О чем стихотворение нищий лермонтова

Анализ стихотворения Лермонтова «Нищий»

Анализ стихотворения «Нищий» Лермонтова предполагает подробное рассмотрение текста стихотворения, истории его создания, основной темы, а также использования поэтических средств.

История создания стихотворения «Нищий»

Стихотворение «Нищий» было написано в 1830 году.

Данное произведение входит в так называемый «сушковский» цикл, к которому относятся произведения Лермонтова, написанные под воздействием любовного чувства к прелестной девушке Екатерине Сушковой. Как известно, Сушкова не только отвергла любовные ухаживанию шестнадцатилетнего Лермонтова, но и позволяла себе смеяться над чувствами пылкого юноши.

Лермонтов был глубоко подавлен таким стечением обстоятельств.

Этим же летом 1830 года Лермонтов вместе с родственниками поехал в Троице-Сергиеву лавру. По преданию, один из слепых нищих пожаловался ему на то, что молодые прихожане недавно вместо денег положили в его кружку мелкие камушки. Эпизод этот запомнился поэту и позже лег в основу его стихотворения.

При жизни это стихотворение не публиковалось. Впервые оно появилось в печати в 1844 году и популярном журнале для чтения.

Основная тема стихотворения

Стихотворение является классическим произведением, относящимся к любовной лирике. Оно пронизано ощущением предательства и насмешкой над чувствами лирического героя со стороны девушки, в которую он влюблен.

Отсюда горечь и отчаянье лирического героя стихотворения. Себя он сравнивает с жалким и убогим нищим, которому вместо куска хлеба кладут в руки камень. Поэт подбирает столь удачное сравнение, но оно становится нарицательным символом душевной глухоты и человеческих пороков.

В этом стихотворении чувствуются байроновские мотивы, отзвук его любовной лирики и поиск своего места в мире, а также переживание одиночества и непонимания со стороны окружающих.

Композиционные и поэтические особенности стихотворения

Анализ стихотворения Лермонтова «Нищий» предполагает внимательное изучение его композиции.

Стихотворение имеет три строфы, поделенные на две композиционные части. Первая часть описывает случай, произошедший с убогим нищим, а вторая рассказывает о чувствах лирического героя.

В стихотворении используются библейские мотивы из Нового Завета: автор отсылает нас к эпизоду, в котором Христос, обращающийся к слушавшим его людям, говорит о том, что отец не посмеет дать сыну камень, когда тот просит у него хлеба.

Жестокие люди же могут, противясь слову Спасителя, совершить злодеяние и обмануть бедного человека. Поэтому камень в данном случае становится символом обмана и жестокой насмешки.

В стихотворении «Нищий» Лермонтов использует в качестве основного размера четырехстопный ямб, позволяющий раскрыть глубину переживаний своего лирического героя. Поэт прибегает к перекрестной рифме и делит стихотворение на четверостишья.

Автор использует множество тропов, позволяющих передать атмосферу его стихотворения. Это эпитеты «обители святой», «бедняк иссохший», «живая мука», «слезы горькие» и т.д.

Стихотворение «Нищий» Лермонтова анализу подлежит еще и с точки зрения наличия в нем метафор. Метафора (то есть скрытое сравнение) встречается тогда, когда поэт сравнивает протянутую руку нищего, молящего о хлебе, и свою душу, жаждущую любви.

Однако и нищий, и лирический герой получают от людей только презрение и насмешку, что усиливает трагическое звучание этого произведения.

Стихотворение Лермонтова «Нищий» является прекрасным произведением отечественной литературы, в котором воплотилась суть русской поэзии, заключающаяся в умении видеть страдания людей и призывающая их к милосердию.

Источник

Краткий анализ стихотворения Лермонтова «Нищий» по плану

Михаила Юрьевича Лермонтова, как и всех остальных великих гениев, отличала очень тонкая и ранимая душа. В его ранней лирической поэзии поначалу было много боли, страданий и непонимания. Ведь он тогда еще не мог справляться со своими внезапно нахлынувшими чувствами к такому божеству, как женщина. Мишель, как его звали друзья, мог любить страстно, самоотверженно и буквально до смерти. Очень ярко и трогательно он описывает все эти переживания в своем стихотворении «Нищий». Лермонтов уже потом, в самом конце своей жизни, станет равнодушным циником, а тогда, в 16 лет, для него все еще только начиналось.

История создания

Стихотворение «Нищий» написано в 1830 году под влиянием двух разнородных впечатлений, вдруг объединившихся для Лермонтова в одно целое.
Первым (и главным) впечатлением стала влюблённость к 18-летнюю Катеньку Сушкову во время пребывания поэта в подмосковном имении Середниково летом 1830-го года. Пылкий 16-летний юноша не воспринимался Сушковой всерьёз, она подшучивала над его признаниями. Ей поэт посвятил целый цикл стихотворений, названный впоследствии «сушковским».

Второе впечатление – посещение Лермонтовым Троице-Сергиевой лавры летом того же года. В рассказе одного из нищих, поведавших, что молодые люди подложили ему камень вместо пищи, юный поэт узнал себя.

Два впечатления, сравнимые по остроте испытанной боли, вдохновили его на написание стихотворения. Оно было опубликовано уже после гибели Лермонтова, в 1844 году.

План описания произведения

Анализ стиха «Нищий» (Лермонтова) производится по следующему плану:

Глубокий анализ стихотворения Лермонтова «Нищий» позволит раскрыть основной замысел произведения выявить его ценность для русской литературы.

Система образов

Образ нищего и образ любящего юноши зеркальны. Поэт даёт нам возможность сопоставить их. Точно также он сопоставляет образы светской насмешницы и всего молодого поколения.

Эти пары персонажей связаны идеей страдания. Нарушена цепь естественных человеческих отношений. Из-за этого глупая шутка оборачивается личной трагедией.

Образ камня, подменяющего хлеб, — идеальная метафора жестокости. Камень твёрд, холоден, мёртв. Так же мертва человеческая душа, забывающая законы любви и сострадания.

Композиция и жанр

При подробном анализе стихотворения Лермонтова «Нищий» выяснилось, что это произведение является лирическим стихом. Об этом свидетельствуют следующие признаки:

Произведение выполнено в стилистике четырёхстопного ямба с элементами перекрестной рифмы. В нем присутствуют высокая лексика, придающая стихотворению мелодичность, метафоры и анафоры. Логическое ударение в стихотворении всегда падает на 2 слог.

О чем стихотворение нищий лермонтова. Смотреть фото О чем стихотворение нищий лермонтова. Смотреть картинку О чем стихотворение нищий лермонтова. Картинка про О чем стихотворение нищий лермонтова. Фото О чем стихотворение нищий лермонтова

Стих имеет следующую композицию:

В последней строфе можно наблюдать послание Лермонтова. Автор не указал точного адресата ни в самом произведении, ни в собственных очерках. В нем Михаил Юрьевич использует элементы развернутого сравнения.

Художественные особенности

Язык стихотворения сух, лаконичен, прост. Однако Лермонтов не обходится без высокой книжной лексики («врат», «взор являл живую муку», «с слезами») и романтической патетики, что соответствует посылу любовной элегии.

Среди частей речи преобладают прилагательные, характеризующие душевное состояние героев. Автор использует градацию (нарастание) при передаче происходящего у врат обители.

Он усиливает трагизм звучания с помощью усилительных частиц и личных местоимений. Стихотворение завершается восклицательным предложением, в котором поэт выражает прямой упрёк возлюбленной.

Отмщение

Но Михаил Юрьевич Лермонтов не был тем всепрощающим человеком, который, отступая от своей цели, забывал о собственных обидах. Да, мстительность и решительность всегда присутствовали в его характере. Шанс отомстить ему все же в итоге подвернулся. Прошло время, около пяти лет. В 1835 году Сушкова созрела для романа с Лермонтовым, увидев его все таким же влюбленным и боготворящим ее. К тому времени он уже стал гусаром, более уверенным и смелым, умевшим ухаживать и дарить комплименты женщинам. Но теперь все это стало для него заманчивой и искусной игрой. Ему удалось влюбить в себя Екатерину Сушкову, расстроить ее свадьбу со своим другом Алексеем Лопухиным. Потом он прилюдно унизил ее и объявил, что она смешна и ему более неинтересна. Вот такая была месть за все то, что когда-то чуть не убило его и заставило сильно страдать.

Средства художественной выразительности

В стихотворении используются следующие тропы:

С помощью аллитераций на «р», «т», «б» поэт передаёт неестественность, напряжённость происходящего. Речь его словно спотыкается, в ней слышится твёрдость камня, полученного нищим.

Завершающая строфа срывается на плач за счёт аллитераций с «о», «э», «у», «ы».

Идея и проблематика

Основными темами стиха «Нищий» являются людское равнодушие, отсутствие сочувствия к ближним людям, предрассудки и осуждение современного русского общества. Основные действия в произведении происходят у ворот церкви. Главному герою, нищему беспомощному человеку, кладут в просящую руку камень. Этот момент раскрывает жестокость и равнодушие людей. Камень в данном случае символизирует обман и предательство. В своем стихотворении поэт также затрагивает следующие темы:

Проблематикой стиха «Нищий» является популяризация жестокого обращения с близкими людьми. Автор хотел показать собственные чувства и переживания, связанные со сменой норм морали в современном обществе.

Лермонтов старается внушить читателям, что чрезмерное глумление над слабыми людьми может вызвать жестокость. В результате произведение закончилось местью нищего, пытающегося добыть пищу силой при помощи подаренного ему камня.

Стихотворение М. Ю. Лермонтов «Нищий» — анализ по плану

Вариант 1

История создания

Стихотворение «Нищий», написанное в 1830 году, относится к ранней лирике Лермонтова, когда в его творчестве преобладали романтические тенденции и связанные с ними мотивы тоски, одиночества, разочарования в мире и окружающих людях. Но это не было только данью литературной моде на романтизм, во многом подобные настроения отражали реальные обстоятельства жизни юного поэта.

Особенно это проявилось в лирике любви и дружбы: ее биографичность зачастую становилась причиной того, что автор не стремился публиковать такие произведения даже много лет спустя. Все это относится и к стихотворению «Нищий»: оно, как и многие другие произведения поэта, не было опубликовано им при жизни — ни как отдельное стихотворение, ни в составе собраний. Впервые оно было напечатано лишь после смерти поэта — в 1844 году в «Библиотеке для чтения».

История, положенная в основу сюжета этого произведения, известна по воспоминаниям Е.А. Сушковой — адресата этого и ряда других любовных стихотворений Лермонтова раннего периода. Знакомство поэта с этой девушкой состоялось летом 1830 года, когда большая молодежная компания стала вместе выезжать в подмосковное имение Середннково, которое принадлежало Дмитрию Алексеевичу Столыпину, покойному брату бабушки Лермонтова Елизаветы Алексеевны Арсеньевой.

Соседями Столыпиных по имению были Сушковы, а дочь хозяина этого имения Екатерина дружила с родственницей Лермонтова Александрой Верещагиной, которая также проводила лето в Середнико-ве. Девушка двумя годами старше Лермонтова, одетая по последней модной картинке в журнале, уже побывавшая на великосветских балах в Петербурге, Сушкова была очень красива: тонкое одухотворенное лицо, великолепная коса, дважды обвивавшая голову, и огромные миндалевидные черные глаза.

Сушкова много лет спустя вспоминала о том, как они вместе с Верещагиной, молодым Лермонтовым и его бабушкой 14–17 августа 1830 года пошли в прославленные русские монастыри, находящиеся неподалеку от их имения: Троице-Сергиеву лавру и Воскресенский монастырь.

В лавре на паперти к ним подошел слепой старик нищий со своей деревянной чашечкой. Когда компания щедро одарила его, он пожаловался на «шалунов — молодых господ», которые как-то на днях жестоко обидели его, насыпав полную чашечку камешков. Рассказ старика потряс Лермонтова, который увидел в нем своеобразную аналогию своих отношений с Суш-ковой. Вернувшись домой, он взял карандаш и тут же почти без помарок написал стихотворение, названное «Нищий».

Жанр и композиция

В отличие от многих стихотворений Лермонтова, относящихся к любовной лирике, «Нищий» не является посланием, и адресат его для читателя остается неясным. Это позволяет автору, несмотря на явное следование реальному жизненному эпизоду в сюжете стихотворения, добиться высокого уровня обобщения; он говорит не только о конкретной женщине и конкретной ситуации, а выражает через проводимое сопоставление чувство разочарования и тоски, связанное с непониманием и обманом в любви.

Соответственно этому стихотворение строится как развернутое сравнение. Главный композиционный прием — антитеза. Первые два четверостишия посвящены изображению той ситуации, которая происходит «у врат обители святой». Заключительная, третья строфа выражает глубоко личные переживания лирического героя, которые в сопоставлении с предшествующим сюжетным рассказом вырастают до значения символа коварности и обмана в любви.

Основные темы и идеи

Как и во многих стихотворениях Лермонтова о любви, в «Нищем» показано не светлое, гармоничное чувство, а полное страданий и обид, непонимания и коварства. Для юного романтика весь мир предстает как враждебное окружение, в котором он чувствует себя бесконечно одиноким.

Стремление к универсализации этих тем и мотивов выражается здесь в том, что поэт соотносит вполне определенную историю своих отношений с конкретной женщиной с евангельским текстом. Не случайно действие первой части стихотворения разворачивается «у врат обители святой».

Сама ситуация насмешки над нищим отсылает читателя к фрагменту из Евангелия от Матфея, где Христос проповедует о необходимости добра и милосердия — «всякий просящий получает». Он показывает эту важнейшую нравственную категорию на ярком примере: «Есть ли между вами человек, который, когда сын его просит у него хлеба, подал бы ему камень?» Ситуация из стихотворения Лермонтова служит прямым ответом на этот вопрос:

Куска лишь хлеба он просил,

И взор являл живую муку,

И кто-то камень положил

В его протянутую руку.

Это для поэта является убедительным свидетельством того, что мир несовершенен, в нем забыто все самое святое, а потому и любовь из светлого, высокого чувства, соединяющего близкие души, превращается в обман, несущий только разобщение, боль и страдания. Такие идеи были в целом характерны для лермонтовской любовной лирики, причем не только для ранней. Так, в стихотворении, написанном незадолго до смерти, поэт признается:

Они любили друг друга так долго и нежно,

С тоской глубокой и страстью безумно-мятежной!

Но, как враги, избегали признанья и встречи,

И были пусты и хладны их краткие речи.

Мир настолько жесток, что даже после смерти этим влюбленным не дано соединиться — «в мире новом друг друга они не узнали». Может быть, этот мотив оказывается настолько устойчивым в любовной лирике Лермонтова, потому что и в жизни ему довелось не раз испытать разочарование и разрыв с возлюбленной, не способной понять его. И тогда несбывшиеся надежды вызывали негодующие, горькие слова, которыми в стихах поэт обвинял коварных возлюбленных:

Так я молил твоей любви

С слезами горькими, с тоскою;

Так чувства лучшие мои

Обмануты навек тобою!

Чувства, связанные с Сушковой, вскоре прошли. Всего через четыре года Лермонтов писал: «Эта женщина — летучая мышь, крылья которой зацепляются за все встречное. Теперь она почти принуждает меня ухаживать за нею… но не знаю, в ее манерах, в ее голосе есть что-то такое резкое, издерганное, надтреснутое, что отталкивает; стараясь ей нравиться, находишь удовольствие компрометировать ее, видеть ее запутавшейся в собственных сетях».

Это признание звучит жестоко, но ведь, по мнению поэта, таков весь мир. Недаром своего «героя времени» он наделяет сходными чертами. В одной из сюжетных линий романа «Герой нашего времени» эта давняя история любви нашла свой отклик: любовная игра Печорина с капризной Мери чуть’ было не обернулась трагедией как для него самого, так и для девушки.

Художественные особенности

В небольшом лирическом стихотворении юного поэта поражает сила и яркость образов, созданных с подлинным мастерством. Первая часть насыщена эпитетами, которые создают не просто образ нищего, а почти евангельскую картину («у врат обители святой», «бедняк иссохший, чуть живой», «и взор являл живую муку»).

Интонация этой части чуть замедленная, четырехстопный ямб хорошо передает состояние сосредоточенности и внимания. В последней части после резкого перехода, обозначенного дважды повторенным словом «так», звучат гнев и обида, которые выражены как насыщенная пафосом обвинительная речь.

Значение произведении

Стихотворение «Нищий» благодаря ярким, запоминающимся образам даже в ряду прекрасных стихотворений о любви, написанных Лермонтовым в зрелый период, приковывало внимание читателей и критиков. С такой же силой обличения коварной возлюбленной звучат и некоторые стихи других поэтов, например Маяковского. Ведь как бы ни относиться к любви, трудно отрицать, что порой она приносит человеку много разочарований и обид.

Вариант 2

У меня два любимых стихотворения: “Ночь. Улица. Фонарь. Аптека” Блока и “Нищий” Лермонтова. Это небольшое стихотворение о слепом нищем, стоящем на паперти и просящим хлеба. Но вместо этого кто-то из людей дал ему камень. Произведение создано на реальной основе. Е. А. Сушкова (1812–1868) современница Лермонтова вспоминала, что летом 1830 г. они с группой молодых людей, в том числе и Лермонтов, были в Лавре.

На паперти они встретили слепого нищего. Они стали бросать ему в чашку монеты. Услышав их звон, старик обрадовался, поблагодарил, а заодно и рассказал, как над ним подшутили «намедни молодые господа», наложив ему «полную чашку камешков».

Лермонтов был потрясён этой историей и по возвращении домой передал Сушковой вновь рождённые стихи. Надо сказать, что в ту пору он был влюблён, но молодая девушка только смеялась над ним. Довольно интересно продолжение этой истории. Одними из не самых лучших черт характера поэта были его злопамятность и мстительность. Спустя 5 лет судьба вновь свела вместе молодых людей.

Чувства, которые являются главной темой и мотивом лирики Лермонтова, к тому времени уже значительно поугасли, но, тем не менее, он, притворяясь страстно влюблённым, стал вновь ухаживать за ней, пока бедняжка не влюбилась в него, причём сильно. И тогда он бросил её, объявил всем, что она ему безразлична, и вообще смешна. Унижение красавицы было прилюдным. Такова была месть той, из-за которой он страдал и унижался пять лет назад.

Главная тема стихотворения

Это безответное чувство. «Нищий» написан шестнадцатилетним поэтом в 1830 г. во время так называемого «сушковского» периода творчества, когда поэт был страстно и безответно влюблен в Е. Сушкову. Шестнадцать коротеньких строк строятся на сравнении. При сопоставлении строф третьей прослеживается связь влюблённый, молящий о взаимности и голодный, просящий хлеба и,получающий вместо него камень, возлюбленная смеющаяся над влюблённым.

Структура

Эмоциональные переживания героя передаются четырёхстопным ямбом. В композиции две части. Первая говорит о случае с нищим. Несколькими точными словами создаётся яркий его образ. Вторая часть последние четыре строки. Тут читатель видит яркую метафору, когда просящая рука ассоциируется с душой влюблённого, а образ нищего с мольбой о взаимности. Влюблённому любовь, как голодному хлеб. В реальности же, влюблённому достаётся насмешка, а нищему камень. Душа его в разочаровании.

Произведение написано в стиле байроновского романтизма, с его темой неразделённой любви. В строках читается вся безысходность влюблённого, раскрывается значение истинного чувства. «Нищий» произведение, воплотившее в себе основу русской поэзии, способной увидеть человеческие страдания людей ипризывать к милосердию.

Вариант 3

Любовная лирика – самое распространённое явление в поэзии, особенно в эпоху романтизма. Получить признание на этом поприще авторам было непросто уже во времена античности. Лишь действительно талантливые творцы добивались успеха. Примером может послужить стихотворение М.Ю. Лермонтова «Нищий», которое отличается от других стихотворений о романтическом чувстве богатым подтекстом, глубиной философского размышления, лаконичностью изложения и композиционной стройностью.

История создания

М.Ю. Лермонтов в 1830 году отправился в паломничество в Троице-Сергиевскую лавру. Там он встретил незрячего нищего, просящего милостыню. Современники вспоминают, что, получив подаяние, старик обрадовался звону монет и рассказал о злой шутке. Однажды молодые люди просили в его чашечку для пожертвований камни.

В это время молодой поэт знакомится с Е.А. Сушковой. Он влюбляется в девушку, но строптивая красавица жестоко отвергает чувства юноши, назвав его младенцем. Стоит сказать, что Лермонтов был на два года младше девушки, которой посвящено стихотворение. Это разочарование стало импульсом для создания множества стихов, посвященных холодному сердцу возлюбленной. Среди этих сочинений — «Нищий».

Жанр и размер

Для поэзии романтизма важны жанровые особенности произведений. Им не была свойственна твёрдость формы, как для жанров эпохи Возрождения. Дифференциация опиралась, в первую очередь, на содержание текстов, но были также свои интонационные и технические нюансы.

Рассматриваемое стихотворение напоминает собой элегию. Об этом говорит размер, используемый автором, — четырёхстопный ямб с многочисленными пиррихиями. Так достигается эффект разговорной речи с интонациями печали. Соответствует этому жанру и образ нищего, обманутого, несчастного и немощного, ведь элегия переводится с греческого как «жалоба». Созвучен бедняку образ лирического героя, чьи чувства были жестоко отвергнуты.

Прослеживаются в стихотворении черты притчи. На это указывает назидательность, а также изложение основной идеи через краткую историю.

Темы

Лермонтова всегда волновали темы, связанные с моральными качествами человека.

Обман представлен в двух ситуациях: с одной стороны, бедняку насыпали в чашку камни, с другой – девушка смеётся над любовью молодого человека. Важно обратить внимание на то, что поэт немного изменяет реальную историю нищего: не в миску, а в руку ему положили камень. Это придаёт ещё больший драматизм стихотворению и делает обман более жестоким.

Любовь для Лермонтова в контексте этого стихотворения не приравнивается к некой жизненной потребности. Но лирический герой, обнаживший свои чувства, похож на просящего милостыню. Их общая черта – абсолютная открытость перед другим человеком, уязвимость.

Бродяжничество представлено как полное повиновение судьбе, отказ от гордости и каких-либо претензий. В глазах нищего – «живая мука». Он не ропщет и не жалуется – грех обижать такого человека.

Идея

В тексте звучат параллельно две линии: нищий, получивший вопреки ожиданиям камень, и юноша, чувства которого молодая особа осмеяла. Данный способ выстраивания композиции позволяет автору наиболее ярко выразить главную идею стихотворения. Поэт выступает как красноречивый проповедник: через осуждение шутки над бедняком Лермонтов выступает против надменности барышень, тоскующих в своих салонах.

Они знают о любви по зарубежным романам, задумываются лишь о своём внешнем облике, но духовно молодые женщины пусты. Они развлекаются, играя с чувствами людей, и остаются при этом холодными и безжалостными. Стоит оговориться: этим текстом автор призывает читателей к милосердию, но едва ли Лермонтов выступает за подмену любви жалостью. Главная цель – указать на бессердечное высокомерие молодых дам.

Художественные средства

Лермонтов написал стихотворение «Нищий» в возрасте 16 лет, но к этому времени он был достаточно образованным и начитанным молодым человеком. В произведении прослеживаются литературные ассоциации. Например, мотив осуждения бездушия молодых дам звучит в балладе Шиллера «Перчатка», перевод которой юный автор выполнил за год до написания «Нищего». Характер проповеди в христианской культуре не может не вызвать воспоминаний о Библии.

Для создания поэтических образов М.Ю. Лермонтов использует различные художественные средства. Для большей выразительности портрета нищего поэт использует эпитеты «иссохший, чуть живой», в его взгляде «живая мука». Относительно страдания лирического героя автор использует устойчивое выражение «горькие слёзы», часто используемое в лирике романтизма.

Основной приём этого стихотворения – параллелизм (обманутый нищий – отвергнутый влюблённый), на нём построено произведение.

В тексте звучат параллельно две линии: нищий, получивший вопреки ожиданиям камень, и юноша, чувства которого молодая особа осмеяла. Данный способ выстраивания композиции позволяет автору наиболее ярко выразить главную идею стихотворения. Поэт выступает как красноречивый проповедник: через осуждение шутки над бедняком Лермонтов выступает против надменности барышень, тоскующих в своих салонах. Они знают о любви по зарубежным романам, задумываются лишь о своём внешнем облике, но духовно молодые женщины пусты. Они развлекаются, играя с чувствами людей, и остаются при этом холодными и безжалостными. Стоит оговориться: этим текстом автор призывает читателей к милосердию, но едва ли Лермонтов выступает за подмену любви жалостью. Главная цель – указать на бессердечное высокомерие молодых дам.

Лермонтова всегда волновали темы, связанные с моральными качествами человека.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *