О чем стихотворение цицерон

«Цицерон», анализ стихотворения Тютчева

Стихотворение «Цицерон» Ф. И. Тютчева было предположительно написано в 1829 или 1830 году. Возможно, оно было непосредственным откликом поэта на события Июльской революции 1830 года во Франции. Впервые стихотворение было опубликовано в альманахе «Десница» на 1831 год; спустя пять лет, в 1836 году, его напечатал журнал «Современник».

Созданное в романтических традициях стихотворение состоит из двух строф-восьмистиший, написанных излюбленным тютчевским размером – четырехстопным ямбом. Поэт использовал в «Цицероне» охватную (опоясывающую) и перекрестную (в последних четырех строках) рифмовку.

В композиционном плане стихотворение включает три части: первую из них составляет речь римского оратора, вторую – слова лирического героя, третья часть является выраженным во второй строфе авторским обобщением.

В первых четырех строках, имеющих элегические ноты, с помощью реминисценции из произведения Цицерона «Брут» поэт приближает римского оратора к своему времени, показывает личное переживание великим римлянином исторического момента: «Я поздно встал – и на дороге// Застигнут ночью Рима был!» (Под ночью Рима подразумевается закат республики и начало империи). Во второй части первой строфы появляются одические интонации, отражающие мотив избранника – человека, ставшего свидетелем и участником значимых исторических событий.

Тютчев активно вводит такие стилистические приемы, как инверсия (минуты роковые, оратор римский, средь бурь гражданских) и аллитерация (повтор звука «р» в строках: «Оратор римский говорил// Средь бурь гражданских и тревоги»).

Произведение насыщено лексикой «высокого стиля» (небожитель, величье, чаша бессмертия) и архаизмами (всеблагие), усиливающими торжественность и пафос стихотворения.

Средствами художественной выразительности в «Цицероне» выступают эпитеты (минуты роковые, высоких зрелищ, звезды кровавой) и метафоры («Из чаши их бессмертье пил!», «Во всем величье видел ты// Закат звезды ее кровавой!»).

Поэт считает для себя большой честью стать свидетелем такого грандиозного исторического события, как смена общественной формации: «блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые». Трагическое время возвышает людей, давая шанс на бессмертие в памяти потомков.

Источник

Цицерон

«Цицерон» Федор Тютчев

Оратор римский говорил
Средь бурь гражданских и тревоги:
«Я поздно встал — и на дороге
Застигнут ночью Рима был!»
Так. Но, прощаясь с римской славой,
С Капитолийской высоты
Во всем величье видел ты
Закат звезды ее кровавый.

Анализ стихотворения Тютчева «Цицерон»

Федору Тютчеву довелось жить в эпоху глобальных мировых изменений, когда общественное сознание перешло на новую ступень развития, породив иные формы взаимоотношений между людьми. Будучи дипломатом, Тютчев мог лично наблюдать, как меняются основы государственности в европейских странах, и процесс этот сопровождается общественными волнениями. В 1830 году поэт под впечатлением от Французской революции написал стихотворение «Цицерон», в котором попытался провести параллель между некоторыми событиям. Известно, что Тютчев увлекался историей, и среди книг его библиотеки было собрание сочинений Цицерона. В книгу вошли письма римского императора, в которых он также пытался найти ответ на вопрос, почему весь мир катится в пропасть, и как удержать его от этого падения. Именно Цицерону принадлежит крылатая фраза «О времена! О нравы!», которая лучше всех других высказываний характеризует то смятение, которое царит в душе римского сенатора.

Принято считать, что Цицерон был последним правителем Рима, при котором этот город действительно процветал. После его изгнания и убийства город погряз в интригах и гражданских войнах. Поэтому в своем стихотворении Тютчев отмечает, что «прощаясь с римской славой», этот правитель «во всем величье видел» падение города и демократии, «закат звезды ее кровавый».

При этом поэт не считает нужным оценивать подобные перемены с политической точки зрения. В этом отношении он ведет себя как истинный дипломат, который предпочитает держать крамольные мысли при себе. Ведь не секрет, что Французская революция в высших кругах российского общества была воспринята с осуждением. Более того, царское правительство предприняло ряд мер, чтобы «европейская зараза» не распространилась и на территории Российской империи. Поэтому неудивительно, что Тютчев рассматривает это историческое событие через призму веков, пытаясь донести до читателей мысль, что любые изменения в обществе, даже если они сопровождаются кровавой бойней, являются не просто поворотным моментом в истории, но и способствуют развитию государства. Даже если оно рискует прекратить свое существование, как это, в конце концов, случилось с Римской империей. Но подобных ход событий поэт считает более естественным и продуктивным, чем моральное загнивание и разложение общества, погрязшего в грехах и пороках.

Другие статьи в литературном дневнике:

Портал Стихи.ру предоставляет авторам возможность свободной публикации своих литературных произведений в сети Интернет на основании пользовательского договора. Все авторские права на произведения принадлежат авторам и охраняются законом. Перепечатка произведений возможна только с согласия его автора, к которому вы можете обратиться на его авторской странице. Ответственность за тексты произведений авторы несут самостоятельно на основании правил публикации и российского законодательства. Вы также можете посмотреть более подробную информацию о портале и связаться с администрацией.

Ежедневная аудитория портала Стихи.ру – порядка 200 тысяч посетителей, которые в общей сумме просматривают более двух миллионов страниц по данным счетчика посещаемости, который расположен справа от этого текста. В каждой графе указано по две цифры: количество просмотров и количество посетителей.

© Все права принадлежат авторам, 2000-2021 Портал работает под эгидой Российского союза писателей 18+

Источник

Образ Катона Старшего в диалогах Цицерона (К вопросу об особенностях римской мифологии истории)

Посвященное судьбе европейской культуры стихотворение “Цицерон” является, безусловно, одним из самых интересных в творческом наследии Тютчева. Краткий анализ “Цицерон” по плану поможет ученикам 8 класса лучше понять суть того, о чем хотел сказать поэт. Материал может быть использован на уроке литературы как основной и как дополнительный.

О чем стихотворение цицерон. Смотреть фото О чем стихотворение цицерон. Смотреть картинку О чем стихотворение цицерон. Картинка про О чем стихотворение цицерон. Фото О чем стихотворение цицерон

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Цицерон.
История создания – точная дата его написание неизвестна, но предположительно это произошло в промежутке между 1829 и 1830 годом. Напечатано он было в журнале “Десница” в 1831 году.

Тема стихотворения – европейская культура с ее необычной судьбой и роль, которую играет личность в важные исторические моменты.

Композиция – трехчастная, где первая часть – это речь, произнесенная оратором времен Рима, вторая – мнение лирического героя, а третья – обобщение, которое делает автор.

Жанр – философская лирика с романтическими элементами.

Стихотворный размер – четырехстопный ямб с опоясывающей м перекрестной рифмовкой.

Эпитеты – “римский оратор”, “гражданские бури”, “роковые минуты”, высокие зрелища”, “кровавая звезда”.

Метафоры – “из чаши их бессмертье пил!”, “во всем величье видел ты закат звезды ее кровавой!”, “ночь Рима”.

Сравнения – “как собеседника на пир”, “как небожитель”.

«Цицерон», анализ стихотворения Тютчева

Стихотворение «Цицерон» Ф. И. Тютчева было предположительно написано в 1829 или 1830 году. Возможно, оно было непосредственным откликом поэта на события Июльской революции 1830 года во Франции. Впервые стихотворение было опубликовано в альманахе «Десница» на 1831 год; спустя пять лет, в 1836 году, его напечатал журнал «Современник».

В стихотворении, принадлежащем к философской лирике, нашли отражение размышления поэта о судьбе европейской культуры, о месте и роли личности в эпоху исторических потрясений. Основная тема «Цицерона» — миссия личности в переломные моменты истории. Особенностью стихотворения является его жанровая многоплановость: в нем соединены воедино элегические мотивы, одические черты и восходящие к XVIII веку традиции нравоучительного аполога (своеобразного диалога с «мудрецом» прошлого).

Созданное в романтических традициях стихотворение состоит из двух строф-восьмистиший, написанных излюбленным тютчевским размером – четырехстопным ямбом. Поэт использовал в «Цицероне» охватную (опоясывающую) и перекрестную (в последних четырех строках) рифмовку.

В композиционном плане стихотворение включает три части: первую из них составляет речь римского оратора, вторую – слова лирического героя, третья часть является выраженным во второй строфе авторским обобщением.

В первых четырех строках, имеющих элегические ноты, с помощью реминисценции из произведения Цицерона «Брут» поэт приближает римского оратора к своему времени, показывает личное переживание великим римлянином исторического момента: «Я поздно встал – и на дороге// Застигнут ночью Рима был!» (Под ночью Рима подразумевается закат республики и начало империи). Во второй части первой строфы появляются одические интонации, отражающие мотив избранника – человека, ставшего свидетелем и участником значимых исторических событий.

В своем философском обобщении Тютчев приравнивает героя-избранника к богам — «небожителям», поскольку такой человек может передать свои впечатления от «высоких зрелищ» будущим поколениям. Стихотворение парадоксальным образом соединяет в себе позицию участника и позицию зрителя, а риторику поучения с романтической аффектацией «пира во время чумы», «упоения» среди катастрофы.

Тютчев активно вводит такие стилистические приемы, как инверсия (минуты роковые, оратор римский, средь бурь гражданских) и аллитерация (повтор звука «р» в строках: «Оратор римский говорил// Средь бурь гражданских и тревоги»).

Произведение насыщено лексикой «высокого стиля» (небожитель, величье, чаша бессмертия) и архаизмами (всеблагие), усиливающими торжественность и пафос стихотворения.

Средствами художественной выразительности в «Цицероне» выступают эпитеты (минуты роковые, высоких зрелищ, звезды кровавой) и метафоры («Из чаши их бессмертье пил!», «Во всем величье видел ты// Закат звезды ее кровавой!»).

Поэт считает для себя большой честью стать свидетелем такого грандиозного исторического события, как смена общественной формации: «блажен, кто посетил сей мир в его минуты роковые». Трагическое время возвышает людей, давая шанс на бессмертие в памяти потомков.

По произведению: «Цицерон»

По писателю: Тютчев Федор Иванович

История создания

Историки литературы пришли к выводу, что стихотворение “Цицерон” стало реакцией Тютчева на важное историческое событие – Июльскую революцию во Франции. Если это так, то оно было написано в 1830 году, когда она и произошла. Однако есть версия и о том, что поэт написал его раньше – 1829 году.

В любом случае достоверна известна дата его первого выхода в печать – это произошло в 1831 году, когда оно было опубликовано в журнале “Десница”. Что касается “Современника”, то в нем “Цицерон” вышел только пять лет спустя – в 1836 году.

Лирическая и жанровая принадлежность стихотворения

Исследователи считают, что стихотворение Тютчева «Цицерон» — это отклик поэта на Июльскую революцию во Франции. Он много размышлял о судьбе Европы, ее революционно настроенных гражданах и возможной гибели культуры.

Стихотворение относится к философской лирике. Оно вмещает в себя черты многих жанров: здесь есть и элегия, и ода, и нравоучительный аполог. Аполог – это разговор с мудрецом, а в данном стихотворении в роли мудреца выступил сам автор, одновременно и лирический герой. Черты оды – это просматривающийся пафос оратора, элегии – мотив заката существования человека как индивида.

Стих Тютчева «Цицерон» выводит читателя на сложную тематику – жизнь человека в переломный исторический момент.

Композиция

Несмотря на то, что “Цицерон” достаточно небольшой по объему (в нем всего лишь три строфы-восьмистишия), композиционно он подразделяется на три части. И первая часть – это речь, которую произносит римский оратор, говорящий о том, что ему довелось увидеть “ночь Рима”.

Вторая часть – это уже слова лирического героя, высказывающего по этому поводу свое мнение: он в восторге от того, что оратор – это человек, который смог беспристрастно посмотреть на конец империи.

И третья часть – это уже слова самого автора, который высказывает своем мнение о том, что судьба личности, которая стала участником исторических событий и повлияла на них – это большое счастье.

Особенности стихотворения и основная мысль

Стихотворение Федора Тютчева «Цицерон» написано четырехстопным ямбом (двухсложный стихотворный размер с ударением на второй слог). Стихотворение состоит из четырех четверостиший с опоясанной (кольцевой) рифмовкой в первых трех четверостишиях и перекрестной – в последнем. Произведение Тютчева делится на две равные по числу строк строфы.
Один из стилистических приемов, использованных поэтом – инверсия: «оратор римский», «бурь гражданских». Другой прием – аллитерация, которая проявляется в повторе звука «р» в первой строке. Выразительные средства стихотворения – эпитеты, подчеркивающие трагизм ситуации: «минуты роковые», «звезды кровавой». Другое средство – метафора, которая уподобляет падение Римской республике закату кровавой звезды. Пафос и торжественный тон «Цицерона» усиливают архаизмы и слова, относившиеся в XIX веке к высокому стилю. Стихотворение носит имя выдающегося римского оратора и политика Цицерона. Он был одним из противников Цезаря и защитником идеалов римской республики. В третьей и четвертой строках первого четверостишия Федор Иванович приводит переработанную цитату из сочинения самого Цицерона.

Стихотворение можно разделить на три части. Первая представляет собой поэтическое переложение слов самого Цицерона из главы 96 его трактата «Брут». В нем оратор сожалеет, что слишком поздно вступил на жизненный путь и застал упадок Римской республики прежде, чем его жизнь закончилась.

Вторая часть – обращение самого поэта к Цицерону. В нем Ф.И. Тютчев дает свою оценку исторической эпохе, в которую довелось жить древнему оратору. Два последних четверостишия – размышления поэта о соотношении личности человека и исторических процессов. Основной мыслью стихотворения считают идею о том, что трагическое возвышает человека. А стать свидетелем грандиозного и трагического исторического события – великая честь.

Несмотря на то, что это произведение достаточно легко можно отнести к философской лирике, в нем все же явно прослеживается жанровое многообразие. Выражается оно в том, что первые две части имеют особенности оды и элегии соответственно.

Если в первой части Тютчев воссоздает атмосферу римской поэзии, придавая ей одически ноты, то вторая, где говорится об избранности человека, имеет черты классической элегии.

Поэт умело передает как позицию участника событий, так и позицию зрителя, сплетая их воедино.

Все это воплощено с помощью любимого Тютчевым четырехстопного ямба, причем части стиха он выделяет не только композиционно, но и с помощью рифмовки: в первых двух он использует кольцевую рифму, а в словах автора – перекрестную.

Литературное наследие и значение Цицерона

Цицерон, как мы только что упомянули, считается основоположником римской классической прозы. Язык его речей, писем и трактатов является нормой классического латинского языка. Стилистику его прозаических трудов по достоинству оценили критики Античности, а сами работы стали образцовыми.

Письма, написанные Цицероном, явились основой европейской эпистолярной культуры, а речи, главным образом, катилинарии (речи «Против Катилины») относятся к числу наиболее выдающихся примеров жанра.

Гуманистическая проза также в процессе своего формирования взяла за основу язык Цицерона. Даже в XVIII столетии видные французские политики-революционеры брали за основу своего красноречия правила и приёмы Цицерона.

Трактаты Цицерона по философии можно назвать уникальным по охвату изложением всей философии его эпохи, и сегодня из них черпаются данные о многих сторонах жизни Рима в I столетии до нашей эры.

После себя Цицерон смог оставить объёмное литературное наследие, большую часть которого можно найти и в наши дни. Сюда относятся его литературные сочинения: более восьмисот писем, несколько трактатов и 58 речей.

Советуем также прочитать:

Средства выразительности

Удивительно, но в столь коротком произведении Федор Иванович использует много разнообразных тропов. Это:

С их помощью поэт высказывает мысль о том, как хорошо быть свидетелем и участником важных исторических событий: по его мнению это возвышает душу человека. Такая личность получает шанс на то, чтобы остаться в памяти потомков, а это, по мнению автора, почти бессмертие.

Строфика и композиция произведения

Первая строфа вводит читателя в мир реального Цицерона, гласом автора здесь произносит свои известные слова великий римлянин: «Я поздно встал, и на дороге застигнут ночью Рима был!» Оратор сожалеет, что родился слишком поздно, и славная эпоха существования Римской империи уже завершена. Эта цитата, взятая из произведения Цицерона, очеловечивает оратора, развенчивает его ореол стоика. Тютчев обнажил это личное переживание (в чем тоже видится черта элегической лирики).

О чем стихотворение цицерон. Смотреть фото О чем стихотворение цицерон. Смотреть картинку О чем стихотворение цицерон. Картинка про О чем стихотворение цицерон. Фото О чем стихотворение цицерон

«Закат звезды ее кровавый» — именно с такими метафоричными словами вступает в произведение сам лирический герой. Цицерон был идеологом Римской империи, и вот она рушится.

В этой части стихотворения Тютчева «Цицерон» проявляются черты оды, оно становится пышным и торжественным. Здесь же появляется мотив избранничества.

Во второй строфе произведения можно увидеть перекличку с пушкинской пьесой «Пир во время чумы». Этим приемом поэт впускает в стихотворение «Цицерон» черты романтизма.

С точки зрения композиции стих делится на три части: речь оратора, речь лирического героя и обращение автора к читателям.

Параллель между революцией во Франции и падением Римской империи

Понятно, что в стихотворении Тютчева «Цицерон» проведена параллель между двумя важными историческими событиями. Поэт видит в них общую нить – разрушение основы государства и последующее разложение общества.

Борьба за власть и интриги видятся автору основными причинами этих печальных событий, хотя прямо он и не называет их. При этом в стихотворении Тютчева «Цицерон» можно увидеть и некую гордость автора за то, что он лично переживает один из этих моментов мировой истории. Героя, видевшего такие значительные события, он даже приравнивает к небожителю. Он может передать своим потомкам незабываемые впечатления.

Как настоящий дипломат, автор держит многие свои мысли в душе, не оценивая событие с политической точки зрения.

Произведение оказалось очень важным в наследии поэта-философа. Тему древнеримского оратора он использует и в поздней лирике. Мысль о познании правды, проникновении внутрь истины путем разрушения пронизывает многие произведения великого поэта.

Источник

Анализ стихотворения Тютчева “Цицерон”

Федору Тютчеву довелось жить в эпоху глобальных мировых изменений, когда общественное сознание перешло на новую ступень развития, породив иные формы взаимоотношений между людьми. Будучи дипломатом, Тютчев мог лично наблюдать, как меняются основы государственности в европейских странах, и процесс этот сопровождается общественными волнениями. В 1830 году поэт под впечатлением от Французской революции написал стихотворение “Цицерон”, в котором попытался провести параллель между некоторыми событиям. Известно, что Тютчев увлекался историей,

В книгу вошли письма римского императора, в которых он также пытался найти ответ на вопрос, почему весь мир катится в пропасть, и как удержать его от этого падения. Именно Цицерону принадлежит крылатая фраза “О времена! О нравы!”, которая лучше всех других высказываний характеризует то смятение, которое царит в душе римского сенатора.

Принято считать, что Цицерон был последним правителем Рима, при котором этот город действительно процветал. После его изгнания и убийства город погряз в интригах и гражданских войнах. Поэтому в своем

Если читать это произведение между строк, то становится очевидным, что Тютчев проводит параллель между падением римской империи и Французской революцией. Для поэта оба эти события имеют общую подоплеку, так как символизируют собой разрушение, подрыв основ государственности и моральное разложение общества. Тютчев не берет на себя ответственность анализировать причины, которые привели к подобному развитию событий, хотя намекает, что и в первом, и во втором случае виной всему являлись закулисные интриги и банальная борьба за власть.

Несмотря на хаос, который в этот момент царит во Франции, Тютчев приветствует изменения в обществе, так как считает, что они являются двигателем прогресса и дают новый толчок для развития любого государства.

При этом поэт не считает нужным оценивать подобные перемены с политической точки зрения. В этом отношении он ведет себя как истинный дипломат, который предпочитает держать крамольные мысли при себе. Ведь не секрет, что Французская революция в высших кругах российского общества была воспринята с осуждением. Более того, царское правительство предприняло ряд мер, чтобы “европейская зараза” не распространилась и на территории Российской империи.

Поэтому неудивительно, что Тютчев рассматривает это историческое событие через призму веков, пытаясь донести до читателей мысль, что любые изменения в обществе, даже если они сопровождаются кровавой бойней, являются не просто поворотным моментом в истории, но и способствуют развитию государства. Даже если оно рискует прекратить свое существование, как это, в конце концов, случилось с Римской империей. Но подобных ход событий поэт считает более естественным и продуктивным, чем моральное загнивание и разложение общества, погрязшего в грехах и пороках.

Related posts:

Источник

Человек и время в стихотворении Ф. И. Тютчева «Цицерон»

Посвящённое судьбе европейской культуры стихотворение “Цицерон” является, безусловно, одним из самых интересных в творческом наследии Тютчева. Краткий анализ “Цицерон” по плану поможет ученикам 8 класса лучше понять суть того, о чём хотел сказать поэт. Материал может быть использован на уроке литературы как основной и как дополнительный.

О чем стихотворение цицерон. Смотреть фото О чем стихотворение цицерон. Смотреть картинку О чем стихотворение цицерон. Картинка про О чем стихотворение цицерон. Фото О чем стихотворение цицерон

Материал подготовлен совместно с учителем высшей категории

Кучминой Надеждой Владимировной.

Опыт работы учителем русского языка и литературы — 27 лет.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Цицерон.
История создания – точная дата его написание неизвестна, но предположительно это произошло в промежутке между 1829 и 1830 годом. Напечатано оно было в журнале “Десница” в 1831 году.

Тема стихотворения – европейская культура с её необычной судьбой и роль, которую играет личность в важные исторические моменты.

Композиция – трехчастная, где первая часть – это речь, произнесённая оратором времён Рима, вторая – мнение лирического героя, а третья – обобщение, которое делает автор.

Жанр – ода.

Стихотворный размер – четырёхстопный ямб с кольцевой м перекрестной рифмовкой.

Эпитеты – “римский оратор”, “гражданские бури”, “роковые минуты”, высокие зрелища”, “кровавый закат”.

Метафоры – “из чаши их бессмертье пил!”, “во всём величье видел ты закат звезды её кровавый!”, “ночь Рима”.

Сравнения – “как собеседника на пир”, “как небожитель”.

«Цицерон» (Тютчев): анализ стихотворения

Прославленное стихотворение 1830 года «Цицерон» (Тютчев), анализ которого мы проведем, обращено к истории Древнего Рима. Оно рисует знаменитого оратора этой эпохи, оказавшегося свидетелем не столько римской славы, сколько очевидцем «ночи Рима» (здесь возникает перекличка с пейзажной тютчевской зарисовкой ночного города античности).

На долю трибуна досталось видеть зрелище «бурь гражданских и тревоги», то есть ту пору, когда в крови гражданской войны 48—45 годов до н. э. погибла аристократическая республика, поборником которой был Цицерон. На смену республиканской власти пришла жестокая диктатура Юлия Цезаря. Цицерон скорбит и произносит свою крылатую фразу (в книге «Брут» сказано: «Скорблю, что, вступив на жизненную дорогу с некоторым опозданием, погрузился в эту ночь республики»), звучащую в цитатном переложении Тютчева так: «Я поздно встал — и на дороге // Застигнут ночью Рима был!» Вознеся своего героя на Капитолий, автор стихотворения даёт возможность Цицерону увидеть с самого высокого холма города «величье» заката «звезды кровавой» прежней славы. Образ, нарисованный поэтом, обретает благодаря этому художественному приёму черты возвышенного, что отвечает высоте замысла русского поэта. Человек оказывается перед лицом самой Истории, её решительных и грандиозных сдвигов, причём не самых радостных и счастливых.

Отсюда, от этой величественной картины, нарисованной поэтом, естествен переход к тому философскому заключению, которое содержится во второй строфе этой двухчастной композиции. Звучит знаменитый афоризм Тютчева:

Счастлив, кто посетил сей мир

В его минуты роковые!

В этих «роковых минутах» автор видит духовное пиршество людей и определяет их как «высокие зрелища», бессмертные в истории человечества. Свидетеля же этих событий Тютчев готов поставить рядом с небожителями. Лирический герой стихотворения «Цицерон», анализ которого нас интересует, благодарит судьбу за эту участь быть зрителем исторических катаклизмов.

Как видим, Тютчев отнюдь не уходит в сторону от тревог и бурь истории и вовсе не отгораживается от них в своей пейзажной и любовной лирике, считая, что стихотворение это явилось откликом на французскую революцию 1830 года. Если это так, то очевидна двойственность отношения к ней Тютчева. С одной стороны, она для него смута, кровавая вакханалия, хаос, ночь истории, как для Цицерона ночью являются гражданские войны Рима. Ведь это гибель монархии и предвестье буржуазного господства. С другой — она «высокое зрелище», кровавая «звезда», «минута роковая», лицезреть которую — счастье и блаженство. Историческое время сопрягается у поэта с вечностью, вневременностью, с высоты которой он глядит на акт истории. Он видит в этом акте «преизбыток» жизненной энергии его участников. В стихотворении «Цицерон» (Тютчев) слышатся яркий оптимизм молодого романтика, его посыл в будущее к тем, кому доведется быть зрителями или участниками сдвигов и «звездных часов» грядущего.

Источник: Роговер Е.С. Русская литература второй половины XIX века: Учебное пособие. — СПб., Москва: САГА: ФОРУМ, 2007

История создания

Историки литературы пришли к выводу, что стихотворение “Цицерон” стало реакцией Тютчева на важное историческое событие – Июльскую революцию во Франции. Если это так, то оно было написано в 1830 году, когда она и произошла. Однако есть версия, что поэт написал его раньше – в 1829 году.

В любом случае достоверно известна дата его первого выхода в печать – это произошло в 1831 году, когда оно было опубликовано в журнале “Десница”. Что касается “Современника”, то в нём “Цицерон” вышел только пять лет спустя – в 1836 году.

Анализ стихотворения «Цицерон» Тютчева

Известно, что Фёдор Тютчев провел свои молодые годы в Европе. В достаточно юном возрасте он поступил в Государственную коллегию иностранных дел. Вскоре, там он получил свой аттестат и отправился на службу в Германию, где и провёл многие годы, занимаясь дипломатической работой.

О чем стихотворение цицерон. Смотреть фото О чем стихотворение цицерон. Смотреть картинку О чем стихотворение цицерон. Картинка про О чем стихотворение цицерон. Фото О чем стихотворение цицерон
Постоянным домом для поэта в тот момент был Мюнхен, но в силу своей занятости он должен был постоянно путешествовать по западной Европе. XVIII век — это время значительных трансформации и судьбоносных изменений в жизни Старого Света. Одно из таких важных событий застал и Тютчев. Это была Великая Французская революция. Поэт не смог промолчать и выразил своё отношение к революции в своё знаменитом стихе «Цицерон», который был написан в 1830 году.

В первую очередь стоить вспомнить, кем был сам Цицерон. Это знаменитый римский политический деятель, который прославился благодаря своему ораторскому таланту. История его жизни поразительна. Он успел застать последнее золотое время Римской Республики и увидел ёё превращение в империю. Цицерон до последнего боролся за идеалы республики и демократии, поэтому сначала выступал против узурпации власти Цезарем, а потом и вовсе положительно отреагировал на новость об его убийстве. Несомненно, что Тютчев обнаружил довольно чёткую схожесть между закатом Римской Республики и революцией во Франции, которая стала причиной падения монархии в Париже.

Учитель проверяет на плагиат? Закажи уникальную работу у за 290 рублей

Связаться с нами:

Начинается стихотворение с прямого цитирования Цицерона:

«Я поздно встал — и на дороге Застигнут ночью Рима был!».

Этот фрагмент намекает читателю о закате славной истории Республики. Ночь здесь — это именно конец старой истории и предвкушение начала новых времен. Времен смутных и страшных. Цицерон слишком поздно проснулся, он упустил момент, когда всё еще можно было изменить. То же самое Тютчев, поэт не понимает, откуда взялась новая революция, ведь он не видел ей причин.

В то же время, Фёдор Иванович говорит о том, что мир с каждым поколением скатывается всё ближе к бездне. Он считает, что Цицерон не понимал своего счастья, подарка, который послала ему судьба — видеть великую историю собственными глазами, быть ёё частью. По сравнению с падением Республики, революция во Франции кажется Тютчеву мелочной, даже недостойной внимания.

«Блажен, кто посетил сей мир», говорит Тютчев. По его мнению, находится во время подобных исторических катаклизмов — это высший подарок судьбы. Он, наверное, тогда не смог себе представить, что протесты в Париже изменят лицо Европы навсегда. В стихотворении «Цицерон» присутствует отсылка к мифологии. Фёдор Иванович сравнивает римского оратора с небожителем, которого позвали на пир, дабы наблюдать за этими «высокими зрелищами истории».

Подобные изменения имеют невероятную силу и каждый, кто очутится рядом с ними, получит свою часть бессмертия. Именно это и есть главная мысль всего стиха: блажен тот, кому сама судьба дарит возможность быть частью великих событий, ведь его имя также запишется золотыми буквами в книге времени.

Композиция

Несмотря на то, что стихотворение “Цицерон” достаточно небольшое по объёму (в нём всего лишь три строфы-восьмистишия), композиционно оно подразделяется на три части. И первая часть – это речь, которую произносит римский оратор, говорящий о том, что ему довелось увидеть “ночь Рима”.

Вторая часть – это уже слова лирического героя, высказывающего по этому поводу своё мнение: он в восторге от того, что оратор – это человек, который смог беспристрастно посмотреть на конец империи.

И третья часть – это уже слова самого автора, который высказывает своё мнение о том, что человек, который стал участником исторических событий и повлиял на них, – счастливый человек.

Анализ стихотворений Ф.И. Тютчева «Цицерон», «Silentium!»

Слова древнеримского деятеля – тезис, от которого Ф.И. Тютчев отталкивается для дальнейшего развития мыслей. Сначала кажется, что он успокаивает Цицерона, говоря, что тот имел возможность увидеть, как меняется город, хоть и изменения вели к худшему.

обобщается все, что было сказано раньше. Здесь уже автор обращается не только к Цицерону, но и ко всем деятелям, которые смогли повлиять на ход истории. Он считает их счастливчиками, ведь не каждому дано посетить мир в «роковые минуты».

При этом поэт не считает нужным оценивать подобные перемены с политической точки зрения. В этом отношении он ведет себя как истинный дипломат, который предпочитает держать крамольные мысли при себе. Ведь не секрет, что Французская революция в высших кругах российского общества была воспринята с осуждением. Более того, царское правительство предприняло ряд мер, чтобы «европейская зараза» не распространилась и на территории Российской империи. Поэтому неудивительно, что Тютчев рассматривает это историческое событие через призму веков, пытаясь донести до читателей мысль, что любые изменения в обществе, даже если они сопровождаются кровавой бойней, являются не просто поворотным моментом в истории, но и способствуют развитию государства. Даже если оно рискует прекратить свое существование, как это, в конце концов, случилось с Римской империей. Но подобных ход событий поэт считает более естественным и продуктивным, чем моральное загнивание и разложение общества, погрязшего в грехах и пороках.

В своем философском обобщении Тютчев приравнивает героя-избранника к богам — «небожителям»

, поскольку такой человек может передать свои впечатления от
«высоких зрелищ»
будущим поколениям. Стихотворение парадоксальным образом соединяет в себе позицию участника и позицию зрителя, а риторику поучения с романтической аффектацией
«пира во время чумы»
,
«упоения»
среди катастрофы.

В данном произведении явно прослеживается жанровое многообразие. Выражается оно в том, что первые две части имеют особенности оды и элегии.

Если в первой части Тютчев воссоздает атмосферу римской поэзии, придавая ей одически ноты, то вторая, где говорится об избранности человека, имеет черты классической элегии.

Поэт умело передаёт как позицию участника событий, так и позицию зрителя, сплетая их воедино.

Всё это воплощено с помощью любимого Тютчевым четырёхстопного ямба, причём части стихотворения он выделяет не только композиционно, но и с помощью рифмовки: в первых двух он использует кольцевую рифму, а в словах автора – перекрестную.

Лирическая и жанровая принадлежность стихотворения

Исследователи считают, что стихотворение Тютчева «Цицерон» — это отклик поэта на Июльскую революцию во Франции. Он много размышлял о судьбе Европы, ее революционно настроенных гражданах и возможной гибели культуры.

Стихотворение относится к философской лирике. Оно вмещает в себя черты многих жанров: здесь есть и элегия, и ода, и нравоучительный аполог. Аполог – это разговор с мудрецом, а в данном стихотворении в роли мудреца выступил сам автор, одновременно и лирический герой. Черты оды – это просматривающийся пафос оратора, элегии – мотив заката существования человека как индивида.

Стих Тютчева «Цицерон» выводит читателя на сложную тематику – жизнь человека в переломный исторический момент.

Средства выразительности

Удивительно, но в столь коротком произведении Федор Иванович использует много разнообразных тропов. Это:

С их помощью поэт высказывает мысль о том, как хорошо быть свидетелем и участником важных исторических событий: по его мнению это возвышает душу человека. Такая личность получает шанс на то, чтобы остаться в памяти потомков, а это, по мнению автора, почти бессмертие.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *