О чем стихотворение лермонтова желание
Анализ стихотворения «Желание» Лермонтова
История создания
Анализ стихотворения Лермонтова «Желание» следует начать с истории его создания. Это стихотворение поэт пишет в шестнадцатилетнем возрасте – в 1831 году. Лермонтов выражает в нем наивную романтическую мечту обрести свое место в жизни. Лирический герой стихотворения полагает, что Россия – не то место, где ему предначертано быть судьбой. Его душа тянется на историческую родину – в Шотландию. Дело в том, что в семье поэта существовало предание о том, что род Лермонтовых берет свое начало из Шотландии. Юному поэту было невдомек, как потомки шотландского барда Томаса Лермонта оказалась в итоге в России.
Тема стихотворения
Ведущей темой стихотворения «Желание» является тема родины, тоска по которой теснится в душе лирического героя.
Лирический сюжет
Сюжет стихотворения представлен в виде рассуждения лирического героя о том, почему он, подобно ворону, не может легко упорхнуть в родные края:
«Зачем я не птица, не ворон степной,
Пролетевший сейчас надо мной?
Зачем не могу в небесах я парить
И одну лишь свободу любить?
Герой стихотворения мечтает о свободе, которая позволила бы ему посетить родные места, где покоятся его предки и где хранятся предметы, связанные с их славными именами:
«На запад, на запад помчался бы я,
Где цветут моих предков поля,
Где в замке пустом, на туманных горах,
Их забвенный покоится прах.
На древней стене их наследственный щит,
И заржавленный меч их висит.»
Но мечтам поэта не суждено исполниться. От Шотландии его отделяют непреодолимые преграды: «Меж мной и холмами отчизны моей расстилаются волны морей». В этом трагедия лирического героя – он ощущает себя неприкаянным, не нашедшим свое место в жизни.
Настроение стихотворения
Тональность стихотворения печальна. Каждая стихотворная строка пронизана тоской лирического героя. Создать такое настроение автору помогают анафоры: «Зачем я не птица, не ворон степной?…» «Зачем не могу в небесах я парить?» Также многосоюзие придает музыкальности и грусти произведению: «Я стал бы летать над мечом и щитом и смахнул бы я пыль с них крылом; и арфы шотландской струну бы задел, и по сводам бы звук полетел…»
Лирический герой и его своеобразие
Герой стихотворения выражает протест против судьбы, по воле которой он разлучен с родиной. Но это возмущение поэта не способно привести к действенным результатам, ведь судьбу не обыграть:
«Но тщетны мечты, бесполезны мольбы
Против строгих законов судьбы.»
Ощущая себя не на своем месте, лирический герой вынужден смиренно угасать в неуютном для него мире: «Последний потомок отважных бойцов увядает средь чуждых снегов», ведь он «здесь был рожден, но нездешний душой».
Художественно-выразительные средства, используемые автором
Основным средством выразительности в стихотворении «Желание» являются эпитеты: мечты тщетны, мольбы бесполезны, строгие законы судьбы, чуждые снега, нездешняя душа. Они подчеркивают обреченность лирического героя, неизменность его положения.
Риторические вопросы в первой и в последней строфе стихотворения придают еще большую трагичность образу лирического героя, выражая его обеспокоенность своим положением: «О! зачем я не ворон степной?»
Идея стихотворения
Анализ «Желания» подтверждает, что тема стихотворения, выбор выразительных средств, общее настроение произведения, особенности образа лирического героя призваны выразить идею неисчерпаемого одиночества, которая является традиционной в лирике М.Ю.Лермонтова.
Михаил Лермонтов — Желание: Стих
Зачем я не птица, не ворон степной,
Пролетевший сейчас надо мной?
Зачем не могу в небесах я парить
И одну лишь свободу любить?
На запад, на запад помчался бы я,
Где цветут моих предков поля,
Где в замке пустом, на туманных горах,
Их забвенный покоится прах.
На древней стене их наследственный щит,
И заржавленный меч их висит.
Я стал бы летать над мечом и щитом
И смахнул бы я пыль с них крылом;
И арфы шотландской струну бы задел,
И по сводам бы звук полетел;
Внимаем одним, и одним пробужден,
Как раздался, так смолкнул бы он.
Но тщетны мечты, бесполезны мольбы
Против строгих законов судьбы.
Меж мной и холмами отчизны моей
Расстилаются волны морей.
Последний потомок отважных бойцов
Увядает средь чуждых снегов;
Я здесь был рожден, но нездешний душой…
О! зачем я не ворон степной?
Анализ стихотворения «Желание» Лермонтова
Шестнадцатилетний поэт М. Лермонтов создает лирическое стихотворение в фольклорных традициях «Желание», в основу которого легло старинное семейное предание о происхождении поэта.
Стихотворение написано летом 1831 года. Юный студент обучается в Московском университете, окружен вниманием друзей, бабушки, влюблен и планирует поскорее «засесть за стихи».
По жанру — элегия, подражание народной песне, по размеру — трехстопный трехсложник со смежной рифмой. Форма довольно сложная, ритм улавливается не сразу. Сюжет основан на рассказах в кругу семьи о предках поэта, шотландцах, особенно же об одном из них — легендарном барде и стихотворце Томасе Рифмаче, занимающем почетное место в кельтском фольклоре. Интересно, что за короткую жизнь поэта у него ни разу не возникло возможности отправиться в какое-нибудь далекое путешествие. Шотландия кажется ему родной и близкой, он, как в русской сказке или песне, мечтает взглянуть на нее хоть одним глазком, пусть даже обернувшись вороном. Образ лирического героя слит с образом вольной птицы.
Риторические вопросы и горькое восклицание наполняют эти юношеские строки. Интонацию усиливают повторы: зачем, на запад, зачем я не ворон степной. Лексика возвышенная: забвенный, тщетны мольбы, нездешний. Напрашивается перекличка с другим стихотворением М. Лермонтова «Нет, я не Байрон, я другой», написанное всего спустя год после этого, но какая перемена в мыслях: отныне он русский душой, он научился ценить и любить землю, на которой был рожден. Между тем, поэт все же понимает, что родовой замок давно пуст, он — последний романтический герой своего клана. Он сам сознает, что славное средневековье позади, он опоздал.
М. Лермонтов всю жизнь сохранял интерес к жанру европейской баллады, но данное произведение тяготеет больше к русскому устному народному творчеству по своим приемам. Настроение стихотворения типично для творчества его автора: одиночество, жажда свободы, свершений, поиск своего места в жизни. Ворона он выбирает по одной причине: считается, что его нельзя приручить. Судьба — еще один грозный символ. Непреодолимость препятствий он подчеркивает строкой: расстилаются волны морей.
Далекая Шотландия, родина предков М. Лермонтова, встает в образах элегии «Желание», созданной юным поэтом в июле 1831 года, на заре жизни и становления таланта, когда он искал свой поэтический голос.
Краткий анализ стихотворения «Желание» по плану
1. История создания
Пушкинское стихотворение «Желание» относится к раннему периоду творчества великого поэта.
Оно было написано в 1816 году под влиянием горячего чувства к сестре одного из лицеистов, друга Александра Сергеевича.
Прекрасную девушку звали Екатериной Бакуниной. Она часто посещала лицейские балы, где и привлекла внимание юного писателя.
Пушкин влюбился – горячо, страстно, самоотверженно. Как и всегда, он полностью отдался вспыхнувшему чувству. Все это отразилось в небольшом, но проникновенном стихотворении «Желание.
2. Литературное направление
Произведение относится к романтическому направлению русской литературы.
3. Род
По роду произведение относится к лирике.
4. Жанр
Жанровая принадлежность определяется как элегия, или овеянное грустью стихотворение о любви.
5. Проблематика
Произведение посвящено искреннему чувству, переполняющему душу автора. И хотя, как считают исследователи, ответной страсти не возникло, Пушкин писал эти стихи, чтобы просто высказаться, открыться.
Никаких проблем в нем он не поднимал.
6. Тематика
Основная тема – любовная. Автор раскрывает личные чувства, описывает внутренние переживания.
7. Идея
Идея произведения заключается в том, чтобы высказаться, художественно описать то, что происходит в душе поэта.
Стихотворение можно назвать своеобразным признанием в испытываемом чувстве.
8. Пафос
Произведение переполнено чувствами.
Сначала в нем слышится некое страдание, печаль, грусть из-за «несчастливой любви». Но потом настроение автора улучшается, и читатель понимает, что такие мучения ему приятны, доставляют наслаждение.
Заканчивается стихотворение почти оптимистично:
Мне дорого любви моей мученье —
Пускай умру, но пусть умру любя!
9. Система образов
В произведении ярко представлен образ юноши, на чьи чувства не ответили.
С одной стороны, он страдает, плачет, испытывает душевную боль. Все это автор передает емкими, наполненными смыслом, фразами: «медлительно влекутся дни мои», «все горести несчастливой любви» и т.д.
С другой стороны, человек упивается этим чувством, ведь хоть он и страдает, но любит, а это самое главное!
10. Центральные персонажи
Это ярко выраженное лирическое стихотворение, передающее внутреннее состояние автора. Оно наполнено чувствами, эмоциями.
А вот персонажей как таковых тут не представлено.
11. Лирический герой
Создавая свой бессмертный шедевр, Пушкин опирался на собственные переживания.
Можно уверенно утверждать, что лирическим героем рассматриваемого произведения является художественная проекция личности автора (то есть сам автор).
12. Сюжет
В произведении нет сюжета, потому что оно повествует о внутреннем, душевном состоянии поэта в момент написания.
13. Композиция
Четкой композиции тоже нет. Однако мы можем выделить части, совпадающие с изменениями в настроении автора.
Сначала он печален, страдает, и все вокруг кажется безнадежным. Ткань стихотворения пропитана отчаяньем, тоской. Все это мы видим в первых четырех стихах «Желания».
Однако потом настрой меняется. Автор говорит, что он находит утешение в слезах, и печаль отпускает его. Стихотворение постепенно наполняется умиротворением, безнадежность исчезает. Все это выражено в следующих четырех стихах.
Оставшиеся строки уже наполнены совсем иными настроениями. Автор упивается своим страданием, оно ему становится дорого, появляются светлые, почти радостные нотки. Да, он готов умереть, но только с чувством любви!
14. Художественные особенности произведения
Стихотворение написано простым, бытовым языком.
Однако, создавая необходимый художественный эффект, автор использует высокие формы и слова: «медлительно», «влекутся», «несчастливая» и т.д.
Присутствует много лексики, передающей чувства: «унылом», «горести», «несчастливой», «безумия», «тревожит», «слезы».
Поэт описывает внутреннее состояние, поэтому использует, в основном, прилагательные и существительные. Глаголы тоже есть, но их мало. Таким образом, читатель вместе с автором полностью погружается в описываемое состояние.
15. Строфика, размер, рифма
Стихотворение написано одной строфой в 12 стихов.
Размер – ямб, который оставался любимым Пушкиным на протяжении всего его творческого пути.
Рифмовка смешанная: первые восемь стихов – перекрестная по типу АБАБВГВГ, последние четыре – опоясывающая ДЕЕД.
16. Средства художественной выразительности
Из средств художественной выразительности особенно можно отметить эпитеты. На них буквально построено все произведение: «унылое сердце», «несчастливая любовь», «горькое наслаждение», «пустое привиденье».
Кроме того, ткань стихотворения богата метафорами: «медлительно влекутся дни мои», «каждый миг в унылом сердце множит все горести несчастливой любви», «мечты безумия тревожит» и т.д.
Автор использует обращения, придавая тексту более сакральный смысл: «О, жизни час!».
Также есть восклицания, расставляющие акценты и цепляющие внимание читателя.
Помимо прочего, поэт использует прием аллитерации, повторяя сонорные согласные «м», «н», «л»:
Медлительно влекутся дни мои,
И каждый миг в унылом сердце множит
Все горести несчастливой любви…
17. Значение
Стихотворение помогает понять внутреннее состояние поэта в конкретный период его жизни, становление личности Пушкина. В этом заключается значение рассматриваемого произведения.
18. Актуальность
Безответная любовь и переживания, связанные с неразделенным чувством, будут актуальны всегда.
19. Мое отношение
Мне очень нравится это стихотворение своей образность, яркостью и точностью передаваемого состояния.
20. Чему учит
Оно учит правильно относиться к своим чувствам и находить положительное во всем, даже в безответной любви. Ведь это настоящее наслаждение, радость – возможность испытать истинную страсть!
Стихотворение и анализ «Желание»
Зачем я не птица, не ворон степной,
Пролетевший сейчас надо мной?
Зачем не могу в небесах я парить
И одну лишь свободу любить?
На запад, на запад помчался бы я,
Где цветут моих предков поля,
Где в замке пустом, на туманных горах,
Их забвенный покоится прах.
На древней стене их наследственный щит
И заржавленный меч их висит.
Я стал бы летать над мечом и щитом,
И смахнул бы я пыль с них крылом;
И арфы шотландской струну бы задел,
И по сводам бы звук полетел;
Внимаем одним, и одним пробуждён,
Как раздался, так смолкнул бы он.
Но тщетны мечты, бесполезны мольбы
Против строгих законов судьбы.
Меж мной и холмами отчизны моей
Расстилаются волны морей.
Последний потомок отважных бойцов
Увядает средь чуждых снегов;
Я здесь был рожден, но нездешний душой…
О! зачем я не ворон степной.
Краткое содержание
Г. Доре. Шотландский пейзаж.
Стихотворный сюжет представлен в виде рассуждения лирического героя о том, почему он, как ворон, не способен улететь на родную землю. Герой мечтает стать свободным, словно птица. Он понимает: только личная свобода позволит ему посетить дорогие сердцу места, побывать в Шотландии, где покоятся останки предков и хранятся предметы, имеющие прямое отношение к их славным именам.
К сожалению, мечтам поэта сбыться не суждено. От желанной Шотландии его отделяют преграды непреодолимой силы: «Меж мной и холмами отчизны моей расстилаются волны морей». Именно в этом заключается трагизм лирического героя: он чувствует себя, как неприкаянный человек, не нашедший своего места в жизни.
История создания
Лермонтов написал данное стихотворение в юном шестнадцатилетнем возрасте, в 1831 году. Он высказывает в этом произведении наивную мечту обрести своё место в жизни. Лирический герой считает: Россия – это не то место, где ему судьбой предначертано прожить жизнь. Душа героя устремлена на историческую родину – в Шотландию. Дело в том, что в семье поэта из уст в уста передавалось семейное предание о том, что род Лермонтовых происходит из Шотландии. В момент написания стихотворения, юному автору было неведомо, каким образом потомки шотландского барда по имени Томас Лермонт оказались в России.
Жанр, направление, размер
По жанровой принадлежности – перед нами элегия. На это указывают печальные раздумья и тоска по недостижимому идеалу. На принадлежность к элегии также указывает то, что произведение написано от первого лица. Поэтический размер – трёхстопный трёхсложник со смежной рифмовкой. Это весьма непростая форма организации стиха, ритм которой улавливается не сразу.
Композиция
С композиционной точки зрения, произведение включает в себя шесть строф, соединённых парной рифмовкой:
Образы и символы
В произведении с целью раскрытия основной идеи автором представлено три семантически важных образа:
Темы и настроение
Главная тема произведения – тема Родины, тоска по которой живёт в сердце романтического героя. Настроенческая тональность стихотворения – это печаль. Буквально каждая строка пронизана тоскливыми эмоциями молодого поэта. Передать эмоции печали и тоски помогают многочисленные анафоры: «Зачем я не птица, не ворон степной?…».
Основная идея
Основная идея произведения заключена в следующем: не всегда наши мечты и желания способны воплотиться в реальной жизни. Чаще всего, они вынуждены жить глубоко в душе, не имея возможности реализоваться. Лирический герой испытывает неисчерпаемое одиночество, избавиться от которого ему не суждено. В целом, тема одиночества традиционна для поэзии Лермонтова.
Средства выразительности
Главными выразительными средствами в данном произведении являются:
Анализ стихотворения «Желание» Лермонтова
Всего получено оценок: 7.
Всего получено оценок: 7.
Произведение М. Ю. Лермонтова “Желание” написано в фольклорных традициях: это элегия с элементами подражания народным песням. Тема произведения — семейное предание о происхождении поэта. Полный и краткий анализ “Желание” по плану поможет при подготовке к уроку литературы в 8 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Желание.
История создания – стихотворение написано юным Лермонтовым в 1831 году. Увлечение поэта историей своего рода, влияние байроновских традиций сыграли свою роль в создании стихотворения “Желание”.
Тема – тоска по родине, о невозможных, несбыточных мечтах, одиночество.
Композиция – размышления лирического героя, его воображаемое путешествие в страну своих предков. Состоит из 6 строф, разделённых содержательно на “путешествие” и “монолог лирического героя”.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – произведение написано чередующимся амфибрахием и анапестом, рифмовка парная (ААВВ).
Эпитеты – “туманных горах”, “забвенный прах”, “заржавленный меч”, “отважные бойцы”, “чуждые снега”.
Метафора – “расстилаются волны морей”.
История создания
Стихотворение написано юным Лермонтовым в 1831 году 29 июля в имении Середниково. Семья поэта хранила предания о том, что их род идёт от шотландского барда Томаса Лермонта. Насколько достоверны эти сведения – неизвестно, но воображение юноши дорисовало все недостающие детали, и появилось немного наивное, романтичное стихотворение “Желание”.
Мечты молодого человека о свободе, возможности побывать в далёкой стране предполагаемых предков заведомо были несбыточными, это обусловлено временем и материальным положением семьи поэта. Такое путешествие могли себе позволить только очень состоятельные люди. Шестнадцатилетний юноша это прекрасно понимал, и его желания реализовались в прекрасное, грустное стихотворение с соответствующим названием. Сыграло роль и увлечение юноши историей и зарубежной литературой. Также не стоит исключать влияния известного поэта-романтика Д. Г. Байрона, творчеством которого был увлечён в этот период молодой Лермонтов. Впервые стихотворение было опубликовано в журнале “Отечественные записки” в 1859 году.
Тема этого произведения характерна для раннего творчества Лермонтова – тоска по родине, по тому, чему никогда не суждено сбыться. Мотив одиночества также прослеживаются в этом стихотворении. Романтизм свойственен раннему Лермонтову. Только в этом контексте “родина” – земля предполагаемых предков – Шотландия, а в более зрелом творчестве – только Россия, которую искренне любил поэт.
Лирический герой жаждет превратится в птицу и покинуть чуждую ему землю, на которой он рождён и вынужден жить. Он рисует образы далёких предков, шотландских полей и гор, мысленно пролетая над далёкой загадочной страной. Главный герой – лирический герой, которого автор отождествляет с собой, томится желанием и невозможностью побывать на родине предков – в Шотландии. Лирический герой в стихотворении явно присутствует, ведя читателя за собой в иллюзорный мир. Местоимение “я” достаточно часто используется автором, что не оставляет эффекта безликости лирическому повествованию.
Композиция
Жанр – лирическое стихотворение, на что указывают грустные раздумья, тоска по невозможному, философские умозаключения о жизни и судьбе. На принадлежность стихотворения к этому жанру указывает также то, что оно написано от первого лица.
Средства выразительности
Образным и живым делает язык стихотворного текста наличие большого количества эпитетов: “туманных горах”, “забвенный прах”, “заржавленный меч”, “отважные бойцы”, “чуждые снега”. Эти языковые средства выразительности самые излюбленные в творчестве поэта. Романтические картины далёких лет словно оживают, благодаря мастерству автора.