О чем стихотворение пушкина воспоминание

Анализ стихотворения Пушкина Воспоминание

Проанализировать само стихотворение «Воспоминание» не трудно, так как в образе лирического героя, выступает образ всеми любимого поэта А.С. Пушкина. Он в нем рассказывает о своем прожитом прошлом, которое кроме жалких чувств сожаления нечего не вызывает. Пытаясь проанализировать свои неправильные действия и поступки, понимает, что если бы была, вторая жизнь он бы сделал, все по-другому. Поэта мучает угрызение совести, что жизнь его оказалась прожитой не удачно, он рад был бы все исправить, но это уже невозможно.

В стихотворение «Воспоминание» Александр Сергеевич употребляет определенные фразы, в которых становиться понятно серьезность его намерений. Метафоры употреблены в агрессивной форме, показывая, что герой произведения злиться сам на себя за никчемно прожитые годы своей короткой жизни.

Само произведение написано шестистопным ямбом, чередуясь с четырех стопным. Употребленные мужские и женские рифмы созвучно чередуются. Безусловно, читая стихотворение, читатель без труда может понять, что оно написано словно из личного дневника прожитой жизни писателя. И оно не может оставить равнодушным после прочтения, в нем тонко изложена прошлая жизнь поэта, которую нельзя начать сначала.

Анализ стиха Пушкина Воспоминание

Главным героем произведения стал, безусловно, сам поэт. В произведение рассказывается об ужасном прошлом лирического героя, не вызывающего ни капли восхищения, а только отвращение. Происходит анализ совершенных ошибок и действий, и, проанализировав свою жизнь, поэт понимает, что жизнь прошла, а вспомнить хорошего нечего. Ему становиться очень больно и тягостно от этого, и он готов все поменять в лучшую сторону, но уже очень поздно время прошло и нечего не изменить. Остается только вспоминать и жалеть.

Стихотворение, написано с душевными переживаниями, которые он передает с использованием шестистопные и четырехстопными строк, что, безусловно, было популярно для русских поэтов в то время. Прочитав стихотворение полностью, по строкам видно, что лирический герой произведения как бы злиться сам на себя за такую никчемную прожитую жизнь. Само стихотворение « Воспоминание» написано, как будто с личного дневника поэта, в котором записаны все моменты, происходившие в жизни героя. Вспоминая прошлое лирическому герою произведения становиться тяжело, и, безусловно, больно жить дальше с таким грузом за плечами, он себя корит, за совершенные ошибки и если бы только была, хоть маленькая возможность все изменить, он сделал все иначе.

Заключение

Прочитав стихотворение «Воспоминание» невозможно остаться равнодушным, оно затрагивает за живое. Так как становиться, не безразлична судьба поэта. Да, безусловно, это его жизнь и он сам виноват в своих ошибках, но к нему приходит осознание и он готов все поменять, но, увы, уже довольно поздно и нечего не изменить, а приходиться смириться и жить с ночными кошмарами, которые приходят к А.С. Пушкину по ночам.

Анализ стиха Пушкина Воспоминание в царском селе. Кратко

Картинка к стихотворению Воспоминание

О чем стихотворение пушкина воспоминание. Смотреть фото О чем стихотворение пушкина воспоминание. Смотреть картинку О чем стихотворение пушкина воспоминание. Картинка про О чем стихотворение пушкина воспоминание. Фото О чем стихотворение пушкина воспоминание

Популярные темы анализов

1917 год в России полным ходом разгорается революция. В стране происходит смена власти. Казалось бы, все уже позади, но нет. Войска Атланты не признают новое правительство во главе с Лениным, и всякими способами пытаются захватить

Знаменитое произведение «Вольность», было написано великим русским писателем Александром Сергеевичем Пушкиным в 1817 году. Но, к сожалению при жизни Александра Сергеевича в свет данное произведение не было выпущено.

У Фета была любовь всей жизни. Её звали Мария Лазич. Фет испытывал к ней чувства, и она отвечала взаимностью. Всё могло быть хорошо. Но поэт стремился к материальному благополучию, и поэтому отверг свою любовь. А потом девушка погибла в пожаре.

Детство Некрасова было не легким в плане морали. Автор был сыном помещика, который издевался и убивал крестьян, а также устраивал оргии с девушками крестьянками. Также его отец мог ударить и его мать. Все это значительно повлияло на

Большую часть творчества гениального русского поэта Ф. И. Тютчева занимает пейзажная лирика. Поэт посвятил русской природе прекрасные стихотворения, он описывает и утро в горах, и летний вечер, и весеннюю грозу, и уход зимы.

Источник

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Воспоминание»

История создания

Стихотворение «воспоминание» было написано 19.05.1828 года во время пребывания поэта в Петербурге. Сохранился черновой вариант произведения. Он состоял из 36 строк, что почти в 2 раза больше заключительного образца.
Первоначально автор хотел назвать свое произведение «бессонница». Но он изменил заголовок, немного сместив акценты в произведении.
Стихотворение пропитано трагизмом и крайне мрачным настроением. Все это нехарактерно для творчества Александра Сергеевича. Это объясняется тем, что поэт очень сильно переживал из-за расправы над его друзьями-декабристами. Он сам поддерживал революционные взгляды, и наказание реформаторов мощно ударила по его состоянию.

Литературное направление

Могут возникнуть трудности с определением литературного направления. Лирический герой переживает волнения, что характерно для романтизма. Но в стихотворении нет кульминации, которая всегда есть в романтических произведениях, нет наивысшей точки переживаний. Поэтому стихотворение следует отнести к реализму.

Жанр произведения

Стихотворение можно отнести к философской лирике. Лирический герой рассуждает о судьбе, о ее влиянии. Он понимает, что судьбу нельзя изменить, забыть прошлое тоже нельзя. Прошлое неизменно, и часто трагично, но не стоит поддаваться печальному року. Нужно сохранять расположение духа, быть сильным, чтобы не сломится.

Стихотворение рассказывает о человеке, который томится из-за воспоминаний. В то время, когда все спят, он бодрствует, вспоминает все события, которые повлияли на него. Эти события не всегда приятные, и хотелось бы их забыть, но они всегда будут рядом с человеком, он будет помнить о них, они будут влиять на героя. Это нельзя изменить, это вечно. И герой может только лишь смириться и подчиниться.

Композиция

Композиция стихотворения очень интересна. Стихотворение представляет всего одно предложение. Это вносит некоторую стремительность. Произведение читается на одном дыхании. Повествование начинается с показа места событий. Становится понятно, что это Петербург. Далее идет пояснение, мы понимаем, почему герой страдает бессонницей – его мучают воспоминания. Оканчивается произведение заключением рассуждений. Поэт утверждает, что нельзя убежать от своего прошлого, оно всегда будет рядом, ни смотря не на что.
Рифмовка в произведении перекрестная. Чередуются также шестистопный и четырехстопный ямб. Все это придает произведению некоторую тяжесть и торжественность, но это делает стихотворение более живым, понятным.

Средства выразительности

Средства художественной выразительности играют важную роль в этом произведении. Они придают стихотворению настроение, образность. Поэт использует простые тропы – эпитеты: «немые стогны», «ночное бездействие», «полупрозрачная тень» и другие.
Также автор использует сложные тропы – метафоры: «Сердечная змея», «ум, подавленный тоской»; олицетворение: «умолкнет день», «часы влачатся».
Все эти средства помогают создать полную картину переживаний человека. В стихотворении используются архаизмы, они придают торжественность. В последних строках ряд однородных глаголов придают стремительность, ведут к кульминации.
Образы
Основной образ – это образ лирического героя. Он представляет собой самого Александра Сергеевича, находившегося под впечатлением от расправы над декабристами, но на месте поэта может быть любой человек. Образ общий, к нему подходит любой персонаж. Все переживают из-за совершенного или несделанного ранее, и это сильно огорчает.

Источник

Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Воспоминание»

Проводя анализ стихотворения Пушкина «Воспоминание», читатель понимает, что на момент создания поэтического творения автор находился в глубоком кризисе и смотрел на мир мрачно, с долей обреченности. Поэт будто подводит итоги своего жизненного и творческого пути. Стихотворение сложно для восприятия и при этом таит в себе важную суть душевных переживаний Пушкина.

О чем стихотворение пушкина воспоминание. Смотреть фото О чем стихотворение пушкина воспоминание. Смотреть картинку О чем стихотворение пушкина воспоминание. Картинка про О чем стихотворение пушкина воспоминание. Фото О чем стихотворение пушкина воспоминание

История создания

Стихотворение было написан поэтом во время его пребывания в Петербурге весной 1828 года. В следующем году творение опубликовывается в печати. Работа над произведением была для Пушкина непростой. Первоначальный вариант состоял из 36 строк, в готовом стихотворении их осталось лишь 16. Было изменено и название. Изначально предусматривалось два варианта — «Бдение» и «Бессонница».

В итоге поэт назвал — «Воспоминание». Необычность стихотворения в том, что оно не характерно для пушкинской лирики. Большая часть творений поэта несет в себе светлые и легкие образы, а на этот раз произведение получилось мрачным. То, каким настроением проникнуто стихотворение, объясняется произошедшими реальными событиями.

Пушкин создал «Воспоминание», находясь под впечатлением от казни декабристов. Это было его посвящение погибшим друзьям.

Жанр и композиция

Большинство литературоведов относят стихотворение к лирическому жанру. На это указывают особенности восприятия главным героем всего происходящего. Лирика автора в этом случае имеет философский уклон. Поэт рассказывает о своих размышлениях во время бессонницы. Пушкина переполняют эмоции, он:

Однако в итоговом варианте стихотворение остается незаконченным, что свидетельствует в пользу реализма. В целом можно сказать, что произведение написано в жанре философской лирики.

Автор использует очень интересную стихотворную композицию, излагая всю суть в одном длинном предложении. Пушкиным используется перекрестная рифмовка с чередованием шестистопного и четырехстопного ямба. Применение этих инструментов придает стихотворению торжественность, основательность и одновременно живость.

Анализ стихотворения

Синтаксический анализ указывает на использование такого приема, как многосоюзие (множественные повторы союза «и»):

И, с отвращением читая жизнь мою,

Я трепещу, и проклинаю,

и горько слезы лью, —

Но строк печальных не смываю.

С помощью этого средства выразительности «воспоминаньем упоенный» автор добивается эффекта нарастающей эмоциональной напряженности. Этому же способствует и применение ряда однородных глаголов в последних строках стихотворения, чередование мужской и женской рифмы. Заострить поэтическую мысль и точнее передать настроение Пушкину позволяют эпитеты и метафоры:

Архаизмы создают атмосферу торжественности, подчеркивают связь с прошлым. Анализ «Воспоминания» Пушкина показывает, что в стихотворении преобладает лексическая группа слов, выражающих сильные отрицательные эмоции. Отбросив 20 строк, написанных вначале, поэт сделал творение более обобщенным, что свойственно философской лирике.

Настроение перекликается с более ранним произведением поэта — «Возрождение». Здесь также звучит тема душевных метаний. К молодому Пушкину приходит осознание, что возродить душу можно, лишь очистив ее покаянием.

«Воспоминание» анализ стихотворения Пушкина

История создания

Стихотворение «Воспоминание» написано 19 мая 1828 года в Петербурге и напечатано в альманахе «Северные цветы» 1829 года.
В черновом варианте стихотворение было длиннее более чем в два раза. Из 36 строчек Пушкин оставил только первые 16. В таком виде стихотворение оказалось даже более целостным, чем в первоначальном варианте.

Первые названия — «Бессонница», «Бдение».

Отброшенная часть конкретизирует воспоминания лирического героя. Ему приходит на ум только плохое: измены, обиды, клевета, зависть.

В этот период жизни Пушкин разочарован и подавлен.

Расправа с декабристами и политическая реакция угнетают поэта.

Литературное направление, жанр

Вопрос о литературном направлении, к которому можно отнести стихотворение, очень непрост. Его лирический герой — романтик. Ночь для романтика — время философских рассуждений.

Во время бессонницы он мучится угрызениями совести, причина которых заключена в его прошлом. Он с отвращением вспоминает о былом, трепещет, проклинает и жалуется.

Но тот факт, что Пушкин отбрасывает конкретные и весомые жалобы, дающие такую отраду романтическому сознанию, свидетельствует

скорее в пользу реализма. В отвергнутой автором части не хватает кульминации. Романтический герой все переживания сводит к романтическим любовным историям и смерти возлюбленных, к тайнам «счастия и гроба».

Лирический герой Пушкина, хоть и угнетен, но не сломлен: «Но строк печальных не смываю». Он принимает прошлое, переживает воспоминания, но не погружается в них с головой. То, что Пушкин не напечатал конец стихотворения, говорит о позиции реалиста.

Стихотворение относится к жанру философской лирики.

Тема, основная мысль и композиция

Все стихотворение — это только одно предложение с разными видами связи. Может быть, потому Пушкин и отверг его конец, что стихотворение, по замыслу автора, должно было читаться на едином дыхании.

Первая строфа описывает время действия и начинается словом «когда». Но она указывает и на место действия. «Полупрозрачная тень ночи» — это белые петербургские ночи.

Последняя строчка кульминационная. Лирический герой не может или не хочет освободиться от горестного прошлого, мешающего ему в настоящем. Дальнейшая конкретизация воспоминаний снижала бы поэтическое напряжение.

Тема стихотворения — тяготящие человека тяжелые воспоминания. Основная мысль в невозможности избавиться от мрачных воспоминаний. Они предначертаны судьбой, неизбежны.

Человек, охваченный ими, подобен древнегреческому герою, зависящему от воли судьбы, которой можно только подчиниться и нельзя противиться.

Размер и рифмовка

В стихотворении чередуются шестистопный и четырехстопный ямб. Такое чередование делает речь тяжеловесной и торжественной. Это ощущение усиливается пиррихиями.

Мужская рифма в длинных строчках чередуется с женской в коротких. Рифмовка перекрестная.

Тропы и образы

Высокий стиль создается старославянизмами стогны града, влачатся, бденье. Дальше торжественный настрой поддерживается словами высокого стиля: угрызенья, трепещу.

В стихотворении есть лексические группы слов, обозначающих длину: влачиться, томительный, бездействие, змеи сердечной угрызенья, развивать, длинный свиток. Другая лексическая группа определяет сильные отрицательные эмоции: угрызенья, подавленный тоской ум, тяжкие думы, отвращение, трепетать, проклинать, горько жаловаться, горько слезы лить, печальные строки. Образы обеих групп создаются с помощью эпитетов и метафор.

Эпитеты важны в начале стихотворения для создания контраста дня и ночи: шумный день — немые стогны града, полупрозрачная ночи тень. Конец стихотворения очень динамичен. Последняя строфа состоит из однородных сказуемых — глаголов, обозначающих душевную работу героя: трепещу, проклинаю, жалуюсь, слезы лью.

Трем строкам противопоставлена кульминационная последняя: но строк печальных не смываю.

Похожая лирика других авторов

Одноименные творения были и у других авторов русской литературы:

Тема воспоминаний часто проявляется и в творчестве современных поэтов. Пережитые человеком сильные эмоции не уходят «в никуда». Люди, одаренные поэтическими способностями, «переплавляют» живущие в душе чувства в стихи.

Энциклопедия Школьника – содружество русского слова и литературы

Однако архаическая и высокая лексика у Пушкина при всем своем обобщающем свойстве отнюдь не выглядит отвлеченной и холодной. Пушкинский архаический язык по-особенному предметен, веществен. Его архаизмы предметны не сами по себе — это-то едва ли возможно, но потому, что они всегда попадают в предметный контекст. В таком контексте они точно оживают, конкретизируются, вбирают и в себя нечто от вещественного. Так, «стогны града» воспринимаются именно потому, что они «немые», в достаточной степени конкретно и предметно. В словах Пушкина, даже высоких, даже сугубо книжных, всегда есть что-то от непосредственности поэтического видения.

Достаточно традиционной для философских стихов того рода, к которому принадлежит «Воспоминание», является атмосфера ночи, ночной колорит лирического повествования. Ночь для поэтов-философов — условие углубленного познания мира и самого себя. Такой она часто бывала в философских пьесах немецких романтиков и русских любомудров. У Пушкина ночь не только условие познания, но и нечто самоценное. Она существует и сама по себе, она у него тоже предметна. У Пушкина ночь существует во времени, со своими характерными приметами, она наступает, она в движении, читатель чуть ли не видит ее: «полупрозрачная наляжет ночи тень». Все эти стилевые особенности придают живую теплоту и конкретность признанию, которое составляет содержание стихотворения. У Пушкина философская лирика построена одновременно и на конкретном, и на общем, у него не только обобщенный, но и вместе с тем индивидуальный, живой и непосредственный психологизм. При всей своей обобщенной философичности «Воспоминание» — это и исповедь, человеческий документ, это жизнь мысли и мука мысли.

Философские опыты Пушкина второй половины 20-х и 30-х годов решены не обязательно в высоком стилистическом ключе — они бывают и более обыденными в своей тональности и языковом оформлении. Примером тому может служить стихотворение «Дар напрасный, дар случайный» (1828):

Стихотворение написано на вечную тему, и при этом оно согрето сиюминутным чувством; в нем меньше, чем в «Воспоминании», ощущается авторская установка на обобщение, но это вовсе не отменяет обобщающего, философского смысла, в нем заключенного. Стихотворение это более традиционно «пушкинское», и именно поэтому своеобразие того, что мы называем философской лирикой Пушкина, проступает в нем с особенной отчетливостью.
У Веневитинова, которого Пушкин знал и ценил, есть стихотворение «Жизнь», близкое по теме и отчасти по ее решению пушкинскому стихотворению:

Обе пьесы — и пушкинская, и веневитиновская — принадлежат к «поэзии мысли», но при этом их сходство несравненно меньшее, нежели различие. В стихотворении Веневитинова — мысль давно возникшая, внутренне проверенный и окончательный вывод; у Пушкина — мысль точно рождающаяся, зыбкая и подвижная и именно потому лишенная даже намека на обязательность. У Веневитинова сказано все монументально и накрепко; у Пушкина его признание как будто более легкое, но зато и более живое и непосредственное. Герой стихотворения Пушкина — человек, личность; герой Веневитинова — не столько человек, сколько все человечество. И наконец: у Пушкина мысль о жизни возникла в определенной эмоциональной ситуации, она не обязательна при всех условиях (в других произведениях Пушкин может говорить на ту же тему иначе); у Веневитинова — не случайная мысль, а целая концепция жизни, которая поддерживается другими его стихами и всей системой его поэтических взглядов.

Источник

Анализ стихотворения Пушкина — «Воспоминание»

О чем стихотворение пушкина воспоминание. Смотреть фото О чем стихотворение пушкина воспоминание. Смотреть картинку О чем стихотворение пушкина воспоминание. Картинка про О чем стихотворение пушкина воспоминание. Фото О чем стихотворение пушкина воспоминание

Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализа стихотворения Пушкина — «Воспоминание». Используйте наш материал для написания сочинений и выполнения задания по литературе.

Краткий анализ

• История создания – стихотворение написано Пушкиным во время его путешествия на Кавказ в 1829 году. Восхищённый природой этого края, он написал цикл произведений, описывающих невероятной красоты пейзажи, природные явления, обычаи местных жителей.
• Тема – стихотворение “Кавказ” относится к пейзажной лирике. Автор восхищается видами с вершин гор, природными богатствами Кавказа.
• Композиция – четыре шестистишия, представляющие собой смену картин горного пейзажа. Личность автора прослеживается только в первом из них. В оригинале присутствует ещё одно шестистишие с решающим значением, от этого официальный вариант кажется немного незаконченным.

• Жанр – лирическое стихотворение. В нём описан пейзаж сквозь призму восприятия лирического героя.
• Стихотворный размер – произведение написано четырёхстопным амфибрахием. Рифмовка в каждом шестистишии – смешанная: первые четыре стиха имеют кольцевую (АВВА), а последние две – парную (АА).
• Эпитеты – “грозных обвалов”, “нагие громады”, “тощий мох”, “весёлым долинам”, “свирепом веселье”, “голодной волной”.
• Метафоры – “рожденье потоков”, “играет и воет Терек”, “лижет утёсы голодной волной”, “немые громады”, “мчится Арагва”.
• Сравнение – “играет и воет, как зверь молодой, завидевший птицу из клетки железной”.

Подробный анализ

Вариант 1

Стихотворение «Воспоминание» написано 19 мая 1828 года в Петербурге и напечатано в альманахе «Северные цветы» 1829 года.

В черновом варианте стихотворение было длиннее более чем в два раза. Из 36 строчек Пушкин оставил только первые 16. В таком виде стихотворение оказалось даже более целостным, чем в первоначальном варианте. Первые названия – «Бессонница», «Бдение».

Отброшенная часть конкретизирует воспоминания лирического героя. Ему приходит на ум только плохое: измены, обиды, клевета, зависть. В этот период жизни Пушкин разочарован и подавлен. Расправа с декабристами и политическая реакция угнетают поэта.

Литературное направление, жанр

Вопрос о литературном направлении, к которому можно отнести стихотворение, очень непрост. Его лирический герой – романтик. Ночь для романтика – время философских рассуждений. Во время бессонницы он мучится угрызениями совести, причина которых заключена в его прошлом. Он с отвращением вспоминает о былом, трепещет, проклинает и жалуется.

Но тот факт, что Пушкин отбрасывает конкретные и весомые жалобы, дающие такую отраду романтическому сознанию, свидетельствует скорее в пользу реализма. В отвергнутой автором части не хватает кульминации. Романтический герой все переживания сводит к романтическим любовным историям и смерти возлюбленных, к тайнам «счастия и гроба». Лирический герой Пушкина, хоть и угнетён, но не сломлен: «Но строк печальных не смываю». Он принимает прошлое, переживает воспоминания, но не погружается в них с головой. То, что Пушкин не напечатал конец стихотворения, говорит о позиции реалиста.

Стихотворение относится к жанру философской лирики.

Тема, основная мысль и композиция

Всё стихотворение – это только одно предложение с разными видами связи. Может быть, потому Пушкин и отверг его конец, что стихотворение, по замыслу автора, должно было читаться на едином дыхании.

Первая строфа описывает время действия и начинается словом «когда». Но она указывает и на место действия. «Полупрозрачная тень ночи» — это белые петербургские ночи.

Последняя строчка кульминационная. Лирический герой не может или не хочет (толкование равноценно) освободиться от горестного прошлого, мешающего ему в настоящем. Дальнейшая конкретизация воспоминаний снижала бы поэтическое напряжение.

Тема стихотворения – тяготящие человека тяжёлые воспоминания. Основная мысль в невозможности избавиться от мрачных воспоминаний. Они предначертаны судьбой, неизбежны. Человек, охваченный ими, подобен древнегреческому герою, зависящему от воли судьбы, которой можно только подчиниться и нельзя противиться.

Размер и рифмовка

В стихотворении чередуются шестистопный и четырёхстопный ямб. Такое чередование делает речь тяжеловесной и торжественной. Это ощущение усиливается пиррихиями. Мужская рифма в длинных строчках чередуется с женской в коротких. Рифмовка перекрёстная.

Тропы и образы

Высокий стиль создаётся старославянизмами стогны (улицы) града, влачатся, бденье. Дальше торжественный настрой поддерживается словами высокого стиля: угрызенья, трепещу.

С первой строчки стихотворение отсылает читателя к античным образам. Смертный здесь кукла в руке судьбы, богов. Длинный свиток воспоминаний, разворачивающийся перед лирическим героем, — это и библейская книга жизни, в которой записаны все дела человека, и нити жизни, которые прядут мойры (парки). Таким образом, в стихотворении, как и в русской культуре 19 века, соединяются библейские и античные образы.

В стихотворении есть лексические группы слов, обозначающих длину: влачиться, томительный, бездействие, змеи сердечной угрызенья, развивать, длинный свиток. Другая лексическая группа определяет сильные отрицательные эмоции: угрызенья, подавленный тоской ум, тяжкие думы, отвращение, трепетать, проклинать, горько жаловаться, горько слёзы лить, печальные строки. Образы обеих групп создаются с помощью эпитетов и метафор.

Эпитеты важны в начале стихотворения для создания контраста дня и ночи: шумный день – немые стогны града, полупрозрачная ночи тень. Конец стихотворения очень динамичен. Последняя строфа состоит из однородных сказуемых – глаголов, обозначающих душевную работу героя: трепещу, проклинаю, жалуюсь, слёзы лью. Трём строкам противопоставлена кульминационная последняя: но строк печальных не смываю.

Вариант 2

Стихотворение «Воспоминание» А.С. Пушкин написал 19 мая 1828 г. в Петербурге. Внутреннее состояние лирического героя было угнетенное, подавленное, ведь он познал, что такое измены, клевета, зависть. Не мог он быть равнодушным и к расправам властей с декабристами. Переживания отобразились в произведениях этого периода. Стихотворение «Воспоминание» впервые было напечатано в альманахе «Северные цветы» за 1829 г. Тем не менее, Александр Сергеевич подал к публикации неполный вариант. В рукописи стихотворения было 36 строчек, на страницах журнала напечатано лишь 16. Кроме того, Пушкин изменил название: в черновом варианте произведение было написано под заглавиями «Бессонница» и «Бдение».

«Воспоминание» относится к философской лирике, однако, есть в нем и интимные мотивы. Жанр стихотворения ‒ элегия. Тема ‒ ночное «бденье» лирического героя, его тревоги и мысли. Автор показывает, что ночь ‒ это время тяжких дум и печальных строк, ведь ночью человек может побыть наедине с собой.

Начинается стихотворение лаконичной пейзажной зарисовкой, при помощи которой автор изображает наступление ночи. Сначала умолкает шумный день, а потом спускается» полупрозрачная тень ночи». А.С. Пушкин имеет в виду белые петербургские ночи. В темное время суток люди получают награду за дневные труды ‒ сон. Но лирический герой уснуть не может, для него наступают «часы томительного бденья». Мужчина не скрывает, что его тревожат «сердечные угрызенья», мечты, тяжкие думы. Погружается герой и в воспоминанье, которое постепенно развивает пред ним свой длинный свиток. Мужчине не нравится читать свою жизнь. Он делает это с отвращением. Он проклинает, жалуется, плачет, но не смывает строки на свитке.

Стихотворение А.С. Пушкина «Воспоминание» не делится на строфы. Такая формальная организация предает целостности мыслей, плавности их изложению. Строки объединены перекрестной рифмовкой. Стихотворный размер ‒ пятистопный ямб. Произведение условно делится на смысловые части: пейзажная зарисовка, рассказ лирического героя о ночном бденье, воспоминания лирического героя. Каждая следующая смысловая часть разворачивается на основе предыдущей.

В стихотворении А.С. Пушкина «Воспоминание» («Когда для смертного умолкнет шумный день…») много художественных средств. Они помогают поэту воспроизвести эмоции лирического героя. В тексте преобладают метафоры: «для смертного умолкнет шумный день», «влачаться в тишине часы томительного бденья», «горят во мне змеи сердечной угрызенья», «теснится тяжких дум избыток», «воспоминанье …. свой длинный развивает свиток», «читая жизнь мою», «мечты кипят». Выразительности произведению придают эпитеты: «шумный день», «полупрозрачная тень», «бездействие ночное», «горько жалуюсь», «строки печальные».

В некоторых строках использована аллитерация, например, угрызения лирического героя передаются при помощи слов с согласными «з», «р»: «горят во мне змеи сердечной угрызенья».

Вариант 3

Поэт создал это произведение, путешествуя по Кавказу в 1829 году по время прогулки в горах. Картины, описанные им завораживают своей красотой и величием. Незадолго до этого Пушкин был в ссылке в этих местах, где впервые познакомился с их особенной красотой. Стоя на вершине горы, вдохновляясь открытым взору видом, художник слова создаёт необычайно красивое стихотворение.

Тема

Стихотворение описывает картины кавказской природы с вышины птичьего полёта. Автор находится высоко в горах, под ним тучи, гряда молчаливых гор, реки и едва заметные человеческие фигуры. Он размышляет, и его душа ликует от увиденного: яркое, образное изображение рек, водопадов, степей, птиц, животных, людских жилищ. Поэт подмечает самые мелкие детали пейзажа: кусты, мох, одинокий всадник, орёл, парящий рядом с ним. Цель мастера – описать неописуемое, то, от чего захватывает дух, передать атмосферу, передающую масштабность и величие природы. Чувствуется подтекст: душевные переживания поэта, вынужденного находиться “в рамках” из-за ограничений и цензуры. Прослеживается скрытая антитеза между внутренним миром автора и неудержимой свободой природных стихий, животных и птиц.

Композиция

Стихотворение состоит из четырёх шестистиший. В первом – перед читателем предстаёт человек, стоящий на вершине горы: панорама, которая открывается его взору. Вторая и последующие строфы являются описанием картин, которые сменяются, чередуются, оживают перед читателем. Несмотря на то, что стихотворение написано от первого лица, в нём практически не прослеживается автора, его личности – только картины, стремительно меняющие друг друга, окрылённое, эмоциональное, возвышенное описание всего увиденного. В последней строфе – восклицание “Вотще! нет ни пищи ему, ни отрады” – является кульминацией стихотворения. Эмоциональное напряжение достигает вершины, поэт отождествляет себя с рекой, которую “теснят немые громады”.

Жанр

Произведение относится к жанру лирического стихотворения. Традиционно считается, что оно тяготит к пейзажной лирике, хотя глубок и философский подтекст. Последнее четверостишие, которое не вошло в стихотворение, но сохранилось в черновиках поэта, говорит о его гражданской направленности. Произведение написано четырёхстопным амфибрахием со смешанной рифмовкой.

Средства выразительности

Пушкин щедро использует эпитеты: “тощий мох”, “нагие громады”, “веселые долины”, “свирепое веселье” – они делают описание ярким и живым. Опасными и неприступными видит читатель “голодные волны” и “грозные обвалы”.

Пушкинские метафоры о рождении потоков, игре и вое бурных рек дают ощущение одушевлённости мира природы, её обособленной жизни, в которой свои страсти и свой ритм. Неудержимый речной поток поэт сравнивает с “молодым зверем, завидевшим птицу из клетки железной”, что помогает представить картину бушующей горной реки реалистично и живописно.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *