О чем свидетельствует речь человека
Что речь может рассказать о характере человека?
Как определить темперамент нового знакомого, если вы общались не больше минуты? Все просто – оценить его манеру разговора, прислушавшись к характерным речевым оборотам, которые выбиваются из общей стилистики. А чтобы вам было легче понять, с кем имеете дело, предлагаем ориентироваться на следующие параметры. Речь может многое рассказать о характере человека!
Узнайте о характере человека: 11 речевых паттернов, которые выдают собеседника с головой
1. Слишком много вводных конструкций
«Короче», «так сказать», «возможно», «кстати», «значит». Изобилие таких вставок в предложении выдает эмоционально нестабильную натуру с холерическим темпераментом. В то же время за обилием вводных слов может скрываться банальное чувство неуверенности в присутствии значимого человека, а то и хуже – недостаток словарного запаса, вызванный недалеким интеллектом.
2. Изобилие уменьшительно-ласкательных суффиксов
Если человек предпочитает все на свете сводить к «муси-пуси», скорее всего, он застрял на уровне развития ребенка. «Иришка», «бутербродик», «пупсик», «конфетулечка» и т. д. Таким образом взрослые искусственно занижают уровень своей зрелости, чтобы вызвать у окружающих симпатию и получить поблажки. Другая сторона этой привычки — осознанное заигрывание с окружением, чтобы обезопасить свою среду.
3. Привычка говорить скупыми фразами
Резкая отрывистая речь – признак личности с техническим мышлением, которая предпочитает говорить коротко, ясно и по делу. Такие люди не любят пускать пыль в глаза. Они предпочитают простоту и открытость в отношениях. Стремятся быть понятными, ценят чужое время. Их трудно выбить из колеи. Они умеют разложить проблему по полочкам и быстро донести ее суть до аудитории.
4. Злоупотребление местоимением «я»
«А я думаю так-то», «я тоже так хочу», «я всегда так делаю», «сейчас я буду говорить» и прочие выражения о себе, которые человек вставляет не всегда к месту, пытаясь выбиться на первый план. О чем это говорит? Об эгоцентризме и неосознанной уверенности человека в том, что он лучше, интереснее и важнее других. Подобная черта выдает низкую самооценку, которую собеседник пытается компенсировать, перетянув одеяло на себя.
5. Упоминание о себе в третьем лице
«Аня позавтракала», «Мише нужен отдых», «Рома мечтает о такой девушке!» — говорят люди сами о себе. В основном этот прием используется при самоиронии, неся чисто развлекательную функцию. Но иногда человек заигрывается и превращает его в привычку, что указывает на излишнюю эксцентричность персонажа и желание быть в центре внимания, подобно капризному ребенку.
6. Использование уничижительных прозвищ
В эту категорию мы относим не только откровенно негативные прозвища по типу «тугодум», «рохля» или «старая дева», но и уничижительно-ласкательную форму доминирования – «дорогуша», «рыбка моя», «милочка» — в отношении незнакомых людей или подчиненных. О чем говорит подобная привычка? О скрытом желании контролировать окружение, навязывать ему игру по своим правилам и самоутверждаться за чужой счет. Как видим, не самые лучшие качества…
7. Звукоимитация
«Брр», «бабах», «вжух», «ух», «хлоп». Подобные вставки делают речь человека живой, яркой и эффектной. Но если с ними перебарщивают, заменяя все другие слова, это говорит о скудном словарном запасе или банальном нежелании напрягаться, подыскивая нужную метафору для выражения чувств. У таких людей либо отсутствует воображение, либо их эмоции бегут впереди мысли, из-за чего выходит каша. В жизни они сначала делают, а потом думают.
8. Атака встречными вопросами
Есть такие индивиды, с которыми невозможно общаться. Вы задаете тему, но они перехватывают инициативу встречным вопросом. «Как тебе погода? – А тебе?» «Плохое настроение? — С чего ты взял?» «Будешь конфетку? – А ты не шутишь?» Диалог с ними напоминает допрос, где вы всегда под прицелом. Подобная манера разговора характерна критиканам и циникам, которые не привыкли доверять людям и боятся утратить контроль над ситуацией. Встречные вопросы помогают им сохранить власть и не потерять свое лицо, если их поставят в неудобное положение.
9. Быстрая, будто незаконченная речь
Если ваш собеседник без умолку о чем-то говорит, при этом его мысль никак не приходит к финальной точке, но обрастает новыми идеями и открытиями – перед вами интеллектуал или заядлый спорщик. Такие люди обожают думать на ходу и не особо считаются с интересами окружающих. Может быть, поэтому у них так мало друзей? Если при этом человек говорит очень бегло и проглатывает часть слов – он не стремится найти понимания у окружения, потому что привык быть «белой вороной».
10. Псевдоинтеллектуальные словечки
11. Использование канцелярита
Встречали людей, которые говорят так, будто читают бюрократическую брошюру? «Нахожусь в состоянии крайнего изнеможения» вместо простого «устал». «Совершил акт потребления пищи» вместо «поел». «Оказал посильную помощь товарищу» вместо «помог другу». Мало того что подобное нагромождение слов не используется в устной речи, оно еще и звучит неестественно. Подобный стиль свойственен позерам, которые хотят придать себе важности. Либо недалеким личностям, что считают такую манеру признаком высокохудожественного стиля. Увы, и те, и другие ошибаются.
А вы нашли совпадения описанных нами особенностей с характерами людей в реальной жизни?
Текст: Flytothesky.ru
Поделитесь постом с друзьями!
Как характеризует человека его речь?
Заговори, я чтоб я тебя увидел,
Заговори, чтоб я тебя узнал.
Чтоб я тебя случайно не обидел,
Неуваженьем, чтобы не прогнал.
Заговори со мною на досуге,
Поговори со мною о былом.
Когда ты станешь милой мне супругой,
Чтоб завязалась наша жизнь узлом.
Чтоб хорошо друг друга мы узнали,
Пока огонь у нас в сердцах горит,
Пока разлук серьёзных не познали
Давай с тобой ещё поговорим.
«Заговори, чтобы я тебя увидел» ─ некогда сказал известный древнегреческий философ молчавшему молодому человеку. «Каков человек, такова его и речь» – считал Сократ.
Человека можно одеть в какую угодно одежду, окружить предметами, которые бы создавали иллюзию о его социальном статусе, вкусах, характере, взглядах на жизнь. Но именно слова, речь – отражение его внутреннего мира.
Зрительный образ – всего лишь оболочка, которая скрывает истинное лицо человека. Именно слова, произносимые собеседником «сообщают» нам о его внутреннем мире все: что есть и чего – нет.
Все мы знаем случаи, когда человек внешне некрасив, а пообщавшись с ним его внутренний мир, оказывается настолько прекрасным, что внешность перестает иметь вообще какое либо значение. Это происходит, когда человек начинает говорить и его речь буквально захватывает с первых слов. Она честна и понятна. Нам хочется смотреть на собеседника, не отрываясь, смотреть и слушать. Эти ценные минуты запоминаются надолго, и именно такого общения ты ждешь с нетерпением и забываешь не скоро.
Умение говорить – это великое благо, данное человеку, с помощью которого он может высказывать свои мысли, передавать эмоции, чувства, переживания. К сожалению, не все умеют правильно пользоваться этим благом, часто злоупотребляя им. Что мы иногда можем услышать вслед, даже просто прогуливаюсь по улице? Да, можем услышать насмешки, подколы, оскорбления, проклятия, бранные слова, которые порой очень ранят. От слов человек может сильнее пострадать, чем от физической боли. Иногда, сказав лишнее, можем причинить сильную боль даже самому близкому и после сожалеем об этом, но «Слово не воробей, вылетит – не поймаешь». В такие моменты важно уметь сказать «Прости», хотя далеко не все могут пойти на такой шаг, некоторым просто не хватает смелости. Из-за своей гордости или страха многие из нас предпочитают оставить все как есть, убежать от проблемы, чем попросту извиниться, причиняя другому человеку еще большую боль и в следствии разочарование.
От умения правильно использовать речь зависит также возможность устроиться на работу. «Кто не умеет говорить, тот карьеры не сделает» – говорил Наполеон Бонапард. Никто не возьмет на работу человека, который не может и двух слов связать или окажется не воспитанным хамом. Так что, очень важно совершенствовать свой словарный запас, следить за правильность и культурой речи и главное думать, что и когда нужно говорить.
Речь имеет огромное значение в нашей жизни, она несет в себе не только информацию о предмете разговора, обсуждаемой темы, но и о нас самих. Речь раскрывает человека, показывая, насколько он развит, она дает общие темы, открывает путь для дальнейшего общения. Я соглашусь со словами Сократа. Чтобы увидеть человека изнутри и понять – нужно услышать его речь. Возможно, нам стоит задуматься об этом? Нужно совершенствовать свою речь и следить за тем, что и как мы говорим, ведь речь – это наша визитная карточка, которая может рассказать о нас абсолютно все.
Нарушение речи причины, способы диагностики и лечения
Нарушения речи — проблемы с вербальной коммуникацией и нарушения в других смежных областях, например, в речевой моторике. Нарушения могут быть разнообразными — от неправильного произношения отдельных звуков до полной неспособности воспринимать речь.
У детей проблема бывает обусловлена наследственной предрасположенностью, врожденными причинами, вызванными осложнениями при беременности, родовые травмы. У взрослых пациентов проблема развивается после инсульта, на фоне опухолей и инфекций головного мозга. Лечением нарушений речи занимается ортопед, который при необходимости может привлечь других специалистов — нейрохирурга, онколога, реабилитолога.
Причины нарушения речи
Чаще всего нарушения речевой функции происходят у детей. Проблема может быть вызвана следующими причинами:
Во взрослом возрасте расстройства возникают реже и связаны чаще всего с перенесёнными инсультами и ростом злокачественных новообразований, которые сдавливают речевые центры в головном мозге или прорастают непосредственно в органах речевого аппарата.
Статью проверил
Дата публикации: 24 Марта 2021 года
Дата проверки: 24 Марта 2021 года
Дата обновления: 20 Декабря 2021 года
Содержание статьи
Типы нарушений работы голосового аппарата
Различные нарушения могут сопровождаться тремя видами расстройств. При расстройстве экспрессивной речи у человека ограничен словарный запас, ему сложно запоминать и произносить длинные фразы. При экспрессивно-рецептивном расстройстве помимо перечисленных присутствуют проблемы с восприятием и пониманием речи, а при фонологическом пациент не способен произносить отдельные звуки. В зависимости от того, какой тип расстройства наблюдается, нарушения классифицируют на следующие виды:
Дизартрия
Это нарушение произношения, которое развивается из-за проблем с иннервацией речевого аппарата. Заболевание обусловлено поражением нервной системы и приводит к ограниченной подвижности языка, мягкого нёба, губ и, как следствие, к затрудненной артикуляции. У детей патология часто сопровождается проблемами с чтением и письмом, в тяжёлых случаях — общей недоразвитостью речи.
Заикание
Это сбой ритма и плавности речи, многократное повторение отдельных звуков или слогов в словах. Патология связана с судорогами мускулатуры речевого аппарата, при которых происходят сбои дыхания, изменения высоты и силы звука. Проблема развивается на фоне наследственной предрасположенности, внутриутробных и родовых травм, сильных эмоциональных потрясений.
Дислалия
Это расстройство произношения звуков, при котором звуки и фонемы в устной речи полностью отсутствуют, замещаются или искажаются. Дислалия может быть:
Афазия
Это нарушение или полное отсутствие уже сформировавшейся речи, которое может случиться как в детском, так и во взрослом возрасте. Существуют следующие виды расстройств:
Методы диагностики
В клинике ЦМРТ проводят осмотр и тесты для пациента. При обследовании ребёнка запрашивают информацию от родителей, из школы. Чтобы поставить точный диагноз, врач проводит нейропсихологические тесты и при необходимости назначает аппаратную диагностику головного мозга, например, компьютерную или магнитно-резонансную томографию.
Не соответствующее ситуации (неадекватное) поведение
Признаки
Моторная (двигательная) заторможенность
замедленность движений, заметная для окружающих. Как правило, наблюдается при расстройствах депрессивного спектра или тяжелых соматических заболеваниях.
Моторное возбуждение
симптом, сопровождающий патологию от помраченного сознания до панических расстройств или депрессивного (меланхолического) раптуса. Больные возбуждены, активно двигают руками и ногами, куда-то бегут, с кем-то борются и представляют непосредственную опасность как для себя, так и для окружающих.
Вербальная (речевая) заторможенность
чаще всего признак наличия депрессивного расстройства. Может возникнуть также после эпилептического приступа.
Вербальное возбуждение: многоречивость, поток слов, иногда бессвязных, сопровождающихся моторным возбуждением или нет. Речевой поток может носить характер эмоционально окрашенного или монотонного. Возникает при самых различных психических расстройствах.
Стереотипные движения (стереотипии)
серия однотипных движений головой или конечностями, производимых человеком через различные (обычно небольшие) промежутки времени. Для окружающих такое поведение выглядит неестественным. В основе может содержать как «голоса» или эпилептическую симптоматику, так и «сознательное» воспроизведение неких ритуалов для облегчения тревоги или напряжения.
Транс
состояние, когда сознание сужено, таким образом человек не может в полной мере отдавать себе отчет в своих действиях. Может быть следствием астении, усталости, а также серьезных психических нарушений. В трансе человек выглядит как бы «застывшим», отрешенным. Если транс сопровождается активным передвижением, такое состояние носит название амбулаторного транса и является одним из видов помрачения сознания при органических и эпилептических психозах.
Демонстративное поведение
имеет целью привлечь к себе внимание. Ведущие себя демонстративно лица могут вычурно, броско одеваться, громко разговаривать, жестикулировать, употреблять нецензурные выражения там, где это не принято, быть чрезмерно возбужденными, плаксивыми, терять сознание или получать травмы (впрочем, чаще всего неопасные) в местах большого скопления людей; или напротив, выделяться среди окружающих необычайной угрюмостью, «обреченностью», рассказами о том, как у них «все плохо», как им «никто не помогает», и так далее. Чаще всего входит в истерический симптомокомплекс.
Суицидоопасное поведение
Суицидальное (суицидное) поведение
комплекс действий, производимых с целью самоубийства. Часто суицидальное поведение является следствием далеко зашедшей депрессии, а также биполярного аффективного расстройства или шизофрении.
Агрессивное поведение
Основания для оказания помощи
Статья 29 «Закона о психиатрической помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании» приводит непосредственную опасность для себя или окружающих в качестве первого критерия для оказания психиатрической помощи в недобровольном порядке. Однако следует обратить внимание на то, что для этого психическое расстройство должно являться тяжелым.
Если Вы имеете дело с человеком, у которого наблюдаются нарушения поведения, лучше всего получить консультацию психиатра для обеспечения вашей (и его) безопасности.
Все материалы на сайте представлены в ознакомительном порядке, одобрены дипломированным врачом Васильевым Михаилом диплом серия 064834, согласно лицензии № ЛО-77-005297 от 17 сентября 2012 г., сертифицированным специалистом в сфере психиатрия номер сертификата 0177241425770.
Манера выражаться рассказывает о нас больше, чем мы думаем
Не словом единым
«Заговори со мной — и я скажу, кто ты», — произнес когда‑то Сократ. Высказывание не теряет актуальности и сегодня. Манера говорить может рассказать окружающим не только о чертах вашего характера, уровне интеллектуального развития, но даже и о чертах личности. Почему одни привычки в речи допустимы, а от других лучше избавиться, рассказала старший преподаватель Института психологии БГПУ имени М.Танка кандидат психологических наук Ольга Войтко.
♦ СОЛНЫШКИ И ЗАЙЧИКИ. Наверняка в вашем окружении есть люди, которые злоупотребляют словами с уменьшительно‑ласкательными суффиксами и обращениями. Можно ли всех подряд называть рыбками да котиками?
— Если такое обращение касается детей, семейного окружения, это вполне нормально, — считает Ольга Войтко. — Хотя специалисты в области психологии развития отмечают, что даже с детьми нельзя сюсюкать, чтобы позднее не переучивать их. Все слова должны быть четкими и понятными. К примеру, если ребенок из уст родителей всегда слышал только «би‑би», его придется заново учить слову «автомобиль». Что же касается речи взрослого человека, то чрезмерное употребление уменьшительно‑ласкательных слов может указывать на недостаточный уровень культуры речи. Часто так кто‑то пытается расположить к себе окружающих, в какой‑то степени манипулировать ими. Кроме того, подобная манера разговора может указывать на неуверенность в себе. Важно четко осознавать контекст и социальное окружение, в котором употребляются уменьшительно‑ласкательные слова. В деловом общении это совершенно неуместно.
♦ ЛУЧШАЯ ЗАЩИТА — ЭТО НАПАДЕНИЕ. Привычка отвечать вопросом на вопрос может раздражать. Чаще всего такие люди склонны что‑то недоговаривать. Вместо конкретного ответа собеседник задает свой вопрос или несколько уточняющих вопросов, чтобы как можно дальше отойти от основной темы беседы или перевести ее в нужное для себя русло. В первую очередь такое поведение указывает на недоверие к окружающим. Задумайтесь, часто ли вы уходите от прямых ответов. Если да, то не ждите положительного результата в речевом взаимодействии.
♦ ВОВОЧКА НЕ ВИНОВАТ. Маленькие дети всегда говорят о себе в третьем лице. До трехлетнего возраста это является нормой. Ребенок не идентифицирует себя и свои поступки, не может в полной мере нести ответственность за свое поведение. Однако к трем годам происходит становление самосознания, после чего малыш должен говорить о себе в первом лице — «я». Частое использование конструкций в третьем лице человеком взрослым ненормально. Возможно, у него есть какая‑то психологическая проблема. Скажем, таким образом он от чего‑то дистанцируется.
♦ ЛЕС СЛОВ. Замечали, что некоторые порой так заворачивают речевые конструкции, что за ними теряется смысл сказанного? Предложения настолько длинные, что говорящий забывает основную мысль. Что за этим скрывается? Смотреть нужно в первую очередь на контекст речи и ситуацию речевого общения. Если длинными предложениями изъясняется ученый на конференции, при этом логично и последовательно, коллеги его понимают, это проявление высокой культуры речи. Однако есть тип людей, так называемые «философы», которые в процессе говорения перескакивают с одной темы на другую. При этом точность речи минимальна, отсутствует аргументированность, теряются логика и смысл. Часто такого человека не понимают и не воспринимают всерьез. От этой привычки лучше постараться избавиться.
Прежде чем выразить мысль, нужно продумать, что именно вы хотите сказать, и объяснить суть без лишних прикрас.
♦ СЕСТРА ТАЛАНТА. Если человек привык говорить короткими, рублеными фразами, которые выражают только самое главное, это может свидетельствовать о «техническом» мышлении, когда хочется быть понятым и разложить все по полочкам. Опять же важен контекст. К примеру, маленькие дети говорят простым языком, но с возрастом пытаются выстраивать сложноподчиненные предложения, употребляя сложные слова и конструкции в речи. Если взрослый человек продолжает изъясняться исключительно короткими фразами, это свидетельствует о бедности словарного запаса.
♦ МОЖЕТ БЫТЬ, НАВЕРНОЕ, ДА. Без вводных слов не обойтись, но когда речь перенасыщена постоянными «так сказать», «кстати» и «возможно», это указывает на неуверенность в себе или незнание чего‑либо. Злоупотребление вводными словами — такая пустышка, которая заполняет тишину и позволяет говорить хотя бы что‑то, с минимальным смыслом.
Вместе с тем у речи есть такая динамическая характеристика, как беглость. К примеру, флегматик не будет говорить в том же темпе, что и холерик. Это не определяет его как глупого или умного, а всего лишь означает, что уровень процессов возбуждения нервной системы у него ниже уровня процессов торможения. Преобладание вторых над первыми сказывается на скорости речи, человек делает небольшие паузы, необходимые ему для обдумывания мысли своей либо собеседника. Эти пробелы в речи он может заменять подобными словами.
То, как человек говорит, рассказывает не только о культуре его речи, но и об особенностях характера и психики.
♦ ПОСЛЕДНЯЯ БУКВА АЛФАВИТА. Я решил, я могу, я умею… С одной стороны, говоря так, человек берет на себя ответственность. С другой — если речь идет о командной работе, местоимение «я» не всегда уместно. Оно может указывать на самовлюбленность говорящего, его эгоцентризм. Человек таким образом превозносит себя, подчеркивает свое превосходство над другими. Как ни странно, подобное речевое поведение также может указывать на наличие психологических комплексов, с которыми нужно разбираться.
♦ «С ТОЧКИ ЗРЕНИЯ БАНАЛЬНОЙ ЭРУДИЦИИ. » В научной среде употребление большого количества терминов совершенно обоснованно. Но если ими изобилует публицистическая или разговорная речь — это не всегда хорошо. Говорящий просто будет не понят, особенно если использует определенные слова неуместно, чтобы казаться умнее. К сожалению, такие люди часто употребляют термины «поперек контекста». Человек хочет показать, что он образован, но добивается при этом противоположного эффекта.
♦ ДА, НО. На первый взгляд может показаться, что человек, употребляя конструкции «да, но…», «да, однако…», не может определиться со своим мнением или решением. Кое‑кого такие речевые конструкции могут даже раздражать. А вот в психологии такой прием называется амортизацией, использование которой препятствует возникновению конфликта. Согласитесь, категоричное «нет» звучит гораздо агрессивнее, нежели дипломатичное «да, конечно, однако есть другая позиция». Говоря так, вы подчеркиваете, что не исключаете мнения вашего собеседника, однако имеете свою точку зрения. Если бы люди чаще не только слушали, но и слышали друг друга, пользовались принципом амортизации, в обществе было бы намного меньше конфликтов.
Какие бы привычки ни закрепились у вас, культуру речи можно и нужно тренировать: обращать внимание на свой язык и способы выражения мыслей, более критично относиться к себе, работать над ошибками и, конечно же, больше читать. Ведь именно в литературе, как научной, так и художественной, используется все богатство слов и словосочетаний, кладезь метафор, синонимов, украшающих не только нашу речь, но и жизнь.