О чем свидетельствуют черты сходства и различия
Практическая работа № 1 «Описание особей вида по морфологическому критерию» Цели: изучить морфо…
Практическая работа № 1 «Описание особей вида по морфологическому критерию»
Цели: изучить морфологический критерий вида; продолжить развивать умение описывать растения.
Оборудование: гербарные материалы
Инструктивная карточка
Рассмотрите растения, которые вам выдали по морфологическому критерию: высота и тип побега, листорасположение, тип жилкования, формы и размеры листьев, тип корневой системы, соцветие, цветок, плод и прочие органы двух-трёх растений.
Сделать вывод; относятся ли к одному или к разным видам.
Выявить черты сходства и различия между ними.
Ответить на вопрос: «О чум свидетельствует сходство и различия разных видов одного рода»?
Заполнить таблицу:
Признаки для сравнения
Объект 1
Объект 2
Высота и тип побега
Расположение листьев на стебле
Форма и размеры листьев
Тип жилкования
Тип корневой системы
Соцветие
Цветок
Плод
Сделайте вывод
Поскольку нельзя точно сказать, какие именно растения Вам выдали для анализа по морфологическому критерию, то будет довольно сложно их описать, поэтому описательную часть логично будет опустить.
Черты сходства и различия:
Достаточно сложно сказать, чем могут отличатся растения в том случае, если они принадлежат к разным видам (иногда практически всем), однако при их принадлежности к одному виду (а в некоторых случаях — даже роду), можно сказать, что отличия будут незначительными: длина стебля, размеры листьев, ширина и размеры корней, возможно — окраска стеблей и листьев. Сходства будут в общем принципе организации строения: характере роста стебля, типе корня, форме листьев и т.д.
Сходство разных видов одного рода свидетельствует о том, что для данных растений была характерна одинаковая предковая форма, а различие свидетельствует о том, что данная форма развивалась под влиянием различных условий окружающей среды, в ходе чего и образовались отличия, в дальнейшем вылившиеся в формирование полноценных различных по своим свойствам видам.
Вывод к практической работе:
Растения относятся (не относятся) к разным видам ввиду их разности (схожести) по морфологическому критерию. Существенность различий у растений одного вида закрепляется индивидуальной изменчивостью, выраженность которой зависит от того, в каких условиях окружающей среды происходило развитие растения ранее.
Презентация: » Лабораторная работа № 1 Тема: «Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию» «
Описание презентации по отдельным слайдам:
Лабораторная работа № 1 Тема: «Сравнительная характеристика особей разных видов одного рода по морфологическому критерию» Цель: обеспечить усвоение учащимися понятия морфологического критерия вида, закрепить умение составлять описательную характеристику растений. Оборудование: живые растения или гербарные материалы растений разных видов. Ход работы 1. Рассмотрите растения двух видов, запишите их названия, составьте морфологическую характеристику растений каждого вида, т. е. опишите особенности их внешнего строения (особенности листьев, стеблей, корней, цветков, плодов). 2. Сравните растения трех видов, выявите черты сходства и различия. Чем объясняются сходства (различия) растений?
Клевер луговой — двулетнее, но чаще многолетнее травянистое растение, достигает в высоту 15—55 см. Ветвистые стебли приподнимающиеся. Листья тройчатые, с широкояйцевидными мелкозубчатыми долями, листочки по краям цельные, с нежными ресничками по краям. Соцветия головки рыхлые, шаровидные, сидят часто попарно и нередко прикрыты двумя верхними листьями. Венчик красный, изредка белый или неодноцветный; чашечка с десятью жилками. Плод — яйцевидный, односемянный боб; семена то округлые, то угловатые, то желтовато-красные, то фиолетовые. Цветёт в июне — сентябре. Плоды созревают в августе — октябре. Размножается как семенами, так и вегетативно.
О чем свидетельствуют черты сходства и различия
В 2015 г. в странах Z и Y один из фондов изучения общественного мнения провёл среди совершеннолетних граждан опрос: «Что, по Вашему мнению, сейчас важнее всего для развития Вашей страны?».
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
а) Пятая часть респондентов как в стране Z, так и в стране Y считает, что наиболее важно для их страны развитие технологий (так как развитие технологий способствует развитию экономики страны в целом, но не позволяет решить сиюминутные бытовые проблемы, в любой стране есть небольшая, но устойчивая группа сторонников данного варианта ответа).
б) В стране Z большая часть респондентов, нежели в стране Y выступает за решение социальных проблем (так как в государстве Z, возможно, менее развита социальная сфера и социальная политик государства не так эффективна, как в государстве Y).
Учёные изучали мнение жителей страны Z. Совершеннолетним гражданам с различным уровнем образования задавали вопрос: «В деятельности какой общественной организации (объединения, инициативной группы и т. п.) Вы могли бы безвозмездно принимать участие?».
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
а) В обоих группах большинство граждан выказали готовность участвовать на безвозмездной основе в экологических организациях (так как в современном обществе остро стоит глобальная экологическая проблема, что понимают все люди вне зависимости от их уровня образования).
б) Граждане с высшим образованием в большей степени, нежели граждане со средним образованием, готовы участвовать в деятельности благотворительных организаций, помогать больным и бездомным (так как граждане с высшим образованием, как правило, придерживаются более гуманных взглядов и готовы помогать ближнему).
В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей страны Z им предложили определить, знание каких отраслей права больше всего нужно человеку (не юристу по специальности) (можно было дать несколько ответов).
Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены на гистограмме.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
а) Граждане обеих возрастных групп в равной мере считают, что человеку нужно знать конституционное право (так как каждый гражданин должен знать свои права и обязанности, основы конституционного строя).
б) Граждане в возрасте 46-60 лет в большей мере, чем граждане в возрасте 31-45 лет, считают, что человеку нужно знание гражданского права (так как гражданское право регулирует имущественные отношения, вопросы собственности, заключения договоров и т. п.; как правило, к 46-60 годам многие владеют различной собственностью, потому вопросы владения, пользования и распоряжения волнуют их несколько больше, чем граждан более молодого возраста).
В приведенном списке указаны черты сходства и отличия роли государства в условиях рынка и в условиях командной экономики. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) осуществляет сбор налогов
2) устанавливает цены на основные виды сырья
3) осуществляет перераспределение средств через государственный бюджет
4) создает правовую базу для развития конкуренции
Черты сходства | Черты отличия |
Административно-командная (или командно-административная) система — термин, введённый Г. Х. Поповым для обозначения способа организации общественных отношений, для которого характерны: жесткий централизм хозяйственной жизни на базе государственной собственности; использование внеэкономических, идеологических методов управления; господство партийно-государственной бюрократии при отсутствии реальной экономической свободы и подлинной демократии.
Рыночная экономика — экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, договорных отношений между хозяйствующими субъектами.
Сходства: осуществляет сбор налогов; осуществляет перераспределение средств через государственный бюджет.
Различия: устанавливает цены на основные виды сырья (характерно только для командной экономики); создает правовую базу для развития конкуренции (характерно только для рыночной экономики).
Учёные опросили 25-летних и 55-летних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?» Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
а) Граждане обеих возрастных групп в равной мере считают, что вести домашнее хозяйство обязанность жены (так как среди населения всегда есть патриархальные семьи, вне зависимости от возраста супругов).
б) Граждане 55-летнего возраста в меньшей мере, чем граждане 25-летнего возраста, считают, что в ведении домашнего хозяйства муж и жена должны участвовать в равной мере (так как среди молодежи сильнее тенденции к равноправию между мужчиной и женщиной и молодые женщины в большей степени, чем пожилые стремятся построить карьеру, а не вести домашнее хозяйство).
Социологические службы страны Z провели опрос общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Какой метод стимулирования трудовой активности работников Вы считаете наиболее эффективным?».
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
а) Как мужчины, так и женщины считают, что наиболее эффективным методом стимулирования трудовой активности является премирование работников (так как материальные стимулы являются ведущими для наемных работников вне зависимости от пола).
б) Среди мужчин в большей степени, нежели среди женщин преобладает позиция, что возможность профессионального совершенствования и карьеры является эффективным методом стимулирования (так как многие женщины не стремятся сделать карьер из-за необходимости посвящать себя воспитанию детей параллельно с работой и более ответственная и занятая должность им не подходит).
Учёные опросили 25-летних и 65-летних жителей страны Z. Им задавали вопрос: «В деятельности какой общественной организации (объединения, инициативной группы и т. п.) Вы могли бы безвозмездно принимать участие?».
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
а) Каждый десятый как среди 25-летних, так и среди 65-летних не стал бы участвовать в деятельности общественных организаций (так как среди людей любого возраста есть люди, которые не любят участвовать в общественных движениях, предпочитающие уединение и неучастие в решении социальных проблем).
б) 25-летние граждане в большей степени, нежели 65-летние, готовы участвовать в деятельности экологических организаций (так как более молодое поколение более знакомо с экологическими проблемами, ему предстоит жить в мире, где под угрозой находятся многие экосистемы, следовательно, именно молодежь больше увлечена экологизмом).
Социологическая служба страны Z регулярно проводит опросы общественного мнения. Гражданам был задан вопрос: «Как Вы участвуете в политической жизни страны?».
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
а) Среди респондентов во все года преобладает отсутствие интереса к политике, отказ от посещения выборов (так как граждане данного государства довольны своим положением и не стремятся что-то менять, поэтому среди них развит абсентеизм).
б) Среди респондентов, опрошенных в 2005 году, по сравнению с респондентами последующих лет, можно наблюдать больший уровень участия в митингах и демонстрациях (так как в данном государстве постепенно решаются наиболее острые проблемы, общество становится более политически стабильным и не участвует в митингах и демонстрациях).
Учёные опросили совершеннолетних граждан страны Z, имеющих разный уровень образования. Им задавали вопрос: «Один из экологически целесообразных способов переработки мусора предполагает сортировку бытовых отходов. Если бы у Вас была возможность выкидывать каждый вид мусора в отдельный контейнер, стали бы Вы сортировать Ваш мусор?».
Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
а) Граждане обеих возрастных групп в своем большинстве стали бы сортировать мусор (так как в современном обществе остро стоит экологическая проблема, связанная с переработкой и утилизацией мусора и люди готовы участвовать в ее решении).
б) Среди людей с высшим образованием больше респондентов, кто уже сортирует бытовые отходы, когда выбрасывает мусор (так как более образованные граждане, как правило, в большей степени осведомлены о проблеме утилизации мусора и социально активны; они добиваются в местах своего проживания перехода на раздельный сбор мусора и уже сейчас занимаются его сортировкой при утилизации).
В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей страны N им предложили ответить на вопрос: «Как Вы в целом относитесь к людям, которые занимаются частным предпринимательством (мелким и средним бизнесом)?» Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы.
2009 г.* | 2011 г.* | 2013 г.* | 2017 г. | |
---|---|---|---|---|
Хорошо | 41 | 45 | 41 | 74 |
Скорее хорошо | 38 | 36 | 42 | 19 |
Скорее плохо | 9 | 7 | 7 | 2 |
Плохо | 4 | 5 | 2 | 3 |
Затрудняюсь ответить | 8 | 7 | 8 | 2 |
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных в 2009 и 2017 гг. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания.
а) Практически не изменилась доля опрошенных, которые плохо относятся к людям, которые занимаются предпринимательством, она осталась очень низкой (это объясняется тем, что каждый человек в рыночной экономической системе понимает, какие преимущества потребитель получает от распространения такого явления, как мелкий и средний бизнес).
б) Существенно возросла доля тех, кто однозначно хорошо относится к предпринимателям (так как возможно, сами опрошенные не только сталкиваются с благоприятными последствиями развития предпринимательства, но и получили позитивный опыт от общения с предпринимателями, от их отношения к клиенту).
Учёные опросили совершеннолетних юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?».
Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
а) Большая часть как юношей, так и девушек считает, что и муж и жена должны вести домашнее хозяйство (так как в стране Z господствует демократический тип семьи, равноправие между мужчиной и женщиной).
б) Большая часть юношей, нежели девушек считают, что домашнее хозяйство должна вести жена (так как среди юношей сильнее предпочтения к патриархальному типу семьи).
Учёные опросили две группы жителей страны Z: со средним и высшим образованием. Им задавали вопрос: «Что, по Вашему мнению, влияет на развитие способностей человека?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
а) Граждане обеих групп в своем большинстве считают, что образование и воспитание в целом влияет на развитие способностей (так как в современном обществе является ведущим институтом социализации и одновременно социальным лифтом, который позволяет человеку раскрыть свои способности и самореализоваться).
б) Граждане со средним образованием в большей степени нежели граждане с высшим образованием склонны полагать, что на развитие способностей влияют природные задатки (так как люди со среднем образованием, будучи менее образованными, чем люди с высшим образованием, как правило, склонны полагать, что развить способности можно и без продолжительного обучения, а только благодаря задаткам, которые их наградила природа).
В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей страны N им предложили ответить на вопрос: «Что для Вас служит главным источником новостей о событиях в стране?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы.
2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | |
---|---|---|---|
Телевидение | 60 | 62 | 57 |
Интернет — новостные, аналитические, официальные сайты | 23 | 16 | 16 |
Интернет — социальные сети, блоги* | 0 | 6 | 11 |
Разговоры с людьми | 4 | 5 | 6 |
Газеты | 7 | 3 | 3 |
Радио | 5 | 4 | 3 |
Журналы | 0 | 0 | 1 |
Ничего из перечисленного | 1 | 4 | 3 |
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных в 2014 и 2016 гг. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания.
а) Во все три года наиболее часто выбираемый ответ у респондентов был телевиденье (это объясняется тем, что телевидение продолжает оставаться самым массовым и наглядным источником массовой информации вследствие его популярности и уровень доверия к нему достаточно высок).
б) Существенно возросла доля социальных блогов и соцсетей в 2016 году по сравнению с 2014 годом (так как именно в этот промежуток времени не только появился такой источник информации, как социальные сети и блоги, но и новостные агентства стали использовать их для распространения информации).
В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей страны М им предложили ответить на вопрос: «Какие из следующих способов вложения денег представляются Вам сейчас наиболее надёжными?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы.
2015 г. | 2017 г. | |
---|---|---|
Покупка недвижимости | 45 | 46 |
Открытие счета в банке | 21 | 29 |
Накопления денег в рублях и хранение их в наличном виде | 19 | 17 |
Покупка золота, драгоценностей | 17 | 14 |
Покупка иностранной валюты и хранение ее в наличном виде | 8 | 10 |
Покупка акций предприятий* | 0 | 7 |
Вклады в пенсионные фонды* | 0 | 5 |
Другое | 2 | 7 |
Затрудняюсь ответить | 16 | 13 |
* в 2015 г. данные варианты ответов не предлагался
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных в 2015 и 2017 гг. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания.
а) И в 2015, и в 2017 году большинство опрошенных считают вложения в недвижимость наиболее надёжными (это может объясняться тем, что цены на недвижимость почти всё время растут, поэтому вложения не только окупаются, но и растут).
б) Значительно выросла доля опрошенных, которые считают вложения в банковский счёт выгодными (возможно, участники опроса обратили внимание на то, что число банковских предложений, выгодных для вложений, значительно выросло, также повысился уровень финансовой грамотности населения).
О чем свидетельствуют черты сходства и различия
В 2015 г. в странах Z и Y один из фондов изучения общественного мнения провёл среди совершеннолетних граждан опрос: «Что, по Вашему мнению, сейчас важнее всего для развития Вашей страны?».
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
а) Пятая часть респондентов как в стране Z, так и в стране Y считает, что наиболее важно для их страны развитие технологий (так как развитие технологий способствует развитию экономики страны в целом, но не позволяет решить сиюминутные бытовые проблемы, в любой стране есть небольшая, но устойчивая группа сторонников данного варианта ответа).
б) В стране Z большая часть респондентов, нежели в стране Y выступает за решение социальных проблем (так как в государстве Z, возможно, менее развита социальная сфера и социальная политик государства не так эффективна, как в государстве Y).
Учёные изучали мнение жителей страны Z. Совершеннолетним гражданам с различным уровнем образования задавали вопрос: «В деятельности какой общественной организации (объединения, инициативной группы и т. п.) Вы могли бы безвозмездно принимать участие?».
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
а) В обоих группах большинство граждан выказали готовность участвовать на безвозмездной основе в экологических организациях (так как в современном обществе остро стоит глобальная экологическая проблема, что понимают все люди вне зависимости от их уровня образования).
б) Граждане с высшим образованием в большей степени, нежели граждане со средним образованием, готовы участвовать в деятельности благотворительных организаций, помогать больным и бездомным (так как граждане с высшим образованием, как правило, придерживаются более гуманных взглядов и готовы помогать ближнему).
В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей страны Z им предложили определить, знание каких отраслей права больше всего нужно человеку (не юристу по специальности) (можно было дать несколько ответов).
Результаты опроса (в % от числа отвечавших) представлены на гистограмме.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на бланке ответов № 2, указав номер задания.
а) Граждане обеих возрастных групп в равной мере считают, что человеку нужно знать конституционное право (так как каждый гражданин должен знать свои права и обязанности, основы конституционного строя).
б) Граждане в возрасте 46-60 лет в большей мере, чем граждане в возрасте 31-45 лет, считают, что человеку нужно знание гражданского права (так как гражданское право регулирует имущественные отношения, вопросы собственности, заключения договоров и т. п.; как правило, к 46-60 годам многие владеют различной собственностью, потому вопросы владения, пользования и распоряжения волнуют их несколько больше, чем граждан более молодого возраста).
В приведенном списке указаны черты сходства и отличия роли государства в условиях рынка и в условиях командной экономики. Выберите и запишите в первую колонку таблицы порядковые номера черт сходства, а во вторую колонку — порядковые номера черт отличия:
1) осуществляет сбор налогов
2) устанавливает цены на основные виды сырья
3) осуществляет перераспределение средств через государственный бюджет
4) создает правовую базу для развития конкуренции
Черты сходства | Черты отличия |
Административно-командная (или командно-административная) система — термин, введённый Г. Х. Поповым для обозначения способа организации общественных отношений, для которого характерны: жесткий централизм хозяйственной жизни на базе государственной собственности; использование внеэкономических, идеологических методов управления; господство партийно-государственной бюрократии при отсутствии реальной экономической свободы и подлинной демократии.
Рыночная экономика — экономическая система, основанная на принципах свободного предпринимательства, договорных отношений между хозяйствующими субъектами.
Сходства: осуществляет сбор налогов; осуществляет перераспределение средств через государственный бюджет.
Различия: устанавливает цены на основные виды сырья (характерно только для командной экономики); создает правовую базу для развития конкуренции (характерно только для рыночной экономики).
Учёные опросили 25-летних и 55-летних граждан страны Z. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?» Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
а) Граждане обеих возрастных групп в равной мере считают, что вести домашнее хозяйство обязанность жены (так как среди населения всегда есть патриархальные семьи, вне зависимости от возраста супругов).
б) Граждане 55-летнего возраста в меньшей мере, чем граждане 25-летнего возраста, считают, что в ведении домашнего хозяйства муж и жена должны участвовать в равной мере (так как среди молодежи сильнее тенденции к равноправию между мужчиной и женщиной и молодые женщины в большей степени, чем пожилые стремятся построить карьеру, а не вести домашнее хозяйство).
Социологические службы страны Z провели опрос общественного мнения. Гражданам, участвующим в опросе, был задан вопрос: «Какой метод стимулирования трудовой активности работников Вы считаете наиболее эффективным?».
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
а) Как мужчины, так и женщины считают, что наиболее эффективным методом стимулирования трудовой активности является премирование работников (так как материальные стимулы являются ведущими для наемных работников вне зависимости от пола).
б) Среди мужчин в большей степени, нежели среди женщин преобладает позиция, что возможность профессионального совершенствования и карьеры является эффективным методом стимулирования (так как многие женщины не стремятся сделать карьер из-за необходимости посвящать себя воспитанию детей параллельно с работой и более ответственная и занятая должность им не подходит).
Учёные опросили 25-летних и 65-летних жителей страны Z. Им задавали вопрос: «В деятельности какой общественной организации (объединения, инициативной группы и т. п.) Вы могли бы безвозмездно принимать участие?».
Полученные результаты (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
а) Каждый десятый как среди 25-летних, так и среди 65-летних не стал бы участвовать в деятельности общественных организаций (так как среди людей любого возраста есть люди, которые не любят участвовать в общественных движениях, предпочитающие уединение и неучастие в решении социальных проблем).
б) 25-летние граждане в большей степени, нежели 65-летние, готовы участвовать в деятельности экологических организаций (так как более молодое поколение более знакомо с экологическими проблемами, ему предстоит жить в мире, где под угрозой находятся многие экосистемы, следовательно, именно молодежь больше увлечена экологизмом).
Социологическая служба страны Z регулярно проводит опросы общественного мнения. Гражданам был задан вопрос: «Как Вы участвуете в политической жизни страны?».
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
а) Среди респондентов во все года преобладает отсутствие интереса к политике, отказ от посещения выборов (так как граждане данного государства довольны своим положением и не стремятся что-то менять, поэтому среди них развит абсентеизм).
б) Среди респондентов, опрошенных в 2005 году, по сравнению с респондентами последующих лет, можно наблюдать больший уровень участия в митингах и демонстрациях (так как в данном государстве постепенно решаются наиболее острые проблемы, общество становится более политически стабильным и не участвует в митингах и демонстрациях).
Учёные опросили совершеннолетних граждан страны Z, имеющих разный уровень образования. Им задавали вопрос: «Один из экологически целесообразных способов переработки мусора предполагает сортировку бытовых отходов. Если бы у Вас была возможность выкидывать каждый вид мусора в отдельный контейнер, стали бы Вы сортировать Ваш мусор?».
Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
а) Граждане обеих возрастных групп в своем большинстве стали бы сортировать мусор (так как в современном обществе остро стоит экологическая проблема, связанная с переработкой и утилизацией мусора и люди готовы участвовать в ее решении).
б) Среди людей с высшим образованием больше респондентов, кто уже сортирует бытовые отходы, когда выбрасывает мусор (так как более образованные граждане, как правило, в большей степени осведомлены о проблеме утилизации мусора и социально активны; они добиваются в местах своего проживания перехода на раздельный сбор мусора и уже сейчас занимаются его сортировкой при утилизации).
В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей страны N им предложили ответить на вопрос: «Как Вы в целом относитесь к людям, которые занимаются частным предпринимательством (мелким и средним бизнесом)?» Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы.
2009 г.* | 2011 г.* | 2013 г.* | 2017 г. | |
---|---|---|---|---|
Хорошо | 41 | 45 | 41 | 74 |
Скорее хорошо | 38 | 36 | 42 | 19 |
Скорее плохо | 9 | 7 | 7 | 2 |
Плохо | 4 | 5 | 2 | 3 |
Затрудняюсь ответить | 8 | 7 | 8 | 2 |
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных в 2009 и 2017 гг. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания.
а) Практически не изменилась доля опрошенных, которые плохо относятся к людям, которые занимаются предпринимательством, она осталась очень низкой (это объясняется тем, что каждый человек в рыночной экономической системе понимает, какие преимущества потребитель получает от распространения такого явления, как мелкий и средний бизнес).
б) Существенно возросла доля тех, кто однозначно хорошо относится к предпринимателям (так как возможно, сами опрошенные не только сталкиваются с благоприятными последствиями развития предпринимательства, но и получили позитивный опыт от общения с предпринимателями, от их отношения к клиенту).
Учёные опросили совершеннолетних юношей и девушек страны Z. Им задавали вопрос: «Как Вы считаете, чья обязанность вести домашнее хозяйство?».
Результаты опросов (в % от числа отвечавших) приведены на диаграмме.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
а) Большая часть как юношей, так и девушек считает, что и муж и жена должны вести домашнее хозяйство (так как в стране Z господствует демократический тип семьи, равноправие между мужчиной и женщиной).
б) Большая часть юношей, нежели девушек считают, что домашнее хозяйство должна вести жена (так как среди юношей сильнее предпочтения к патриархальному типу семьи).
Учёные опросили две группы жителей страны Z: со средним и высшим образованием. Им задавали вопрос: «Что, по Вашему мнению, влияет на развитие способностей человека?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде диаграммы.
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие.
а) Граждане обеих групп в своем большинстве считают, что образование и воспитание в целом влияет на развитие способностей (так как в современном обществе является ведущим институтом социализации и одновременно социальным лифтом, который позволяет человеку раскрыть свои способности и самореализоваться).
б) Граждане со средним образованием в большей степени нежели граждане с высшим образованием склонны полагать, что на развитие способностей влияют природные задатки (так как люди со среднем образованием, будучи менее образованными, чем люди с высшим образованием, как правило, склонны полагать, что развить способности можно и без продолжительного обучения, а только благодаря задаткам, которые их наградила природа).
В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей страны N им предложили ответить на вопрос: «Что для Вас служит главным источником новостей о событиях в стране?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы.
2014 г. | 2015 г. | 2016 г. | |
---|---|---|---|
Телевидение | 60 | 62 | 57 |
Интернет — новостные, аналитические, официальные сайты | 23 | 16 | 16 |
Интернет — социальные сети, блоги* | 0 | 6 | 11 |
Разговоры с людьми | 4 | 5 | 6 |
Газеты | 7 | 3 | 3 |
Радио | 5 | 4 | 3 |
Журналы | 0 | 0 | 1 |
Ничего из перечисленного | 1 | 4 | 3 |
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных в 2014 и 2016 гг. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания.
а) Во все три года наиболее часто выбираемый ответ у респондентов был телевиденье (это объясняется тем, что телевидение продолжает оставаться самым массовым и наглядным источником массовой информации вследствие его популярности и уровень доверия к нему достаточно высок).
б) Существенно возросла доля социальных блогов и соцсетей в 2016 году по сравнению с 2014 годом (так как именно в этот промежуток времени не только появился такой источник информации, как социальные сети и блоги, но и новостные агентства стали использовать их для распространения информации).
В ходе социологических опросов совершеннолетних жителей страны М им предложили ответить на вопрос: «Какие из следующих способов вложения денег представляются Вам сейчас наиболее надёжными?»
Результаты опроса (в % от числа опрошенных) представлены в виде таблицы.
2015 г. | 2017 г. | |
---|---|---|
Покупка недвижимости | 45 | 46 |
Открытие счета в банке | 21 | 29 |
Накопления денег в рублях и хранение их в наличном виде | 19 | 17 |
Покупка золота, драгоценностей | 17 | 14 |
Покупка иностранной валюты и хранение ее в наличном виде | 8 | 10 |
Покупка акций предприятий* | 0 | 7 |
Вклады в пенсионные фонды* | 0 | 5 |
Другое | 2 | 7 |
Затрудняюсь ответить | 16 | 13 |
* в 2015 г. данные варианты ответов не предлагался
Сформулируйте по одному выводу: а) о сходстве и б) о различии в позициях групп опрошенных в 2015 и 2017 гг. Выскажите предположение о том, чем объясняется: а) сходство; б) различие. Ответ запишите на отдельном листе, указав номер задания.
а) И в 2015, и в 2017 году большинство опрошенных считают вложения в недвижимость наиболее надёжными (это может объясняться тем, что цены на недвижимость почти всё время растут, поэтому вложения не только окупаются, но и растут).
б) Значительно выросла доля опрошенных, которые считают вложения в банковский счёт выгодными (возможно, участники опроса обратили внимание на то, что число банковских предложений, выгодных для вложений, значительно выросло, также повысился уровень финансовой грамотности населения).