Южаковых, раскулаченные украинцы.
Семья не сдается, работает, выживает в войну. Эля за плату поет людям эпос «Манас», отлично учится, дружит с немкой Элей и еврейкой Фридой. Папа Стеллы умер в лагере. Потом его признали невиновным. Стелла стала химиком, всю жизнь помогала людям.
Отзыв
Повесть о том, как выживали, сохраняли в себе человеческое достоинство в годы репрессий, Великой Отечественной войны. Мир глазами ребенка. Люди разных национальностей приходят друг другу на помощь: киргизы, украинцы, русские, евреи, немцы. Мать и дочь свободны душой, не сдаются, берутся за любую работу. И живут с верой в то, что добрых людей на свете больше. А «плохие» люди просто глупцы и трусы (охранники, учительница, одноклассник Алтынбек).
Повесть учит состраданию, отзывчивости, доброте, мужеству, самостоятельности, терпению, трудолюбию, взаимовыручке, сплоченности, честности, дружбе, любви в семье, благодарности, целеустремленности. Учит судить о людях по поступкам, думать, прежде чем что-то делать, уважать людей, ценить искусство, богатство культуры разных народов.
Изложение событий
Книга «Сахарный ребенок», автором которой является Ольга Громова, посвящена описанию жизни простой семьи. Маленькая героиня с красивым именем Стелла счастлива в своем уютном мирке, живя с мамой и папой. Эти люди показаны в полной мере положительными персонажами. Несмотря на свою занятость, они всегда находили время для общения с любимой дочерью. Именно поэтому Стелла росла счастливым и веселым ребенком. Малышка играла с родителями, слушала их сказки и песни. На этом этапе ее жизнь радостная, хотя и простая.
Но однажды все меняется. Картина политических событий и несправедливости показана глазами ребенка:
Основные события разворачивались в тот момент, когда ребенок мирно спал. Отец был арестован, через год его невиновность была доказана, но ничего изменить не удалось. Жертву репрессий никто реабилитировать не торопился.
Перемены в жизни
Мама и дочка оказались в ссылке в Киргизии, где малышка Стелла познакомилась с совершенно иной стороной жизни, поняла, что в ней все отнюдь не так просто и весело, как представлялось ей, окруженной заботой и защитой мамы и папы. Девочке пришлось быстро повзрослеть, начать делать то, о чем она раньше и не задумывалась. Матери пришлось нелегко, ведь без мужа, да еще и в суровых условиях жизни непросто вести хозяйство, обеспечивать ребенка и себя.
Стелла, которую местные дети стали именовать Эля, получила прозвище «сахарный ребенок», подарившее название рассказу. И все потому, что своей белой кожей она отличалась от сверстников. Однако сладкой жизнь малышки назвать было нельзя. Вот те трудности, с которыми столкнулась беззаботная городская жительница:
Прежде всего, девочке, которая с трех лет изучала иностранные языки, пришлось познакомиться с диалектом коренного населения. В шесть лет она стала вместе с матерью растапливать печь, варить мамалыгу, выполнять тяжелую физическую работу. На ее теле появились шрамы и рубцы — свидетельства непростой жизни. Именно так, избиением плеткой, наказывали непослушных детей в лагерях Киргизии.
Развязка действия
Ольга Громова — писатель, сумевший показать непростую судьбу невинного ребенка в мире, где взрослые стремятся оклеветать друг друга. Юная Эля находит общий язык с киргизскими детьми, что доказывает — малыши, которым еще чужды подлость и коварство, оказываются гораздо более душевными и добродушными, нежели взрослые. Дети степей, в том числе и мальчики, принимают городскую девочку, столь отличную от них, в свои ряды. Эля даже получает возможность поучиться кататься на лошадях, а ведь эти животные очень высоко ценились на просторах Киргизии.
Казалось бы, на долю матери и дочери выпали все возможные трудности, о которых только можно подумать. Но увы, испытания продолжались:
После школы девочка поступает в сельскохозяйственный техникум, во время учебы в котором и происходит развязка. Эля и мама получают документ, говорящий о том, что их семья полностью оправдана. Однако счастливого финала история, рассказанная Ольгой Громовой, не получила — отец домой не вернется.
Мать и дочь узнают, что он умер в тюрьме еще в начале 40-х. Так завершается это печальное произведение о сильных людях, которых не смогли сломить жизненные испытания, выпавшие на их долю, и несправедливость.
Краткий анализ
Очень интересна книга «Сахарный ребенок» Ольги Громовой, читать ее лучше в полном объеме онлайн или в печатном издании. Однако краткий пересказ, занесенный в читательский дневник, поможет быстро вспомнить основные события и героев перед написанием сочинения или иной письменной работы.
На что же следует обратить внимание, проводя анализ этой грустной истории? Прежде всего, автор хотела показать читателю действительно сильный характер Стеллы, ставшей Элей. Эта девочка, немного избалованная любящими родителями, неожиданно для самой себя оказалась в совершенно иной среде, где никто не стал холить и лелеять ее.
С ранних лет она была вынуждена заниматься тяжелым физическим трудом, помогать матери и при этом налаживать свои отношения с ровесниками, которые значительно отличались от привычных ей городских детей. Но Стелла с честью справилась со всем, что выпало на ее долю, получила образование и была готова к дальнейшей борьбе. Судьба распорядилась иначе — семья девочки была реабилитирована. Но детских беззаботных лет и любимого отца уже никто Эле вернуть не сможет.
Героиня и реальный прототип
Интересно, что в произведении писательница использовала биографию реального человека, Стеллы Нудольской, сама история записана Громовой с ее слов. Стелла внезапно для самой себя оказалась дочерью врага народа (хотя читатель и понимает, что отца девочки несправедливо оклеветали), репрессированного и заключенного в тюрьму по ложному обвинению.
Из текста становится понятно, что никто не стал всерьез заниматься этим делом, обычного доноса оказалось достаточно для того, чтобы сломать жизнь человека и его семьи.
Но даже столь суровая несправедливость не сломала характера ни самой девочки, ни ее матери. Не зря, уставшие от тяжелого и непривычного физического труда, они находят в себе силы петь, читать стихи, шутить. Примечательны слова матери Стеллы: «Рабство — это состояние души. Свободного человека сделать рабом нельзя» (приведена цитата). Действительно, мать научила дочь внутренней свободе, самоуважению, достоинству. Эти качества и помогли девочке не только выжить, но и сохранить себя.
Читать главы произведения, столь трогательного, но печального, очень интересно, ведь юная Эля — героиня, которой не довелось совершить чего-то героического, масштабного. Но ее «подвиг» личностный и важный — она не сломалась под гнетом выпавших на ее участь испытания.
Несмотря на то что произведение не имеет счастливого финала, многие читатели называют книгу жизнеутверждающей и оптимистичной.
Уроки произведения
Книга «Сахарный ребенок» — отнюдь не детское произведение, однако в школьную программу включается вполне оправданно, ведь учит юных читателей тому, что даже в самой сложной жизненной ситуации, столкнувшись с несправедливостью, жестокостью, можно сохранить в себе лучшие душевные качества. Именно поэтому прочесть произведение лучше полностью, несмотря на то, что это не забавная книжка с картинками, а реальная история, сложная для эмоционального восприятия. Если читать или слушать текст, можно даже прослезиться, усомниться в том, что все описанное — правдивая история.
Интересно, что в повести отсутствуют отрицательные герои как таковые, автор изображает мир, в котором оказались Стелла и ее мать, населенный добрыми жителями, готовыми оказать посильную помощь нуждающимся еще больше, нежели они сами. Эти люди помогали женщине и девочке, кормили, давали одежду, при этом сами рисковали стать жертвами репрессий. Но справедливость в итоге все же победила, именно эта жизнеутверждающая тема и является основной в повести.
Мнения читателей
Каждый должен ознакомиться с произведением Громовой «Сахарный ребенок». Автор рисует образ девочки, такой невинной и наивной, которой довелось пройти лагеря, ссылки и скитания, познать все трудности жизни, взрослеть в экстремальных условиях. Но Стелла с честью выдержала все испытания. Многие современные подростки могут поучиться у нее.
Название «Сахарный ребенок» рождает ассоциации с чем-то сладким, солнечным, однако на страницах книги перед читателем раскрывается пугающая картина действительности. Ложные обвинения и допросы, голод и холод, физические испытания, жизнь в бараках — вот то, с чем пришлось столкнуться городской девочке, привыкшей к родительской любви и заботе. Самое страшное, что книга имеет реальную основу, жутко подумать, что действительно описываемые события происходили в 30−40 годы прошлого века, что с семьей могли поступить настолько безжалостно и бессмысленно.
Определить тему произведения «Сахарный ребенок» несложно — это внутренняя свобода и стремление сохранить себя, даже оказавшись на улице, лишившись привычного комфорта. Однако перед Стеллой и ее мамой закрылись не все двери, многие люди оказывали бескорыстную помощь изгнанницам, даже рискуя собственной свободой. И это дарит веру в то, что достойные люди всегда были в России.
Краткое содержание «Сахарный ребенок»
Всего получено оценок: 436.
О произведении
Повесть «Сахарный ребёнок» Громовой написана в 2013 году. Это печальная история маленькой девочки, которой вместе с матерью довелось пережить ужасы и лишения лагерной жизни в 30-40-х годах ХХ века.
Жизнь пятилетней Эли меняется после того, как её отца объявляют «врагом народа», а её с матерью отправляют в специальный лагерь в Киргизии.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Сахарный ребёнок» на нашем сайте. Пересказ книги будет полезен и при работе над читательским дневником.
Место и время действия
События повести происходят в 1930–1940-х годах в Киргизии, затем в Подмосковье.
Главные герои
Другие персонажи
Краткое содержание
Затем началась Великая Отечественная война, отголоски которой доносились и в те далекие края. Вместе с ней пришел и голод. Люди выживали, как могли, и дети на поле собирали колоски пшеницы, оброненные после жатвы.
Заключение
Произведение Громовой, написанное со слов Стеллы Нудольской, является прямым подтверждением того, что человек с силой воли и стойким характером способен выдержать самые серьезные жизненные испытания.
После ознакомления с кратким пересказом «Сахарного ребенка» рекомендуем прочитать произведение в полной версии.
Тест по повести
Проверьте запоминание краткого содержания тестом:
Краткое содержание Сахарный ребенок Ольги Громовой
Стелла – это девочка, которая была маленькой, и она жила в квартире вместе со своей мамой, также и с папой. Родители девочки всегда были просто отличными людьми, так как они, будучи занятыми, все равно умудрялись сделать деть девочки более радостным и веселым. Они всегда находили время пообщаться со своей маленькой дочуркой, то есть порасказывать ей сказки, спеть песни и конечно, поиграть с ней.
Но однажды случилось такое происшествие, которое навсегда изменило жизнь девочки, да и родителей тоже, навсегда. Когда-то девочка, будучи еще маленькой, проснулась, и увидела, как ее мама зашивает почему-то игрушки ее, которые были разорваны. На самом деле произошло то, что отца девочки просто-напросто оклеветали, но полиция все равно забрала ее отца. Был в доме обыск, пока девочка Стелла спал уютно в своей кроватке. Но только через год выяснилось, что отец дочки был не виноват ни в чем, и на него просто наклеветали завистники. Но это ничего не изменило.
И жизнь девочки была вовсе не сахар, ведь на спине можно было редко увидеть рубцы от заживающих шрамов. Вообще, раньше девочка с трех лет своей жизни изучала разные языки, и теперь она старалась с мамой выучить язык местного населения. Она быстро подружилась с другими детьми, и ее стали звать все вокруг – скорочено, Эля. Она играла на улице, каталась на лошади, а вернее училась. Но это были не такие уж частные случаи, ведь ей приходилось еще и помогать маме.
А потом была война 1941 года. Когда она прошла вместе с голодом, Эля пошла все-таки в десятый класс, но оценки она получала плохие, так как, несмотря на то, что училась хорошо, все учителя помнили ее прошлое. После окончания школы, Эля все же поступила в техникум сельскохозяйственный. А потом, их оправдали. Но отец так и не вернулся домой, потому что вскоре пришла записка, что он умер еще до войны.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
Роман о девочке
«Сахарный ребенок», краткое содержание которого позволяет понять, в чем суть произведения, это очень искренний роман. Читатели признаются, что он берет за душу и завораживает уже с первых страниц. В центре повествования — маленькая Эля. Она растет в крепкой семье, где царят любовь и уважение друг к другу. Счастливая идиллия рушится в один момент, когда выясняется, что ее отца признали «врагом народа». Что это такое, она еще не до конца понимает. Но жизнь ее меняется кардинально. На смену тихим семейным вечерам приходят переживания, ежедневный стресс.
Эля оказывается в страшном, неприятном ей мире, где все ей не рады. Отца арестовывают. Его увозят из дома, о дальнейшей судьбе ничего не известно. Все попытки матери девочки пробить чиновничью стену заканчиваются практически ничем. «Враг народа» оказывается в застенках НКВД.
С Элей и матерью тоже обращаются неподобающим образом. Их отправляют в лагерь для членов семей изменников Родины. Для них даже существует специальная неприятная аббревиатура — ЧСИР. Сюда же привозят социально опасных элементов (СОЭ).
Лагерь расположен вдали от их дома — в Киргизии. Незнакомый и тяжелый климат, тяжесть переезда, непростые условия содержания. Все это негативно сказывается на состоянии девочки.
Окончание спокойной жизни
Стелла была маленькой девочкой, живущей в уютной квартире вместе со своими родителями. Они были очень хорошими людьми и, несмотря на постоянную занятость, находили время, чтобы сделать жизнь дочери более веселой и беззаботной. Супруги часто разговаривали с ней, рассказывали на ночь сказки, пели песни, рисовали картинки и много играли.
Однажды произошло происшествие, которое кардинально изменило дальнейшую судьбу Стеллы и ее родителей. В один день она проснулась и заметила, как мать зашивает ее разорванные игрушки. Случилось так, что кто-то оклеветал ее отца, а милиция не стала долго разбираться и забрала его. В квартире они учинили обыск, пока маленькая девочка спокойно спала в своей постели.
Лишь через год выяснилось, что ее папа был невиновен и на него составили донос завистники. Однако это уже не могло изменить ситуацию.
Подростоковый роман
Несмотря на все испытания, которые выпадают на их долю, Эля и ее мама не отчаиваются, не падают духом. Ольга Громова пишет классический подростковый роман, в котором показывает, как родитель даже в критических обстоятельствах должен и может помочь ребенку перенести самые жуткие моменты в жизни.
Мама Эли постоянно шутит, поет песни, читает стихи своей дочери. Они всячески пытаются заботиться друг о друге. Им предстоят болезни и голод, но ничто не заставит их расстаться. «Сахарный ребенок», главным героям которого приходится буквально выживать в сложившихся обстоятельствах, это еще и роман воспитания. Очень увлекательная книга о настоящей любви, а также о том, что такое внутренняя свобода и человеческое достоинство. Свободе, которая может быть в каждом человеке даже в годы репрессий, самое точное определение дает мама Эли. По ее мнению, рабство — это только состояние души. Если же человек внутренне свободен, то его невозможно сделать рабом.
Роман «Сахарный ребенок», краткое содержание которого есть в этой статье, был отмечен призами и наградами. В частности, книга вошла в лонг-лист престижной литературной премии «Книгуру», получила диплом премии имени известного фантаста Крапивина.
Изложение событий
Книга «Сахарный ребенок», автором которой является Ольга Громова, посвящена описанию жизни простой семьи. Маленькая героиня с красивым именем Стелла счастлива в своем уютном мирке, живя с мамой и папой. Эти люди показаны в полной мере положительными персонажами. Несмотря на свою занятость, они всегда находили время для общения с любимой дочерью. Именно поэтому Стелла росла счастливым и веселым ребенком. Малышка играла с родителями, слушала их сказки и песни. На этом этапе ее жизнь радостная, хотя и простая.
Но однажды все меняется. Картина политических событий и несправедливости показана глазами ребенка:
Основные события разворачивались в тот момент, когда ребенок мирно спал. Отец был арестован, через год его невиновность была доказана, но ничего изменить не удалось. Жертву репрессий никто реабилитировать не торопился.
Перемены в жизни
Мама и дочка оказались в ссылке в Киргизии, где малышка Стелла познакомилась с совершенно иной стороной жизни, поняла, что в ней все отнюдь не так просто и весело, как представлялось ей, окруженной заботой и защитой мамы и папы. Девочке пришлось быстро повзрослеть, начать делать то, о чем она раньше и не задумывалась. Матери пришлось нелегко, ведь без мужа, да еще и в суровых условиях жизни непросто вести хозяйство, обеспечивать ребенка и себя.
Стелла, которую местные дети стали именовать Эля, получила прозвище «сахарный ребенок», подарившее название рассказу. И все потому, что своей белой кожей она отличалась от сверстников. Однако сладкой жизнь малышки назвать было нельзя. Вот те трудности, с которыми столкнулась беззаботная городская жительница:
Прежде всего, девочке, которая с трех лет изучала иностранные языки, пришлось познакомиться с диалектом коренного населения. В шесть лет она стала вместе с матерью растапливать печь, варить мамалыгу, выполнять тяжелую физическую работу. На ее теле появились шрамы и рубцы — свидетельства непростой жизни. Именно так, избиением плеткой, наказывали непослушных детей в лагерях Киргизии.
Развязка действия
Ольга Громова — писатель, сумевший показать непростую судьбу невинного ребенка в мире, где взрослые стремятся оклеветать друг друга. Юная Эля находит общий язык с киргизскими детьми, что доказывает — малыши, которым еще чужды подлость и коварство, оказываются гораздо более душевными и добродушными, нежели взрослые. Дети степей, в том числе и мальчики, принимают городскую девочку, столь отличную от них, в свои ряды. Эля даже получает возможность поучиться кататься на лошадях, а ведь эти животные очень высоко ценились на просторах Киргизии.
Казалось бы, на долю матери и дочери выпали все возможные трудности, о которых только можно подумать. Но увы, испытания продолжались:
После школы девочка поступает в сельскохозяйственный техникум, во время учебы в котором и происходит развязка. Эля и мама получают документ, говорящий о том, что их семья полностью оправдана. Однако счастливого финала история, рассказанная Ольгой Громовой, не получила — отец домой не вернется.
Мать и дочь узнают, что он умер в тюрьме еще в начале 40-х. Так завершается это печальное произведение о сильных людях, которых не смогли сломить жизненные испытания, выпавшие на их долю, и несправедливость.
Краткое содержание романа
Далее постарамся подробнее остановится на сюжете произведения, чтобы лучше понять те идеи, которые заложил автор. Практически каждый найдет что-то свое в «Сахарном ребенке». Краткое содержание — отличное доказательство этому.
В центре повествования — мать, перенесшая костный туберкулез и получившая из-за этого инвалидность, и ее 6-летняя дочь. Из-за ареста главы семьи они оказываются просто в нечеловеческих условиях лагеря для нежелательных в советском обществе элементов. Но и даже тут они не отчаиваются, всячески пытаясь поднять настроение друг другу, больше всего боясь не за себя, а за то, что могут ранить близкого человека.
Созданный ими внутренний мир противостоит внешнему ужасу. Только он помогает им выжить. Временами автор Ольга Громова описывает просто жуткие эпизоды. Маленькой Эле надзиратель разбивает нос прикладом винтовки за то, что она хотела сорвать тюльпан на клумбе. Но даже это не дает героям ожесточиться и опустить руки.
Краткое содержание сахарный ребенок ольги громовой по главам
Обидно и неясно, почему вторым предметом стал именно мой любимый немецкий. Читать онлайн «сахарный ребенок» В романе описываются 10 лет, а все последующие события жизни главных героев кратко излагаются в эпилоге.
Для кого эта книга? «Сахарный ребенок» — это книга для семейного чтения тихими вечерами. Отличная возможность наладить внутренний диалог в семье, рассказать детям о неприятных и страшных страницах истории страны, о которых все-таки необходимо не забывать.
К тому же это прекрасный роман, способный продемонстрировать всем современным людям, как необходимо оставаться человеком и не терять свое достоинства, даже оказываясь в самых тяжелых условиях.
Тем, кому не посчастливилось попасть в жернова истории, удается сохранить веру в хороших людей, а также любовь к своей земле и своей Родине. По сути, это вечный сюжет, основанный на новом для детской отечественной литературы материале.
Маленькая девочка по имени Стелла жила в прекрасной квартире с мамой и папой. Родители всегда находили время на ребёнка, играли с девочкой, пели песни, и рассказывали ей сказки. В одно солнечное утро маленькая Стелла проснулась, и увидела, что мама зашивает разорванные животы её мягким игрушкам. Оказывается, у них был обыск. Отца Стеленого осудили.
Спустя годы, станет известно, что его просто оклеветали… После всего, мать с шестилетней дочерью отправили в ссылку в Киргизию, где прошли детские годы маленькой Стеллы.
Важно Жизнь в ссылке была далеко не сахар. Об этом свидетельствуют рубцы и шрамы на теле девочки… Она рано научилась помогать маме, так как та выполняла очень тяжёлую физическую работу. Вместе они растапливали печь, варили мамалыгу.
Краткое содержание сахарный ребенок ольги громовой
Внимание Краткое содержание громова сахарный ребенок для читательского дневника И недавняя тройка по русскому за сочинение (учительница сказала, что я стала допускать стилистические ошибки и не раскрыла тему), и сегодняшняя уже не показались такими удивительными.
Обидными — да, несправедливыми — конечно… Но в эту минуту мне стало ясно, что теперь, в последнем классе, эти тройки станут появляться неизбежно, как бы я ни старалась. И тогда у меня в конце года выйдут четвёрки по русскому и немецкому.
И не видать мне ни золотой медали, ни даже серебряной, несмотря на все мои «пятёрочные» табели прошлых лет.
Я совсем перестала слушать урок. Я думала. Понятно, что четвёрки по русскому не избежать — тогда мне точно не дадут медаль. Можно получить медаль, даже имея две четвёрки за последний год, но не в том случае, если одна из них по русскому. Это закон. А похоже, так и будет.
Ольга громова, «сахарный ребенок»: краткое содержание, главные герои, тема
По ее мнению, рабство — это только состояние души. Если же человек внутренне свободен, то его невозможно сделать рабом. Роман «Сахарный ребенок», краткое содержание которого есть в этой статье, был отмечен призами и наградами.
В частности, книга вошла в лонг-лист престижной литературной премии «Книгуру», получила диплом премии имени известного фантаста Крапивина. Краткое содержание романа Далее постарамся подробнее остановится на сюжете произведения, чтобы лучше понять те идеи, которые заложил автор.
Практически каждый найдет что-то свое в «Сахарном ребенке». Краткое содержание — отличное доказательство этому. В центре повествования — мать, перенесшая костный туберкулез и получившая из-за этого инвалидность, и ее 6-летняя дочь.
Из-за ареста главы семьи они оказываются просто в нечеловеческих условиях лагеря для нежелательных в советском обществе элементов.
Краткое содержание громова сахарный ребенок для читательского дневника
Стелла – это девочка, которая была маленькой, и она жила в квартире вместе со своей мамой, также и с папой. Родители девочки всегда были просто отличными людьми, так как они, будучи занятыми, все равно умудрялись сделать деть девочки более радостным и веселым.
Они всегда находили время пообщаться со своей маленькой дочуркой, то есть порасказывать ей сказки, спеть песни и конечно, поиграть с ней. Но однажды случилось такое происшествие, которое навсегда изменило жизнь девочки, да и родителей тоже, навсегда.
Когда-то девочка, будучи еще маленькой, проснулась, и увидела, как ее мама зашивает почему-то игрушки ее, которые были разорваны. На самом деле произошло то, что отца девочки просто-напросто оклеветали, но полиция все равно забрала ее отца.
Сахарный ребенок
Сегодня моя очередь. — А можно ты прямо сейчас начнёшь, чтобы знать, про что… а потом я пойду чистить зубы и умываться? — Давным-давно… — Когда и солнце было ярче, и вода мокрее? — Господи, а это ты откуда взяла? — Это Полюшка ей так сказки рассказывает, — улыбаясь, говорит мама. Полюшка — это моя няня. И она, кстати, никогда не зовёт меня Мосявкой.
Считает, что это собачья кличка, и ворчит, когда меня так зовут. Но папа её ворчания не боится. — Не отвлекайте меня. Так вот… давным-давно жила-была в Москве семья: папа, мама, няня и совсем маленькая девочка. Папу звали… папой. Маму… Папа называл её Юленька, мамины старшие сёстры — Люськой, брат — Пунечкой. —
А брат — это дядя Лапа? — Ну, например он, хотя в жизни-то его никто так не зовёт, только одна маленькая девочка. А вот девочку очень долго называли всякими разными словами, но никак не по имени… Потому что имени у неё не было.
Ольга громова — сахарный ребенок
Она быстро подружилась с другими детьми, и ее стали звать все вокруг – скорочено, Эля. Она играла на улице, каталась на лошади, а вернее училась.
Но это были не такие уж частные случаи, ведь ей приходилось еще и помогать маме. А потом была война 1941 года.
Когда она прошла вместе с голодом, Эля пошла все-таки в десятый класс, но оценки она получала плохие, так как, несмотря на то, что училась хорошо, все учителя помнили ее прошлое.
После окончания школы, Эля все же поступила в техникум сельскохозяйственный. А потом, их оправдали. Но отец так и не вернулся домой, потому что вскоре пришла записка, что он умер еще до войны.
Можете использовать этот текст для читательского дневника Громова — Сахарный ребенок.
Читать онлайн «сахарный ребенок»
Пока мы рассматриваем картины в тарелках, гора расползается и получается мутное море. Мы с мамой смеёмся, а няня ворчит: «Ну, собрались младенцы — баловство одно». — Ладно, Мосявка, — говорит папа, — доедаем быстро кисель и спать. — А сказка будет? — Будет тебе сказка. Сахарный ребенок, стр.
1 Не математика, не физика… Может быть, потому, что наша новая классная руководительница преподаёт немецкий и, похоже, не очень-то хорошо его знает… а значит, ей не нравятся те, кто знает лучше неё? Или просто она в нашем посёлке недавно, ещё не своя вроде бы, и потому именно ей поручено выполнить чью-то «установку»? Моя мама тоже преподаёт немецкий.
В той же школе. Но ей старшие классы не дают, только с пятого по седьмой. Мы и живём при школе — в маленькой служебной квартире.
Маме, конечно, тоже будет обидно за мой немецкий, но я точно знаю, что ни она, ни я сама спорить не станем.
One more step
Но и даже тут они не отчаиваются, всячески пытаясь поднять настроение друг другу, больше всего боясь не за себя, а за то, что могут ранить близкого человека. Созданный ими внутренний мир противостоит внешнему ужасу.
Только он помогает им выжить. Временами автор Ольга Громова описывает просто жуткие эпизоды. Маленькой Эле надзиратель разбивает нос прикладом винтовки за то, что она хотела сорвать тюльпан на клумбе.
Но даже это не дает героям ожесточиться и опустить руки. Жизнь после лагеря Далее Громова в «Сахарном ребенке» описывает жизнь героев после лагеря. Правда, им не позволяют вернуться в родной город, а отправляют в далекие киргизские села.
Здесь они встречают хороших и добрых людей, которые с пониманием относятся к ситуации, в которой оказались мать и дочь. Тут живут оседлые киргизы, раскулаченные украинские семьи.
Не математика, не физика… Может быть, потому, что наша новая классная руководительница преподаёт немецкий и, похоже, не очень-то хорошо его знает… а значит, ей не нравятся те, кто знает лучше неё? Или просто она в нашем посёлке недавно, ещё не своя вроде бы, и потому именно ей поручено выполнить чью-то «установку»? Моя мама тоже преподаёт немецкий. В той же школе. Но ей старшие классы не дают, только с пятого по седьмой. Мы и живём при школе — в маленькой служебной квартире. Маме, конечно, тоже будет обидно за мой немецкий, но я точно знаю, что ни она, ни я сама спорить не станем.
И объяснять ничего никому не будем. А одноклассники… ну что ж, поудивляются и привыкнут. В десятом классе у всех своих забот хватает. Потом, когда-нибудь… когда станет можно… я расскажу свою историю хотя бы самым близким друзьям.
Но это будет нескоро. Если вообще будет. А пока я могу вспоминать только молча. I.
Название: Сахарный ребенок Громова Ольга 4.8 из 5, проало читателей — 212 Жанр: детская проза Описание: Книга Ольги Громовой САХАРНЫЙ РЕБЕНОК записана ею со слов Стеллы Нудольской, чье детство пришлось на конец 30-х — начало 40-х годов в Советском союзе.
Это очень личный и берущий за душу рассказ о том, как пятилетняя Эля, счастливо растущая в любящей семье, вдруг оказывается дочерью «врага народа» и попадает в страшный, непонятный ей мир: после ареста отца их вместе с матерью отправляют в лагерь в Киргизии как ЧСИР (членов семьи изменника Родины) и СОЭ (социально опасные элементы).
Но несмотря на все испытания, голод и болезни, которые им приходится пережить, Эля и ее мама не падают духом: читают стихи, поют песни, шутят, по-настоящему заботятся друг о друге.
Жизнь после лагеря
Далее Громова в «Сахарном ребенке» описывает жизнь героев после лагеря. Правда, им не позволяют вернуться в родной город, а отправляют в далекие киргизские села. Здесь они встречают хороших и добрых людей, которые с пониманием относятся к ситуации, в которой оказались мать и дочь.
Тут живут оседлые киргизы, раскулаченные украинские семьи. Все с уважением относятся к киргизской культуре и языку, что еще больше располагает к ним местных жителей.
Смысл названия романа
В этой части романа мы узнаем смысл его названия. Киргизы начинают называть Элю «кант бала», что в переводе с их языка означает «сахарный ребенок». Анализ этого произведения лучше всего основывать на самой яркой его главе — «Великое чтение».
В ней рассказывается, как практически каждый вечер все ссыльные, среди которых русские, украинцы, а также местные жители, собираются вместе в одном из бараков. Они рассказывают друг другу истории о своей жизни, пересказывают знаменитые произведения, относящиеся к их культуре, читают стихи, рассказы и повести. Например, Гоголя и Пушкина. Причем нередко в переводе на киргизский.
Эти вечера, чтения за одним столом объединяют всех, живущих в этом селе, в тяжелых, порой, просто невыносимых условиях.
В романе описываются 10 лет, а все последующие события жизни главных героев кратко излагаются в эпилоге.
«Нынешним детям трудно понять, как это можно по одному доносу посадить человека»
— Как школьники воспринимают повесть «Сахарный ребенок»?
— Очень хорошо и разумно. Понимают, о чем речь. Хотя иногда малышам приходится объяснять вещи, которые нам кажутся очевидными. Но у детей свободные, к счастью, головы, и поэтому им бывает трудно понять, как это можно по одному доносу посадить человека. Трудно объяснить ребенку, что никто не ставил себе целью собирать доказательства, и что все следовали совету главного прокурора Советского Союза: «Признание — царица доказательств, главное — выбить признание». А иногда и признания не требовалось, как в случае со Стеллиным отцом. В его деле только донос и материалы допроса того самого человека, который донос написал. «На основании вышеизложенного приговорить». Вот это нормальным нынешним детям объяснить трудно. «А как это: всех запугать? А кто тогда работать будет? А кто тогда страну строить будет?» У детей возникают иногда самые неожиданные вопросы.
— Планируете ли вы дальше писать?
— Сейчас мы готовим взрослое издание книги «Сахарный ребенок». Повесть почти не будет меняться. Но будут расширены комментарии — писательские, исторические, культурологические. Я сдала в издательство почти полтора листа этих комментариев. О том, как я проверяла материалы, что в повести точно и не точно и почему. Какие вещи я упрощала, сокращала. Как выглядят настоящие документы на высылку и реабилитацию. Например, мама со Стеллой не были приговорены к лагерю. Это было чистое самоуправство местных властей. В деле матери, которое Стелле разрешили посмотреть в КГБ, когда в 90-е годы приоткрыли архивы для пострадавших и их родственников, нет никаких документов про лагерь, их и быть не могло. Это было самоуправство — загнать женщин, приговоренных к ссылке, в лагерные условия, потому что местным начальникам надо было что-то строить. Мне пришлось это проверять. И я нашла ряд свидетельств ученых о том, что существовали так называемые нелегальные лагеря, неучтенные. Не знаю, как их снабжали и чем кормили. Они возникали по мере надобности и потом исчезали. Что было на этом месте потом, мне не удалось выяснить. Кыргызстан закрыт в этом отношении, они не исследуют эту часть своей истории. Но кое-что я нашла, и это привожу в своих комментариях.
Также подробнее рассказываю о песнях и стихах, которых в повести очень много. Ведь это новому поколению почти не известно.
И еще в книге будет статья одного из крупнейших современных педагогов, руководителя одной из лучших московских школ и писателя Евгения Ямбурга, посвященная «Сахарному ребенку». В нем как раз о воспитании, об этом культурном слое. Она так и называется «Воспитание правдой».
Недавно я также написал по заказу издательства книжку совсем не художественную. Это «познавалка» для начальной школы, как собрать свой гербарий. Книжка выйдет в следующем году.
Думаю про новую художественную книжку, но что из этого выйдет, боюсь сказать. Она тоже будет касаться исторического прошлого, хотя история будет совсем другая и совсем непохожая на «Сахарного ребенка».
Для кого эта книга?
«Сахарный ребенок» — это книга для семейного чтения тихими вечерами. Отличная возможность наладить внутренний диалог в семье, рассказать детям о неприятных и страшных страницах истории страны, о которых все-таки необходимо не забывать.
К тому же это прекрасный роман, способный продемонстрировать всем современным людям, как необходимо оставаться человеком и не терять свое достоинства, даже оказываясь в самых тяжелых условиях. Тем, кому не посчастливилось попасть в жернова истории, удается сохранить веру в хороших людей, а также любовь к своей земле и своей Родине.
По сути, это вечный сюжет, основанный на новом для детской отечественной литературы материале. Это история девочки из прошлого века, которая к тому же блестяще проиллюстрирована художником Марией Пастернак. На всем протяжении своей работы она находилась в тесном контакте с автором. Поэтому ей удалось все изобразить максимально приближенно к тому, как это представляла писательница, когда создавала свое произведение.
«Тоску по сильной руке сегодня вбивают тщательно выстроенной пропагандой»
— Сегодня заметен интерес к личности Сталина, тоска по «сильной руке». Недавно в одной редакции видела на стене плакат со Сталиным, это стало чем-то модным, стильным. Происходит некое заигрывание с историей. Как вы к этому относитесь?
— К фигуре Сталина я отношусь абсолютно отрицательно. На мой взгляд, все хорошее, что было в стране при нем, делалось вопреки, а не благодаря. И нынешняя тенденция сильно беспокоит меня не тем, что она есть, потому что люди с такими взглядами, тоскующие по сильной руке, считающие, что тогда было хорошо, а сейчас «Сталина на них всех нет», были всегда. Современное поколение не знает, что такое Сталин. Они тогда не жили. Я тоже тогда не жила. Но нынешнее поколение даже не представляет, что это такое — жить в той стране. Я еще немного представляла, потому что родилась в 50-е годы, и все это еще было живо и свежо в памяти людей.
Тоску по сильной руке в них вбивают очень старательно достаточно тщательно выстроенной пропагандой. И вот это меня тревожит: люди ведутся на эту пропаганду. В этом смысле очень важным мне кажется то, что делают карельский историк Юрий Дмитриев, общество «Мемориал», писатель Сергей Лебедев, который пишет важные книги о памяти, об отношении нашем к тому времени. То что делает Сергей Пархоменко с акцией «Последний адрес». К сожалению, это все крохи, этого должно быть больше. Потому что это противовес перспективам тоталитаризма.
— А каких еще авторов книг о репрессиях, кроме перечисленных, вы рекомендуете читать, чтобы углубить для себя эту тему?
— Маша Рольникайте «Я должна рассказать». Очень похожая по сути на «Сахарного ребенка» книжка, написанная не для детей, хотя для них и изданная, — Марианна Козырева «Девочка перед дверью». Есть серия книжек «Ленинградские сказки» Юлии Яковлевой. Для меня вещь очень сильно спорная, я не согласна с концепцией, но в общем ее тоже можно читать. Хотя эти сказки к документальной истории отношения не имеют. Немножко фантасмагорическая книжка, но отличная, для детей — Евгений Ельчин «Сталинский нос». Маленькая, коротенькая, не документальная, но тоже на эту тему.
На самом деле таких книг не очень много.
— Почему?
— Тема для многих еще больная, спорная, страшная. Понятно, что я не называю классиков, Солженицына, Шаламова и так далее. Я говорю о том, что появилось недавно. Гузель Яхина «Зулейха открывает глаза» — тоже спорная вещь, но в целом хороша. Еще Александр Чудаков «Ложится мгла на старые ступени».
Думаю про новую художественную книжку, но что из этого выйдет, боюсь сказать. Она тоже будет касаться исторического прошлого, хотя история будет совсем другая и совсем непохожая на «Сахарного ребенка»
Писательница Громова
Автор романа «Сахарный ребенок», тему которого можно определить как любовь к близким и сохранение человеческого достоинства, в обычной жизни работает главным редактором журнала «Библиотека в школе». Поэтому она отлично знает, с какими произведениями детской литературы сегодня сталкиваются ученики, какая современная детская литература появляется на прилавках магазинов и книжных полках в библиотеках.
При этом, чтобы создать такое произведение, ей потребовалась определенная смелость. Ведь тема сталинских запретов ранее практически не поднималась на страницах произведений детской литературы, негласно на нее было наложено табу.
«Модно говорить, что современной детской литературы у нас нет, одна попса. Но это неправда»
— Как вы оцениваете состояние современной детской литературы?
— Очень много прекрасных писателей. Сейчас модно говорить, что современной детской литературы у нас нет, одна попса. Но это неправда.
Сейчас модно говорить, что современной детской литературы у нас нет, одна попса. Но это неправда
— Можете посоветовать хороших авторов?
— Очень яркий автор, мальчишеский, мужской — Евгений Рудашевский. От 12 лет «Куда уходит кумуткан», повесть «Ворон» лет с 14, повесть для подростков постарше «Здравствуй, брат мой, Бзоу», приключенческий роман «Солонго».
Алексей Олейников интересный писатель. Нина Дашевская восхитительна, моя любовь — это рассказы и повести для подростков. У нее хорошо все. Очень красивые рассказы «Около музыки».
Юлия Кузнецова — очень разнообразный писатель. Прекрасная трилогия для подростков, больше девчачья, «Первая работа», про девочку, которая зарабатывает себе на первую зарубежную стажировку. Для малышей у нее прекрасные рассказы «Столярные рассказы, или Как Гриша игрушки мастерил». Новая книжка «Каникулы в Риге». Повесть «Выдуманный жучок» — она очень хороша.
Могу дать общую наводку. Открываете ежегодный каталог «Сто новых книг для детей». Это не просто каталог, куда можно попасть за деньги. Это книги, которые отбирают эксперты по детской литературе, и он реально отражает хорошую детскую литературу, не всю, но это хороший срез. Он прекрасно скомпонован, размечен по возрастам, темам, сюжетам, по массе разных признаков.
Наталия Федорова, фото предоставлено Ольгой Громовой
Роман воспитания
При этом книга Громовой продолжает российскую и советскую традицию романов воспитания. Они обязательно должны присутствовать в домашней библиотеке каждого подростка. Ведь такие книги позволяют разобраться во внутренних проблемах, узнать подробности истории своей страны, пусть не самые приятные, осознать основные нравственные правила, которых следует придерживаться всю жизнь.
Раньше такими обязательными к прочтению произведениями были «Неточка Незванова» Достоевского, трилогия Льва Николаевича Толстого про взросление, романы Катаева и Осеевой. Сегодня им на смену приходят книги современных авторов. «Сахарный ребенок» один из самых удачных примеров чтения для нового современного поколения.
Читалка для гурмана
В нём становление юной личности, совершающей выбор, происходит в неразрывной связи с историческим становлением.
Вслед за трилогией Л. Толстого, «Неточкой Незвановой» Ф.
М. Достоевского, книгами П.П. Катаева и В.А. Осеевой, которыми зачитывались прабабушки и бабушки нынешних тинейджеров, должны были появиться книги современных авторов, созданные на новом материале для нового поколения.
Но жанр «романа/повести воспитания» полностью исчез из новейшей детской литературы. Из-за отсутствия внятной идеологии, сложившейся в педагогике тоталитарной системы «художественного вкуса» и очень узкого коридора конвенциальной системы критериев оценки литературных произведений. Иллюстрации Марии Пастернак «Сахарный ребёнок» — классический «роман воспитания» на экстремальном историческом материале, давно освоенном взрослыми кино и литературой, но по-прежнему табуированном в русской детской литературе.
Прототипы главных героев
Еще одно достоинство этого романа состоит в том, что все, о чем говорится на страницах «Сахарного ребенка», не выдумка. Книга биографична. Она написана на основе воспоминаний Стеллы Нудольской. Именно она является прототипом главной героини — девочки Эли.
Как иронично отмечает автор на страницах романа, ее родители действительно были социально опасными элементами. По крайней мере, так в то время часто оценивались факты из биографии, которые были у родителей Эли. И у Стеллы мама и папа имели высшее образование, владели сразу несколькими иностранными языками, в свободное время рисовали, играли на музыкальных инструментах. У них была завидная родословная. Дедушка Эли — столбовой дворянин, который работал на Тульском оружейном заводе.
Таким образом, получается, что эта книга единственная, которая повествует о сталинских репрессиях и при этом адресована детям.
Нудольская, ставшая прототипом для этого романа, также писала собственную документальную биографию. Она получила название «Не позволяй себе бояться». Однако для детского произведения такое название, конечно, не подходило. Поэтому роман и решено было назвать «Сахарный ребенок».
Для Громовой издание этой книги было принципиальным вопросом. Она пообещала это сделать своей подруге Нудольской, которая умерла задолго до того, как это произведение увидело свет.
Краткий анализ
Очень интересна книга «Сахарный ребенок» Ольги Громовой, читать ее лучше в полном объеме онлайн или в печатном издании. Однако краткий пересказ, занесенный в читательский дневник, поможет быстро вспомнить основные события и героев перед написанием сочинения или иной письменной работы.
На что же следует обратить внимание, проводя анализ этой грустной истории? Прежде всего, автор хотела показать читателю действительно сильный характер Стеллы, ставшей Элей. Эта девочка, немного избалованная любящими родителями, неожиданно для самой себя оказалась в совершенно иной среде, где никто не стал холить и лелеять ее.
С ранних лет она была вынуждена заниматься тяжелым физическим трудом, помогать матери и при этом налаживать свои отношения с ровесниками, которые значительно отличались от привычных ей городских детей. Но Стелла с честью справилась со всем, что выпало на ее долю, получила образование и была готова к дальнейшей борьбе. Судьба распорядилась иначе — семья девочки была реабилитирована. Но детских беззаботных лет и любимого отца уже никто Эле вернуть не сможет.
Героиня и реальный прототип
Интересно, что в произведении писательница использовала биографию реального человека, Стеллы Нудольской, сама история записана Громовой с ее слов. Стелла внезапно для самой себя оказалась дочерью врага народа (хотя читатель и понимает, что отца девочки несправедливо оклеветали), репрессированного и заключенного в тюрьму по ложному обвинению.
Из текста становится понятно, что никто не стал всерьез заниматься этим делом, обычного доноса оказалось достаточно для того, чтобы сломать жизнь человека и его семьи.
Но даже столь суровая несправедливость не сломала характера ни самой девочки, ни ее матери. Не зря, уставшие от тяжелого и непривычного физического труда, они находят в себе силы петь, читать стихи, шутить. Примечательны слова матери Стеллы: «Рабство — это состояние души. Свободного человека сделать рабом нельзя» (приведена цитата). Действительно, мать научила дочь внутренней свободе, самоуважению, достоинству. Эти качества и помогли девочке не только выжить, но и сохранить себя.
Читать главы произведения, столь трогательного, но печального, очень интересно, ведь юная Эля — героиня, которой не довелось совершить чего-то героического, масштабного. Но ее «подвиг» личностный и важный — она не сломалась под гнетом выпавших на ее участь испытания.
Несмотря на то что произведение не имеет счастливого финала, многие читатели называют книгу жизнеутверждающей и оптимистичной.
Уроки произведения
Книга «Сахарный ребенок» — отнюдь не детское произведение, однако в школьную программу включается вполне оправданно, ведь учит юных читателей тому, что даже в самой сложной жизненной ситуации, столкнувшись с несправедливостью, жестокостью, можно сохранить в себе лучшие душевные качества. Именно поэтому прочесть произведение лучше полностью, несмотря на то, что это не забавная книжка с картинками, а реальная история, сложная для эмоционального восприятия. Если читать или слушать текст, можно даже прослезиться, усомниться в том, что все описанное — правдивая история.
Интересно, что в повести отсутствуют отрицательные герои как таковые, автор изображает мир, в котором оказались Стелла и ее мать, населенный добрыми жителями, готовыми оказать посильную помощь нуждающимся еще больше, нежели они сами. Эти люди помогали женщине и девочке, кормили, давали одежду, при этом сами рисковали стать жертвами репрессий. Но справедливость в итоге все же победила, именно эта жизнеутверждающая тема и является основной в повести.
Знакомство Громовой с Нудольской
Громова познакомилась с Нудольской, когда они были соседями по коммунальной квартире, еще в Советском Союзе. Писательница описывает женщину, ставшую прототипом для ее будущего произведения, как одинокого, но сильного человека. Когда они познакомились, Нудольская жила одна. Муж ее умер, а сын работал вдалеке от Москвы. Несмотря на все бытовые и жизненные трудности, она находила в себе силы вести активный образ жизни. Много читала, специально ходила в клуб ветеранов, где знакомила стариков с литературными новинками. Создала группу для молодых мам, в которой обучала всех желающих шитью и вышиванию.
Громова в своих воспоминаниях описывает разговорчивую женщину с острым умом и деликатным чувством юмора. Она постоянно ей рассказывала о своей жизни в Средней Азии, работе на Чукотском полуострове, о подмосковных школах, в которых училась после войны, когда ей с мамой, наконец, разрешили вернуться из Киргизии. В своих историях Нудольская очень точно и подробно описывала характеры, ситуации, с которыми сталкивалась по жизни, и окружающий мир.
Ольга Громова,
Роман “Сахарный ребенок”, краткое содержание которого приведено в этой статье, это произведение писательницы Громовой.
По сути, это документальная книга, написанная со слов реального персонажа, маленькой девочки Стеллы. Ее детство пришлось на тяжелые времена в Советском Союзе – 30-40-е годы.
Книга, написанная в начале 2010 годов, сразу стала бестселлером, завоевав любовь читателей и уважение литературных критиков.
Роман о девочке
“Сахарный ребенок”, краткое содержание которого позволяет понять, в чем суть произведения, это очень искренний роман. Читатели признаются, что он берет за душу и завораживает уже с первых страниц. В центре повествования – маленькая Эля.
Она растет в крепкой семье, где царят любовь и уважение друг к другу. Счастливая идиллия рушится в один момент, когда выясняется, что ее отца признали “врагом народа”. Что это такое, она еще не до конца понимает. Но жизнь ее меняется кардинально.
На смену тихим семейным вечерам приходят переживания, ежедневный стресс.
Эля оказывается в страшном, неприятном ей мире, где все ей не рады. Отца арестовывают. Его увозят из дома, о дальнейшей судьбе ничего не известно. Все попытки матери девочки пробить чиновничью стену заканчиваются практически ничем. “Враг народа” оказывается в застенках НКВД.
С Элей и матерью тоже обращаются неподобающим образом. Их отправляют в лагерь для членов семей изменников Родины. Для них даже существует специальная неприятная аббревиатура – ЧСИР. Сюда же привозят социально опасных элементов (СОЭ).
Лагерь расположен вдали от их дома – в Киргизии. Незнакомый и тяжелый климат, тяжесть переезда, непростые условия содержания. Все это негативно сказывается на состоянии девочки.
Подростоковый роман
Несмотря на все испытания, которые выпадают на их долю, Эля и ее мама не отчаиваются, не падают духом. Ольга Громова пишет классический подростковый роман, в котором показывает, как родитель даже в критических обстоятельствах должен и может помочь ребенку перенести самые жуткие моменты в жизни.
Мама Эли постоянно шутит, поет песни, читает стихи своей дочери. Они всячески пытаются заботиться друг о друге. Им предстоят болезни и голод, но ничто не заставит их расстаться. “Сахарный ребенок”, главным героям которого приходится буквально выживать в сложившихся обстоятельствах, это еще и роман воспитания.
Очень увлекательная книга о настоящей любви, а также о том, что такое внутренняя свобода и человеческое достоинство. Свободе, которая может быть в каждом человеке даже в годы репрессий, самое точное определение дает мама Эли. По ее мнению, рабство – это только состояние души.
Если же человек внутренне свободен, то его невозможно сделать рабом.
Роман “Сахарный ребенок”, краткое содержание которого есть в этой статье, был отмечен призами и наградами. В частности, книга вошла в лонг-лист престижной литературной премии “Книгуру”, получила диплом премии имени известного фантаста Крапивина.
Краткое содержание романа
Далее постарамся подробнее остановится на сюжете произведения, чтобы лучше понять те идеи, которые заложил автор. Практически каждый найдет что-то свое в “Сахарном ребенке”. Краткое содержание – отличное доказательство этому.
В центре повествования – мать, перенесшая костный туберкулез и получившая из-за этого инвалидность, и ее 6-летняя дочь.
Из-за ареста главы семьи они оказываются просто в нечеловеческих условиях лагеря для нежелательных в советском обществе элементов.
Но и даже тут они не отчаиваются, всячески пытаясь поднять настроение друг другу, больше всего боясь не за себя, а за то, что могут ранить близкого человека.
Созданный ими внутренний мир противостоит внешнему ужасу. Только он помогает им выжить. Временами автор Ольга Громова описывает просто жуткие эпизоды. Маленькой Эле надзиратель разбивает нос прикладом винтовки за то, что она хотела сорвать тюльпан на клумбе. Но даже это не дает героям ожесточиться и опустить руки.
Жизнь после лагеря
Далее Громова в “Сахарном ребенке” описывает жизнь героев после лагеря. Правда, им не позволяют вернуться в родной город, а отправляют в далекие киргизские села. Здесь они встречают хороших и добрых людей, которые с пониманием относятся к ситуации, в которой оказались мать и дочь.
Тут живут оседлые киргизы, раскулаченные украинские семьи. Все с уважением относятся к киргизской культуре и языку, что еще больше располагает к ним местных жителей.
Смысл названия романа
В этой части романа мы узнаем смысл его названия. Киргизы начинают называть Элю “кант бала”, что в переводе с их языка означает “сахарный ребенок”. Анализ этого произведения лучше всего основывать на самой яркой его главе – “Великое чтение”.
В ней рассказывается, как практически каждый вечер все ссыльные, среди которых русские, украинцы, а также местные жители, собираются вместе в одном из бараков. Они рассказывают друг другу истории о своей жизни, пересказывают знаменитые произведения, относящиеся к их культуре, читают стихи, рассказы и повести. Например, Гоголя и Пушкина. Причем нередко в переводе на киргизский.
Эти вечера, чтения за одним столом объединяют всех, живущих в этом селе, в тяжелых, порой, просто невыносимых условиях.
В романе описываются 10 лет, а все последующие события жизни главных героев кратко излагаются в эпилоге.
Для кого эта книга?
“Сахарный ребенок” – это книга для семейного чтения тихими вечерами. Отличная возможность наладить внутренний диалог в семье, рассказать детям о неприятных и страшных страницах истории страны, о которых все-таки необходимо не забывать.
К тому же это прекрасный роман, способный продемонстрировать всем современным людям, как необходимо оставаться человеком и не терять свое достоинства, даже оказываясь в самых тяжелых условиях. Тем, кому не посчастливилось попасть в жернова истории, удается сохранить веру в хороших людей, а также любовь к своей земле и своей Родине.
По сути, это вечный сюжет, основанный на новом для детской отечественной литературы материале. Это история девочки из прошлого века, которая к тому же блестяще проиллюстрирована художником Марией Пастернак.
На всем протяжении своей работы она находилась в тесном контакте с автором. Поэтому ей удалось все изобразить максимально приближенно к тому, как это представляла писательница, когда создавала свое произведение.
Автор романа “Сахарный ребенок”, тему которого можно определить как любовь к близким и сохранение человеческого достоинства, в обычной жизни работает главным редактором журнала “Библиотека в школе”.
Поэтому она отлично знает, с какими произведениями детской литературы сегодня сталкиваются ученики, какая современная детская литература появляется на прилавках магазинов и книжных полках в библиотеках.
При этом, чтобы создать такое произведение, ей потребовалась определенная смелость. Ведь тема сталинских запретов ранее практически не поднималась на страницах произведений детской литературы, негласно на нее было наложено табу.
Роман воспитания
При этом книга Громовой продолжает российскую и советскую традицию романов воспитания. Они обязательно должны присутствовать в домашней библиотеке каждого подростка. Ведь такие книги позволяют разобраться во внутренних проблемах, узнать подробности истории своей страны, пусть не самые приятные, осознать основные нравственные правила, которых следует придерживаться всю жизнь.
Раньше такими обязательными к прочтению произведениями были “Неточка Незванова” Достоевского, трилогия Льва Николаевича Толстого про взросление, романы Катаева и Осеевой. Сегодня им на смену приходят книги современных авторов. “Сахарный ребенок” один из самых удачных примеров чтения для нового современного поколения.
Прототипы главных героев
Еще одно достоинство этого романа состоит в том, что все, о чем говорится на страницах “Сахарного ребенка”, не выдумка. Книга биографична. Она написана на основе воспоминаний Стеллы Нудольской. Именно она является прототипом главной героини – девочки Эли.
Как иронично отмечает автор на страницах романа, ее родители действительно были социально опасными элементами. По крайней мере, так в то время часто оценивались факты из биографии, которые были у родителей Эли.
И у Стеллы мама и папа имели высшее образование, владели сразу несколькими иностранными языками, в свободное время рисовали, играли на музыкальных инструментах. У них была завидная родословная.
Дедушка Эли – столбовой дворянин, который работал на Тульском оружейном заводе.
Таким образом, получается, что эта книга единственная, которая повествует о сталинских репрессиях и при этом адресована детям.
Нудольская, ставшая прототипом для этого романа, также писала собственную документальную биографию. Она получила название “Не позволяй себе бояться”. Однако для детского произведения такое название, конечно, не подходило. Поэтому роман и решено было назвать “Сахарный ребенок”.
Для Громовой издание этой книги было принципиальным вопросом. Она пообещала это сделать своей подруге Нудольской, которая умерла задолго до того, как это произведение увидело свет.
Знакомство Громовой с Нудольской
Громова познакомилась с Нудольской, когда они были соседями по коммунальной квартире, еще в Советском Союзе. Писательница описывает женщину, ставшую прототипом для ее будущего произведения, как одинокого, но сильного человека. Когда они познакомились, Нудольская жила одна.
Муж ее умер, а сын работал вдалеке от Москвы. Несмотря на все бытовые и жизненные трудности, она находила в себе силы вести активный образ жизни. Много читала, специально ходила в клуб ветеранов, где знакомила стариков с литературными новинками.
Создала группу для молодых мам, в которой обучала всех желающих шитью и вышиванию.
Громова в своих воспоминаниях описывает разговорчивую женщину с острым умом и деликатным чувством юмора.
Она постоянно ей рассказывала о своей жизни в Средней Азии, работе на Чукотском полуострове, о подмосковных школах, в которых училась после войны, когда ей с мамой, наконец, разрешили вернуться из Киргизии.
В своих историях Нудольская очень точно и подробно описывала характеры, ситуации, с которыми сталкивалась по жизни, и окружающий мир.
День политзаключенных
Именно от Нудольской Громова узнала, что каждый год 30 октября в Советском Союзе отмечают день политзаключенных. В то время сама эта тема была под запретом. Новая же подруга писательницы была как раз из тех, кто пострадал от политических репрессий.
Однако скоро пришли более свободные времена. Началась перестройка, и Громова с Нудольской стали обрабатывать эти воспоминания и публиковать их в виде очерков в газетах и журналах.
Вскоре с Севера вернулся ее сын. Он был неизлечимо болен и не мог работать так, как раньше. Главной целью жизни Нудольской стала забота о нем, посещение больниц и поликлиник, нужно было добывать необходимые лекарства.
Не сломалась она даже в тот момент, стал образцом стойкости и жизненной силы. И для самой Громовой, и для ее читателей. Потому что образ героини воссоздан в романе весьма реалистично.
Изложение событий
Книга «Сахарный ребенок», автором которой является Ольга Громова, посвящена описанию жизни простой семьи. Маленькая героиня с красивым именем Стелла счастлива в своем уютном мирке, живя с мамой и папой.
Эти люди показаны в полной мере положительными персонажами. Несмотря на свою занятость, они всегда находили время для общения с любимой дочерью. Именно поэтому Стелла росла счастливым и веселым ребенком. Малышка играла с родителями, слушала их сказки и песни.
На этом этапе ее жизнь радостная, хотя и простая.
Но однажды все меняется. Картина политических событий и несправедливости показана глазами ребенка:
Основные события разворачивались в тот момент, когда ребенок мирно спал. Отец был арестован, через год его невиновность была доказана, но ничего изменить не удалось. Жертву репрессий никто реабилитировать не торопился.
Перемены в жизни
Мама и дочка оказались в ссылке в Киргизии, где малышка Стелла познакомилась с совершенно иной стороной жизни, поняла, что в ней все отнюдь не так просто и весело, как представлялось ей, окруженной заботой и защитой мамы и папы. Девочке пришлось быстро повзрослеть, начать делать то, о чем она раньше и не задумывалась. Матери пришлось нелегко, ведь без мужа, да еще и в суровых условиях жизни непросто вести хозяйство, обеспечивать ребенка и себя.
Стелла, которую местные дети стали именовать Эля, получила прозвище «сахарный ребенок», подарившее название рассказу. И все потому, что своей белой кожей она отличалась от сверстников. Однако сладкой жизнь малышки назвать было нельзя. Вот те трудности, с которыми столкнулась беззаботная городская жительница:
Прежде всего, девочке, которая с трех лет изучала иностранные языки, пришлось познакомиться с диалектом коренного населения.
В шесть лет она стала вместе с матерью растапливать печь, варить мамалыгу, выполнять тяжелую физическую работу. На ее теле появились шрамы и рубцы — свидетельства непростой жизни.
Именно так, избиением плеткой, наказывали непослушных детей в лагерях Киргизии.
Развязка действия
Ольга Громова — писатель, сумевший показать непростую судьбу невинного ребенка в мире, где взрослые стремятся оклеветать друг друга.
Юная Эля находит общий язык с киргизскими детьми, что доказывает — малыши, которым еще чужды подлость и коварство, оказываются гораздо более душевными и добродушными, нежели взрослые.
Дети степей, в том числе и мальчики, принимают городскую девочку, столь отличную от них, в свои ряды. Эля даже получает возможность поучиться кататься на лошадях, а ведь эти животные очень высоко ценились на просторах Киргизии.
Казалось бы, на долю матери и дочери выпали все возможные трудности, о которых только можно подумать. Но увы, испытания продолжались:
После школы девочка поступает в сельскохозяйственный техникум, во время учебы в котором и происходит развязка. Эля и мама получают документ, говорящий о том, что их семья полностью оправдана. Однако счастливого финала история, рассказанная Ольгой Громовой, не получила — отец домой не вернется.
Мать и дочь узнают, что он умер в тюрьме еще в начале 40-х. Так завершается это печальное произведение о сильных людях, которых не смогли сломить жизненные испытания, выпавшие на их долю, и несправедливость.
Краткий анализ
Очень интересна книга «Сахарный ребенок» Ольги Громовой, читать ее лучше в полном объеме онлайн или в печатном издании. Однако краткий пересказ, занесенный в читательский дневник, поможет быстро вспомнить основные события и героев перед написанием сочинения или иной письменной работы.
На что же следует обратить внимание, проводя анализ этой грустной истории? Прежде всего, автор хотела показать читателю действительно сильный характер Стеллы, ставшей Элей. Эта девочка, немного избалованная любящими родителями, неожиданно для самой себя оказалась в совершенно иной среде, где никто не стал холить и лелеять ее.
С ранних лет она была вынуждена заниматься тяжелым физическим трудом, помогать матери и при этом налаживать свои отношения с ровесниками, которые значительно отличались от привычных ей городских детей.
Но Стелла с честью справилась со всем, что выпало на ее долю, получила образование и была готова к дальнейшей борьбе. Судьба распорядилась иначе — семья девочки была реабилитирована.
Но детских беззаботных лет и любимого отца уже никто Эле вернуть не сможет.
Героиня и реальный прототип
Интересно, что в произведении писательница использовала биографию реального человека, Стеллы Нудольской, сама история записана Громовой с ее слов. Стелла внезапно для самой себя оказалась дочерью врага народа (хотя читатель и понимает, что отца девочки несправедливо оклеветали), репрессированного и заключенного в тюрьму по ложному обвинению.
Из текста становится понятно, что никто не стал всерьез заниматься этим делом, обычного доноса оказалось достаточно для того, чтобы сломать жизнь человека и его семьи.
Но даже столь суровая несправедливость не сломала характера ни самой девочки, ни ее матери. Не зря, уставшие от тяжелого и непривычного физического труда, они находят в себе силы петь, читать стихи, шутить.
Примечательны слова матери Стеллы: «Рабство — это состояние души. Свободного человека сделать рабом нельзя» (приведена цитата). Действительно, мать научила дочь внутренней свободе, самоуважению, достоинству.
Эти качества и помогли девочке не только выжить, но и сохранить себя.
Читать главы произведения, столь трогательного, но печального, очень интересно, ведь юная Эля — героиня, которой не довелось совершить чего-то героического, масштабного. Но ее «подвиг» личностный и важный — она не сломалась под гнетом выпавших на ее участь испытания.
Несмотря на то что произведение не имеет счастливого финала, многие читатели называют книгу жизнеутверждающей и оптимистичной.
Уроки произведения
Книга «Сахарный ребенок» — отнюдь не детское произведение, однако в школьную программу включается вполне оправданно, ведь учит юных читателей тому, что даже в самой сложной жизненной ситуации, столкнувшись с несправедливостью, жестокостью, можно сохранить в себе лучшие душевные качества. Именно поэтому прочесть произведение лучше полностью, несмотря на то, что это не забавная книжка с картинками, а реальная история, сложная для эмоционального восприятия. Если читать или слушать текст, можно даже прослезиться, усомниться в том, что все описанное — правдивая история.
Интересно, что в повести отсутствуют отрицательные герои как таковые, автор изображает мир, в котором оказались Стелла и ее мать, населенный добрыми жителями, готовыми оказать посильную помощь нуждающимся еще больше, нежели они сами. Эти люди помогали женщине и девочке, кормили, давали одежду, при этом сами рисковали стать жертвами репрессий. Но справедливость в итоге все же победила, именно эта жизнеутверждающая тема и является основной в повести.