О чем стихотворение шепот робкое дыхание
Стихотворение и анализ «Шепот, робкое дыханье…»
Шепот, робкое дыханье.
Серебро и колыханье
Свет ночной, ночные тени,
Ряд волшебных изменений
В дымных тучках пурпур розы,
И лобзания, и слезы,
Краткое содержание
В. Юшкевич. Рассвет. 1989
Поэт рассказывает о переходе природы от жизни ночной к жизни утренней. С первых строк он переносит своих читателей на луговую поляну, которая своей свежестью наполняет лёгкие. Возникает желание остаться там навсегда: «Шёпот, робкое дыханье, трели соловья…» Поэт показывает читателям, что окружающий мир природы – это живое существо, способное жить своей собственной жизнью. Природа дышит каждым цветком, травой, каплями росы.
История создания
История создания связана с любовными чувствами автора к Марии Лазич. Судьбоносное знакомство поэта с ней состоялось летом 1848 г. Поэта часто приглашали на балы. На очередном балу и познакомились молодые люди. Мария смогла стать для Фета не просто родственной душой, но и музой.
Из-за финансовых проблем Фета влюблённые расстались. Спустя несколько месяцев Мария погибла при пожаре. Поэт всю жизнь сожалел о случившемся. Именно Лазич посвящено данное стихотворение. Оно было написано в 1850 г., до того времени, когда молодые расстались. В этом же году Мария погибла.
Жанр, направление, размер
Стихотворение написано в жанре элегии. Сюжет в нём отсутствует, но имеются яркие пейзажные зарисовки. В стихотворении ощутимы горькие ноты грусти. Они вызваны предстоящим расставанием – это особенно характерно для элегии.
Стихотворный размер представляет собой двух- и четырёхстопный хорей. Поэт использует перекрёстную рифмовку «АВАВ», рифмы женские/мужские.
Композиция
Произведение состоит из трёх строф. Каждая строфа содержит четыре стиха. Все строфы составлены таким образом, что образуют единое предложение.
Особенностью произведения является отказ Фета от использования глаголов. Благодаря этому поэту удаётся передать плавную текучесть строк. Плавность повествования позволяет нам раствориться в лексике, и не следить за действием, которого нет.
Образы и символы
Рисуя взаимосвязь природы и человека, автор использует следующие образы:
Темы и настроение
Фет пишет эту красивую элегию, затрагивая в ней две ключевые темы:
Основная идея
Основная идея, которую автор доносит до нас – мысль о том, что природа и человек неразделимы. Между ними существует космическая связь, которая образуется, не зависимо от желания самого человека. Смысл нашей жизни в том, чтобы почувствовать эту связь, наслаждаться ею. Лирический герой и его возлюбленная смогли слиться с природой, ощутить её гармонию.
Средства выразительности
При создании произведения Фет использует следующую палитру средств художественной выразительности:
«Шепот, робкое дыханье» анализ стихотворения Фета по плану кратко – кому посвящено, метафоры и история создания
Стихотворение «Шепот, робкое дыханье» продиктовано автору самой любовью. Школьники изучают его в 10 классе. Предлагаем узнать о произведении больше, ознакомившись с кратким анализом «Шепот, робкое дыханье!» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Шепот, робкое дыханье.
История создания – стихотворение было написано в 1850 году, когда поэт испытывал нежные чувства к М. Лазич.
Тема стихотворения – любовные отношения, свидание в ночной тени.
Композиция – Анализируемый стих условно делится на пейзажные зарисовки и описание нежностей между влюбленными. А. Фет не разграничивает эти сцены, а тесно переплетает между собой.
Жанр – эллегия.
Стихотворный размер – двух- и четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «серебро ручья», «сонный ручей», «в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря».
Эпитеты – «свет ночной», «волшебные изменения», «милое лицо», «дымные тучки».
История создания
История создания связана с любовью поэта к Марии Лазич. С девушкой А. Фет познакомился летом 1848 года, когда служил на границе Херсонской и Киевской губернии. Молодого человека часто приглашали на балы. На одном из них он и увидел высокую стройную брюнетку со смуглой кожей. Симпатия между молодыми людьми возникла с первого взгляда, вскоре она переросла в серьезные отношения. Мария стала для Фета не только родной душой, но и вдохновительницей.
Поэт собирался жениться на девушке, но из-за материальных проблем влюбленные вынуждены были расстаться. Вскоре после расставания М. Лазич умерла. До сих пор неизвестно был то несчастный случай или самоубийство. Фет до конца своих дней жалел о том, что не создал с Лазич семью. Мария – та, кому посвящено не только анализируемое стихотворение, строки ей поэт писал до самой смерти.
Произведение «Шепот, робкое дыханье» было создано в 1850 г., когда молодые люди еще состояли в отношениях. В этом же году Мария умерла.
В центре стихотворения темы любви и любовного свидания. Они традиционны для интимной лирики отечественной и мировой литературы. Заявленная тема раскрывается не только при помощи описаний внутреннего состояния влюбленных, их поэт переплетает с элементами пейзажа.
Лирический герой практически не проявляет себя, но страстное и нежное описание любовной сцены подсказывает, что перед нами пылкая натура. В первых строчках А. Фет описывает чарующие звуки любви: «шепот, робкое дыханье». Разговор между двумя родственными душами дополняют «трели соловья». Соловей – символ чистоты и любви, поэтому автор не зря упоминает эту птицу. Описание сонного ручья, который мерно колышет свои воды, придает описанию томности и нежности.
Во второй строфе проблема любви проявляется выразительней. Лирический герой подпускает читателя ближе, позволяя ему увидеть, как меняется «милое лицо». В третьей строфе эмоции нарастают еще больше, между влюбленными накаляется страсть. Поэт рассказывает о лобзаниях, смешанных со слезами. Почему же они появляются на глазах счастливых влюбленных? Молодые люди знают, что скоро взойдет зоря и им придется расстаться, а для любящих сердец даже короткая разлука кажется мучительной вечностью.
Композиция
Композиция произведения только на первый взгляд кажется простой. Стихотворение делится всего на три катрена. Тем не менее, в трех четверостишьях автор сумел соединить элементы пейзажной и любовной лирики, в содержании стиха условно можно выделить две составляющие.
Жанр произведения – элегия, так как в нем отсутствует сюжет, зато есть пейзажные зарисовки. В произведении также чувствуется легкая грусть, вызванная предстоящим расставанием, что характерно для элегии. Стихотворный размер – двух- и четырехстопный хорей. В тексте использована перекрестная рифмовка АВАВ, мужские и женские рифмы.
Средства выразительности
Особенность анализируемого стихотворения – отсутствие глаголов. Этот прием позволяет замедлить события, придать им привкус ночного спокойствия тишины и любви. Такая «ограниченность» в наборе слов не мешает автору создавать оригинальные художественные средства для раскрытия темы и воспроизведения чувств влюбленных. Языковые средства в данном стихе отличаются простотой, так как состоят по большей мере из двух-трех слов.
В каждую строфу поэт вплетает метафору: «сонный ручей», «тени без конца», «в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря». Нежность и страсть передаются при помощи эпитетов: «волшебные изменения», «милое лицо», «дымные тучки». Сравнений в тексте нет.
Интонация первых двух строф плавная, только в последнем куплете она нарастает, и последняя строчка взрывается восклицанием. Такой интонационный рисунок гармонично дополняет содержание. Плавности стиху придает аллитерация сонорных «м», «н», «р», «л». В последней строфе автор употребляет несколько слов с согласным «р», что отображает накал чувств между влюбленными.
«Шепот, робкое дыханье» анализ стихотворения Фета по плану кратко – кому посвящено, метафоры и история создания
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Шепот, робкое дыханье.
История создания – стихотворение было написано в 1850 году, когда поэт испытывал нежные чувства к М. Лазич.
Тема стихотворения – любовные отношения, свидание в ночной тени.
Композиция – Анализируемый стих условно делится на пейзажные зарисовки и описание нежностей между влюбленными. А. Фет не разграничивает эти сцены, а тесно переплетает между собой.
Жанр – эллегия.
Стихотворный размер – двух- и четырехстопный хорей, рифмовка перекрестная АВАВ.
Метафоры – «серебро ручья», «сонный ручей», «в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря».
Эпитеты – «свет ночной», «волшебные изменения», «милое лицо», «дымные тучки».
Основная тема
В стихотворении «Шепот, легкое дыхание» Фет решил показать всю прелесть тайного свидания. Ему удалось передать трепет возлюбленных, а также красоту природы и всего мира. Такое ощущение, что сейчас именно здесь находится центр вселенной.
Любовь замечена даже в деталях. Автор описывает трель соловья, а эта птица является символом настоящих чувств. Подобные нюансы создают настроение. Как средство выразительности здесь используются тропы. Они проникают в самое сердце. Именно соловей у многих связан с настоящей любовью.
Затем рассказывается про тихий ручей. Вместе с ним передается ощущение ласковых, боязливых прикосновений влюбленных. Постепенно их эмоции начинают нарастать. Мысли становятся страстными, беглыми, все активнее нарастает чувство. Фет мог написать кратко о любви, но при этом идея истинных чувств будет передана. Ему удается в дымной тучке рассказать о своих переживаниях, а в пурпуре розы показать девушку.
Заканчивается стих тем, что объятия становятся страстными, но при этом слезы катятся по щекам. Влюбленные понимают, что скоро кончится время свидания и придется расстаться. Даже малейшая разлука кажется вечностью, а тут она может продлиться неограниченное количество времени.
История создания
История создания связана с любовью поэта к Марии Лазич. С девушкой А. Фет познакомился летом 1848 года, когда служил на границе Херсонской и Киевской губернии. Молодого человека часто приглашали на балы. На одном из них он и увидел высокую стройную брюнетку со смуглой кожей. Симпатия между молодыми людьми возникла с первого взгляда, вскоре она переросла в серьезные отношения. Мария стала для Фета не только родной душой, но и вдохновительницей.
Поэт собирался жениться на девушке, но из-за материальных проблем влюбленные вынуждены были расстаться. Вскоре после расставания М. Лазич умерла. До сих пор неизвестно был то несчастный случай или самоубийство. Фет до конца своих дней жалел о том, что не создал с Лазич семью. Мария – та, кому посвящено не только анализируемое стихотворение, строки ей поэт писал до самой смерти.
Произведение «Шепот, робкое дыханье» было создано в 1850 г., когда молодые люди еще состояли в отношениях. В этом же году Мария умерла.
Особенности в создании образов
В кратком анализе стихотворения Фета «Шепот, робкое дыхание» стоит отметить, как при помощи цветовой гаммы поэту удалось придать своему творению еще больше выразительности и лиричности. Здесь так же, как и в случае с сюжетом, читатель видит постепенную градацию. В самом начале был выбран спокойный приглушенный оттенок – серебряный.
Во второй строфе поэт продолжает придерживаться этой гаммы, да и очертание самих образов еще довольно размытое, неясное. Но уже происходит смешение различных оттенков (описывается игра света и тени). В финальных строках читатель уже замечает яркость красок (пурпур, цвет янтаря), которые соответствуют прекрасному явлению – заре. Таким образом, цветовая гамма дополняет лиричность картины, описываемую в стихотворении.
В центре стихотворения темы любви и любовного свидания. Они традиционны для интимной лирики отечественной и мировой литературы. Заявленная тема раскрывается не только при помощи описаний внутреннего состояния влюбленных, их поэт переплетает с элементами пейзажа.
Лирический герой практически не проявляет себя, но страстное и нежное описание любовной сцены подсказывает, что перед нами пылкая натура. В первых строчках А. Фет описывает чарующие звуки любви: «шепот, робкое дыханье». Разговор между двумя родственными душами дополняют «трели соловья». Соловей – символ чистоты и любви, поэтому автор не зря упоминает эту птицу. Описание сонного ручья, который мерно колышет свои воды, придает описанию томности и нежности.
Во второй строфе проблема любви проявляется выразительней. Лирический герой подпускает читателя ближе, позволяя ему увидеть, как меняется «милое лицо». В третьей строфе эмоции нарастают еще больше, между влюбленными накаляется страсть. Поэт рассказывает о лобзаниях, смешанных со слезами. Почему же они появляются на глазах счастливых влюбленных? Молодые люди знают, что скоро взойдет зоря и им придется расстаться, а для любящих сердец даже короткая разлука кажется мучительной вечностью.
Мотив любви
В анализе стихотворения «Шепот, робкое дыхание» Фета следует отметить, что, параллельно с описанием смены ночи и утра, происходит и развитие любовной линии. Хоть в произведении и не упоминается ни о каких возлюбленных, читатель по тонким намекам понимает, что речь идет именно о них.
Это двое влюбленных, которые редко встречаются, и для них каждое свидание волнительно. Об этом говорит самая первая строка в произведении. Герой относится к своей дорогой с нежностью и теплом. Эти чувства отражены в строчке, в которой упоминается об игре света и тени на милом лице.
В последней строфе влюбленные уже осмелели, их страсть разгорается все сильнее. Так же, как все ярче становится заря. А слезы вызваны разлукой, потому что с наступлением утра им приходится расставаться. Так в своем стихотворении поэт очень тонко и деликатно касается интимной темы, что в XIX веке было смелым решением.
Средства выразительности
Особенность анализируемого стихотворения – отсутствие глаголов. Этот прием позволяет замедлить события, придать им привкус ночного спокойствия тишины и любви. Такая «ограниченность» в наборе слов не мешает автору создавать оригинальные художественные средства для раскрытия темы и воспроизведения чувств влюбленных. Языковые средства в данном стихе отличаются простотой, так как состоят по большей мере из двух-трех слов.
В каждую строфу поэт вплетает метафору: «сонный ручей», «тени без конца», «в дымных тучках пурпур розы, отблеск янтаря». Нежность и страсть передаются при помощи эпитетов: «волшебные изменения», «милое лицо», «дымные тучки». Сравнений в тексте нет.
Интонация первых двух строф плавная, только в последнем куплете она нарастает, и последняя строчка взрывается восклицанием. Такой интонационный рисунок гармонично дополняет содержание. Плавности стиху придает аллитерация сонорных «м», «н», «р», «л». В последней строфе автор употребляет несколько слов с согласным «р», что отображает накал чувств между влюбленными.
Особенности композиции
Анализ стихотворения «Шепот, робкое дыхание» следует продолжить композиционными особенностями. Несмотря на кажущуюся простоту и отсутствие какого-либо сюжета, читатель не воспринимает его как перечисление слов, потому что в этом произведении есть целостная композиция, с присущими ей началом, кульминацией и концовкой.
Стих состоит из трех строф, и каждая относится к определенному элементу композиции. В самом начале поэт описывает сонную природу, которая начинает свое пробуждение с соловьиных трелей. Также за первой строкой можно угадать образы возлюбленных, пришедших на свидание.
В следующей строфе наблюдается развязка – происходит смена ночи утром. Но сменяют они друг друга за считаные мгновения. И поэт изображает эту игру света и тени на милом герою лице. И в последней строфе накал страстей достигает своей вершины, так же как и красота природы, – появляется заря, начинается новый день. При более детальном анализе стихотворения «Шепот, робкое дыхание» можно увидеть, что в нем есть сюжет о двух влюбленных, наблюдающих вместе красоту природы.
Фет Шепот-робкое дыхание анализ стихотворения
В поэзии А.А. Фета тема природы практически всегда взаимосвязана с темой любви, и это стихотворение не исключение. Особенностью любовной лирики поэта является отсутствие конкретного образа лирической героини, которой присущи характерные черты. Его лирика передает ощущение первой влюбленности, состояние радости и счастья, удивления миру и открытие его для себя заново, когда человек ощущает гармонию и единство с внешним миром. А центром вселенной для лирического героя становится Она.
В стихотворении изображено свидание влюбленных: ожидание, встречу. Мы слышим трели соловья, шёпот и робкое дыхание возлюбленных, взволнованных встречей. Мир вокруг них будто застывает, сопереживая их встрече и, словно боясь, спугнуть очарование момента.
Во второй строфе мы видим, что настает ночь, которая меняет окружающий мир:
Свет ночной, ночные тени, Тени без конца…
Используемые поэтом лирические повторы помогают создать точную, яркую, объемную картину происходящего. Однако для лирического героя важно не изменение внешнего мира, он замечает только Ее. Он видит, как ночные тени меняют освещение лица возлюбленной и это кажется ему волшебным. Но наступает рассвет, влюблённые видят на небе «отблеск янтаря», «пурпур розы», и осознают, что для них скоро наступит миг расставания.
Герои ощущают грусть от предстоящего расставания, смятение чувств и видят красоту окружающего их мира. Здесь автор использует многосоюзие, это помогает увеличить темп стихотворения, чтобы ярче и точнее показать душевное состояние героев. А.А. Фет мастерски передал это следующими строчками:
И лобзания, и слезы, И заря, заря.
Читая это стихотворение не сразу понимаешь, что оно написано без единого глагола. Такая манера написания выбрана не случайно, она помогает поэту изобразить переплетение 2 миров:природы и душевных переживаний героев. Кроме того, это способствует и созданию более ярких осязаемых образов. Для создания которых А.А. Фет использует такие изобразительно-выразительные средства, как метафоры: «пурпур розы», «серебро сонного ручья», эпитеты «милое лицо».
Стихотворение написано хореем, этот двустопный размер отличается тем, что придает произведению ритмичность и выразительность. Этому способствует и перекрестная рифмовка строк стихотворения.
История написания
На момент создания произведения «Шепот…» Афанасий Фет уже сформировал собственную форму изложения. Автор изобретал новые стили подачи лирических работ. Рассматриваемое стихотворение вошло в цикл «Вечера и ночи».
В 1850 году Афанасий Афанасьевич уже имел славу достойного автора: его стали печатать в «Современнике», у Фета появились новые знакомства.
Талантом мужчины восхищались знаменитые русские писатели, которые при этом были его хорошими знакомыми. Некоторые из них:
На момент появления Афанасия на свет родители еще не были в официальном браке, что категорически запрещала церковь. Отец будущей знаменитости был Шеншиным, однако сыну дал фамилию первого мужа супруги. Молодой человек учился в Московском институте, однако желание вернуть себе дворянство заставило его отправиться на службу. Со временем он вновь получил титул дворянина, но свои произведения продолжал подписывать как Фет.
Лирика А. А. Фета
В анализе «Шепота, робкого дыхания» можно рассмотреть особенности творчества поэта. В ранних стихотворениях поэт восхищался женской красотой, в дальнейшем центральное место занимала пейзажная лирика. Все творчество Фета пронизано духом романтизма, хотя сам поэт не считал себя приверженцем этого направления.
В основе большинства стихотворений было восхищение природой. В некоторых пейзажная лирика переплетается с темой любви. В этом нет ничего удивительного, потому что, по мнению Фета, человек был неотделим от природы. В анализе «Шепота, робкого дыхания» следует подчеркнуть, что именно это стихотворение является прекрасным примером того, как удивительно гармонично сочетается пейзажная и любовная лирика.
В этом стихе чередуются описания окружающего мира и чувственные переживания. И это создает цельную лиричную картину. В строках отражены интимные чувства, которые могут быть между возлюбленными. А сменяющиеся картины ночи и рассвета дополняют переживания лирического героя. И все это подчеркивает мнение поэта о том, что человек и окружающий мир должны быть в гармонии.
Критика стихотворения
В анализе по плану «Шепота, робкого дыханья» Фета следует рассказать и о том, как произведение было принято общественностью. Некоторые поэты и писатели неоднозначно отзывались о нем. Основная причина — это особенность написания, а именно — отсутствие глаголов.
Некоторые посчитали, что в стихотворении нет сюжета, и говорили, что тема, выбранная поэтом, узкая, ограниченная. Также сетовали на отсутствие каких-либо событий. Появились шутки, что если его прочитать, начиная с конца, то ничего не изменится. Люди за образами ощущений не увидели постепенное нарастание экспрессии. Они не смогли заметить стройность и цельность композиции.
Критиковали произведение и за то, что поэт не давал конкретного предметного описания. И читателю приходилось лишь догадываться, о чем речь в той или иной строке. Фразы написаны рубленым стилем, некоторые критики не замечали плавности и неторопливой музыкальности стихотворения.
Но есть мнение, что некоторыми поэтами и писателями это творение было принято неблагосклонно из-за того, что поэт затронул тему интимности чувств. И хотя об этом не говорится прямо, читатель может догадаться благодаря намекам. Но от этого творение Фета не становится менее изысканным и элегантным, не теряет ни капли своей лиричности.
А. А. Фет в своем творчестве восхвалял не только красоту и величие природы. Но также поэт в своем творчестве описывал и чувства. Но для него человек и окружающий мир — это одно целое, что и отражено в данном стихотворении. Это был краткий анализ по плану «Шепота, робкого дыхания».
Анализ стихотворения «Шепот» (А. Фет)
Стихотворения А. А. Фета часто посвящены теме природы и взаимодействию человека с ней. Это было не ново даже тогда. Сильной стороной поэта являлась уникальная авторская манера, которая отличалась новаторством. Например, «Я пришел к тебе с приветом» — яркая строка из текста, в котором поэт пренебрегает общепринятыми синтаксическими нормами и следует уникальной манере. А. А. Фет тем самым создает максимально простое восприятие и понимание многих смыслов, запросто разговаривая с читателем. За счет этого он довольно быстро оказался признанным в кругу именитых поэтов и писателей. Многомудрый Литрекон предлагает Вам разбор его знаменитой работы — «Шепот, робкое дыханье».
История создания
Ко времени создания стихотворения «Шепот, робкое дыханье…», к 1850 году, А. А. Фет уже имел определенный сложившийся стиль изложения. Для него было характерно изобретение новых форм подачи лирических произведений. «Шепот, робкое дыханье…» оказалось в одном из многочисленных сборников поэта – «Вечера и ночи».
В это самое время (1850) А. А. Фет зарекомендовал себя как достойного поэта: он начинает публиковаться в «Современнике», заводит новые знакомства. В частности, с ним поддерживали хорошие отношения Н. А. Некрасов и И. С. Тургенев, Н. В. Гоголь, который хвалил талант поэта.
А. А. Фет родился, когда его родители еще не состояли в браке, что было категорически запрещено церковными правилами. Отец будущего поэта носил фамилию Шеншин, но сыну дали другую – фамилию бывшего супруга матери. Юноша учился в Московском университете, но желание вернуть себе титул дворянина заставило его пойти на службу. Даже вернув себе дворянство впоследствии, поэт продолжил писать под фамилией Фет.
Жанр, направление, размер
А. А. Фет старался избегать обличающих тем в творчестве. Так, перед нами любовная лирика. По жанру «Шепот, робкое дыханье…» — лирическое стихотворение, в котором сильно эмоциональное, чувственное начало. Направление, которого придерживался поэт, — так называемое «чистое искусство». Для данного направления характерны такие признаки, как: отсутствие действа, описательный тон, превосходство формы над содержанием, эстетические принципы. Поэт умел воссоздавать истинные краски природы, показывать личную жизнь частного человека и их гармоничное сосуществование. В ночной таинственности открываются всем известные истины, прежде будто бы закрытые.
Размер стихотворения неоднозначен: в первой и третьей строке каждой строфы читатель видит четырехстопный хорей, а в двух других – только двустопный. Это чередование размера связано с избранным поэтом ритмом.
Композиция
В стихотворении Фета «Шепот, робкое дыханье» 3 строфы, в каждой из которых по 4 стиха. Все три строфы образуют одно предложение.
Интересно, что автор вообще не использует глаголы – за счет этого создается плавность строк, которая позволяет человеку раствориться в приятных словах и не следить за действием, которого просто нет.
Образы и символы
Все стихотворение «Шепот, робкое дыханье…» построено на образности. Автор рисует природу и человека. Казалось бы, в произведении созданы давно известные всем образы, но соловьиные трели А. А. Фета звучат гораздо ярче и насыщеннее при полной тишине и только лишь при «робком дыхании». Ручей, чистый, звонкий, прозрачный, переливается как серебро. Журчание воды говорит об умиротворении и опять-таки тишине. Ручей бежит неохотно, как будто отдыхая, он еще не проснулся. Не проснулась вообще вся природа. Как заметил читатель, автор рисует ночную природу, которая вот-вот очнется ото сна, ведь уже появляется заря. Поэт рисует состояние природы, аналогичное человеческому состоянию.
Милые лица с тенями, создаваемыми ночным скудным светом, говорят о затянувшемся, вероятно, с вечера свидании двух влюбленных. По конкретным образам создается общая картина любовной встречи. Слезы и лобзания – вот явные признаки страсти и любви. Поэт использует и символичную цветовую гамму: пурпур, цвет зари создают в воображении яркие краски, иначе – цвета любви. Все вокруг точно способствует таинственной и интимной встрече любящих сердец: это и общая сонливость, и ночь с ее темнотой, скрывающей свидание от посторонних глаз, это и «дымные тучки», напоминающие завесу.
Темы и проблемы
Основная идея
Главная мысль лирического стихотворения совпадает с одной из тем – автору важно показать гармонию человека и природы. Существует незримая связь между ними. Связь эта достигается совершенно независимо от сознания человека. Смысл в том, чтобы обрести гармонию с естеством и наслаждаться ею. Герои Фета обрели чудесную возможность слиться с природой, ощутить ее красоту и свежесть, жить по ее ритму. В этом и заключается счастье.
Возможно, А. А. Фет хотел показать силу любви, которая способна отвлечь влюбленных от всего окружающего. Они заняты друг другом, а не тем, что происходит вокруг. Однако природа будто «решила» не мешать свиданию, а, скорее, способствовать ему. В любом случае, она живет своей жизнью, по случайному стечению обстоятельств оказавшейся выгодной человеку.
Средства выразительности
Интересны синтаксические составляющие стихотворения. Во-первых, в «Шепоте» совершенно нет глаголов. Читатель не видит ни одного действия. Но он чувствует то, что происходит между двумя людьми там, в тишине. Во-вторых, все стихотворение – это всего лишь одно предложение. Несмотря на деление на три строфы, А. А. Фет развивает одну основную мысль непрерывно до конца произведения.