О чем заставила задуматься

О чём заставляет задуматься роман И.А.Гончарова «Обломов»?

О чем заставляет задуматься роман?

Роман «Обломов И. А. Гончарова один из самых интересных произведений XIX века, которое заставляет задуматься о смысле жизни человека. Задуматься, кто же такой Илья Ильич, с одной стороны он лентяй, не желающий добиться в своей жизни ничего, но с другой стороны у него прекрасный внутренний мир, честный, искренний и ценящий искусство.

Обломов бездействует, он ничего не делает, он не испытывает ни каких чувств, эмоций, он погружен в полную апатию. Он не понимает смысла человеческой жизни, всей суеты, стараний, каких-то изменений. Но жизни человека и состоит из постоянного движения, постоянного поиска чего-то нового, новых впечатлений, наслаждения, постоянного стремления что-то сделать, Да, можно сказать, что человеческая жизнь бессмысленна. Не каждый может сделать значительное открытие для всего мира, но у каждого есть возможность, сделать открытие для самого себя, разве это не счастье?

На долю каждого человека выпадает определенная необходимость справляться с повседневными делами. Без этого выполнения вся жизнь тускнеет, абсолютно утрачивая всяческий смысл.

Илья Ильич не умеет управлять своими подчиненными, но как же он сможет это сделать, если они, смотря на Обломова, видят пример, причем очень ленивый пример.

Но с другой стороны Обломов счастлив тем, что его окружает. Его это полностью устраивает и его можно назвать счастливым человеком.

Илья Ильич, в сущности, абсолютно беспомощен. Он настолько привык к своему образу жизни, что не может даже представить себя в иной ситуации. Обломов привязан к своему слуге Захару. И в этой привычке также раскрываются такие его черты, как консерватизм и нежелание что-либо менять.

Источник

Над какими проблемами заставил задуматься нас достоевский. О чем заставляет задуматься роман «Преступление и наказание»

Прочитав роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”, я еще больше стала задумываться о таких важных проблемах, как проблема преступления и наказания, проблема человеческой личности и проблема любви, как чувства воскрешающего человека. Ф. М. Достоевский свои произведением показывает читателям, как должен и как не должен вести себя человек. На примере главного героя Родиона Раскольникова писатель показывает нам, что все, что бы ни делал человек, вернется к нему. За каждый плохой поступок человек будет наказан, а за каждый хороший – награжден. Также по прочтению данного романа я поняла, что человек не имеет права вершить судьбы других людей. Никто из нас не должен устраивать самосуд, лишать кого-то жизни, считая его виновным в чем-то. Ведь человек, каждый человек на земле – это “тварь божья”, и она не имеет власти над жизнями других, подобных ей людей. Человек, все же оступившийся, совершивший преступление, как Родион раскольников, еще может покаяться, отмолить свои грехи, получить заслуженное наказание. Тогда жизнь его станет лучше, но тяжесть преступления навсегда останется в его жизни. Пережить человеку такую тяжесть и боль помогают такие чувства, как любовь, дружба. Ведь именно Соня Мармеладова помогла Раскольникову “воскреснуть” как личности, духовно. Но все же для того, чтобы в жизни человеку не приходилось нести наказание, он должен жить правильно, по заповедям божьим: любить людей, уметь прощать, не покушаться на чужие жизни.

Ответ оставил Гость

В романе Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание» заложен глубинный философский смысл. Автор не просто рассказывает нам историю одного убийства, это не детективный роман. Об этом свидетельствует, прежде всего, та особенность композиции произведения, что писатель сразу же показывает нам и преступление, и самого убийцу, а о причинах столь страшного поступка мы должны догадываться сами.

В первую очередь, на мой взгляд, пугают картины бедности и нищеты, описанные в «Преступлении и наказании». Образ желтого и грязного Петербурга невольно погружает читателя в обстановку социального неравенства, несправедливости. Люди резко делятся на нищих и тех, для кого нищие ничего не значат. Ряд страшных картин появляется перед читателем в первой главе романа: Пьяная девочка на площади, которую видит Раскольников, сбросившаяся с моста женщина, да и само замужество Дунечки.

Мысли о жестокой несправедливости начинают тревожить не только автора и его героев, но и читателя. Мы страдаем вместе с Катериной Ивановной, Сонечкой, самим Раскольниковым и Дуней из-за того, что все эти люди не могут реализоваться в жизни, должны идти на преступление только ради того, чтобы просто выжить, найти что-то поесть себе и маленьким детям.

Но главное в романе не описание социального устройства общества, а философская идея Раскольникова – деление всех людей на «обыкновенных» и «необыкновенных».

Постепенному развенчанию этой теории и посвящен весь роман. И главная цель автора – заставить читателя задуматься о ценности человеческой жизни.

Несостоятельность идеи Раскольникова подчеркивает система образов романа. Лужин и Свидригайлов – «двойники» главного героя. У каждого из них есть своя теория.

Свидригайлов придерживается принципа «всё дозволено», который очень напоминает идею Раскольникова. Они оба способны переступить через жизни других людей для достижения своих целей. И оказывается, что на совести Свидригайлова уже много тяжких преступлений.

Лужин же придерживается собственной теории «целых кафтанов». Он представитель «делового мира», покупающего людей за гроши. Он не обращает внимание на такие качества, как доброта, жалость, человечность, считает их совершенно ненужными, только мешающими настоящему деловому человеку.

Развенчание теории Раскольникова происходит и в сознании самого героя. Он сам осознает свою вину и тяжесть своего преступления.

Роман «Преступление и наказание» заставил задуматься меня о реальных возможностях человека, о том, на что каждый из нас имеет право. Я считаю, что каждый человек, в первую очередь, личность. И никто не может лишать нас жизни. Это очень страшный грех.

Я считаю, своим романом «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевский предостерегает свое и последующее поколения.

Ф. М. Достоевский был не просто писателем, он был отличным психологом, поэтому ему удавалось мастерски описывать «больные души». Его роман «Преступление и наказание» является прекрасным примером такого мастерства.

С помощью убийства «твари дрожащей» Раскольников удаляет «гнойник», не приносящий пользы, но при этом страдает невинный человек. Однако в конце произведения, в сцене признания Соне, главный герой понимает, что доводы рассудка тут ни к чему.

Внимание, только СЕГОДНЯ!

Сочинение » Преступление и наказание — Достоевский » О чём заставляет задуматься роман «Преступление и наказание»

О чем заставляет задуматься роман «Преступление и наказание»?

(283 слова) Федор Михайлович Достоевский по праву считается настоящим гением и мастером психологического романа. Благодаря своему необыкновенному таланту «проникать» в души окружающих людей, знаменитый русский писатель и публицист 19 столетия смог не только рассказать о нелегкой судьбе студента Родиона Раскольникова, но и заставить читателя задуматься о таком субъективном понятии, как справедливость.

Если спросить людей, что они подразумевают под словом «справедливость», каждый из опрошенных респондентов ответит лишь приближенными фразами, поскольку справедливость абстрактна и изменчива. Нельзя также создать абсолютно равные условия существования человечества на земле. Примером тому служат неудачные попытки строительства социализма и коммунизма. Что касается романа «Преступление и наказание», точнее его главного героя Родиона Раскольникова, он, вопреки собственным сомнениям, все-таки смог (как ему казалось) вывести формулу общенародного счастья, создать теорию спасения человечества от циничных и лживых лиц. Он долгое время находился в раздумьях о том, кто же он на самом деле: «тварь дрожащая» или «право имеет». В итоге, подобные мысли окончательно и бесповоротно убедили студента переступить не только через закон, но и самого себя. К большому удивлению героя, мир не только не стал лучше, он стал хуже. Собственный внутренний мир Родиона Раскольникова был разрушен. Стоит упомянуть, как подробно автор описывает все тона и переходы мук совести.

«О чем меня заставил задуматься роман Достоевского «Преступление и наказание»»

О чем меня заставил задуматься роман Достоевского «Преступление и наказание»

человек просмотрели эту страницу. Зарегистрируйся или войди и узнай сколько человек из твоей школы уже списали это сочинение.

Мрачный и беспросветный, наполненный бездонными колодцами нужды, вины, стыда и греха — таким предстает читателю-дебютанту роман Ф. М. Достоевского «Преступление и наказание».

Как большинство произведений этого великого (без преувеличений и лести) автора, действие происходит в Санкт-Петербурге. Место действия не может не отразиться на всем, без исключений. На лицах героев, бледных, изможденных непогодой, чахоточных. На дворах-колодцах, зловещих, темных, толкающих к самоубийству. На погоде, вечно сырой и промозглой, с морским пронизывающим ветром, грязным снегом под ногами, хлюпающем холодном месиве в дырявых калошах…

Бедность, скученность, крошечные комнатки-клоповники, без удобств, без уюта, без уединения. Постоянная безысходная суета по поиску заработков, трудоустройства, банального пропитания. Невозможность достойного отправления простейших физиологических нужд… Все это жестоко унижает человеческое достоинство жителей «столицы».

Кстати, и 100 лет спустя многие авторы, впечатлительные и эмоциональные, писали о Петербурге, кажется, со слов Достоевского. Этот исполин, красавец, город-бонвиван, построенный на костях и болотах, обладает мощнейшей энергетикой, выдержать которую, не сломаться, не зачахнуть, не сойти с ума и не удариться «во все тяжкие» сможет далеко не каждый.

Обо всем этом, кроме прочего (точнее — самого главного, о чем речь пойдет чуточку позже), заставляет задуматься роман «Преступление и наказание». Что влечет людей в подобные «гиблые» места? Ведь климат столь суров и вредоносен, что множество жителей города умирают от чахотки. Почему господа, избравшие для себя профессии творческие, как мотыльки, летят на обманчивый и жестокий свет мегаполисов? Можно прекрасно, со всеми удобствами и в блеске славы и уважения жить в провинции либо в собственном имении. Но нет! Они предпочитают скитания, чердаки, сальные тусклые свечи, обивание порогов, ледяные каналы Невы, сточные ямы и проч. и проч. Почему?

Важным моментом для размышлений стал предел, после которого благовоспитанный молодой человек, довольно приличных кровей, хороших манер и недурного образования, готов переступить черту нравственности и лишить жизни личность. Родион прекрасно понимает, что такое личность, в чем её ценность заключается. Он — не карманник из подворотни, не пьяный извозчик, в горячке ножом размахивающий. Он — существо мыслящее, интеллектуальное, высокоэмоциональное. Обремененное чувством вины и справедливости. Но «предел» все же существует. Предел, до которого довело Раскольникова государство, не дающее возможности достойным людям достойно жить.

«На десерт» оставим банальности. То, о чем не рассуждал только очень ленивый читатель и критик. «Стоит ли мир» слезы. Наверное, стоит. Современная международная политика изо всех мил пытается это доказать. Войны, конфликты, теракты. Во имя мира и демократии… Но мы увлеклись. Все-таки разговор у нас литературный.

«Преступление и наказание» нужно читать. Неоднократно, в разных возрастах, настроениях и ситуациях. Этот роман бессмертен.

Посмотрите эти сочинения

О чём заставляет задуматься роман Преступление и наказание Достоевского сочинение

О чем заставляет задуматься роман Достоевского «Преступление и наказание»?

Великий философ, психолог семнадцатого века, — это, безусловно, Федор Михайлович Достоевский, который, написав знаменитый роман «Преступление и наказание», смог затронуть человеческое сознание.

Главным героем сего произведения является Родион Романович Раскольников, у которого была особая цель: добиться в мире справедливости. Бедность, загнанность, решение помочь своим близким – всё это толкнуло героя к убийству мерзкой и зажиточной старухи-процентщицы. Мечтав о том, что деньги могут пойти на благо другим людям, Раскольников создал собственную теорию. Однако, как видно, она не оправдала себя. Причиной зла Родион Романович считал саму природу человека. Персонаж стоял перед вопросом: «тварь он дрожащая» или все-таки «право имеет». Посчитав, что он «настоящий властелин», что может спокойно вершить за всевышнего правосудие, герой серьезно ошибся, так как впоследствии приходит к переосмыслению ценностей нравственных.

Оказывается, что убийство не может ни трогать человека, который и поднял руку на убиенного. Понимается, что местью правосудия никаким образом не добьешься. Запоминается на всю жизнь, что после совершенного преступления есть последствия и ничего назад уже не вернуть. Теория Раскольникова просто-напросто разламывается на части. Всё-таки убийство еще как трогает, не дает покоя мыслям. Приходит осознание того, что лишь «хотел Наполеоном сделаться», мечтал оказать помощь любимой матери и сестре. А на самом-то деле нельзя делить всех людей на плохих и хороших, брать на себя обязанность вершить деяния, судить окружающих. И вскоре Раскольников это понял.

Роман заставляет задуматься о сущности самого человека: никогда не стоит в свои мысли впускать теории, что были на уме у Родиона. Важно не только руководствоваться местью да ослепленной жаждой правосудия, а иногда осмысливать трезво ситуацию, понимать, к чему всё может привести.

О чем меня заставил задуматься роман Достоевского «Преступление и наказание. Чему учит в роман Ф.М

Роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание” — одно из сложнейших произведений не только в творчестве писателя, но и в русской литературе в целом. Сегодня, когда сильна привычка смотреть экранизацию книг “по мотивам”, читать “по диагонали”, непросто осилить объемный роман, увидеть его глубинный смысл, проследить за сложным, несмотря на острый, детективный сюжет, действием. Но если внимательно вчитаться в произведение, можно понять, что все в нем подчинено раскрытию величайшей гуманистической идеи автора. В “Преступлении и наказании” нашло отражение сложное время — 60-е годы XIX столетия. Передовые люди эпохи считали, что сильная Личность, яркая и незаурядная, может встать над обществом. Достоевский показал брожение умов, поиск своего “я” и, как результат этого, создание теорий, противопоставляющих человека и окружающий его мир. Идеи Раскольникова и Лужина, жизненная позиция Свидригайлова не вымысел автора, а реально существовавшие взгляды. Экономическая теория Лужина почти полностью совпадает с “теорией разумного эгоизма” Добролюбова и Чернышевского. А у Раскольникова есть реальный прототип, человек, совершивший преступление не из-за денег, а под влиянием своей идеи.

Для третьей четверти XIX века характерен отход человека от Бога. Люди не находили объяснения страшным грехам и злодеяниям, творившимся на земле. Но по Достоевскому, человек сам выбирает свой путь. Всевышний может лишь указать ему дорогу, направить по ней.

Именно эти две линии: развенчание теорий, ставящих одного человека выше других, и утверждение приоритета христианских заповедей и моральных устоев — основные в романе “Преступление и наказание”. И их утверждению подчинены сюжет, система образов, композиция произведения. В основе сюжета романа лежит реальный факт — убийство, совершенное молодым человеком не из-за денег, а под влиянием своих идей. Сердцевину романа составляет психологический анализ преступления и его нравственных последствий. Но “Преступление и наказание” — социально-философское произведение, поэтому автор стремится раскрыть и пороки общества, толкающего человека на злодеяние. Раскольников не обычный убийца, в основе его поступка лежит стремление не только доказать правильность своих выводов, но и стремление подняться над “муравейником”. Но все дальнейшее повествование доказывает ложность его теории, делящей людей на “низших” и “высших”, на “тварей дрожащих” и “право имеющих” убивать во благо. Анализ состояния героя после преступления слит Достоевским воедино с анализом философской теории Раскольникова.

Сам герой, умный и честный человек, прекрасно видит несправедливость окружающего мира, видит, что одни, ничтожные и глупые, живут в великолепных особняках на берегу Невы, летом наслаждаются прохладой Васильевского острова, другие же, справедливые, умные, чуткие, вынуждены ютиться в бараках на Сенной, летом задыхаться от смрада и вони главного торгового района Петербурга. И он понимает, что люди разделены на две части: на сильных мира сего и на “тварей дрожащих”. Но это деление не по материальному, а по нравственному признаку: “…кто крепок и силен умом и духом, тот… и властелин!”. Он признает право одного человека быть выше других, вершить суд, казнить и миловать по своему усмотрению. Он не верит в Бога и считает, что человек может быть судьей. Главное, что противопоставлено теории Раскольникова, — это правда Сони Мармеладовой, ее жизненная позиция.

Образ Сони — один из важнейших в романе, в нем воплотил Достоевский свою идею “Божьего человека”. Соня живет по христианским заповедям. Поставленная в такие же трудные условия существования, что и Раскольников, она сохранила живую душу и ту необходимую связь с миром, которую порвал Раскольников, совершивший самый страшный грех — убийство. Сонечка отказывается судить кого-либо, приемлет мир таким, каков он есть. Когда Раскольников спрашивает ее: “…кому из них умереть?”, Сонечка сразу же отвечает: “И кто меня тут судить поставил: кому жить, кому не жить?” Именно с Соней связан путь Раскольникова, путь покаяния, воскресения.

Для полного развенчания идеи Раскольникова Достоевский использует прием, который широко применялся в русской литературе: вводит двойников главного героя. Это — Лужин и Свидригайлов.

Свидригайлов живет по принципу вседозволенности; он считает, что все моральные устои общества созданы не для него. Именно поэтому за ним тянется шлейф преступлений. Именно благодаря Лужину и Свидригайлову мы можем понять, во что может трансформироваться идея Раскольникова, сколько зла таит она. Композиция романа тоже подчинена развенчанию теории Раскольникова. Лишь одна часть из шести посвящена преступлению, остальные пять — наказа- нию Раскольникова. Но это не физическое, а нравственное наказание. Правосудие свершается лишь в конце шестой части и в эпилоге.

Роман выстроен так, что о самой теории мы узнаем после преступления, автор дает нам возможность осознать, что такие взгляды несут только вред. Композиция романа связана и с проникновением христианского вероучения в душу Раскольникова. Трижды в повествовании звучит притча о воскресении Лазаря. Первый раз, когда Порфирий Петрович спрашивает Родиона, верует ли он в воскресение, второй — ее читает Соня, третий — в эпилоге. Так Достоевский показывает возможность нравственного воскресения через мучительно долгий путь покаяния. Не случайно Соня читает Раскольникову притчу в четвертой главе четвертой части романа. Эта цифра приобретает символическое значение: именно через четыре дня воскрес Лазарь.

Огромную роль в романе играет эпилог. В нем Достоевский показывает Апокалипсис в его понимании. Люди, объятые гордыней, мир, который рушится. Только вера может спасти мир.

Больше века отделяет нас от событий, описанных в романе. Может показаться, что мы очень далеки от того времени. Но сегодня, когда разрушены старые законы, нормы поведения, а новые еще не созданы, человек может пойти на преступление во имя власти над людьми. Роман “Преступление и наказание” призван не допустить повторения прошлых ошибок.

Мини-сочинение на тему «О чем меня заставил задуматься роман «Преступление и наказание» Ф.М.Достоевского» 3.43 /5 (68.57%) 7 votes

Прочитав роман Ф.М.Достоевского «Преступление и наказание», я еще больше стала задумываться о таких важных проблемах, как проблема преступления и наказания, проблема человеческой личности и проблема любви, как чувства воскрешающего человека. Ф.М. свои произведением показывает читателям, как должен и как не должен вести себя человек. На примере главного героя Родиона Раскольникова писатель показывает нам, что все, что бы ни делал человек, вернется к нему. За каждый плохой поступок человек будет наказан, а за каждый хороший – награжден. Также по прочтению данного романа я поняла, что человек не имеет права вершить судьбы других людей. Никто из нас не должен устраивать самосуд, лишать кого-то жизни, считая его виновным в чем-то. Ведь человек, каждый человек на земле – это «тварь божья», и она не имеет власти над жизнями других, подобных ей людей. Человек, все же оступившийся, совершивший преступление, как Родион раскольников, еще может покаяться, отмолить свои грехи, получить заслуженное наказание. Тогда жизнь его станет лучше, но тяжесть преступления навсегда останется в его жизни. Пережить человеку такую тяжесть и боль помогают такие чувства, как любовь, дружба. Ведь именно Соня Мармеладова помогла Раскольникову «воскреснуть» как личности, духовно. Но все же для того, чтобы в жизни человеку не приходилось нести наказание, он должен жить правильно, по заповедям божьим: любить людей, уметь прощать, не покушаться на чужие жизни.

Прочитав роман Ф. М. Достоевского “Преступление и наказание”, я еще больше стала задумываться о таких важных проблемах, как проблема преступления и наказания, проблема человеческой личности и проблема любви, как чувства воскрешающего человека. Ф. М. Достоевский свои произведением показывает читателям, как должен и как не должен вести себя человек. На примере главного героя Родиона Раскольникова писатель показывает нам, что все, что бы ни делал человек, вернется к нему. За каждый плохой поступок человек будет наказан, а за каждый хороший – награжден. Также по прочтению данного романа я поняла, что человек не имеет права вершить судьбы других людей. Никто из нас не должен устраивать самосуд, лишать кого-то жизни, считая его виновным в чем-то. Ведь человек, каждый человек на земле – это “тварь божья”, и она не имеет власти над жизнями других, подобных ей людей. Человек, все же оступившийся, совершивший преступление, как Родион раскольников, еще может покаяться, отмолить свои грехи, получить заслуженное наказание. Тогда жизнь его станет лучше, но тяжесть преступления навсегда останется в его жизни. Пережить человеку такую тяжесть и боль помогают такие чувства, как любовь, дружба. Ведь именно Соня Мармеладова помогла Раскольникову “воскреснуть” как личности, духовно. Но все же для того, чтобы в жизни человеку не приходилось нести наказание, он должен жить правильно, по заповедям божьим: любить людей, уметь прощать, не покушаться на чужие жизни.

Роман «Преступление и наказание» произвел на меня очень сильное впечатление. Ф.М. Достоевский – глубокий философ и тончайший психолог. Он вошел в историю русской литературы как мастер описания «больной души». Одним из интереснейших героев Достоевского является Родион Романович Раскольников, убийца, философ, мыслитель.

Придавленный бедностью, озлобленный своим бессилием помочь близким людям, Раскольников решается на преступление — на убийство отвратительной старухи-процентщицы, извлекающей выгоду из людских страданий. Родион жаждет мести за поруганных и обездоленных людей, за унижения и страдания Сони Мармеладовой, за всех тех, кто доведен до предела нищеты и нравственных мучений.

Раскольников чувствовал и видел мир, его историю, его победы и поражения. Этому человеку казалось, что он понял людей и добрался до сути жизни. Раскольников решил все взять в свои руки, направить ход событий по пути, предначертанному им самим.

Протест и возмущение Родиона против общественного строя сочетается с его теорией «сильной личности». Презрение к обществу и его нравственным законам приводит героя к убеждению о неизбежности сильной, властной личности, которой «все дозволено». Преступление должно доказать самому Раскольникову, что он не «тварь дрожащая», а «настоящий властелин, которому все разрешается».

Мне кажется, ошибка главного героя заключается в том, что причину зла он видит в самой природе человека, а закон, дающий право сильным мира сего творить зло, считает извечным. Вместо того чтобы бороться против безнравственного строя и его законов, он следует им. Раскольникову кажется, что он отвечает за свои поступки лишь перед собой, и суд других ему безразличен.

Постепенно Раскольников начинает анализировать причины и давать различные объяснения своему поступку: «хотел Наполеоном сделаться», жаждал помочь матери, был безумен и озлоблен, бунтовал против всех и вся, стремился утвердить свою личность. Героя начинает мучить совесть. По-моему, это естественно. Раскольников нарушил нравственный закон, который существует в душе человека с момента его рождения. Этот закон непреложен. Нарушившего его ждут сильнейшие нравственные муки, разрушение духовное и физическое.

На мой взгляд, в теории Раскольникова есть мысли, которые могут возникнуть только у ненормального человека. Возможно, если бы теория героя осталась на бумаге, она показалась бы только плодом фантазии больного человека. Но Раскольников начал осуществлять ее практически! Он решил, что старуха-процентщица – «гнойник, который необходимо удалить», ведь она не приносит никому пользы. Поэтому Алена Ивановна должна умереть, она – та самая «тварь дрожащая». Но почему, в таком случае, гибнет невинная Лизавета?

Так теория Раскольникова начинает постепенно рушиться. Нельзя делить людей только на «плохих» и «хороших», да и не дело человека – судить других. Кто прав, а кто виноват, может решать только Господь Бог. Нельзя убивать человека, даже ради великих и благих целей. Жизнь – это самое ценное, что у нас есть, и никто не вправе выносить ей приговор просто так, по собственной прихоти.

Кульминационная сцена, где сам убийца перечисляет, пересматривает и, в конечном счете, отвергает все мотивы преступления — сцена признания Раскольникова Соне. Все доводы рассудка, казавшиеся ему столь верными, отпадают один за другим. Таким образом, роман «Преступление и наказание» помог мне понять: нельзя прийти к благу через убийство, даже если добро во много раз превышает зло.

Сам Достоевский был против насилия. Своим романом он спорит с революционерами, утверждающими, что единственный путь к всеобщему счастью – «призвать Русь к топору».

На мой взгляд, антигуманные мысли и дела не могут служить на благо человечества, никакое зло нельзя оправдать счастьем миллионов других. Счастье нельзя построить на крови, жестокости и насилии.

Нынче достаточно мало произведений, над которыми стоило бы задуматься. Такие, конечно же, есть, но они всё больше посвящены обсуждению современных реалий, в то время как о вечных вопросах жизни мало когда удаётся увидеть что-то на страницах новой литературы. Роман же «Преступление и наказание», написанный Фёдором Михайловичем Достоевским, «роман большого города XIX века» по Л.П. Гроссману – вечное произведение, творение до невозможности важное и серьёзное, затрагивающее скромные уголки нашего сознания, те самые струны, которые своим музыкальным душевным напоминанием заставляют нас часто задуматься после прочтения, созерцания, прослушивания над чем-то действительно важным в жизни любого человека. Ведь, конечно, «живая душа жизни потребует, живая душа не послушается механики, живая душа подозрительна, живая душа ретроградна!» Я думаю, в этом и есть суть искусства и, конечно же, искусства слова. Множество вещей, почти бесконечное количество событий, характеров и речей смогли впечатлить меня в этом «идеологическом «романе-трагедии»». Однако особенно впечатлившее остаётся неизменным. Первым, что меня впечатлило, было то, что, показывая двойственность героя и мира в целом, автор помогает мне найти двойственность и в себе, и в окружающем нас нынешнем мире, и в моём отношении к главному герою произведения. Родион Раскольников видел две стороны мира: «глупую, бессмысленную, ничтожную, злую, больную старушонку, никому не нужную и, напротив, всем вредную, которая сама не знает, для чего живет, и которая завтра же сама собой умрет» и «молодые, свежие силы, пропадающие даром без поддержки», таким простым, казалось бы, замечанием затронув тему взаимоотношения поколений, тему добра и зла (по его мнению) и тему двойственности мира вообще. Числительное «два» довольно часто сопровождает «Преступление и наказание», начиная с простых мелочей («по двум ступенькам», «в двух шагах от схода» и т.д.) и заканчивая действительно важными моментами жизни героя («у Родиона Романовича две дороги: или пуля в лоб, или по Владимирке», «я знаю тоже подобных два креста, серебряный и образок», «человек совершает два убийства и в то же время забывает, что дверь стоит отпертая!»). Двойственности словно преследуют это произведение, и даже моё отношение к роману после прочтения тоже стало двойственным: чувство жалости и сочувствия к главному герою могли сменяться неприязнью и непониманием, «неприятнейшим впечатлением и даже страхом». Сильная воля и мощные порывы души героя, способные восхитить многих людей, граничат с жестокими и неоправданными методами при попытке восстать против мира в одиночку с вопросом «тварь ли я дрожащая или право имею?». Само осмысление теории Раскольникова о разделении людей «вообще на два разряда: на низший (обыкновенных), то есть, так сказать, на материал, служащий единственно для зарождения себе подобных, и собственно на людей, то есть имеющих дар или талант сказать в среде своей новое слово» также оставило в моей душе двойственные впечатления: да, его теория неверна, но он смог додуматься до этого, дать самому себе ответ на глобальные вопросы: вопросы о совести и устройстве общества, в котором он жил. Такой своеобразный мотив двойственности заставил меня также задуматься над устройством различного рода вещей и явлений: смотреть на всё следует не только с одной стороны, но хотя бы с двух. Следующим явлением, заставившим меня задуматься, была сила всепрощающей любви Сони Мармеладовой, «беспокойного и до муки заботливого взгляда её» или «бесконечного счастья» в её глазах, когда «она поняла, и для нее уже не было сомнения, что он любит, бесконечно любит ее и что настала же наконец эта минута». Величие таких взаимоотношений потрясает до самой глубины души, сложно верить в то, что одно «создание, еще сохранившее чистоту духа», может быть наделено такой громадной способностью любить и ценить каждого человека, а глаза такого создания могут «сверкать таким огнем, таким суровым энергическим чувством». Впечатляет то, что любовь Сони безгранична, её чувства не замыкаются одним местоимением «я», а распространяется на всех: «мы», «они» («– А с ними-то что будет? – слабо спросила Соня», «их воскресила любовь», «они положили ждать и терпеть»). Любовь и самопожертвование Сони спасли Раскольникова, человека спасает другой человек, «чистый и избранный, предназначенный начать новый род людей и новую жизнь». Но хватит ли на всех любви «Сонечки, Сонечки Мармеладовой, вечной Сонечки»? – этот философский вопрос наряду с другими Фёдор Михайлович оставил решать нам. Множество из того, над чем заставило меня задуматься произведение, так и останется в сознании неразгаданной тайной. Но для того и существуют другие произведения Фёдора Михайловича Достоевского, чтобы загадки постепенно могли стать понятными, а то малопонятное, о чём думалось при чтении произведения «Преступление и наказание», смогло постепенно также расшифроваться и обогатить мой жизненный опыт. Роман «Преступление и наказание» навсегда оставил неизгладимый след в моей только начинающейся жизни, «время самых сильных тревог и отчаяния», непредсказуемый «прекрасный момент любви и радости».

Несколько интересных сочинений

Образ Гриши завершает поэму Некрасова, в которой показал поэт столько несчастий, страданий простых людей. Кажется, что нет уже у них надежды… Но вот в самом эпилоге позитивная нота — Добросклонов

Приемник знаменитого русского писателя Пушкина Александра Сергеевича, который сам смог добиться значительных успехов в данном деле, и так же стать знаменитым и не менее великим, Лермонтов Михаил Юрьевич очень часто не соглашался

Удивительная история, про то, как порой человек не задумываясь о последствиях, совершает нехорошие поступки. Что даже сама матушка природа протестует против человеческой злобы. Автор пытается донести до читателя, что людская злость

Любой праздник, по своему, интересен и привлекателен. Но для меня всегда лучшим праздником был и есть Новый год

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *