О чем стихотворение няне
«Няне» (А. Пушкин)
История создания
Поэт пишет это стихотворение вдали от своей любимой няни Арины Родионовны Яковлевой. Пушкин ездит из Петербурга в Москву и обратно, а Арина Родионовна пишет ему из Михайловского: «Ангел мой, жду тебя здесь». Ответом на её трогательные письма и стало это стихотворение.
Литературное направление: реализм.
Литературный жанр: послание.
Вид лирики: лирическая, сентиментальная.
Лирический герой стихотворения обращается к няне, которая далеко от него. Старушка ждёт своего воспитанника, скучает по нему. Поэт выражает нежность к ней, иронично, но ласково называя няню «Подруга дней моих суровых, / Голубка дряхлая моя». Пушкин тоже хочет увидеть няню, но не может часто бывать в Михайловском.
Необыкновенно нежная интонация этого послания составляет часть его сюжета: это стихотворение о том, как Александр Сергеевич Пушкин любит свою няню, хоть ни одного прямого признания в чувствах мы не найдём.
Метрика
Размер: четырёхстопный ямб. Рифма: перекрёстная (абаб).
Тропы и фигуры речи
Эпитеты: «наморщенные руки», «на чёрный отдалённый путь», «в забытые вороты».
Метафоры: «дней моих суровых», «голубка».
Сравнение: будто на часах.
Повтор: «давно, давно».
Инверсия: «дней моих суровых».
Задания для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ
Как звали няню Пушкина?
Ответ. Арина Родионовна Яковлева.
К какому литературному жанру можно отнести стихотворение Пушкина «Няне»?
Ответ. Стихотворение «Няне» в жанровом отношении является посланием. Стихотворение имеет конкретного адресата — няню Пушкина. Именно к ней обращено это стихотворение.
Выберите две цитаты из стихотворения «Няне». Запишите цифры, под которыми они указаны.
Краткий анализ стихотворения «Няне» по плану
1. История создания
Пушкин написал одно из известнейших своих стихотворений «Няне», вспоминая о ссылке в Михайловском.
Поэт был общительной, увлекающейся, социально активной личностью, поэтому вынужденное двухлетнее заточение угнетало его.
И только няня, Арина Родионовна, помогающая воспитаннику в нелегкое время, приносила душевное спокойствие, утешение. Освободившись, поэт часто переписывался с ней, оставшейся в Михайловском.
Именно любимой няне Александр Сергеевич посвятил неоконченное произведение.
Стихотворение было опубликовано уже посмертно: только в 1855 году.
Оно так и не получило авторского названия. Известный заголовок «Няне» принадлежит не Пушкину, а издателям.
2. Литературное направление
Безусловно, это произведение относится к реализму.
3. Род
Род рассматриваемого стихотворения – лирика.
4. Жанр
Жанр – послание, потому что поэт обращается непосредственно к няне, которая одиноко ждет его в далеком Михайловском.
5. Проблематика
Произведение затрагивает проблемы материнской любви, преданности. Старушка осталась одна, но ни на минуту не забывает о своем воспитаннике, ожидая встречи с ним.
6. Тематика
В стихотворении Пушкин затрагивает тему нежных, родственных отношений между Ариной Родионовной и им.
Текст состоит из воспоминаний и предположений автора. Он наполнен душевностью, теплом и искренней любовью.
7. Идея
Идея пушкинского произведения проста и прозрачна: это своеобразное художественное признание в искренних чувствах, дань уважения доброй женщине, относящейся к воспитаннику, как к собственному ребенку.
И хотя во всем стихотворении нет ни одного слова о любви, но читатель чувствует трепетное отношение поэта, которое сквозит в каждой строчке.
8. Пафос
Эмоциональный фон насыщенный. Читателю передаются такие чувства, как любовь, уважение, некая ностальгическая грусть.
Одновременно ощущается глубокое одиночество покинутой старушки, ее тоска, ожидание встречи. Все это автор мастерски передал в своем коротеньком, неоконченном произведении.
9. Система образов
Центральный образ стихотворения – конечно же, няня. Поэт настолько точно, буквально филигранно рисует его, что читатель представляет старушку, как живую.
Вот она сидит у окна, медленно вяжет, постоянно поглядывая вдаль: не едет ли любимый воспитанник? Ждет, а сама переживает, волнуется за него. И тоска, печаль, смутные предчувствия не дают покоя старушке, разрывают ее многострадальное сердце.
10. Центральные персонажи
Центральными персонажами можно назвать саму няню и лирического героя, от лица которого идет повествование.
Все стихотворение пропитано искренней любовью к старушке. Воспитанник не может приехать, но тоже думает о ней, мысленным взором представляя такой знакомый и трогательный образ.
Няня бесконечно дорога лирическому герою, и возможно, где-то в глубине души он корит себя за то, что оставил ее одну.
11. Лирический герой
Лирическим героем произведения является художественная проекция Пушкина. Няня, к которой он обращается, – реальный человек, и чувства, испытываемые автором, тоже реальны.
Нельзя сказать, что поэт и лирический герой едины, но то, что в нем есть много от личности самого Пушкина, – бесспорно.
12. Сюжет
Как такового, сюжета в этом произведении нет. Автор просто представляет любимую няню и обращается к ней.
13. Композиция
Так как это классическое послание, четкой композиции оно не имеет.
По сути, произведение является одним воспоминанием, мысленным представлением дорогого человека, находящего далеко от автора.
Пушкин не имел возможности часто навещать няню, но не забывал о ней, и под таким ностальгическим, грустным настроение родились эти прекрасные строки.
14. Художественное своеобразие произведения
Создавая бессмертное творение, Пушкин, видимо, испытывал сильнейшие эмоции. Это ощущается в оформлении произведения: мысль льется потоком, разделения на строфы нет.
На писателя как будто нахлынуло воспоминание – и в одно мгновение родились трогательные строчки. По сути, все стихотворение является развернутым портретом няни и одновременно монологом, раскрывающим душу автора.
15. Размер и рифма
Стихотворение написано четырехстопным ямбом.
Рифмовка перекрестная по типу АБАБ.
16. Средства художественной выразительности
Автор использует бытовую, понятную лексику. В стихотворении много нежных, теплых слов.
Оно наполнено эпитетами: «наморщенные руки», «черный отдаленный путь».
Встречаются метафоры: «подруга дней моих суровых», «голубка дряхлая моя».
Кроме того, автор использует сравнение («горюешь, будто на часах»), инверсии: «дней моих суровых», «в глуши лесов сосновых».
Именно такие приемы приближают пушкинское произведение к фольклорным, которые так хорошо знала его любимая няня.
17. Значение произведения
Произведение имеет большое значение для понимания души его автора, чувств, двигающих творчество поэта.
Не только социальные изменения и общественная жизнь волновали Александра Сергеевича, но и близкие, родственные связи, которые он бережно хранил до трагической гибели.
18. Актуальность
Стихотворение остается актуальным до сих пор. Ведь у каждого читателя есть такие люди, которые его ждут и любят, несмотря ни на что.
19. Моё отношение
Мне очень нравится стихотворение «Няне» своей лиричностью и сентиментальностью. Оно вызывает ответные, очень теплые и душевные чувства.
20. Чему учит
Произведение учит ценить и беречь своих близких, и стараться находиться с ними как можно чаще, несмотря на перипетии непредсказуемой судьбы.
Анализ стихотворения «Няне» Пушкина
Всего получено оценок: 149.
Всего получено оценок: 149.
Арина Родионовна была для А. С. Пушкина не просто няней, но и советчицей, верным другом. Её образ поэт запечатлел в произведениях. Одно из самых известных – «Няне». Это послание, которое пронизано душевным теплом, уважением и благодарностью. Школьники изучают его в 5 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Няне» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Няне.
История создания – было создано в 1826 г., опубликовано посмертно в сборнике стихотворений поэта.
Тема стихотворения – воспоминания о няне.
Композиция – Стихотворение создано в форме монолога-обращения к няне. Оно не делится на смысловые части, каждая его строка – деталь портрета пожилой женщины, на строфы произведение тоже не делится.
Жанр – послание.
Стихотворный размер – написано четырёхстопным ямбом, рифмовка перекрёстная АВАВ.
Метафоры – «подруга дней моих суровых», «медлят поминутно спицы», «тоска, предчувствия, заботы теснят твою всечасно грудь».
Эпитеты – «голубка дряхлая», «наморщенные руки», «забытые вороты», «чёрный отдалённый путь».
Сравнение – «горюешь, будто на часах».
История создания
А. С. Пушкин вырос в дворянской семье, его воспитанием занималась няня Яковлева Арина Родионовна. Женщина была крестьянкой. К Александру Сергеевичу относилась, как к родному ребёнку. Няня стала для поэта настоящим другом, повлияла на его творчество. Арина Родионовна знала много сказок и преданий, с удовольствием рассказывала их своим воспитанникам. Позже эти рассказы вдохновили поэта на создание прекрасных строк.
В 1824 – 1826 гг. Александр Сергеевич пребывал в ссылке в имении Михайловское. Этот период был для поэта нелегким: друзья навещали его очень редко (это было запрещено), а родной отец следил за ним и был готов донести властям о любом «неаккуратном» шаге сына. Единственным товарищем оставалась Арина Родионовна. В беседах с ней поэт находил душевное утешение и спокойствие.
В 1826 г. А. Пушкин написал анализируемое стихотворение, которое было опубликовано посмертно. Оно вошло в сборник сочинений Александра Сергеевича, изданный в 1855 г. Следует отметить, что произведение незаконченное, а название ему дали издатели, а не автор.
В стихотворении А. Пушкин раскрыл тему воспоминаний о няне. Для этого он выбирает распространённую в литературе форму обращения. В центре произведения пожилая женщина и лирический герой.
Уже первые строки показывают, какое место занимала няня в жизни лирического героя: это подруга, которая переживала вместе с ним тяжелые времена. Лирический герой называет женщину « дряхлой голубкой », указывая, таким образом, на её возраст.
Няня доживает свои годы среди лесов в одиночестве. Её воспитанник уверен, что старая няня ждёт его, не отходя от окна светлицы. Она прислушивается к каждому шороху, поэтому спицы в её руках часто замирают. Сердце героини переполнено тоской и предчувствиями, а взор устремлён в сторону дороги.
Лирический герой понимает, что не имеет возможности часто гостить у дорогого сердцу человека. Чтобы не томить няню напрасными ожиданиями и пустыми надеждами, герой заявляет, что всё ей только чудится.
В контексте указанной темы автор доносит идею о том, что мы всегда должны помнить о близких людях, даже на расстоянии они являются нашей опорой и утешением.
Композиция
Композиция стихотворения простая, линейная. Оно создано в форме монолога-обращения к няне. Произведение не делится на смысловые части, каждый его стих – деталь портрета пожилой женщины. На строфы оно тоже не делится.
Жанр произведения – послание, так как строки адресованы няне. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб. Автор использовал перекрёстную рифмовку АВАВ. В тексте представлены мужские и женские рифмы.
Средства выразительности
Дурные привычки Арины Родионовны и другие факты о няне Пушкина, не попавшие в учебники
Читать: Стихотворение А. С. Пушкина «Няне»
Александр Сергеевич Пушкин с августа 1824 по сентябрь 1826 г. находился в ссылке в псковской деревушке Михайловское. Рядом с ним была няня – Арина Родионовна, крепостная крестьянка. По воспоминаниям современников она была очень говорлива, знала множество пословиц и поговорок, любила исполнять народные песни. Но особенно интересно рассказывала русские сказки. Она скрашивала поэту долгие вечера в Михайловском, была его верной слушательницей и собеседницей, поддерживала, помогала не упасть духом.
История создания
Пушкин написал одно из известнейших своих стихотворений «Няне», вспоминая о ссылке в Михайловском.
Поэт был общительной, увлекающейся, социально активной личностью, поэтому вынужденное двухлетнее заточение угнетало его.
И только няня, Арина Родионовна, помогающая воспитаннику в нелегкое время, приносила душевное спокойствие, утешение. Освободившись, поэт часто переписывался с ней, оставшейся в Михайловском.
Именно любимой няне Александр Сергеевич посвятил неоконченное произведение.
Стихотворение было опубликовано уже посмертно: только в 1855 году.
Оно так и не получило авторского названия. Известный заголовок «Няне» принадлежит не Пушкину, а издателям.
Композиция и жанр
Композиционно стих имеет простую структуру. Оно небольшое, не делится на строфы.
А также в нём отсутствуют вступительная, центральная и заключительная часть. Это просто монолог, который начинается без введения и заканчивается так же внезапно.
Последняя строка короче, чем остальные, и это создаёт ощущение драматизма. Каждая строчка посвящена пожилой женщине и содержит одну деталь её образа.
В итоге читатель видит целостную картину:
Автор использовал 2 вида рифм: женские и мужские. Для стихотворных строк он выбрал четырёхстопный ямб и перекрёстную рифмовку. Жанр стихов — послание, однако содержатся и черты элегии.
Средства художественной выразительности
Автор использует бытовую, понятную лексику. В стихотворении много нежных, теплых слов.
Оно наполнено эпитетами: «наморщенные руки», «черный отдаленный путь».
Встречаются метафоры: «подруга дней моих суровых», «голубка дряхлая моя».
Кроме того, автор использует сравнение («горюешь, будто на часах»), инверсии: «дней моих суровых», «в глуши лесов сосновых».
Именно такие приемы приближают пушкинское произведение к фольклорным, которые так хорошо знала его любимая няня.
«Няне», анализ стихотворения Александра Пушкина
Всех детей в семье Пушкиных сразу после рождения воспитывала няня – Арина Родионовна. Она выпестовала не только будущего поэта, но также его сестру и брата. Это была простая и добрая женщина, крепостная крестьянка.
Няня любила своего воспитанника Сашу как родное дитя. Сказки, которые мальчик слышал от нее, легли в основу замечательных стихотворных сказок Пушкина, знакомых нам с детства. Арина Родионовна послужила прототипом няни Татьяны Лариной из романа «Евгений Онегин», других женских образов в творчестве своего воспитанника. Народные обычаи, предания старины, песни, пословицы, поговорки, подробности крестьянского быта, которыми она щедро делилась с будущим гением мировой литературы, стали неистощимым источником поэтического вдохновения Александра Сергеевича.
Для Пушкина няня стала близким другом и советчицей, всегда поддерживала его в трудные моменты жизни. Долгими зимними вечерами в Михайловском Арина Родионовна была постоянной собеседницей и слушательницей поэта. «Она – единственная моя подруга, и с нею только мне не скучно», – писал брату Александр Сергеевич. Он посвятил Арине Родионовне несколько стихотворений. Одно из них, написанное в 1826 году, известно под названием «Няне», хотя сам Пушкин стихотворение не окончил и не назвал. Это произведение впервые было опубликовано в 1855 году в собрании сочинений поэта.
«Няне» – необыкновенно душевное стихотворение. Оно пронизано нежностью, любовью, безграничной благодарностью и глубоким уважением к женщине, ставшей по-настоящему родной. Поэт называет ее «голубка дряхлая моя» и «подруга дней моих суровых». В этих замечательных фразах, возможно, присутствует легкая ирония, но скрываются истинные глубокие чувства.
В начале стихотворения лирический герой обращается к няне, живущей далеко в сосновых лесах. Она ждет своего воспитанника, который давно не появлялся в родных местах, с тревогой и заботой. Старушка все прислушивается и приглядывается – не появится ли в воротах ее долгожданный любимец? Слова «горюешь», «ждешь», «предчувствия», «тоска» отражают настроение няни.
Герой произведения также скучает в разлуке. Он хотел бы уберечь свою старую няню от огорчений и тревог, но не может часто бывать в Михайловском. Поэт не говорит о своих чувствах, но они хорошо слышны в тех ласковых и добрых интонациях, с которыми он обращается к старушке. Таков сюжет этого короткого произведения.
По жанру стихотворение «Няне» можно отнести к посланию. Автор не разделяет текст на строфы, чтобы приблизить повествование к разговорной речи, обычной форме общения с дорогим человеком. Читатель словно присутствует при монологе поэта, обращенном к любимой няне.
Напряженное ожидание одинокой старушки автор передает разнообразными художественными средствами. Это эпитеты – «на черный отдаленный путь» и «в забытые вороты», сравнение – «будто на часах». Метафора о медлительных спицах в няниных руках говорит о том, что пожилая женщина невольно прислушивается и с надеждой поглядывает в окно. Противопоставление образа светлицы (доброго родного дома и черного отдаленного пути) подчеркивает тревогу о судьбе воспитанника. Повтор «давно, давно» усиливает чувство сожаления от долгой разлуки. В целом произведение создано в духе фольклорных традиций.
Стихотворение «Няне» написано четырехстопным ямбом. Автор использует перекрестную рифмовку с чередованием мужских и женских рифм. Длинные строки образуют медленный музыкальный ритм, навевают ощущение грусти. На последней строке «То чудится тебе…» произведение внезапно обрывается. Использование звуков «ж», «ш», «ч», «т», «п» создают мрачное настроение, имитируют шаги старушки, звук спиц. В последних строках многочисленные гласные звуки «о» и «у» передают тоску долгого ожидания и тревогу.
Пушкин, по словам современников, называл Арину Родионовну «мамушкой». Уважали и любили добрую старушку и друзья Александра Сергеевича. В письмах поэту они предавали приветы няне, а Николай Языков даже посвятил ей два стихотворения, одно из которых было опубликовано еще при жизни Арины Родионовны.
Почти двести лет трогательные строки стихотворения «Няне» хранят не только сердечную теплоту и благодарность великого поэта, но и остаются задушевным признанием в любви всем няням, мамам, бабушкам, посвятившим свою жизнь воспитанию детей.
По произведению: «Няне»
По писателю: Пушкин Александр Сергеевич
Знаменитый воспитанник ни разу не был на ее могиле
Скончалась Арина Родионовна в 70 лет, после недолгой болезни, в доме Ольги Пушкиной. На ее похоронах не было ни поэта, ни его сестры. Точной причины этого установить не удалось. Скорее всего, Пушкин слишком поздно узнал о случившемся. Похоронили Арину Родионовну как крепостную крестьянку – в безымянной могиле на Смоленском кладбище. Через два года поэт попытался разыскать ее, но не смог. Споры о подлинной роли Арины Родионовны в жизни Александра Пушкина оставим специалистам. Так или иначе она стала важной частью русской культуры. Как говорил Александр Сергеевич: «Если грядущее поколение будет чтить мое имя, должна быть не забыта и эта бедная старушка».
Работа на уроке
Анализ стихотворения «Няне» А. С. Пушкина дети делают после того, как прочитают оригинал. Какие именно задания даёт учитель, заранее нельзя сказать, так как у каждого своя методика. Так, преподаватель может попросить нарисовать рисунок — портрет няни или поэта. В читательский дневник дети должны записать впечатления и мысли.
Одно из обязательных заданий — определить жанр. А также учащиеся должны кратко изложить сюжет, сделать разбор стиха, описать няню и отношение поэта к ней.
Не всякая старушка в стихах поэта — Арина Родионовна
Черты Арины Родионовны можно найти в образах мамки Ксении («Борис Годунов»), мамки княгини («Русалка»), няни Егоровны («Дубровский») и, конечно, няни Татьяны Лариной («Евгений Онегин»). Поэт посвятил своей няне несколько стихотворений. Однако далеко не все пожилые женщины в поэзии Пушкина «срисованы» с Арины Родионовны. У няни имелся серьезный «конкурент» в лице бабушки поэта по материнской линии, Марьи Ганнибал. Так, в стихотворении «Наперсница волшебной старины…» часто ошибочно видят посвящение няне из-за строк о старушке «в шушуне, в больших очках и с резвою гремушкой», которая качала детскую колыбель. Многие забывают следующие строки о «дорогих французских духах и жемчугах на груди». Эти строки посвящены любимой бабушке поэта.
Арина Родионовна – главный источник сказок Пушкина
Литературоведы считают, что по сказочным сюжетам, рассказанным няней, поэт написал несколько песен и сказок: «Сказку о царе Салтане…», «Сказку о мертвой царевне и о семи богатырях», «Сказку о попе и о работнике его Балде». Также Ариной Родионовной подсказаны образы, использованные Пушкиным в прологе к «Руслану и Людмиле» («У лукоморья дуб зеленый…»).
Однако в пушкинистике до сих пор ведутся споры об источниках некоторых пушкинских сказочных произведений, которыми могли послужить не только рассказы няни, но и европейские легенды и сказки, прочитанные поэтом.
Иллюстрации Ивана Билибина к сказкам Александра Пушкина:
Настоящее имя няни Пушкина – Ирина
Святые Ирина Аквилейская и Ирина Коринфская
При крещении будущей няне Александра Пушкина дали имя Ирина (Иринья), именины которой приходились на 16 апреля, когда отмечается память двух святых с этим именем – Ирины Аквилейской и Ирины Коринфской. Арина было домашним, разговорным, именем. Спорные вопросы вызывает и фамилия Арины Родионовны. Часто в литературе ей приписывают фамилию Яковлева (так как отца Арины звали Родион Яковлев). Однако во всех документах (ревизских сказках, метрических церковных книгах и пр.) она названа Родионовой. Выйдя замуж, Арина стала Матвеевой. Однако в историю русской литературы Арина Яковлева-Родионова-Матвеева вошла без фамилии – просто Арина Родионовна.
Интересно, что потом сам Александр Пушкин ни в стихах, ни в письмах, ни разу не обратился к Арине Родионовне по имени. В письмах он называл ее «няня» и иногда даже писал это слово с заглавной буквы.
Поэт оценил нянины сказки только в ссылке
Легенда о том, что Арина Родионовна сыграла главную роль в творческомстановлении юного Пушкина, «напитав» его с детства народным фольклором, появилась уже после смерти поэта. Особую популярность эта история приобрела в советское время. Нянины сказки литератор по достоинству оценил лишь в ссылке, когда прожил вместе с Ариной Родионовной два года в Михайловском (1824-1826). И, судя по письму поэта к брату, ранее они не оказывали на него никакого влияния: «Знаешь ли мои занятия? До обеда пишу записки, обедаю поздно; после обеда езжу верхом, вечером слушаю сказки — и вознаграждаю тем недостатки проклятого своего воспитания. Что за прелесть эти сказки! Каждая есть поэма!»