О чем свидетельствуют данные приведенные в таблице о процессе монополизации
Экзаменационный материал для проведения экзаменов в рамках промежуточной аттестации
Экзаменационный материал для проведения экзаменов в рамках промежуточной аттестации
Учебного года
По истории России
Для обучающихся 11 класса «А»
Учитель Симакова Т.И.
Экзаменационный материал для промежуточной аттестации
По истории 11 класс
Цель экзамена: проверить уровень знаний учащихся за курс 11класса.
Экзамен проводиться в тестовой форме. Тесты сформированы по принципу ЕГЭ и включают в себя две части. Первая часть содержит 26 тестов с выбором правильного ответа, вторая часть содержит 5 заданий на сравнение социальных объектов, выявление их общих черт и различий.
Вопросы проверяют знания по основным разделам курса истории за 11 класс.
Время на выполнение работы – 45 минут.
Задания содержатся в двух вариантах.
Критерии оценивания:
1. За каждый правильный ответ первой части (А) – 1 балл ( итого 26 баллов)
2. За каждый правильный ответ 1 и 2 задания второй части (В) – 2 балла, при допуске одной ошибки – 1 балл.
3. За каждый правильный ответ 3-5 заданий второй части – 1 балл
Отметка за выполнение работы:
80% от максимальной суммы баллов – оценка «5» (33-26 отв.)
История России XX- начала XXI веков
Вариант 1
А1. В конце XIX –начале XX в. Россия представляла собой государство:
1) Правовое 2) монархическое 3) федеративное 4) республиканское
О чем свидетельствуют данные, приведенные в таблице «Социальная структура Российской империи в 1913 г.»?
Социальные группы | В процентном отношении от численности всего населения |
крестьяне | 81% |
Мещане | 10,7% |
Потомственные и личные крестьяне | 1,5% |
Купцы и почетные граждане | 0,5% |
Духовенство | 0,5% |
«инородцы», деклассированные элементы | 8% |
1)о национальном многообразии страны
2) об аграрном характере российской экономики
3) об отсутствии сословных перегородок в российском обществе
4) о преобладании в составе населения представителей среднего класса
А3. Активность России на Дальнем Востоке в конце XIX –начале XX в.
объяснялась стремлением:
1) Вернуть назад Аляску
2) Отменить Портсмутский мирный договор
3) Расширить сферу влияния на Дальнем Востоке
4) Освободить Китай от колониальной зависимости
А4. О каких событиях идёт речь в отрывке из документа?
Взбунтовавшаяся команда прибывшего третьего дня в Одесский порт броненосца князь Потёмкин угрожает городу бомбардировкой. Ожидают присоединения к Потёмкину других судов Черноморской эскадры, крейсирующей вблизи Одессы. Значительная часть порта сожжена. В городе сильное волнение, власти лишены средств успокоить население благодаря угрожающему положению броненосца.
1) 1904г. 2) 1905г. 3)1907г. 4) 1917г.
А5. По типу идеологий к либеральным партиям относится:
1)РСДРП 3) «Союз Михаила Архангела»
2) партия эсеров 4) «Конституционно-демократическая партия»
А6. Столыпинская аграрная реформа подразумевала создание в деревне:
1) Земств 3) рассеянных мануфактур
2) Колхозов 4) единоличных крестьянских хозяйств
А7. Русская культура «серебряного века отличалась от культуры «золотого века»
1) Появлением модернистских течений
2) Связью с мировыми художественными традициями
3) Большим числом произведений, получивших мировую известность
4) Обращением деятелей культуры к внутреннему миру человека
А8. Ранее других событий произошло
1) принятие Декрета о земле
2) издание Манифеста 17 октября
3) провозглашение России республикой
4) издание указа о роспуске II Государственной Думы
А9. С событиями Февральской революции связано понятие:
1) «зубатовщина» 3) «корниловщина»
2) «красный террор» 4) «октябрьский маятник»
А10. Ленинская позиция по вопросу заключения Брестского мира, в отличие от позиции Л. Троцкого, предполагала:
1) Продолжение войны до победного конца
2) Заключение немедленного мира с Германией
3) Превращение империалистической войны в гражданскую
4) Прекращение войны только в случае немецкого ультиматума
А11.О чем идет речь в отрывке из документа?
Наша задача – раскрепощение государственных предприятий от бюрократических излишеств вплоть до представления им части продуктов их производства для самостоятельной реализации на рынке.
1) О политике военного коммунизма
2) О новой экономической политике
3) О «кавалерийской атаке на капитал»
4) О введении рабочего контроля на предприятиях.
А12. Совнарком, созданный в 1917г., возглавлял:
1)В. Ленин 2) А.Керенский 3) Л. Троцкий 4) Ф.Дзержинский
А13. Подавлений левоэсеровского мятежа в июне 1918г. привело к:
1) Ликвидации двоевластия
2) Окончанию Гражданской войны
3) Созданию коалиционного правительства
4) Установлению однопартийной диктатуры
А14. О каких событиях идёт речь в отрывке из документа?
1) 1917г. 2) 1918г. 3) 1919г. 4) 1920г.
А15. Причина отказа от НЭПа:
2) Завершение построения социализма
3) Неэффективность внеэкономических методов принуждения
4) Необходимость значительных инвестиций для создания новых производств.
А16. Одно из направлений советской внешней политики в 1920-е годы:
1)расторжение Брестского мира
2) преодоление дипломатической изоляции
3) создание единого антифашистского блока
4) создание системы коллективной безопасности
А17. В результате «сталинской» модернизации в СССР:
1) Утвердился тоталитаризм
2) Появилась многопартийность
3) Укрепились рыночные отношения
4) СССР вышел на первое место по объемам промышленного производства
А18. О начале нового витка репрессий во второй половине 1930-х гг. свидетельствовала-(о):
1)»дело маршалов» 2) «Шахтинское дело»
3)исключение Л.Троцкого из партии
4) компания по борьбе с космополитизмом
А19. «Сражением на огненной дуге» называют битву под:
1)Курском 2) Сталинградом 3)Ленинградом 4) Москвой
А20.Позднее других в ходе Второй мировой войны произошло событие:
1)крах блицкрига 2) открытие Потсдамской конференции
3) полное освобождение территории СССР
4) переход стратегической инициативы на Восточном фронте в руки Красной армии
А21 Период 1945-1953 гг. вошёл в историю под названием:
1)»застой» 2) «перестройка» 3) «оттепель» 4) «апогей социализма»
А22. Экономическое развитие СССР в 1945-1953 гг. характеризовалось
1)высоким темпом инфляции 2) использованием рыночных механизмов
3) использованием иностранного капитала
4)преимущественным развитием тяжелой промышленности и ВПК
А23. XXI съезд КПСС (1959г.) провозгласил курс на:
2) борьбу с космополитами
2) Развернутое строительство коммунизма
4)ускорение социально-экономического развития страны
А24. Идеологическая политика, проводимая в период правления Брежнева, характеризуется понятием:
1) «оттепель» 2) «неосталинизм» 3) «либерализация»
4)»социализм с человеческим лицом»
А25. Что провозглашалось целью перестройки:
1) Освоение целины 2) ликвидация КПСС
3)ликвидация советской власти
4) ускорение социально-экономического развития
А26. Экономические реформы 1990-х гг., в отличие от НЭПа, предполагали:
Проведение денежной реформы
1) Использование рыночных механизмов
2) Использование принципов хозрасчета
3) Ликвидацию монополии государства на внешнюю торговлю
В1 Расположите в правильной последовательности их возникновения органы власти. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.
А) ГКЧП Б)Федеральное собрание
В) Учредительное собрание Г)Временное правительство
Вариант 2
А1. В конце XIX – начале XXв. В России сохраняется:
1) Сословный строй 2) крепостное право 3)парламентский строй
4)внутренние таможенные границы
А2. О чем свидетельствуют данные, приведенные в таблице?
Год | Доля крупных предприятий в промышленном производстве |
1890г. | 42,4% |
1908г. | 87% |
1913г. | 91% |
1) О процессе монополизации России
2) о начале промышленного переворота
3)о преобладании промышленного сектора над аграрным
4) о слабом государственном регулировании российской экономики
А3. Проведение политики «зубатовщины» было вызвано стремлением правительства:
1) Преодолеть последствия экономического кризиса
2) Реформировать центральные органы власти
3) Поставить под контроль рабочее движение
4) Создать правовое государство
А4. О каких событиях идёт речь в отрывке документа?
1) 1905г. 2)1907г. 3)1912г. 4) 1917г.
А5. По типу идеологии к социалистическим партиям относятся:
1)РСДРП 2) «Союз 17 октября» 3) «Союз русского народа»
4)»Конституционно- демократическая партия»
А6. Столыпинская аграрная реформа привела к:
1) Замене продразверстки продналогом
2) Увеличение товарности сельского хозяйства
3) Представлению крестьянам гражданских прав
4) Возникновению крупных коллективных хозяйств
А7. Представители модернизма в русской культуре начала ХХ века, в отличие от представителей реализма:
1) Были тесно связаны с мировой культурой
2) Проявили себя в разных областях культуры
3) Создавали высокохудожественные произведения
4) Отказались от точного воспроизведения окружающей действительности
А8. Позднее других событий произошло:
1)Принятие Декрета о земле 2) Издание Манифеста 17 октября
3)создание «Апрельских тезисов» В.И.Ленина
4) издание указа о роспуске II Государственной думы
А9. С событиями Февральской революции связано понятие:
1) «двоевластие» 2) «Булыгинская дума»
3) « диктатура пролетариата»
4)»третьеиюньский государственный переворот»
А10. Декрет о земле, в отличие от столыпинской аграрной реформы, предусматривал:
1) Национализацию земли 2) социализацию земли
3)ликвидацию общины 4) ликвидацию выкупных платежей
Экзаменационный материал для проведения экзаменов в рамках промежуточной аттестации
Для обучающихся 11 класса «А»
Учитель Симакова Т.И.
Экзаменационный материал для промежуточной аттестации
По истории 11 класс
Цель экзамена: проверить уровень знаний учащихся за курс 11класса.
Экзамен проводиться в тестовой форме. Тесты сформированы по принципу ЕГЭ и включают в себя две части. Первая часть содержит 26 тестов с выбором правильного ответа, вторая часть содержит 5 заданий на сравнение социальных объектов, выявление их общих черт и различий.
Вопросы проверяют знания по основным разделам курса истории за 11 класс.
Время на выполнение работы – 45 минут.
Задания содержатся в двух вариантах.
Критерии оценивания:
1. За каждый правильный ответ первой части (А) – 1 балл ( итого 26 баллов)
2. За каждый правильный ответ 1 и 2 задания второй части (В) – 2 балла, при допуске одной ошибки – 1 балл.
3. За каждый правильный ответ 3-5 заданий второй части – 1 балл
Отметка за выполнение работы:
80% от максимальной суммы баллов – оценка «5» (33-26 отв.)
История России XX- начала XXI веков
Вариант 1
А1. В конце XIX –начале XX в. Россия представляла собой государство:
1) Правовое 2) монархическое 3) федеративное 4) республиканское
О чем свидетельствуют данные, приведенные в таблице «Социальная структура Российской империи в 1913 г.»?
Социальные группы | В процентном отношении от численности всего населения |
крестьяне | 81% |
Мещане | 10,7% |
Потомственные и личные крестьяне | 1,5% |
Купцы и почетные граждане | 0,5% |
Духовенство | 0,5% |
«инородцы», деклассированные элементы | 8% |
1)о национальном многообразии страны
2) об аграрном характере российской экономики
3) об отсутствии сословных перегородок в российском обществе
4) о преобладании в составе населения представителей среднего класса
А3. Активность России на Дальнем Востоке в конце XIX –начале XX в.
объяснялась стремлением:
1) Вернуть назад Аляску
2) Отменить Портсмутский мирный договор
3) Расширить сферу влияния на Дальнем Востоке
4) Освободить Китай от колониальной зависимости
А4. О каких событиях идёт речь в отрывке из документа?
Взбунтовавшаяся команда прибывшего третьего дня в Одесский порт броненосца князь Потёмкин угрожает городу бомбардировкой. Ожидают присоединения к Потёмкину других судов Черноморской эскадры, крейсирующей вблизи Одессы. Значительная часть порта сожжена. В городе сильное волнение, власти лишены средств успокоить население благодаря угрожающему положению броненосца.
1) 1904г. 2) 1905г. 3)1907г. 4) 1917г.
А5. По типу идеологий к либеральным партиям относится:
1)РСДРП 3) «Союз Михаила Архангела»
2) партия эсеров 4) «Конституционно-демократическая партия»
А6. Столыпинская аграрная реформа подразумевала создание в деревне:
1) Земств 3) рассеянных мануфактур
2) Колхозов 4) единоличных крестьянских хозяйств
А7. Русская культура «серебряного века отличалась от культуры «золотого века»
1) Появлением модернистских течений
2) Связью с мировыми художественными традициями
3) Большим числом произведений, получивших мировую известность
4) Обращением деятелей культуры к внутреннему миру человека
А8. Ранее других событий произошло
1) принятие Декрета о земле
2) издание Манифеста 17 октября
3) провозглашение России республикой
4) издание указа о роспуске II Государственной Думы
А9. С событиями Февральской революции связано понятие:
1) «зубатовщина» 3) «корниловщина»
2) «красный террор» 4) «октябрьский маятник»
А10. Ленинская позиция по вопросу заключения Брестского мира, в отличие от позиции Л. Троцкого, предполагала:
1) Продолжение войны до победного конца
2) Заключение немедленного мира с Германией
3) Превращение империалистической войны в гражданскую
4) Прекращение войны только в случае немецкого ультиматума
А11.О чем идет речь в отрывке из документа?
Наша задача – раскрепощение государственных предприятий от бюрократических излишеств вплоть до представления им части продуктов их производства для самостоятельной реализации на рынке.
1) О политике военного коммунизма
2) О новой экономической политике
3) О «кавалерийской атаке на капитал»
4) О введении рабочего контроля на предприятиях.
А12. Совнарком, созданный в 1917г., возглавлял:
1)В. Ленин 2) А.Керенский 3) Л. Троцкий 4) Ф.Дзержинский
А13. Подавлений левоэсеровского мятежа в июне 1918г. привело к:
1) Ликвидации двоевластия
2) Окончанию Гражданской войны
3) Созданию коалиционного правительства
4) Установлению однопартийной диктатуры
А14. О каких событиях идёт речь в отрывке из документа?
1) 1917г. 2) 1918г. 3) 1919г. 4) 1920г.
А15. Причина отказа от НЭПа:
2) Завершение построения социализма
3) Неэффективность внеэкономических методов принуждения
4) Необходимость значительных инвестиций для создания новых производств.
А16. Одно из направлений советской внешней политики в 1920-е годы:
1)расторжение Брестского мира
2) преодоление дипломатической изоляции
3) создание единого антифашистского блока
4) создание системы коллективной безопасности
А17. В результате «сталинской» модернизации в СССР:
1) Утвердился тоталитаризм
2) Появилась многопартийность
3) Укрепились рыночные отношения
4) СССР вышел на первое место по объемам промышленного производства
А18. О начале нового витка репрессий во второй половине 1930-х гг. свидетельствовала-(о):
1)»дело маршалов» 2) «Шахтинское дело»
3)исключение Л.Троцкого из партии
4) компания по борьбе с космополитизмом
А19. «Сражением на огненной дуге» называют битву под:
1)Курском 2) Сталинградом 3)Ленинградом 4) Москвой
А20.Позднее других в ходе Второй мировой войны произошло событие:
1)крах блицкрига 2) открытие Потсдамской конференции
3) полное освобождение территории СССР
4) переход стратегической инициативы на Восточном фронте в руки Красной армии
А21 Период 1945-1953 гг. вошёл в историю под названием:
1)»застой» 2) «перестройка» 3) «оттепель» 4) «апогей социализма»
А22. Экономическое развитие СССР в 1945-1953 гг. характеризовалось
1)высоким темпом инфляции 2) использованием рыночных механизмов
3) использованием иностранного капитала
4)преимущественным развитием тяжелой промышленности и ВПК
А23. XXI съезд КПСС (1959г.) провозгласил курс на:
2) борьбу с космополитами
2) Развернутое строительство коммунизма
4)ускорение социально-экономического развития страны
А24. Идеологическая политика, проводимая в период правления Брежнева, характеризуется понятием:
1) «оттепель» 2) «неосталинизм» 3) «либерализация»
4)»социализм с человеческим лицом»
А25. Что провозглашалось целью перестройки:
1) Освоение целины 2) ликвидация КПСС
3)ликвидация советской власти
4) ускорение социально-экономического развития
А26. Экономические реформы 1990-х гг., в отличие от НЭПа, предполагали:
Проведение денежной реформы
1) Использование рыночных механизмов
2) Использование принципов хозрасчета
3) Ликвидацию монополии государства на внешнюю торговлю
В1 Расположите в правильной последовательности их возникновения органы власти. Укажите ответ в виде последовательности буквенных обозначений выбранных элементов.
А) ГКЧП Б)Федеральное собрание
В) Учредительное собрание Г)Временное правительство
ГДЗ история 9 класс Юдовская, Баранов Просвещение 2020 Задание: § 1 Экономическое развитие в XIX – начале XX в.
Стр. 7. Вопрос в начале параграфа
Вспомните, как проходила промышленная революция в Англии в XVIII в.
К середине XVIII в. в Англии созрели условия для промышленного переворота, т.е. перехода от мануфактуры к фабрично-заводскому, машинному производству. Во-первых, завершившаяся аграрная революция привела к тому, что появилось огромное количество свободных рабочих рук. Во-вторых, сложился рынок сбыта товаров. В-третьих, в результате земельных спекуляция внутри страны, ограбления колоний и работорговли у купцов и предпринимателей появились огромные средства, необходимые для строительства фабрик с применением машин.
Конец XVIII в. был отмечен созданием новой техники, которая привела к новой организации промышленности. На смену мануфактуре пришла фабрика. Промышленный переворот был настоящей революцией, вызвавшей огромный подъем производительности труда. Стали появляться фабрики – целые системы машинного производства.
Стр. 14. Вопросы в конце параграфа
1. Назовите особенности развития промышленной революции в XIX в. Какие изменения произошли со времени её начального этапа во второй половине XVIII в.?
Промышленная революция второй половины XVIII в. представляла собой радикальный технический переворот, но первоначально в масштабах одной страны – Англии и с относительно скромным влиянием на экономику. В XIX в. она охватила уже целые континенты и приняла форму индустриализации, постепенно превратившей крупную промышленность в основу экономики.
На начальном этапе промышленной революции ведущую роль из-за невысоких затрат на оборудование и широкого рынка сбыта готовой продукции играла текстильная промышленность. Но уже в 30-40-х гг. XIX в. главенствующую роль в промышленной революции заняли уголь и чугун, спрос на которые рос в связи с увеличением количества паровых машин и особенно из-за начала строительства железных дорог. Так вслед за текстильной отраслью промышленная революция пришла в черную металлургию. Все это способствовало возникновению машиностроения в качестве самостоятельной отрасли экономики.
2. Какое влияние на экономику оказала «транспортная революция»? 3. В чём проявлялась неравномерность промышленного развития в XIX в.?
Строительство железных дорог стало важнейшей частью «транспортной революции», проходившей в 30-е – 70-е гг. XIX в. В Европе и США началась «железнодорожная лихорадка». Новые виды транспорта сокращали время доставки грузов, позволило объединить части стран и континентов. Это ускорило промышленное производство и экономическое развитие стран.
3. Промышленное развитие быдло неравномерным, причем сразу в трёх аспектах – международном, региональном и отраслевом. В мировом масштабе выделялось безоговорочное лидерство Англии, «мастерской мира», которая в 1870 г. производила около трети мировой промышленной продукции. Страны Южной и Восточной Европы существенно отставали по промышленному развитию от государств западной и центральной части континента. Еще более значительным был отрыв США от прочих стран Нового света. Кроме того, неравномерность промышленного развития носила региональный характер. В каждой стране сначала возникали своеобразные плацдармы промышленной революции, с которых она постепенно распространялась на другие регионы. Неравномерным было и отраслевое развитие, поскольку технологические новшества первоначально затрагивали лишь немногие отрасли. Лидирующие в промышленном отношении отрасли вели за собой все остальные. Значение этих отраслей было настолько велико, что некоторые исследователи говорят даже о «второй промышленной революции».
4. К каким последствиям в экономическом развитии привёл мировой экономический кризис 1873 г.?
Кризис 1873 г. и последовавший за ним вплоть до 90-х гг. XIX в. период замедленного экономического роста («долгая депрессия») заставили предпринимателей искать дополнительной защиты своих позиций на рынке путём создания разного рода объединений – картелей, синдикатов и трестов. Началось ограничение свободной конкуренции благодаря монополизации – появлению крупных корпораций, стремившихся монопольно (единолично) диктовать условия в отдельных отраслях.
5. Каковы причины роста сельскохозяйственного производства?
Упразднение остатков сеньориальных пережитков в деревне после революций 1848-1849 гг. в Европе, отмена крепостного права в России в 1861 г. и ликвидация рабства в ходе Гражданской войны в США в 1861-1865 гг. способствовали замене подневольного труда в сельском хозяйстве трудом свободных людей. Это открывало более широкие возможности для развития капиталистических отношений в деревне. Сельское хозяйство стало производить больше из-за развития капиталистических отношений в деревне, а также в связи с техническим и научным прогрессом: селекцией скота, химическими удобрениями, фабричным изготовлением традиционных орудий труда, появлением машин (жатка, молотилка, трактор), а также начавшейся в Англии в XVIII в. «аграрной революцией», в XIX в. распространившейся на Западную Европу и Северную Америку.
Стр. 15. Подумайте
1. Используя текст параграфа, учебник по отечественной истории и дополнительные источники информации, сравните ход и характер промышленной революции в Западной Европе и России. Выясните общие черты и особенности.
Западная Европа | Россия | |
---|---|---|
Ход промышленной революции | Начальный этап: ведущая роль – текстильная промышленность; 30-40-е гг. XIX в.: черная металлургия; 30-70-е гг.: машиностроение и «транспортная революция» | Начало в текстильной промышленности; далее активно вовлекались металлообрабатывающая и горнозаводская промышленность |
Характер промышленной революции | Развитие современного промышленного капитализма, основанного на свободе конкуренции и стремлении к прибыли | Развитие промышленной революции происходило в условиях сохранения крепостного права и сословных различий |
Общие черты | Промышленная революция началась в текстильной промышленности; привела к урбанизации; развитие транспорта | |
Особенности | Промышленное развитие быдло неравномерным, причем сразу в трёх аспектах – международном, региональном и отраслевом. Лидирующие в промышленном отношении отрасли вели за собой все остальные | Позднее начало – 1830-40-е гг. XIX в.; происходило заимствование технических устройств из развитых стран Европы; начался в условиях сохранения крепостного права и феодальных пережитков; не все отрасли в одинаковой степени были захвачены промышленным переворотом |
2. С помощью Интернета найдите информацию о ведущих регионах промышленной революции в Англии, Франции, Германии и США. Объясните, чем определяется их лидерство.
Ланкашир и Йоркшир были центрами текстильной промышленности Англии. Лидерство их объясняется тем, что в этих графствах формировались промышленные плацдармы, с которых промышленная революция постепенно распространялась на другие регионы. Долина Рейна стала основой для горнодобывающей промышленности, благодаря наличию Рурского каменно-угольного бассейна. Саксония стала центром текстильной и пищевой промышленности. Благодаря наличию ресурсов формировались промышленные центры в США и Франции, что делало их лидерами в определенных секторах промышленности.
3. Найдите дополнительную информацию и подготовьте презентацию об одном из технических достижений «второй промышленной революции», упомянутых в параграфе.
Мартеновская печь – плавильная печь для переработки передельного угля и лома черных металлов в сталь нужного химического состава и качества. Название произошло от фамилии французского инженера и металлурга Пьера Эмиля Мартена, создавшего первую печь такого образца в 1864 году.
Устройство мартеновской печи
4. Используя дополнительные источники информации, сравните преобладавшие на рубеже XIX – XX вв. формы монополистических объединений в России и США.
США | Россия | |
---|---|---|
Преобладающие формы монополий | Трест | Синдикаты |
Особенности | Объединение предприятий, в рамках которой участники теряют производственную, коммерческую, а порой даже юридическую самостоятельность | Объединение предприятий, при которой происходит определение цен, закупки сырья, сбыта продукции, но сохраняется производственная и юридическая самостоятельность |
Крупнейшие монополии | «Стандарт Ойл», «Стальной трест» | «Продамет», «Продуголь», «Продвагон», «Гвоздь» |
Стр. 15. Вопросы к документу
«Из американской газеты 1890 г.»
1. О каком явлении экономической жизни США говорится в отрывке из газетной статьи?
В газетной статье говорится о монополизации, что привело к созданию разного рода объединений, в данном случае, трестов.
2. Считает ли автор статьи новым это явление и одобряет ли его?
Автор в статье пишет – «донимали тресты». Это говорит о негативной оценке монополизации автором данной статьи.