О чем стихотворение элегия
«Элегия» анализ стихотворения Некрасова по плану кратко – идея, жанр, средства выразительности
Н. Некрасов – один из самых известных борцов за свободу народа. Его произведения, посвященные низшим слоям общества, часто критиковали современники. «Элегия» стала ответом на несправедливую критику. Изучают ее в 9 классе. Предлагаем ознакомится с кратким анализом «Элегия» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Элегия.
История создания – произведение было написано в 1874 г., когда поэт уже успел понаблюдать за изменениями, к которым привела отмена крепостного права.
Тема стихотворения – жизнь народа по время крепостного права и после него; роль поэта в судьбе народа.
Композиция – Стихотворение делится на несколько смысловых частей: рассказ о народах, влачащихся в нищете и о их союзе с музой, рассказ лирического героя о своем служении народу, размышления о жизни народа после отмены крепостного права.
Жанр – гражданская лирика.
Стихотворный размер – четырехстопный анапест, рифмовка параллельная ААВВ.
Метафоры – «говорит изменчивая мода», «процвел бы божий мир», «оплакивать их рок, служить им будет муза», «шепнула Муза мне», «жатва золотая», «вопросы, кипящие в уме», «прохладная полутьма».
Эпитеты – «наивное увлечение», «старик медленный», «тайные вопросы», «крестьянская страда».
Сравнения – «влачатся в нищете…, как тощие стада».
История создания
Н. Некрасов с юных лет выступал за свободу народа. Эта проблема стала ведущей в его творчестве. Немногие современники поэта понимали и принимали его идеи. Чаще всего в адрес его стихотворений звучала резкая критика. Поэта это не останавливало, лишь подогревало его бунтарские настроения.
В 1861 г. Крепостное право отменили, но это не принесло народу ожидаемых свободы и счастья. Н. Некрасов продолжал посвящать строки низшим слоям общества и снова находились ярые критики его творчества. В 1874 году поэт написал анализируемое стихотворение. Так он ответил критикам и в художественной форме аргументировал свою общественную позицию.
В стихотворении поднимается актуальные для времени и литературы Некрасова проблемы – жизнь народа по время крепостного права и после него; роль поэта в судьбе народа. Тема раскрывается сквозь призму восприятия лирического героя, который сливается в единое целое с автором.
В первых строках лирический герой рассказывает об отношении его современников к «страданию народа».
Здесь он говорит не только от своего имени, поэтому рассказ ведется от первого лица множественного числа. Они считают, что эта тема устарела и поэты не должны тратить на нее время. Лирический герой не пытается угнаться за модой. Он смотрит в глаза реальности, где видит, что народ требует помощи поэтов и Музы. Муза, по мнению Некрасова – союзница народа. Она умеет не только оплакивать народ, но и бороться за его судьбу, взывая внимание «сильных мира» к простым людям. Уже первая строфа подсказывает читателю, что под образом лирического героя подразумевается поэт.
Постепенно лирический герой переходит к рассказу от своего имени. Он признается, что посвятил свое творчество народу, поэтому его сердце спокойно. Ему посчастливилось наблюдать за освобождением народа, о радость длилась недолго. Герой скоро заметил, что свобода только формальная, она не изменила жизнь крестьян к лучшему. Он сомневается в том что видит, поэтому задается вопросом: «Свобода наконец внесла ли перемену в народную судьбу?»
Раздумья над «новой жизнью» народа стают источником для новых стихов о судьбе народа. В них лирический герой пытается найти ответ, но, увы, попытки тщетны.
В «Элегии» реализуется идея о необходимости борьбы за свободу, важную роль в которой играет поэтическое искусство. Также поэт утверждает, что нельзя доверять формальному освобождению, ведь оно не всегда означает наступление счастья и конец борьбы.
Композиция
Произведение делится на несколько смысловых частей: рассказ о народах, влачащихся в нищете и о их союзе с музой, рассказ лирического героя о своем служении народу, размышления о жизни народа после отмены крепостного права. Формальная организация стихотворения соответствует содержанию: текст поделен на четыре строфы с разным количеством стихов (от 10 до 14).
Жанр произведения – гражданская лирика, так как автор рассказывает о жизни народа. Стихотворный размер – четырехстопный анапест. Н. Некрасов использует параллельную рифмовку ААВВ.
Средства выразительности
Для полного раскрытия темы и донесения до читателя идеи автор использует средства выразительности. Они же помогают передать внутреннее состояние лирического героя. Преобладают в стихотворении метафоры: «говорит изменчивая мода», «процвел бы божий мир», «оплакивать их рок, служить им будет муза», «шепнула Муза мне», «жатва золотая», «вопросы, кипящие в уме», «прохладная полутьма». Дополняется монолог эпитетами – «наивное увлечение», «старик медленный», «тайные вопросы», «крестьянская страда» и сравнением – «влачатся в нищете…, как тощие стада». Передать смешанные чувства лирического «Я» позволяет оксюморон «слезы сладкие». В наборе художественных средств воплотились как традиционные ассоциации, так и индивидуально-авторские.
Анализ стихотворения «Элегия» Некрасова
Всего получено оценок: 52.
Всего получено оценок: 52.
Н. Некрасов – один из самых известных борцов за свободу народа. Его произведения, посвященные низшим слоям общества, часто критиковали современники. «Элегия» стала ответом на несправедливую критику, это стихотворение посвящено тяжёлой доле русского народа. Изучают произведение в 9 классе. Предлагаем ознакомиться с кратким анализом «Элегия» по плану.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Элегия.
История создания – произведение было написано в 1874 г., когда поэт уже успел понаблюдать за изменениями, к которым привела отмена крепостного права.
Тема стихотворения – жизнь народа во время крепостного права и после него; роль поэта в судьбе народа.
Композиция – Стихотворение делится на несколько смысловых частей: рассказ о народах, влачащих в нищете своё существование и об их союзе с музой, рассказ лирического героя о своем служении народу, размышления о жизни народа после отмены крепостного права.
Жанр – элегия.
Стихотворный размер – шестистопный ямб, рифмовка парная ААВВ.
Метафоры – «говорит изменчивая мода», «процвел бы божий мир», «вопросы, кипящие в уме»,
Олицетворения – «оплакивать их рок, служить им будет муза», «шепнула Муза мне»
Эпитеты – «наивное увлечение», «старик медленный», «тайные вопросы», «жатва золотая», «крестьянская страда», «прохладная полутьма»..
Сравнения – «влачатся в нищете…, как тощие стада».
История создания
Н. Некрасов с юных лет выступал за свободу народа. Эта проблема стала ведущей в его творчестве. Немногие современники поэта понимали и принимали его идеи. Чаще всего в адрес его стихотворений звучала резкая критика. Поэта это не останавливало, лишь подогревало его бунтарские настроения.
В 1861 г. Крепостное право отменили, но это не принесло народу ожидаемых свободы и счастья. Н. Некрасов продолжал посвящать строки низшим слоям общества и снова находились ярые критики его творчества. В 1874 году поэт написал анализируемое стихотворение. Так он ответил критикам и в художественной форме аргументировал свою общественную позицию.
В стихотворении поднимаются актуальные для того времени и литературы проблемы – жизнь народа по время крепостного права и после него; роль поэта в судьбе народа. Тема раскрывается сквозь призму восприятия лирического героя, который сливается в единое целое с автором.
В первых строках лирический герой рассказывает об отношении его современников к «страданию народа».
Раздумья над «новой жизнью» народа становятся источником для новых стихов о судьбе народа. В них лирический герой пытается найти ответ, но, увы, попытки тщётны.
В «Элегии» реализуется идея о необходимости борьбы за свободу, важную роль в которой играет поэтическое искусство. Также поэт утверждает, что нельзя доверять формальному освобождению, ведь оно не означает наступление счастья и конец борьбы.
Композиция
Произведение делится на несколько смысловых частей: рассказ о народах, влачащих в нищете своё существование и об их союзе с музой, рассказ лирического героя о своем служении народу, размышления о жизни народа после отмены крепостного права. Формальная организация стихотворения соответствует содержанию: текст поделен на четыре строфы с разным количеством стихов (от 10 до 14).
Стихотворный размер – шестистопный ямб. Н. Некрасов использует парную рифмовку ААВВ.
Жанр произведения – указан уже в названии – это элегия, так как представляет собой грустные размышления автора на философские темы. Автор с грустью размышляет о жизни народа.
Средства выразительности
Анализ стихотворения «Элегия» (А.С. Пушкин)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 01.10.2019 · Обновлено 01.10.2019
В творчестве А. С. Пушкина часто встречаются рассуждения о смысле жизни и быстротечности времени. » Элегия «, разбор которой Вам предлагает Многомудрый Литрекон, не является исключением. В этом стихотворении глубокомысленный читатель найдет поводы для раздумий.
История создания
Стихотворение А. С. Пушкина «Элегия» было опубликовано 8 сентября 1830 года. Поэт пишет данное произведение будучи уже немолодым, опытным творцом. Стихотворение относится к Болдинской осени, важному периоду в творчестве Пушкина.
В «Элегии» прослеживаются автобиографические черты. Поэт подводит некий итог уже прошедшим годам жизни, делает первые выводы и заглядывает в будущее.
Пушкин пишет данное стихотворение, находясь в Болдино, куда уезжает решить дела с наследством перед женитьбой на Наталье Гончаровой. Незадолго до отъезда женщина дала поэту долгожданное согласие. Пребывание в имении отца затянулось из-за эпидемии холеры. В течение трех месяцев Пушкин творит и переосмысляет жизнь перед судьбоносным шагом — свадьбой. Поэтому можно сделать вывод, что «Элегия» посвящена Наталье Гончаровой.
Жанр, направление, размер
По жанру данное стихотворение — элегия. Она относится к философской лирике. Пушкин поднимает проблемы быстротечности времени и анализирует ошибки прожитых лет.
Поэзию Александра Сергеевича делят на романтизм — раннее творчество, и реализм — поздний период. Данное стихотворение имеет романтические черты: грустный настрой, ностальгический тон, гордое сопротивление невзгодам и отсутствие светлых горизонтов впереди. Судьба безрадостна, и борьба с нею — это и есть жизнь. Для романтизма такая позиция вполне типична.
«Элегия» написана пятистопным ямбом с парной рифмой.
Смысл названия
Название стихотворения созвучно жанру. Оно определяет грустное настроение и предстоящую рефлексию. Пушкин уже в названии обращает внимание на то, что стихотворение будет проникнуто печалью.
Отчасти данное название иронично, ведь автор заранее уведомляет читателя о типичности содержимого и подтрунивает над своей грустью, как бы говоря: «Это всего лишь хандра, название и суть которой Вам уже известны».
Композиция
Композиционно стихотворение «Элегия» можно поделить на две части, у него довольно интересная структура. Особенность композиции заключается в антитезе смерти и жизни, первой и второй строфы:
Образы и символы
Основные образы в стихотворении «Элегия» раскрывают внутренний мир автора:
Темы, проблемы и настроение
Тематика и проблематика стихотворения «Элегия» весьма многозначительны и интересны даже для современного читателя:
Главная мысль
А.С. Пушкин вложил в «Элегию» особый смысл. При поиске истины жизни следует быть искренним перед самим собой, принимать проступки и самосовершенствоваться. В момент ощущения бесполезности своего существования стоит помнить, что данный момент переходный. Грусть сменится радостью и появится желание развиваться, нужно только любить жизнь и принимать ее во всем многообразии.
Основная идея «Элегии» Пушкина заключается в том, что, даже несмотря на прошлые обиды и утраты, нужно надеяться на лучшее и ждать от будущего не только страдания, но и наслаждения. Чему учит Пушкин? Конечно же, оптимизму и любви к жизни, которые помогают преодолевать любые препятствия.
Средства выразительности
Важной частью создания поэтического текста является употребление тропов. Пушкин использует художественные средства в стихотворении «Элегия», а именно:
Таким образом, Пушкин подчеркивает существование судьбы и жизненных изменений, которые могут как печалить, так и радовать. Каждая тяжесть сменяется легкостью, минорность — мажорностью.
Анализ стихотворения «Элегия» (Н. А. Некрасов)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 19.06.2020 · Обновлено 19.06.2020
Разноплановое поэтическое наследие Н. А. Некрасова представлено в первую очередь гражданской лирикой поэта. Особенно волновала его непростая судьба русского народа, представителям которого даже в самых тяжелых и невыносимых условиях удавалось сохранить внутреннюю силу и стойкость духа. Своей «Элегией» Некрасов бросает вызов «сильным мира», которые не хотят замечать народных страданий. Он открыто говорит о тяжелой доле угнетенного народа и призывает к его освобождению. Многомудрый Литрекон предлагает подробный анализ «Элегии» по плану, который поможет разобраться в тематических и художественных особенностях этого яркого произведения.
История создания
«Элегия» была написана в августе 1874 года, однако опубликована была не сразу, так как поэт опасался цензуры. Предполагается, что поводом к написанию стало выступление историка Миллера, который отметил, что Н. А. Некрасов в своих текстах сказал о страданиях народа все, на что был способен. Поэт же в своем стихотворении показал, что тема тяжелой жизни народа, к его великому сожалению, еще долго будет оставаться актуальной и не исчерпанной.
В 1861 году был издан Манифест об отмене крепостного права. Казалось, теперь народ обретет долгожданную свободу, однако на деле личная зависимость сменилась для крестьянства зависимостью финансовой, большинство крестьян продолжало работать на помещиков, безропотно терпеть тяжелые условия труда и голод. «Красный день», как называет Н. А. Некрасов появления Манифеста в своей «Элегии», стал важной точкой отсчета, но это только начало длительного пути, считает поэт. Он стремится привлечь внимание «сильных мира», которые будто не замечают страданий народа, ведь прежде всего от них зависит наступление реальных изменений.
Жанр, направление, размер
Сам поэт назвал свое стихотворение элегией. Это высокий поэтический жанр, предполагающий грустные размышления о сокровенных переживаниях лирического героя. Н. А. Некрасов обращается к этому жанру, чтобы показать, что его искренне волнует непростая судьба народа. Он использует свойственные элегии торжественную лексику и риторические вопросы, которые побуждают читателя к дальнейшим размышлениям, но при этом придает своему тексту острое социальное звучание.
«Элегия» Н. А. Некрасова относится к гражданской лирике, основными чертами которой является актуальность выбранной темы, обнажение общественных проблем и призыв к их искоренению.
Стихотворение «Элегия» написано классическим и торжественным шестистопным ямбом с использованием парной рифмовки.
Композиция
Стихотворение Некрасова «Элегия» состоит из четырех частей, которые позволяют читателю проследить за движением его поэтической мысли.
Образы и символы
Лирический герой «Элегии» близок самому поэту. Это образованный человек, способный наблюдать и анализировать, он не довольствуется видимым благополучием явлений, а стремится проникнуть в самую их суть. Некрасов никогда не боялся смело говорить на неудобные темы и прямо указывать на бедственное положение народа. Он не скрывает боли и негодования, когда видит, что даже после отмены крепостного права положение народа не сильно улучшилось.
В центре авторского внимания оказывается сам образ народа, за жизнью которого наблюдает Некрасов. Его восхищает красота и поэтичность увиденных картин, а также способность простых людей честно и с достоинством нести выпавшие на их долю тяготы и лишения. Более того, народ как будто не замечает своего угнетенного положения, о чем автор печально вздыхает в последних строках текста.
Темы и проблемы
Тематика и проблематика стихотворения «Элегия» определены и изложены в нижеследующем списке:
Основная идея
В своем творчестве Некрасов прямо и открыто говорит о том, что его тревожит. Уже в первых строках «Элегии» он поднимает вопрос «страданий народа», который веками не утрачивает своей актуальности. Поэт описывает жизнь крестьянства до и после отмены крепостного права и с сожалением заключает, что положение народа не сильно изменилось после долгожданной реформы: «Народ освобожден, но счастлив ли народ?». Таковая главная мысль стихотворения «Элегия».
Некрасов говорит о необходимости борьбы за свободу, одним из инструментов которой выступает поэтическое слово. Долг и обязанность поэта – замечать страдания и указывать на них тем, в чьих силах это изменить. Таков смысл произведения «Элегия». Поэт обращается к власти и сильным мира, но при этом хочет быть услышанным и самим народом. К сожалению, народ в полной мере не видит всего ужаса своего положения и это ожидаемо огорчает поэта, который не получает отклика от тех, о ком поет.
Средства выразительности
Наиболее полно раскрыть заявленные темы и выразить свою гражданскую позицию поэту помогает использование средств выразительности.
«Элегия» Н. А. Некрасова представляет собой яркий образец гражданской лирики поэта, торжественный и печальный слог которой позволяет привлечь внимание к бедственному положению народа и заявить о необходимости общественных изменений.
Стихотворение и анализ «Элегия»
Пускай нам говорит изменчивая мода,
Что тема старая “страдания народа”
И что поэзия забыть ее должна.
Не верьте, юноши! не стареет она.
О, если бы ее могли состарить годы!
Процвел бы божий мир!… Увы! пока народы
Влачатся в нищете, покорствуя бичам,
Как тощие стада по скошенным лугам,
Оплакивать их рок, служить им будет муза,
И в мире нет прочней, прекраснее союза!…
Толпе напоминать, что бедствует народ,
В то время, как она ликует и поет,
К народу возбуждать вниманье сильных мира –
Чему достойнее служить могла бы лира?…
Я лиру посвятил народу своему.
Быть может, я умру неведомый ему,
Но я ему служил – и сердцем я спокоен…
Пускай наносит вред врагу не каждый воин,
Но каждый в бой иди! А бой решит судьба…
Я видел красный день: в России нет раба!
И слезы сладкие я пролил в умиленье…
“Довольно ликовать в наивном увлеченье,-
Шепнула Муза мне.- Пора идти вперед:
Народ освобожден, но счастлив ли народ.
Внимаю ль песни жниц над жатвой золотою,
Старик ли медленный шагает за сохою,
Бежит ли по лугу, играя и свистя,
С отцовским завтраком довольное дитя,
Сверкают ли серпы, звенят ли дружно косы –
Ответа я ищу на тайные вопросы,
Кипящие в уме: “В последние года
Сносней ли стала ты, крестьянская страда?
И рабству долгому пришедшая на смену
Свобода наконец внесла ли перемену
В народные судьбы? в напевы сельских дев?
Иль так же горестен нестройный их напев. ”
Уж вечер настает. Волнуемый мечтами,
По нивам, по лугам, уставленным стогами,
Задумчиво брожу в прохладной полутьме,
И песнь сама собой слагается в уме,
Недавних, тайных дум живое воплощенье:
На сельские труды зову благословенье,
Народному врагу проклятия сулю,
А другу у небес могущества молю,
И песнь моя громка. Ей вторят долы, нивы,
И эхо дальних гор ей шлет свои отзывы,
И лес откликнулся… Природа внемлет мне,
Но тот, о ком пою в вечерней тишине,
Кому посвящены мечтания поэта,
Увы! не внемлет он – и не дает ответа…
Краткое содержание
К. Маковский. Крестьянский обед во время жатвы. 1871
Произведение начинается с обращения лирического героя (автора) к неизвестным оппонентам, которых он пытается убедить в том, что тема народных страданий является старой, но весьма актуальной. Получив долгожданную свободу, крестьяне живут ничуть не лучше, чем при крепостном праве. Лирический герой считает своим долгом обратить внимание властей на проблемы крестьян. Именно в этом заключается истинное предназначение поэта, который «лиру посвятил народу своему».
Лирический герой смог узнать на собственном опыте, как невыносимо жить в нищете, зачастую без крыши над головой. Поэтому он нисколько не сожалеет, что героями его произведений являются не светские дамы, не чиновники, не аристократы, а самые обычные крестьяне.
Герой говорит о том, что ему посчастливилось стать свидетелем «красного дня», когда случилась долгожданная отмена крепостного права в России. Это событие вызвало у героя «сладкие слёзы». Но, к сожалению, его радость длилась совсем не долго, так как поэтическая Муза приказала ему двигаться вперёд. Лирический герой вопрошает: «Народ освобождён, но счастлив ли народ?».
Автор пытается найти справедливый ответ на этот вопрос, наблюдая за реалиями повседневной крестьянской жизни. Он видит: крестьяне не живут, а существуют, перебиваясь с хлеба на воду. Люди, как и при крепостничестве, вынуждены работать от зари до зари, чтобы хоть как-то прокормить своих детей.
Автор наблюдает за картиной жатвы: работа кипит; крестьянки, работая серпами, голосисто поют; детвора бежит в поле, чтобы передать своим отцам еду. Лирический герой отмечает, что такая картина полна умиротворения и неги. Но, вместе с тем, он осознаёт: за иллюзорной картинкой внешнего благополучия скрывается масса неразрешённых проблем.
Лирический герой говорит о том, что только единицы молодых крестьянских тружеников могут рассчитывать на улучшение своей доли путём получения образования. Лишь знания позволяют зарабатывать не тяжёлым физическим трудом, а интеллектом. Завершая своё повествование, автор отмечает, что он не может объективно ответить на вопрос: «Лучше ли теперь, после отмены крепостничества, стали жить крестьяне?».
История создания
Поэт всегда стоял на стороне простого народа. Лишь немногие современники Некрасова готовы были понять и разделить с ним его народнические убеждения. Нередко звучала острая критика в адрес его гражданской поэзии. Но Некрасова это не останавливало и не пугало, а наоборот – ещё больше подогревало его бунтарский настрой.
Крепостное право было ликвидировано в 1861 г., но его отмена не сделала жизнь бывших крепостных легче и лучше. Народ всё так же чувствовал себя несвободным. В знак защиты низших слоёв общества поэт в 1874 г. написал это произведение. Таким образом, Некрасов ответил многочисленным критикам, оформив в художественную поэтическую форму свою общественную позицию
Жанр, направление, размер
Стихотворение относится к жанру гражданской лирики: в нём автор повествует о жизни простого народа, вчерашних крепостных.
Поэтический размер – классический и торжественный шестистопный ямб. Рифмовка парная.
Композиция
Произведение включает в себя четыре части, позволяющие читателям проследить за вектором развития поэтической мысли Некрасова:
Образы и символы
Образная палитра способствует максимально полному раскрытию внутреннего мира лирического героя:
Темы и настроение
Некрасов поднимает две важные темы:
Настроенческий пафос произведения проникнут эмоциями безнадёжности, горечи и обиды за несправедливость властей в отношении бывших крепостных.
Основная идея
Средства выразительности
С целью полного раскрытия темы и донесения основной идеи произведения Некрасов активно использует следующие выразительные средства: