О чем стихотворение вновь я посетил пушкин
Стихотворение и анализ «Вновь я посетил…»
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор – и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я – но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет – уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора.
Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим – и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны…
Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно, синея, стелется широко;
Через его неведомые воды
Плывет рыбак и тянет за собой
Убогий невод. По брегам отлогим
Рассеяны деревни – там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Владений дедовских, на месте том,
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями, три сосны
Стоят – одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко, – здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал. По той дороге
Теперь поехал я и пред собою
Увидел их опять. Они все те же,
Все тот же их, знакомый уху шорох –
Но около корней их устарелых
(Где некогда все было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья; кусты теснятся
Под сенью их как дети. А вдали
Стоит один угрюмый их товарищ,
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему все пусто.
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.
Краткое содержание
В стихотворении «Вновь я посетил…» А.С. Пушкин описал впечатления от посещения одного из своих любимых мест – села Михайловское. Настроение этого стихотворения наполнено грустью и воспоминаниями о прошлом, о детстве, о няне, доброта и мудрость которой так резко контрастируют с бездуховностью современного общества.
Вновь я посетил… Художник А. Локтионов
Пушкин с большой точностью описывает природу Михайловского, лесной холм, где он, еще не обремененный проблемами, любил проводить время, любуясь озером, старые сосны, приветствовавшие его, когда он проезжал мимо…
Но не только воспоминания одолевают поэта в Михайловском. Этот приезд позволил ему переоценить жизнь. Прошлое Пушкин воспринимает, как что-то старое, отжившее, в нем он пытается увидеть признаки грядущих перемен. Таким образом, через описание природы и размышления лирического героя автору удается показать прочную связь между будущим и прошлым, неразрывное единство человека и природы в нескончаемом круговороте времени.
Анализ
История создания
Летом 1835 года А.С. Пушкин наконец-то смог побывать в Михайловском, которое не посещал уже очень давно. Это место влекло его тем, что там прошла его беззаботная юность, и там же он, находясь в ссылке, создал ряд замечательных произведений.
И вот, Пушкин, именитый зрелый поэт, наделенный определенной житейской мудростью, приезжает в Михайловское. Поток воспоминаний захлестывает его, знакомые с детства места, рощи, холм, сосны, скамейка у пруда – все это он пропускает через призму своей жизни. Эти нежные, грустные чувства приводят автора к размышлениям о молодости и старости, о закономерности смены поколений.
Подводя итоги, поэт решает изложить это на бумаге. Так зародилось и было написано стихотворение «Вновь я посетил». Исследователи творчества Пушкина нашли в его архивах и другие фрагменты этого стихотворения, не вошедшие в окончательный вариант. Это говорит о том, что поэт с большой серьезностью и кропотливостью отнесся к этой работе.
Композиция
Стихотворение не разделяется на строфы, но условно состоит из трех частей. Первая – воспоминания о прошлом: «Сиживал недвижим и глядел на озеро», грусть о няне: «Не слышу я шагов ее тяжелых, ни кропотливого ее дозора».
Вторая, центральная часть – это возвращение мыслей поэта к настоящему времени. В описании трех старых сосен присутствует молодая поросль: «Теперь младая роща разрослась, зеленая семья; кусты теснятся под сенью их, как дети».
В третьей части грусть окончательно уступает место надежде на молодое поколение, которое поэт приветствует словами: «Здравствуй, племя младое, незнакомое!»
Ход времени воспринимается им, как закономерная неизбежность. Он готов к переменам, как в себе, так и в окружающем мире.
Произведение как бы направлено на подготовку главного образа – юной, свежей зеленеющей поросли, которая со временем превратится в могучую рощу, олицетворяющую жизненный круговорот. Все это и становится основой философских мыслей автора. Исходя из этого, «Вновь я посетил» относится к жанру философской лирики (философские размышления приходят на место лирических воспоминаний).
Размер и средства художественной выразительности
Торжественность пятистопного ямба свидетельствует о важности размышлений поэта. Использование многоточия – способ передачи психологической паузы и ощущения бренности всего живого, которое может в любой момент оборваться… Отсутствие рифмы позволяет переместить смысловую нагрузку на интонацию. Самое важное по смыслу слово всегда перенесено на конец строки. Таким образом, складывается особая ритмика стихотворения, приближенная к разговорной речи и рассуждениям.
Как уже упоминалось выше, текст стихотворения напоминает разговорную речь, поэтому Пушкин не злоупотребляет в нем классическими средствами художественной выразительности. Очень сдержанно и, в то же время, уместно использованы эпитеты: «холм лесистый», «неведомые воды», «опальный домик», «нив златых» и др. Здесь же соседствуют и просторечные выражения: «сиживал», «вечор». Не обошлось и без включения поэтических штампов: «брегам», «младая», «главу», «златых».
Поэт использует олицетворения и сравнения в описании сосен: «стоит один угрюмый их товарищ, как старый холостяк». Звуковой выразительности автор добивается при помощи аллитерации (повторяющихся согласных, в данном случае – шипящих) в изображении тех же сосен: «шум и шорох их вершин» и при воспоминаниях об Арине Родионовне: «не слышу я шагов ее тяжелых».
При жизни поэта стихотворение не издавалось. Оно было опубликовано журналом «Современник» в 1837 году.
Анализ стихотворения «Вновь я посетил» (А.С. Пушкин)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 18.11.2019 · Обновлено 18.11.2019
В своей лирике А. С. Пушкин обращается к самым разнообразным темам. Говорит о любви, рассуждает о предназначении поэта и поэзии, любуется природой и пытается осмыслить мир вокруг себя. Результатом такого осмысления становятся философские стихотворения, когда переломные жизненные моменты заставляют поэта иначе взглянуть на себя и мир, задуматься над взаимосвязью времен, обстоятельств и людей. Один из ярчайших примеров философской лирики Пушкина – стихотворение «Вновь я посетил». Многомудрый Литрекон предлагает Вашему вниманию разбор стихотворения «Вновь я посетил» по плану.
История создания
Стихотворение «Вновь я посетил» Пушкин написал в 1835 году, когда после длительного перерыва приехал в родовое имение Ганнибалов-Пушкиных, село Михайловское. Там протекали дни беззаботной юности поэта, там он провел два непростых, но плодотворных для его творчества года ссылки.
Пушкин к этому времени уже достиг поэтической зрелости и определенной мудрости, он создает большие исторические работы и, наряду с ними, тихие и глубокие лирические тексты. Знакомые, но изменившиеся теперь пейзажи и воспоминания о пережитом в Михайловском наводят поэта на размышления о юности и старости, о связи поколений и неумолимости законов бытия, результатом которых становится стихотворение «Вновь я посетил». В черновиках поэта сохранились большие фрагменты, которые не вошли в окончательный текст, что свидетельствует о долгой кропотливой работе над произведением.
Жанр, направление, размер
Жанр стихотворения «Вновь я посетил» можно определить как элегию, представляющую собой печальные размышления о смысле жизни и ее бренности, которые часто возникают на фоне наблюдения за природой. Поэт несколько обновляет традиционное содержание элегии, демонстрируя не привычные для жанра грусть и одиночество, а светлое, умиротворенное принятие жизни и ее законов.
В стихотворении «Вновь я посетил» Пушкин использует редкую для своего творчества форму «белого стиха», что помогает наиболее точно передать личные глубокие переживания.
Размер текста – простой и, одновременно, торжественный пятистопный ямб. На первый план выходят интонационный рисунок, психологические паузы, использование многоточий. Это позволяет создать эффект разговорной речи, как будто поэт размышляет в настоящем времени, непосредственно перед читателем.
Композиция
Текст стихотворения можно условно разделить на три части.
Интересно, что стихотворение «Вновь я посетил» строится как рассуждение лирического героя. Интонационный рисунок создает ощущение, что перед нами лишь фрагмент этих размышлений, глубокий личный опыт и длительные духовные искания поэта как будто остаются за рамками произведения, но отчетливо просматриваются в паузах и многоточиях текста.
Образы и символы
В центре стихотворения «Вновь я посетил» оказывается лирический герой – проекция самого А. С. Пушкина. Герой вновь посещает родные места, где все напоминает ему о мечтаниях юности и близких людях («минувшее меня объемлет живо»). Время внесло коррективы в знакомые пейзажи, изменился, «покорный общему закону», и он сам. Мы видим, что герой тонко чувствует эти изменения, отчего в строках сквозит легкая грусть. Эта грусть сменяется умиротворением и надеждой, когда поэт видит расцвет новой жизни – молодую зеленую рощу, и предрекает, что его внуки застанут расцвет этих деревьев и вспомнят о нем.
Описывая деревенский пейзаж, Пушкин создает целый ряд ярких картин, где ключевыми становятся образы трех старых сосен и молодой поросли рядом с ними. Старые деревья – его давние «знакомцы», они почти не изменились с юности поэта, однако рядом с ними выросла «младая роща». Эта роща видится герою «зеленой семьей» и даже сравнивается с детьми, она становится символом нового поколения и непрерывного обновления жизни.
Темы, настроение и проблемы
Основная идея
Главная мысль стихотворения «Вновь я посетил» – это бессмертие через вечное и непрерывное развитие жизни. Поэт принимает быстротечность времени и естественные законы бытия, согласно которым природа и человек неминуемо стареют и умирают, но при этом без опасения смотрит в будущее, так как видит в нем продолжение настоящего. Земля предков и память потомков в тексте стихотворения становятся связующими человечество нитями, которые не дают ему рассыпаться на части и кануть в небытие.
Пушкин обращается к молодому поколению на равных, предполагает, что «молодое племя» должно быть лучше своих отцов и дедов. Пусть сам поэт не застанет «могучий поздний возраст» молодой рощи, но она обязательно поприветствует однажды его внука, значит, жизнь будет продолжаться. В этом и заключается смысл стихотворения «Вновь я посетил».
Средства выразительности
Стихотворение «Вновь я посетил» строится без рифмы, поэтому основной смысловой акцент переносится на ритмический рисунок текста и выразительную силу каждого слова.
Философские вопросы быстротечности времени и бессмертия, которые волновали Пушкина на протяжении всего творческого пути, поэту удалось точнее осмыслить при посещении после долгого перерыва родных сердцу и наполненных воспоминаниями мест. Стихотворение «Вновь я посетил» становится для Пушкина своеобразным подведением итогов. Белый стих, форма лирического фрагмента и простой язык помогают создать глубокий философский текст, проникнутый благословением жизни и природы и спокойным, уверенным принятием естественных законов бытия.
Анализ стихотворения И вновь я посетил А. С. Пушкина
Александр Сергеевич Пушкин.
«Вновь я посетил…»
* * *
. Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я — но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах.
Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет — уж за стеною
Не слышу я шагов ее тяжелых,
Ни кропотливого ее дозора.
Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны.
Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно, синея, стелется широко;
Через его неведомые воды
Плывет рыбак и тянет за собой
Убогий невод. По брегам отлогим
Рассеяны деревни — там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре.
На границе
Владений дедовских, на месте том,
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями, три сосны
Стоят — одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко, — здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал. По той дороге
Теперь поехал я и пред собою
Увидел их опять. Они всё те же,
Все тот же их, знакомый уху шорох —
Но около корней их устарелых
(Где некогда все было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья; кусты теснятся
Под сенью их как дети. А вдали
Стоит один угрюмый их товарищ,
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему все пусто.
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.
Стихотворение «Вновь я посетил…»написано 26 сентября 1835 года в Михайловском, куда Пушкин приехал спустя 8 лет. Последние годы жизни тяжело давались поэту. 1834 год явился переломным годом в жизни Пушкина. Накануне нового года он был пожалован в камер-юнкеры, что оскорбило его, так как такие звания обычно давались юношам. Пушкин же был уже не молод. Обстоятельства его жизни складывались трагично: камер-юнкерство бросало тень на Пушкина. Народный поэт, которым Пушкин себя уже осознал, должен быть чистым и непорочным. Поэту хотелось уединения, тишины для осуществления больших творческих замыслов, но он вынужден был служить, чтобы содержать семью. Его угнетало светское окружение.
Пушкин противопоставил мрачным обстоятельствам напор творческой энергии. Жизнь пыталась его сломить, а он преобразовывал ее в своих произведениях в мир, проникнутый драматизмом. Пушкин стремился переделать жизнь, одухотворить ее, но она оставалась косной, холодной и жестокой.
Он пытался найти выход, вновь предпринимал отчаянные попытки вырваться из тесного круга. Современники замечают тяжелое состояние его духа.
Летом 1835 поэту удалось получить отпуск на четыре месяца, и он уехал в Михайловское. Здесь и было создано стихотворение «Вновь я посетил…»
В Михайловском Пушкин вспоминает свое двухлетнее изгнание, няню, которая умерла. Мысль его обратилась к прожитому, которому он подводил итог в глубокой и печальной думе о себе и времени.
Стихотворение «Вновь посетил я…» делится на три части: приезд в Михайловское, описание природы края, обращение к будущим поколениям. Поэт рисует жизнь в ее постоянном изменении. Он обращается к прошлому, ибо настоящее напоминает об ушедших годах, в самом настоящем уже зреют ростки будущего. Вся художественная ткань произведения дает представление о быстротекущем времени, смене преемственности поколений. В стихотворении речь идет о пяти поколениях: внуке «владений дедовских» и его внуке.
Рассмотрим первую часть.
«. Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провел
Изгнанником два года незаметных.
Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я — но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах».
Упоминание «опального домика» и «бедной няни моей» возвращают нас к важнейшим вехам в жизни поэта. Отсюда, из Михайловского, в 1825 году Пушкин решил тайно отправиться в Петербург, предчувствуя назревавшие великие потрясения, и лишь типично русское суеверие (встречи с зайцем и попом) спасло поэта от неминуемой гибели.
Упоминание Арины Родионовны также не случайно. Няня приобщала маленького Пушкина к русскому народному поэтическому творчеству, оказавшее на него огромное влияние.
Далее, уже в третьей части, предстает среднерусский пейзаж, живо напоминающий нам пейзаж «Деревни».
«Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны.
Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно, синея, стелется широко;
Через его неведомые воды
Плывет рыбак и тянет за собой
Убогий невод. По брегам отлогим
Рассеяны деревни — там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре.
На границе
Владений дедовских, на месте том,
Где в гору подымается дорога,
Изрытая дождями, три сосны
Стоят — одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко, — здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал. По той дороге
Теперь поехал я и пред собою
Увидел их опять. Они всё те же,
Все тот же их, знакомый уху шорох —
Но около корней их устарелых
(Где некогда все было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья; кусты теснятся
Под сенью их как дети. А вдали
Стоит один угрюмый их товарищ,
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему все пусто.
Здравствуй, племя
Младое, незнакомое! не я
Увижу твой могучий поздний возраст,
Когда перерастешь моих знакомцев
И старую главу их заслонишь
От глаз прохожего. Но пусть мой внук
Услышит ваш приветный шум, когда,
С приятельской беседы возвращаясь,
Веселых и приятных мыслей полон,
Пройдет он мимо вас во мраке ночи
И обо мне вспомянет.»
Лирический герой описывает пейзаж и вспоминает все, что с ним было связано в его жизни. Холм лесистый, озера, наблюдая за которым он вспоминал море:
«Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны. »
Лирический герой встречает на своем пути три сосны, которые он видел десять лет назад. Описывает их изменения.
Пушкин убежден, что природа прекрасна и гармонична, так как естественна в своем свободном появлении. Например, строчки об озере:
«Меж нив златых и пажитей зеленых
Оно, синея, стелется широко»
Постоянность, неизменность природы подчеркнуты Пушкиным для того, чтобы напомнить нам, что эти частичка, свидетель прошлого, достойного любви и уважения. Постоянность и неизменность природы Пушкин подчеркивает тем, что говорит о трех соснах, вновь увиденных им.
Также мы видим, что поэт наделяет природу способностью чувствовать, вести диалог, сопереживать людям. Отсюда и прямое обращение к ней:
«Здравствуй, племя
Младое, незнакомое!»
Одухотворяя природное, Пушкин делится с молодыми сосенками своими мыслями о будущем, последней теме анализируемого стихотворения. Предвидение поэта оптимистично: его внук окружен приятелями, и мысли его веселы и приятны.
В стихотворение отражен образ времени. Пушкин описывает то, как все меняется со временем, не меняются лишь идеалы, взгляды, убеждения. Меняется он, его жизнь:
«Уж десять лет ушло с тех пор — и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я…»
Меня есть все вокруг – люди умирают, умирает его няня.
«Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет…»
Когда Пушкин ещё был в Михайловском он часто сидел на берегу озера и вспоминал море. Это так же говорит о том, что это уже прошло, то есть упоминается образ времени.
«Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны. »
Так же Пушкин описывает нам ситуацию, когда он встречает на пути знакомые деревья и видит, что около их корней теснятся новые, молодые кусты.
«Увидел их опять. Они всё те же,
Все тот же их, знакомый уху шорох —
Но около корней их устарелых
(Где некогда все было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зеленая семья; кусты теснятся
Под сенью их как дети».
Но время меняет не все. И в самом человеке остается что-то прежнее, например, его память, его идеалы, помыслы, убеждения. Об этом свидетельствуют такие строчки:
«…но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах».
Время не меняет природу в корне. Природа остается прежней. Это говорит сходство пейзажа этого стихотворения и стихотворения «Деревня». Также это подтверждают такие строки:
«И, кажется, вечор еще бродил
Я в этих рощах»;
«Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей»;
«Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим — и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны. »;
«Стоят — одна поодаль, две другие
Друг к дружке близко, — здесь, когда их мимо
Я проезжал верхом при свете лунном,
Знакомым шумом шорох их вершин
Меня приветствовал. По той дороге
Теперь поехал я и пред собою
Увидел их опять. Они всё те же,
Все тот же их, знакомый уху шорох».
Рассмотрим средства поэтической выразительности.
«. Вновь я посетил
Тот уголок земли, где я провёл»
Отточие перед первой строкой как бы вводит читателя в продолжение каких-то размышлений автора. Уменьшительная форма слова уголок выражает особую близость к этой земле. Слово изгнанником точно характеризует положение ссыльного поэта.
«Уж десять лет ушло с тех пор – и много
Переменилось в жизни для меня,
И сам, покорный общему закону,
Переменился я – но здесь опять
Минувшее меня объемлет живо,
И, кажется, вечор ещё бродил
Я в этих рощах».
Слово ушло говорит о невозвратимости этих лет. Повторение слов переменилось, переменился я с лаконизмом говорит, что жизненные обстоятельства сказываются на судьбе человека, изменяют его физически и духовно. Таковы законы жизни. Это сформулировано в краткой фразе:
«И сам, покорный общему закону,
Переменился я..».
Ёмкий смысл таит и выражение “объемлет живо”. Объемлет – охватывает, переполняет воспоминаниями. Прошлое с такой ощутимой ясностью (живо) предстаёт в памяти поэта, что оно стало явью. Кажется, как будто всё вчера происходило:
«Вот опальный домик,
Где жил я с бедной нянею моей.
Уже старушки нет – уж за стеною
Не слышу я шагов её тяжёлых,
Ни кропотливого её дозора».
Эпитет опальный (находящийся в немилости властей) перекликается по смыслу со словом изгнанник. Сыновним чувством проникнуты строки о няне. Сколько боли в словах “уже старушки нет”! Поэт никогда не услышит “шагов её тяжёлых. ” Определение тяжёлых – это о старушечьей походке, когда требуются усилия для передвижения. Кропотливый – внимательный, терпеливый, заботливый; дозор в контексте – присмотр.
Вслед за воспоминаниями о няне – обращение к природе Михайловского, к которой по-прежнему влечёт поэта.
«Вот холм лесистый, над которым часто
Я сиживал недвижим – и глядел
На озеро, воспоминая с грустью
Иные берега, иные волны.
Меж нив златых и пажитей зелёных
Оно, синея, стелется широко;
Через его неведомые воды
Плывёт рыбак и тянет за собою
Убогий невод. По брегам отлогим
Рассеяны деревни – там за ними
Скривилась мельница, насилу крылья
Ворочая при ветре. »
Недвижим – поглощён думами о прошлом и настоящем. Как много сказано в строках: “. вспоминая с грустью // Иные берега, иные волны. ” Это о южной ссылке, дорогих поэту людях, вблизи от моря, свободной стихии, мощь и красоту которой Пушкин воспел в стихотворении «К морю».
Поэтичны строки:
«Меж нив златых и пажитей зелёных
Оно, синея, стелется широко. »
Здесь и инверсии (нив златых, пажитей зелёных), и аллитерация: синея стелется широко.
Отдельными штрихами поэт воссоздал бедность края: убогий невод рыбака, скривившаяся от времени мельница, которая давно без присмотра хозяина, да и сам домик, где жил и трудился поэт, не похож на барские хоромы.
Особенно дороги поэту три сосны “на границе // Владений дедовских”. Шумом вершин они некогда приветствовали его, проезжающего мимо них. За прошедшие годы произошли разительные перемены:
«. около корней их устарелых
(Где некогда всё было пусто, голо)
Теперь младая роща разрослась,
Зелёная семья; кусты теснятся
Под сенью их, как дети. А вдали
Стоит один угрюмый их товарищ,
Как старый холостяк, и вкруг него
По-прежнему всё пусто».
Природа одухотворена. Молодая поросль сосен названа “зелёной семьёй”, “кусты теснятся // Под сенью” старых деревьев, “как дети”. А вблизи стоящая одинокая сосна уподоблена угрюмому холостяку, лишённому потомства. Вокруг этой сосны – “по-прежнему всё пусто”.
Младая роща – олицетворение вечного обновления природы. И поэт убеждён: будущее за молодым, растущим. И хотя он уже не увидит “могучий поздний возраст” сосен, но внук его услышит их “приветный шум, когда, // С приятельской беседы возвращаясь, // Весёлых и приятных мыслей полон, // Пройдёт он мимо” них.
Сам поэт всегда испытывал эту радость общения с друзьями, когда он обогащал их своими мыслями, да и они в долгу не оставались.
Преемственность поколений, вечное движение и обогащение человеческой мысли – таковы законы бытия. И Пушкин приветствует новые поколения афористичной фразой:
«Здравствуй, племя
Младое, незнакомое!»
Обращение поэта к молодому поколению проникнуто доброжелательностью и верой в его будущее.
В этом стихотворении Пушкин обратился к белому стиху, выдерживая пятистопный ямб размер и мелодию поэтической речи. Его раздумье сохраняет естественность разговорной интонации, которая подчеркивает отсутствие рифмосочетания стихов. Это подтверждает то, что Пушкин решительно отошёл от песенного, романсного стиха, стремясь создать стих смысловой, наиболее точно воспроизводящий мысль.
«Вновь я посетил. » лишено обилия тропов, сложных образов. В нём превалируют слова литературной речи, но автор обращается и к разговорной лексике (вечор, ворочая, сиживал), и к книжным словам (объемлет, сенью, мрак), славянизмам (златых, брегам, главу, младая). И вся эта лексика органически сплавлена в единое целое.
Стихотворение, написанное в тяжелые для Пушкина дни, проникнуто бодростью, верой в разумность жизни, в конечную победу света над мраком. Поэт передал в нем прощальный привет будущим поколениям, завещал им свой исторический оптимизм. Человек в этом стихотворении кровно связан с историей и природой. Лирические переживания слиты с историческими и философскими размышлениями.