О чем три поросенка сказка кратко
Михалков Сергей сказка «Три поросёнка»
Читательский дневник по сказке «Три поросёнка» Сергея Михалкова
Автор: Михалков Сергей Владимирович
Название: «Три поросёнка»
Главные герои: Ниф-Ниф, Наф-Наф, Нуф-Нуф, волк.
Характеристика главных героев:
Наф-Наф — Умный, осторожный, предусмотрительный.
Построил надёжный, капитальный дом.
Ниф-Ниф — Легкомысленный, беззаботный.
Построил хижину из соломы.
Нуф-Нуф — Менее беззаботный, чем Ниф-Ниф, но не такой предусмотрительный, как Наф-Наф.
Построил жилище из веток.
Волк — Кровожадный, злой.
Краткое содержание сказки «Три поросёнка»
Умный Наф-Наф предлагает братьям построить для себя дома.
Ниф-Ниф не принимает предложение всерьёз и строит соломенную хижину.
Нуф-Нуф тоже не хочет строить надёжный дом, и мастерит его из веток.
Наф-Наф строит дом из кирпича.
Волк сдувает дома Ниф-Нифа и Нуф-Нуфа, и поросята прячутся у Наф-Нафа.
Волк не может сдуть каменный дом, лезет в трубу и попадает в кипяток.
План сказки:
Основная мысль произведения «Три поросёнка»
Главная мысль сказки в том, что безопасность должна быть на первом месте в любом деле.
Основная идея сказка в том, что лучше всё предусмотреть заранее.
Чему учит сказка
Сказка учит предусмотрительности и осторожности.
Учит не лениться и делать всё основательно, на совесть.
Учит не быть легкомысленными и не надеяться на авось.
Краткий отзыв по сказке «Три поросёнка» для читательского дневника
Прочитав эту сказку, я подумала о том, что к любой неприятности можно и нужно готовиться заранее.
Предусмотрительный поросёнок построил себе кирпичный дом и спас своих братьев.
Это интересная и смешная сказка.
Автору удалось показать, как смелые и умные поросята обманули и проучили злого волка.
Мне очень понравился Наф-Наф, который был умным и осторожным.
Он всё хорошо продумал и подготовился к беде заранее.
Я всем советую прочитать эту историю и подумать о том, что лучше один раз постараться на совесть, чем каждый раз переделывать то, что сделано плохо.
Пословицы к сказке
Словарь неизвестных слов
Отрывок, поразивший больше всего:
Волк стал от злости царапать когтями стены дома и грызть камни, из которых они были сложены, но он только обломал себе когти и испортил зубы.
Голодному и злому волку ничего не оставалось делать, как убираться восвояси.
Ещё читательские дневники по произведениям Сергея Михалкова:
Библиотека произведений автора пополняется.
Краткое содержание Михалков Три поросенка для читательского дневника
Жили однажды три брата поросенка. Они были похожи друг на друга, одного звали Ниф-Ниф, второго Наф-Наф, а третьего Нуф-Нуф. Летом поросята отдыхали, наслаждались теплой погодой, резвились и нежились на солнце. Но вскоре пришли первые холода, а с ними и осень.
Наф-Наф первым задумался о приходе холодов, он проснулся рано утром и предложил братьям построить жилье на зиму. Оба брата не захотели принимать участие в постройке и помощи, так как считали, что до зимы еще далеко и поэтому они в любой момент успеют построить себе убежище.
Наф-Наф пошел строить дом, в то время как братья продолжали отдыхать. Они говорили, что с завтрашнего дня начнут и себе дома возводить, но это не произошло. Игры двух поросят продолжались до тех пор, пока лужи не стали покрываться тонким слоем льда. Ниф-Ниф делал себе дом из соломы, он считал, что она послужит отличным материалом. В итоге дом он построил за один день.
Нуф-Нуф тоже взялся за работу, но без особого энтузиазма, сначала он тоже хотел строить из соломы, но все посчитал, что она недостаточно сохраняет тепло. Поэтому этот поросенок взял себе ветки и тонкие прутья. Когда дома Нуф-Нуфа и Ниф-Нифа были готовы, они решили пойти в гости к третьему брату и посмотреть, что построил тот.
Наф-Наф в отличие от своих братьев вел строительство не один день, он месил глину и хотел построить себе надежный и крепкий дом. Братья не понимали, зачем Наф-Наф строит себе такой дом, мол, зачем строить целую крепость. Наф-Наф рассказал, что боится волка, а братья лишь посмеялись в ответ, так как считали, что волки тут не водятся.
По дороге домой Нуф-Нуф и Ниф-Ниф встретили волка, он был очень страшный и большой. Ниф-Ниф первым забежал в свой соломенный дом, волк просил открыть ему дверь, но поросенок не отрывал. Тогда волк просто дунул и снес сначала крышу, а потом и весь домик поросенка. Ниф-Ниф со всех сил бежал к Нуф-Нуфу. Волк пошел на хитрость и к дому Нуф-Нуфа подкрался в овечьей шкуре и притворился бедной овечкой. Поросята, ничего не подозревая решили пустить овечку, но увидели за дверью волка. Он снова принялся дуть на дом, но в этот раз ему потребовалось больше усилий. В итоге домик завалился.
Спаслись поросята лишь в доме у Наф-Нафа, так как он был крепким, с тех пор братья жили вместе.
Автор этой сказкой учит нас не быть ленивыми, подходить к делу с умом, не откладывать на потом, а также помогать своим близким.
Читать краткое содержание Три поросенка. Краткий пересказ. Для читательского дневника возьмите 5-6 предложений
Михалков. Краткие содержания произведений
Картинка или рисунок Три поросенка
Другие пересказы и отзывы для читательского дневника
Стихотворение Самуила Маршака «Дремота и зевота» написано для детей младшего возраста. Большинство стихотворений этого автора имеют шутливый характер. Данное стихотворение не исключение
Жил на свете богатый человек с синей бородой. Эта особенность пугала и отталкивала от него женщин. Как-то он предложил соседке, матери двух дочерей, выдать одну из них за него замуж.
Однажды в зимнюю пору ночь застала двух животных в густом лесу среди осин. Это была взрослая лосиха с олененком. Наступивший декабрьским утром рассвет сопровождался розовым оттенком небес. Лес будто еще дремал под белоснежным покрывалом.
Семья автора отправилась на дачу. Планы их рушатся, кроме того их обвиняют в том, что они не делали. Обидевшись они проходят множество испытаний. Встречают ребят, деда сторожа, видят знаменитого Полкана.
В повести идет речь о двух братьях: Денисов Виктор и Денисов Дмитрий. Писатель обрисовал их образы как абсолютно противоположных по характеру людей.
Энциклопедия сказочных героев
Все о сказках для читательского дневника. Русские народные сказки, сказки народов мира, сказки русских и зарубежных писателей.
среда, 4 апреля 2018 г.
«Три поросенка»
С. Михалков сказка «Три поросенка»
Жанр: авторская сказка о животных
Главные герои сказки «Три поросенка» и их характеристики
Чему учит сказка «Три поросенка»
Сказка эта учит нас тому, что лучше один раз поработать хорошо, но сделать хорошую вещь, чем быстро сделать то, что сломается через час. Лучше один раз потратится и купить что-то хорошее, чем купить дешево то, что через неделю придется выбросить.
Сказка эта учит предусмотрительности и обстоятельности. Учит правильно оценивать свои возможности и потребности.
Отзыв на сказку «Три поросенка»
Сказка эта мне понравилась, потому что ее главная мысль очень разумна. Не только дом поросенка должен быть крепостью. Все что нас окружает должно быть хорошим и надежным. Поросята в сказке были очень разными, и если Наф-Наф понимал, что дом должен быть хорошим, то его браться делали все на авось. Если бы волк не сдул их дома, они замерзли бы зимой.
Пословица к сказке «Три поросенка»
Труд кормит, а лень портит.
Труд все побеждает.
Торопливость делу не помогает.
Краткое содержание, краткий пересказ сказки «Три поросенка»
Жили были три поросенка, которые летом весело проводили свое время. Но вот пришла осень и самый рассудительный из поросят, Наф-Наф, предложил построить дом, потому что весь дрожал от холода.
Ниф-Ниф и Нуф-Нуф отказались и долго еще бездельничали. Но когда лужи стал покрывать лед, они все-таки взялись за строительство.
Ниф-Ниф, не долго думая, сделал дом из соломы, Нуф-Нуф решил построить домик потеплее, и сделал его из веток и прутьев. Поросята пошли посмотреть, какой дом строит Наф-Наф и увидели, что тот месит кирпичи и ставит дубовую дверь. Наф-Наф считал, что дом поросенка должен быть его крепостью и защитить от волка.
Ниф-Ниф и Нуф-Нуф засмеялись и стали петь песенки про волка, и так громко, что волка и разбудили.
Вол решил съесть поросят и разинул пасть. Поросята бросились наутек. Первым в свой дом прибежал Ниф-Ниф, но волк три раза дунул и его соломенный домик разлетелся. Ниф-Ниф побежал к домику Нуф-Нуфа. Поросята заперлись в домике.
Сперва волк одел овечью шкуру и притворился овечкой. Но поросята узнали волка когда открыли дверь и успели ее захлопнуть. Тогда волк три раза подул и дом из веток развалился.
Поросята бросились к Наф-Нафу и тот впустил их и закрыл дверь.
Волк решил, что теперь съест всех поросят и стал дуть, потом трясти дверь, потом царапать стены, но каменный дом стоял мертво.
Тогда волк полез на крышу, решив попасть внутрь через трубу. Наф-Наф услышал волка и открыл крышку на кастрюле с кипятком. В нее волк и попал, да как вскочит, и через трубу обратно вылетел.
А поросята стали жить вместе.
Рисунки и иллюстрации к сказки «Три поросенка»
Краткое содержание Михалков Три поросенка для читательского дневника
В леске проживали три брата-поросенка. Их имена: Ниф-Ниф, Нуф-Нуф и Наф-Наф. Внешне они были похожи розовенькие, кругленькие и со смешными хвостиками.
Летними днями братья играли в мягкой траве и бегали по теплым лужицам. Пришла осень. Наф-Наф предложил братьям начать строить уютное жилище, чтобы не мерзнуть в холода.
Ниф-Ниф и Нуф-Нуф не имели желания заниматься строительством, они продолжали беззаботно резвиться. День изо дня они говорили, что начнут строить дом, но не делали этого.
Но вот стало холодно, и появились заморозки. Лужи покрылись тонким льдом, и только тогда поросята принялись за работу.
Ниф-Ниф захотел сделать простой соломенный дом. Ближе к вечеру жилище было готово. Поросенок от радости пел веселую песенку. В ней говорилось о том, что можно обойти полсвета, но такого чудесного дома не найти.
Припевая, Ниф-Ниф пошел к брату Нуф-Нуфу, чтобы взглянуть на его работу. Нуф-Нуф тоже не хотел долго заниматься скучным делом. Он сделал свой дом из веток и прутьев, найденных в лесу. На крышу накидал засушенной листвы, и дом был готов. От радости Нуф-Нуф тоже запел песню про то, какой у него крепкий и красивый дом.
Тут пришел Ниф-Ниф. Поросята поспешили к Наф-Нафу, чтобы увидеть его дом.
Наф-Наф строил дом из глины и камней, чтобы он был прочным и защищал его от непогоды и злого волка. На входе в дом поросенок поставил дверь из дуба с засовом.
Пришедшие братья начали смеяться над тем, как основатель подошел Наф-Наф к постройке дома. Наф-Наф не обращал на братьев внимание и продолжал работу. Еще немного посмеявшись, Ниф-Ниф и Нуф-Нуф пошли назад к своим домам.
По дороге они увидели живого ужасно злого волка с красными глазами. Поросята в ужасе застыли, а волк приготовился к нападению. Братья, визжа, кинулись бежать к своим домам.
Волк подошел к соломенному домику Ниф-Нифа и угрожающе потребовал отворить дверь. Поросенок отказался. Тогда волк несколько раз сильно дунул и домик из соломы разлетелся. Ниф-Ниф кинулся бежать к дому брата.
Только успели поросята затворить дверь, как волк сказал, что съест их обоих.
Волк был хитрый, он сделал вид, что уходит в лес, а сам прикрылся овчиной и постучал в дверь.
Братья решили, что это маленькая овечка и открыли дверь, а там волк. От страха братья побежали к домику Наф-Нафа.
Увидев братьев, Наф-Наф впустил их и задвинул засов. Испуганные поросята залезли под кровать и затихли, а Наф-Наф стал петь песенку о том, что никакой злой и страшный зверь не откроет его дверь.
Раздался стук и волк и злым голосом потребовал, чтобы ему отворили дверь. Наф-Наф ответил, что не подумает открывать.
Волк дунул на дом. У него ничего не получилось, и в ярости он стал царапать стены и грызть камни.
Волк поломал зубы и когти, и тут он увидел на крыше дома печную трубу. Обрадовавшись, волк полез в трубу. Наф-Наф догадался о том, что задумал волк. Он быстро скинул крышку с котла, в котором была горячая вода.
Волк упал точно в котел. Глаза у него выкатились, шерсть взъерошилась, с ревом волк выпрыгнул из трубы и скрылся в лесу.
После произошедшего, поросята стали дружно жить в каменном доме с дубовой дверью.
Сказка учит тому, что сообща можно победить любого врага.
Можете использовать этот текст для читательского дневника
История сказки
«Три поросенка» — это сказка, которая сегодня является частью нашей культуры. Изначально, история была написана в Англии и после адаптации приобрела свою популярность среди жителей не только Соединенных штатов, но и других стран.
Самая первая вышедшая в свет история «Три поросенка» была написана Джеймсом Орчардом Халливелом в 1849 году. Сказка была опубликована в книге под названием «Популярные рифмы и убаюкивающие истории».
До сих пор нельзя сказать точно, позднее взявший Халивелл фамилию Халливел-Филлипс, создал эту историю или же просто пронес ее сквозь поколения. Халливел заслужил одобрение коллеги Джозефа Якобса после того, как адаптировал историю для книги под названием «Английские сказки».
Сказка, которая стала основой провокационного мультфильма Тэкса Эвери
Известный во всем мире мультипликатор Тэкс Эвери сумел придать новый смысл детской сказке. В его карикатурном варианте мультфильма, который был создан в период Второй мировой войны, тем самым «злым и страшным серым волком» был образ Гитлера. «Страны», которые согласились подписать пакт о ненападении, – это глупые Ниф-Ниф и Нуф-Нуф. И только «капитан Свин» готовился к возможному нападению «волка». Так что можно сказать, что Тэкс Эвери — это тоже тот, кто написал «Три поросенка». Автор здесь уже просто создавал историю для взрослых, а не для детей. После он писал и продолжение данной истории «поросят».
О чём рассказывается в сказке
Основная сюжетная линия сказки — история о трех поросятах, каждый из которых строит дом.
При этом главные герои сказки три поросенка поступают следующим образом:
Когда большой страшный волк нашел дома, только домик третьего поросенка выдержал нападение врага.
Три поросенка, мультфильм Р. Саакянца
«Сказание о трех свиниах» от дьякона Андрея Кураева
Диакон Андрей Кураев создал свой вариант сказки на старо-славянском языке, который, по его мнению, получился даже «назидательнее и даже душеспасительнее», а называется он «Сказание о трех свиниах».
Во время оно, суща Нифъ – нифъ иже от свиней суть, и два брата его жиста с нимъ их же имена суть Нафъ-Нафъ и нуфъ-нуфъ, яко же и братъ их свиниама быша. Нифъ-Нифъ и Нафъ-Нафъ юродивы быша, Нуф-Нуфъ же был свинъ, премудрости исполнен. Живуща же во стране добрей, идеже яли былие травное и от пчел сотъ, не в чем же имуща нужду, совещаша, глаголаше: яко мы, добрiи свинiи, живуща во стране добрей, не имамъ нужды, но несть нам идеже поселить ближних нашихъ, и вся имения наша. Возрастъ же имамъ пояти сибе женъ и родити сыновъ и дщерей, има же несть крова, ни ночлега не пристола домовъ наших. Сотворимъ же себе три кущи доблих, идеже вселимся с женами и чадами нашими и всемъ имением нашим. И бысть расприя в братии, яко же глагола кийждо сотворити домъ свой по желанию своему. И не решиша, како подобает сотворити домы своя, кийждо исшед сотворити яко же размышляше в себе. Сотвориша же Нифъ-Нифъ кущу из плевелъ, Нафъ-Нафъ из хврастия, а Нуфъ-Нуфъ из камене сотворша домъ.
И бысть, внегда почивали свинии сии на ложах своих подъ кровами домовъ своих, пришед въ землю ту волкъ, ища расхитити имения, его же не собра и пояти отъ скота, его же не пасох и не воздои. И уведе о поросяхъ сих, реша в себе поясти и. Пришедъ же Волкъ въ вар дневный к дому плевелному, в немъ же почивалъ Нифъ-Нифъ, не размышляя страха смертнаго грядуща к нему, дхну весьма зело на плевелы дома Нифъ-Нифова, и сотрясе стены дому того и рухнуша, яко не имеша основания на камени, вся же изъ плевелъ быша. Внегда же сокрушашася стены дома, восстав Нифъ-Нифъ от сна и рече: «О горе мне, яко не послушах увещеваний братии моих, рекших мне, яко не подобаетъ сотворити домъ из плевелъ! Азъ же по неразумию моему, сотвори сие, и чесо вижу и камо бежу ныне?» Уже отверзоша волку пасть свою на порося, избеже оный свинъ въ пределъ брата своего Нафъ-Нафа и волкъ гнаша его позади. И воставъ Наф-Нафъ от ложа своего, яко услыша толкуща брата, отверзоша. Вшед же въ горницу, возгласи Ниф-Нифъ гласоми велим «Увы мне! Яко волкъ лукавый пришед, разори имение мое плевельное и ныне грядетъ по мне ища пожрати ми!» И рече ему Ниф-Нифъ: «Пришел ты ко мне погубити и мя съ собою? Но не ужасайся же, яко не изъ плевелъ дом мой и не возможетъ волкъ зде яти ны». Еще же глаголаша има, пришед волкъ, грядущий въ следъ Ниф-Нифа, обрет дом, изъ хврастия сложен. И разуме, яко два порося сокрываста въ нем, паче озлобихся и взалках, дхну зело зело на домъ из хврастия и пошатнушася (домъ). И дхну паки, и сотрясошася стены и рухну домъ, яко же и дом Нифъ-Нифовъ. И обятъ страх велий свинии та, и излеста из хвраста дома, бежаста отъ волка в предел Нуфъ-Нуфовъ, весьма вопита, и хрюката, яко свинии бяше.
Услыша Нуфъ-Нуфъ шум, его же устрои братия его бегуща, исшед во сретение има. Узреша же бегство братий своихъ зело ужаснуся и рече имя во сретение «Чесо убо неподобное творита? Аще вы буйи есте, да бежита от волка, наипаче же должно вама сидета в домахъ своихъ, егда придет волкъ?!»
Она же реста ему, яко не огради их домы ихъ от волка и како разрушишася (домы), како бегство сотвориша и силъ уже не имут сокрытися от него. И рече Нуфъ-Нуфъ: «Внидете же подъ кровъ дома моего, или я не братъ вамъ?». Внегда же вниди свинии в домъ и затвориша двери дома Нуфъ-Нуфова, иже изъ камене суть, пришедъ къ дому волкъ, взалкавъ зело и ярости приисполнен пожрати поросей сихъ; не размышляше въ себе, яко домъ сей изъ камени сложен, дхну на него и ничесо же бысть стенамъ дома, дхну паки и паки. Разум же, яко не тако подобаетъ пояти поросей, въ доме семъ таящихся, влеша на кровлю дому сего, мняше пролести въ дымоходъ пещи огненней, юже устрои Нуфъ-Нуфъ в дому своем да согреетъ та вся ближняя его. И услыша, поросяти, яко же волкъ яко змий ползоша въ дымоход дому каменного, его же сотвори Нуфъ-Нуфъ, сотвориша очагъ в пещи и огнь возгореся, умори волка, той бо просунуша носъ с вой в пещь и застряша яко Виний Пухъ, быхъ же волк весьма упитанъ.
И возрадовашася свинии о избавлении отъ волка.
Мораль истории про трех поросят
Главная мораль сказки «Три поросенка» заключается в том, что старательный труд и усердие всегда выигрывают.
В то время как первые два поросенка старались быстрее построить свои дома и пойти отдыхать, третий поросенок трудился над созданием своего дома из кирпичей. В сравнении с двумя героями сказки, усилия третьего поросенка послужили ему тем, что его дом оказался самым прочным и стойким.
Так идея того, что нужно тратить необходимое количество времени на выполнение какого-либо задания постоянно внушается в организациях, передается учителями и родителями через многие поколения.
Свинья – это образ грешного человека, а три поросенка – общества или семьи. Грязь – это грех. Как свинья тянется к грязи, так человек – к греху. Ап. Петр о грешниках пишет: «Но с ними случается по верной пословице: пес возвращается на свою блевотину, и: вымытая свинья [идет] валяться в грязи» (2Пет. 2:22). В 6-й песне Канона покаянного ко Господу нашему Иисусу Христу сказано: «Якоже бо свиния лежит в калу́, тако и аз греху служу», т.е. ибо как свинья лежит в грязи, так же и я греху служу. Волк – это дьявол. Как волк хочет съесть поросят, так дьявол хочет «поглотить» (1Пет. 5:8) людей. Он это делает тем, что ввергает их в заблуждения и смертные грехи и этим духовно-нравственно убивает их. Три поросенка беззаботно проводили лето: кувыркались, грелись на солнышке, нежились в лужах. Это образ того, как люди живут земными радостями и не заботятся о духовно-нравственной жизни. Особенно это относится к тем, кто живет в благополучной среде, не сталкивается со злобой людей, не знает страстей своей души. Им кажется, что жизнь дана для развлечений и удовольствий, а не для приобретения добродетелей и борьбы со своими страстями и с дьяволом. Наф-Наф, проснувшись утром, сказал своим братьям: «Я весь дрожу от холода. Давайте построим дом и будем зимовать вместе под одной теплой крышей». Но его братья не захотели браться за работу. Дом – это духовно-нравственное состояние души. В конце Нагорной проповеди Господь Иисус Христос уподобил духовную жизнь строительству дома. Кто строит дом на камне, т.е. на исполнении заповедей Божиих, у того он устоит, а кто на песке, у того он упадет. Ап. Петр сказал: «…и сами, как живые камни, устрояйте из себя дом духовный» (1Пет. 2:5). Авва Дорофей пишет, что кирпичами для духовного дома являются добродетели, известью – смирение, основанием – вера, а крышей – любовь, «которая есть верх добродетелей так же, как кровля – верх дома» (Преподобного отца нашего аввы Дорофея душеполезные поучения… Поучение 14. О созидании и совершении душевного дома добродетелей). Наф-Наф первый почувствовал холод и предложил своим братьям вместе строить. Это означает, что наиболее внимательные христиане первые замечают признаки оскудения любви и ухудшения отношений с ближними и понимают необходимость вместе заниматься вопросами духовно-нравственной жизни и приобретать добродетели. Но Нуф-Нуф и Ниф-Ниф отказались. Подобно им многие люди отказываются задумываться над духовно-нравственной жизнью и изучать ее законы, предпочитая проводить время в житейских делах и земных радостях. С каждым днем становилось всё холоднее и холоднее. Это означает, что в обществе, в семьях теплые, доброжелательные отношения оскудевают и становятся все более и более холодными. Тогда люди начинают понимать, что нужно заниматься нравственными вопросами, чтобы вернуть прежние отношения или, например, чтобы сохранить семью. Нередко, когда происходит охлаждение любви в семье, тогда кто-то из супругов обращается к книгам, или психологам, или священникам, чтобы узнать, что нужно сделать, чтобы вернуть теплоту и любовь. Бывает, что человек оказывается среди людей, которые к нему относятся недоброжелательно. Тогда он понимает, что если он не будет учиться хранить теплоту в своей душе, когда к нему относятся холодно, то он потеряет теплоту и замерзнет, т.е. если он не будет по-христиански, т.е. доброжелательно, относиться к тем, кто относится к нему не по-христиански, то он будет постепенно становиться более и более злым и его сердце потеряет доброту и станет холодным. Сохранить доброжелательность среди тех, кто относится к тебе доброжелательно, не трудно. Но чтобы сохранить ее среди тех, кто относится к тебе недоброжелательно, нужны добродетели и усилие над собой, иначе человек озлобится и станет злым. Авва Дорофей пишет: «Ибо невозможно душе пребывать в одном и том же состоянии» (Поучение 12). В духовной жизни человек становится либо лучше, либо хуже – третьего не дано. Господь Иисус Христос сказал: «…кто не собирает со Мною, тот расточает» (Мф. 12:30). Если не будешь собирать добродетели, то потеряешь и то доброе, которое есть в твоем сердце. Поэтому человек должен работать над собой, чтобы не озлобиться и сохранить доброжелательное отношение к окружающим. Ниф-Ниф стал строить дом из соломы, Нуф-Нуф – из веток и тонких прутьев, а Наф-Наф – из камней и глины, чтобы можно было укрыться от ветра, дождя и мороза. О строительстве духовного дома ап. Павел пишет: «…каждый смотри, как строит. …Строит ли кто на этом основании из золота, серебра, драгоценных камней, дерева, сена, соломы, — каждого дело обнаружится; ибо день покажет, потому что в огне открывается, и огонь испытает дело каждого, каково оно есть» (1Кор.3:10-13). Золото – это любовь, серебро – смирение, драгоценные камни – другие добродетели. Дерево – это знания. Дерево долго растет и обладает определенной прочностью, но горит в огне. Так и знания с трудом собираются, в некоторых случаях помогают, но только с их помощью нельзя перенести «огненного искушения, для испытания… посылаемого» (1Пет. 4:12). Тот, кто духовную жизнь строит только на знаниях, не сможет перенести серьезных искушений. Когда, по слову Спасителя, на его дом устремятся дождь, реки и ветры, он упадет. Сено – это трава, потерявшая влагу. Она является образом внешних добродетелей, совершаемых без внутреннего чувства и размышления, например, молитвы, при которой человек просто читает слова, не вдумываясь в их смысл и не общаясь с Богом. Такие добродетели лишены Божественной благодати, и во время искушения человек не найдет сил, чтобы устоять перед искушением, и тоже падет. Солома (сухие стебли) – это обряд, выполняемый без внимания и понимания смысла. Из стеблей строит свой духовный дом тот, кто только исполняет церковные обряды, не вдумываясь в их смысл, и не совершает даже внешних добродетелей. Это образ тех христиан, которые не интересуются христианской верой и не стремятся жить по вере. Они только иногда ходят в храм, а, может быть, еще соблюдают некоторые постановления Церкви, например, постятся. Если образ трех поросят применить к семье, то Ниф-Ниф, который стал строить дом из соломы, может быть образом тех, кто пытается семейные конфликты заглаживать какими-то маленькими знаками внимания. В некоторых случаях это может помочь, но когда снова возникнут серьезные искушения, это окажется бесполезным. Нуф-Нуф, который стал строить дом из более прочного материала: из веток и тонких прутьев, – может быть образом тех, которые пытаются применять какие-то советы о семейной жизни, но не стараются изменить себя и свое отношение к недостаткам супруга (или супруги). Наф-Наф – это тот, кто стал строить свою духовно-нравственную жизнь из камней – из христианских добродетелей терпения, кротости, прощения, милосердия и др. Глина – это образ самой главной добродетели – смирения. В XIX веке, наряду с известью, глина считалась одним из наиболее распространенных вяжущих материалов. Авва Дорофей пишет: «Строящий должен также на каждый камень класть известь; ибо если он положит камень на камень без извести, то камни выпадут и дом обрушится. Известь есть смирение, потому что она берется из земли и находится у всех под ногами. А всякая добродетель, совершаемая без смирения, не есть добродетель. … И так, каждый должен все, что он ни делает доброго, делать со смирением, чтобы смирением сохранить сделанное». Наф-Наф сделал в доме тяжелую дубовую дверь с засовом, чтобы волк из соседнего леса не мог к нему забраться. Увидев его дом, Ниф-Ниф и Нуф-Нуф сказали: «Что это, дом для поросенка или крепость?» «Дом поросенка должен быть крепостью!» – ответил им Наф-Наф. «Не собираешься ли ты с кем-нибудь воевать?» – весело прохрюкал Ниф-Ниф и подмигнул Нуф-Нуфу. Подобно Ниф-Нифу и Нуф-Нуфу христиане, которые духовную жизнь строят из исполнения обрядов, или каких-то внешних дел, или из получения некоторых знаний, не понимают тех, кто серьезно занимается изучением добродетелей и их приобретением, и смеются над ними. «Внешние» христиане не понимают, что духовная жизнь – это действительно война, война против дьявола и его соблазнов и против своих страстей. Ап. Павел сказал: «…наша брань не против крови и плоти, но против начальств, против властей, против мироправителей тьмы века сего, против духов злобы поднебесной. Для сего приимите всеоружие Божие, дабы вы могли противостать в день злый и, все преодолев, устоять» (Еф. 6:12-13). Иисус Христос сказал: «невозможно не придти соблазнам…» (Лк. 17:1). Ниф-Ниф и Нуф-Нуф в своей песне с некоторым самодовольством и тщеславием только хвалили свои домики: «Лучше дома не найдешь». А Наф-Наф пел о том, что у него «прочный дом», что «никакой на свете зверь» не ворвется в его дверь, «хитрый, страшный, страшный зверь». Наф-Наф – это образ тех христиан, которые понимают, что они ведут брань с лукавым дьяволом, который восстанет на них своими искушениями, и что задача духовной жизни – готовиться к его нападениям. Святые отцы говорят, что человек падает в искушениях потому, что не готовится к ним, не размышляет о них. Волк сначала напал на Ниф-Нифа, потому что его дом был самым непрочным, а дьявол сначала нападает на более слабых духовно и нравственно. Когда Ниф-Ниф спрятался в своем соломенном домике, волк стал не ломать его дом, а дуть на него, и когда он дунул в третий раз, дом разлетелся, «как будто на него налетел ураган». Если волк смог разрушить дом с третьего дуновения, то еще легче он смог бы его разрушить лапами и зубами. Но он этого не делал, потому что его дуновение – это образ того, как дьявол духовно воздействует на человека искушениями: внешними соблазнами, греховными мыслями и чувствами. Господь тоже называет разные искушения дуновением ветра: «и пошел дождь, и разлились реки, и подули ветры» (Мф. 7:25). Ниф-Ниф убежал к Нуф-Нуфу. Это означает, что человек в искушении пытается найти помощь у близких. Например, когда между супругами происходят конфликты, то нередко кто-то из них обращается к своему близкому другу или подруге за советом, как преодолеть семейный кризис. Волк сказал поросятам, что уходит от них, но сам спрятался, а они успокоились. Здесь показана тактика дьявола. Он на время прекращает искушения, чтобы расслабить людей, а затем напасть на них сильнее. Так, например, человек, одержимый страстью гнева, если долгое время не падает в нее, то начинает думать, что он избавился от нее. Или бывает так, что на время семейные конфликты прекращаются, а затем, когда, вроде бы, уже все хорошо, неожиданно возникает такая ссора, которая приводит к разводу, а иногда к еще худшим последствиям. Это все есть дела дьявола, который через страсти действует на людей и через них на их близких. Таким образом он озлобляет людей, лишает их доброты и ломает их жизни. Господь это попускает потому, что люди не заботятся о духовно-нравственном состоянии своих душ и не хотят знать, что смысл жизни состоит в приобретении добра и борьбе со злом. Затем волк попытался проникнуть в дом Нуф-Нуфа в овечьей шкуре. Они открыли ему, но увидев его морду, захлопнули дверь. Тогда он снова начал дуть и с пятого раза разрушил дом. Это означает, что затем дьявол пытается проникнуть в душу под видом какого-то добра, но когда люди распознают его и отвергают, он со всей силой снова обрушивает на них свои соблазны. Например, кто-то может дать женщине совет пожаловаться на мужа на его работе, чтобы на него надавить через его начальство, или сделать еще что-то хуже. Но она понимает, что это приведет к еще большему ухудшению отношений и отвергает этот совет. Но затем в семье возникает еще более сильная ссора. Это дьявол мстит за то, что она не послушалась его совета и не сделала зло своему мужу. Но поскольку у нее нет добродетелей кротости и смирения, она не может противостоять новому искушению и еще сильнее впадает в раздражительность и гнев. Два поросенка прибежали к Наф-Нафу. Волк не смог разрушить его дом. Тогда он попытался пробраться в него через трубу, но упал в котел с кипящей водой, ошпарился, вылетел обратно на крышу и убежал в лес. Это означает, что люди в искушении обращаются к тому, кто действительно может помочь. Например, часто супруги обращаются к опытному священнику, который не станет принимать сторону кого-либо из супругов, обвинять одного и оправдывать другого, а покажет им средства борьбы с семейными кризисами в христианских добродетелях. Но научить добродетелям, показать, что спасение от семейных конфликтов или от других проблем, находится в них, может только тот, кто сам их приобрел, т.е. тот, кто живет в доме, построенном из них. Котел – это сердечная молитва. Особенностью добродетельного человека является непрестанная молитва. Чем больше он утверждается в добродетелях (и прежде всего в кротости и смирении), тем больше он приближается к Богу, уподобляясь Ему, и молитва становится для него потребностью и жизнью его души. Дьявол пытается пробраться в сердце кроткого и смиренного человека, чтобы заразить его злобой или гордостью, но молитвой он попаляет его соблазны, и дьявол бежит от него. Ап. Иаков пишет: «Итак покоритесь Богу; противостаньте диаволу, и убежит от вас» (Иак. 4:7). А ап. Иоанн говорит: «…рожденный от Бога хранит себя, и лукавый не прикасается к нему» (1Ин. 5:18). С этих пор братья стали жить вместе, под одной крышей. Это означает, что искушения, падения и помощь добродетельных христиан сплачивают общину или семью. Люди понимают, что человек – это духовно-нравственное существо, созданное для духовно-нравственной жизни, и что люди могут долго и счастливо жить вместе только тогда, когда они живут духовно-нравственной жизнью и вместе возрастают в добродетелях.
монах Константин Сабельников
Уолт Дисней и Великая депрессия
В 1993 году, Уолт Дисней выпустил восьмиминутный анимационный фильм под названием «Три поросенка». Согласно Энциклопедии анимированных короткометражных фильмов Диснея, короткие произведения вдохновляли многих американцев во времена Великой депрессии.
Жители Америки использовали Большого Плохого Волка как символ борьбы в жизни. Точно так же, как 3-й маленький поросёнок преодолевал напасти через тяжелый труд, многие американцы верили, что их усердие, в конце концов, выведет их из Великой депрессии.
Три поросёнка, мультфильм WALT DISNEY’S
Более дружелюбный вариант сказки
Современная версия сказки «Три поросенка» была адаптирована Джозефом Якобсом, кто внес в историю изменения для совсем юных читателей.