О чем заставляет задуматься философская лирика пушкина эссе

Сочинение на тему «Философская лирика Пушкина»

А.С. Пушкин является не только выдающимся поэтом и писателем, произведения которого по достоинству оценены представителями многих стран, но ещё и великим знатоком тонкостей человеческой души.

Изучая творчество этого автора, перед нами предстаёт личность, которая во все периоды своей жизни, переживала и осознавала происходящее по-разному. И это даёт понять его духовный рост, открывает большую работу поэта над собственным развитием, и наглядно отображается на его философской лирике.

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Когда читаешь его произведения, то и сам невольно начинаешь задаваться сокровенными вопросами, столь волновавшими Александра Сергеевича. Они заключаются в простых истинах, которые, одновременно, сложно познать: смысл земного существования человека на бренной земле, вопросы о бессмертии в высоком его понимании, наша роль в мироздании.

В раннем творчестве поэта чётко прослеживается его отношение к земной жизни, представляющую собой нечто временное, неизбежно имеющее свой исход. Однако примиренность с этими мыслями раскрывает бесплодность бороться с естественными процессами, ведь на смену ушедшему поколению неизменно приходит новое, и это ничто иное, как закономерность жизненного круговорота.

Произведение «Вновь я посетил» объясняет позицию Пушкина о сокровенности бытия, о вечном движении, автор подытоживает в здесь свои долгие размышления о том, какая же всё-таки цель земного пребывания.

«Два чувства дивно близки нам» является творением, обнажающим размышление автора — полноценным представителем человечества может называться почитающий память предков и любящий края, в которых вырос.

Очень впечатляют высокие мысли философского характера в стихотворении «К вельможам», автор, обращаясь к тому, кому посвятил эти строки, с восхищением удивляется такой особенности, как принятие многоликости жизни, умение принять в неё светлые стороны и с презрением смотреть на лживые слова, низкие поступки и нечистые помыслы.

Произведение «Телега жизни» даёт постичь осознание того, что существование человека происходит непрерывно от восхода до заката жизни, автор делает непревзойденное художественное сравнение с телегой, едущей от рассвета до ночных потёмок.

Основная мысль «Элегии» — сквозь горестные раздумья и тягостные переживания стремление дышать полной грудью, надежда на обретение в итоге гармоничного осознания счастья.

А.С. Пушкин посвятил множество поэтических строк философской тематике, тем самым внеся свой неповторимый вклад в литературу. Изучая творчество этого талантливейшего поэта, мы подчёркиваем для себя безумное количество важных жизненных ценностей.

Источник

Сочинение на тему «Философская лирика А. С. Пушкина».

Кратко.

В 19 веке философская лирика была характерна для большинства крупных писателей. Все происходящее в мире довольно сильно влияли на мышление людей, из-за чего это отражалось на творчестве многих авторов. Поэзия стала иметь тесную связь с философией. Правда, она была проблематична для обретения публичного признания и восприятия. Но это не останавливало творческие умы.

Александр Сергеевич Пушкин — один из таких поэтов, в произведениях которого тем или иным образом присутствуют риторические вопросы, размышления и философия на ту или иную тему. И немудрено, что он часто писал стихи, описывая проблемы бытия: в жизни каждого человека может возникнуть период осмысления и попыток понять всю сущность предназначения чего-либо в этом мире.

Его стихотворения несут личностный характер, из-за чего они имеют свойство заставить читателя не только задуматься, но, порой, переосмыслить какие-либо вещи. Скрывая вопросы философского характера в описании событий, Пушкин дает возможность сильнее задуматься о морали истории. И чтобы больше углубиться в разговоры о философии поэта, стоит обратиться к его произведениям.

О чем заставляет задуматься философская лирика пушкина эссе. Смотреть фото О чем заставляет задуматься философская лирика пушкина эссе. Смотреть картинку О чем заставляет задуматься философская лирика пушкина эссе. Картинка про О чем заставляет задуматься философская лирика пушкина эссе. Фото О чем заставляет задуматься философская лирика пушкина эссе

Брожу ли я вдоль улиц шумных

Одной из популярных философских элегий Пушкина является «Брожу ли я вдоль улиц шумных», написанный в 1829 году. Лирический герой ведёт монолог с самим собой, где передаются личные переживания о неизбежности смерти. Он рассуждает о жизни и о грядущем в будущем после нее; о цикличности происходящего: один уходит, другой приходит

Младенца ль милого ласкаю

Уже я думаю; прости!

Тебе я место уступаю:

Мне время тлеть, тебе цвести.».

Как и в большинстве своих стихов, Пушкин не теряет надежду о светлом и прекрасном, ведь жизнь продолжается и не стоит на месте:

И пусть у гробового входа

Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа

Красою вечною сиять.

Главная тема: жизнь и смерть».

Элегия (Безумных лет угасшее веселье)

Следующим стихотворением является «Элегия (Безумных лет угасшее веселье)», написанное в 1830 году. В то время Пушкин получил положительный ответ от родителей Н. Гончаровой о женидьбе, поэтому готовился к свадьбе. Из-за осознания того, что теперь ему придется финансово обеспечивать семью, выполнять больше обязанностей и иметь серьезное отношение к этому шагу, поэт вылил все свои размышления на бумагу, вспоминая молодость и минувшие дни:

Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино — печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.

В обращении «о други» Пушкин имел в виду своих близких людей, которым он мог бы рассказать все свои переживания. Да и даже при таком раскладе автор не оставляет себя без светлых мыслей:

И может быть — на мой закат печальный

Блеснет любовь улыбкою прощальной.

Тема: любовь, свобода.

Вновь я посетил..

К философским стихотворениям также можно отнести «Вновь я посетил..», уже написанное в поздний период творчества Пушкина в 1835 году, связанное с последним приездом поэта в Михайловское. Здесь он описывает свои родные края, вспоминает близких ему людей, следовательно как бы подводя итог своей жизни. Также поэт обращается к «племени младому, незнакомому», все еще после размышлений оставляя частичку надежды о будущем поколении. Стих проникнут печалью и грустными воспоминаниями. Тема: жизнь, родина, неизбежный поток времени.

Вывод

Подводя итог вышесказанному, можно сделать вывод, что философская лирика Пушкина имеет в себе размышления о жизни и смерти, о добре и зле, о вере и безверии, о реальности, о людях, о родине. Таким образом, стихи также можно отнести к философии, рассуждая о бытие вместе с автором.

Источник

Философские мотивы лирики Пушкина сочинение по творчеству

Мотивы вечного обновления и возрождения особенно сильно звучат в стихотворении «Вновь я посетил…». Пушкин написал его во время последнего приезда в Михайловское в 1835 году. Это не просто биографическое воспоминание о былом, а глубокое философское размышление. Первые строки печальны, поэт вспоминает няню, видит «убогую» жизнь крестьян, покосившуюся мельницу. Но при виде трёх старых сосен, которые опять приветствовали его шорохом вершин, настроение Пушкина меняется. Наблюдательный взор поэта заметил, что «около корней их устарелых… младая роща разрослась». В этом Пушкин увидел символ преемственности поколений, и он с оптимизмом приветствует новое «племя младое, незнакомое».

Творчество Пушкина тесно связано с его высокой гражданской позицией. В стихотворении «Я памятник себе воздвиг…», поэт утверждает, что «весь я не умру – душа… мой прах переживёт». Эти мысли являются пророческими. Новые поколения помнят и любят Пушкина. Читая его бессмертные произведения, они учатся у него «жить, мыслить и страдать».

2 вариант

Уже с лицейских лет Пушкин размышляет о месте человека в мире, о его предназначении. Так стихотворение 1820 года “Мне вас не жаль года моей весны” посвящено учебе в Царскосельском лицее. Девятнадцатилетний Пушкин рассуждает о жизни, как о скоротечном явлении. Лирический герой не жалеет, что счастливое время юношества осталось позади. Гораздо больше Пушкин переживает от того, что утратилась былая острота ощущений, прошли младые надежды и “прежний жар”. В своем стихотворении поэт подводит итог юношеству.

Особое место в творчестве писателя занимает стихотворение “Вновь я посетил. ”, написанное в 1835 году. В нем Пушкин подводит жизненный итог, в нем слышится мотив прощание с родным местом, где он любил гулять. Лирический герой не отделим от поэта. Читатель понимает, что Пушкин делиться своими личными переживаниями, сокровенными мыслями. Стихотворение делится на три части. В перовой рассказывается о воспоминаниях Пушкина, о безвозвратно прошедшей юности. Во второй части поэтом описаны места, где он любил гулять. В третий подводится итог размышлений Пушкина о жизни. Здесь он рассуждает о смене поколений, о будущем мире, который ему уже не суждено увидеть. Стихотворение наполнено грустью, нежным прощанием с родным краем.

Также читают:

Картинка к сочинению Философские мотивы лирики Пушкина

Популярные сегодня темы

В произведении Шукшина «Миль пардон, мадам» главным героем является Бронька. Больше всего на свете ему нравится постоянно пить, и он даже и не помнит себя в здравом смысле и при памяти.

Н.А. Некрасов был одним из тех поэтов, которые писали на разные темы, но особое значение уделяли любовной лирике

Крылов Иван Андреевич – самый известный баснописец в России. Множество крылатых выражений из его произведений до сих пор гуляют по нашей стране. Это очень интересная личность, в жизни которой было много любопытного.

Рассказ И.А. Бунина – художественный текст, в котором главная роль отведена рассказчику.

Герой повести «Васюткино озеро» такой же мальчик, как мы, нашего возраста. Он парень не промах: смелый, решительный, бойкий

Источник

Сочинение на тему ФИЛОСОФСКАЯ ЛИРИКА А. С. ПУШКИНА

Перед Вами сочинение-рассуждение на тему философская лирика А.С. Пушкина.

Текст сочинения.

За свою жизнь великий поэт А. С. Пушкин написал огромное количество великолепных произведений. Поэт страстно воспевает свободу и призывает народ стремиться к ней и бороться за нее. Свое назначение он также связывает с этим:

На тронах поразить порок.

Во многих других стихотворениях Пушкин открывает тему «поэта и поэзии», задумываясь о назначении лирических певцов и их творчества. Но неверно считать, что ни в одном из свободолюбивых стихотворений или стихотворений на тему «поэт и поэзия» не скрыта какая-либо философская тема. Например, стихотворение «Пророк» (1826 г.) с одной стороны, открывает тему о назначении поэта и его творчества: «…и обходя моря и земли, глаголом жги сердца людей», с другой — это глубочайшее философское произведение. Пушкин пытался запечатлеть тот духовный опыт, который подводит нас к тайнам бытия. В этих стихотворениях поэт пытается решить определенный ряд проблем: проблемы жизни и смерти, которые тесно соприкасаются с темой бесов и искушения.

Не менее важна тема бунта, поэтического побега и, наконец, прозрения. Естественно, Пушкин не мог не затронуть проблему прозрения,истинного видения жизни.

Проблему бесов и искушения Пушкин открывает в стихотворении «Монах» (1813 г.). Бес в этом произведении представляется как несерьезный образ, даже немного шутливый.

Уже более глубокий образ беса мы можем увидеть в стихотворении «Демон» (1823 г.). Здесь Пушкин перечеркивает практически весь смысл жизни, отрицая вдохновение, любовь и свободу:

Не верил он любви, свободе,

На жизнь насмешливо глядел.

Поэту явился «злобный гений», и теперь жизнь не представляет дня него ничего важного. Он уже не верует в мир и сомневается во всех высших ценностях. Можно сказать, что здесь наступает разочарование в жизни, но в 1827 году Пушкин пишет стихотворение «Ангел», которое является ответом на ранее написанное стихотворение «Демон». В нем видно, что Демон у Пушкина противоречивый герой,олицетворяющий борьбу добра и зла. Лишь стоит Демону увидеть светлого ангела, как:

И ты недаром мне сиял:

Не все я в небе ненавидел,

Не все я в мире презирал.

Позднее Пушкин пишет очень странное стихотворение «Бесы”. Когда читаешь его, создается впечатление, что бесы вокруг тебя, они не дают тебе покоя. Можно сказать, что они олицетворяют собой все существующие в мире пороки.

Бесы в нашем понимании всегда что-то темное, страшное и таинственное, их следует бояться. Но в этом стихотворении Пушкин нашел в себе силы бороться с пороками, вернее, искушения уже не привлекают его, и, потому поэт с какой-то жалостью и грустью относится к бесам:

В беспредельной вышине;

Визгом жалостным и воем

Надрывая сердце мне…

Пушкин глубоко задумывается о теме смерти. В 1828 году он пишет одно из самых страшных стихотворений на эту тему — «Предчувствие»:

Дар напрасный, дар случайный,

Жизнь, зачем ты мне дана? — горестно восклицает поэт.

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

Равнодушно бури жду:

Может быть, еще спасенный

Снова пристань я найду…

Далее к Пушкину приходит успокоение, противоречия в его душе усмиряются. И, подводя итог своему творчеству, он пишет стихотворение «Памятник», где говорит, что все его назначение, весь смысл его творчества заключается в том:

Что чувства добрые я лирой пробуждал,

Источник

А.С. Пушкин: философская лирика в творчестве поэта

Уже в юности Александр был склонен к философским размышлениям. Его думы часто касались таких вечных тем, как смысл жизни, случайности и закономерности бытия, вопросов взаимоотношения поколений.

Очень часто в поздних произведениях стала появляться тема религии, освещенная совершенно по-пушкински: поэт не рассматривал внешнюю сторону, старался проникнуть вглубь, охватить взглядом все аспекты непростых вопросов веры. Пушкин в детстве прочел многих античных поэтов. А в те времена поэт и философ — это были идентичные понятия. В каждом его стихотворении, даже самом коротком и веселом, есть что-то, над чем стоит поразмыслить.

Философская лирика А. С. Пушкина

А. С. Пушкин — величайший русский поэт и прозаик прошлого века. Он является основоположником новой русской литературы, одним из первых реалистов в нашей литературе. Именно после него раскрылись таланты других писателей и поэтов: Лермонтова, Гоголя, Толстого, Некрасова и Достоевского. Лирика поэта многотемна. Но сколь бы ни были разнообразны вопросы, поднятые поэтом, они все пронизаны философским содержанием.

Пушкин, будучи образованным человеком своего времени, всю жизнь задумывался над вечными философскими вопросами: о смысле человеческой жизни, о добре и зле, о назначении поэта и поэзии, смерти и бессмертии, вере и безверии. Это не могло не отразиться на его лирике, поэтому философские мотивы пронизывают все его творчество.

Своеобразие философской лирики Пушкина заключается в том, что она носила личностный, глубоко интимный характер. Поэт все пропускал через себя, это была философия, опробованная собственной жизнью, появившаяся в результате собственных мыслей и переживаний, что отличает философскую лирику Пушкина от лирики Тютчева и Блока.

Над вечными философскими вопросами поэт задумывался еще, учась в Царскосельском лицее. Под влиянием Батюшкова он рассматривал смысл жизни с позиций жизнерадостного эпикурейства. По его мнению, цель существования человека заключалась в наслаждениях, дружеских пирушках, прожигании жизни в веселых компаниях друзей:

Смертный, век твой привиденье:

Счастье резвое лови;

Чаще кубок наливай;

Страстью пылкой утомляйся

И за чашей отдыхай!

Так пишет шестнадцатилетний поэт в стихотворении “Гроб Анакреона” (1815). Похожие мысли просматриваются и в других юношеских стихотворениях поэта:

До капли наслажденье пей,

Живи беспечен, равнодушен!

Мгновенью жизни будь послушен,

Будь молод в юности твоей!

Обращаясь к своему другу, он проповедует идеалы развлечений и наслаждений, веселья и дружеских встреч.

Переломным моментом для Пушкина стали 20‑е годы. В это время он начал подводить первые итоги своей жизни и творчества.

В южной ссылке поэт находился во власти романтизма, как все тогдашние молодые люди. Его кумирами стали Наполеон и Байрон. Изменилась и философия поэта. Пушкин-романтик видел цель жизни не в бесконечных пирушках, а в совершении подвига. Характерное для романтизма стремление действовать, героизм, величественные порывы души отразились и в лирике поэта:

Искатель новых впечатлений,

Я вас бежал, отечески края;

Я вас бежал питомцы наслаждений,

Минутной младости минутные друзья, —

так писал Пушкин в элегии “Погасло дневное светило” (1820). И в этом, и в стихотворении “К морю” (1824) появляется яркий романтический символ — океан. Поэт думает, мечтает на его берегу, он приносит ему вдохновение. Пушкин сравнивает человеческую жизнь с жизнью океана.

Увлекаясь новыми мечтами и устремлениями, он отказывается от прежних идеалов, от увлечений своей юности:

Мне вас не жаль, неверные друзья,

Венки пиров и чаши круговые —

Мне вас не жаль, изменницы младые,

Задумчивый, забав чуждаюсь я,-

пишет поэт в стихотворении “Мне вас не жаль, года весны” (1820).

К середине двадцатых годов А. С. Пушкин переживает мировоззренческий кризис. Жизнь начинает пугать его, все меньше остается романтизма, на смену ему приходит суровая правда жизни — реализм. Он реально теперь смотрит на жизнь, на ее проблемы, но не видит в ней смысла и высокой цели.

В стихотворении “Телега жизни” (1823) он сравнивает жизнь с телегой, которая едет с утра до ночи, от яркого начала до темного конца.

Катит по-прежнему телега;

Под вечер мы привыкли к ней,

И дремля едем до ночлега,

А время гонит лошадей.

Еще более тяжелым временем был период после поражения восстания декабристов. Многие из казненных и сосланных были близкими друзьями поэта. Он, не сумев принять участие в выступлении, чувствовал вину перед ними. Жесточайшая николаевская реакция, одиночество в личной жизни лишь усугубили ситуацию. В это время у поэта появляется мотив отчаяния. Он особенно трагично смотрит на жизнь, не видя в ней высокой цели:

Цели нет передо мною:

Сердце пусто, празден ум,

И томит меня тоскою

Однозвучный жизни шум.

Трудно поверить, что стихотворение “Дар напрасный, дар случайный” (1828) написано Пушкиным в свой двадцать девятый день рождения.

Тогда же автор начинает задумываться над философскими проблемами смерти и бессмертия, смене поколений, о добре и зле. Так, в стихотворении “Брожу ли я вдоль улиц шумных…” (1829) он говорит о том, что рано или поздно, далеко от дома или “в соседней долине” умрет, но хочет, чтобы его жизнь, мечты, дела перешли к новому поколению, чтобы новое поколение продолжало жить, любить, мечтать.

Младенца ль милого ласкаю,

Уже я думаю: прости!

Тебе я место уступаю:

Мне время тлеть, тебе цвести.

Проблему добра и зла Пушкин рассматривает и в стихотворении “Анчар” (1828), в котором повествует о “древе яда” — анчаре, являющемся философским образом-символом, воплощением зла, которым люди распоряжаются по своему желанию, рассылая гибель “к соседям в чуждые пределы”.

Но неправильным будет утверждать, что в этот период Пушкин полностью отказывается от желания жить, хочет умереть, так как не видит цели в жизни. В стихотворении “Элегия”, написанном в 1830 году, он как раз утверждает обратное:

Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе

Грядущего волнуемое море.

Но не хочу, о други, умирать:

Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать.

Поэт, несмотря на все трудности и горести, хочет продолжать жить, творить, и тогда, по его мнению, к концу жизни он, может быть, обретет и гармонию, и счастье, и любовь. Размышляя о разуме и безумии, Пушкин понимает, что страшнее безумия ничего нет, поэтому с такой силой он и восклицает:

Не дай мне бог сойти с ума.

Нет, легче посох и сума;

Нет, легче труд и глад.

Пушкин считает, что цель его жизни как поэта — “глаголом жечь сердца людей”. Он обязан своим мастерством, своим поэтическим словом служить людям, наставлять их на путь истинный.

Размышляя над философской проблемой смены поколений, о старом и новом, поэт находит ответ в гармонии природы. Он понимает, что время неумолимо движется вперед, замедлить его ход невозможно, рано или по здно на его место придут другие.

Младое, незнакомое! не я

Увижу твой могучий поздний возраст, —

пишет он в стихотворении “Вновь я посетил…” (1835).

Подводя своеобразный итог своей жизни, Александр Сергеевич Пушкин за полгода до смерти пишет стихотворение “Я памятник себе воздвиг нерукотворный…” (1836). В нем он подводит итог своим размышлениям о месте поэта в жизни, оценивает свой вклад в литературу, размышляет о том, какую память после себя он оставит потомкам:

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

Мой прах переживет и тленья убежит —

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Автор понимает бессмертие не как физическое существование, а как след в памяти потомков.

Рассматривая философскую лирику Пушкина, можно привести еще множество примеров. Философскими раздумьями пронизана и любовная, и гражданская лирика, и стихи о дружбе и природе, о назначении поэта и поэзии в обществе.. Пушкин, как человек мыслящий, развивающийся, в разные периоды своей жизни по-разному понимал и осмысливал вечные философские проблемы, что нашло отражение в эволюции его мировоззрения и творческого метода.

А. С. Пушкин – философская лирика

Александр Сергеевич Пушкин — один из популярнейших поэтов и писателей мира. Но в первую очередь своим талантом он покорил Россию. Он прославился и как прекрасный романтик, и как выдающийся реалист. Темы его произведений разнообразны: философская, гражданская, историческая, любовная, социально-политическая и многие другие. Но каждая тема в свою очередь переплетается с философскими рассуждениями поэта.

Пушкин-философ пишет не о проблемах глобального масштаба, а о личных переживаниях. Философия поэта глубоко прочувствована.

Каждый вопрос он пропускал через свою душу, что не свойственно ни одному из поэтов его современности.

Философские проблемы волновали Пушкина еще во времена обучения в Царскосельском Лицее. В эти годы сильное влияние на него оказывает Батюшков, который видел смысл жизни в личных чувственных благах.

Для молодого Пушкина смысл жизни заключался в вечных празднествах, пирушках и забавах. Он не задумывался ни о чем серьезном. Это хорошо видно на примере стихотворения шестнадцатилетнего поэта «Гроб Анакреона»:

Смертный, век твой приведенье:

Счастье резвое лови;

Чаще кубок наливай;

Страстью пылкой утомляйся

И за чашей отдыхай!

Такое же видение мира можно наблюдать и в других его стихотворениях. Например, в произведении «Стансы Толстому»:

До капли наслажденье пей,

Живи беспечен, равнодушен!

Мгновенью жизни будь послушен,

Будь молод в юности твоей!

В юном возрасте Пушкин еще не думает о будущем, вся его философия — в пирах и развлечениях. Причем именно такого стиля жизни он советует придерживаться и читателю.

Переломная полоса в жизни Пушкина — 1820‑е годы. В это время он начинает анализировать свою жизнь и творчество.

Южная ссылка была для поэта эпохой романтизма. Тогда все молодые люди делали упор на это направление. С изменением мировоззрения более зрелой стала и философия поэта. В романический период творчества Пушкин считал высшей целью жизни человека не беззаботное времяпрепровождение, а стремление к героическим деяниям. Такие перемены отразились в первую очередь на творчестве поэта:

Искатель новых впечатлений,

Я вас бежал, Отечески края;

Я вас бежал, питомцы наслаждений.

Минутной младости минутные друзья.

Это строки из знаменитой элегии 1820 года «Погасло дневное светило». Здесь появляется новый яркий символ свободы и вдохновения ‑океан. Он такой же чистый и могучий, как и чувства, наполняющие душу поэта. Такой образ появляется и в стихотворении «К морю». Пушкин приводит в нем сравнение жизни человека с жизнью океана.

За полгода до смерти Пушкин пишет стихотворение «Я памятник себе воздвиг нерукотворный…». Он будто предвидит свою скорую кончину. В произведении поэт размышляет о смысле жизни, о том, с какой целью человек появляется на свет, и с уверенностью говорит:

Я памятник себе воздвиг нерукотворный,

К нему не зарастет народная тропа.

Вознесся выше он главою непокорной

В своем стихотворении Пушкин делает вывод из своих ранних размышлений о назначении поэта. Он всерьез задумывается о том, что от него останется людям после смерти:

Нет, весь я не умру — душа в заветной лире

И славен буду я, доколь в подлунном мире

Жив будет хоть один пиит.

Пушкин прекрасно понимает, что физическое бессмертие невозможно, поэтому он стремится к творческому бессмертию. При жизни поэт своими силами воздвигает «нерукотворный памятник». Он творит своими мыслями, умом и чувствами. Пушкин заслуженно считает себя народным пророком. Кому-то может показаться, что гордыня поэта не знает границ, но ведь он прав. Александр Сергеевич в «жестокий век восславил Свободу/И милость к падшим призывал». На это решались немногие.

Пушкин все время употребляет местоимение «я», но не из-за чрезмерного самолюбия. В XIX в. любой неверный шаг жестоко наказывался, а он не боялся ничего. Вольнолюбивая лирика была его гордостью.

Поэзия для Пушкина — не просто описание своих мыслей и чувств. Это дорожка, ведущая читателя к его сердцу. В своих стихах он говорил о том, о чем не мог заявить вживую, боясь остаться непонятым.

Еще одним широко известным философским стихотворением Пушкина является «Пророк». Господь наделил поэта особо чутким слухом и зрением, чтобы лирический герой смог стать его наместником на грешной земле. Поэтому на пророка возложена особая миссия. Он призван «глаголом жечь сердца людей».

Истинно талантливый поэт не будет молчать, он должен нести свои идеи в народ. Он связующее звено между людьми и Богом. Поэт готов пожертвовать жизнью ради свободы и поэзии:

И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей».

Именно о своем призвании пишет великий поэт. Он старается научить людей быть свободными. Такая цель появилась у Пушкина в раннем возрасте. Все его стихи пронизаны добром, светом и правдой, и в этом его сила.

В стихотворении «Пророк» лирический герой прозревает. Его одолевают страшные муки, но главное то, что поэту открывается высший смысл жизни. Он начинает видеть дальше горизонта и слышать недоступные обычному смертному истины.

Как уже было сказано, все темы лирики Александра Сергеевича Пушкина пропитаны его личной философией. Примеров таких стихотворений множество. Пушкин в течение жизни развивался не только как человек, но и как поэт. Соответственно, отношение к вечным философским проблемам у поэта тоже менялось. Это можно легко проследить в его творчестве.

Читайте Пророк Пушкин стихотворение — полный и краткий анализ.

А.С. Пушкин: философская лирика в творчестве поэта

а протяжении многих лет титул одного из самых талантливых прозаиков и поэтов XIX века носит А.С. Пушкин. Философская лирика присутствует практически в каждом его произведении, хотя это довольно разноплановый поэт, интересующийся многими темами. Александр Сергеевич писал стихи на гражданскую и любовную темы, поднимал вопросы о дружбе, предназначении поэта, описывал красоту русской природы. Но все же через все его стихотворения проходит нить философии, они заставляют читателя задуматься о добре и зле, смысле человеческой жизни, вере и безверии, смерти и бессмертии.

Своим своеобразием всех поражает философская лирика Пушкина. Стихи носят глубоко интимный, личностный характер, потому что каждое чувство принадлежало поэту, он описывал собственные мысли, впечатления от жизни. Именно этот факт и отличает лирику Александра Сергеевича от других авторов. По мере взросления поэта его произведения меняются, в них появляется иной смысл.

По стихотворениям можно узнать, чем в разные годы жил Пушкин. Философская лирика того периода, когда поэт был еще лицеистом, проникнута духом веселья. Александр Сергеевич призывает веселиться в компании друзей, наслаждаться дружескими пирушками и ни о чем не заботиться. О его юношеских мыслях можно узнать из стихотворения «Гроб Анакреона», написанном в 1815 году, стихотворения «Стансы Толстому» (1819 года). Поэт проповедует наслаждения и развлечения.

Философские мотивы в лирике Пушкина кардинально изменились в 20‑х годах. Как и всех молодых людей того периода, Александра Сергеевича потянуло на романтизм. Поэт преклонялся перед Байроном и Наполеоном, цель жизни уже заключалась не в бессмысленном прожигании времени на дружеских пирушках, а в совершении подвига. Героические порывы души не могли не отразиться на философской лирике автора. Самыми яркими произведениями того периода считаются элегия «Погасло дневное светило», написанная в 1820 году, и стихотворение Пушкина “К морю” 1824 года.

В середине 20‑х годов переживает мировоззренческий кризис Пушкин. Философская лирика того периода уже не проникнута романтизмом, на смену ему приходит реализм. Поэт начинает понимать суровую правду жизни, и она его пугает. Он видит проблемы, но не видит цели, к которой нужно стремиться.

К концу 20‑х годов в стихотворениях прослеживается отчаяние и одиночество, которое в тот период испытывал Пушкин. Философская лирика поэта с годами стала более печальной и даже трагичной. В стихотворениях Пушкина «Элегия», «Дар напрасный, дар случайный», «Брожу ли я вдоль улиц шумных» присутствуют вопросы жизни и смерти, автор рассматривает, что будет после того, как его не станет на этой бренной земле.

Но это не значит, что Александр Сергеевич желал смерти, он хотел жить, чтобы нести людям свое творчество, направлять людей на путь истинный. Он свято верил в то, что к концу жизни ему удастся обрести счастье и гармонию.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *