О чем стихотворение зима крестьянин торжествуя
Александр Пушкин — Зима, Крестьянин, торжествуя: Стих
Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…
_____________
Отрывок из романа в стихах Пушкина «Евгений Онегин»
Анализ стихотворения «Зима, Крестьянин, торжествуя» Пушкина
Произведение «Зима, крестьянин, торжествуя» Александра Сергеевича Пушкина – вторая строфа пятой главы романа «Евгений Онегин».
Стихотворение написано в начале 1826 года, поэт все еще пребывает в родовом имении на Псковщине, сосланный туда после отставки и перлюстрации его легкомысленных писем. В романе, между тем, произошло множество событий. Сердце Т. Лариной разбито холодностью предмета ее воздыханий. Хоть она и была отвергнута, но изжить любовь не в силах. Восклицание с чувством открывает пейзажную зарисовку: зима. Многоточие словно подчеркивает невозможность выразить все эмоции, охватившие поэта. Размером стихотворения стал все тот же четырехстопный ямб с разнообразием рифмовок (перекрестная перемежается парной, затем появляется опоясывающая, в финале – опять парная), которым написан сам роман в стихах (так называемая онегинская строфа). Герои отрывка, что называется, народ простой: крестьянин, дворовый мальчик, ямщик (извозчик). «На дровнях»: имеются в виду крестьянские сани, перевозящие нехитрые грузы в виде дров или сена. Важность и радость здесь связаны с установившейся благоприятной погодой, санным путем. «Обновляет»: то есть, едет по свежевыпавшему снегу. «Лошадка»: уменьшительный суффикс носит легкий иронический оттенок. Видимо, лошадь старенькая, понурая. «Плетется рысью»: вообще, это достаточно скорый шаг. «Как-нибудь»: оттого, что проваливается в снег местами. «Бразды пушистые взрывая»: картина быстрого бега, взметающего в воздух снег. Летит кибитка (крытая повозка): инверсия с олицетворением. Ямщик описан вполне типичный, на нем тулуп и нарядный красный пояс (кушак). Опять инверсия: бегает мальчик. Салазки – устаревшее название санок. Жучка здесь не кличка собаки, а нарицательное имя всех подобных беспородных псов вообще, особенно с черной шерстью. «Себя в коня»: ребенок забавляется своей выдумкой. Игрой становится пародия на того же ямщика, только пассажир здесь – радостная жучка. Следующая строка – самая трогательная, живая, вызывающая отклик: заморозил пальчик (выразительный приставочный глагол с просторечным оттенком). «Больно и смешно»: смех помогает перетерпеть неприятные покалывания в пальцах. «Мать грозит в окно»: красноречивая картина бдительной матери, посчитавшей, что сын уж сильно расшалился. В последующей строфе поэт иронизирует, что читателю пришлось познакомиться с чисто русскими картинами «низкой природы», не особенно «изящными».
Хрестоматийное лирическое авторское отступление «Зима, крестьянин, торжествуя» А. Пушкина – один из самых узнаваемых фрагментов «Евгения Онегина».
Стихотворение и анализ «Зима. Крестьянин торжествуя…»
Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…
Краткое содержание
Лирический отрывок из романа «Евгений Онегин» «Зима. Крестьянин, торжествуя…» – одно из самых знаменитых произведений Пушкина о зиме.
Ясное зимнее утро. По занесенной снегом местности рысцой плетется лошадка, таща за собой тяжелые дровни. Она осторожно ступает по первому снегу, а крестьянин радуется ему, торжествует, ведь природа уже устала в ожидании зимы: «Зимы ждала, ждала природа, снег выпал только в январе» говорится в предыдущей строфе. Удалая кибитка несется по зимней дороге. Резвые кони, из-под копыт которых разлетаются снежинки, погоняются добротно одетым ямщиком в красном кушаке. Все говорит о том, что по каким-то своим делам едет богатый человек, барин. То, что крестьянин обновляет путь, указывает на то, что действие происходит ранним утром, и он первый из всей деревни, кто прокладывает санную дорогу по свежевыпавшему снегу.
Радуется снегу и деревенский мальчик. Он резвится со своей жучкой и усаживает ее в салазки, которые тянет, вообразив себя лошадкой. Шалунишка уже успел обморозить пальчик, но не замечает этого и продолжает играть. Внимательная мать следит за ним из окошка. Она грозит ему пальцем, но и сама радуется наступившей зиме. Ведь ее приход означает окончание летних работ, когда можно отдохнуть и готовиться к веселым зимним праздникам.
Анализ
История создания
Этот необыкновенно яркий фрагмент появился в 1826 году, во время написания Пушкиным пятой главы «Евгения Онегина». В это время поэт находился в ссылке в Михайловском. В сюжете романа к этому моменту произошли определенные события, в числе которых неразделенная любовь Татьяны к Онегину. Видимо, чтобы отвлечься от столь печального повествования, автор и сделал это лирическое, жизнерадостное отступление, ставшее хрестоматийным произведением.
Персонажи и образы
Герои стихотворения – представители простого народа. Хотя, оно и посвящается зиме, помимо картин пейзажа, в нем присутствуют персонажи людей и животных: ямщик, крестьянин, дворовый мальчик и его мама, жучка и лошадка. Изображая их действия, автор показывает их разное отношение к зиме.
Выпавший снег означал новую полосу в жизни крестьянства, это событие люди всегда встречали с радостью. Во-первых, открывался санный путь, что значительно облегчало передвижение, во-вторых, это позволяло передохнуть от полевых работ, посвятить время рукоделию, ездить на санях на ярмарки и по другим делам. Именно по этим и другим причинам, Пушкин употребляет столь уместное здесь деепричастие «торжествуя».
Дворовый мальчик также радуется приходу зимы. Автор применяет к персонажу прилагательное «дворовый», чтобы пояснить, что родители ребенка – работники господского двора. Таких должностей было много: дворник, работник псарни, конюх, служанка, кухарка, прачка и другие.
Радуются наступившей зиме и животные. Лошадка крестьянина с осторожностью ступает по обновленной дороге, поэтому и «плетется рысью как-нибудь». Жучка радуется зиме не меньше своего хозяина. Она с восторгом разделяет с мальчиком его игры, им весело, несмотря на мороз. Лирический герой в данном сюжете никак не выражает своих эмоций по поводу прихода зимы. Он выступает в роли стороннего наблюдателя, но всеми доступными средствами старается изобразить картину преображения природы и человеческой радости.
Композиция
Стихотворение имеет четкую линейную композицию: первое четверостишие – зачин, второе – развитие действия и третье – кульминация. Последние две строчки берут на себя спад предыдущей напряженности повествования.
Первое четверостишие повествует о крестьянине, прокладывающем санную дорогу. Во втором читатель видит ямщика в добротной зимней одежде, отороченной мехом, и с кушаком на поясе. Третье четверостишие посвящено играющему с собакой мальчику. Двустишие в конце рассказывает о матери, в окно наблюдающей за сыном-шалунишкой.
Учитывая объем и тему стихотворения, его можно отнести к пейзажной лирике и считать законченным произведением. Но, поскольку, оно все-таки является частью лиро-эпического произведения, то есть романа «Евгений Онегин», его также можно считать эпосом.
Работа над романом относится к реалистическому периоду творчества поэта, поэтому фрагмент о зиме также несет в себе черты реализма. Все эмоции персонажей переданы Пушкиным через обычные крестьянские образы, наполненные определенным смыслом. Торжествующий крестьянин, играющий мальчик, осторожно ступающая по снегу лошадка – все эти персонажи изображены в стихотворении очень подробно и реалистично.
Размер и средства художественной выразительности
Данный отрывок написан тем же стихотворным размером, что и весь роман – четырехстопным ямбом с использованием разнообразных рифм (так называемая Онегинская строфа). В начале идет перекрестная рифма, во втором четверостишии – параллельная, в третьем – кольцевая, или опоясывающая, последнее двустишие оформлено парной рифмой. Схематично это можно представить так: АБАБ ВВГГ ДЕЕД ЖЖ. Женские рифмы чередуются с мужскими.
Для придания тексту оживленности и движения автор широко использует глаголы и деепричастия: «крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь», мальчик бегает «в салазки жучку посадив», «себя в коня преобразив», «лошадка, снег почуя, плетется рысью»; Эпитеты представлены двумя примерами: «бразды пушистые», «кибитка удалая». В тексте присутствует восемь устаревших слов, что довольно много по отношению к его объему. Это такие слова, как дровни (сани), бразды (следы от полозьев), кибитка (повозка), ямщик (кучер), облучок (деталь телеги), тулуп (шуба из меха), кушак (пояс), салазки (санки).
Проблематика и основная идея произведения
В стихотворении звучит тема прихода зимы и отношение к ней разных людей. Радость и торжество указывают на то, что все рады преображению природы, тому, что осенняя слякоть сменилась чистым снегом, что впереди много зимних праздников и забав: катания с горок, игр в снежки. От предвкушения этого и дети, и взрослые ощущают большой душевный подъем.
Этот фрагмент романа не содержит никакой проблематики. Пушкин просто описывает зиму, но не в виде холодной, торжественной красавицы, а как яркое, веселое, искристое время года. Не напрасно это стихотворение так любят дети, потому что зима для многих и сейчас остается любимым временем года, аналогом праздника и радости.
Краткий анализ стихотворения «Зима. Крестьянин, торжествуя…» по плану
1. История создания
Знаменитый фрагмент романа Пушкина «Евгений Онегин» о красоте русской зимы представляет собой отрывок из пятой главы произведения.
Поэт работал над романом с 1823 по 1830 год.
Работа над данным фрагментом велась в 1826 году, во время пребывания в ссылке в Михайловском.
2. Литературное направление
Время написания романа «Евгений Онегин» относится к реалистическому периоду пушкинского творчества. Данный фрагмент также написан в традициях реализма.
Радость и прелесть зимы показаны через простые, обыденные и вместе с тем наполненные глубоким смыслом действия русских крестьян.
Резвящийся дворовый мальчик, крестьянин, торжествующий от того, что наконец закончилась осенняя распутица, осторожно бегущая и чующая снег большими тёплыми ноздрями лошадка — все они изображены подробно и достоверно.
Такую картину вполне мог написать художник-реалист: Суриков, Саврасов или Нестеров.
3. Род
По объёму и заявленной теме отрывок тяготеет к пейзажной лирике и воспринимается как отдельное стихотворение.
Тем не менее, на нём лежит печать принадлежности ко всему роману, который является произведением лиро-эпическим. С эпосом отрывок сближает небольшая доля сюжетности, наличие рассказчика.
4. Жанр
Так как данный фрагмент представляет собой одну из строф романа, мы не имеем права формально назвать его стихотворением.
Однако в том виде, в котором он попадает в учебники литературы, текст представляет собой законченное лирическое стихотворение из 14 строк.
5. Проблематика
Говорить о проблеме произведения не совсем уместно, но в сцене описания зимних забав присутствует небольшой конфликт.
Мир природы по-разному воспринимается взрослыми и детьми: мальчик рад возможности побегать по первому снегу, покататься на санках, поскользить по льду, а вот мать «грозит ему в окно» (она знает, что зимний холод очень опасен).
Зима – это не только время беспечной радости, но и та пора, которую нужно пережить с помощью домашнего тепла и приготовленных за год запасов.
Крестьяне всегда помнили об этом и готовились к зиме заранее.
6. Тематика
В стихотворном отрывке звучит тема зимы и её влияния на русскую жизнь, настроение и поступки людей.
Лёгкое, игривое и лучезарное счастье прихода зимы сочетается с намёками на то, что деревенская жизнь непроста и хлопотлива.
7. Идея
Идея стихотворения состоит в том, что красота зимней природы преображает землю. Зимой всё меняется: становится новым, чистым, волшебным.
Люди чувствуют в это время душевный подъём. Зима бодрит тело и дух, даёт взрослым отдохнуть от весенне-летних трудов и осеннего бездорожья, а детям дарит радость катания на санках и игры в снежки.
8. Пафос
Жизнеутверждающее, точное в каждой детали стихотворение выдаёт в Пушкине тонкого знатока народной жизни, внимательного бытописателя и вдохновенного ценителя природы.
Поэт с любовью и радостью создаёт словесный пейзаж, каждый из героев которого на свой лад выражает восторг перед наступлением нового времени года.
9. Система образов
Пушкинская картина мира антропоцентрична. Это означает, что главное в ней – человек. Описывая русскую зиму, поэт, помимо традиционных пейзажных образов (снег, дровни, зимний путь), использует образы людей и животных.
Крестьянин, дворовый мальчик, его мама, лошадка и собачка по-разному относятся к зиме. Описывая их чувства и действия, Пушкин делает картину динамичной.
Становится ясно, что долгое время томительного ожидания прошло, выпал снег – и началась новая жизнь, не похожая на всё прежнее.
10. Центральные персонажи
В отрывке речь идёт о крестьянине, который в первый раз прокладывает санный путь по снегу.
Обычно это происходило на Руси 7 декабря, в празднование памяти великомученицы Екатерины. Это событие считалось у крестьян радостным. Передвигаться по снегу было куда легче, чем по грязи.
Можно было заниматься домашними зимними работами, выбираться за дровами в лес, отправляться в дорогу на ярмарки или по другим делам.
Деепричастие «торжествуя», которым характеризуется настроение крестьянина, подтверждает эту мысль.
Ещё одним персонажем, который рад приходу зимы, является дворовый мальчик.
Прилагательное «дворовый» означает, что родители ребёнка служат при господском дворе: в доме, на кухне, на конюшне, псарне или по другой части. Например, мальчик может быть сыном кухарки. Она-то и грозит ему в окно, замечая, что «шалун уж отморозил пальчик».
Рады переменам в природе и животные. Осторожная лошадка нащупывает обновлённый путь и поэтому «плетётся рысью». Дворовая собачка (жучка в данном случае – имя нарицательное, так называли безродных деревенских псов) радостно скачет по сугробам и веселится вместе с мальчиком. Всё живое приветствует приход зимы.
11. Лирический герой
В данном стихотворении лирический герой отступает в тень и становится сторонним наблюдателем.
Он ничего не сообщает нам о личном отношении к зиме, но всеми средствами показывает своё, как прекрасно торжественное преображение природы. Видно, что автор любуется персонажами, а их радость передаётся ему.
12. Сюжет
В первом четверостишии сообщается о том, что крестьянин обновляет санный путь.
Во втором – возникает образ ямщика в кибитке (дорожной повозке). На ямщике тулуп (тёплая зимняя крестьянская одежда, подбитая мехом) и красный кушак (широкий пояс). Это значит, что путешествия на дальние расстояния снова стали возможны. Дороги стали проезжими.
В третьем четверостишии упоминается мальчик, впрягающий собаку в салазки (маленькие санки). Эта невинная забава веселит его, но мороз не шутит, кусая его за пальцы – пора одеваться теплей.
В завершающем двустишии говорится о матери мальчика, которая грозит ему в окно. Этот образ слегка оттеняет беззаветную детскую радость, напоминая о том, что зима – это ещё и время суровых холодов, когда нужно быть осторожней.
13. Композиция
Стихотворному отрывку присуща линейная композиция.
14. Размер, рифма и строфика
Стихотворный отрывок «Зима…» написан четырёхстопным ямбом с чередованием женских и мужских рифм.
Так как фрагмент представляет собой «онегинскую строфу», в нём сочетаются все три способа рифмовки:
Схема рифм такова: АБАБ ВВГГ ДЕЕД ЖЖ.
15. Художественное своеобразие произведения
Звукопись поэтического текста настраивает на восприятия широты, простора.
Используются ассонансы «а», «о», которые расширяют пространство, напоминают о свежем морозном воздухе, ярком свете и блеске.
Аллитерации с сонорами «л», «н», «р», свистящими и шипящими «с», «з» передаёт лёгкость скольжения. Кажется, будто слегка скрипят полозья, хрустит снежок под копытами лошади.
В стихотворении встречается
(тулуп, кушак, дровни, кибитка, облучок, салазки). Эти слова сегодня считаются устаревшими, но без них не понять, как жили наши предки, какой предметный мир их окружал.
Синтаксис достаточно прост. Предложения простые, иногда осложнённые придаточными обстоятельствами.
Используется как прямой, так и обратный порядок слов (инверсия). В тексте много глагольных конструкций, помогающих почувствовать движение образов, восторг от прихода зимы.
16. Средства художественной выразительности
Пушкин умеренно пользуется средствами художественной выразительности, но его лаконичность заставляет пристально рассматривать каждую изображаемую деталь.
Основными «помощниками» поэта становятся глаголы и деепричастия, которые делают текст быстрым, лёгким, живым («крестьянин, торжествуя, на дровнях обновляет путь»; «лошадка, снег почуя, плетётся рысью»; мальчик бегает «в салазки жучку посадив», «себя в коня преобразив»).
Встречаются в произведении и эпитеты: «бразды пушистые», «кибитка удалая».
Особую прелесть придают стихотворному отрывку авторские определения: «шалун» (о мальчике), «лошадка» (о крестьянской лошади). В каждом слове чувствуются любовь и нежность к людям, зверям, природе.
17. Значение произведения
Знаменитый фрагмент из романа «Евгений Онегин» стал одним из любимых детских стихотворений о зиме.
Новаторство Пушкина в том, что зима предстаёт у него не чопорной, прекрасной и неподвижной, а живой, искристой, радостной и весёлой.
Такое восприятие этого сезона года близко каждому.
18. Актуальность
Несмотря на то, что сегодня мы перестали ездить на санях и запрягаем лошадей только для забавы, зима по-прежнему остаётся для многих долгожданным временем радости и покоя.
Российские дороги, как и в старину, выглядят осенью непроезжими, и люди ждут зимы, чтобы порадоваться преображению природы, чистоте, красоте и опрятности нового, укрытого ослепительно чистым снегом мира.
19. Моё отношение
Я очень люблю строки Пушкина о зиме. Так же, как дворовый мальчик из этого стихотворения, я всегда радуюсь первому снегу, катаюсь на санках, леплю зимой снеговиков.
У меня много любимых занятий и увлечений, но наслаждение, которое получаешь от общения с природой, не заменить ничем.
20. Чему учит
Данный поэтический фрагмент учит нас радоваться простым вещам: первому снегу, лёгкому морозцу, зимнему солнышку.
Поэт напоминает, что мир, который нас окружает, прекрасен, а мы созданы для того, чтобы беречь его и любоваться каждым мгновеньем.
Александр Пушкин
Зима. Крестьянин, торжествуя… (+ Анализ)
«Зима. Крестьянин, торжествуя…»
Александр Пушкин
* * *
Зима. Крестьянин, торжествуя,
На дровнях обновляет путь;
Его лошадка, снег почуя,
Плетется рысью как-нибудь;
Бразды пушистые взрывая,
Летит кибитка удалая;
Ямщик сидит на облучке
В тулупе, в красном кушаке.
Вот бегает дворовый мальчик,
В салазки жучку посадив,
Себя в коня преобразив;
Шалун уж заморозил пальчик:
Ему и больно и смешно,
А мать грозит ему в окно…
Дата создания: 1826 г.
Отрывок из романа в стихах Александра Пушкина «Евгений Онегин»
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Зима … Крестьянин…»
1 вариант
Стихотворение написано в начале 1826 года. Оно является фрагментом романа «Евгений Онегин» , но давно воспринимается как самостоятельное произведение. Его можно назвать бытовой зарисовкой, навеянной реалиями русского севера – в период написания автор пребывает в псковской ссылке.
Поэт создает картину радостного оживления, связанного с выпавшим снегом и установлением надежного санного пути. Среди людей царит праздничное оживление (ямщик не зря украшен себя красным кушаком), ожидание приятных перемен. Надоевшие всем грязь и бездорожье ушли в прошлое. Мороз не только сковал землю – она вдобавок покрылась долгожданным снегом, осветившим и освятившим все вокруг, и облегчение почувствовали все.
Евгений Онегин. Глава десятая (расшифровка)
А. С. Пушкин использует в стихотворении следующие выразительные средства:
Миниатюрное стихотворение наполнено движением – практически все его персонажи (а их четверо, не считая лошади) совершают дополнительные действия: недаром в небольшом тексте содержатся пять деепричастий. Заметим, что деепричастие «взрывая» восходит к глаголу «рыть» – всего в трех словах поэт показывает, как из-под полозьев бешено несущейся повозки сыпучий сухой снег летит в стороны, а на дороге остаются глубокие борозды.
Анализ стихотворения «Зима, Крестьянин, торжествуя» Пушкина
2 вариант
Стихотворение написано в начале 1826 года, поэт все еще пребывает в родовом имении на Псковщине, сосланный туда после отставки и перлюстрации его легкомысленных писем. В романе, между тем, произошло множество событий. Сердце Т. Лариной разбито холодностью предмета ее воздыханий. Хоть она и была отвергнута, но изжить любовь не в силах. Восклицание с чувством открывает пейзажную зарисовку: зима. Многоточие словно подчеркивает невозможность выразить все эмоции, охватившие поэта. Размером стихотворения стал все тот же четырехстопный ямб с разнообразием рифмовок (перекрестная перемежается парной, затем появляется опоясывающая, в финале – опять парная), которым написан сам роман в стихах (так называемая онегинская строфа). Герои отрывка, что называется, народ простой: крестьянин, дворовый мальчик, ямщик (извозчик). «На дровнях»: имеются в виду крестьянские сани, перевозящие нехитрые грузы в виде дров или сена. Важность и радость здесь связаны с установившейся благоприятной погодой, санным путем. «Обновляет»: то есть, едет по свежевыпавшему снегу. «Лошадка»: уменьшительный суффикс носит легкий иронический оттенок. Видимо, лошадь старенькая, понурая. «Плетется рысью»: вообще, это достаточно скорый шаг. «Как-нибудь»: оттого, что проваливается в снег местами. «Бразды пушистые взрывая»: картина быстрого бега, взметающего в воздух снег. Летит кибитка (крытая повозка): инверсия с олицетворением. Ямщик описан вполне типичный, на нем тулуп и нарядный красный пояс (кушак). Опять инверсия: бегает мальчик. Салазки – устаревшее название санок. Жучка здесь не кличка собаки, а нарицательное имя всех подобных беспородных псов вообще, особенно с черной шерстью. «Себя в коня»: ребенок забавляется своей выдумкой. Игрой становится пародия на того же ямщика, только пассажир здесь – радостная жучка. Следующая строка – самая трогательная, живая, вызывающая отклик: заморозил пальчик (выразительный приставочный глагол с просторечным оттенком). «Больно и смешно»: смех помогает перетерпеть неприятные покалывания в пальцах. «Мать грозит в окно»: красноречивая картина бдительной матери, посчитавшей, что сын уж сильно расшалился. В последующей строфе поэт иронизирует, что читателю пришлось познакомиться с чисто русскими картинами «низкой природы», не особенно «изящными».
И с каждой осенью я расцветаю вновь… (отрывок) (+ Анализ)
Хрестоматийное лирическое авторское отступление «Зима, крестьянин, торжествуя» Александра Пушкина – один из самых узнаваемых фрагментов «Евгения Онегина».