О чем только не мечтали в войну
О чем только не мечтали в войну
Владимир Маркович Санин
Когда я был мальчишкой
Когда повесть написана от первого лица, автор оказывается в сложном положении.
Многое из того, что пережил Мишка Полунин, пережили и мы, его сверстники, мальчишки тридцатых годов.
Мы — значит в том числе и я.
Этим и ограничивается автобиографичность повести «Когда я был мальчишкой».
ПЕРВЫЕ ШАГИ ПО ЗЕМЛЕ.
КОМУ ИНТЕРЕСНО БЫТЬ МАЛЬЧИШКОЙ!
У меня есть одна знакомая, ханжа, равной которой свет не видывал. Когда она, закатив глаза, щебечет: «Моё святое, чистое детство!» — у меня начинается приступ удушья. Уж я-то знаю, что в детстве она была феноменальной плаксой и ябедой, которую дружно ненавидел весь класс.
И, вообще говоря, я вовсе не считаю детство самым счастливым периодом своей жизни. Кому интересно быть мальчишкой, когда каждый, на каждом шагу, каждым своим словом тебя чему-то учит! Не было дня, чтобы в мою детскую голову не вколачивались бы разные выгодные для взрослых мысли. Только в старших классах, когда мы открыли Конституцию, я узнал, что имею права. А до этого, насколько я припоминаю, моя жизнь состояла из одних обязанностей. Я должен был ходить в школу, учить уроки, примерно себя вести, бегать в магазин за хлебом и уважать человека. Из всех обязанностей эта была самой непонятной и мучительной. Во всяком случае, меня прорабатывали чаще всего именно потому, что я недостаточно уважал того или иного человека. Иногда это был случайный прохожий, и тогда я отделывался лёгким внушением. Иногда это был хороший знакомый, а однажды, увы, начальник отца, и тогда следовали чувствительные оргвыводы. А между тем даже в том памятном случае с начальником я не сделал ничего такого, что противоречило бы моему представлению об уважаемом человеке. Я просто посоветовал ему вытирать ноги, потому что полы всё-таки моет не он, а моя мама.
Разумеется, моё детство состояло не только из разного рода неприятностей. Были в нём и довольно славные страницы: жаркий футбол на пустыре, рогатки и драки на свежем воздухе. Однако мы свято верили в одно: взрослым жить лучше. Законы устанавливали они, а в истории мира не было такого случая, чтобы законодатели себя обижали.
Нас, мальчишек, держали в ежовых рукавицах.
Нам не разрешали курить. Мы с горьким недоверием слушали жалкие уверения взрослых, что курить вредно. Уверяли они обычно с папиросой во рту, пуская перед нашими носами заманчивые белые кольца.
И вообще самое интересное, самое приятное на свете объявлялось вредным: до синевы купаться в реке, играть до упаду в футбол, читать до глубокой ночи, ходить зимой нараспашку — и прочие радости, без которых немыслим мальчишка, были вне закона.
А школа? Кто придумал переэкзаменовки, отметки по поведению, роспись родителей в дневниках и вызов к директору за разбитое стекло? Взрослые.
Ну кому интересно быть мальчишкой?
Он может, ни у кого не спросясь, съесть хоть десять штук эскимо. Он может хоть до утра читать, ходить в любое кино и курить сколько душе угодно. Взрослый, стоит ему захотеть, может купить себе вафли или собаку.
Взрослые могут все. И единственное, чего они не могут, — это понять мальчишку. Того самого мальчишку, жизнь которого состоит из длинного перечня обязанностей. Книгу о мальчишке они написать в состоянии, но понять его — никогда.
Однако скажу вам одно: будь я волшебником, то сделал бы так, чтобы хотя бы один год снова побыть мальчишкой. Нет, не мудрым взрослым в мальчишеской шкуре, а самым настоящим мокроносым мальчишкой с разбитыми коленками и фонарём под глазом. Не знаю, как объяснить такое противоречие, но я бы это сделал.
Однако прошлого не вернуть. Как говорил мой друг Федька, весь рассказ о котором ещё впереди, «одно и то же мороженое нельзя съесть два раза», Потом, когда я стал взрослым и прочитал уйму книг, я понял, что у Федьки был ум философа. Быть может, сейчас он сказал бы по-иному, что-нибудь вроде того, что «время необратимо», но это уже не то.
Да, прошлого не вернуть, и никогда мне больше не быть мальчишкой. Я могу надеть короткие штаны, но они уже будут называться шортами; я могу постричься «под нулёвку», но это будет лысина; я могу залезть в соседский сад и потрясти грушу, но это будет воровством.
Все будет не так. Назад можно перевести часы, но не время. Все мы, хотим того или нет, меняем молодость на опыт, силу на знание. Сначала мы этим гордимся, потом делаем вид, что гордимся и, наконец, откровенно сожалеем о безвозвратно ушедшем. Ибо мы, как скряги, живём на жалкие проценты с капитала, имя которому — молодость.
Но я вовсе не собираюсь хныкать по этому поводу. В наш реалистический век уже не найдёшь на земле волшебных источников, в которые входят дряхлые старцы, а выходят молодцы с розовой кожей. Детство — это путешествие, которое никому не удалось совершить дважды.
Одно и то же мороженое нельзя съесть два раза, говорил Федька. Но для того, чтобы взглянуть на прошлое из-за моего письменного стола, не нужны волшебные машины Уэллса и Рэя Брэдбери. Воспоминания — вот телескоп, через который мы видим прошлое, видим издали, многого не различая в тумане, но всё-таки видим.
Отец работал на машиностроительном заводе начальником цеха. На этом заводе он начинал ещё до революции учеником слесаря, отсюда в 1919-м он ушёл на гражданскую войну и год спустя возвратился обратно с врангелевской пулей в бедре и с партийным билетом в кармане гимнастёрки.
На заводе отца уважали, и мама очень этим гордилась. Она прощала ему то, что он жил в цехе больше, чем дома, и то, что по воскресеньям у него вечно были авралы, — прощала потому, что сама жила судьбой родного завода, на котором, она, тогда ещё молодая работница, познакомилась с весёлым, острым на язык рабфаковцем, ставшим её мужем. И отец тоже гордился мамой: не всякая жена позволит, чтобы в квартиру чуть ли не ночью вваливался добрый десяток друзей, которые курили махорку, выпивали два самовара чаю и до хрипоты шумно обсуждали заводские дела, положение в Германии и события в Испании. А мама не только позволяла, но и сама участвовала в спорах, время от времени призывая лишь кричать потише, чтобы не разбудить детей.
Хотя уже прошло много лет, один ночной разговор я отчётливо помню до сих пор.
На заводе был цех по ремонту танков, и несколько раз в год проверять его работу приезжал военпред, Василий Павлович.
Об этом человеке я должен рассказать прежде всего, потому что с его именем крепко связаны последующие события.
Василий Павлович, дядя Вася, был другом отца по гражданской войне, и когда он навещал завод, то останавливался у нас. В петлицах у него было по ромбу, на поясе в деревянном футляре висел именной маузер — личный подарок командарма Фрунзе, а на широкой груди сияли два ордена Красного Знамени. Когда мы с дядей Васей выходили на улицу, за нами, как за ядром кометы, тянулся длинный хвост терзаемых завистью мальчишек. Зная, чего от него ждут, дядя Вася всегда останавливался и ворчал: «Валяйте, только без драки!» Один за другим пацаны подходили, почтительно дотрагивались до орденов и гладили торчащую из полированного футляра рукоятку маузера.
— А купаться пойдём, дядя Вася?
— Хитрецы! — смеялся наш гость. — Как-нибудь потом.
Невысокий и грузный, дядя Вася был очень силён: до революции он, волжский грузчик, потехи ради выходил на арену цирка против профессиональных борцов и не раз их побеждал. Он с удовольствием возился с детьми — своих у него не было; я помню, как все смеялись, когда он входил в реку, неся на себе гроздь из полудюжины восторженно орущих пацанов.
Пример сочинения по ЕГЭ
А мы, мальчишки военных лет, понимали. В том числе понимал и я, далеко не самый пострадавший. Понимал и умом и сердцем, всем своим существом. Потому что на наших глазах окрасилась кровью родная земля. Потому что в городе, в котором я прожил короткие детские годы, теперь были фашисты. Потому что моя бабушка, мои тётки и их дети — мои братья и сестры — были расстреляны. Потому что мы каждый день видели газеты с фотографиями замученных, повешенных, растерзанных советских людей. Потому что от отца три месяца не было писем, пока он не вышел из окружения. Потому что я видел глаза мамы, когда эшелон увозил брата на фронт. Потому что я видел глаза мамы, когда к нам входил почтальон: кто знал, что он принёс в своей сумке? Потому что я видел и слышал, как бились головой о стену, катались по полу, выли женщины, потерявшие мужей и сыновей. Нет ничего трагичнее гибели и ничего прекраснее возвращения с победой. В войну научились мечтать о главном. Вот почему я больше всего мечтал о том, как вернусь с фронта домой, своим ключом открою дверь — неожиданно — и увижу мамины глаза, из которых навсегда уйдёт печаль. (По В. Санину)
Автор вспоминает своё детство, пришедшееся на военные годы, и рассказывает о сокровенной мечте миллионов советских людей – мечте об окончании войны: «Тем, кто не жил этой мечтой, тем, кому она не заменяла хлеба, одежды, крова, её не понять».
Пояснение к первому примеру
Действительно, никакие книги или фильмы о войне не могут передать ужаса, боли и страданий, которые пережили люди военного поколения.
Перед нами разворачивается череда страшных картин: город, занятый оккупантами, газеты с фотографиями замученных фашистами людей, женщины, оплакивающие погибших мужей и сыновей…
Пояснение ко второму примеру
И мы понимаем, почему рассказчик, как и все вокруг, мечтал о мире, о победе, мечтал увидеть, как печаль навсегда уйдёт из глаз его мамы и всех людей, которых коснулась война.
Трудно не согласиться с автором текста в том, что война – это страшно. Она приносит невыносимые страдания не только защитникам, но и обычным людям. Примером этому является всем известная блокада Ленинграда. Тяжело осознавать число людей, погибших в это время. По разным данным, количество смертей колеблется от трехсот тысяч до полутора миллионов, что заставляет поистине ужаснуться бременем войны.
Таким образом, каждый человек должен осознать бессмысленность и безумность войны. Именно от понимания этого людьми зависит, будут ли в дальнейшем продолжаться войны или нет.
Задание 27. Сочинение ЕГЭ
Данный материал послужит отправной точкой в работе над сочинением с учетом изменений 2019 г.
Просмотр содержимого документа
«Задание 27. Сочинение ЕГЭ»
ЕГЭ-2019. Готовимся к сочинению в новом формате
Нарушевич Андрей Георгиевич, канд. филол. наук, доцент, заведующий кафедрой русского языка и литературы ТИ имени А.П. Чехова
Напишите сочинение по прочитанному тексту.
Сформулируйте одну из проблем, поставленных автором текста.
Прокомментируйте сформулированную проблему. Включите в комментарий два примера-иллюстрации из прочитанного текста, которые, по Вашему мнению, важны для понимания проблемы исходного текста (избегайте чрезмерного цитирования). Поясните значение каждого примера и укажите смысловую связь между ними.
Сформулируйте позицию автора (рассказчика). Выразите своё отношение к позиции автора по проблеме исходного текста (согласие или несогласие) и обоснуйте его.
Объём сочинения — не менее 150 слов.
• Комментарий (пример-иллюстрация, пояснение значения примера, указание связи между примерами)
• Своё отношение к позиции автора
• Обоснование своего отношения к позиции автора
Проблематика текстов ЕГЭ
— Человек и общество
— Человек и культура
— Человек и культура
Способы формулирования проблемы
Конструкция «Проблема чего»
Какими должны быть отношения между родителями и детьми? Этой проблеме посвящён текст (ФИО автора).
Автор поднимает проблему отцов и детей.
Что такое настоящая дружба? Над этой проблемой размышляет автор.
В центре внимания автора проблема дружбы.
В чём заключается доброта? Такова проблема, которую рассматривает автор.
(ФИО автора) предлагает нам задуматься над проблемой проявления доброты.
От позиции автора к проблеме
1. Выявите основную мысль текста
2. Запишите её в виде законченного предложения
3. Определите, на какой вопрос отвечает это предложение
4. Запишите этот вопрос, который и является проблемой текста
• Человек должен с уважением относиться к родному языку.
• Каким должно быть отношение человека к родному языку?
Выявление проблемы в художественном тексте
Проанализируйте поступки, отношения героев
Определите, какие положительные или отрицательные человеческие качества проявляются в этих поступках, отношениях
Сформулируйте проблему, используя выявленные ключевые слова
Проблема 2. Комментарий 3. Позиция автора
Что такое пример-иллюстрация?
Типы информации в тексте
• Концептуальная информация — это субъективное авторское понимание отношений между фактами, событиями, их авторская оценка, понимание причинно-следственных связей между событиями.
• Подтекстовая информация не обозначена словами, а только подразумевается.
Способы отсылки к тексту
Ссылка на номера предложений
Автор стремится достучаться до читателей, трижды повторяя слово «одумайтесь» (предложения 11-13). Этот призыв должен заставить каждого из нас изменить отншение к природе.
Автор подчеркивает, что, поддаваясь своим низменным потребностям, человек способствует саморазрушению. Конечно же, очень важно найти тот внутренний стержень, который позволит противостоять злу и направить всю свою деятельность на совершенствование себя и мира вокруг нас.
Размышление над фактами, событиями, описываемыми в тексте
Виктор Астафьев изображает мальчишек, которые спасают гусей, попавших в ледяной плен. В этом поступке не на словах, а на деле проявляется забота о наших братьях меньших. Действительно, далеко не каждый способен рисковать собой ради животных.
Связь между примерами
Пояснение к примеру
Пояснение к примеру
Автор обращается к собственному опыту и вспоминает…
В центре внимания автора случай….
Писатель не случайно приводит слова (кого): «Цитата».
Писатель изображает (кого, что)…
Автор разделяет мнение (кого)…
Герой говорит: «Цитата».
Публицист спорит (с кем)…
Стоит обратить внимание на мысли (слова, поступки) героя…
Думаю, нужно обратить внимание на мысль о том, что…
Особого внимания заслуживает такая художественная деталь, как…
Особого внимания заслуживает мнение автора о…
Симпатии автора на стороне героя, который…
Пояснение к примерам
Писатель хочет сказать, что…
Автор не случайно обращает наше внимание на…
Этот пример показывает, что…
Поступок героя показывает, что.
Смысл этого высказывания в том, что…
Слова (мысли) героя позволяют понять….
Эти слова убедительно доказывают, что…
Я думаю, описанная ситуация заслуживает особого внимания, потому что…
Я думаю, этим примером автор хотел показать…
Эти события автор описывает, чтобы…
Приведённые слова содержат глубокий смысл…
Смысловая связь между примерами
Противопоставляя эти примеры (этих героев), автор показывает…
Сравнивая эти примеры (точки зрения, героев), мы можем увидеть…
Что стало причиной этих событий (поступков героя)? Об этом автор пишет далее.
Это рассуждение приводит автора к выводу о том, что…
Несмотря на то что все убеждены в правильности…,герой (автор) думает иначе.
Где обозначать связь между примерами?
✓Указание на связь примеров как зачин в комментарии:
Размышляя над проблемой, писатель противопоставляет двух героев, каждый из которых воплощает в себе разное отношение к жизни.
✓Указание на связь примеров при переходе от первого ко второму:
Для сравнения обратимся к другому примеру.
✓Указание на связь примеров как итог комментирования:
Оба приведённых примера, дополняя друг друга, позволяют увидеть…
Что проверяет эксперт? К2 (См. Демо-версию)
Фрагмент сочинения по отрывку из интервью с Ч.Т. Айтматовым
«Книги, открывающие нас»
Какова роль книги в жизни человека и общества? Над этой проблемой размышляет Чингиз Айтматов.
Пояснение к первому примеру (2)
Действительно, книги передают знания от поколения к поколению, связывают единомышленников, преодолевая время и пространство, сберегают духовные ценности человечества.
Мне кажется особенно важной мысль Айтматова о том, что «каждая книга требует полной отрешённости от суетных дел».
Пояснение ко второму примеру (4)
Писатель хочет сказать, что чтение не терпит суеты и книга откроет свои секреты только вдумчивому, внимательному, чуткому читателю.
Связь между примерами (5)
Оба эти примера, дополняя друг друга, позволяют автору показать важность книги и чтения.
Таким образом, размышляя над проблемой, автор приходит к следующему выводу: книга учит мыслить, рассуждать, воспитывает человека, обогащает его внутренний мир.
Работа с отрывком из повести В.М.Санина «Когда я был мальчишкой»
О чём только не мечтали в войну! Идёшь по улице — и вдруг находишь целую хлебную карточку! Или: союзники открыли второй фронт. Вот это было бы здорово!
Но никогда и нигде я не слышал ничего прекраснее мечты моей мамы — нет, всех миллионов мам: «Эх вы, сони, проспали — война окончилась!»
Тем, кто не жил этой мечтой, тем, кому она не заменяла хлеба, одежды, крова, её не понять. Можете напрячь воображение, вспомнить кинокартины о войне, книги о войне, рассказы дедушек и бабушек, пап и мам, сделать вид, что вы поняли и даже произнести: «Да-а-а!» — всё равно тем, кто не жил этой мечтой, её не понять.
А мы, мальчишки военных лет, понимали. В том числе понимал и я, далеко не самый пострадавший. Понимал и умом и сердцем, всем своим существом.
Потому что на наших глазах окрасилась кровью родная земля.
Потому что в городе, в котором я прожил короткие детские годы, теперь были фашисты.
Потому что моя бабушка, мои тётки и их дети — мои братья и сестры — были расстреляны.
Потому что мы каждый день видели газеты с фотографиями замученных, повешенных, растерзанных советских людей.
Потому что от отца три месяца не было писем, пока он не вышел из окружения.
Потому что я видел глаза мамы, когда эшелон увозил брата на фронт.
Потому что я видел глаза мамы, когда к нам входил почтальон: кто знал, что он принёс в своей сумке?
Потому что я видел и слышал, как бились головой о стену, катались по полу, выли женщины, потерявшие мужей и сыновей.
Нет ничего трагичнее гибели и ничего прекраснее возвращения с победой.
В войну научились мечтать о главном. Вот почему я больше всего мечтал о том, как вернусь с фронта домой, своим ключом открою дверь — неожиданно — и увижу мамины глаза, из которых навсегда уйдёт печаль. (По В. Санину)
В чём величайшая трагедия войны? На этот вопрос отвечает в своём тексте Владимир Маркович Санин.
Пояснение к первому примеру (2)
Действительно, никакие книги или фильмы о войне не могут передать ужаса, боли и страданий, которые пережили люди военного поколения.
Связь между примерами (3)
Перед нами разворачивается череда страшных картин: город, занятый оккупантами, газеты с фотографиями замученных фашистами людей, женщины, оплакивающие погибших мужей и сыновей.
Пояснение ко второму примеру (5)
И мы понимаем, почему рассказчик, как и все вокруг, мечтал о мире, о победе, мечтал увидеть, как печаль навсегда уйдёт из глаз его мамы и всех людей, которых коснулась война.
К.Г Паустовский «Акварельные краски»
Когда при Берге произносили слово «родина», он усмехался. Не замечал красоты природы вокруг, не понимал, когда бойцы говорили: «Вот отобьём родную землю и напоим коней из родной реки».
Берг торопился. Берг хотел всю силу красок, всё умение своих рук, всё то, что дрожало где-то на сердце, отдать этой бумаге, чтобы хоть в сотой доле изобразить великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто. Берг работал как одержимый, пел и кричал.
Спустя время Берг сидел и думал. Он хотел проследить, какими неуловимыми путями появилось у него ясное и радостное чувство родины. Оно зрело неделями, годами, десятилетиями, но последний толчок дал лесной край, осень и крики журавлей.
— Эх, Берг, сухарная душа! — вспомнил он слова бойцов. Бойцы тогда были правы. Берг знал, что теперь он связан со своей страной не только разумом, но и всем сердцем, как художник, и что любовь к родине сделала его умную, но сухую жизнь теплой, веселой и во сто крат более прекрасной, чем раньше.
Что является источником вдохновения для художника? Над этой проблемой предлагает своим читателям задуматься К. Паустовский.
Первый пример с пояснением
Второй пример с пояснением
Но вот на наших глазах происходит преображение героя. Оставшись наедине с природой родного края, Берг впервые ощутил её красоту, начал напряжённо работать, чтобы передать в рисунках «всё то, что дрожало где-то на сердце», изобразить «великолепие этих лесов, умирающих величаво и просто». Мы видим, как красота природы пробудила в художнике чувство родины и вдохновила на творчество.
Смысловая связь между примерами
Приведённые примеры позволяют увидеть героя в развитии и показать процесс становления его личности, изменение отношения к миру и творчеству.
Таким образом, автор приходит к следующему выводу: источником вдохновения для художника может быть родная природа, которая помогает по-новому посмотреть на мир и понять своё место в нём.
Типичные ошибки комментирования
Комментарий не опирается на текст
Комментарий подменяется пересказом или цитированием
Приведены неподходящие примеры
Приведены примеры без пояснеия
Не указана связь между примерами
Комментарий не опирается на текст
Автор поднимает очень актуальную на сегодняшний день проблему. К сожалению, вокруг нас много таких художников, которые не любят свою родину и готовы при первом удобном случае уехать за границу. Вряд ли их можно назвать настоящими мастерами искусства. Настоящий художник любит свою родину.
Комментарий подменяется пересказом
К. Паустовский рассказывает о художнике Берге, который вначале не любил родину. Но потом, оставшись на месяц в муромских лесах, он понял, как прекрасна природа России. Так появился его первый пейзаж, написанный акварельными красками.
Приведены примеры без пояснеия
Не выявлена смысловая связь между примерами
Автор повествует о художнике Берге. Не случайно писатель упоминает о том, что Бергу не удавались пейзажи. Паустовский показывает, как в художнике проснулось ясное и радостное чувство родины, как «любовь к родине сделала его умную, но сухую жизнь тёплой, весёлой и во сто крат более прекрасной, чем раньше».
Прокомментирована другая проблема, не заявленная в сочинении
Как приходит вдохновение к художнику? Над этой проблемой размышляет К.Г. Паустовский.
Обоснование своего отношения к позиции автора (К4)
Обосновать какое-либо суждение означает привести другие, логически связанные с ним и подтверждающие его суждения.
Аргументы к пафосу
Пишущий строит свою речь таким образом, чтобы вызвать у адресата определенные чувства, эмоции и сформировать определенное отношение к описываемому человеку, предмету, явлению.
Подобная аргументация уместна в том случае, если речь идет о ситуации, в которой предполагается эмоциональное отношение к чему-либо.
Аргументы к обещанию предполагают указание на что-либо желательное, рассматриваемое как хорошее, например, общечеловеческие ценности: вежливость, сострадание, милосердие, справедливость, духовность, патриотизм, честь, долг, благородство.
Трудно не согласиться с автором. Я тоже считаю, что каждый человек должен стремиться воплотить свою мечту в жизнь.
Аргументы к угрозе указывают на что-либо нежелательное, оцениваемое как плохое, например, социальные пороки (расизм, коррупция, бюрократия), уродливые, неэтичные явления (насилие, жестокость, подлость, предательство):
Примеры заключений в сочинении
Мнение о человеке во многом определяется тем, как он говорит. Хорошая речь свидетельствует о начитанности, внутренней культуре, развитой логике мышления. Для многих специальностей навыки устной и письменной речи являются непременным условием профессионального роста. От любого менеджера, консультанта, переводчика, секретаря требуется умение быстро и грамотно составлять документы, вести деловые беседы, отвечать на телефонные звонки. Таким образом, хорошая речь всегда будет помогать добиться успеха человеку любой профессии.
Честность, порядочность во все времена высоко ценились людьми. Человек, обманывающий окружающих ради личной выгоды, рано или поздно непременно окажется в одиночестве, ему просто перестанут доверять. Даже в мире бизнеса, где, казалось бы, хитрость и изворотливость часто ведут к успеху, честность не утратила своего значения. Деловые люди предпочитают надежных партнеров, которые не подведут, не нарушат данного обещания. Итак, нечестным путем можно добиться сиюминутного, временного успеха, однако, лишившись доверия окружающих, человек теряет гораздо больше: новых клиентов, новые выгодные контракты и, наконец, просто друзей, которые пришли бы на помощь в трудную минуту.
Главное достоинство художественной книги в том, что она не только заставляет человека думать, но и пробуждает его чувства.
Стратегия работы с текстом
Шаг 1. Читая исходный текст, определите, над каким вопросом размышляет автор и как он на этот вопрос отвечает. Так вы найдёте проблему и сформулируете авторскую позицию.
Шаг 2. Перечитайте исходный текст, чтобы найти два примера, важных для понимания проблемы, поясните значение этих примеров и укажите смысловую связь между ними. Напишите комментарии, который будет помещаться между проблемой и авторской позицией.
Шаг 3. Сформулируйте собственную позицию и обоснуйте её.