О чем стихотворение на волге
«На Волге» Некрасов краткое содержание
В своем творчестве, Николай Алексеевич Некрасов нередко обращался к жизни простых людей. Без каких-либо прикрас и преувеличений он писал как есть, посвящая свои работы неимоверно сложным условиям жизни крестьян. Писатель затрагивал эти темы, чтобы показать, как несправедливо устроен мир, пытаясь открыть глаза читателю на то, что обратной стороной роскошной жизни является нищета, боль, голод и болезни. Таким произведением является и стихотворение Некрасова На Волге, чье краткое содержание для читательского дневника пригодится школьникам.
На Волге, Некрасов
Произведение Некрасова На Волге было написано в 1860 году. Поэма ведется от имени человека, который спустя годы вернулся в родные края. Работа состоит из четырех частей, где в первых двух показаны детские воспоминания, а в двух последних частях речь идет об окружающей действительности.
Часть 1
Итак, герой стоит на берегу Волги, и уже час его взгляд устремлен вдаль. Он вспоминает свою молодость и видит нищего с его бедным домом. А вот уже дом побогаче, где могли бы подать милостыню, да только гонят здесь взашей. И бедняк возвращается домой, без денег, но с куском хлеба, который с жадностью ест.
Далее герой рассказывает о том, что рано ушел с отчего дома, несмотря на уговоры друзей и мольбу матери. Ушел искать лучшей жизни. Но, или труд его оказался не нужен, или сил было мало, но в итоге жизнь была потрачена зря. Не сумел он ничего допроситься у судьбы для родных и близких. Теперь герой у юности своей просит прощенья за то, что поддался дерзким грезам, бросив край родной. Просит послать ему покой. Он устал, потерял веру, и лишь детские воспоминания не тяготят его души.
Часть 2
Во второй части герой рассказывает, как рос он в глуши, у берегов реки, где постоянно кричали кулики, виднелись горы и лес. Не было у него в детстве страха, а людей всех считал своими братьями. Не боялся он и чертей, которыми его пугала няня. Как-то после ее рассказа о чертях он даже пошел в сад, чтобы их увидеть.
Часть 3
В третьей части наш герой вновь на берегу реки, после многих лет отсутствия. Он уже другой, а река все та же, светла и величава. Вокруг все та же даль, все тот же монастырь. Все такое родное, единственное, прожитые годы пролетели безвозвратно.
Был полдень, жара, рыбалки в ряд дремали, лишь птицы и кузнечики нарушали тишину, а по реке двигалась расшива, на которой плыли приказчик и молодая девушка. Они смеялись, резвились и веселились.
Герой вновь поддался розовым воспоминаниям, как вдруг услышал стоны. Обернувшись, он увидел бурлаков в лаптях, что ползли без сил, издавая похоронные крики. Герой вновь обращается к Волге. Он говорит о том, как любил ее, как по утрам бегал на ее берег, любовался волнами, помогал рыбакам, катался в челноке и не желал покидать родное место, пока однажды не услышал вой бурлаков.
Впервые его услышав, он испугался, но пожелал узнать, что это значит. Побежал к берегу, где и увидел впервые бурлаков, которые готовили что-то в котелке. Слушал их разговоры. Они говорили о Нижнем Новгороде и о том, когда до него доберутся. Бурлаки рассуждали о том, что лучше умереть, чем жить такой жизнью, а дальше слов было не разобрать. Но уже то, что успел увидеть и услышать мальчонка осталось в его памяти навсегда. Тогда эта картина настолько впечатлила героя, что он начал бредить во сне, пугая свою няню. После этого берега Волги уже не казались такими прекрасными, а Волга стала теперь рекой тоски и рабства.
Часть 4
В четвертой части мы видим, как спустя годы песня бурлака все также несет свой похоронный мотив. И эта судьба передается поколениям. Старики простонав всю жизнь под непосильной ношей умирают, не осознав, что их жизнь могла бы сложиться иначе. И автор задает вопрос, неужели их удел был бы хуже, если бурлаки перестали терпеть. Но, ответа не будет, и сын бурлака проживет жизнь, как и его отец. Он так же умрет, не пытаясь исправить свое положение, поэтому на берегах Волги еще долго будут слышны слова «раз и два».
Главные герои
В поэме Некрасова На Волге главным персонажем является лирический герой. Это мужчина, который спустя годы возвращается в родные края. Он пришел на берег Волги, и мысленно вернулся в свои воспоминания, в детство, где он мальчишкой любовался красотой и предавался мечтам. И именно здесь на берегу Волги он впервые встретил бурлака, чей образ остался в его памяти навсегда.
Бурлаки второстепенные герои произведения. Их образ призван показать бесправное положение крестьян, и рабские условия, в которых те пытаются выжить.
Послушать стихотворение На Волге
Полный анализ стихотворения «На Волге» (Н. А. Некрасов)
Полный анализ стихотворения «На Волге», которое написал Николай Алексеевич Некрасов, помогает узнать историю создания произведения, композицию и основную мысль. Команда Литеровед.ру подготовила весь необходимый материал, чтобы облегчить подготовку к уроку.
История создания
Детские годы Николая Некрасова прошли в родовом имении, которое находилось на берегу Волги. Будучи ребенком, он никогда не задумывался о том, что вся пароходная индустрия держится на тяжелом и изнуряющем труде бурлаков. Однажды, ему довелось увидеть картину, когда больные и изнуренные тяжелым трудом люди тащили баржу. Увиденное наложило сильный отпечаток на автора, что он, спустя много лет, не забыл это событие, а передал его в стихотворении.
Поэма «На Волге» была написана в 1860 году. Частично данное произведение посвящается детским воспоминаниям мальчика, поскольку наполнено яркими воспоминаниями того времени.
Жанр, размер
По жанру анализируемое произведение – это поэма. Написано произведение четырехстопным ямбом, рифма мужская. Что же касается рифмовки, то автор прибегает к нескольким видам. В первых четырех – используется кольцевая рифмовка, далее используется как парная, так и перекрестная рифмовки.
В лирическом герое мы видим самого автора, который открыто выражает свои собственные мысли в стихотворной форме. Здесь нет завуалированных речей, он прямо призывает к бунту угнетенный народ. Своим стихотворением он призывает к борьбе, поскольку и дальше подобное продолжаться не может.
Композиция
Композиция произведения «На Волге» достаточно сложная, поскольку автор умело переплел воспоминания из детства с рассуждениями взрослого человека. Вспоминая свое детство, он на контрасте показывает свою беззаботность и тяжелую жизнь простых рабочих людей. Даже тяжелый и изнурительный труд не в силах приблизить их к лучшей жизни. Эти люди обречены всю жизнь изнурять себя работой за копейки. Именно поэтому автор и призывает их к бунту и борьбе.
На Волге: целый час стою
Недвижно, хмурюсь и молчу.
Я вспомнил молодость мою
Автор вспоминает свое детство и юность. Они были сытыми и беззаботными. Ему не было нужды трудиться с малых лет, чтобы заработать себе на кусок хлеба. Поэтому когда перед его глазами предстала удручающая картина бурлаков, он узнал другую сторону жизни. Не такую, как знал до этого. Непривычную ему. Эта картина ему настолько не понравилась, то в тот же момент настолько сильно тронула его, что он пронес данное воспоминание через всю жизнь.
Некрасов всегда очень сопереживал простому рабочему народу, ему было нестерпимо жаль тех людей, которые вынуждены отдавать свое здоровье, а порой и жизни, для того, чтобы обеспечить свою семью. Тем более, что подобный труд оплачивался ужасно мало, и тех денег, что удавалось заработать людям, едва хватало, чтобы свести концы с концами.
От одного из бурлаков он узнает, что его жизнь ничем не отличается от смерти.
На примере бурлаков автор передает тяжесть труда всего народа. Именно в их образе он видит страдания и изнеможение. Людей довели до крайности, поэтому автор предлагает бороться за свои права.
Когда б ты менее терпел?
Автор пытается донести до людей то, что выступая за свои права они ничего не потеряют, а, возможно, сделают свою жизнь лучше.
Темы, проблемы
Основной темой, проходящей практически через все творчество великого поэта, является тяжелая участь простого народа. Автор показывает читателю, что простые люди вынуждены трудиться и день и ночь, изнуряя себя непосильным трудом, чтобы иметь возможность прокормить себя и свою семью.
К ним относятся очень плохо, оплата труда мизерная, а работа безумно тяжелая. Поэт очень сильно переживает их судьбу и участь. Поэтому для него такое неравенство и несправедливость в обществе действительно является проблемой, которую он и старается донести в своем творчестве.
Автор старается как можно лучше описать внешний вид бурлаков, которые так сильно задели его за живое. Именно этим он и подчеркивает весь трагизм ситуации, который складывается в одну большую и общую проблему.
Лохмотья жалкой нищеты,
Изнеможенные черты
И, выражающий укор,
Спокойно-безнадежный взор…
Без шапки, бледный, чуть живой…
Он подчеркивает и то, что у людей никакой надежды на светлое будущее. Они обречены из поколения в поколение, поэтому молча и покорно, продолжают тащить свою лямку.
Основная мысль произведения
Основная мысль, которую вложил автор в произведение «На Волге», является ужасное положение простого народа. В то время, как другие люди живут полной жизнью и не думают о завтрашнем дне, рядом с ними выживают простые работяги, век которых очень печален и недолог. Они живут очень короткую жизнь, полную лишений, голода и труда. Условия, в которых они вынуждены существовать, оставляют желать лучшего. Круглосуточный труд, из-за которого они теряют свои силы и здоровье, постоянный голод и усталость. Именно так живут люди, которые передают свою горькую участь из поколения в поколение. Они даже не пытаются бороться за свои права, а молча выполняют тяжелую работу, не получая взамен практически ничего, кроме упреков и обмана.
Средства выразительности
Использование большого количества эпитетов помогает автору как можно лучше описать весь трагизм ситуации, подчеркнув все её «прелести», а так же контрастно показать разницу социальных классов.
Метафоры придают тексту поэтичности. Сравнения так же показывают, насколько обделен и несчетен русский народ и его существование в целом.
Большое количество различных троп помогают читателю как можно лучше представить картину, которая происходила во времена, описанные Николаем Алексеевичем Некрасовым.
Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.
На Волге Некрасов
Пятница, 17 февраля 2017 г. |
Рубрика: Книги и Литература |
Метки: На Волге, Некрасов, бурлаки |
Автор статьи: vitalik2 |
Правдиво описывая жизнь низших сословий, он прекрасно понимал, что оценить его труды смогут только люди грамотные, ведь крестьяне не умели читать. Некрасов сознательно плыл против течения, сознавая сложность в круговоротах цензуры, непонимания критиков и общества в целом. Нужно сказать, что донести свои мысли ему удалось. Мастер пера смог проникнуть в сознание прогрессивно настроенных современников. Его произведения с каждым годом пользовались всё большей популярностью. Именно таким и является стихотворение «На Волге», написанное Николаем Алексеевичем в довольно зрелом возрасте. В нём он, как обычно, поднимает проблемы народа, пытаясь донести их до общественности. Анализ стихотворения «На Волге»
О Волга. колыбель моя! Здесь же восхищение природным пейзажем уже взрослого автора: О Волга! после многих лет Здесь и кульминационная часть. То, что больше всего тревожит рассказчика. Некрасов подобрал самые точные слова, чтобы описать несчастного бурлака: Лохмотья жалкой нищеты, В последней части стихотворения поэт капнул глубоко. Он буквально показал печальную приемлемость поколений, когда безысходность положения вызывает чувства большие, чем просто сочувствие: Каким тебя я в детстве знал, Такое понимание темы вовсе не случайно. Родовое имение Некрасова, где он провёл детство, как раз находилось на берегу данной реки. Тогда он восхищался могуществом пароходов. Однако в детстве ребёнок не задумывался, что все великолепие получено рабским трудом. Один раз на реке Волга он увидел чудовищную картину. Бурлаки тащили баржу. Эта мрачная картина произвела на мальчика сильное впечатление, настолько сильное, что спустя десятилетия, нашло отражение в данном произведении. Волга для писателя всегда была чем-то большим, нежели простая река. С ней связана жизнь поэта. В отчем доме именно наблюдение за водами Волги давали писателю чувство свободы. Автор отмечает, что в детстве он считал всех своими братьями и никогда не делал различия между богатыми и бедными, низшими и высшими слоями населения. Свое детство он провел, играя с обычными крестьянскими ребятами своего возраста, также много учился у местных рыбаков. Автор отмечает, что именно встреча с бурлаками на Волге перевернула его сознание и заставила по-другому посмотреть на мир. Он понял, что некоторые люди в прямом смысле этого слово рождаются рабами и в будущем им ничего не сулит хорошего кроме страданий и несчастий. Сама поэма состоит из четырех частей, первые две здесь посвящены детским воспоминаниям. После автор рассказывает, что спустя некоторое время, ему опять посчастливилось увидеть эту могущественную реку и он снова восхищается красотой. Но воспоминания несут всю горечь и несчастье, которое он увидел когда-то. Затем автор делает заключение — прошло десятилетие и ничего толком не поменялось, все те же бурлаки тащат баржу, тем самым зарабатывая себе на существование адским трудом. Так поэт описал свою новую встречу с этими рабами. Его весьма расстроили бредущие в упряжке люди, которые еле переставляют ноги от изнеможения. Кажется, что это продолжается вечно. Тогда Некрасов рассуждает, что никогда бы не уехал из этих чудесных мест, не присутствовал бы здесь этот вой несчастья. Вместе со всем этим поэт рассказывает, что в детстве и юности он мечтал изменить этот мир, однако, теперь он не представляет это возможным. Прошло столько лет и ему стыдно. Однако писатель отмечает, что благодаря этому ему удалось выработать чувство сострадания ко всему народу. Теперь у него есть цель. Он готов рассказывать о судьбе раба, так чтобы каждый проникся проблематикой и состраданием. Краткое содержание На Волге
Автор замечает, что река сохранила всю свою красоту, как и у него в юности. Все так же кругом ширь и даль, река светла и великолепна, так же виден, как и раньше монастырь. Поэтому герой понимает, что у него все так же трепещет душа при виде красоты природы. Раздается звон колоколов и на душе становится приятно и светло. Вся эта красота и трепет души остались с героем навсегда. Но вот писатель переходит к воспоминаниям и размышлениям другого характера. И становится ясно, что он, несколько десятилетий назад, на этом берегу, и сейчас – совершенно два разных человека. Однако одно осталось неизменным, что герой до сих пор сохранил всю тяжесть в душе при виде этих бурлаков. Их страдания отзываются в его душе глубокой скорбью. Рассказчик растерял все свои приятные воспоминания и любование пейзажем. Как и много лет назад люди шли обвитые в веревках, неся непосильную ношу. Согнутые оборванцы в ветхой плохонькой одежонке вынуждены склоняться до самой земли. И не было сил спокойно принимать это уныние и страдание. Особенно тяжело автору, поскольку все события происходят на его любимой реке. Затем он вновь вспоминает детство как бегал по расе посмотреть на речку. Тогда казалось, что мир добр и светел, все было спокойно, только лучи солнца падали на волны. Затем мальчишка шел к рыбакам и катался с ними на челноке или бегал вдоль берега и представлял себя зверьком прыгая по песку и изображая различные карикатуры, бросал камешки в воду. Воспоминания юности сильно нахлынули на героя, показав, что он в душе все тот же юноша, однако, с другими взглядами.
В то время баржи тащили посредством толстых веревок, они представляли собой лямки. Их крепили на плечи людей и те по берегу тянули эту баржу с грузом. И когда человек с болезненным видом сказал, что лучше бы он умер, его слова нашли отклик в душе рассказчика: Ужас бедственного положения человека, который, всеми силами пытается тянуть эту большую баржу: в любую погоду, по любой некачественной дороге из камней, по песку, по воде – чтобы в конце пути, получить за этот неблагодарный и непростой труд, копейки за которые можно едва свести концы с концами, навсегда оставшись в душе поэта. В памяти героя постоянно встает образ, человека усталого и унылого, в лохмотьях, полностью изнеможен от непосильного труда, лежащего на песке. В его глазах была боль, обида и безнадежность, это надолго запало в душу автору. Никогда не мог забыть он этой встречи, печального укоризненного взгляда. Стихотворение «На Волге» тому подтверждение. НИКОЛАЙ АЛЕКСЕЕВИЧ НЕКРАСОВ. НА ВОЛГЕ 180-185стр.Анализ стихотворения «На Волге» НекрасоваАнализ стихотворения «На Волге» В стихотворении перемежаются временные пласты – он вспоминает свое счастливое детство на любимой и прекрасной Волге, но эти радужные краски прекрасного времени любования всеми и всем затемняются страшной для юного сердца встречей с бурлаками. Поэт словно остановился на бегу, словно замерла его песня об удали, он словно споткнулся на лету, встретившись взглядом с изможденным тяжким изнурительным трудом человека, мечтающего о смерти. Ужас бедственного положения человека, который, надрываясь, тянет на лямке тяжелую баржу – в любую погоду, по любому бездорожью — по песку, по камням, по воде – чтобы, в конце пути, получить за этот мучительный труд жалкие гроши, поразил поэта в самое сердце. Никогда не мог забыть он этой встречи и стихотворение «На Волге» стало визитной карточкой Некрасова, который всегда помнил о тяжкой участи простого человека. Композиция сложна, детские переживания поэта наслаиваются на размышления человека зрелого, понимающего всю горькую правду действительности. Соединяя настоящее и прошлое, поэт не просто вспоминает о детстве, но словно противопоставляет свое беззаботное существование с жизнью тех, кто всегда — в непобедимой нищете, из которой им не выбраться даже непосильным трудом. Видя взгляд бурлака «с болезненным лицом», угрюмого, больного человека, мечтающего о смерти, как о единственно возможном спасении, поэт понимает, что видит перед собой доведенного до полного изнеможения бедняка, потерявшего всякую надежду на перемены к лучшему. Укор во взгляде несчастного бурлака остался в памяти Некрасова навсегда: прекрасная, любимая Волга оказалась «рекой рабства и тоски» и единственно возможным для поэта стал путь «народного заступника». Кроме анализа стихотворения «На Волге» рекомендуем обратить внимание на другие сочинения: Обращаясь в своем творчестве к жизни и быту простых людей, Николай Некрасов никогда не стремился к их приукрашиванию. Наоборот, он пытался показать, в каких рабских и неимоверно сложных условиях живут крестьяне, вынужденные зарабатывать себе на жизнь тяжелым физическим трудом. Стихи Некрасова, посвященные крепостным людям, наполнены болью и состраданием. При этом поэт постоянно задается вопросом о том, почему мир устроен так несправедливо, и мечтает о том, чтобы его изменить. Большинство стихов, посвященных представителям низших слоев общества, было создано Некрасовым в зрелые годы, когда он уже распрощался с юношескими иллюзиями и осознал, что его благородные душевные порывы не найдут отклика в современном обществе. Тем не менее, поэт не мог и не хотел смиряться с тем неравноправием, которое видел вокруг. Но все, что ему оставалось, так это запечатлевать в своих произведениях нелицеприятные сценки из жизни крестьян, пытаясь хотя бы таким образом открыть глаза людям на то, что обратной стороной роскоши и благополучия являются нищета, голод и болезни. В 1860 году Некрасов написал поэму «На Волге», которая частично посвящена детским воспоминаниям. Поэт вырос в родовом имении, которое располагалось на берегу этой реки, и до определенного возраста не имел понятия о том, что могущество пароходной индустрии построено на рабском труде бурлаков. Однажды он увидел, как толпа грязных, изможденных и больных людей тащит по Волге баржу, и был настолько поражен этой жестокой и мрачной картиной, что спустя много лет воссоздал ее в своей поэме. Волга для Некрасова является чем-то гораздо большим, нежели обычная река. С ней связаны его самые светлые и беззаботные детские годы. Именно она давала Некрасову-подростку то чувство свободы, которого ему так не хватало в отчем доме, а ее «прозрачные воды» дарили прохладу в жаркий летний полдень. Поэт признается, что в детстве «считал я братьями людей». Он не делал различия между бедными и богатыми, так как рос вместе с детьми крепостных крестьян и с удовольствием общался с местными рыбаками, которые обучали его премудростям своего ремесла. Но именно встреча с бурлаками заставила будущего поэта по-иному взглянуть на жизнь и осознать, что человека, «рожденного рабом», ожидает весьма печальная участь, избежать которой он не в состоянии. Поэма «На Волге» состоит из четырех частей, первые две из которых посвящены детским воспоминаниям. Однако в последующих главах Некрасов рассказывает о том, что спустя много лет ему вновь довелось побывать на Волге, которую он боготворит, не переставая восхищаться ее могуществом и красотой. Однако новая встреча с рекой детства оставила в душе поэта ощущение горечи и безысходности, потому что даже через десятилетия ничего не изменилось, и все те же бурлаки по-прежнему зарабатывают себе на жизни адским, каторжным трудом. «Все ту же песню ты поешь, всю ту же лямку ты несешь», — так описывает новую встречу с бурлаками поэт. И именно в этот момент к автору приходит осознание простой истины, что одной из причин его побега из родового поместья стало желание никогда в жизни больше не сталкиваться с этими изможденными людьми, бредущими вдоль берега в упряжке и тянущими свою бесконечную заунывную песню. Поэтому Некрасов отмечает, что с песчаных речных берегов «не ушел бы никуда – когда б, о Волга! на тобой не раздавался этот вой!». Вместе с тем поэт признается: его юношеские мечты изменить этот мир были настолько несбыточными, что, по прошествии многих лет, ему даже стыдно о них вспоминать. Некрасов о, но при этом обрел чувство сострадания к ближним и стремление всегда придти на помощь людям, если они в ней нуждаются. Вариант 2Николай Алексеевич Некрасов выдающийся русский писатель. К тому же он был поэтом. Его труды оказали большую пользу русской литературе. Творчество Некрасова затрагивает многие острые темы тогдашней российской действительности. Он как бы пропускал их сквозь своё творчество. Литература в России это в первую очередь метафорическое отображение политических и социальных проблем страны. Тема «бурлачества» не нова в культуре. А о бесправии русского мужика писали авторы не одного поколения русской литературы. Стихотворение «На Волге» так же касается острой проблемы, волнующей российскую интеллигенцию на протяжении десятилетий. Это бесправие русского крестьянства, его крепостничество. По мнению некоторых историков именно это стихотворение вдохновило художника Илью Репина к написанию картины «Бурлаки на Волге». Так же как и в стихотворении, на картине изображены усталые работники, грязные, утомлённые, но тащат гружённую баржу. Передние которые тянут баржу более выносливые но по их лицам видно что они очень устали. Завтра будет тоже самое, за эту адскую работу им заплатят копейки. И это чувство безысходности в глазах. Позади идут совсем вымотанные такой работой, им уже всё равно что кругом них происходит. На заднем плане, далеко виден дымок от парохода (который ни кто не тянет), это девятнадцатый век. Вот именно такой диссонанс показал Репин. Вообще Репин как Некрасов в своих картинах касался острых социально-политических проблем Российской империи. Стихотворение Некрасова не имеет прямой повествовательной хронологии. Он перескакивает с места на место. По началу, он с ностальгией вспоминает детские годы на реке Волге. Красивые детские воспоминания переходят в другие менее радужные и тяжёлые для души писателя, — встреча бурлаков которые тянут баржу. Вид их страшен. В глазах читается безысходность и желание умереть лишь бы не томится на этой земле, которая для них стала адом. Осознание своей пусть и косвенной моральной ответственности за происходящее показывает сентиментальную, ранимую душу русского писателя и гражданина. И поэтому в этом стихе писатель исполнил свой моральный долг. На психику писателя это очень сильно повлияло, на всю жизнь. Они эти несчастные люди при любой ненастье, изо дня в день тянут тяжести по Волге, и нет просвета, спасения. В стихотворении Некрасов выражает свою позицию как гражданина на ситуацию которая происходит в России. В стихе его детские суждения противопоставляются с размышлениями зрелого интеллектуала. К тому же он сравнивает своё беззаботное детство с нищенским существованием других у которых не было такого детства. Он помнит всю жизнь взгляд одного из бурлаков (как бы с укором). Его стихотворение повлияло на русскую литературу девятнадцатого столетия. Анализ стихотворения На Волге по плану «На Волге» Н.НекрасовНедвижно, хмурюсь и молчу. Я вспомнил молодость мою И весь отдаться ей хочу Здесь на свободе. Я похож На нищего: вот бедный дом, Тут, может, подали бы грош. Но вот другой — богаче: в нем Авось побольше подадут. И нищий мимо; между тем В богатом доме дворник плут Не наделил его ничем. Вот дом еще пышней, но там Чуть не прогнали по шеям! И, как нарочно, все село Прошел — нигде не повезло! Пуста, хоть выверни суму. Тогда вернулся он назад К убогой хижине — и рад. Что корку бросили ему; Бедняк ее, как робкий пес, Подальше от людей унес И гложет… Рано пренебрег Я тем, что было под рукой, И чуть не детскою ногой Ступил за отческий порог. Меня старались удержать Мои друзья, молила мать, Мне лепетал любимый лес: Верь, нет милей родных небес! Нигде не дышится вольней Родных лугов, родных полей, И той же песенкою полн Был говор этих милых волн. Но я не верил ничему. Нет,— говорил я жизни той.— Ничем не купленный покой Противен сердцу моему… Я рос, как многие, в глуши, У берегов большой реки, Где лишь кричали кулики, Шумели глухо камыши, Рядами стаи белых птиц, Как изваяния гробниц, Сидели важно на песке; Виднелись горы вдалеке, И синий бесконечный лес Скрывал ту сторону небес, Куда, дневной окончив путь, Уходит солнце отдохнуть. Я страха смолоду не знал, Считал я братьями людей И даже скоро перестал Бояться леших и чертей. Однажды няня говорит: «Не бегай ночью — волк сидит За нашей ригой, а в саду Гуляют черти на пруду!» И в ту же ночь пошел я в сад. Не то, чтоб я чертям был рад, А так — хотелось видеть их. Иду. Ночная тишина Какой-то зоркостью полна, Как будто с умыслом притих Весь божий мир — и наблюдал, Что дерзкий мальчик затевал! И как-то не шагалось мне В всезрящей этой тишине. Не воротиться ли домой? А то как черти нападут И потащат с собою в пруд, И жить заставят под водой? Однако я не шел назад. Играет месяц над прудом, И отражается на нем Береговых деревьев ряд. Я постоял на берегу, Послушал — черти ни гу-гу! Я пруд три раза обошел, Но черт не выплыл, не пришел! Смотрел я меж ветвей дерев И меж широких лопухов, Что поросли вдоль берегов, В воде: не спрятался ли там? Узнать бы можно по рогам. Нет никого! Пошел я прочь, Нарочно сдерживая шаг. Сошла мне даром эта ночь, Но если б друг какой иль враг Засел в кусту и закричал Иль даже, спугнутая мной, Взвилась сова над головой — Наверно б мертвый я упал! Так, любопытствуя, давил Я страхи ложные в себе И в бесполезной той борьбе Немало силы погубил. Зато, добытая с тех пор, Привычка не искать опор Меня вела своим путем, Пока рожденного рабом Самолюбивая судьба Не обратила вновь в раба! О Волга! после многих лет Я вновь принес тебе привет. Уж я не тот, но ты светла И величава, как была. Кругом все та же даль и ширь, Все тот же виден монастырь На острову, среди песков, И даже трепет прежних дней Я ощутил в душе моей, Заслыша звон колоколов. Все то же, то же… только нет Убитых сил, прожитых лет… Уж скоро полдень. Жар такой, Что на песке горят следы, Рыбалки дремлют над водой, Усевшись в плотные ряды; Куют кузнечики, с лугов Несется крик перепелов. Не нарушая тишины Ленивой медленной волны, Расшива движется рекой. Приказчик, парень молодой, Смеясь, за спутницей своей Бежит по палубе; она Мила, дородна и красна. И слышу я, кричит он ей: «Постой, проказница, ужо — Вот догоню. » Догнал, поймал,— И поцелуй их прозвучал Над Волгой вкусно и свежо. Нас так никто не целовал! Да в подрумяненных губах У наших барынь городских И звуков даже нет таких. В каких-то розовых мечтах Я позабылся. Сон и зной Уже царили надо мной. Но вдруг я стоны услыхал, И взор мой на берег упал. Почти пригнувшись головой К ногам, обвитым бечевой. Обутым в лапти, вдоль реки Ползли гурьбою бурлаки, И был невыносимо дик И страшно ясен в тишине Их мерный похоронный крик,— И сердце дрогнуло во мне. О Волга. колыбель моя! Любил ли кто тебя, как я? Один, по утренним зарям, Когда еще все в мире спит И алый блеск едва скользит По темно-голубым волнам, Я убегал к родной реке. Иду на помощь к рыбакам, Катаюсь с ними в челноке, Брожу с ружьем по островам. То, как играющий зверок. С высокой кручи на песок Скачусь, то берегом реки Бегу, бросая камешки, И песню громкую пою Про удаль раннюю мою… Тогда я думать был готов, Что не уйду я никогда С песчаных этих берегов. И не ушел бы никуда — Когда б, о Волга! над тобой Не раздавался этот вой! Давно-давно, в такой же час, Его услышав в первый раз. Я был испуган, оглушен. Я знать хотел, что значит он,— И долго берегом реки Бежал. Устали бурлаки. Котел с расшивы принесли, Уселись, развели костер И меж собою повели Неторопливый разговор. — Когда-то в Нижний попадем?— Один сказал: — Когда б попасть Хоть на Илью…— «Авось придем. Другой, с болезненным лицом, Ему ответил. — Эх, напасть! Когда бы зажило плечо, Тянул бы лямку, как медведь, А кабы к утру умереть — Так лучше было бы еще…» Он замолчал и навзничь лег. Я этих слов понять не мог, Но тот, который их сказал, Угрюмый, тихий и больной, С тех пор меня не покидал! Он и теперь передо мной: Лохмотья жалкой нищеты, Изнеможенные черты И, выражающий укор, Спокойно-безнадежный взор… Без шапки, бледный, чуть живой, Лишь поздно вечером домой Я воротился. Кто тут был — У всех ответа я просил На то, что видел, и во сне О том, что рассказали мне, Я бредил. Няню испугал: «Сиди, родименькой, сиди! Гулять сегодня не ходи!» Но я на Волгу убежал. Бог весть, что сделалось со мной? Я не узнал реки родной: С трудом ступает на песок Моя нога: он так глубок; Уж не манит на острова Их ярко-свежая трава, Прибрежных птиц знакомый крик Зловещ, пронзителен и дик, И говор тех же милых волн Иною музыкою полн! О, горько, горько я рыдал, Когда в то утро я стоял На берегу родной реки,— И в первый раз ее назвал Рекою рабства и тоски. Что я в ту пору замышлял, Созвав товарищей детей, Какие клятвы я давал — Пускай умрет в душе моей, Чтоб кто-нибудь не осмеял! Но если вы — наивный бред, Обеты юношеских лет, Зачем же вам забвенья нет? И вами вызванный упрек Так сокрушительно жесток. Унылый, сумрачный бурлак! Каким тебя я в детстве знал, Таким и ныне увидал: Все ту же песню ты поешь, Все ту же лямку ты несешь, В чертах усталого лица Все та ж покорность без конца. Прочна суровая среда, Где поколения людей Живут и гибнут без следа И без урока для детей! Отец твой сорок лет стонал, Бродя по этим берегам, И перед смертию не знал, Что заповедать сыновьям. И, как ему,— не довелось Тебе наткнуться на вопрос: Чем хуже был бы твой удел, Когда б ты менее терпел? Как он, безгласно ты умрешь, Как он, безвестно пропадешь. Так заметается песком Твой след на этих берегах, Где ты шагаешь под ярмом Не краше узника в цепях, Твердя постылые слова, От века те же «раз да два!» С болезненным припевом «ой!» И в такт мотая головой… Анализ стихотворения Некрасова «На Волге»Обращаясь в своем творчестве к жизни и быту простых людей, Николай Некрасов никогда не стремился к их приукрашиванию. Наоборот, он пытался показать, в каких рабских и неимоверно сложных условиях живут крестьяне, вынужденные зарабатывать себе на жизнь тяжелым физическим трудом. Стихи Некрасова, посвященные крепостным людям, наполнены болью и состраданием. При этом поэт постоянно задается вопросом о том, почему мир устроен так несправедливо, и мечтает о том, чтобы его изменить. Большинство стихов, посвященных представителям низших слоев общества, было создано Некрасовым в зрелые годы, когда он уже распрощался с юношескими иллюзиями и осознал, что его благородные душевные порывы не найдут отклика в современном обществе. Тем не менее, поэт не мог и не хотел смиряться с тем неравноправием, которое видел вокруг. Но все, что ему оставалось, так это запечатлевать в своих произведениях нелицеприятные сценки из жизни крестьян, пытаясь хотя бы таким образом открыть глаза людям на то, что обратной стороной роскоши и благополучия являются нищета, голод и болезни. В 1860 году Некрасов написал поэму «На Волге», которая частично посвящена детским воспоминаниям. Поэт вырос в родовом имении, которое располагалось на берегу этой реки, и до определенного возраста не имел понятия о том, что могущество пароходной индустрии построено на рабском труде бурлаков. Однажды он увидел, как толпа грязных, изможденных и больных людей тащит по Волге баржу, и был настолько поражен этой жестокой и мрачной картиной, что спустя много лет воссоздал ее в своей поэме. Волга для Некрасова является чем-то гораздо большим, нежели обычная река. С ней связаны его самые светлые и беззаботные детские годы. Именно она давала Некрасову-подростку то чувство свободы, которого ему так не хватало в отчем доме, а ее «прозрачные воды» дарили прохладу в жаркий летний полдень. Поэт признается, что в детстве «считал я братьями людей». Он не делал различия между бедными и богатыми, так как рос вместе с детьми крепостных крестьян и с удовольствием общался с местными рыбаками, которые обучали его премудростям своего ремесла. Но именно встреча с бурлаками заставила будущего поэта по-иному взглянуть на жизнь и осознать, что человека, «рожденного рабом», ожидает весьма печальная участь, избежать которой он не в состоянии. Поэма «На Волге» состоит из четырех частей, первые две из которых посвящены детским воспоминаниям. Однако в последующих главах Некрасов рассказывает о том, что спустя много лет ему вновь довелось побывать на Волге, которую он боготворит, не переставая восхищаться ее могуществом и красотой. Однако новая встреча с рекой детства оставила в душе поэта ощущение горечи и безысходности, потому что даже через десятилетия ничего не изменилось, и все те же бурлаки по-прежнему зарабатывают себе на жизни адским, каторжным трудом. «Все ту же песню ты поешь, всю ту же лямку ты несешь», — так описывает новую встречу с бурлаками поэт. И именно в этот момент к автору приходит осознание простой истины, что одной из причин его побега из родового поместья стало желание никогда в жизни больше не сталкиваться с этими изможденными людьми, бредущими вдоль берега в упряжке и тянущими свою бесконечную заунывную песню. Поэтому Некрасов отмечает, что с песчаных речных берегов «не ушел бы никуда – когда б, о Волга! на тобой не раздавался этот вой!». Вместе с тем поэт признается: его юношеские мечты изменить этот мир были настолько несбыточными, что, по прошествии многих лет, ему даже стыдно о них вспоминать. Некрасов о, но при этом обрел чувство сострадания к ближним и стремление всегда придти на помощь людям, если они в ней нуждаются. Урок литературы: «На Волге», Некрасов. Анализ стихотворенияПрошло уже почти полтора века с тех пор, когда по берегам великой русской реки бурлацкие артели тянули вверх по течению баржи с грузом. Они остались лишь на гениальной картине Репина и в стихах Некрасова. Благодаря этим произведениям искусства образ их навечно запечатлён в народной памяти. Школьный урок литературы: Некрасов, «На Волге»Некая печать формальности нередко накладывается на литературные произведения, предлагаемые для изучения в обязательном порядке. Творчество известного русского поэта Николая Алексеевича Некрасова известно нам из школьной программы по литературе. Оно давно уже воспринимается как нечто привычное и само собой разумеющееся. Но для нескольких поколений русских людей девятнадцатого века поэзия Некрасова отнюдь не была музейным экспонатом. Поэт воспринимался русским обществом как пророк, борец за права угнетённых. Фактически он и был своеобразным народным трибуном. А стихотворение «На Волге» Некрасов создал как одно из своих программных произведений. Попробуем перечитать его ещё раз. Классика тем и характерна, что её можно иногда перечитывать. Оттого что в ней всё знакомо, интерес к чтению не пропадает. Образы её не тускнеют со временем. Истоки творчестваМногие исследователи творчества поэта склонны называть это произведение поэмой. И к этому есть определённые основания, если ориентироваться в первую очередь на его формальный объём. Но и по смысловому содержанию в стихотворении «На Волге» Некрасов замахнулся на очень большие философские обобщения. Созданные ним образы заставляют читателя задуматься о человеческих страданиях на пути к будущему. «О цене прогресса», как стало принято выражаться в двадцатом веке. Но даже если не углубляться в такие абстрактные философские понятия, то всё равно это произведение не столь просто для понимания, как это может показаться на поверхностный взгляд. Вне контекста жизни и творчества поэта невозможно правильно осмыслить и это его произведение. Стих «На Волге» Некрасов сочинил под впечатлением поездки по этой реке. Практически как художник изобразил с натуры. И любой нормальный художник обязан проделать этот путь — от впечатлений, увиденных в жизни, до глубокого осмысления и обобщения увиденного. Нет ничего удивительного в том, что в своём программном произведении «На Волге» поэт обратился к образу, запечатлённому в сознании ещё в детстве. Сама эта река, безусловно, олицетворяет собой русскую силу и могущество. Но не в меньшей степени и угнетение и беспросветность существования. Николай Алексеевич Некрасов происходил из некогда богатой, но к моменту его появления на свет изрядно обедневшей, дворянской семьи. Детство его прошло в родовом имении в Ярославской губернии. Определяющую роль в становлении любого человека, тем более будущего поэта, играет та обстановка, в которой происходит формирование его личности. А детство поэта прошло в обстановке далеко не идиллической. Большая, балансирующая на грани бедности семья, своенравный и деспотичный отец, путешествия с ним по регионам Поволжья и вид бесконечных народных страданий на этом пути — таковы самые яркие впечатления детства. Они были в высшей степени противоречивыми. Но детство поэта прошло именно на Волге. И это во многом определило его последующее творчество. Юность поэтаНе доучившись в гимназии, Николай Некрасов был рад убежать в Петербург от навязчивой опеки отца. Узнав об отказе сына поступить на военную службу, последний разорвал с ним отношения и отказал даже в минимальной финансовой поддержке. Далее ему пришлось пробиваться в жизни самостоятельно. Долгие годы борьбы за существование окончательно сформировали его как личность. Но детство поэта прошло на Волге. Некрасов возвращался туда неоднократно. Не только в стихах и поэтических образах. Поэт много ездил по стране и прекрасно представлял, в какой обстановке живёт русское крестьянство. Мысль о том, можно ли каким-то образом изменить его судьбу, на долгие годы определила выбор жизненного пути. Литературная деятельностьНиколай Некрасов проделал долгий путь к успеху. И всего добивался своим трудом. Литературное творчество постепенно стало главным делом его жизни. Основными его темами в поэзии были судьба крепостного крестьянства, быт и нравы небогатых жителей российской провинции. Темы эти были хорошо знакомы и близки поэту с детства, которое провёл Некрасов на Волге. Стихотворение, в котором речь идёт о бурлацкой артели, это одновременно и возвращение к впечатлениям, пережитым в детские годы, и осмысление увиденного с позиций творческой зрелости. Литературная деятельность Некрасова была тесным образом связана с такими изданиями, как журнал «Отечественные записки», а позже с основанным ещё Пушкиным «Современником». Широко занимался он и книгоиздательством. Следует отметить, что, помимо несомненного поэтического дарования, Николай Некрасов обладал ещё и талантом предпринимателя. Из бедности ему удалось выбраться достаточно быстро. Народный трибунПри всей вовлеченности Некрасова в общественную жизнь и просветительскую деятельность главным его делом была поэзия. Поэт Николай Некрасов стал широко известен в России. Голос его звучал яростно и гневно. Стихи Некрасова читались в самых разных слоях российского социума: от высшей придворной аристократии до тех, кто едва научился читать. Строки поэта широко цитировались и расходились в виде афоризмов. Некрасов постоянно чувствовал эту реакцию русского общества на своё творчество, а потому читающую публику старался не разочаровывать. Николай Некрасов, «На Волге» — стихотворение о народной судьбеЭто объёмное произведение большинством исследователей творчества поэта считается одним из самых значимых. Но при этом оно весьма далеко от прямых социально-политических деклараций. Композиционный план стихотворения «На Волге» Некрасова выстроен достаточно сложно, но при этом он лишён противоречий. Логика повествования направлена на раскрытие темы. Рассказ намеренно усложнён и ведётся от лица некоего героя, который в молодости бывал на великой русской реке и счастлив вновь вернуться на её берега. Подобный композиционный приём позволяет автору дистанцироваться от прямых декламаций своего персонажа. Но о чём идёт речь в этом произведении? Только ли о том, что увидел Некрасов на Волге? Анализ всего обширного творчества поэта позволяет сделать вывод о том, что ничего принципиально нового он в этом стихотворении вроде бы и не сказал. Тема человеческих страданий под гнётом тяжёлых жизненных обстоятельств была в его творчестве доминирующей. Но только в поэме «На Волге» Некрасов сумел подняться до глубоких философских обобщений. Поэт размышляет здесь о грядущей судьбе своей Родины. Прорвётся ли угнетённый народ через страдания к лучшему будущему? Или впереди только безысходность? Подъём общественного движенияИдеи и образы поэзии Некрасова были не просто услышаны и восприняты российским социумом. Его гневная проповедь будила общественную мысль и заставляла искать пути переустройства существующего порядка. Все будущие революционеры воспитывались на этой поэзии. Многие из них восприняли её как руководство к действию, для них это был в начале жизни своеобразный школьный урок. Некрасов на Волге сумел не столько разглядеть, сколько интуитивно почувствовать ту самую народную силу, которая однажды перестанет покорно тянуть предложенную ей судьбой лямку. А сбросив её, выберет на берегу подходящую дубину и направится громить и баржу с товаром, и её хозяев. Чтобы однажды это свершилось, целые поколения русских революционеров готовы были идти на каторгу и на эшафот. На подвиги во имя народа их вдохновляла поэзия Николая Алексеевича Некрасова. Даже пришедшие через полвека после смерти поэта к власти большевики считали себя его духовными наследниками. Они тоже в юности читали поэму «На Волге» и смогли должным образом проникнуться её энергетическим зарядом. Литературная школа НекрасоваНо свой след поэт оставил не только в общественной жизни. В русской литературе второй половины девятнадцатого века отмечается существование такого явления, как «некрасовская школа». Это были поэты и писатели, продолжавшие и развивавшие темы и образы, впервые обозначенные в творчестве Николая Некрасова. Поэты некрасовской школы в первую очередь акцентировали своё внимание на социальных проблемах. Отвлечённые эстетические и философские теории занимали их в очень малой степени. Они сплошь и рядом пренебрегали художественностью в угоду гражданственности. Это литературное направление находилось в постоянном противоборстве с противоположным эстетским лагерем, проповедовавшим «искусство ради искусства» и отрицавшим какое-либо социальное значение поэтического вдохновения. На подобном противостоянии развивалась русская литература. Следы некрасовской поэтической школы можно обнаружить даже в творчестве таких далёких от неё поэтов-символистов, как Александр Блок и Андрей Белый. Школьный урок литературы: Некрасов, «На Волге»Некая печать формальности нередко накладывается на литературные произведения, предлагаемые для изучения в обязательном порядке. Творчество известного русского поэта Николая Алексеевича Некрасова известно нам из школьной программы по литературе. Оно давно уже воспринимается как нечто привычное и само собой разумеющееся. Но для нескольких поколений русских людей девятнадцатого века поэзия Некрасова отнюдь не была музейным экспонатом. Поэт воспринимался русским обществом как пророк, борец за права угнетённых. Фактически он и был своеобразным народным трибуном. А стихотворение «На Волге» Некрасов создал как одно из своих программных произведений. Попробуем перечитать его ещё раз. Классика тем и характерна, что её можно иногда перечитывать. Оттого что в ней всё знакомо, интерес к чтению не пропадает. Образы её не тускнеют со временем.
|