О чем заставляет задуматься фамилия старцев

“Тема гибели души в рассказе А.П.Чехова “Ионыч”.

по русской литературе в 11 “Б” классе

Тема гибели души в рассказе

Багаева Индира Сергеевна.

Цель урока : раскрыть трагизм повседневно-будничного

существования и духовного оскудения личности в рассказе.

Метод урока : комментированное чтение в сочетании с

эвристическим методом, сообщения учащихся, элементы

Оборудование: ИКТ, мультимедийная система, портрет А.П.Чехова, слайды, презентация.

Правда и красота… всегда составляли главное в человеческой жизни и вообще на земле.

Как и в любом классическом произведении, в чеховском рассказе затронуты проблемы, которые не лежат на поверхности и для понимания которых требуется неоднократное обращение к тексту.

Необходимо проанализировать первые предложения, т. к. они несут наибольшую эстетическую нагрузку в данном абзаце. Талантливая и интеллигентная семья Туркиных украшение города С. Казалось бы, ничто здесь не вызывает сомнения.

Но так ли это? Ещё раз перечитаем начало текста (учитель или один из учеников зачитывают вслух первый абзац рассказа).

рисует обстановку. Но Чехов редко выражает свою точку зрения, давая, обычно, читателям домыслить то, на что лишь сделан намёк (подтекст). Так и первое предложение начинается придаточным предложением, стоящим перед главным. Такое построение не случайно. Оно сразу же акцентирует внимание читателя на том, что жизнь в городе С. скучна и однообразна. Точно также думают и местные жители, о чём свидетельствует вставная конструкция «как бы оправдываясь».

Нам представлена та обстановка, в какой оказался молодой врач Старцев (фамилии у Чехова, как правило, «говорящие»).

-О чём заставляет задуматься фамилия этого героя?

-Каковы взгляды, характер этого человека?

-Какова центральная тема рассказа?

( Протест против пошлости, обывательщины, духовного

мещанства, самовыражение человека.)

-Какова основная идея произведения?

(Она заключается в призыве «Берегите в себе человека!»)

-Какова композиция рассказа?

( Композиция произведения на первый взгляд проста. Пять

lll . Анализ 1 главы.

Итак, о Старцеве известно пока, что он совсем недавно был назначен земским врачом. В городе С. Его считали интеллигентным и трудолюбивым человеком.

Обратите внимание на такую художественную деталь (чтение последнего предложения 3-го абзаца рассказа).

Наверное, герой здоров, ходьба доставляет ему удовольствие и вызывает хорошее настроение. Он полон сил, жизнерадостен. Но автор с какой-то целью акцентирует наше внимание на таких художественных деталях: «своих лошадей у него не было». Замечание это специально для читателя (вводное предложение выделено скобками), а сам автор знает, что будет дальше.

Очень важно научиться «чувствовать» автора, видеть его точку зрения на описываемые события. Чтобы читатель почувствовал глубже личность Старцева, Чехов открывает не только его внутренний мир, но и как бы само рождение мысли

героя: Вера Иосифовна читала о том, как молодая, красивая

графиня устраивала у себя в деревне школы, больницы,

библиотеки и как она полюбила странствующего художника,-

читала о том, чего никогда не бывает в жизни, и всё-таки слушать было приятно, удобно, и в голову шли все такие хорошие, покойные мысли,- не хотелось вставать».

-Какую оценку дают содержанию романа Веры

Иосифовны автор и герой? Какая важная деталь выделена?

( Автор считает, что описываемого в жизни не бывает. Старцев тоже не верит тому, что читает Вера Иосифовна. Но после трудного, полного тяжёлой работы дня можно слушать всё, что угодно; было тепло, уютно и не хотелось вставать).

-А как в рассказе подаётся игра Екатерины

Ивановны на рояле? Что особенного вы заметили?

(Найдите описание этого эпизода и зачитайте вслух).

(Старцев впервые видит таланты Ивана Петровича. И снова мы видим глаза автора: «Он, смеясь одними только глазами, рассказывал анекдоты, острил на своём необыкновенном языке, выработанном долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно вошедшем у него в привычку: большинский, недурственный, покорчило вас благодарю…»)

-Какой вывод можно сделать по этому эпизоду?

(Чехов даёт понять, что это остроумие никого не радует и уже давно является всего лишь привычкой.)

Мы видим через основные художественные детали, что в городе С. скучная, однообразная жизнь. В самой

«приятной» семье – люди бездарные, неталантливые, ничем не отличающиеся от остальных жителей. Вера Иосифовна

пишет романы о том, чего не бывает в жизни. Екатерина

Ивановна не вкладывает в свою игру ни капли истинного чувства, трудно представить, что она имеет хоть какое-то отношение к музыке как искусству. Иван Петрович пользуется давно заученным набором острот и анекдотов.

Старцев почти того же мнения о творчестве Веры

Иосифовны, но… на кухне уже стучали ножами и доносился запах жареного лука и не хотелось вставать. Игра Екатерины Ивановны шумная, надоедливая, бездарная, но…всё же это культурные звуки.

Итак, Старцев доволен вечером, проведённым у Туркиных, всё было «недурственно», не считая маленьких компромисс-ов с самим собой, со своими вкусами, жизненными взглядами.

Чтение и комментирование 2 и 3 главы.

-Что изменилось за этот год?

-Какой видели Екатерину Ивановну автор и его герой?

Найдите отрывки в тексте рассказа.

Как и многие писатели А.П.Чехов испытывает своих героев любовью. Именно любовь даёт Старцеву ещё один шанс остаться человеком.

Получив записку о свидании, Дмитрий Ионыч ни минуты не сомневался, что на кладбище её не будет, что он сам не способен на такие глупости: «Так думал Старцев, бродя по

клубу около столов, а в половине одиннадцатого вдруг взял и

поехал на кладбище». Историю этого романтического свидания Чехов предваряет великолепной художественной деталью: «У него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке».

Когда Старцев оказался на кладбище, его душа отозвалась

красоте природы, перед ним как бы приоткрылись тайны бытия, казалось, что вот-вот должен задуматься, проникнувшись философским настроением, над вечными проблемами жизни и смерти…

Итак, вся третья глава повествует о неудачном визите Старцева с официальным предложением.

Читатель к такому концу уже внутренне готов. Готов и главный герой. Найдите подтверждение в тексте (после сцены объяснения: «У Старцева перестало беспокойно биться сердце…» и т. д.)

Исследователи творчества Чехова отметили, что подобное построение рассказа можно считать как бы пунктирным, что

подтверждается повторением художественных деталей.

Консерватория – высшее музыкальное учебное заведение.

Пассаж – последовательность тонов в быстром движении, чаще всего трудная для исполнения.

Источник

Истоки духовной деградации по Чехову: причины трансформации доктора Старцева в Ионыча (4 фото)

Рассказ Чехова «Ионыч» – это литературное произведение, сжато демонстрирующее изменения, происходящие с человеком, и их истинные причины. Почему доктор Старцев превратился в Ионыча, и какие черты личности повлияли на эти изменения?

Жизнь доктора Старцева

О чем заставляет задуматься фамилия старцев. Смотреть фото О чем заставляет задуматься фамилия старцев. Смотреть картинку О чем заставляет задуматься фамилия старцев. Картинка про О чем заставляет задуматься фамилия старцев. Фото О чем заставляет задуматься фамилия старцев

Дмитрий Старцев – это активный увлеченный человек, полный планов, стремлений и надежд, который постепенно превращается в серого скучного обывателя. В молодости он не просто так выбрал профессию доктора, поскольку это открывало новые горизонты для развития, совершенствования, профессия помогала ему думать, развиваться, помогать людям.

Однажды герою предлагают посетить самый «талантливый» дом в городе. Так он сводит знакомство с Иваном Петровичем, его супругой Верой Иосифовной и дочерью Екатериной Ивановной, которую в семье называют Котик. Сперва его увлекают шутки хозяина дома, произведения его жены и игра на рояле дочки. Тогда он еще не знает, что это единственные увлечения этих людей, и в каждый визит будет повторяться одно и то же, по кругу.

О чем заставляет задуматься фамилия старцев. Смотреть фото О чем заставляет задуматься фамилия старцев. Смотреть картинку О чем заставляет задуматься фамилия старцев. Картинка про О чем заставляет задуматься фамилия старцев. Фото О чем заставляет задуматься фамилия старцев

Но сердце молодого доктора пронзает стрела Амура: Дмитрий Старцев влюбляется в Катю, считает ее самой лучшей девушкой на свете и не может представить без Котика ни дня своей жизни. Герой регулярно наносит визиты семейству Туркиных и с удивлением осознает, что в доме совершенно ничего не меняется: все то же чтение романов Веры Иосифовны, анекдоты Ивана Петровича и музицирование Котика. И к Дмитрию приходит понимание, что если эта семья – самая талантливая в городе, то что тогда говорить о других? Получается, что жизнь остальных жителей сводится к еде, сну, картам, выпивке и беспросветной скуке.

Несмотря на это, Старцев делает Котику предложение руки и сердца. Девушка отвечает отказом. И чувства Дмитрия как-то моментально улетучиваются. Возможно, они были по большей части надуманы, а возможно, что он радуется отсутствию необходимости проявления каких-то активных действий. Теперь ничто не нарушит мерного хода жизни, никакие потрясения.

Быстрый путь от доктора Старцева к Ионычу

О чем заставляет задуматься фамилия старцев. Смотреть фото О чем заставляет задуматься фамилия старцев. Смотреть картинку О чем заставляет задуматься фамилия старцев. Картинка про О чем заставляет задуматься фамилия старцев. Фото О чем заставляет задуматься фамилия старцев

Постепенно все мечты, стремления и желания Старцева сходят на нет. Его более не интересуют гости, чувства, споры, сама жизнь. Он словно освобождается от тяжкого ненужного груза, стирая все мечты и стремления. Старцев погружается в работу, но не по причине увлечения ею, а из-за банального желания побольше заработать, поскольку становится более жадным. Он становится одним из членов скучной компании обывателей, быстро стареет, набирает лишний вес, теряет жизненные ориентиры.

Собственно, он вполне мог отдаться новым чувствам, переехать из города, найти новое увлечение, но не сделал этого. Он добровольно отказался от борьбы за счастье и принял участь унылого скучного обывателя.

Что хотел продемонстрировать автор

О чем заставляет задуматься фамилия старцев. Смотреть фото О чем заставляет задуматься фамилия старцев. Смотреть картинку О чем заставляет задуматься фамилия старцев. Картинка про О чем заставляет задуматься фамилия старцев. Фото О чем заставляет задуматься фамилия старцев

Жители города стали называть доктора не Дмитрием Ионычем, а просто Ионычем, по отчеству. Такой подход демонстрирует некую обезличенность и тот факт, что герой стал своим, таким же, как все жители городка. Близким и понятным Ионычем, и никому не надо лишний раз напрягаться, чтобы вспомнить его имя. Душа доктора зачерствела, покрылась коркой равнодушия, он растерял идеалы юности и таланты, а единственной целью стал заработок. Практически произошла моральная деградация, то есть трансформация таланта если не в бездарность, то в обычную посредственность.

Чаще всего обращение по отчеству используют в отношении пожилых людей. А Старцев, несмотря на физический возраст, состарился духовно и стал Ионычем. Именно духовную деградацию хотел продемонстрировать читателю автор, превращение увлеченного интеллигента и труженика в стяжателя, который, подобно Кощею, проводит время, пересчитывая заработанные за день деньги.

Стремлением Чехова также было развенчание благородства труда при условии, если такой труд не является одухотворенным, а превращается в обыденную каждодневную рутину. Автор не проявляет в отношении персонажа жалости, а наоборот выступает в качестве судьи человека, обладавшего впечатляющим потенциалом, но легко покорившегося обстоятельствам, потерявшего свою духовность, интеллигентность, тонкость, чуткость и продемонстрировавшего полную духовную и душевную несостоятельность.

А как вы считаете, кто виноват, что Старцев стал Ионычем?

Источник

Анализ «Ионыч» Чехов

О чем заставляет задуматься фамилия старцев. Смотреть фото О чем заставляет задуматься фамилия старцев. Смотреть картинку О чем заставляет задуматься фамилия старцев. Картинка про О чем заставляет задуматься фамилия старцев. Фото О чем заставляет задуматься фамилия старцев

Всего получено оценок: 1837.

Всего получено оценок: 1837.

В рассказе «Ионыч» Чехов со свойственным ему мастерством говорит о деградации личности, о пошлости обыденной жизни. Особо остро автор ставит вопрос о влиянии общества на отдельно взятого человека. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом произведения. Данный материал может быть использован для работы на уроке литературы в 10 классе, а также для подготовки к ЕГЭ.

О чем заставляет задуматься фамилия старцев. Смотреть фото О чем заставляет задуматься фамилия старцев. Смотреть картинку О чем заставляет задуматься фамилия старцев. Картинка про О чем заставляет задуматься фамилия старцев. Фото О чем заставляет задуматься фамилия старцев

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться с самим произведением Ионыч.

Год написания – 1898 г.

История создания – Исследователи творчества писателя пришли к выводу, что первоначальный замысел произведения претерпел значительные изменения, прежде чем автор создал окончательный вариант.

Тема – Деградация личности, жизнь городских обывателей, сила и слабость любви.

Композиция – Рассказ выстроен как лестница, ведущая вниз, и подчиняется общей цели – показать постепенное духовное обнищание героя. Сначала знакомство молодого амбициозного доктора с семьёй Туркиных, ухаживание Старцева за Екатериной Ивановной и быстрый финал неудавшегося любовного романа, далее – новая встреча с Катей и невозможность героя полюбить, а затем мы видим холодного и расчётливого героя, неспособного на проявление душевных порывов.

Жанр – рассказ.

Направление – Объективные характеристики героев, социальные проблемы общества, описанные Антоном Павловичем, говорят о реалистическом направлении рассказа.

История создания

В записках писателя сохранились данные о том, что замысел рассказа постепенно менялся. Если изначально автор хотел описать одну семью Филимоновых, то в дальнейшем фамилия была изменена на Туркиных, изменилась и основная мысль рассказа: в окончательном варианте, писатель даёт оценку не социальному обнищанию семьи, а деградации личности главного героя.

После выхода в свет этого произведения критика была неоднозначной, отзывы были как положительные, так и отрицательные. Была отмечена неординарность описания героя, который является не антагонистом общества, а продуктом разложения под влиянием этого общества.

Чтобы определить тему рассказа «Ионыч», необходимо раскрыть суть названия рассказа. Сначала создаётся впечатление, что речь пойдёт о семействе Туркиных. Позже приходит понимание того, что главный герой – Дмитрий Ионыч Старцев. На протяжении повествования показана деградация доктора Старцева, и в этом заключается смысл названия – автор показывает, как уважаемый человек, хороший врач, постепенно погряз в пошлости и превратился в стяжателя. Это даёт право остальным жителям относится к нему фамильярно, с некоторым пренебрежением, ставить его в один ряд с собой, серыми и безликими обывателями.

Именно процесс деградации личности является главной темой произведения. Старцев, молодой и энергичный врач, любящий свою профессию, когда-то стремившийся к высоким идеалам, медленно, но верно превращался в рядового жителя города. Единственным стремлением доктора стало обогащение. Хорошая медицинская практика приносила ему стабильный доход. Все свои средства доктор Старцев вкладывает в недвижимость, покупает вещи, соответствующие его положению и финансовому состоянию. Деградация проявилась не только в изменении его убеждений, но и во внешности, привычках, поведении.

Герой стал грубым и раздражительным, растолстел, у него появилась одышка. У доктора пропал интерес к общественной жизни, не осталось никаких чувств, кроме жажды обогащения. Любовь, зарождение которой показано в рассказе, заканчивается крахом и разочарованием. И Старцев даже испытывает облегчение от того, что отношения не сложились.

Проблематика – Проблема состояния общества в целом, его нравственности. Это необразованность граждан, их бескультурье и духовная нищета. Жизнь в городке проходит скучно и уныло, по одному заведенному распорядку. Жители проводят своё время однообразно, каждый из них живёт в собственном маленьком мирке, не ставя перед собой никаких глобальных целей и стремлений.

Проблема влияния общества на личность. На Старцева уклад жизни и взгляды жителей города С. оказали большое влияние: он отказался от медицины как от призвания, превратив её лишь в средство обогащения. Можно сделать однозначный вывод: уподобившись обывательскому обществу, Старцев уничтожил себя как личность, смешался с толпой таких же беспринципных и бездуховных типов. В какой мере окружение влияет на личность и может ли человек ему противостоять? Этот важный вопрос ставит автор в своём рассказе.

Композиция

Рассказ Чехова состоит из пяти частей. В первой части происходит знакомство с семьёй Туркиных, с главным героем доктором Старцевым. В герое пока ещё есть способность отличить истинный талант от серости, и он не стремится продолжать завязавшееся знакомство.

Старцев увлечён своей работой, он очень занят, и вторая встреча с семьёй Туркиных происходит по прошествии года с небольшим. Хозяйка дома пригласила молодого доктора, жалуясь на мигрень, и он стал регулярно навещать их, отдавая предпочтение разговорам с Екатериной Ивановной.

Молодая девушка начитана, и Старцеву интересно с ней общаться. Старцев решил сделать ей предложение, думая о богатом приданом. Глупая затея Котика со свиданием на кладбище охладила и отрезвила героя, он почувствовал разочарование и пожалел о том, сколько лишних хлопот доставила ему эта история.

В третьей части рассказа описывается, как обрюзг и располнел телом, но обнищал душой доктор Старцев. Он перестал интересоваться искусством – спектаклями и концертами, найдя удовольствие в азартных играх и ежевечернем подсчитывании денег, которые приносила ему врачебная практика.

В следующей части рассказа мы видим изменения: доктор Старцев располнел, обрюзг, думает только о наживе, радуется тому, что не женат. Еще пару раз он встречался с Екатериной Ивановной, но ему становилось стыдно, что когда-то делал ей предложение.

В финале мы видим, что доктор Старцев превратился в Ионыча. Это уже не молодой и амбициозный врач с благородными порывами, а обрюзгшая, бездуховная личность, можно сказать «мертвая душа», ищущая удовольствие в богатстве и обедневшая морально. Самоуспокоенность, нежелание изменить свою жизнь – это и есть признак духовной деградации.

Главные герои

О героях произведения мы написали отдельную статью – Главные герои «Ионыча».

Конечно, произведение «Ионыч» является рассказом, но поэтапное описание всей жизни героя, показ постепенного духовного разложения фактически приближает его к роману. Социальные проблемы общества, глубокий психологизм, точное воспроизведение событий жизни человека дают основание отнести этот рассказ к реалистическому направлению.

Источник

Урок по литературе «Рассказ А. П. Чехова «Ионыч»

Технологическая карта урока №2 по литературе 10 класс

Тема: Гибель души в рассказе А. П. Чехова «Ионыч»

Дата проведения 15.05 2016

Цель: Раскрыть трагизм повседневно-будничного мещанского существования и духовного оскудения личности в рассказе. Мастерство Чехова в раскрытии темы рассказа. Художественные особенности творческой манеры Чехова; совершенствовать умение анализировать художественное произведение, применять полученные знания для создания связного текста (устного и письменного) на заданную тему.

Урок изучения нового материала

Рассмотреть композицию рассказа, выявить эпизоды, показывающие этапы гибели души главного героя;

Проанализировать причины духовной гибели доктора Старцева;

Раскрыть позицию автора, его отношение к главному герою.

Обучение комментированному чтению в сочетании с эвристическим методом;

Развитие умения анализировать, сопоставлять факты, эпизоды текста;

Обучение лингвостилистическому анализу художественного текста.

Способствовать развитию активной жизненной позиции учащихся ;

Способствовать формированию у учащихся таких нравственных качеств, как доброта, сострадание.

Методы и приёмы: эвристическая беседа, индивидуальная работа, пересказ эпизода, частично-поисковый метод, самостоятельная работа с текстом, художественное чтение эпизода, работа со справочной литературой, информационно-коммуникационные технологии. При этом компьютер – это средство:

1.рационального использования времени на уроке;

2.повышение эстетики и наглядности процесса обучения.

Забирайте же с собою в путь, выходя из мягких

юношеских лет в суровое ожесточайшее мужество,

забирайте с собою все человеческие движения, не

оставляйте их на дороге, не подымете потом.

-Какой сегодня урок по данной теме?

-Сформулируйте цель урока.

-Актуальна ли проблема, поднятая писателем?

-Как соотносится, на ваш взгляд, эпиграф с темой урока?

Повторение истории создания рассказа (презентация ребёнка)

Анализ выбранных эпизодов духовной гибели главного героя

Создание хорошего микроклимата, побуждение к самостоятельному определению темы, цели, мотивации. Формирование мотивации.

Запись в тетради, осмысление темы, цели, мотивации с помощью учителя.

Повторение, проверка знаний

Индивидуальная работа, аналитическая беседа, рассказ учащегося

Истории создания рассказа «Ионыч»( сообщение ученика с презентацией)

— Какова тема рассказа?

-Какова основная идея произведения?

-Какова композиция рассказа?

Слушает, дополняет, ведёт беседу

Работа со справочной литературой, работа с карточкой, слушание, дополнение рассказа, ответы на вопросы, формулирование вывода

этап актуализации субъектного отношения

Известный писатель 20 века С. Залыгин писал: «Антон Чехов был, вполне вероятно самым тонким знатоком нравственного кодекса, самым неустанным его исполнителем. Кодекса, который может вынести приговор жизненному устройству людей».

-Выясним значение слова «нравственность».

Нравственность – внутренние духовные качества, которыми руководствуется человек, этические нормы; правила поведения, определяемые этими качествами.

\Толковый словарь русского языка Ожегова.

\Толковый словарь Ушакова

Какие, на ваш взгляд, духовные качества входили в состав нравственного кодекса у Чехова?

— Какие сейчас, на ваш взгляд, духовные качества, определяющие поведение современного человека в обществе?

Работа по теме урока

Слово учителя, работа с эпиграфом

Как и в любом классическом произведении, в чеховском рассказе затронуты проблемы, которые не лежат на поверхности и для понимания которых требуется неоднократное обращение к тексту.

Обратимся к первым предложениям текста, они несут наибольшую эстетическую нагрузку в данном абзаце. Талантливая и интеллигентная семья Туркиных – украшение города С…. Казалось бы, ничто не вызывает сомнения. Но так ли это? Ещё раз перечитаем начало текста (учитель или один из учеников ещё раз зачитывает первый абзац рассказа)

Что мы узнаём из первого абзаца?

— Почему первое предложение начинается придаточным предложением, стоящим перед главным?

Итак, чеховская манера повествования отличается лаконичностью, простотой. Писатель сразу вводит читателя не только в ход событий, но и одним-двумя предложениями рисует обстановку. Но Чехов редко выражает свою точку зрения, давая, обычно, читателям домыслить то, на что лишь сделан намёк (подтекст). – Что такое подтекст? Строение первого предложения не случайно: оно сразу акцентирует внимание читателя на том, что жизнь в городе С.. скучна и однообразна. Точно так же думают и местные жители, о чём свидетельствует вставная конструкция «как бы оправдываясь».

Нам представлена та обстановка, в которой оказался молодой врач Старцев, ( фамилии у Чехова, как правило, «говорящие»).

О чём заставляет задуматься эта фамилия?

-Каковы взгляды, характер человека?

(Фамилия говорит о том, что ждёт героя в жизни, что он не устоит перед пошлостью мещанской жизни и душевно и физически состарится.)

Итак, о Старцеве известно пока, что он совсем недавно был назначен земским врачом. В городе С… его считали интеллигентным и трудолюбивым человеком.

Прочтите последнее предложение третьего абзаца рассказа, на какую деталь обращает автор наше внимание? Что такое деталь?

Наверное, герой здоров, ходьба доставляет ему удовольствие и вызывает хорошее настроение. Он полон сил и жизнерадостен. Но автор с какой-то целью акцентирует наше внимание на такой художественной детали: «своих лошадей у него не было». Замечание это специально для читателя (вводное предложение выделено скобками, а сам автор знает, что будет дальше). Обратите внимание, на романс, который напевает доктор – это романс на слова Дельвига: герой счастлив, у него интересная работа, он полон надежд, праздничный весенний день наполняет его радостью.

Погуляв в городе, доктор заходит к Туркиным. В первой части рассказа Туркины увидены автором и доктором Старцевым по- разному.

-Где в тексте Старцев и где автор?

Какую оценку дают содержанию романа Веры Иосифовны автор и герой? Какая важная деталь выделена?

(Автор считает, что описываемого в жизни не бывает. Старцев тоже не верит тому, что читает Вера Иосифовна, но после трудного, полного тяжёлой работы дня можно слушать всё, что угодно; было тепло, уютно и не хотелось вставать.) Автор угадывается, когда после прочтения романа, за окном зазвучала «Лучинушка», и в ней было то, что бывает в жизни, но не было в романе Веры Иосифовны.

А как в рассказе подаётся игра Екатерины Ивановны на рояле? Что особенного вы заметили? Найдите описание этого эпизода и прочитайте вслух.

( Старцев впервые видит таланты Ивана Петровича. И снова мы видим глазами автора: «Он, смеясь одними только глазами, рассказывал анекдоты, острил и предлагал смешные задачи и сам же решал их, и всё время говорил на своём необыкновенном языке, выработанным долгими упражнениями в остроумии и, очевидно, давно вошедшим у него в привычку: большинский, недурственный, покорчило вас благодарю…»).

— Какой вывод можно сделать, прочтя этот эпизод?

(Чехов даёт понять, что это остроумие никого не радует и уже давно является всего лишь привычкой).

Вывод: Мы видим, что в городе С… скучная, однообразная жизнь. В самой «приятной» семье – люди бездарные, неталантливые, ничем не отличающиеся от остальных жителей. Вера Иосифовна пишет романы о том, чего не бывает в жизни. Екатерина Ивановна не вкладывает в свою игру ни капли истинного чувства, трудно представить, что она имеет хоть какое-то отношение к музыке как искусству. Иван Петрович пользуется давно заученным набором острот и анекдотов.

Старцев почти того же мнения о творчестве Веры Ивановны, но… на кухне уже стучали ножами и доносился запах жареного лука и не хотелось вставать. Игра Екатерины Ивановны шумная, надоедливая, бездарная, но…. Всё же это культурные звуки.

Сколько времени прошло между событиями в первой и второй главах? Время здесь важная художественная деталь.

-Что изменилось за этот год?

-Какой видели Екатерину Ивановну автор и его герой? Найдите отрывки в тексте рассказа.

-Может быть, Котик – редкое исключение из читателей города С…, и чтение свидетельствует о её духовности?

-Что вынесла Котик из знакомства с Писемским?

Как и многие писатели А. П. Чехов испытывает своих героев любовью. Именно любовь даёт Старцеву ещё один шанс остаться человеком.

Получив записку о свидании, Дмитрий Ионыч ни минуты не сомневается, что на кладбище её не будет, что сам он уже не способен на такие глупости: «так думал Старцев, бродя, в клубе около столов, а в половине одиннадцатого вдруг взял и поехал на кладбище». Историю этого романтического свидания Чехов предваряет великолепной художественной деталью: «У него уже была своя пара лошадей и кучер Пантелеймон в бархатной жилетке».

Когда Старцев оказался на кладбище, его душа отозвалась красоте природы, перед ним как бы приоткрылись тайны бытия, казалось, что он вот-вот должен задуматься, проникнувшись философским настроением, над вечными проблемами жизни и смерти…

Итак, вся третья глава повествует о неудачном визите Старцева с официальным предложением.

Читатель к такому концу уже внутренне готов. Готов и главный герой. Найдите подтверждение в тексте (после сцены объяснения: « У Старцева перестало беспокойно биться сердце….» и т. д. ).

Исследователи творчества Чехова отмечали, что подобное построение рассказа можно считать как бы пунктирным, что подтверждается повторением художественных деталей.

Как всегда эстетически насыщен первый абзац. Зачитывается начало главы. Рассказывая далее о Туркиных, Чехов повторяет: «Но вот прошло 4 года».

-Какие изменения произошли в семействе Туркиных?

-Изменилось ли отношение Дмитрия Ионыча к ним?

Итак, отрезан последний путь к любви, ничто не задерживает деградацию, утрату человеческой личности.

5 глава – итог всей жизни Старцева, Туркиных, города С… Зачитываем первый абзац.

Вспоминаем начало рассказа. Обывательский город С, и Старцев – два противоположных полюса. В конце Старцев уже свой, такой же, как все жители. В Дялиже и в городе его зовут уже просто Ионычем. Чехов не оставляет своему герою никакой надежды вновь почувствовать себя человеком. Эту мысль подчёркивает как бы вскользь замеченное автором: « за всё время, пока он живёт в Дялиже, любовь к Котику была его единственной радостью и, вероятно, последней».

В конце рассказа от этого светлого, человеческого чувства не остаётся и следа. Вот и всё что можно сказать про него.

У них всё по-прежнему. Конец рассказа по-чеховски «не закончен». Это как бы кусок, выхваченный из жизни. Потому и глаголы употреблены здесь не в форме прошедшего времени, как во всём рассказе, а в форме настоящего, так называемого абстрактного: «Провожая на вокзал, Иван Петрович, когда трогается поезд, утирает слёзы и кричит:

-Прощайте, пожалуйста! И машет платком».

Ведёт беседу, помогает формулировать выводы

Работают с текстом рассказа, отвечают на вопросы, делают выводы, отвечает ученик, работающий со словарями

Исследовательская работа с текстом

Отыщите в тексте рассказа своеобразные маяки, вехи, по которым можно определить рост материального преуспевания Старцева и параллельно – его моральное и духовное опустошение.

-Что можно сказать о композиции рассказа в целом?

Но всё же, создавая образ Старцева, Чехов ставит проблему личной ответственности человека за свою жизнь.

Работа с текстом, делают вывод

Какие выразительные средства несут в рассказе «Ионыч» наибольшую художественно-эстетическую нагрузку и рассказывают основную мысль произведения?

-Как используются художественные детали в раскрытии образа Старцева?

С помощью каких изобразительных средств создаётся автором собирательный образ жителей города С.?

-Почему рассказ является протестом против разрушения человеческой личности?

-Как вы понимаете призыв: «Берегите в себе человека!»?

-Как вы считаете: превращение Старцева в Ионыча является трагедией интеллигентного человека, не справившегося с окружающей обывательщиной, или же это сатира на слабого и безвольного героя?

Задаёт вопросы, вызывает на рефлексию

Отвечают на вопросы, делают выводы с помощью учителя

Написать сочинение миниатюру на тему: «Есть ли настоящая жизнь в рассказе «Ионыч»?

Проведите сравнительный анализ двух эпизодов: первое и последнее свидание Екатерины Ивановны и Старцева. На основе анализа докажите, что развитие Екатерины Ивановны шло по восходящей, а Старцева – по нисходящей линии.

Объясняет домашнее задание (выбрать одно из двух)

История создания рассказа «Ионыч».

Учитель высшей категории Гайтанова Ирина Юрьевна, МБОУ лицей «Технический» г. о. Самара

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *