О чем стихотворение пророк лермонтова кратко
Стихотворение и анализ «Пророк»
Духовной жаждою томим,
В пустыне мрачной я влачился, –
И шестикрылый серафим
На перепутье мне явился.
Перстами легкими как сон
Моих зениц коснулся он.
Отверзлись вещие зеницы,
Как у испуганной орлицы.
Моих ушей коснулся он, –
И их наполнил шум и звон:
И внял я неба содроганье,
И горний ангелов полет,
И гад морских подводный ход,
И дольней лозы прозябанье.
И он к устам моим приник,
И вырвал грешный мой язык,
И празднословный и лукавый,
И жало мудрыя змеи
В уста замершие мои
Вложил десницею кровавой.
И он мне грудь рассек мечом,
И сердце трепетное вынул,
И угль, пылающий огнем,
Во грудь отверстую водвинул.
Как труп в пустыне я лежал,
И бога глас ко мне воззвал:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей,
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Краткое содержание
Стихотворение «Пророк» было написано А.С. Пушкиным в 1826 году, опубликовано два года спустя, в 1828 году, в «Московском вестнике».
В центре сюжета – изможденный путник, едва волочащий ноги по «мрачной пустыне». На перепутье ему является «шестикрылый серафим» (божественный ангел) и слегка касается его «зениц». Путник открывает глаза, и его взору предстает то, что недоступно обыкновенному человеку.
Когда серафим прикоснулся к ушам будущего пророка – ему стали слышны совсем новые, незнакомые звуки.
Затем божий посланник вырывает у путника язык, вкладывая вместо него жало змеи. Этот образ автор использует неспроста. Во-первых, считается, что змея – это символ мудрости, а, во-вторых, острого, жалящего языка, как огня боятся те, кто не желает слышать правду.
Наконец, ангел вынимает из груди странника сердце, а вместо него помещает горящий уголь.
Завершив свой ритуал, божественный посланник покидает путника. Перенесший неимоверные страдания, лишенный всего человеческого, грешного, тот лежит на земле, подобно трупу. Внезапно с небес доносится воззвание Господа:
«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,
Исполнись волею моей
И, обходя моря и земли,
Глаголом жги сердца людей».
Анализ
История создания
По своей сути это произведение не что иное, как размышление на философские темы: о миссии поэта и о роли поэзии в обществе.
Пророк. Библейская живопись
Как и множество других гениальных творений, «Пророк» создавался Пушкиным в Михайловском. Толчком к его написанию послужило известие о трагической судьбе декабристов, пятеро из которых были казнены, а остальные сосланы в Сибирь. Поскольку, практически все эти люди были друзьями поэта, эта новость вызвала у него глубочайшее потрясение.
Незадолго до этого брат переслал Пушкину Закон Божий. Поэт настолько увлекся сюжетами из этой книги, что один из них решил сделать основой нового стихотворения. Выбранная им легенда гласила, что однажды пророк Исайя повстречал ангела, посланника Бога, серафима. Эта встреча стала для Исайи судьбоносной – ему открылась истина, и он стал проповедовать смертным Закон Божий.
При написании «Пророка» Пушкин старался не уходить далеко от сюжета, и ему это удалось. Только вместо пророка, который повстречал серафима, автор подразумевал поэта, которого ждало перерождение для духовного служения людям и отечеству. Призванием, как пророка, так и поэта, Пушкин считал особую просветительскую миссию, способность донести до масс правду без каких-либо искажений. Поэт верил в святость искусства и считал, что оно не должно подчиняться политике.
Персонажи и образы
В начале произведения перед читателем предстает обычный человек, томящийся в пустыне (пустыню нужно рассматривать, как неволю поэта). В финале он перерождается в пророка, наделенного особой миссией.
Несмотря на то, что образ пророка напрямую связан с евангельским героем, для пророка-поэта Пушкиным обозначена иная задача. Поэт, как пророк, должен глаголом жечь сердца людей, раскрывать перед ними всю красоту поэзии. Полное перерождение дает ему право осуществить эту цель.
Осознавая, что простой поэт не наделен способностью Исайи открыть людям истину, автор вводит в произведение образ серафима, посланного Богом. Ангел совершает действия, направленные на перерождение героя, и это перерождение сопровождается невыносимой болью и мучениями.
В последних строках слышится наставление Бога, которое определяет жизненный путь и цель, которую должен выполнить пророк.
Композиция
В стихотворении прослеживается классическая линейная композиция со всеми сопутствующими элементами.
В экспозиции читатель знакомится с человеком, бредущим по пустыне.
Завязка представляет собой встречу путника с серафимом.
Развитие действия начинается с манипуляций ангела, преображающих человека.
Кульминация показывает, как обессилевший от боли, новоиспеченный пророк, словно труп, лежит на земле.
Развязка представлена напутствием Бога своему новому посланнику.
Условно стихотворение можно поделить на три части. В каждой из них происходит постепенное перерождение героя. Сначала он «влачится» по пустыне, этим выражением автор дает понять, что поэт находится в духовном поиске. Далее, «на перепутье» ему встречается серафим. Поскольку в пустыне однозначно не может быть никаких перепутий, Пушкин специально обозначает его, чтобы показать, что поэту необходимо сделать правильный выбор.
Во второй части происходит преображение героя. У него появляется особый взгляд на мир и чуткий слух, позволяющий услышать до этого неслышимое. Он лишается грешного языка и человеческого сердца. Заканчивается произведение призывом Бога проповедовать людям истину.
Стихотворение относится к литературному направлению классицизм. Здесь четко обозначены время и место действия. Но, поскольку повествование ведется от лица героя, то эмоции, переживаемые им, говорят о том, что в произведении присутствуют и элементы романтизма.
По роду стихотворение относится к философской лирике. По жанру его можно назвать элегией или духовной одой.
Размер и средства художественной выразительности
«Пророк» написан четырехстопным ямбом, размером, который характерен для произведений Пушкина периода его творческой зрелости.
Автор использовал перекрестную рифму в первых четырех строках, парную – в следующих четырех и кольцевую – в последующих строках. Этот прием выбран сознательно, чтобы разнообразить произведение, сделать его сложнее и многослойнее.
Если говорить о средствах художественной выразительности, то здесь в достаточном количестве метафор: «неба содроганье», «угль, пылающий огнем», «глаголом жги сердца людей», «духовной жаждою томим»; эпитетов: «шестикрылый», «грешный», «десницею кровавой», «трепетное сердце»; сравнений: «как у испуганной орлицы», «как труп», «легкие как сон».
Также используется аллитерация: «ОтверЗлись веЩие ЗениЦы», «И гаД морСких поДвоДный хоД»; возвышенный стиль произведению придают старославянизмы: «вещий», «десница», «уста», «зеницы» и церковные слова: «серафим», «зеницы», «десница», «уста», «восстань», «виждь», «внемли».
В стихотворении очень много глаголов, благодаря которым читатель ощущает стремительность действия. Также они делают повествование необыкновенно жизненным и ярким.
Проблематика и основная идея произведения
Чтобы понять, какую проблему поднимал Пушкин в стихотворении, читателю стоит обратить внимание на взаимоотношения пророка и окружающего мира. Пророк стремится все делать во благо общества, так как в этом заключается его прямая миссия. Но, в начале произведения читатель видит совсем иной образ – отверженный герой бесцельно бредет по пустыне. Только с постепенным приобретением божественного предназначения ему открывается его истинная задача – доносить до людей истину, дарить прекрасное миру.
Таким образом, автор затрагивает проблему честного, открытого творчества. Главную мысль произведения Пушкин вложил в уста Бога: цель пророка (поэта) – в раскрытии своего таланта, в том, чтобы дать почувствовать людям всю силу и красоту поэзии.
Идея стихотворения заключена в том, что поэт своим творчеством должен зажигать сердца людей, не снимая с себя ответственности, возложенной Богом.
Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Пророк» по плану
1. История создания
Стихотворение «Пророк» написано в мае — июне 1841 года, незадолго до гибели Лермонтова.
Это был тяжёлый период как в личной жизни поэта, так и в общественной жизни страны. После заговора декабристов и Польского восстания 1831 года Николай I создаёт тайную полицию, Третье отделение, агенты которого присутствовали в самых разных кругах общества.
Всякое инакомыслие безжалостно подавлялось, была введена жёсткая цензура. Лермонтов, выросший и творивший в атмосфере политических репрессий, по словам Белинского, стал ярким выразителем царивших в обществе настроений того времени.
Характер у Лермонтова был трудный, он не умел скрывать свои мысли, по этой причине у него было немало недоброжелателей, среди которых – сам царь, Николай I. Именно по его инициативе поэт был сослан на Кавказ.
Впервые читатели познакомились с этим произведением уже после смерти поэта, оно было напечатано в 32 томе «Отечественных записок» в 1844 году.
2. Литературное направление
Стихотворение «Пророк» относится к романтическому литературному направлению.
3. Род
Стихотворение можно отнести к философской лирике.
4. Жанр
Жанр – лирическая исповедь. Это лирическое стихотворение, в котором прослеживаются библейские мотивы.
5. Проблематика
Автор пытается проанализировать извечную проблему противостояния духовного и низменного в человеческой натуре.
6. Тематика
В этом стихотворении можно видеть своеобразную перекличку с пушкинским «Пророком». Но пророк у Пушкина только готовится идти из пустыни к соплеменникам, чтобы «глаголом жечь сердца людей», в то время как лермонтовский герой изгоняется из сообщества и возвращается в пустыню.
Главная тема стихотворения Лермонтова – тема одиночества нестандартной личности в социуме, противостояние толпы и поэта-пророка. Не благодарность, а травля – вот цена за то, что он несёт людям свет правды, проповедует идеи добра и любви.
Существует мнение, что к написанию стихотворения «Пророк» Лермонтова подтолкнули беседы с В.Ф. Одоевским, с которым поэт подружился в последние годы своей жизни. Тема признания поэта и его творчества была одной из причин их разговоров и споров.
7. Идея
Лермонтов продолжает пушкинскую тему о роли и предназначении поэта, его признании обществом.
Также в противовес городу воспевается природа, как более комфортная среда для существования человека.
8. Пафос
Романтичные стихи Лермонтова чаще всего грустны и даже пессимистичны.
Здесь же эмоциональный фон произведения становится пафосно-трагическим. Невозможность выполнить свою миссию делает пророка глубоко несчастным.
Некоторые критики считали, что поэт предчувствовал свою скорую кончину и называли это стихотворение пророческим.
9. Система образов
Художественные образы представлены в классической традиции. Образ лирического героя произведения, одинокого пророка, противопоставляется образу враждебной толпы.
Образ природы передан описанием пустыни, которая более благосклонна к пророку, чем человеческое общество. Пустыня позволяет ему жить, и всякая тварь земная в ней покорна пророку, там даже звёзды слушают его проповеди, «лучами радостно играя».
10. Центральные персонажи
Лирический герой произведения – пророк, призванный обличать человеческие пороки. Он одинок и несчастен, поскольку его изгоняют из общества за то, что он говорит людям о тёмных сторонах их натуры.
Автор сочувствует своему герою, поскольку понимает значимость такой личности для оздоровления человеческой натуры и общества в целом.
Лирическому герою-одиночке противопоставляется собирательный образ его соплеменников – толпа, не признающая в нём пророка.
11. Лирический герой
Лирический герой – смертный, по воле Бога ставший пророком. Ему досталась неблагодарная роль, – роль человека, несущего людям правду, – за что подвергается насмешкам и преследованиям со стороны сообщества, которое не верит его пророчествам.
12. Сюжет
Перед нами исповедь страдающего человека, которого не принимает общество.
Если пушкинский герой, находясь в пустыне, ещё только в начале своего пути, то лирический герой стихотворения Лермонтова уже попытался выполнить свою миссию и, в результате, оказывается в пустыне, спасаясь от преследования соплеменников.
Находясь среди людей, он ещё более одинок, чем в пустыне. Его дар никому не нужен. Люди не приемлют его речей, они не хотят знать правды ни о себе, ни о мире. В их глазах он видит лишь «страницы злобы и порока», а за «правды чистые ученья» в него швыряют камни.
Пророк обретает покой лишь в пустыне, где ему покорна всякая тварь земная, а звёзды слушают его, «лучами радостно играя».
Если же случается ему снова попасть в город, он снова слышит в свой адрес насмешки и упрёки.
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Его показывают детям, как образец неподобающего поведения.
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!
13. Композиция
Произведение состоит из семи строф и композиционно делится на три части.
14. Художественное своеобразие произведения
Стихотворение написано высоким стилем, который придаёт ему звучание библейской притчи. Чтобы добиться этого, поэт использует старославянскую и библейскую лексику: град, старцы, судия, всеведенье, уста, глава, очи, тварь земная, дар божий, пророк, завет и другие.
15. Размер, рифма, строфика
«Пророк» написан четырёхстопным ямбом и пиррихиями.
Поэт использует чередование мужской и женской рифм.
В шести строфах используется перекрёстная рифмовка (АБАБ), в заключительном четверостишии – опоясывающая (АББА).
16. Средства художественной выразительности
Эпитеты: “вечный судия”, “божья пища”, “самолюбивая улыбка”, “шумный град”, “нагой”.
Метафоры: “страницы злобы и порока”, “читать в очах”, “посыпать пеплом главу”.
Сравнение: “как птицы”
Олицетворение: «звёзды слушают…, лучами радостно играя”.
Антитеза: противопоставление поведения толпы и пророка.
Перифраза: “вечный судия”, “предвечный”.
В двух последних четверостишиях используется также инверсия.
Звукопись: использование взрывных согласных усиливает напряжённое звучание строф.
17. Значение произведения
Белинский подчёркивал значимость этого произведения, называя его одним из лучших в творческом багаже Лермонтова.
Невозможно не согласиться с его высокой оценкой стихотворения: «Какая глубина мысли, – писал критик, – какая страшная энергия выражения!»
18. Актуальность
Несомненна актуальность «Пророка» и в сегодняшнем мире.
Незаурядная личность, понимающая больше других, во все времена встречала если не враждебное, то холодное к себе отношение. Разным слоям населения, людям разных конфессий, или просто имеющим разный жизненный опыт порою нелегко находить общий язык. А непонимание часто порождает конфликты.
Многие и сейчас враждебно настроено к тем, кто, как лермонтовский пророк, имеет смелость говорить неприятную правду.
19. Моё отношение
Нельзя не восхищаться поэтом и его произведением. В сжатой форме лирического стихотворения поэт сумел нарисовать яркое художественное полотно, наполненное глубоким философским смыслом.
20. Чему учит произведение
«Пророк» учит нас прислушиваться к окружающим и пытаться их понять. Учит проявлять сочувствие и, в какой-то степени, учит также мужеству говорить правду, что не всегда удобно и легко.
Стихотворение и анализ «Пророк»
С тех пор как вечный судия
Мне дал всеведенье пророка,
В очах людей читаю я
Страницы злобы и порока.
Провозглашать я стал любви
И правды чистые ученья:
В меня все ближние мои
Бросали бешено каменья.
Посыпал пеплом я главу,
Из городов бежал я нищий,
И вот в пустыне я живу,
Как птицы, даром божьей пищи;
Завет предвечного храня,
Мне тварь покорна там земная;
И звезды слушают меня,
Лучами радостно играя.
Когда же через шумный град
Я пробираюсь торопливо,
То старцы детям говорят
С улыбкою самолюбивой:
«Смотрите: вот пример для вас!
Он горд был, не ужился с нами:
Глупец, хотел уверить нас,
Что бог гласит его устами!
Смотрите ж, дети, на него:
Как он угрюм, и худ, и бледен!
Смотрите, как он наг и беден,
Как презирают все его!»
Краткое содержание
И. Крамской. Христос в пустыне. 1872
Данное произведение является исповедью страдающего человека, которого отвергает общество. Если лирический герой Пушкина, находясь среди пустынных песков, пребывает лишь на самом «старте» своего длинного творческого пути, то романтический герой Лермонтова пытается исполнить своё предназначение, в результате чего оказывается в пустыне: он убегает, спасаясь от травли своих современников.
Живя в обществе людей, пророк чувствует себя гораздо больше одиноким, нежели в пустыне. Дарованный ему талант никого не интересует. Люди не желают слушать и понимать его слова: они не готовы узнать истину ни о себе, ни об окружающем мире. В общественных глазах пророк замечает только «страницы злобы и порока». В него, за «правды чистые ученья», люди бросаются камнями.
Пророк чувствует абсолютное спокойствие только среди пустынных песков: там ему покоряется любая «тварь земли». Даже ночные светила в виде звёзд внимают его мудрым речам. Когда же пророку доводится вновь оказаться в городе, он в очередной раз слышит циничные высказывания и горькие укоры. Пророка, словно диковинную зверушку, показывают детям в качестве образца недостойного поведения.
История создания
Лермонтов написал это замечательное произведение в 1841 году. Случилось это незадолго до трагической гибели поэта. Таким образом, данное произведение является последним в творчестве великого стихотворца. Публикация стихотворения случилась через год после его написания на страницах журнала «Отечественные записки».
Ко времени создания данного стихотворения отношения Лермонтова с высшим столичным обществом стали существенно хуже: дело в том, что к сложному и неуживчивому нраву поэта, добавились сложности в личной жизни и в карьере. Всё это отразилось на общем смысловом и эмоциональном направлении произведений, созданных в 1841 г. Литературоведы полагают, что написание данного произведения — следствие многолетней дискуссии между Лермонтовым и В.Ф. Одоевским. В этих спорах основным камнем преткновения была единственная тема — «Поэт и его общественное признание». Большинство специалистов справедливо считают, что «Пророк» является одним из самых лучших стихов Лермонтова.
Жанр, направление, размер
Данное произведение относится к жанру лирической исповеди: в нём явно заметны библейские мотивы. Стихотворные строки можно смело отнести к романтическому направлению литературы.
Поэтический размер – четырёхстопный ямб с пиррихиями. Происходит чередование женских/мужских рифм. При этом в шести строфах автор использует рифмовку перекрёстную, а в финальном четверостишии – опоясывающую.
Композиция
Стихотворение включает в себя семь строф. С композиционной точки зрения оно делится на три семантических сегмента:
Образы и символы
Образная палитра произведения представлена Лермонтовым в классической традиции:
Темы и настроение
Основная тема произведения – одиночество нестандартной личности в условиях жестокого социума, противопоставление толпы и поэта-пророка. Не благодарность, а лютая травля – вот та цена, которую готово платить общество пророку за то, что он несёт в мир идеи любви и добра. Настроение стихотворения характеризуется трагическим пафосом. Неспособность достойно исполнить свою гуманную миссию делает пророка глубоко несчастным человеком.
Основная идея
Главная идея произведения заключается в следующем: творческий человек всегда чувствует себя изгоем в обществе. Он изначально обречён на непонимание и одиночество. Творец может быть счастлив лишь наедине с Богом, вдали от людей. Лермонтов стремится продемонстрировать нам, насколько может быть несправедливым общество к тем людям, которые от рождения «поцелованы Богом».
Средства выразительности
В произведении Лермонтов использует следующие средства художественной выразительности:
Анализ стихотворения «Пророк» Лермонтова
Всего получено оценок: 106.
Всего получено оценок: 106.
Стихотворение “Пророк” М. Ю. Лермонтова изучается на уроках литературы в 9 классе, оно считается одним из лучших произведений поэта. В стихотворении поднимается тема поэта и общества, при этом она связана с библейским сюжетом о пророке Иеремии. Полный и краткий анализ “Пророк” по плану поможет при подготовке к урокам.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Пророк.
История создания – написано в последний год жизни Лермонтова (между маем и июлем 1841 года).
Тема – участь поэта быть непонятым, толпа и поэт.
Композиция – эта лирическая исповедь написана от первого лица, состоит из 7 строф.
Жанр – лирическое стихотворение-исповедь. В нём подытожена тема поэта и толпы, чётко прослеживаются библейские мотивы.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, с перекрёстной рифмовкой.
Метафоры – “страницы злобы и порока”, “читать в очах”.
Эпитеты – “божья пища”, “вечный судия”, “самолюбивая улыбка”, “шумный град”.
Перифраза – “вечный судия”, “предвечный”.
История создания
Лермонтов написал стихотворение “Пророк” в 1841 году незадолго до смерти, это его последнее произведение. Опубликовано оно было в 1844 году в “Отечественных записках”. Его отношения с общественностью значительно ухудшились: к тяжёлому характеру поэта прибавилась проблема неустройства в плане карьеры и разлад в личной жизни.
Это способствовало общему направлению в стихах 1841 года. Существует мнение, что рождение стихотворения “Пророк” – следствие споров Лермонтова с Одоевским В. Ф. Тема поэта и его признания была камнем преткновения в их горячих спорах. Большинство критиков признаёт, что это одно из лучших стихотворений Лермонтова.
Традиционная тема поэта и толпы, одиночества одарённого человека связана с библейским сюжетом о пророке Иеремии. Лирический герой предстаёт в образе пророка, который живёт лишь вдалеке от людей, там ему подчиняются звери ( “мне тварь покорна там земная” ), там он чувствует гармонию с природой ( “и звёзды слушают меня, лучами радостно играя” ).
Главная мысль: творческий человек – всегда изгой, он обречён на одиночество и непонимание. Это очень личное переживание, которое автор передаёт своему лирическому герою, он счастлив только наедине с Богом, вдали от людей – значит, это участь избранных, их судьба. Идея стихотворения – показать как несправедливо общество к тем, кто наделён “божьим даром”, показать творческую натуру обособленно от обывателей.
Лирический герой повествует свою историю жизни, путь, который должен пройти каждый избранный человек. Причём “божий дар”, то есть талант становится тяжким крестом для него, о возможности выбрать другой путь он умалчивает и принимает всё мудро и терпеливо. Самому поэту очень не хватало такой стоической позиции в отношении окружающих. Жить, как птица, питаясь тем, что бог послал – для него наивысшее благо.
Композиция
Композиция – 7 четверостиший, основанных на библейском сюжете о пророке Иеремии. Автор проводит параллель между ним и лирическим героем, он тоже пророк, но никому не нужный, презираемый Можно обозначить смысловое деление на три части: в первой (две первые строфы) лирический герой рассказывает о своём пророческом даре и злоключениях, связанных с ним; во второй (3–4 строфы) описывается уединённая жизнь пророка в пустыне, её прелесть и спокойствие: в трёх последних четверостишиях – восприятие окружающими лирического героя, его отчуждённость, неприятие толпой.
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстной рифмовкой.
Жанр – лирическое стихотворение. Некоторые критики называли это стихотворение прощальным, оно стало пророческим для самого автора. Спустя несколько месяцев он “навсегда ушёл” от людской злобы, от непонимания, осуждения, слухов и сплетен.
Инверсии, сравнение, анафора в 6-й и 7-й строфе делают лирическое повествование неспешным, спокойным, придают черты жанра жития или притчи.
Средства выразительности
Стихотворение пророк очень эмоционально и выразительно. Лермонтовские стихи всегда романтичные и грустные, на этот раз пропитаны трагизмом и обречённостью. Невозможность использовать свой дар во благо людям делает его бессмысленным.
Возвышенная лексика ( провозглашать, град, старцы, глупец, судия, всеведенье,уста, глава, очи ) и библейская ( тварь земная, дар божий, пророк, завет ) придают лирическому повествованию торжественность, наделяют его чертами библейской притчи, жития.
Благодаря этому общий тон произведения не нуждается в большом количестве эпитетов ( “божья пища”, “вечный судия”, “самолюбивая улыбка”, “шумный град” ), и метафор ( “страницы злобы и порока”, “читать в очах” ), оно очень целостное и эмоционально гармоничное. Перифраза “вечный судия”, “предвечный” используется, чтобы не повторять имя (слово “бог” также используется в 6-й строфе) всевышнего несколько раз. Причём из уст лирического героя мы слышим образы-перифразы, а людские речи используют слово “бог”. Это говорит об особых отношениях лирического героя-пророка и небесного отца.