О чем стихотворение элегия пушкин
Полный анализ стихотворения «Элегия» (А. С. Пушкин)
Творчество данного поэта всегда завораживает, поэтому полный анализ стихотворения «Элегия», которое написал Александр Сергеевич Пушкин, поможет узнать еще одну страницу из жизни автора.
История создания
Написано это стихотворение в особый период жизни поэта, который носил название Болдинской осени. Это уже не произведения юноши, полное мечтаний и грез. Данное стихотворение относится к зрелой лирике автора. Напечатано оно было в 1830 году 8 сентября.
Данное творение носит автобиографические черты, где Александр Сергеевич подводит своего рода итог прожитым годам, а так же строит некие планы на будущее.
Поэт готовится к серьезному шагу – женитьбе. Уехав решать семейные дела в Болдино, автор вынужден задержаться из-за вспышки холеры. Эти три месяца Пушкин проводит очень плодотворно, занимается творчеством. Одним из таких произведений и является «Элегия». Существует мнение, что стихотворение было посвящено избраннице Александра Сергеевича Наталье Гончаровой, с которой он планировал связать себя узами брака.
Жанр, размер произведения
Стихотворение относится к элегии, что не сложно понять по названию стихотворения. Это одна из разновидностей философской лирики – автор поднимает такие важные темы как: быстротечность времени и переоценку прожитых лет.
Хоть романтизм больше присущ ранней лирике Пушки, в стихотворении «Элегия» мы видим его черты.
Для написания автор выбрал пятистопный ямб, рифму использует парную.
Композиция
Первая строфа представляет собой переосмысливание прожитых лет и подведение итогов. Поэт придается воспоминаниям о тех временах, когда он был окружен весельем. С каждым прожитым годом воспоминания становятся тяжелее, как груз прожитых лет опускается на плечи. Весь прожитый путь не приносит ему радости и удовлетворения. Он пытается угадать, что ждет его впереди, но будущее кажется ему совсем нерадостным.
Предчувствие какого-то несчастья, смерти начинает преследовать его.
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино,— печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Во второй строфе мы начинаем видеть антитезу жизни и смерти. Играя на контрасте, автор показывает цену жизни для его лирического героя. Он боится смерти и не хочет умирать.
Он готов и дальше нести свой тяжкий крест поэта, творить и быть непонятым, бороться за свободу слова и справедливость. Все это он предпочитает смерти.
В последних строках произведения мы можем видеть то, что настроение лирического героя становится намного лучше, он успокаивается и готов для новых влюбленностей и творений.
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Название автор выбрал такое не зря, он изначально сообщает читателю, о чем будет произведение. Оно соответствует жанру и является своего рода анонсом содержания.
Образы и символы произведения
Автор хандрит, а вместе с ним хандрит и его лирический герой.
Но уже во второй части стихотворения он выбирает жизнь, со всеми ее горестями и радостями. Он готов страдать, творить, выслушивать критику. Лирический герой знает, что без страданий не бывает радости. Он готов открыть себя для новых чувств и для любви. Поэтому творец начинает практически оптимистично смотреть на будущее.
«Смутное похмелье» — этим выражением автор как нельзя лучше передает то состояние, в котором оказался лирический герой. Он переосмысливает смысл прожитых лет, анализирует ошибки и придается воспоминаниям.
В роли вина автор подразумевает печаль, которая точно так же опьяняет и затягивает.
Море – при помощи этого символа Александр Сергеевич показывает жизненные перемены, а так же страх перед неизвестным.
Темы и проблемы произведения
Основной темой стихотворения можно выделить оценку прожитых лет. Лирический герой придается воспоминаниям и подводит итоги прошлого. Он вспоминает шумное веселье и легкомыслие юности. Данные воспоминания не приносят ему удовлетворения, а еще больше вгоняют в тоску.
Попытки представить будущее так же изначально не приносят положительного результата. Но, начиная размышлять, герой приходит к выводу, что даже тяжелое будущее лучше смерти. Он готов бороться дальше и распахивает свою душу для новой любви.
Второй темой произведения выступает антитеза жизни и смерти. Вечная борьба, и вечный выбор. В роли смерти показывается уныние и тоска, на другой же чаше весов мы видим жизнь – надежду и любовь.
Александр Сергеевич поднимает тему того, насколько быстро проходит наша жизнь. Ведь только вчера он был легкомысленным юношей, а уже сегодня зрелый мужчина. Ко всему теперь он относится более осмысленно и начинает думать о дальнейших последствиях.
Ну и, конечно же, тема любви. Без неё наша жизнь не имела бы смысла. Пока человек любит – он живет и готов все к новым и новым вершинам.
Средства выразительности
В данном стихотворении автор использует эпитеты, для передачи более яркой картинки. Антитезу – благодаря контрасту хорошо видна разница между жизнью и смертью, унынием и радостью, одиночеством и любовью.
Сравнения – с их помощь Александр Сергеевич так же четче передает смысл произведения, делая его художественно ярким и запоминающимся.
Благодаря всем использованным средствам выразительности автор максимально четко и красиво передает смысл произведения, показывая, что во всем плохом всегда можно отыскать что-то хорошее.
Основная мысль
Основной мыслью произведения «Элегия» Александр Сергеевич выделяет то, что для поиска смысла жизни нужно оставаться честным. И в первую очередь честным необходимо быть с самим собой. Вспомнить ошибки прошлого и постараться их анализировать, чтобы не повторять в дальнейшем.
Когда нам кажется, что жизнь закончилась и руки опускаются сами собой, стоит вспомнить о том, что после дождя всегда выходит солнце. Так и в жизни, после любых жизненных неурядиц и проблем, всегда наступает радость. Все в жизни временно, и когда становится совсем тяжело, нужно понимать, что это просто такой период. Он пройдет и наступит белая полоса в жизни, появится снова желание жить и творить, а в сердце обязательно поселится новая любовь!
Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.
Краткий анализ стихотворения «Элегия» («Безумных лет…») по плану
1. История создания
Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье…» было написано в имении Болдино в 1830 году, куда Пушкин приехал для того, чтобы привести в порядок финансовые дела перед предстоящей женитьбой.
По воле судьбы поэту пришлось остаться в наследственном имении почти на три месяца из-за эпидемии холеры, свирепствующей в России. Это время стало самым плодотворным периодом творчества Пушкина и получило название «Болдинская осень».
Стихотворение с жанровым подзаголовком «Элегия» подводит итоги размышлениям поэта перед началом новой (семейной) жизни.
Пушкин добился согласия на брак у родителей Н. Н. Гончаровой не сразу, а лишь спустя 2 года после первой неудачной попытки. Можно назвать пророческим предощущение трагедии, различимое в строках «Элегии».
По русской традиции перед венчанием молодые должны были исповедаться, да и само событие предполагало переосмысление собственной жизни. Первая часть стихотворения – это покаяние, вторая – предчувствие грядущих трудностей и робкая надежда на счастье в любви.
2. Литературное направление
Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье…» написано в жанре элегии, который по преимуществу относят к сентиментальному или романтическому направлению в литературе.
Классические элегии («печальные песни») должны были заканчиваться на пессимистической ноте. Однако «Элегия» Пушкина имеет нетрадиционное завершение: её финальным аккордом становится надежда на счастье, приятие собственного заката, смирение перед волей судьбы.
Вот почему, несмотря на жанровую принадлежность произведения, его можно с полным правом признать реалистическим.
3. Род
Стихотворение представляет собой образец философской лирики и имеет все признаки лирического произведения.
4. Жанр
Автор уточняет жанр произведения в подзаголовке. Называя своё произведение элегией, Пушкин отдаёт дань сложившейся традиции и вместе с тем реформирует саму суть этого жанра, озаряя его классическую безотрадность нотами тихой радости.
Поэт преодолевает статику бездействия и верит, что судьба человека в его руках, а потому не теряет надежды на счастливый закат жизни.
5. Проблематика
Стихотворение посвящено проблеме переосмысления жизненных ценностей в процессе человеческого взросления.
Становясь зрелым человеком, Пушкин по-иному оценивает свои молодые годы. Он сожалеет о напрасно потраченном времени и острее чувствует мимолётность жизни.
Противопоставить смерти поэт намерен творчество. Именно оно подарит ему живые восторги, слёзы умиленья и радость любви. Только бытие в творчестве можно считать жизнью.
6. Тематика
Помимо заявленной проблемы, в стихотворении можно выделить следующие темы:
7. Идея
Идея стихотворения состоит в том, что быстротечная человеческая жизнь, прожитая в бездумной лёгкости, оставляет в душе отпечаток горечи и печали, который всё сильнее проявляется с годами.
Однако нельзя поддаваться унынию. Пока мы живём, у нас есть время всё исправить и насладиться лучшим, что есть в мире: творчеством и любовью.
8. Пафос
Две строфы стихотворения на первый взгляд заряжены прямо противоположно. Первое шестистишие дышит горечью, второе – жизнеутверждением.
Две итоговые строки содержат вывод. Их связывает логика духовной работы, внутренней исповеди. Чем глубже и серьёзнее сожаление о прошлом, тем больше сил пережить настоящее и принять прошлое.
9. Система образов
В первой строфе стихотворения Пушкин использует анакреонтические образы (вино, тяжкое похмелье).
Начиная свой творческий путь, поэт отдал щедрую дань пиршественным мотивам. Но молодая пора веселья миновала – её осмысление тяготит героя.
При описании новых чувств и мыслей, посетивших его накануне серьёзных жизненных перемен, Пушкин использует масштабные стихийные образы: «грядущего волнуемое море», «закат печальный».
Так всё временное, человеческое уступает место вечному, космическому.
10. Центральные персонажи
Центральным персонажем стихотворения выступает сам автор или лирический герой.
11. Лирический герой
Лирический герой в стихотворении вполне сопоставим с образом автора. Можно с уверенностью сказать, что Пушкин пишет эти строки от первого лица.
Его признания глубоко личны, исповедальны. Гениальность поэта проявляется в том, что практически каждый читатель, перешагнувший за порог тридцатилетия, может прочесть «Элегию» как стихотворение о себе самом.
Таким образом, обнажая собственные сокровенные душевные переживания, Пушкин говорит об общечеловеческом и становится близким каждому, кто прикасается к его творчеству.
12. Сюжет
Сюжет стихотворения представляет собой обращение к самому себе или кому-то из самых близких друзей.
Поэт рассказывает о тяжести своих воспоминаний, подобно вину, с годами набирающих силу и крепость. Он предчувствует впереди труд и горе, но всё же выражает надежду на то, что в оставшиеся ему сроки его не оставит муза – главная утешительница поэта.
Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье…» можно назвать пророческим.
Пушкин спокойным и ясным взором смотрит в будущее, предчувствуя печали, нужду и возможную гибель. Но он не отрекается от выбранного пути и готов принять всё, что ему уготовано.
13. Композиция
Линейная композиция стихотворения упрощает понимание его смысла.
Композиционно поэт следует логике духовного роста, поэтапно описывая взросление и перерождение человеческой души.
14. Размер, рифма, строфика
Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье» написано пятистопным ямбом с чередованием мужских и женских окончаний.
В каждом из шестистиший содержится по три пары параллельных рифм: ААББВВ ГГДДЕЕ.
В итоговом двустишии также имеется параллельная рифма (АА).
15. Художественное своеобразие произведения
Звукопись первой строфы настраивает на мрачный лад. Поэт использует ассонансы «у», «ы», «о», аллитерации с «л» и «р», создающие эффект раскачивания на волнах.
Кажется, будто поэт плывёт по крутым валам тёмного волнующегося моря и не видит на горизонте земли.
Но музыка второй строфы звучит как сопротивление:
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
В этих строках чувствуется энергия и решимость, они произносятся звонко, уверенно и твёрдо. Так автор выражает уверенность в том, что человек – не безвольная игрушка в руках судьбы.
Синтаксически текст можно воспринимать как большой двухчастное предложение, в первой части которого перечислены житейские горести поэта, а во второй – мысли и действия, которые он готов им противопоставить.
Формально же стихотворение составлено из 5-ти предложений, осложнённых однородными членами и сравнительными оборотами.
Пушкин употребляет высокую книжную лексику («минувших», «грядущего», «о други»), отдавая долг старинному жанру элегии и подчёркивая важность затронутой в стихотворении проблемы.
16. Средства художественной выразительности
Язык стихотворения украшен:
Кроме того, в тексте встречается овеществление «гармонией упьюсь», в котором абстрактное существительное «гармония» представляется в виде живительного напитка.
Яркости добавляет стихотворению итоговое олицетворение «блеснёт любовь улыбкою прощальной». Кроткая улыбка любви озаряет элегию нежным солнечным отсветом.
17. Значение произведения
Данное произведение подводит итог печальным размышлениям Пушкина о завершении безмятежной молодости. Поэт на собственном примере показал нам переходное состояние человека, которого одолевают тревоги и сомнения.
В минуты горести, стыда и сожаления мы можем обратиться к стихотворению «Безумных лет угасшее веселье…» и поучиться у Пушкина мужеству в восприятии будущего.
Пока человек жив, он надеется на лучшее – эту ценную мысль доносит до нас поэт.
18. Актуальность
Стихотворения Пушкина посвящены вневременным ценностям. Люди всегда будут сожалеть о прошлом и опасаться туманного будущего – такова уж человеческая природа.
Состояние смятения и тревоги, которое чувствуется в первой строфе «Элегии», побеждается светоносной верой в возможность радости и гармонии.
Пушкин учит нас стойко преодолевать трудности, какими бы неминуемыми они ни казались. Актуальность стихотворения заключена в его нестареющей живительной силе.
19. Моё отношение
Так как моя молодость ещё только впереди, мне трудно понять печаль, с которой Пушкин сожалеет о прошлом. Но я думаю, что каждому есть о чём печалиться и чего стыдиться.
Чтобы не горевать о напрасно прожитых годах, нужно быть внимательным к себе с детства. Не стоит тратить время на пустяки, обижать людей вокруг, обманывать, совершать другие глупые и злые поступки. Тогда на пороге зрелости душа не будет болеть так сильно.
Вторая часть стихотворения мне близка. Пушкин подтверждает мою любимую мысль о том, что в каждом возрасте есть свои радости. Для поэта — это, прежде всего, творчество и, конечно, любовь. Хотелось бы, чтобы все люди умели радоваться, несмотря на трудности, и сохраняли веру в хорошее.
20. Чему учит
Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье…» учит нас ценить каждый миг жизни, наполняя мир вокруг творчеством, любовью, созиданием.
Чтобы не приходилось горько плакать над содеянным, лучше с самого начала быть добрым, честным и чутким человеком. Тогда свою молодость не придётся называть «безумной», а воспоминания о прошлом – «тяжким похмельем».
Трудно прожить и не наделать ошибок. Пушкин напоминает, как важно вовремя раскаяться и начать новую, полную высоких целей жизнь.
Анализ стихотворения «Элегия» (А.С. Пушкин)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 01.10.2019 · Обновлено 01.10.2019
В творчестве А. С. Пушкина часто встречаются рассуждения о смысле жизни и быстротечности времени. » Элегия «, разбор которой Вам предлагает Многомудрый Литрекон, не является исключением. В этом стихотворении глубокомысленный читатель найдет поводы для раздумий.
История создания
Стихотворение А. С. Пушкина «Элегия» было опубликовано 8 сентября 1830 года. Поэт пишет данное произведение будучи уже немолодым, опытным творцом. Стихотворение относится к Болдинской осени, важному периоду в творчестве Пушкина.
В «Элегии» прослеживаются автобиографические черты. Поэт подводит некий итог уже прошедшим годам жизни, делает первые выводы и заглядывает в будущее.
Пушкин пишет данное стихотворение, находясь в Болдино, куда уезжает решить дела с наследством перед женитьбой на Наталье Гончаровой. Незадолго до отъезда женщина дала поэту долгожданное согласие. Пребывание в имении отца затянулось из-за эпидемии холеры. В течение трех месяцев Пушкин творит и переосмысляет жизнь перед судьбоносным шагом — свадьбой. Поэтому можно сделать вывод, что «Элегия» посвящена Наталье Гончаровой.
Жанр, направление, размер
По жанру данное стихотворение — элегия. Она относится к философской лирике. Пушкин поднимает проблемы быстротечности времени и анализирует ошибки прожитых лет.
Поэзию Александра Сергеевича делят на романтизм — раннее творчество, и реализм — поздний период. Данное стихотворение имеет романтические черты: грустный настрой, ностальгический тон, гордое сопротивление невзгодам и отсутствие светлых горизонтов впереди. Судьба безрадостна, и борьба с нею — это и есть жизнь. Для романтизма такая позиция вполне типична.
«Элегия» написана пятистопным ямбом с парной рифмой.
Смысл названия
Название стихотворения созвучно жанру. Оно определяет грустное настроение и предстоящую рефлексию. Пушкин уже в названии обращает внимание на то, что стихотворение будет проникнуто печалью.
Отчасти данное название иронично, ведь автор заранее уведомляет читателя о типичности содержимого и подтрунивает над своей грустью, как бы говоря: «Это всего лишь хандра, название и суть которой Вам уже известны».
Композиция
Композиционно стихотворение «Элегия» можно поделить на две части, у него довольно интересная структура. Особенность композиции заключается в антитезе смерти и жизни, первой и второй строфы:
Образы и символы
Основные образы в стихотворении «Элегия» раскрывают внутренний мир автора:
Темы, проблемы и настроение
Тематика и проблематика стихотворения «Элегия» весьма многозначительны и интересны даже для современного читателя:
Главная мысль
А.С. Пушкин вложил в «Элегию» особый смысл. При поиске истины жизни следует быть искренним перед самим собой, принимать проступки и самосовершенствоваться. В момент ощущения бесполезности своего существования стоит помнить, что данный момент переходный. Грусть сменится радостью и появится желание развиваться, нужно только любить жизнь и принимать ее во всем многообразии.
Основная идея «Элегии» Пушкина заключается в том, что, даже несмотря на прошлые обиды и утраты, нужно надеяться на лучшее и ждать от будущего не только страдания, но и наслаждения. Чему учит Пушкин? Конечно же, оптимизму и любви к жизни, которые помогают преодолевать любые препятствия.
Средства выразительности
Важной частью создания поэтического текста является употребление тропов. Пушкин использует художественные средства в стихотворении «Элегия», а именно:
Таким образом, Пушкин подчеркивает существование судьбы и жизненных изменений, которые могут как печалить, так и радовать. Каждая тяжесть сменяется легкостью, минорность — мажорностью.
Анализ стихотворения А. С. Пушкина «Элегия»
Стихотворение “Элегия” написано в 1830 году. Оно относится к философской лирике Пушкина. Пушкин обратился к этому жанру как уже немолодой умудренный жизнью и опытом поэт. В данной статье подробно описан анализ данного произведения.
Полный текст стихотворения «Элегия» Пушкин А. С.
Безумных лет угасшее веселье
Мне тяжело, как смутное похмелье.
Но, как вино — печаль минувших дней
В моей душе чем старе, тем сильней.
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Краткий анализ стиха А. С. Пушкина «Элегия»
Вариант 1
«Элегия» создана сразу же вслед за «Бесами», осенью 1830 года. При публикации Пушкин дал этому стихотворению жанровый подзаголовок «Элегия». Как известно, в молодые годы поэт отдавал предпочтение этому жанру. Однако именно анализируемое стихотворение стало в нем вершинным.
Композиция. Стихотворение состоит из двух строф, которые составляют смысловой контраст: в первой речь идет о драме жизненного пути, во второй звучит пафос жизненной активности, личной воли.
В «Элегии» подхватывается и получает развитие та же тематика. что и в «Бесах» Пушкина — сосредоточенный поиск пути. Начинается стихотворение с переоценки прошлого, которое оставило неизгладимый след печали в душе героя. Мысли о будущем, казалось бы, не оставляют места надежде:
Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе
Грядущего волнуемое море.
Но во второй строфе такое пессимистическое и пассивное мировосприятие сменяется противоположным. После довольно мрачных строк, которые словно выбивают ритм похоронного марша, вдруг следует легкий взлет:
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
И ведаю, мне будут наслажденья
Меж горестей, забот и треволненья:
Душу лирического героя переполняет тоска по ушедшим дням, она усиливается чувством тревоги и неизвестности будущего, в котором видится «труд и горе». Но это также означает движение и полноценную жизнь, в которой «будут наслажденья меж горестей, забот и треволненья». Они даруют новые творческие плоды и — «может быть» — любовь:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь,
И может быть — на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Вариант 2
Знаменитая Болдинская осень 1830, сыгравшая в творчестве Александра Пушкина очень важную роль, подарила миру огромное количество литературных произведений. К их числу относится и стихотворение «Элегия», написанное в философском ключе. В нем автор подводит итоги период беззаботной юности и прощается с ней на пороге вступления в новую жизнь.
Поездка в Болдино, где Пушкин вынужден был из-за холерного карантина задержаться на долгих три месяца, была вызвана необходимостью вступления в права наследства имением. Поэт, никогда не обременявший себя решением подобных вопросов, задался целью привести в порядок все дела.
И это неудивительно, так как после повторного сватовства к Наталье Гончаровой он все же получил положительный ответ и стал готовиться к свадьбе. Однако поэт подверг тщательной ревизии не только деловые бумаги, но и собственную душу, осознав, что отныне его жизнь меняется безвозвратно.
Тогда-то и родились строчки о том, что «безумных лет угасшее веселье» оставило в душе поэта горечь сожаления и боль утраты. Пушкин понимает, что ночные кутежи с друзьями и посещение игорных домов теперь уже – удел более молодых людей, которые еще только постигают радости жизни. Себе же поэт пророчит весьма печальное будущее. «Мой путь уныл. Сулит мне труд и горе грядущего волнуемое море», — пишет автор.
Что же должно заставить человека пребывать в таком невеселом расположении духа накануне собственной свадьбы? Все дело в том, что финансовые дела Пушкина оставляют желать лучшего, и он прекрасно понимает, что для обеспечения достойной жизни своей семьи ему предстоит очень много работать. Именно в этот период он ведет бурную переписку со своей будущей тещей, торгуясь за размеры приданого.
Но, по сути, он пытается отвоевать не деньги, а собственную свободу, которой лишается после вступления в брак, пусть даже и с горячо любимой женщиной. Тем не менее, в словах поэтом все же есть надежда, что он сможет быть счастливым. «И ведаю, мне будет наслажденье средь горестей, забот и треволненья», — отмечает Пушкин. Действительно, как и любой нормальный человек, он мечтает обрести счастье в семье и рассчитывает, что в его жизни все же «блеснет любовь улыбкою прощальной».
Таким образом, поэт отрекается от возможных взаимоотношений с другими женщинами, которые всегда были его музами, и рассчитывает стать примерным мужем, понимая, что брак отнимает у него частичку той радости и вдохновения, которые он черпал в свободе.
Вариант 3
Данное произведение является монологом, в нём отражается много личных слов, которые описывают внутренний мир героя. Поэтому образ лирического героя един с образом самого автора. В стихотворении поэт обращается к самому себе. Но дальше поэтическая исповедь превращается в некое своеобразное завещание, обращённое к друзьям и потомкам.
Элегия состоит из двух взаимосвязанных частей. В первой лирический герой представлен очень подавленным. Он задумывается о прошлом, создаёт тревожные образы – смутные предчувствия, горесть и пытается заглянуть в будущее, но оно для него уныло и мрачно.
Прошедшая юность, осознание своих ошибок и упущенное время, заставляет героя чувствовать грусть, тоску и душевную тяжесть. Но неизвестность будущего, в котором герой видит «труд и горе», также пугает его. Труд – это творчество поэта, горе – его вдохновение и воображение. Мыслить – вот, что важно для него, это стремление к развитию, а значит к совершенству. Но, несмотря на это, автор хочет передать нам, что жизнь прекрасна даже, если приходится сталкиваться с испытаниями и горестями.
Во второй части стихотворения герой испытывает гармонию и наслаждение, творческие порывы, любовь и его не покидает надежда, что он всё ещё может быть счастлив. Поэту хочется жить полной жизнью, ощущать и наслаждаться всем её многообразием.
Стихотворению придают контрастности и яркости эпитеты, которые использовал автор: «угасшее веселье», «безумных лет». На фонетическом уровне стихотворение плавное и сладкозвучное. Также автор использует славянские слова: «сулит», «грядущего». Это придаёт стихотворению изящества и лёгкости. Используется много слов, передающих движение души: «страдать», «мыслить», «жить», «умирать».
Стихи Александра Сергеевича Пушкина оставляют яркий свет в душе, заставляют задуматься и вдохновляют своим искусством, а данное произведение показывает нам хорошим и яркий пример того, что ничто, ни испытания, ни трудности, не должны сломить и повергнуть человека в уныние.
Стихотворение «Элегия» – анализ по плану
Вариант 1
Восприятие, толкование, оценка
Стихотворение было написано А.С. Пушкиным в 1830 году. Жанр произведения обозначен в заглавии, стиль — романтический. Мы может отнести это стихотворение к философской лирике.
Композиционно оно состоит из двух частей, антитетичных по своему смыслу. Первая часть — поэтический анализ прошлого и взгляд в будущее. Здесь поэт также использует антитезу: в прошлом было все — грусть и веселье. Но веселье закончилось, юность с ее безумствами ушла безвозвратно, оставив после себя лишь «смутное похмелье».
Печаль же прошлая по-прежнему жива в душе лирического героя. Поэтому в голосе его звучат тоскливые ноты. Он пробует заглянуть в будущее, но оно — уныло и мрачно, исполнено трудов, которые, кажется, не дадут должного удовлетворения. Лирический герой смотрит вперед с тревогой, душой его владеет тоска, отчаяние, он предчувствует горе, думает о смерти. Словом, мироощущение героя здесь вполне укладывается в рамки, предписанные жанром романтической элегии.
Однако во второй части стихотворения, по точному замечанию Т.П. Буслаковой, антитеза «“умирать — жить” снимается благодаря выбору героя: «Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать». Реальная жизнь оказывается шире, богаче и многообразнее романтического сознания. Наряду со страданием, она включает в себя и наслаждение, и гармоничное состояние души, и творческие порывы, и любовь. В финале стихотворения лирический герой вновь вспоминает о смерти, но он примирен с жизнью: любовь, по мысли его, — это высшее проявление жизни.
Стихотворение написано пятистопным ямбом. Поэт использует различные средства художественной выразительности: эпитеты («безумных лет угасшее веселье», «смутное похмелье»), сравнение («как вино — печаль минувших дней»), метафору, аллитерацию и ассонанс («блеснет любовь улыбкою прощальной»).
Вариант 2
Александр Пушкин любил осень, ведь она вдохновляла его на творчество. В 1830 году именно в эту волшебную пору поэт посещает семейное имение Болдино, чтобы оформить наследство.
Там ему пришлось задержаться больше, чем планировалось в связи с объявленной в России эпидемией холеры. Уединенность и чары осени стали толчком для плодотворного творчества поэта. В Болдинскую осень он пишет много замечательных произведений. Из стихотворений особый литературный интерес представляет «Элегия», которая имеет интересное дополнение к названию — безумных лет угасшее веселье.
Как известно, элегия – это литературный жанр, который являет собой печальные философские размышления автора. В данном случае автор уже в самом названии определяет жанр своего творения. И оно полностью соответствует действительности. «Элегия» Пушкина имеет глубокий философский смысл. Лирический герой пессимистично размышляет о том, что дни его безумной юности уходят, унося с собой дарившее веселье. А наступающая зрелость кажется ему унылой — позади веселье, впереди лишь тяжкий труд.
Композиционно стихотворение состоит из двух частей, которые контрастны друг другу. В первой строфе идет речь о жизненной драме героя, во второй появляется оптимизм, вера в волевое начало человека.
В данном стихотворении Пушкин продолжает начатую в «Бесах» тему о поиске пути. Начало «Элегии» — грусть и сожаление об угасшем веселье. Прошлое в герое пробуждает горечь ностальгии, а будущее ему видится в не лучшем свете. И, кажется, что нет надежды, но вторая строфа вдруг бьет жизнеутверждающим ключом. Герой заявляет о своем стремлении жить, пусть даже страдая, но продолжая мыслить и верить в лучшее. Он «ведает», что еще появятся в его жизни наслаждения, и среди горестей «блеснет» улыбка любви.
Произведение написано пятистопным ямбом. Для выразительности Пушкин использует разнообразные художественные средства: эпитеты (смутное похмелье, безумные лета, угасшее веселье); образные сравнения (печаль, как вино); метафору (улыбка любви, упиться гармонией) и т.д.
Вынуждено задержавшись в Болдино, Пушкин начинает приготовления к свадьбе с Натальей Гончаровой. Приближающее важное событие заставило его задуматься о будущем. В поэзии «Элегия» отображены его размышления о том, что жизнь неизбежно меняется, на смену юности приходит зрелость.
Вариант 3
Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье» написано в знаменитую Болдинскую осень, которая повлияла на творческий подъем поэта. В одном из своих писем поэт признавался, что осенью ему пишется необычайно легко. Но не только золотое время года так повлияло на его настроение и творчество, но и предстоящая женитьба на Наталье Николаевне Гончаровой.
Стихотворение, написано в жанре философской лирики. Это – элегия, и, несмотря на грусть по ушедшей юности, наполнено жизнелюбием. Поэт смотрит вперед. Он вдохновлен предстоящей переменой жизни, но грустные нотки по ушедшей молодости нет-нет, да и затрагивают его впечатлительную душу. Эти грустные нотки являются своеобразным похмельем после весело проведенной ночи (юности) и оказали влияние на создание произведения. Метафора «волнующее море» дает читателю понять, что поэт не ждет спокойной жизни. Он осознает, что супружеская жизнь – это сплошные волны, смена настроений в отношениях, радости и треволнения, заботы о завтрашнем дне, платой за которые станет наслаждение в любви.
В элегии «Безумных лет угасшее веселье» поэт применил антитезы — печаль-веселье, жизнь-смерть, наслаждения-заботы. Эти противопоставления глубже подчеркивают настроение автора. В письме Дельвигу Пушкин писал: «Скажу тебе за тайну, что я в Болдине писал, как давно уже не писал». Творческий подъем свидетельствует о подъеме душевном, что тесно связано с его любовью Наталье Николаевне. Любовь, как известно, является мощным стимулом для вдохновения и творчества.
По композиции стихотворение делится на 2 части. Первая часть наполнена грусти по ушедшим юношеским годам. В нем звучит осознание того, что наступает пора ответственности за тех, кто рядом с ним.
Но, несмотря на предстоящие «труды и горе», поэт полон жизни и энергии. Он осознает, что впереди его ждут не только «труды», но и радость. Он готов к тому, «чтоб мыслить и страдать».
Обращает на себя внимание отсутствие глаголов в первой части. Точнее, в этой части всего 1 глагол — сулит, то есть предвещает.
Зато вторая часть элегии наполнена глаголами. Она предвещает действия: «хочу, умирать, жить, мыслить, страдать, упьюсь, обольюсь, блеснет». Обилие глаголов изменяет настрой второй строфы стихотворения.
Говоря об анализе этого произведения, нельзя не вспомнить о старославянизмах, и высокопарных словах, присущих светской поэзии. Например, «минувших, старе, грядущего, ведаю». Символы, оригинально использованные поэтом, сближают это стихотворение с романтизмом: бурное море, вино, похмелье, закат.
Стихотворение написано пятистопным ямбом. В каждой строфе по 6 строк, с женской и мужской рифмой. На фонетическом уровне стихотворение воспринимается как плавное и певучее произведение. Звучные сонорные согласные преобладают над шипящими.
Анализ стихотворения «Элегия» Пушкин А. С.
Вариант 1
1830 г. был отмечен в судьбе Пушкина знаменитой Болдинской осенью. В этот период он ощутил огромный прилив творческого вдохновения, который выразился в огромном количестве прекрасных произведений. Одним из них стало «Элегия (Безумных лет угасшее веселье…)». Оно написано в жанре философской лирики и посвящено размышлениям поэта над собственной жизнью.
В 1830 г. Пушкин подводил определенный жизненный итог. Он наконец-то получил положительный ответ от родителей Н. Гончаровой и готовился к свадьбе. Будущая семейная жизнь требовала самого серьезного отношения. Поэт уже не мог рисковать будущим своей семьи. Ему нужно было позаботиться о финансовом благополучии. Литературная деятельность должна была стать постоянным источником дохода. Политическая неблагонадежность также была препятствием. Пушкину нужно было впредь быть более осторожным в своих высказываниях.
Этими глубокими размышлениями проникнуто все стихотворение. Пушкин вспоминает «угасшее веселье» своей молодости. Он понимает, что к нему уже нет возврата. Впереди – серьезная жизнь семейного человека, который отвечает не только за себя, но и за свою семью. Поэту бесконечно грустно от осознания неотвратимости. Он пророчески замечает: «Мой путь уныл». Пушкина уже не радует предстоящая свадьба, так как она лишит его прежней свободы. Поэт сам позволит заковать себя в цепи общественного мнения и подчинится ему.
В то же время Пушкин заявляет, что не намерен сдаваться. Он принимает жизнь со всеми ее трудностями и волнениями. Поэт не теряет оптимизма, он верит, что наряду со страданиями будет испытывать новые наслаждения и победы. Предстоящая свадьба дает ему надежду начать новую жизнь. Пушкин чувствует в себя огромный запас нерастраченных творческих сил.
Очень характерно обращение лирического героя – «о други». Пушкин обращается не к любимой женщине и не ко всему обществу в целом, что было свойственно для романтизма. В тяжелой ситуации он может найти искреннюю поддержку и участие только в близких друзьях. Поэт прекрасно знал, что значит быть отвергнутым обществом. Поэтому он высоко ценил преданность тех, кто оставался ему верен.
Стихотворение «Элегия» — блестящий образец философской лирики Пушкина.
Вариант 2
Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье…» было написано Пушкиным 8 сентября 1830 года в Болдино. Александр Сергеевич дал ему жанровое название «Элегия». В это время поэт вторично предложил руку и сердце Наталье Гончаровой и получил согласие. Чтобы привести перед женитьбой в порядок дела, он отправился в имение отца. Там Пушкин вынужден был задержаться на целых три месяца в связи с эпидемией холеры. Это был очень плодотворный период в жизни поэта, вошедший в историю как Болдинская осень.
Основу произведения «Безумных лет угасшее веселье…» составляют философские размышления Пушкина о конце холостяцкой вольницы и новом этапе жизненного пути. «Элегия» состоит из двух частей, контрастных по смыслу. В первой строфе поэт жалеет о минувших днях бурной юности и осознает, что теперь «грядущего волнуемое море» не сулит ему ничего хорошего. Дело в том, что финансовые дела Пушкиных и Гончаровых оставляли желать лучшего. Поэт понимал: ему придется много трудиться, чтобы обеспечить семью.
Промелькнувшая юность вызывает грусть не только потому, что миновала. Чем старше становится поэт, тем больше осознает свои ошибки и потраченное зря время. Печаль об этом становится все сильнее.
Но вторая строфа неожиданно звучит оптимистично. Несмотря на предстоящую жизнь «меж горестей, забот и треволненья», лирический герой верит, что его еще ждут наслаждения, гармония и любовь. Две последние строки стихотворения соединяют грусть первой части и оптимизм второй в красивый заключительный аккорд: «блеснет любовь улыбкою прощальной».
Позитивный финал не характерен для романтической элегии, но традиционен для Пушкина, который принимал жизнь со всеми бедами и радостями. Источником вдохновения для поэта могло стать любое событие. Чтобы творить, ему нужны перемены в жизни, даже страдания. Поэтому герой провозглашает: «я жить хочу, чтоб мыслить и страдать».
Стихотворение «Безумных лет угасшее веселье…» – это монолог лирического героя, который полностью отождествляется с автором. Написано оно самым удобным для философской лирики размером – «медленным» пятистопным ямбом с чередованием женских и мужских рифм. Традиционно в подобных стихотворениях поэты применяют высокопарную книжную лексику. Пушкин не нарушил традицию, использовав в тексте следующие слова: «сулит», «минувших», «други», «грядущего», «ведаю», «треволненья». Тем не менее, читается и воспринимается стихотворение легко.
Пушкин весьма оригинально использовал символы романтической поэзии: бурное море, вино, похмелье, закат. Здесь как бы все перепутано. Напрашивается сравнение веселья с вином, а у Пушкина – «смутное похмелье», да еще «угасшее», хотя молодость обычно ассоциируется с рассветом, утром или днем. В то же время с вином сравнивается печаль.
Слово «волнуемое» больше подходит к молодости, прошлому героя. А у поэта оно соотносится с «грядущим морем». Но эти несоответствия перекликаются с образами второй строфы и создают цельное впечатление. В будущем поэт станет упиваться не безумствами молодости, а гармонией. Закат жизни будет окрашен любовью.
Первая часть «Элегии» посвящена прошлому и статична. Поэтому в ней только один глагол – «сулит». Зато есть много эпитетов: «безумных лет», «смутное похмелье», «угасшее веселье», «волнуемое море». Во второй строфе множество глаголов придают размышлениям автора живость и оптимизм: «не хочу умирать», «мыслить», «страдать», «ведаю», «будут», «блеснет». Почти все существительные в стихотворении абстрактны: печаль, труд, горе, любовь, веселье, заботы, вымысел. Это обусловлено глубиной философского обобщения в размышлениях поэта.
Как и большинство стихотворений Пушкина, «Безумных лет угасшее веселье…» удивительно музыкально. Гласные «о», «у», «е» преобладают над глухими и шипящими согласными, а их последовательное чередование создает красивый, задумчивый ритм.
Как известно, в молодые годы Пушкин написал немало романтических элегий. «Безумных лет угасшее веселье…» по праву считается вершиной среди произведений этого жанра.
Вариант 3
А. С. Пушкин написал эту элегию в 1830 году. Она относится к философской лирике. Пушкин обратился к этому жанру как уже немолодой умудренный жизнью и опытом поэт. Это стихотворение глубоко личное. Две строфы составляют смысловой контраст: в первой рассуждается о драме жизненного пути, вторая звучит апофеозом творческой самореализации, высокого назначения поэта. Лирического героя мы вполне можем отождествить с самим автором. В первых строках («безумных лет угасшее веселье/ мне тяжело,как смутное похмелье.») поэт говорит о том, что он уже не молод.
Оглядываясь назад, он видит за собой пройденный путь, который далеко не безупречен: прошлое веселье, от которого на душе тяжесть. Однако вместе с тем в душу переполняет тоска по ушедшим дням, она усиливается чувством тревоги и неизвестности будущего, в котором видится «труд и горе».
Но это также означает движение и полноценную творческую жизнь. «Труд и горе» обычным человеком воспринимается, как тяжелый рок, но для поэта – это взлеты и падения. Труд – творчество, горе – впечатления, яркие по значимости события, приносящие вдохновение. И поэт, несмотря на пройденные годы, верит и ждет «грядущего волнуемое море».
После довольно мрачных по смыслу строк, которые словно выбивают ритм похоронного марша, вдруг легкий взлет раненной птицы:
Но не хочу, о други, умирать;
Я жить хочу, чтоб мыслить и страдать;
Поэт умрет тогда, когда перестанет мыслить, даже если по телу бежит кровь и бьется сердце. Движение мысли – это истинная жизнь, развитие, а значит стремление к совершенству. Мысль отвечает за разум, а страдание за чувства. «Страдать» — это ещё и способность к состраданию.
Усталый человек тяготится прошлым и видит будущее в тумане. Но поэт, творец с уверенностью предсказывает, что «будут наслажденья меж горестей, забот и треволненья». К чему приведут эти земные радости поэта? Они даруют новые творческие плоды:
Порой опять гармонией упьюсь,
Над вымыслом слезами обольюсь…
Гармонией, вероятно, является цельность пушкинских произведений, их безупречная форма. Либо это сам момент творения произведений, момент всепоглощающего вдохновения.. Вымысел и слезы поэта – это результат вдохновения, это само произведение.
И может быть на мой закат печальный
Блеснет любовь улыбкою прощальной.
Когда муза вдохновенья придет к нему, может быть ( поэт сомневается, но надеется) он снова полюбит и будет любим. Одно из основных устремлений поэта, венец его творчества – любовь, которая также, как и муза, является спутником жизни. И эта любовь последняя. «Элегия» по форме монолог. Оно обращено к «другам» — к тем, кто понимают и разделяют мысли лирического героя.
Стихотворение является лирической медитацией. Оно написано в классическом жанре элегии, и этому соответствует тон и интонация: элегия в переводе с греческого – «жалобная песня». Этот жанр был широко распространён в русской поэзии с 18 века: к нему обращались Сумароков, Жуковский, позже Лермонтов, Некрасов. Но элегия Некрасова – гражданская, Пушкина – философская. В классицизме этот жанр, один из «высоких», обязывал использовать высокопарные слова и старославянизмы.
Пушкин в свою очередь не пренебрёг этой традицией, и использовал в произведении старославянские слова, формы и обороты, причём обилие такой лексики нисколько не лишает стихотворение лёгкости, изящества и понятности.
сулит = предвещает (обещает)
«грядущего волнуемое море» — метафора из канона заупокойной церковной службы: Житейское море воздвизаемое зря напастей бурею,…
Но у Пушкин стремится от этого моря не к «тихому пристанищу», но снова в стихию чувств и переживаний.
порой – слово, никогда не употребляющееся в разговорной речи, но его часто можно встретить у Пушкина:
…О жены Севера, меж вами
Она является порой
Порой восточный краснобай
Здесь разливал свои тетради
(«В прохладе сладастной фонтанов…»)
Следует заметить, что если сгруппировать слова из текста по частям речи, то по ним прямо можно следить за ходом мысли и переменой настроения.
Существительные почти только абстрактные:
веселье – печаль – труд – горе – грядущее – наслажденья – заботы – треволненья – гармония – вымысел – закат – любовь.
В первом столбце только один глагол, поскольку это экспозиция, она статична, в ней довлеют определения:
безумных – тяжело – смутное – минувших – старе – сильней – уныл – волнуемое.
Зато второй столбец насыщен контрастными действиями, передающими движение души:
умирать – жить – мыслить – страдать – упьюсь – обольюсь – блеснёт.
А если вслушиваться только в рифмы, выступает на первый план мотив хмеля:
упьюсь – обольюсь – тут даже отзвуки оргии.
На звуковом уровне текст удивительно плавный, певучий. Гласные и согласные звуки последовательно чередуются, сонорные преобладают над шипящими. Мелодичность вообще присуща поэзии Пушкина.
Стихотворение написано пятистопным ямбом в форме двух строф по шесть стихов с последовательной рифмой, женской и мужской. Оно может служить образцом жанра как со стороны формы, так и содержания.