О чем свидетельствуют изображения танцующих людей история 5 класс
История
Зарождение Религии и Искусства. О чём свидетельствуют изображения танцующих людей?
Изображения танцующих людей свидетельствуют о зарождении зачатков больше религии, чем искусства. Древние люди такими изображениями имитировали процесс охоты, пытаясь привлечь удачу.
Ещё по теме
Зарождение Демократии в Афинах. Почему в Афинах обострилась борьба между аристократии и демосом?
Появление Полиса. Почему в Древней Греции появились города государства новою типа?
Финикия — Страна Мореплавателей. Каким богам поклонялись финикийцы?
Римская Семья, Нравы и Религия. Что представляла собой римская семья?
Рабство в Древнем Риме. У какою народа впервые появились гладиаторские бои?
Ассирийская Империя. Как было устроено ассирийское войско?
Счёт Лет в Истории. Как ведется счет лет до нашей эры?
Империя в 3–4 Веках. Опишите географическое положение и облик новой столицы – Константинополя.
Александр Македонский и Его Завоевания. Составьте словесный портрет Александра Македонского, используя учебник и дополнительные материалы.
Если материал понравился Вам и оказался для Вас полезным, поделитесь им со своими друзьями!
О сайте
На нашем сайте вы найдете множество полезных калькуляторов, конвертеров, таблиц, а также справочных материалов по основным дисциплинам.
Самый простой способ сделать расчеты в сети — это использовать подходящие онлайн инструменты. Воспользуйтесь поиском, чтобы найти подходящий инструмент на нашем сайте.
calcsbox.com
На сайте используется технология LaTeX.
Поэтому для корректного отображения формул и выражений
пожалуйста дождитесь полной загрузки страницы.
© 2021 Все калькуляторы online
Копирование материалов запрещено
О чем свидетельствуют изображения танцующих людей история 5 класс
Подробное решение параграф § 5 по истории для учащихся 5 класса, авторов Уколова В.И. 2014
Первые представления о смерти как о переходе в загробную жизнь появились еще у неандертальцев.
Вопросы и задания:
Какие первые религиозные верования зародились у древних людей?
Первыми религиозными верованиями у древних людей было:
колдовство и магия – это попытки воздействовать на будущее и на природные явления с помощью обрядов или колдовских средств привели к появлению.
вера в душу – бестелесное начало, делающее человека живыми и мыслящим существом.
Почему первобытные люди особо почитали предков?
Потому что души предков должны были помогать членам рода и вера в единого предка сплачивала род, а затем и племя.
Как появилось искусство?
Однажды человек приложил руку к стене, а затем обвёл её цветной глиной. Получилось изображение руки. Постепенно люди научились с помощью линий и природных красок (угля, цветной глины, камней) изображать животных. Так зарождалось искусство.
Чем привлекательны для современного человека произведения древних художников?
Произведения древних художников очень красивые, они поражают великолепными изображениями бизонов, мамонтов, сцен охоты. Они полны точных наблюдений за природой и животными.
О чём свидетельствуют изображения танцующих людей?
Изображения танцующих людей свидетельствуют о зарождении зачатков больше религии, чем искусства. Древние люди такими изображениями имитировали процесс охоты, пытаясь привлечь удачу.
Конспект урока по истории древнего мира «Возникновение искусства и верования
Урок истории древнего мира в 5 классе
Возникновение искусства и религиозных верований
1. Каких людей мы называем первобытными?
2. Составьте рассказ по рисунку «Охота на диких козлов». «Охота была главным занятием древних людей. Однажды они решили добыть мясо диких козлов….»
3. Сделайте описание рисунка «Родовая община».
4. Какие признаки родовой общины выражает слово «община»? Какие признаки слово «родовая»?
Сегодня мы поговорим о появлении искусства и религиозных верований у первобытных людей. Тема урока: Возникновение искусства и религиозных верований.
Долгое время учёные не знали о том, что первобытные люди умели рисовать. Более 120 лет испанский археолог Марселино де Саутуола обследовал в Испании подземную пещеру Альтамиру. Вместе с ним была его маленькая дочь Мария. Пока отец копал землю, девочке было скучно, и она прошла вглубь низкой пещеры. Внезапно она закричала: «Папа, смотри, нарисованные быки!» И в самом деле, на потолке пещеры на протяжении сорока метров были изображены бизоны, словно застывшие на бегу в странных и причудливых позах. Они были нарисованы красной, черной и коричневой красками. Археолог предположил, что эти рисунки созданы первобытными людьми. Но никто из ученых того времени ему не поверил. Как вы думаете, почему?
Ученые долго не хотели верить, что первобытные охотники могли быть искусными художниками. Ведь они не знали земледелия и скотоводства, не умели читать и писать. Казалось невероятным, чтобы им удалось с таким мастерством воссоздать облик бизонов. Но, тем не менее, настолько велика была у первобытного человека потребность в творчестве, что ему это удалось.
Испанский археолог тяжело переживал недоверие ученых. Он так и умер, не добившись признания своего открытия. Уже после его смерти были обнаружены другие пещеры, на стенах которых также были найдены красочные рисунки. Тогда ученые перестали сомневаться, что перед ними произведения первобытного искусства.
Чаще всего первобытные художники изображали зверей, на которых охотились – бизонов, мамонтов, лошадей, оленей. Им удавалось передать не только внешний облик зверя, но и его характер. Посмотрите на изображение лошади. Что она делает? Бежит.
Рисунки первобытных людей найдены во многих странах, в том числе и в России. Рисунок «мамонт».
Рассмотрите рисунок на с. 16 из пещеры во Франции. Изображенная сцена до конца не разгадана. Мы видим бизона и носорога. Но ясно, что там кроме животных изображен человек. Но посмотрите, он изображен довольно схематично. Кто изображен правдивее: человек или зверь? Почему? От удачи на охоте зависела жизнь людей, поэтому они наблюдали за животными во время охоты, старались запомнить их облик и повадки. А к человеку интерес был меньше, поэтому их изображали реже и с большей условностью.
Немного о красках. Все они были естественного происхождения: для белой использовали мел, для черной – уголь, для красной и желтой – глину. Синюю и зеленую не применяли. Краску растирали с жиром убитых животных. Возможно, пользовались кистью, сделанной из шерсти животных.
Что мы можем сказать о мастерстве древних художников? Они владели красками, создавали объемное изображение, соблюдали пропорции, детально воссоздавали образы, передавали индивидуальные особенности животных.
Разгадать назначение пещерной живописи учёным помогают наблюдения за современными племенами, главными занятиями которых ещё недавно были охота и собирательство. Одно такое племя в Австралии совершало перед охотой колдовской обряд, поражая копьями нарисованное на песке животное (см. рисунок на с. 24).
Люди верили, что когда человек спит, его душа покидает тело. Она встречается с душами других людей. Будить резко человека нельзя – душа не успеет вернуться, и человек умрет. А после смерти душа переселяется в страну мертвых, где продолжает жить также в родовой общине. Поэтому в могилу к умершему человеку клали все необходимые вещи, чтобы он смог добраться до страны мертвых и жить там: пищу, крепкую обувь, одежду, копья. Одни первобытные племена верили, что «страна мертвых» расположена на острове, другие – что она где-то глубоко под землей, третьи – что она находится на небесах. Вход в страну мертвых охранялся страшными чудовищами.
Самые дальние, труднодоступные пещеры древние люди отводили для религиозных обрядов. Иногда вход туда был разрешен только людям, приобщенным к таинствам, – колдунам рода. Колдуны часто владели искусством врачевания, лучше разбирались в природных явлениях, по приметам предсказывали погоду, произносили всевозможные заклинания. Древние люди часто поклонялись животным, делали их покровителями рода. Это могли быть хищники – львы, барсы и т. д., которым поклонялись, чтобы умилостивить, или животные, приносящие пользу. Люди также верили, что мир населен добрыми и злыми духами (духи воды, огня, леса, и т. д.), которые могут принести пользу или вред людям.
Появившиеся у первобытных людей верования – в колдовство, в душу, в жизнь после смерти – называются религиозными. Религиозные верования возникли от бессилия человека перед могуществом природы, от невозможности объяснить многие ее явления. Они свидетельствуют, что человек был способен не только заботиться о своих непосредственных нуждах, но и размышлять о себе, о своем прошлом и будущем.
План-конспект урока по предмету » Искусство (отечественная и мировая художественная культура)» «О чем рассказывает портрет?» 5 класс
Урок 6. О чем рассказывает портрет?
Цель урока: формирование у учащихся общего представления о воплощении образа человека в искусстве.
• актуализировать представления об уникальности человека;
• раскрыть особенности образа человека в жанре портрета;
• формировать умение характеризовать образ человека в произведениях искусства;
• развивать ассоциативно-образное мышление;
• воспитывать уважительное отношение к личности человека средствами искусства.
Тип урока: комбинированный.
Учебно-методическое обеспечение : учебное пособие, рабочая тетрадь, художественно-иллюстративный материал, техническое оборудование.
Эпиграф. Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом (Л. Н. Радищев).
На каждую парту раздается по одной папке с раздаточным материалом для урока.
Учитель : Сегодня у нас с вами необычная тема урока. И в то же время — самая обычная. Вам показалось это странным? И вы правы.
Мы видим друг друга каждый день. Едем в автобусе, гуляем в парке, путешествуем. И везде нас окружают люди. Самые обычные люди. Но сегодня мы попробуем научиться в самых обычных людях видеть что-то необычное.
Учитель записывает на доске тему урока и эпиграф.
Подготовка к работе на основном этапе урока
• Актуализация знаний учащихся
Учитель: Эпиграфом к нашему уроку являются слова Александра Николаевича Радищева: «Только тогда станешь человеком, когда научишься видеть человека в другом». Давайте вместе объясним значение этих слов.
Учащиеся размышляют, высказывают предположения.
Учитель подводит учащихся к выводу о том, что увидеть человека в человеке — значит проявлять к нему уважение, искренний интерес, добросердечие, любовь.
— Давайте подумаем, каким должен быть человек, с вашей точки зрения, какие качества в человеке считает важными каждый из вас.
Учитель : Как вы думаете, ребята, в произведениях какого вида и жанра искусства полнее и ярче всего воплощается образ человека?
Учащиеся с помощью наводящих вопросов учителя называют вид искусства (живопись) и жанр (портрет).
• Мотивация деятельности учащихся
Учитель : Известно 16 прижизненных портретов Александра Сергеевича Пушкина в живописи и графике. Однако только для одного художника поэт сочинил стихотворение в благодарность за созданный шедевр — для Ореста Адамовича Кипренского.
Как видите, ценность портрета для человека настолько значима, что вызывает глубокое чувство благодарности и уважения к его автору. Мы сегодня не раз увидим и убедимся, что портрет — один из самых непростых жанров в искусстве.
2.3. Целеполагание деятельности учащихся
Учитель: Тема нашего урока — «О чем рассказывает портрет?». Как вы думаете, что мы должны узнать сегодня на уроке, как эти знания можно будет применить в нашей жизни и какого результата мы сможем достичь?
Учащиеся высказывают предположения.
Учитель обобщает высказывания учеников.
• Таким образом, мы выясним, в чем заключаются особенности воплощения темы человека в произведениях разных видов искусства в жанре портрета. Также мы будем сегодня учиться наблюдать за человеком — за его характером, его чувствами и настроением, знакомясь с различными художественными произведениями.
3. Изучение новой темы
Учитель демонстрирует «Портрет А. С. Пушкина» работы О. А. Кипренского.
• Поэт изображен на светлом желто-зеленом фоне. Он одет в строгий сюртук. На плече — красно-зеленый плед в клетку. Лицо поэта обращено чуть в сторону. Нам, зрителям, кажется, что он смотрит на бронзовую статуэтку человека с кифарой в руках. Художник обращает наше внимание на сосредоточенное состояние поэта.
Скажите, в каком настроении изображен поэт? Какие чувства он испытывает, о чем думает? Что можно сказать о чертах характера поэта, глядя на этот портрет?
Учащиеся рассматривают портрет А. С. Пушкина, созданный О. А. Кипренским, отвечают на поставленные вопросы, обосновывают свою позицию.
Учитель обобщает высказывания учащихся.
• На лице поэта можно увидеть грусть, размышления, глубокие раздумья. Впечатление от портрета — это впечатление тишины, покоя и в то же время торжественности. Кажется, еще немного — и поэт начнет читать свои стихи.
Александр Сергеевич, потрясенный глубиной живописного полотна, спустя некоторое время вручил Оресту Кипренскому листок со своими стихами:
Любимец моды легкокрылой,
Хоть не британец, не француз,
Ты вновь создал, волшебник милый,
Меня, питомца чистых муз, —
И я смеюся над могилой,
Ушед навек от смертных уз.
Себя как в зеркале я вижу,
Но это зеркало мне льстит.
Оно гласит, что не унижу
Пристрастья важных аонид.
Так Риму, Дрездену, Парижу
Известен впредь мой будет вид.
Учащиеся соотносят стихотворение с образом А. С. Пушкина на портрете, дают характеристику художественным произведениям, выделяя в них общее и различное.
Учитель : Художники обращаются к образу Александра Сергеевича Пушкина и в настоящее время. Почти в каждом российском городе есть памятник поэту. Есть памятник Пушкину и в нашей стране — в пяти городах. В Минске на набережной реки Свислочь, напротив многоэтажной гостиницы «Беларусь», в 1999 году был установлен памятник Александру Сергеевичу Пушкину к его 200-летию (дар Москвы Минску). Авторы памятника — скульпторы Юрий и Григорий Ореховы (отец и сын).
Учащиеся знакомятся с изображением скульптурного портрета А. С. Пушкина в столице Республики Беларусь — городе Минске.
Учитель: Давайте внимательно присмотримся к скульптурному изображению Александра Пушкина и ответим на уже знакомые вам вопросы. Скажите, в каком настроении изображен поэт? Какие чувства он испытывает, о чем думает? Что можно сказать о чертах характера поэта, глядя на эту скульптуру?
Давайте сравним образ поэта в произведениях Ореста Кипренского и семьи Ореховых, то есть на портрете в живописи и в скульптуре.
Учащиеся дают характеристики образа А. С. Пушкина в рассмотренных произведениях искусства на основе своих наблюдений и сведений, полученных на уроке.
Учитель’. Обратите внимание, что внешнее сходство черт липа есть, но оно не точно. В скульптурном портрете поза поэта более динамична, он взволнован и находится в эмоционально приподнятом настроении. Объединяющим элементом обоих портретов является
одухотворенность состояния поэта. Кажется, еще немного — и стихотворные строки будут услышаны публикой.
Учащиеся стараются выделить уже не только общее, но и различное в портретах, подтверждая или опровергая мнение учителя.
Учитель : Вы уже, наверное, поняли, что портрет — это жанр в искусстве, в котором образ человека нашел глубокое и полное воплощение. Слово «портрет» в переводе с французского языка буквально означает «воспроизводить что-либо черта в черту». В портрете живописцы, скульпторы, фотографы, писатели, композиторы изображают человека или группу людей.
Этот жанр — один из древнейших. Первые образцы портрета человека появились на заре истории человечества. С каждым столетием портреты людей становились сложнее. Не только внешность, но и внутреннее состояние человека стало важным для художника.
Вы хорошо знакомы с литературным портретом. Писатель часто, перед тем как рассказать нам историю, дает описание своих героев — фигуры, лица, особенностей костюма, жестов и манер. Словесные зарисовки учимся делать и мы с вами.
Музыкальный портрет — это тоже зарисовка, но с помощью средств музыкальной выразительности. В отличие от портрета в изобразительном искусстве, в музыкальном портрете на первый план выступают чувства и настроение человека.
• Первичное закрепление изученного материала
Учитель предлагает учащимся игру «Что? Где? Когда?».
Мыс вами уже играли в эту игру- Вы должны ответить на три вопроса каждого блицтурнира за то время, на протяжении которого сыплется песок в песочных часах.
— Закончите фразу: «Образ человека воплощается в искусстве в жанре. ».
— Назовите портрет, который вам более всего запомнился.
— Назовите имя одного из художников, с которыми мы сегодня познакомились.
— Есть живописный портрет, скульптурный портрет и есть портрет.
— Мы сегодня познакомились с портретом поэта.
— Я хочу нарисовать портрет.
Учащиеся отвечают на блицвопросы.
Учитель фиксирует время ответов с помощью песочных часов и отмечает правильные ответы учащихся.
Учитель предлагает учащимся охарактеризовать два портрета работы художников XVII века — «Этюд головы девочки» П. П. Рубенса и «Портрет старика в красном» X. Рембрандта
• Закрепление и применение изученного материала в различных видах деятельности
Учитель предлагает учащимся выполнить задание — описать характер, настроение, а также общие и различные черты трех девушек, изображенных на картинах « Шоколадница» Ж. Э. Лиотара, «Девушка, читающая письмо у открытого окна» Я. Вермеера и «Портрет М. И. Лопухиной» В. Л. Боровиковского.
Учащиеся знакомятся с иллюстрациями, которые демонстрирует учитель в цвете, и, получив опыт работы с жанром портрета, выполняют задание.
Учитель: Предлагает учащимся рассмотреть и сравнить несколько образов Марка Шагала (П.Ю.Моисеевич «Портрет Марка Шагала», «1914» и «Автопортрет у мольберта» М.Шагал и фотопортреты ).
Учитель предлагает выполнить учащимся портрет друга или мамы.
Этапы работы над портретом ;
Первый этап. Внимательно рассмотрите модель, определите отношение между максимальной высотой и максимальной шириной, расставив точки на самых выступающих частях лица (и горизонтальных, и вертикальных). Нарисуйте овал головы и, согласно правилу перспективы, проведите центральную ось (она изгибается в изображении в три четверти) и горизонтальные линии, разделяющие лицо на несколько частей.
Второй этап. Продолжаем совершенствовать рисунок. Расположите точно детали лица: глаза, нос, рот и уши. Заметьте, что деление лица на три части условно. Постарайтесь определить индивидуальные пропорции и придерживайтесь их, чтобы добиться сходства. Этот этап очень важен, он закладывает основу для последующего развития рисунка. Рассмотрите и попробуйте зарисовать основные анатомические подробности (кости, мышцы и др.).
Третий этап. На этом этапе лучше всего представить голову как совокупность плоскостей, образующих ее поверхность. Так легче различить, какие участки наиболее темные, а какие светлые. Четко обведите и те, что освещены, и те, что в тени, и вы получите объемное изображение. Постарайтесь не делать слишком прямых штрихов, чтобы рисунок не вышел жестким, угловатым.
Четвертый этап. На этом этапе мы имеем дело с тенями, о которых уже подумали на предыдущем этапе. Теперь мы выделяем самые крупные, самые глубокие и самые важные из них. Вы заметите, что тени на лице сильно отличаются по глубине и образуют сложный рисунок. Чтобы упростить изображение, как того требует данный этап работы, прикройте глаза до состояния, в котором вы видите всего два тона: освещенных участков и участков в тени.
Пятый этап. На этом и, если потребуется, на следующих этапах продолжайте прорабатывать формы лица, обращая внимание на полутона (которые мы опустили на предыдущей стадии и включили в общую тень). Выявите самые значительные детали, например глаза и губы, затемняя или осветляя их. Меняйте интенсивность штриха, увеличивая или уменьшая нажим на бумагу.
Учитель Информация о домашнем задании
Учитель предлагает учащимся подумать над темой «Подвиг моего деда (прадеда, бабушки. )». По возможности принести фотографии, медали или другие семейные реликвии (можно сфотографировать их и принести фотографии), связанные с героем рассказа. Можно расспросить своих близких и знакомых о сложных ситуациях, в которых они побывали.
Учитель обращает особое внимание учащихся, что героем может быть не только человек, участвовавший в военных действиях, но и ликвидатор аварии на Чернобыльской атомной станции; человек, спасший другого из пожара, оказавший помощь утопающему или пострадавшему в дорожно-транспортном происшествии, и др.
• Подведение итогов урока
Учитель: Образ человека в искусстве наиболее полно воплощается и раскрывается в жанре портрета. В живописи, графике, скульптуре, фотографии в жанре портрета с помощью разных средств выразительности изображается внешний облик человека, через который мастера искусств помогают нам понять его внутренний мир.
В литературном портрете человек представлен наиболее подробно. Одинаково полно писатель описывает как внешний, так и внутренний облик человека.
Музыкальный портрет идет от обратного — изображается внутренний мир человека. А мы, слушатели, стараемся представить его внешний облик. Хотя есть специфические «изобразительные» средства музыкальной речи, которые могут создать образ жестов, движений человека, его походки, а также дела, которым он сейчас занимается (например, жужжание прялки).
Учитель предлагает учащимся быстро закончить предложения:
— Сегодня на уроке я узнал(-а).
— Сегодня на уроке я почувствовал(-а).
Сегодня на уроке мне больше всего понравилось (не понравилось).