О чем свидетельствует динамика антропометрических измерений в процессе физического воспитания
Оценка физического развития на основе антропометрических показателей
Разделы: Биология
Одной из целей изучения биологии на ступени основного общего образования является овладение умением проведения наблюдений за состоянием собственного организма. Этому способствует проведение простых биологических исследований в ходе лабораторных работ по анатомии, физиологии и гигиене человека. Такой лабораторной работой и может быть лабораторная работа “Оценка физического развития на основе антропометрических показателей”, которую можно провести в начале учебного года при первом знакомстве с организмом человека.
Под физическим развитием понимают совокупность морфологических и функциональных признаков, определяющих физическую работоспособность человека на определенном этапе его жизни. В процессе индивидуального развития на физическое развитие существенное влияние оказывают условия питания и быта, а также воспитания и обучения.
Измерение роста и массы тела проводятся в медицинском кабинете, измерение окружности грудной клетки, вычисления и обработка данных выполняются дома.
Приборы и материалы: ростомер, медицинские весы, сантиметровая лента.
Существуют формулы для расчета должного физического развития (ФР):
3. Окружность груди (ОГр):
Физическое развитие среднее, если отклонения от величин, полученных по формулам массы, роста и окружности грудной клетки составляют + 10%, т.е. эти параметры соответствуют возрасту. Физическое развитие ниже среднего, если эти показатели снижены по сравнению с нормой более чем на 10%.
Физическое развитие выше среднего — показатели увеличены более чем на 10%.
Гармоничным развитие наблюдается в том случае, если три параметра (масса, рост, окружность грудной клетки) соответствуют возрасту, или они все одинаково повышены, или понижены более чем на 10%. При дисгармоничном развитии наблюдается их несоответствие друг другу.
Современные здоровьесберегающие технологии №01 2017
Корреляционные взаимосвязи между антропометрическими данными и уровнем физического развития у студентов педагогического профиля.
Государственный гуманитарно-технологический университет
Аннотация. Данная работа посвящена установлению взаимосвязи между отдельными антропометрическими параметрами обучающихся педагогического профиля и уровнем развития отдельных физических качеств. Исследование проводилось с группой студентов 1 курса Государственного гуманитарно-технологического университета, не занимающимися физическими упражнениями регулярно. Полученные данные свидетельствуют о слабой взаимосвязи большинства исследуемых антропометрических параметров и проявлениями физических качеств.
Ключевые слова: антропометрия, физическое развитие, исследование, физические качества.
Аннотация. Данная работа посвящена установлению взаимосвязи между отдельными антропометрическими параметрами обучающихся педагогического профиля и уровнем развития отдельных физических качеств. Исследование проводилось с группой студентов 1 курса Государственного гуманитарно-технологического университета, не занимающимися физическими упражнениями регулярно. Полученные данные свидетельствуют о слабой взаимосвязи большинства исследуемых антропометрических параметров и проявлениями физических качеств.
Ключевые слова: антропометрия, физическое развитие, исследование, физические качества.
Постановка проблемы. Особенности современных условий жизни, стремительное развитие технического прогресса, модернизация учебных и трудовых процессов, резкий рост объемов информации, проблемы с экологией окружающей среды, преимущество вредных привычек над здоровым образом жизни – все это негативно влияет на организм студенческой молодежи. Пластичность функциональных систем здорового молодого человека способствует ее быстрой адаптации к различным воздействиям внешней среды. В то же время незначительные отклонения в состоянии здоровья приводят к тому, что организм не всегда адекватно реагирует на учебные нагрузки. Обучение в вузе усугубляет эту тенденцию. Недостаточная двигательная активность приводит к функциональным расстройствам, которые в дальнейшем переходят в хронические заболевания [1, 2].
Одним из основных параметров, характеризующих состояние здоровья, является физическое развитие, тенденции которого в последние годы вызывают серьезную озабоченность. Студенчество – это единственная категория организованного населения, где возрастные границы чрезвычайно узкие: основная масса студентов – это люди в возрасте 17–25 лет. У студентов младшего возраста еще полностью не завершено физическое развитие. У 25% юношей и 10% девушек в возрасте 18 лет не завершен рост тела в длину; нарастание массы тела и мышечной силы у большинства студентов завершается к 19–20 годам.
В XX веке естественная смена поколений проходила и проходит в сложных экологических, экономических и политических условиях, что отрицательно сказывается на здоровье и ухудшает генофонд нации. Ежегодно в России регистрируется от 33 до 44 млн. инфекционных заболеваний. Экономические потери от инфекционных заболеваний составляют ежегодно около 15 млрд. рублей.
Физическое развитие обычно рассматривают в двух аспектах: как процесс изменения естественных морфофункциональных свойств организма и как состояние. Физическое развитие – это комплекс показателей, которые характеризуют морфофункциональное состояние организма, уровень развития физических качеств и пр. Физические качества — это различные стороны двигательных возможностей человека, степень овладения определенными движениями. В процессе регулярных занятий физическими упражнениями формируются и совершенствуются разнообразные двигательные навыки и физические качества, постепенно развивается тренированность, характеризующаяся комплексом морфологических и функциональных сдвигов в деятельности организма, улучшением механизмов регулирования и адаптации к физическим нагрузкам, ускорением процессов восстановления [1].
Физическое развитие может быть оценено с помощью индексов, методов антропометрических стандартов, корреляции, а также с помощью изучения особенностей телосложения (соматотипов).
Метод антропометрических стандартов заключается в количественном и качественном сравнении степень соответствия полученных результатов измерения показателей физического развития испытуемого со среднестатистическими (стандартными) значениями этих показателей с учетом показателя стандартного отклонения (σ). Измерение производится между антропометрическими точками, строго локализуются, которые представляют сравнительно легко доступны для наблюдения элементы внешнего строения тела. Среднестатистические значения (антропометрические стандарты) представляют собой средние величины показателей физического развития, полученные путем статистической обработки большого числа измерений у лиц одного пола, возраста, профессии, проживающих в одной местности и т.д. [4, 5]. Эти стандарты имеются в региональных медицинских учреждениях, а также в специальных литературных источниках.
Целью физического воспитания является оптимизация физического развития человека, всестороннего совершенствования физических качеств, характеризующих общественную деятельность, обеспечить на этой основе подготовленность каждого члена общества к плодотворной трудовой и другим видам деятельности. С другой стороны задачамии физического воспитания являются: оптимальное развитие физических качеств; укрепление и сохранение здоровья; сохранение высоко уровня физической работоспособности. В связи с этим актуальны исследования индивидуальных возможностей студентов. Антропометрические измерения позволяют получить объективные данные о важных морфологических параметрах тела. Они являются основой соматических методов изучения физического развития человека. Данные многих исследований в различных странах мира показывают, что рост, масса тела и другие морфологические показатели играют важную роль в физиологии человека, его здоровье напрямую зависит от этих показателей [4, 5].
Цель исследования: установить зависимость отдельных физических качеств от антропометрических особенностей развития организма
Для достижения цели исследования были поставлены следующие задачи:
1. Проанализировать современные подходы к исследованиям уровня физической подготовленности студентов.
2. Выявить уровень развития физических качеств студенческой молодежи.
3. Провести анализ антропометрического профиля студентов педагогического профиля.
4. Выявить уровень корреляционных зависимостей между антропометрическими данными и уровнем физических качеств студентов.
Объект исследования: физическое развитие студентов.
Предмет исследования: взаимосвязь антропометрических компонентов физического развития студентов педагогического профиля с уровнем развития их двигательных качеств.
Для решения поставленных задач были использованы следующие методы исследования: анализ литературных данных, педагогический эксперимент, педагогическое тестирование, педагогическое наблюдение, медико-биологические методы исследования, методы математической статистики.
Организация и методика проведения исследования. В эксперименте принимали участие мужчины в возрасте от 17 до 19 лет, общей выборкой 100 человек. Эксперимент проходил на учебно-тренировочных занятиях по физической культуре. Исследования проводились в первом полугодии 2016-2017 учебного года, выполнялись все правила для проведения антропометрических исследований.
Исследования были посвящены установлению взаимосвязи между основными антропометрическими параметрами и уровнем развития отдельных физических качеств. Для этого было необходимо провести антропометрические измерения, которые позже сравнивались с результатами тестов, характеризующие основные физические качества.
Измерения проводились при помощи тщательно проверенных измерительных приборов: весов, ростомера, сантиметровой ленты, динамометра (кистевого), спирометра.
Статистическую обработку результатов проводили с помощью программы «STATISTICA 10» и Microsoft Excel. Для исследования уровня (слабая, средняя, сильна) взаимозависимости признаков в работе применен метод корреляционного анализа.
Результаты исследования. Первым этапом исследования было определение роста, веса, обхват грудной клетки, экскурсии, длины верхних и нижних конечностей, кистевой динамометрии, пиковой объемной скорости форсированного выдоха. Затем проводились тесты для оценки физической подготовленности студентов: прыжок в длину, подтягивания, тест на определение гибкости.
Для оценки уровня физических качеств студентов педагогического профиля, сравним полученные данные с нормами ГТО в данном возрастном диапазоне.
Из всех юношей тест-прыжок в длину с места на золотой значок отличия Всероссийского физкультурно-спортивного комплекса «Готов к труду и обороне»(240 см) выполнило лишь 10%, 30% выполнили норматив на бронзовый значок ГТО (230 см), остальные не достигли необходимого результата. Тест-подтягивание из виса на высокой перекладине на золотой значок отличия (13 раз) выполнило 10% исследуемых. Тест на гибкость-наклон вперед из положения стоя с прямыми ногами на гимнастической скамье на золотой значок (+13 см) выполнили 30% студентов, на серебряный (+7) выполнили 20% исследуемых. Полученные результаты свидетельствуют о том, что уровень физической подготовленности студентов педагогического профиля низок. Физическое развитие тесно связано со здоровьем человека. Здоровье выступает как ведущий фактор, который определяет не только гармоничное развитие молодого человека, но и успешность освоения профессии, плодотворность его будущей профессиональной деятельности, что составляет общее жизненное благополучие. Поэтому необходимо повышать уровень физического развития и физической культуры в университетах.
Для выявления уровня корреляционных зависимостей между антропометрическими данными и уровнем физических качеств применяли методом парной корреляции с вычислением коэффициента r. Слабой считалась корреляция при r 0,5, при r=0,5-0,7 уровень корреляции признавался средним, и при r >0,7 расценивался как сильный.
Высокая корреляционная зависимость была между: кистевой динамометрией и ростом; динамометрией и длинной верхних и нижних конечностей.
Средний уровень корреляции был между следующими параметрами: прыжок в длину и экскурсия грудной клетки; прыжок длину и спирометрия.
Между другими антропометрическими параметрами и спортивным результатом достоверных корреляционных связей не определяется, что свидетельствует о незначительном влиянии антропометрических параметров на физические качества студентов.
Выводы. В результате проведенных исследований мы установили, что между антропометрическими параметрами и показателями тестирования физических качеств у студентов педагогического профиля наблюдаются лишь случайные не закономерные взаимосвязи, не несущие особой смысловой нагрузки, что в итоге указывает на низкий уровень физической подготовленности студентов регулярно не занимающихся двигательной активностью.
CORRELATIONS BETWEEN ANTHROPOMETRIC DATA AND PHYSICAL DEVELOPMENT OF PEDAGOGICAL PROFILE STUDENTS
D. M. Voronin, K. Korneeva
State humanitarian university of technology
Abstract. This work is devoted to investigate the relationship between individual anthropometric parameters of pedagogical profile students and level of separate physical qualities development. The study was conducted with a group of students of 1 course State humanitarian university of technology, not engaged in physical exercises regularly. The data indicate a weak relationship between most of the studied anthropometric parameters and manifestations of physical qualities.
Key words: anthropometry, physical development, research, physical quality.
Спортивная электронная библиотека
Сейчас: журналов – 3298, газет – 7023, книг – 547
Популярное
PRO Баскет
Олимпийский вестник Юга России
Планета Баскетбол
FIBA Assist Magazine
Спортивно-образовательные государственные услуги: классификация, паспортизация и стандартизация
Международный опыт в программе Специальной Олимпиады
Постарайся попасть по кольцу
Встречи на футбольной орбите
Ключи к успеху
Диагностика готовности будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий
Анализ результатов экспериментальной работы по подготовке будущих экономистов к работе на валютном рынке на основе компьютерных технологий
Как убивали омский волейбол
Чемпионат Европы 2016 по латиноамериканским танцам среди профессионалов
Спортивные сооружения в эпоху Нового времени
Антропометрические измерения и индексы физического и двигательного развития на уроках физической культуры и ОБЖ
Антропометрические измерения и индексы физического и двигательного развития на уроках физической культуры и ОБЖ
Антропометрия (от «антропо» и «метрия») – в антропологии система измерений человеческого тела и его частей (Энциклопедический словарь).
Обратиться к антропометрическим измерениям на уроках физической культуры и ОБЖ меня заставили три причины: во-первых, это неудовлетворенность ныне действующими системами тестирования и оценки; во-вторых, необходимость подтолкнуть старшеклассников к творческой работе и к более трезвой оценке своего физического развития; в-третьих, в программе ОБЖ для 10–11-х классов выделено 30 учебных часов на прикладную физическую подготовку, которая во многом пересекается с программой по физической культуре.
Хотелось бы вкратце объяснить эти причины:
1) тесты и оценка рассчитаны на среднего школьника, в них не учитываются ни рост, ни вес, ни длина конечностей, но известно, что по мере удлинения дистанции бега в легкой атлетике у спортсменов падает весо-ростовой индекс и увеличивается относительный вес тела, т.е. спринт легче бежать, имея рост около 180 см, а стайерскую дистанцию – 165–170 см. Высокий ребенок с длинными конечностями легко выполнит баскетбольные нормативы, но спасует при выполнении гимнастических упражнений, где в лидерах будет его одноклассник с ростом 160 см. Пловец с ростом 182 см в среднем имеет массу тела 79 кг, а штангист этого же роста – более 90 кг. Отсюда следует, что при тестировании и оценке надо учитывать не только возраст, но и предрасположенность к определенному виду спортивной деятельности;
2) выполняя из года в год одни и те же упражнения традиционного тестирования, учащиеся постепенно перестают обращать внимание на результат, их интерес ограничивается формулой «сдал – не сдал». Заполняя же таблицу с измерениями индексов развития, каждый видит направление изменения индексов и автоматически получает задание на следующие 6 месяцев, которые пройдут до следующих измерений.
3) программа ОБЖ рассчитана на 1–11-е классы, но не секрет, что зачастую уроки курса проводятся только в 10–11-х классах. Это не позволяет выделить большую часть времени не прикладную физическую подготовку. Поэтому использование индексов физического и двигательного развития вместе с антропометрическими измерениями дает возможность точнее определить уровень физического развития обследуемого. Повторные измерения позволяют следить за динамикой физического развития и учитывать его изменения в процессе систематических занятий физической культурой и спортом.
Ниже приведены исследования, которые проводились по следующему алгоритму: измерения проходили раз в полгода, начиная с мая 2004 г. На первом этапе участвовали девять девушек, обучающихся в 10–11-х классах; в ноябре этого же года было 7 юношей и 15 девушек; май 2005 г. – 12 и 9 соответственно; ноябрь 2005 г. – 17 и 20. Разное количество участников не позволяет проводить анализ в абсолютных цифрах, поэтому все дальнейшие выкладки будут приводиться в процентах от числа участников. Все четыре раза в исследованиях применялись индексы: весо-ростовой, пропорциональности, стройности, осанки, развития плеча и двигательного развития. Это позволяет выстроить диаграммы изменения этих индексов по четырем точкам, что уже дает определенную информацию. На методике измерения этих индексов подробно останавливаться не будем, так как это описано в специальной литературе. В ноябре 2004 г. были добавлены еще три индекса:
а) индекс процентного содержания жира в организме (см. «Спорт в школе», № 3, 2003 г., с. 9–10) – для девушек;
б) отношение окружности талии к окружности бедер, названное нами индексом лишних килограммов;
в) отношение массы тела в килограммах к квадрату роста в метрах, названное нами индексом массы тела.
Два последних индекса используются в некоторых фитнес-клубах для контроля за телосложением и массой тела, подробнее о методике их использования будет рассказано ниже. Для лучшего восприятия результатов применим графическую форму:
Рис. 1. Весо-ростовой индекс
Анализируя диаграмму, видим, что присутствует один «всплеск» на графике «Ю. пов.», т.е. юноши, пришедшие на исследование в ноябре 2004 г., имели некоторый излишек веса, который к последующим измерениям в мае и ноябре 2005 г. в среднем снизился в 3 раза. График «Ю. норм.» показывает постепенное повышение, что говорит об увеличении процентного количества юношей, не имеющих проблем с ростом и весом. Остальные графики относительно стабильны.
Рис. 2. Индекс пропорциональности
Хочется пояснить, что буквы «Ю.» и «Д.» обозначают юношей и девушек соответственно, а сокращения «сниж.», «норм.», «пов.» и подобные им обозначают здесь и в дальнейшем оценку индекса (сниженный, нормальный, повышенный и т.д.).
Индекс пропорциональности за все время исследования получил хорошую оценку в большинстве случаев, поэтому целесообразно проиллюстрировать при помощи круговой диаграммы в абсолютных единицах: 73 человека (82%) получили хорошую оценку индекса, 12 (13, 6%) – среднюю и 4 – плохую, что составляет 4,4%.
Рис. 3. Индекс стройности
Рассмотрев диаграмму индекса стройности, можно увидеть, что во всех случаях хорошую осанку имеют более 70% учащихся, и только в первом измерении одна девушка имела оценку индекса ИС ниже среднего, но в дальнейшем она продолжала участвовать в эксперименте и, работая над осанкой, стабильно имела хорошую оценку индекса стройности. Особенно хочется обратить внимание на совпадение графиков «Ю. хор.» «Д. хор.» и «Ю. сред.» – «Д. сред.». Для полного понимания диаграммы 3 заметим, что вместо даты измерений проставлены их номера в последовательности.
Индекс осанки (дуга спины) – единственный, где нет разделения по половому признаку, и он заслуживает особого внимания, так как именно нарушение осанки на сегодняшний день является бичом молодых людей, все больше времени проводящих за мониторами компьютеров. Как и следовало ожидать, здесь мы получили стабильно средний результат, а значит, работа, над осанкой предстоит долгая и кропотливая: с оптимизмом можно рассматривать результаты первого измерения, проведенного в мае 2004 г., но следует помнить, что в нем участвовали только девушки, которые, несомненно, уделяют осанке повышенное внимание. В то же время, высокий процент ухудшенной осанки в первом измерении (17%) объясняется ограниченным количеством участников (9 человек), из которых у одного оказалась ухудшенная осанка.
Рис. 4. Индекс осанки
Индексы развития плеча и двигательного развития не принесли сюрпризов. Как и ожидалось, у 58% юношей и 44% девушек ИРП получил хорошую оценку, у 36% и 40% соответственно ИРП удовлетворителен и у 6% и 16% ИРП недостаточен. Заставил задуматься результат ИДР: 75% юношей имеют хороший результат и только 8% – отличный; хуже ситуация у девушек – 68% с удовлетворительным результатом. Вывод: девушкам требуется усиленная работа над скоростно-силовыми качествами.
Рис. 5. Процент содержания жира в организме
Уже отмечалось, что методика вычисления процентного содержания жира в организме применялась только для девушек. Принято считать, что у спортсменок содержится 10–15% жира, а норма – 22–24%, от которой мы и исходили, так как в наших измерениях участвовали добровольцы без специального отбора. Получили: первое измерение проводилось в ноябре 2004 г., и его результаты нельзя назвать удовлетворительными: из 15 девушек только четыре уложились в норму, но девушки сделали правильные выводы, и в последующем график с обозначением «Норма» находился выше двух остальных. Отрадно, что девушки поняли: нехватка жировой ткани не менее вредна для организма, чем ее избыток, а также, что девушка, имеющая 22–24% жировой ткани, не выглядит полной.
Рис. 6. Индекс массы тела
Переходя к двум следующим индексам, хочется напомнить, что они взяты из практической работы фитнес-клубов. Индекс лишних килограммов (ИЛ = окружность талии / окружность бедер), в норме составляющий 0,8 для женщин и 1,0 для мужчин, по-видимому имеет чисто популистский аспект, так как среди школьников 38% имели нормальное значение этого индекса, а 60% – меньше нормы. Индекс массы тела (ИМТ) также не оказался жизненно важным. Согласно ему, соотношение массы тела (кг) к квадрату роста (м) в интервале 18,5–25 имеет нормальное значение; в интервале 25–30 – избыток массы; более 30 – ожирение. При этом половые особенности не учитываются. Наши результаты отражены на рис. 6. Были сделаны выводы, что ИЛ и ИМТ непригодны для оценки организма в 15–17 лет, но, вероятно, работают для 30–40-летних.
На уроках-исследованиях я выяснил, что для проведения девяти вышеприведенных измерений вполне достаточно 40–45 мин. урока. Ребята успевают не только провести исследование, но и просчитать индексы, построить графики. Для 20–25 человек достаточно одних напольных весов и 5–6 сантиметровых лент. Урок проходит живо и дает много информации для размышления.
Помимо статей, в нашей спортивной библиотеке вы можете найти много других полезных материалов: спортивную периодику (газеты и журналы), книги о спорте, биографию интересующего вас спортсмена или тренера, словарь спортивных терминов, а также многое другое.
Исследование физического здоровья обучающихся по антропометрическим данным.
Министерство общего и профессионального образования Свердловской области
МБОУ ПГО «с. Косой Брод »
Исследование физического здоровья обучающихся по антропометрическим данным.
Федченко Л.Г. учитель географии
1.1. Факторы, влияющие на антропометрические показатели
2. Исследовательская часть
2.1. Анализ гармоничности
2.3. Анализ заболеваний зубов и нарушения зрения
2.4. Анализ листка здоровья учащихся 7 класса
2.5. Рекомендации по улучшению здоровья учащихся 7 класса
На формирование здоровья человека оказывают влияние различные факторы, знание и управление которыми дает возможность уменьшить их негативное влияние.
Здоровье определяется образом жизни, генетическими факторами, зависит от здравоохранения. Но совершенно очевидно, что проблемой собственного здоровья человек должен заниматься и сам.
Важнейшими параметрами здоровья и индикаторами социального благополучия общества, по мнению многих авторов, являются показатели физического развития человека.
Показатели физического развития – это антропометрические данные, темпы их изменения в процессе роста, гармоничность развития, соотношение календарного и биологического возраста, конституционные особенности.
Эти знания позволяют использовать показатели физического развития для измерения, сравнения с нормативными показателями.
Физическое развитие остается одним из важнейших показателей здоровья и возрастных норм совершенствования, поэтому практическое умение правильно оценить его, будет способствовать воспитанию здорового поколения. В этом мы видим актуальность нашей работы.
Цель исследования: оценить состояние здоровья учащихся 8 класса по антропометрическим показателям.
Исходя из цели, нами были поставлены следующие задачи: провести антропометрическое исследование учащихся 7 класса; выявить заболевания; провести анализ; предложить рекомендации по исправлению ситуации.
Объект исследования – учащиеся 7 класса, предмет исследования – антропометрические данные.
Методы исследования : измерение, анализ, опрос.
Непрерывно протекающие процессы обмена веществ и энергии в организме человека, определяют особенности его развития. Темпы изменений массы, роста, окружностей тела в различные периоды жизни не одинаковы. Об этом может судить каждый из Вас, если вспомнит свое развитие в дошкольном и школьном возрасте. Отличительные особенности имеются у юношей и девушек, людей в зрелом возрасте и пожилом.
Ведущими формирующими факторами для детей и подростков считаются режим дня, экология, внутренняя среда помещений, организация физического воспитания, медико-санитарная помощь.
Исследуя антропометрические показатели (рост или длину тела, вес или массу тела, окружности различных частей тела), можно наглядно и просто оценить физическое развитие.
Измерение роста (длины тела)
Физическое развитие человека в первую очередь оценивается по состоянию опорно-двигательной системы. Антропометрические исследования включают измерения длины тела (рост), массы, окружности грудной клетки.
Для измерения роста стоя, исследуемый становится босиком на площадку ростомера, касаясь его вертикальной планки пятками, ягодицами и межлопаточной областью. Результат отмечают по светлой шкале с точностью до 0,5 см.
Очень важно проводить измерение роста в первую половину дня, так как к вечеру рост человека становится меньше на 1-2 см. Причиной этому является естественная усталость в течение дня, снижение мышечного тонуса, уплощение межпозвоночных хрящевых дисков и свода стопы в результате прямохождения. Рост может значительно варьировать в зависимости от наследственности, внутриутробного развития и от наличия заболеваний.
Измерение веса тела.
Вес определяется с помощью медицинских весов с точностью до 50 г. Стоять следует строго в середине площадки весов. Вес, в отличие от роста, является менее стабильным показателем и может меняться в зависимости от множества факторов. Суточное колебание веса, например, может составлять от 1 до 1,5 кг.
С возрастными нормативами веса и роста можно ознакомиться в таблицах.
Процентные величины длины тела, см
Коридор и соответствующие ему показатели
Процентные величины массы т ела, кг
Коридор и соответствующие ему показатели
Определение окружности груди
Измерение проводится дважды: на вдохе и выдохе. Находится среднее значение и определяется коридор для каждого.
Процентные величины окружности груди
Коридор и соответствующие ему показатели
Соответствие или несоответствие физического развития норме, гармоничность развития можно определять методом «коридоров». Если показатели массы и веса находятся в одном «коридоре» или в соседних, то имеет место гармоничное развитие.
II. Исследовательская часть
Мы провели антропометрические измерения учащихся 7 класса в количестве 11 человек. Для этого использовали показатели роста, веса, окружности груди и определили соответствующий им «коридор». Исходя из данных «коридора», выяснили степень гармоничности развития. Также был проведен опрос о наличии заболеваний зубов, нарушения зрения. Помимо этого оценили состояние ОДС учащихся 7 класса. Затем я просчитала процент по группам здоровья.
Результаты работы представлены в таблице:
2.1. Анализ гармоничности
Вывод: из таблицы видно, что в целом в классе все гармонично развиты, кроме 1 человека.
В ходе исследования проведен анализ ОДС испытуемых. Для этого мы определили наличие нарушения осанки и плоскостопия (методом плантограммы). Провели оценку гибкости учащихся. Данные занесли в таблицу.
Вывод : По результатам видно, что с нарушениями осанки 3 учащихся, что составляет в процентном соотношении – 27 %. Страдающих плоскостопием в нашем классе нет. Практически все обладают высокой быстротой реакции.
2.3. Анализ заболеваний зубов и нарушения зрения.
Вывод: 45 % учащихся нашего класса страдают нарушением зрения, что связано с высокой нагрузкой. И только 2 человека (18%) не имеют больных зубов.
2.4. Анализ листка здоровья класса
Вывод: большая часть учащихся относится к основной группе здоровья. И только двое- к специальной.
В 1-ю группу входят дети без отклонений здоровья, во 2-ю группу относят детей с нарушением зрения, кариесом, незначительными нарушениями осанки. Дети 3-ей группы состоят на диспансерном учете в больнице по разным заболеваниям.
2.5. Рекомендации по улучшению здоровья учащихся 7класса
Прослеживается устойчивая тенденция к ухудшению зрения за время обучения. Зрение дети сажают, часами смотря телевизор или сидя за компьютерами. Родители должны с раннего возраста следить за зрением своего ребенка, чтобы избежать неприятных последствий. Необходимо установить контроль над временем, проведенным у телевизора и компьютера, за качественным питанием с необходимым количеством витаминов, за своевременным лечением заболеваний глаз. Можно предложить учащимся поставить на компьютеры программы для снятия утомления с глаз.
К нарушению осанки у детей могут привести различные заболевания, в первую очередь рахит, гипотрофия, ожирение, инфекционные заболевания, плоскостопие, а также нерациональный режим отдыха, неполноценное питание, неверно подобранная мебель дома и в школе, неправильное ношение портфеля. Поэтому наблюдается нарушения осанки.
Предупредить некоторые заболевания гораздо легче, чем лечить. Поэтому родители, сотрудники дошкольных и школьных учреждений, должны постоянно следить за формированием осанки у детей, за посадкой детей в классе с учетом зрения. Важно для формирования здоровья своевременное и полноценное питание, свежий воздух, закаливающие процедуры, подбор мебели в соответствии с ростом. Так же одежда во время подвижных игр должна быть свободной и не стеснять движений. Физическая нагрузка строго дозируется, чередуется с отдыхом. Во время занятий с детьми нужно обращать внимание на освещенность помещения. При недостаточном освещении дети сутулятся, принимают неправильные позы. Большое значение имеет достаточный сон, который дает отдых нервной системе, мышцам, уменьшает нагрузку на позвоночник, суставы ребенка.
1) Для учащихся желательно увеличить физическую нагрузку
2) На уроках информатики, где работают с компьютером, проводить тренинг для глаз, снимающий напряжение
3) Во время уроков делать небольшие паузы с потягиванием, изменениями положения тела.
4) На родительских собраниях информировать родителей о необходимости лечения болезней детей с целью уменьшения количества учащихся с третьей группой здоровья
1. Мной проведены антропометрические исследования учащихся 7 класса.
2. Процент гармоничности учащихся составил 91%, что в целом благоприятно.
v С нарушениями осанки выявлено 3 учащихся, что составляет – 27 %. Страдающих плоскостопием в классе нет. Практически все обладают высокой быстротой реакции
v Выявлено 45 %, страдающих нарушением зрения, что связано с высокой нагрузкой. Всего 2 человека (18%) не имеют больных зубов.
v Большая часть учащихся относится к основной группе здоровья. И только двое- к специальной. Что очень оптимистично.
3. Мноюпредложены рекомендации для улучшения состояния здоровья учащихся нашей школы.