О чем вспоминает дедушка
Поэма Некрасова «Дедушка»: анализ и характеристика произведения
Поэма Некрасова «Дедушка» была написана в 1870 году. В ней рассказывается про маленького любознательного мальчика, который никогда в жизни не видел своего родного деда. Когда возникает их долгожданная встреча, выясняется, что когда-то дедушка был декабристом. Сейчас он возвращается из далекой ссылки.
Сюжет поэмы
Главный герой поэмы Некрасова «Дедушка» – это мальчик, которого зовут Саша. В первых строфах произведения он внимательно изучает портрет своего прародителя. На картине он в форме генерала, причем очень молодого человека. Но за всю свою жизнь Саша так ни разу его не видел.
При этом главного героя интересует судьба его родственника. Он регулярно спрашивает у родителей, почему нельзя увидеться с дедушкой. Ответ на это только один. Узнаешь и поймешь, когда вырастешь.
Спустя какое-то время в жизни Саши происходит радостное событие. Отец ему наконец сообщает, что совсем скоро они смогут увидеть дедушку. Мальчик весь в нетерпении, ему хочется увидеть старика, поговорить с ним. Но нужно подождать, дедушке предстоит проделать долгий путь, прежде чем они встретятся.
В поэме Некрасова «Дедушка» автор даже описывает, как Саша ночами бредит этой встречей, потеряв абсолютно покой и сон.
Встреча с родственником
Долгожданная встреча в поэме Некрасова «Дедушка» наконец происходит. Приехавшего издалека генерала в отставке встречают с радостью все родные. Саша сразу же интересуется, где он так долго пропадал.
Но, как ни удивительно, тот отвечает в точности так же, как и родители мальчика. Мол, узнаешь и поймешь, только когда вырастешь. Со временем они сильно сближаются. Оказывается, несмотря на большую разницу в возрасте, у дедушки и внука много общих тем и интересов. Они часто проводят время вместе, много гуляют и общаются.
История деда
В поэме Некрасова «Дедушка», краткое содержание которой вы сейчас читаете, рассказывается, что пожилой генерал много лет провел в деревне под названием Тарбагатай. Она была расположена в глуши, вдали от столиц и крупных городов. Туда власти массово ссылали всех неугодных им граждан.
По рассказам самого старика, это местность, расположенная за Байкалом, о которой мало кто знает или когда-нибудь слышал.
Жить в таком поселении любому человеку непросто. Но старому генералу помогло то, что он, невзирая на свое высокое звание, никогда не чурался самой обычной работы. В кратком содержании поэмы «Дедушка» Некрасова обязательно нужно описать, как он однажды поразил испуганного крестьянина: попросил у него плуг, мастерски продемонстрировав, как он с ним управляется. Эти истории очень удивляют теперь и его внука.
Дедушка в стихотворении Некрасова Н. А. сильно переживает за простой народ. Отмечая, правда, что сейчас ему стало немного полегче, а в будущем его участь должна стать еще краше. Вот в этом он нисколько не сомневается.
В результате бывший генерал пробуждает в своем юном и пытливом внуке настоящую тягу к науке и знаниям, мальчик начинает с интересом учиться. Вскоре приходят и первые успехи.
В самом конце поэмы Н. Некрасова «Дедушка» старый генерал признает, что теперь мальчик готов узнать его печальную историю, напрямую связанную с прошлым страны. Так все читатели поэмы «Дедушка» Некрасова Н. А. понимают, в чем был секрет генерала. Он выступил на стороне декабристов. После этого был отправлен в ссылку на много лет.
Как создавалась поэма
В 1870 году впервые увидела свет поэма Николая Некрасова «Дедушка». Начало действия этого поэтического произведения отсылает нас в 1856 год, когда был издан манифест, согласно которому декабристы получили право возвращаться в родные города и поселения из продолжительной ссылки.
В такой же ситуации оказывается и пожилой герой. Стоит отметить, что это собирательный образ. Хотя, по мнению исследователей, у него есть конкретный прототип. Это Сергей Волконский, который приехал из ссылки в 68 лет, будучи глубоким стариком. Но при этом, как признавали окружающие, оставался статным и красивым.
Экс-генерал Волконский, вернувшийся, естественно, разжалованным, очень любил разговаривать с мужиками, что отмечали многие окружающие. Интересно, что крестьянские дети его так и называли – дедушка.
Еще одним прототипом персонажа поэмы Некрасова «Дедушка», анализ которой приведен в этой поэме, является Михаил Бестужев. Он также вернулся из продолжительной ссылки. В 1869 году Некрасов какое-то время близко с ним общался.
Примечательно, что у поэмы есть посвящение Зинаиде Николаевне Некрасовой. В то время она была гражданской женой поэта.
Анализ поэмы «Дедушка» Некрасова
Произведение, которому посвящена эта статья, исследователи относят к реалистичным поэмам. При этом из соображений цензуры, которые существовали в то время в России, автор не указывает прямо, что пожилой герой является декабристом. Формально их деятельность и в то время была под запретом, ведь они обвинялись в попытке свержения государственного строя.
Однако все читатели понимают, о чем идет речь. В качестве подсказок читателю служит то, что дедушка постоянно мечтает о свободе и о том, чтобы богатым был русский народ. При этом обещает, что и солдатам, и крестьянам вскоре заживется намного легче. В этой части поэмы содержится прямой намек на грядущие реформы Александра II, которых в то время ожидали многие представители прогрессивной общественности.
Характеристика главного героя
Некрасов в своей поэме применяет интересный литературный прием. Читатель видит дедушку-декабриста глазами его внука. Причем перед мальчиком проходит вся жизнь доблестного военного.
Сначала он – один из героев освободительной Отечественной войны 1812 году, когда русской армии удалось победить французов. В их доме висит портрет молодого дедушки, на котором он уже стоит в генеральской форме.
Со временем главному герою становится известно, что его дедушка окружен некой печальной и неизвестной тайной. Так глазами главного героя, юного мальчика, узнаем еще одного главного персонажа – его дедушку. Можем понять и догадаться, кем он был в действительности.
Со временем мама Саши начинает ему подробно рассказывать о том, какими качествами обладает его дедушка. Это смелость, доброта, но при этом глубокая внутренняя трагедия.
Когда он, наконец, приезжает откуда-то издалека, всем становится поначалу ясно, что он со всем примирился. Но все дальнейшие события, которые происходят в этом произведении, приводят к мысли, что это совсем не так.
Декабристы
Благодаря исторической основе поэмы Некрасова «Дедушка», которая нам хорошо известна из школьного курса истории, мы знаем, кто такие были декабристы. Одно из их главных отличий от других революционеров и противников режима состоит в том, что практически все было построено исключительно на идеологических и идеализированных соображениях.
Поэтому, даже спустя много лет, дедушку не отпускает мысль о мести и такой необходимой всеобщей народной свободе. Поэтому он даже как-то призывает самого Сашу беречь свою честь и отомстить за обиды, нанесенные ему много лет назад. Некоторым исследователям творчества Некрасова он напоминает библейского героя, который страдает за свой народ. Подобострастно к нему относятся и все родные в реальности. Родной сын падает в ноги, мать Саши начинает бережно и аккуратно расчесывать седые кудри. Саша с интересом и благоговением расспрашивает о ранах, которые есть у дедушки на руке и ноге.
Описывая портрет пожилого героя, поэт не жалеет ярких эпитетов. Он упоминает, что дедушка был древним по возрасту, но при этом все еще оставался красивым и бодрым. У него были целы практически все зубы, а осанка и поступь нисколько не потеряли своей твердости за годы ссылки. Седые кудри и борода, искренняя улыбка придавали его образу особый шарм.
Есть, кстати, в поэме и некоторые черты в описании героя, которые также совпадают с внешностью библейского персонажа. В частности, встречаются перепевы с библейскими фразами о том, что имеющий уши обязательно услышит, а имеющий глаза обязательно увидит.
Природа в поэме
Пристальное внимание в поэме Некрасова уделено окружающей природе. Дедушка подолгу гуляет с внуком, сравнивая ту красоту, которая их окружает, с глухой и безлюдной природой в местах, в которых он отбывал свою ссылку. При этом бывший генерал, несмотря на свой высокий в прошлом статус, ведет себя очень просто. Охотно общается с мужиками. При этом практически ни минуты не может оставаться без дела. Он постоянно что-то чинит, ремонтирует, пашет, копает грядки, тачает, плетет. Всегда быть чем-то занятым он привык за все время, которое провел в ссылке.
К народу его тянет еще и благодаря проникновенному песенному творчеству. Временами он затягивает песни про декабристов и их ссылку. Стоит отметить, что и сам Некрасов посвятил не одно свое поэтическое произведение Волконской или Трубецкой, а сама поэма «Дедушка» открывает целый цикл его поэм, посвященных декабристам.
Некрасов вкладывает свои самые сокровенные мысли в уста дедушки. Так, старик рассуждает, что успешна только та страна, в которой население не ведает, что такое тупая покорность. А верит только в добрую и истинную силу, разум и единодушие. С помощью своего престарелого героя Некрасов сам взывает к читателю, отмечая, что горе и несчастье ждут отсталую и разоренную страну.
Отрицательные персонажи
Интересно, что в этой поэме хватает отрицательных героев. Описывая их несправедливости по отношению к народу, поэт часто прибегает к метафорам. Например, пишет, что господа и чиновники разных мастей просто давят сок из народа.
А вот подьячие, по его меткому выражению, подлые.
Художественные средства
Описывая подьячих и других власть имущих, он их сравнивает с алчной стаей хищников, которые отправляются в неправедный поход против народа, приближая собственную отчизну к неминуемой гибели.
Достается от Некрасова в этом произведении и военным начальникам. Они, по его словам, зазря зверствуют, вгоняя в пятки души солдат так, что после этого зубы их подчиненных сыплются градом. А в строю они даже не позволяют им дышать. В данном случае Некрасов применяет такой распространенный стихотворный прием, как гипербола.
Основная мысль поэмы
Понять основную мысль этого произведения помогает описание исторической поэмы Некрасова «Дедушка». Ее ключевая тема – это необходимость передать новым поколениям ценности, которые истинны с точки зрения автора и главных героев, в первую очередь – самого отставного генерала. А это счастье и абсолютная народная свобода, богатство и процветание государства.
Некрасов пытается донести до читателя свою главную мысль – дело декабристов не погибло. Оно по-прежнему живо и имеет большое количество последователей. Его продолжают вести новые не менее образованные и патриотичные представители молодежи.
Композиция поэмы
Поэтическое произведение Николая Некрасова состоит из 22 небольших глав. Интересно, что сразу несколько из них заканчиваются одинаковым рефреном: «Вырастешь, Саша, узнаешь». А еще несколько глав различными риторическими вопросами: «Кто? Кто же имеющий душу мог это вынести?»
По размеру поэма сравнительно небольшая, при этом ее действие охватывает несколько лет. Все начинается с вопроса, который совсем маленький мальчик Саша задает про своего дедушку, которого увидел на портрете.
Когда дедушка возвращается из ссылки, он рассказывает своему внуку о произволе помещиков, который существовал во все времена – и раньше, и сейчас.
Завершается поэма искренним желанием Саши узнать печальную историю своего престарелого родственника.
Есть в поэме несколько вставных эпизодов, в которых дедушка пускается в рассказы о поселениях в Сибири, которые он там встретил.
Сама поэма написана поэтом трехстопным дактилем. Женская рифма в ней чередуется с мужской.
«Дедушка» краткое содержание поэмы Некрасова – читать пересказ онлайн
Краткое содержание «Дедушка»
Поэма «Дедушка» Некрасова, написанная 1870 году, повествует о событиях 1856 года, когда в семьи стали возвращаться сосланные в Сибирь декабристы. Общаясь с внуком, главный герой делится с ним жизненными ценностями, из-за которых он долгие годы провёл в ссылке.
Для лучшей подготовки к уроку литературы рекомендуем читать онлайн краткое содержание «Три толстяка» по главам. Проверить полученные знания можно при помощи теста на нашем сайте.
Главные герои
Дедушка — ссыльный генерал, честный, благородный, справедливый человек, настоящий патриот.
Саша — маленький мальчик, наивный, любознательный, с чистой душой.
Другие персонажи
Родители Саши, добрые и любящие.
Краткое содержание
Глава 1
Однажды мальчик Саша увидел у отца в кабинете портрет, на котором был изображён молодой генерал. Саша узнал, что это был его дедушка, но никак не мог понять, отчего он его никогда не видел.
Глава 2
Мальчик отправился с расспросами к матери, и та сказала, что дедушка был «добрый и смелый, Только несчастный». Затем она заплакала и сказала, что Саша все узнает, когда подрастёт.
Глава 3
В семье большой переполох. Взволнованные родители сообщили Саше радостную весть: вскоре он встретится со своим дедушкой. Мальчик очень ждал его появления и никак не мог понять, отчего дедушка так долго едет к ним. Отец объяснил, что «далёк ему путь», и нужно подождать.
Глава 4
Наконец, радостная встреча состоялась. Дедушку очень тепло встретили, и он сказал, что «со всем примирился, Что потерпел на веку». Саша вдруг заплакал. Он спросил у деда, почему тот так долго не появлялся, и почему он не носит свой красивый мундир и эполеты. Старик лишь горестно вздохнул и сказал, что Саша всё узнает со временем.
Глава 5
С приездом дедушки оживился весь дом, а Саша с ним очень подружился. Они вместе много гуляли, разговаривали обо всем. Несмотря на солидный возраст, дедушка был «ещё бодр и красив» и глядел на мир, словно младенец.
Глава 6
Иногда во время прогулок дедушка неожиданно начинал плакать и целовать землю. Затем он объяснял Саше, что это слёзы радости, и он всё поймёт, когда вырастет.
Глава 7
Дедушка учил с любовью и уважением относится к крестьянам, заботиться об их благополучии. Саша пообещал, что не забудет этого наставления.
Глава 8
При общении с крестьянами дедушка пообещал им, что уже совсем скоро они обретут долгожданную свободу и заживут счастливой жизнью.
Главы 9–11
Дедушка рассказал Саше, как стал свидетелем настоящего чуда. «Горсточку русских» за раскол сослали в сибирскую глушь, но те за короткий срок смогли выстроить богатую деревню. Всего за полвека вырос большой процветающий город — «воля и труд человека Дивные дивы творят!». Жители того города были красивы и трудолюбивы. Они жили простой счастливой жизнью, так как им никто не мешал.
Глава 12
Дедушка предложил Саше оглядеться по сторонам и посмотреть, как тяжело живут местные крестьяне. Он удивил мальчика, когда взял плуг у пахаря и «долго за плугом, Пот отирая, ходил». Саша поинтересовался, где дедушка научился так работать, но тот промолчал.
Глава 13
Дедушка признался Саше, что ему «зрелище бедствий народных невыносимо». Он рассказал, как однажды стал свидетелем ужасной свадьбы. «Поп уже кольца менял», но на беду в церковь зашёл барин и расстроил венчание: жениха отдал в рекруты, а невесту — в девичью. И что самое страшное — «не перечил никто».
Главы 14–15
Но не только помещики были главными врагами простого народа — «что ни чиновник — стяжатель». Самые наглые и смелые грабили народ открыто, а «трусы тащили тайком». Так уничтожалась хищниками русская земля.
Главы 16-17
Как-то раз дедушка встретил солдата. Угостив его вином, он стал сетовать на непростую долю служивых людей. Жестокость начальников, бесконечная муштра, наказание за малейшую провинность — всё это приходилось терпеть простым солдатам.
Глава 18
Дедушка не мог долго сидеть без дела и всё время был чем-то занят: копал огород, плёл корзины, столярничал. «Песней печальной и долгой Дедушка труд сокращал», и эта песня для Саши была настоящей загадкой.
Главы 19–20
Дедушка пел о свободном народе, о великой борьбе, «о железных цепях», «о Трубецкой и Волконской». Он жаловался, что жизнь его уже на исходе, и час близок. Саша ничего не понимал, но дедушка пообещал ему обо всем рассказать, когда тот немного подрастёт.
Глава 21
Саше надоело постоянно слушать в ответ, что он должен вырасти. Дедушка сказал, что Саша должен хорошо учиться. И уже через «годик, другой, как случится», у них состоится важная беседа.
Глава 22
Саше уже исполнилось десять лет. Он вырос умным, справедливым, благородным мальчиком. Глядя на внука, дряхлеющий дед понял, что уже совсем скоро узнает «Саша печальную быль».
Заключение
Произведение учит искренне любить свою Родину, быть справедливым и никогда не закрывать глаза на беззаконие и произвол в своей стране. Только тогда можно построить по-настоящему великую державу, где живут счастливые люди.
После ознакомления с кратким пересказом «Дедушка» рекомендуем прочесть произведение в полной версии.
6 класс. Литература. Произведения русских писателей XIX в. Н.А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Стихотворение «Железная дорога», картины подневольного труда.
6 класс. Литература. Произведения русских писателей XIX в. Н.А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Стихотворение «Железная дорога», картины подневольного труда.
Вопросы
Поделись с друзьями
Комментарии преподавателя
Н.А. Некрасов. Историческая поэма «Дедушка». Изображение декабриста в поэзии. Героизация декабристской темы и поэтизация христианской жертвенности в исторической поэме.
Цели занятия:
— учить связывать информацию, найденную в тексте, с информацией, полученной из других источников; сравнивать художественный текст и портрет художника;
-развивать навык обобщения полученных данных и фиксировать результат работы в виде суждения.
Введение
Вопрос: Что вы знаете о русском поэте Николае Алексеевиче Некрасове?
Ответ: Он написал стихотворения «Железная дорога», «Соловьи», «Крестьянские дети». Почти все произведения посвятил русскому народу, крестьянам и т.д.
Вопрос: Какое произведение называется поэмой? Где искать определение?
Ответ: Поэма – один из видов лироэпических произведений: в поэме есть сюжет, события (что характерно для эпического произведения) и открытое выражение автором своих чувств (как в лирике).
Очень часто русские поэты создавали свои поэмы на основе исторических событий (Пушкин «Медный всадник», Лермонтов «Песня о купце Калашникове» и др.) Сегодня мы обратимся к поэме Н.А.Некрасова «Дедушка», будем учиться постигать смысл этого произведения, ответим на вопросы:
— В чем заключался подвиг декабристов?
— Почему Некрасов обратился к истории декабриста Волконского?
— Что нового я узнал о прошлом родной страны?
Что мы узнали о декабристах?
Среди этих дворян, открыто выразивших протест царю, был Сергей Григорьевич Волконский, чья личность привлекла внимание поэта Некрасова. Чем же интересен этот человек?
В 1813 году за храбрость под Калишем удостоен ордена Св. Георгия 4-го кл., а за отличия в сражениях при Гросс-Беерене и Денневице пожалован в генерал-майоры. Отличился под Лейпцигом и был награждён орденом Св. Анны 1-й ст. Сражался во Франции в 1814 году и за отличие при Лаоне удостоен ордена Красного орла 2-й ст. В 1816 году назначен командиром бригады 2-й уланской дивизии, в 1821 году переведён бригадным командиром 19-й пехотной дивизии.
Единственный генерал действительной службы, принявший непосредственное участие в движении декабристов. В 1819 году вступил в «Союз Благоденствия», в 1821 году – в Южное общество. С 1823 года был активным участником движения декабристов. 5 января 1826 года арестован по делу о восстании Черниговского пехотного полка привезён в Санкт-Петербург и заключён в Петропавловскую крепость.
Портрет С.Волконского художника Джоржа Доу
Осуждён по 1-му разряду, лишён чинов и дворянства. 10 июня 1826 года приговорён был к «отсечению головы», но по Высочайшей конфирмации от 10 июля 1826 года смертный приговор был заменён на 20 лет каторжных работ в Сибири (22 августа 1826 года срок сокращён до 15 лет, в 1832 году — до 10).
Портрет Волконского, исполненный с натуры в1823 году, по приказанию Николая I был исключён из числа предназначенных к помещению в галерее и только много лет спустя, уже в начале XX века, занял в ней подобающее место.
Каторгу отбывал на Благодатском руднике, в Читинском остроге, на Петровском Заводе. В 1837 году на поселении в селе Урик под Иркутском. С 1845 года проживал с семьёй в Иркутске.
В поэме говорится о возвращении деда Саши из ссылки в 1856 году. Некрасов показывает своего героя таким, каким он был в момент возвращения из ссылки.
Прочитаем прозаический текст – это отрывок из книги С.М. Волконского-внука «О декабристах»:
…. внешность Сергея Григорьевича производила очень сильное впечатление: высокий рост, широки плечи, большая окладистая белая борода и длинные до плеч седые волосы; он вызывал в памяти образ патриарха. На улице люди, не знавшие его, оборачивались. Он внушал ту тишину, которая есть всегдашний спутник уважения. Один мой хороший приятель (…), рассказывал мне, что однажды, проходя мимо постоялого двора, на соборной площади, он увидел сидящего на лавочке старца с белой бородой. В крылатке и широкополой шляпе сидит он, сложив руки на крючковатой палке. Мой знакомый, в то время совсем молодой человек, до такой степени был поражен зрелищем его, что, проходя мимо, невольно замедлил шаг и низко поклонился. Уже после ему сказали, что это декабрист Волконский. (…)
Палка эта была у меня; это та палка, с которой он изображен на известной литографии Кирхнера. А широкополую шляпу и крылатку знал весь Иркутск. Карманы крылатки всегда были набиты леденцами и пряниками, и встречавшие его дети издали уже кричали: «Дедушка идет!» С хохотом и плясом бежали они за ним, предвкушая обычную раздачу. Но дедушка имел свои привычки и соблюдал их в мелочах так же неотступно, как в важных случаях жизни соблюдал принципы. Он шел на мост через речку Ушаковку и только здесь, на мосту, начиналась раздача с разнообразной игрой. И долго раздавались звонкий смех и звонкие голоса над рокотом говорливой реки и вырисовывался на мосту в лучах закатного солнца высокий образ в крылатке и широкополой шляпе.
Общие черты, присущие главному герою поэмы Некрасова:
Это старый, мудрый, всеми уважаемый человек, жизнь его была тяжела, наполнена страданиями и испытаниями; он образован; любовь к труду, созидающее начало; любовь к детям; интересный человек, щедрый, добрый. Способный сострадать, сопереживать; любил разговаривать с простыми людьми, с крестьянами; любил петь.
Прокомментируем исторические реалии, о которых пишет Некрасов:
КРЕПОСТНОЕ ПРАВО
Московское государство рождалось в тяжелых условиях непрерывной борьбы с внешними врагами. Московским князьям нужна была вооруженная сила для защиты страны и для проведения своей политики. В вознаграждение за службу в войсках и при княжеском дворе вместо денег служилым людям давались земли, так называемые «поместья», доходами с которых они жили. Эти служилые люди, которые впоследствии стали называться «помещиками», должны были по первому требованию правительства являться в полном вооружении для участия в военных действиях, приводя с собой столько людей, сколько требовалось в зависимости от размера их поместья.
Для обеспечения поместий рабочей силой стали приниматься меры к тому, чтобы «прикрепить» крестьян к той земле, на которой они сидели. Развитие такой системы привело к тому, что большие пространства занятой крестьянами земли были переданы помещикам. Таким образом, на этих землях создалась зависимость крестьян от землевладельцев.
Сначала помещики владели поместьями временно. Крестьяне, работавшие у них, им не принадлежали. Если помещик плохо служил государству, его сменяли и на его место назначали другого. Помещики, хорошо исполнявшие свои обязанности, оставались в своих поместьях обычно всю жизнь. Когда умирал отец, помещиком назначался его сын и так далее. Земля постепенно становилась их собственностью, а крепостные крестьяне, работавшие на ней, оказывались прикрепленными уже не только к земле, но и к помещику.
Ни помещику, ни государству уже не было выгодно разрешать свободный уход крестьян с занятой ими земли. Поэтому крестьян старались удержать на месте. Свободный переход в любое время от одного помещика к другому был запрещен. Такой переход разрешался только один раз в год в определенный день. Однако на практике крепостные нередко теряли это право. Если они занимали у помещика деньги и не могли уплатить ему долга, они должны были продолжать работать у него. Иногда богатые помещики, которым нужна была рабочая сила, приезжали в соседние поместья, уплачивали крестьянские долги и переселяли этих крепостных к себе.
С этого бремени помещики стали полными хозяевами земли и людей. Над своими крепостными они получили и административную и судебную власть, а также собирали с них установленные государством налоги.
Отношения между помещиками и крепостными не были достаточно определены законом. Поэтому крепостные в значительной степени зависели от произвола помещика. Постепенно крепостное право становилось все более и более похожим на рабство. Помещики могли уже продавать своих крепостных с землей и без земли, иногда даже разделяя мужа с женой.
До второй половины ХVIII века за право владеть крепостными и землей помещики продолжали работать для государства. В 1761 году Петр III своим «указом о вольности дворянства» освободил дворян (помещиков) от обязанности служить государству; крепостные же остались собственностью помещика. После этого крепостное право уже фактически превратилось в рабство.
Начиная с Павла I, каждый русский император немного облегчал положение крепостных. Наконец, в 1861 году Александр II своим историческим манифестом отменил крепостное право.
В поэме Некрасова «Дедушка» герой рассказывает о чудо-деревне Тарбагатай, где крестьяне живут хорошо, счастливо. Такое село действительно существовало и существует сейчас. О нем узнали именно из поэмы Некрасова. Тарбагатай находится в Бурятии, основано в начале 18 века по названию местности, богатой тарбаганами – сурками. Сюда Екатерина 11 выслала раскольников, старообрядцев – людей старой веры, не желавших следовать новой церковной реформе. Раскольники всегда подвергались гонениям. Селились они в основном в Сибири семьями, жили честно и праведно, следовали традициям и трудились. Вот об этих людях рассказывает дедушка.
Сведения его достоверны, так как известно, что в сентябре 1830 года ссыльных декабристов перевели из Читинского острога в Петровский завод. В Тарбагатае они остановились на отдых и увидели богатую, благополучную жизнь крестьян. Это «чудо» поразило деда-декабриста, ведь «воля и труд человека дивные дивы творят!» То есть эти люди были свободны, работали на своей земле, для себя и могли себе позволить сыто есть, нарядно одеваться, покупать предметы быта, мебель. Почему же такое невозможно и во всей России? Такой вопрос, видимо, задавал и Некрасов себе и своим современникам. Поэта тоже ведь волновало, что крестьяне живут плохо. Поэтому устами деда он рассказал об этом в поэме.
Назад тому с небольшим 50 лет несколько юрт занимало долину Тарбагатайскую; пришли русские со своим прилежанием, с своею страстью к землепашеству, и все переменилось. Довольство есть отпечаток совершенного благополучия колонии (….) В 1765 году сорок тысяч старообрядцев велено переселить в Сибирь; они следовали водою из Калуги до Верхотурья и продолжали идти далее сухим путем. В Тобольске сформировали из них два пехотные полка: Томский и Селенгинский; остальных затем разделили надвое: одна часть поселена по Иртышу, другая за Байкалом. Последние избрали урочище Тарбагатай, но одна часть их подалась еще ближе к Китайским пределам на берега Чикоя, где основалась, и, как известно, живет в совершенном довольстве. Старообрядцы пришли сюда семьями, водворены семьями и потому сохранили доселе имя семейных. Для начальных обзаведений выдано было каждому по лошади, корове, сошнику и семян на посев. Так в недрах Сибири жители Стародуба, Добрянки, Гомеля обрели для себя новое отечество, а неутомимое прилежание, деятельность, даровали переселенным возможное на земле счастие. Настоящее поколение, родившееся за Байкалом, довольно своим настоящим».
Заключение
— О каких лирических героях идёт речь? (мальчик Саша, дедушка)
— Что в тексте сказано о мальчике? (он живёт с папой и мамой, показан в процессе взросления от 3 до 10 лет)
— Что говорится о дедушке в начале поэмы?
( в кабинете у отца висит его портрет, о нём никто и ничего не знает, всё плачут, когда о нём заходит речь, в ожидании деда, наступает большая уборка, у всех счастливые лица, у деда на груди большой крест ( исследователи считают, что этот крест был переплавлен из его кандалов), нога у него стёрта (может от кандалов), рука ранена ( наверное от выстрела), автор называет его «таинственный дед».)
— Так, кто же этот, «таинственный дед?» ( декабрист)
— Кто такие декабристы?
( Декабристами называют людей, участвовавших в восстании на Сенатской площади 14 декабря 1825 года в Петербурге. В большей части своей декабристы были дворянами, хорошо образованными, многие были военными. Они действительно хотели изменить Россию. Они боролись за отмену крепостного права, отмену царской власти и создание конституции. Общество декабристов образовалось после Отечественной войны 1812 года.)
В ноябре 1825 года во время поездки на юг России в Таганрог неожиданно скончался император Александр I. Детей у него не было, и наследовать престол должен был брат Александра – Константин. Но он ещё при жизни Александра отрёкся от престола в пользу младшего брата Николая. Об отречении Константина не было объявлено. Войска и население были приведены к присяге новому императору. Но он подтвердил свой отказ от престола. На 14 декабря 1825 года назначили переприсягу.
Декабристы хотели до принятия присяги сенаторами и членами Государственного совета заставить их подписать «Манифест», ликвидировать существующее правление, отменить крепостное право, провозгласить свободу слова, вероисповеданий, свободу занятий, передвижения, равенство всех сословий перед законом, уменьшение солдатской службы.
Утром 14 декабря мятежные офицеры привели свои полки на площадь перед Сенатом, на план, разработанный ранее, осуществить не удалось: Сенат и Государственный совет до прихода полков уже приняли присягу.
Несколько раз Николай I присылал «для увещевания» генералов, митрополитов, несколько раз конница атаковала полки восставших. К вечеру царь отдал приказ расстрелять восставших.
Царское правительство жестоко расправилось с декабристами. Более 100 декабристов были сосланы в Сибирь, многие были приговорены к казни через повешение.
— Зачем нам нужно знать о декабристаз, о декабрьскои восстании в произведении? ( эта наша история, понимать этот тип людей, знать их жизнь)
— Кто такой Сергей Григорьевич Волконский? ( отчасти является прототипом героя поэмы)
С.Г. Волконский – герой Отечественной войны 1812 года, декабрист. Князь. В своё время участвовал во всех военных кампаниях, был ранен, имел награды. За участие в восстании, в 1826 году арестован и приговорён к смертной казни, затем приговор был заменен на 20 лет каторжных работ в Сибири. В 1856 году был объявлен манифест об освобождении всех каторжников и ему разрешили вернуться в Европейскую Россию. За 5 дней до его ареста, Мария Раевская ( Волконская) родила ему сына и вскоре отправляется в след за мужем.
— Скажите, звучит ли рассказ о декабристах, о восстании в произведении? (непонятно, звучит приглушённо).
— Что происходит в поэме после того, как приехал дед? (через отдельные события идёт узнавание внуком характера деда)
— Сейчас мы с вами по событиям, по разговорам, которые представлены в поэме, попытаемся выяснить характер деда и тот нелёгкий период времени.
5 глава
1) «С дедушкой Саша сдружился,
Вечно гуляют вдвоём,
Ходят лугами, лесами,
Рвут васильки среди нив».
2) Описание деда:
«Дедушка древен годами,
Но ещё бодр и красив,
Зубы у дедушки целы,
Поступь, осанка тверда,
Кудри пушисты и белы,
Как серебро голова,
Строен, высокого роста.
3) Речь «апостольски проста»
4) «Рад я, что вижу картину
Милую с детства глазам.
Глянь-ка на эту равнину –
5) Рассуждает о крестьянском хозяйстве, что только тогда «Будет и в песне отрада,/ Вместо унынья и мук», когда будет большое хозяйство.
6) «Дедушка хвалит природу,
Гладит крестьянских ребят».
«Первое дело у деда
Потолковать с мужиком:
«Скоро вам будет нетрудно,
— Опишите жизнь крестьян в деревне Тарбагатый
а) русских мужиков согнали в страшную глушь на неплодородные земли, дали волю и землю.
б) приехали через год комиссары – уже выстроена деревня, мельница.
в) ещё через год приехали – крестьяне с бесплодной
земли собирают урожай и т.д.
Так за 50 лет «вырос огромный посад».
– Для чего дед рассказывает о жизни крестьян? (Нацеливает Сашу, что свободный трудолюбивый человек нигде не пропадёт. Говорит, что «Воля и труд человека/ Дивные дивы творят». И если в семье устроен быт, здоровы дети – значит, это счастливая семья. И крестьяне могут быть счастливы, могут жить богато.)
— С какой целью автор вводит в поэму образ пахаря?
(Образ этого измождённого человека противопоставляется сытой вольготной жизни в Тарбагатае. Ещё очень многое придётся сделать, чтобы добиться такой жизни для крестьян. Человек не должен гнушаться никакой работы. Труд украшает человека. )
— О каких народных бедствиях рассказывает дед в 13 главе?
(Вспоминает крестьянскую свадьбу, где молодые «забыли спросить разрешения» у барина. Он разлучил молодожёнов и всех наказал. Дед говорит, что нет души у помещиков. Жалеет крестьян, обвиняет сильных мира сего в самодурстве)
— Что рассказывает дед о службе в армии в его время? (Рассказывает о том, какая муштра была в армии, рукоприкладство, нецензурщина в обращении к младшему по званию, Учит внука, что нужно дорожить честью,)
— Прочитайте эпизод о жизни на каторге от слов «…. Глухо, безлюдно….» до слов « Медленно – медленно таишь…»
— О чём вспоминает дедушка? (Вспоминает о той страшной жизни. Нет геройства. Обыкновенный человек)
На протяжении всей поэмы Саша задаёт вопросы и папе, и маме, а потом уже дедушке. Так или иначе они связаны с декабристами, с восстанием.
Интересуется он и о том, как дед жил в Сибири.