О чем стихотворение державина властителям и судиям

«Властителям и судиям», или Державинская экспрессия и ярость

Меню статьи:

Гавриила Романовича можно назвать символом российского Просвещения. Собственно, его творение – «Властителям и судиям» – это синтез ключевых идей этой эпохи. Дата написания этого произведения – 1870 год. Текст был опубликован «Санкт-Петербургским Вестником». Однако при публикации этого произведения поэт столкнулся с некоторыми трудностями. Несмотря на обстоятельства, обличающая ода, представляющая пороки современного Державину общества, вышла на страницах популярной газеты.

Время, когда творчество Державина находилось на пике, – это, прежде всего, эпоха господства классицизма в русской и мировой литературе. Его стихотворение “Памятник” – первый в русской литературе образец автобиографической поэзии. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения

На самом деле, писатель зашифровал в тексте аллюзию – ссылку на библейские псалмы Давида. При этом автор сохранил злобный, яростный пафос псалмов, соединив библейский мотив с чисто «русским» возмущением. Державина злила и раздражала элита общества, «сильные мира сего». Удивительно, но столь храбрый текст-нападение успешно дошел до своего читателя.

Из истории написания произведения

Анализируемое стихотворение занимает одно из важнейших мест в державинском наследии. Для писателя характерна эмоциональная и экспрессивная манера письма. Державин стремится привлечь внимание читателей к проблемам алчности, жадности, ненасытности бюрократов. За острой социальной и философской составляющей стиха скрывается детальное описание болезненного состояния российского общества в XVIII веке.

О чем стихотворение державина властителям и судиям. Смотреть фото О чем стихотворение державина властителям и судиям. Смотреть картинку О чем стихотворение державина властителям и судиям. Картинка про О чем стихотворение державина властителям и судиям. Фото О чем стихотворение державина властителям и судиям

Для Державина описанные в произведении проблемы были особенно важны, ведь Гавриил Романович – не только известный поэт, но еще и именитый государственный деятель. Державин многие годы был высокопоставленным чиновником.

Державин впервые выступил в качестве поэта в 1773-м. Через четыре года писатель занял пост статского советника в Сенате. Кроме того, Державину предоставили членство в Российской академии. Поэт участвовал в подготовке к изданию толкового словаря – первого в истории России. Весной 1784-го Державин возглавил Олонецкое наместничество. Также писатель пытался улучшить состояние судов, администрации и финансов в Петрозаводске. Державин даже реализовал проект городской больницы – тоже первой в России. В 1780-х годах поэт возглавляет Тамбовское наместничество. Державин открывал народные училища, типографии, театры, способствовал изданию местной газеты и т. д. Словом, Гавриил Романович проявлял себя идейным государственным служащим. В 1790-х годах Державин служит кабинет-секретарем при императрице Екатерине Второй. А вскоре поэт получает звание тайного советника. Через два года после этого – возглавляет Коммерц-коллегию. Новый век, XIX-й, Державин открывает на посту министра юстиции России.

Несмотря на успехи, Державин разочаровался в управленческой системе империи, потому что увидел, как много в ней недостатков. Поэт уверился: без кардинальных перемен не обойтись. Эти настроения Державин передал в произведении, озаглавленном «Властителям и судиям». Поэтому, когда мы говорим об истории создания этого шедевра, то обязательно обращаемся к историческому и политическому контексту.

Краткая ремарка о взглядах Державина

Гавриил Романович вошел в историю как сознательный монархист. Однако, вопреки этому факту, и придворные, и Екатерина Вторая восприняли державинское произведение критично и негативно. Императрица даже увидела в этом тексте революционные призывы, хотя на самом деле Екатерине нравился Державин. Но писатель совершенно не имел в виду революции, не собирался ломать до основы существующий государственный строй или устраивать переворот. Державина всего лишь волновала господствующая в обществе несправедливость. Поэтому поэт – как мог – обличал пороки современного ему общества. Собственно, этот обличительный стиль положил начало новым тенденциям в русской литературе.

Восстал всевышний Бог, да судит
Земных богов во сонме их;
Доколе, рек, доколь вам будет
Щадить неправедных и злых.

Таким образом, литературоведы совершенно правы, рассматривая эту оду как смелый и реакционный текст. В частности, слово «карай» можно расценить как призыв к свержению нынешнего политического порядка. Екатерина Вторая не изменила своего мнения о Державине, хоть и несколько возмутилась его творением. Благоволение императрицы к прогрессивному чиновнику позволило сохранить эту оду без цензуры и купюр.

О тематике произведения

Державин пишет о произволе бюрократов и служителей Российской империи. Хотя контекст здесь широкий. Чиновники используют власть только для удовлетворения собственных нужд, забывая о своих обязанностях в отношении к народу и даже к Российской империи.

О чем стихотворение державина властителям и судиям. Смотреть фото О чем стихотворение державина властителям и судиям. Смотреть картинку О чем стихотворение державина властителям и судиям. Картинка про О чем стихотворение державина властителям и судиям. Фото О чем стихотворение державина властителям и судиям

Бюрократы вредят обществу, тормозят развитие государства, а свобода превращается в своеволие. Алчность, властолюбие, подлость и тотальная неспособность к пониманию простых людей и их забот, отказ от помощи народу – характерные черты бюрократов. Чиновники напрочь забыли о своем долге:

Ваш долг есть: сохранять законы,
На лица сильных не взирать,
Без помощи, без обороны
Сирот и вдов не оставлять.
Ваш долг: спасать от бед невинных.
Несчастливым подать покров;
От сильных защищать бессильных,
Исторгнуть бедных из оков…

Державин взывает к государственным мужам, пытается убедить чиновников следовать совести. Писатель также обращается к судьям и императрице. Главная идея – это призыв судить людей справедливо, наказывать виновных, даже если те занимают высокое положение. Гордыня – это великий грех, как намекает читателям Державин. Впрочем, в завершающих строках своей оды поэт сомневается в том, что человек способен справедливо управлять государством. По мнению Державина, справедливое правление может обеспечить исключительно Бог. Ведь правитель должен в управлении государством руководствоваться добродетелью и законами гуманности.

О специфике композиции и жанра текста

Как мы упоминали выше, Державин вдохновлялся псалмами Давида, а именно – 81-м псалмом. По сути, анализируемый текст – это вольный перевод известного библейского мотива. Державинский шедевр содержит один лейтмотив – это описание продажной власти, а также намек на необходимость перемен.

Произведение условно (содержательно) делится на части, а формально включает классические строфы (четверостишия). В первой части высказывается взгляд Державина на специфику общественного строя. Также писатель размышляет о том, в чьих руках находится власть. Оказывается, что чиновники всегда потакают своим капризам, забывая о реальных проблемах общества.

О чем стихотворение державина властителям и судиям. Смотреть фото О чем стихотворение державина властителям и судиям. Смотреть картинку О чем стихотворение державина властителям и судиям. Картинка про О чем стихотворение державина властителям и судиям. Фото О чем стихотворение державина властителям и судиям

Державин считает, что власть должна выражать и защищать интересы народа. Однако в реальности этого нет, и бюрократы забывают о людях вообще:

Не внемлют! Видят – и не знают!
Покрыты мздою очеса:
Злодействы землю потрясают,
Неправда зыблет небеса…

В завершительной части утверждается позиция Державина. Писатель считает, что власть нарушает законы человечности, а подобное преступление должно наказываться. Это первый момент. Второй момент – это утверждение Державиным Бога в качестве единственной инстанции, способной на справедливость и праведный суд.

Что касается жанра, то здесь все просто: литературоведы классифицируют это произведение как оду. Причем это не простая ода. Это гневное, обличительное стихотворение. Автор обращается к элементам возвышенной оды, библейским мотивам и композиционным нюансам, разбавляя все это своим уникальным стилем.

Слова и язык Державина предполагают, что выраженные в поэзии смыслы вполне можно воплотить и в прозе. Лирика писателя напоминает эпос. Это объясняется тем, что произведение – авторское, державинское переложение библейских истин на современный ему язык.

Художественные особенности оды

Произведение торжественно, сильно и возвышенно, так как этого требует жанр оды. При написании произведения Державин использовал перекрестную рифму и классический ямб. Кроме того, писатель смешивает разные жанровые подтипы. Стиль, набор художественных средств – не единственные инструменты Державина. Поэт уникальным образом доносит свою мысль. Из классических средств мы можем вспомнить следующие:

Прилагательные помогают писателю донести мысль о недолговечности «земных богов» и господства без чести:

Цари! Я мнил, вы боги властны,
Никто над вами не судья,
Но вы, как я подобно, страстны,
И так же смертны, как и я…

Но эти привычные читателю инструменты – только вспомогательные средства. Державин, например, не лишает произведение своеобразия, вводя славянизмы или используя риторические фигуры. Историзмы, в частности, автор использует, чтобы подчеркнуть древность ситуаций, а также красоту старинной речи. Особенно много в тексте восклицаний (которых в произведении насчитывается целых семь). Поэтому державинская ода так напоминает ораторскую речь. Разумеется, эти аспекты сразу бросаются в глаза читателям. Величавость, торжественность простота, чувство гнева, обличительности и презрения, намек на бессилие, разочарование и горечь, ожидание торжества справедливости в будущем – вот итоги державинского произведения:

И вы подобно так падете,
Как с древ увядший лист падет!
И вы подобно так умрете,
Как ваш последний раб умрет!
Воскресни, боже! боже правых!
И их молению внемли:
Приди, суди, карай лукавых,
И будь един царем земли!

В целом, державинское произведение пропитано болью. Эта боль слышится в каждой строфе и слове этого шедевра.

Значение стихотворения

Державин сильно уважал императрицу Екатерину вторую, главный герой по собственным убеждениям монархист. Державин воспринимается людьми как политическая прокламация. Герой не выступал против правительницы, даже при написании произведения “Властителям и судиям”, мужчина верил в мудрость и добрые дела. Императрицу хотел предупредить Гавриил о том что в стране беззакония виноваты чиновники. Это стихотворения воспринимали как призыв к смене власти. Произведение кажется понятным и для читателей, так как пророки несправедливой власти попирают законы и справедливость, даже в дни теперешние остаются популярными. Державин убеждает людей которых во власти, жить по законам общечеловеческой человеческой добродетели.

Источник

279,Анализ стихотворения Г, державина «властителям и судиям»

О чем стихотворение державина властителям и судиям. Смотреть фото О чем стихотворение державина властителям и судиям. Смотреть картинку О чем стихотворение державина властителям и судиям. Картинка про О чем стихотворение державина властителям и судиям. Фото О чем стихотворение державина властителям и судиям

Что хотел сказать Г. Державин «Властителям и судиям»?
Стихотворение Державина под названием «Властителям и судиям было написано в 1780 году. Это были времена правления Екатерины 2 – смелого и уверенного руководителя с железной волей и таким же отношением к подданным. Критика режима ее правления в стихотворении Державина едва не стоила ему карьеры и изгнания в ссылку.

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Властителям и судиям.

Композиция – стихотворение представляет собой цельный рассказ, не разделяющийся на определенные части, тема развивается последовательно.

Тема стихотворения – необходимость жить по законам общечеловеческой добродетели, в чем Державин пытается убедить людей, облеченных властью.

Жанр – ода, но ода гневная и обличительная, для своего времени – практически революционная.

Стихотворный размер – ямб с использованием перекрестной рифмы.

Эпитеты – “последний раб”, “увядший лист”, “земные боги”.

Сравнения – “как с древ увядший лист падет”, “вы умрете, как ваш последний раб умрет”.

Почему Державин написал «Властителям и судиям»?

Гавриил Романович Державин был не только русским поэтом, и творческой личностью – он был и весьма успешным политиком своего времени. Его карьера начиналась с правления небольшим наместничеством и закончилась на должности министра юстиций при самой императрице.
За время своей работы в государственном аппарате он столкнулся со множеством несправедливостей того времени. Поднимаясь в должности, он встречался с людьми, пострадавшими от чиновников. В итоге это и привело к свободному переводу одной из частей знаменитого Псалтыря Ветхого Завета — 81, который автор и назвал «Властителям и судиям».
В узком кругу Державин называл свое произведение «гневной одой». Это действительно заметно по тексту. Стихотворение можно отнести к гражданской лирике, выражающей диалог с собирательным образом нечестного и коррумпированного чиновника любого ранга. Впоследствии, Державин прославится именно хвалебной одой в честь Екатерины 2 под названием «Фелица». В ней он будет описывать безалаберный, жадный и корыстный чиновничий аппарат, которому своим умом и порядочностью противостоит Великая Императрица.

История создания

Державин был не только поэтом, но и государственным деятелем, который на протяжении многих лет занимал достаточно высокие должности. И такая деятельность показала ему все недостатки управленческой системы в Российской империи – а их было много. За годы своей службы Гавриил Романович утвердился в мысли, что системе необходимы кардинальные перемены – эта мысль и была им выражена в стихотворении “Властителям и судиям”. Таким образом, история создания этой оды тесно связана с историческими и политическими реалиями его времени.

Несмотря на то, что Державин был убежденным монархистом, его ода была воспринята придворными и самой императрицей, которая вообще-то благоволила поэту, как революционный призыв. И, несмотря на то, что поэт не вкладывал в свои строки идеи свержения существующего строя, просто высказывая накопившуюся горечь по поводу царящей несправедливости, в дальнейшем заданная им обличительная тенденция получила развитие в русской литературной традиции.

Суть стихотворения

Произведение можно условно разделить на две части. В первой Державин описывает обязанности, которые не исполняют нечистые на руку государственные деятели. Основной задачей высшего порядка для них должно быть соблюдение закона высшей, божественной справедливости, который они игнорируют, действуя в своих интересах.
Строки Державина очень эмоциональны. Он говорит прямо и не лукавя о том, что государственный аппарат прогнил насквозь и те, кто должен защищать и помогать слабым, наоборот, потворствует и прикрывает сильных мира сего. Угнетение, которое происходит вокруг, усугубляется неправомерными и подлыми действиями тех, кто должен охранять справедливость и закон. Это не только вызывает возмущение автора, но и «зыблет небеса».
Во второй части автор подчеркивает, что высокий статус имеет значение только в мирском свете, а в остальном, любой человек, облеченный властью, такой же как нищий или ребенок, ему тоже предначертано жить и умереть. От текста веет угрозой о высшей каре, которая ждет всех лгунов, взяточников и трусов. Множество восклицательных знаков создает ощущение отчаянного крика, проявившегося от переизбытка эмоций, вызванных несправедливостью и злобой.
Заканчивается произведение воззванием к Богу, который должен, по мнению Гавриила Романовича, прислушаться к мнению праведных людей, к их страданиям и просьбам, и прийти на землю для того чтобы твердо и справедливо судить, и карать всех, кто нарушает принципы нравственности. Автор просит, даже требует справедливости, которую божественные силы должны привнести в земную жизнь. Он заявляет, что истинная власть может быть, да и должна быть исключительно у Бога.
Можно сделать вывод, что «Властителям и судиям» — эмоциональная гражданская лирика, призванная не только показать «царям», что они не замечают окружающих их страданий, но и буквально угрозами о справедливом божественном наказании заставить их соблюдать высшие нравственные законы. Эта попытка вырвать реальность из оков несправедливости и придать ей более нравственный оттенок вполне актуальна и на сегодняшний день.

Вариант №4

За время своего пребывания на государственных службах Державин сделал вывод о том, что в империи России неоднократно происходит нарушения законов. Он пытался всеми силами противостоять этому, но его попытки не увенчались успехом, так как поэта не нашел помощи в обществе. Все кто нарушал закон, без проблем обходили наказание стороной и выходили сухими из воды. И именно в тот момент отчаяния Державин решил писать псалом.

Главная тема произведения заключается в том, что Державин сталкивается с несправедливостью вокруг себя, видит как происходит нарушение законов, как издеваются над беспомощными людьми, как происходит правление зла и ненависти в мире.

Поэт обладает множеством разных идей и никогда не стоит на месте. Он создает собственный поэтический стиль, который не оставляет неравнодушных людей. Под конец жизни поэт даже выпускает различные сборники с объяснениями своего своеобразного творчества. Там он детально описывает жанры и концепции своих од. Произведение Властителям и судиям для поэта является гневным, несмотря на то, что его основная часть — это библейская поэзия. Наличие множества образов, своеобразного стиля присущего поэту, а также различных восклицаний, обращений, вопросов и других пунктов формирует и создает это произведение.

Все эти приемы создают для оды особое звучание, благодаря которому Державин получил огромную аудиторию читателей. И, несомненно, перед слушателями открывается та самая гневная ода, отражающая все негодование поэта, который видит перед собой несправедливость жизни, и который призывает исправляться и не совершать грехов.

Это произведение найдет своего читателя и в наше время, так как актуальная проблема высокой власти, пренебрежение законами, остается и по сей день.

Композиция

Она соответствует композиции первоисточника, то есть 81-го псалма царя Давида, вольным переводом которого и является.

На протяжении всего стиха поэт развивает одну и ту же мысль и продажности власть придержащих и необходимости перемен. Так, в начале он высказывает свои взгляды на справедливое общественное устройство, когда те, кто находится у власти, защищают тех, кому это необходимо. Далее он указывает на то, что на самом деле ничего подобного не происходит, все просто пекутся о своих интересах.

И в конце он, во-первых, утверждает мысль о том, что подобное нарушение законов человечности не может остаться безнаказанным, во-вторых, взывает к Богу как к высшей инстанции.

Источник

Идейно-художественное своеобразие оды Г. Р. Державина «Властителям и судиям»

Обличительная ода “Властителям и судиям” является одним из самых важных произведений в творчестве Державина, который в экспрессивной и эмоциональной манере привлекает внимание общества к проблеме продажности чиновников. Можно использовать краткий анализ “Властителям и судиям” по плану на уроке литературы в 9 классе и для того, чтобы школьники поняли не только смысл стихотворения, но и обстановку в России 18 века.

О чем стихотворение державина властителям и судиям. Смотреть фото О чем стихотворение державина властителям и судиям. Смотреть картинку О чем стихотворение державина властителям и судиям. Картинка про О чем стихотворение державина властителям и судиям. Фото О чем стихотворение державина властителям и судиям

Краткий анализ

Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Властителям и судиям.
История создания – Гавриил Романович написал свое произведение в 1780 году и с большим трудом добился его публикации в популярной газете того времени – “Санкт-Петербургском Вестнике”.

Композиция – стихотворение представляет собой цельный рассказ, не разделяющийся на определенные части, тема развивается последовательно.

Тема стихотворения – необходимость жить по законам общечеловеческой добродетели, в чем Державин пытается убедить людей, облеченных властью.

Жанр – ода, но ода гневная и обличительная, для своего времени – практически революционная.

Стихотворный размер – ямб с использованием перекрестной рифмы.

Эпитеты – “последний раб”, “увядший лист”, “земные боги”.

Сравнения – “как с древ увядший лист падет”, “вы умрете, как ваш последний раб умрет”.

История создания

Стихотворение является больным переводом одного из псалмов, который Державин дополнил собственным возмущением по поводу власть придержащих. Написано оно было в 1780 году и, после больших усилий со стороны поэта, все же опубликовано – в газете “Санкт-Петербургский Вестник”.

Державин был не только поэтом, но и государственным деятелем, который на протяжении многих лет занимал достаточно высокие должности. И такая деятельность показала ему все недостатки управленческой системы в Российской империи – а их было много. За годы своей службы Гавриил Романович утвердился в мысли, что системе необходимы кардинальные перемены – эта мысль и была им выражена в стихотворении “Властителям и судиям”. Таким образом, история создания этой оды тесно связана с историческими и политическими реалиями его времени.

Несмотря на то, что Державин был убежденным монархистом, его ода была воспринята придворными и самой императрицей, которая вообще-то благоволила поэту, как революционный призыв. И, несмотря на то, что поэт не вкладывал в свои строки идеи свержения существующего строя, просто высказывая накопившуюся горечь по поводу царящей несправедливости, в дальнейшем заданная им обличительная тенденция получила развитие в русской литературной традиции.

Тема этого обличительного произведения – произвол чиновников и других государственных мужей, которые пользуются своей властью во вред как народу, так и государству. Они властолюбивы, алчны, подлы и неспособны ни понять простого человека, ни помочь ему. Поэт обращается к властителям, убеждая их жить по совести, и к судиям (имея в виду конкретно императрицу), призывая их свершить справедливый суд и покарать владык, которые так сильно зазнались. Однако в конце поэт высказывает мысль, что по-настоящему справедливо править людьми может только Бог.

План анализа стихотворений Г.Р.Державина «Властителям и судиям» и «Памятник». 9 класс.

«Властителям и судиям».

Прочитайте выразительно стихотворение.

Объясните непонятные (устаревшие) слова:
«во сонме их…»; «доколе, рек…»; «исторгнуть»; «не внемлют»; «покрыты мздою очеса»; «зыблет»; «я мнил»; «внемли»; «карай лукавых»; «един царь».
ІІІ.

Повторите термины: эпитет, метафора, сравнение, гипербола, антитеза, олицетворение.

1. Кого имеет ввиду автор, когда говорит «земные боги»;

2. Каков должен быть долг «земных» богов по мнению Державина?

3. Какое художественно – выразительное средство использует автор в 2, 3 – 4 строфах стихотворения.

4. В чём упрекает царей Державин? Каков должен быть идеальный царь по мнению Державина?

5. Какое художественно – выразительное средство использует Державин в 6 строфе стихотворения?

6. К какому Богу обращается Державин в последней строфе стихотворения? Как вы думаете, кто такой «Бог правых»?

. Определите тему и идею стихотворения.

Υ. Ответьте письменно на вопрос:

«
Актуально ли стихотворение «Властителям и судьям сегодня?» Свой ответ аргументируйте.
«Памятник».

Прочитайте выразительно стихотворение.

Объясните непонятные (устаревшие) слова:
«от тлена»; «доколь»; «будет чтить»; «в народах неисчётных»; «дерзнул»; «презрит» («презирай»); «чело»; «венчай».
ІІІ.

Повторите термины: эпитет, метафора, сравнение, гипербола, антитеза, олицетворение.

1. В прямом или переносном значении употреблено слово «памятник» в первой строфе стихотворения.

2. Какими качествами наделяет свой памятник Державин?

3. Почему Державин уверен, что «весь он не умрёт»? До каких пор он будет жить?

4. Какое художественно – выразительное средство использует Державин в 3 строфе стихотворения, перечисляя пределы своей славы? С какой целью он употребляет это художественно – выразительное средство?

5. Какую заслугу поэта будут помнить будущие поколения?

6. К кому обращается Державин в последней строфе стихотворения? В чём видит свою заслугу Державин перед музой?

. Определите тему и идею стихотворения.

Υ. Ответьте письменно на вопрос:
«На ваш взгляд, исполнилось ли предсказание автора, что его «памятник» не сокрушит время?»
«Властителям и судиям».

Прочитайте выразительно стихотворение.

Объясните непонятные (устаревшие) слова:
«во сонме их…»; «доколе, рек…»; «исторгнуть»; «не внемлют»; «покрыты мздою очеса»; «зыблет»; «я мнил»; «внемли»; «карай лукавых»; «един царь».
ІІІ.

Повторите термины: эпитет, метафора, сравнение, гипербола, антитеза, олицетворение.

1. Кого имеет ввиду автор, когда говорит «земные боги»;

2. Каков должен быть долг «земных» богов по мнению Державина?

3. Какое художественно – выразительное средство использует автор в 2, 3 – 4 строфах стихотворения.

4. В чём упрекает царей Державин? Каков должен быть идеальный царь по мнению Державина?

5. Какое художественно – выразительное средство использует Державин в 6 строфе стихотворения?

6. К какому Богу обращается Державин в последней строфе стихотворения? Как вы думаете, кто такой «Бог правых»?

. Определите тему и идею стихотворения.

Υ. Ответьте письменно на вопрос:

«
Актуально ли стихотворение «Властителям и судьям сегодня?» Свой ответ аргументируйте.
«Памятник».

Прочитайте выразительно стихотворение.

Объясните непонятные (устаревшие) слова:
«от тлена»; «доколь»; «будет чтить»; «в народах неисчётных»; «дерзнул»; «презрит» («презирай»); «чело»; «венчай».
ІІІ.

Повторите термины: эпитет, метафора, сравнение, гипербола, антитеза, олицетворение.

1. В прямом или переносном значении употреблено слово «памятник» в первой строфе стихотворения.

2. Какими качествами наделяет свой памятник Державин?

3. Почему Державин уверен, что «весь он не умрёт»? До каких пор он будет жить?

4. Какое художественно – выразительное средство использует Державин в 3 строфе стихотворения, перечисляя пределы своей славы? С какой целью он употребляет это художественно – выразительное средство?

5. Какую заслугу поэта будут помнить будущие поколения?

6. К кому обращается Державин в последней строфе стихотворения? В чём видит свою заслугу Державин перед музой?

. Определите тему и идею стихотворения.

Υ. Ответьте письменно на вопрос:
«На ваш взгляд, исполнилось ли предсказание автора, что его «памятник» не сокрушит время?»
Некоторые ответы.

«Властителям и судиям».

3 вопрос к стихотворению «Властителям и судиям». Приём антитезы: противопоставляя то, что должны делать «земные боги» и то, чего они не делают («не внемлют»).

6 вопрос к стихотворению «Властителям и судиям». «Бог правых» — это обобщённое представление Державина о высшем существе (возможно, и отсылка к Иисусу Христу, к Священному Писанию, повествующему о пришествии Иисуса Христа на Землю, когда падут все неправедные, и спасутся истинно верующие), которое воплощает в себе все те благодетели, которых не хватает в «земных царях».

4 вопрос к стихотворению «Памятник». Приём «гиперболы». Своеобразный приём древнерусского гиперболизма, когда автор как бы парит над землёй и имеет возможность в секунду перенестись в разные точки страны. Так же и Державин пишет о том, что «слух» о нём пройдёт по всей земле Русской. Этот приём помогает автору выразить грандиозность его литературных заслуг.

6 вопрос к стихотворению «Памятник». Поэт обращается к Музе (богине искусства, которая вдохновляла поэта в его творчестве). Очень интересно, что Державин проявляет здесь удивительную скромность. Все заслуги он приписывает не себе, а именно ей: «Чело твоё зарёй бессмертия венчай». Именно она бессмертна, а поэт лишь медиум, который «слышит» голос музы.

Композиция

Она соответствует композиции первоисточника, то есть 81-го псалма царя Давида, вольным переводом которого и является.

На протяжении всего стиха поэт развивает одну и ту же мысль и продажности власть придержащих и необходимости перемен. Так, в начале он высказывает свои взгляды на справедливое общественное устройство, когда те, кто находится у власти, защищают тех, кому это необходимо. Далее он указывает на то, что на самом деле ничего подобного не происходит, все просто пекутся о своих интересах.

И в конце он, во-первых, утверждает мысль о том, что подобное нарушение законов человечности не может остаться безнаказанным, во-вторых, взывает к Богу как к высшей инстанции.

Анализ стихотворения Властителям и судиям Державина

Екатерина II, испытывавшая интерес к французским революционерам поощряла среди служителей пера высказывания своего мнения в адрес власти и государственного строя. Именно поэтому данное стихотворение Державина, написанное в 1780г, получило огласку. В данное время Гаврила Романович как раз занимался государственной деятельностью, и как никто другой был максимально близок с теми, кто стал героями его обличительного стиха.

Основная идея данного произведения заключена в том, чтобы указать людям, обладающим властью, на их слабые стороны, а главное донести происходящие злодейства до ушей императрицы. Державин в данном тексте выступает в роли своеобразного народного глашатая, который словно бичом бьет по больным местам монархической системы 19века.

В первом стихотворном элементе перед нами предстает образ всевышнего бога, который пытается судить земных богов, под которыми подразумеваются короли и цари всей земли, и не только Российский правитель. Удивительным образом эти люди, возвысили себя до уровня богов, заставили поклоняться себе своих подданных, забыв о простых истинах, которые далее раскрываются по тексту.

Во второй части своего текста поэт напоминает о том, в чем заключается истинная работа «властителей». Со своей деятельностью никто из них не справляется, все погрязли во взяточничестве, все боятся быть наказанными за справедливость кем-то, кто обладает большей, чем они властью, несправедливость, царящая на земле, уже достигает небес, за счет молитв и плача униженных людей. Далее поэт абсолютно разочаровывается в царствующих особах, спускает их с пьедестала почета, указывая на то, что они так же обладают своими слабостями, страстью к деньгам, славе, власти. А самое главное, они не смотря на все свои богатства все же остаются смертными, и уйдут из этого мира незаметно, подобно опавшему листу.

В момент их ухода все их регалии падут и будут они наравне со своими подданными, так как похоронят их в одну и ту же землю. Последняя часть стихотворения является своеобразным криком о помощи всему человечеству. И люди, потеряв всякую надежду на справедливость властителей, молят лишь Господа о спасении. Именно он, благодаря своей справедливости, имеет право называть себя единым царем земли. Именно в этом и заключено различие богов земных и Господа, он честен в первую очередь перед собой, а после перед теми, кто вверил ему свои жизни и судьбы. Он не боится наказывать сильных, он слышит призывы слабых, его власть заключена в равной доле любви и наказания, ко всем, кто заслуживает этого.

Выразительные средства

Художественное своеобразие державинского произведения выражается не только в смешении поджанров, но и в том, какие средства выразительности он использует для того, чтобы донести свою мысль. Так, в нем присутствуют привычные способы:

Однако они выступают в качестве вспомогательных средств. Основными являются славянизмы, с помощью которых поэт делает свое стихотворение более торжественным, и риторические восклицания. Они играют очень важную роль в ткани произведения, придавая ему сходство с ораторской речью. Таким способом Державин привлекает внимание читателей.

Анализ стиха Властителям и судиям Державина

Державин внес весомый вклад в развитие Российской империи. Гавриил Романович оставил в истории память о себе не только в качестве влиятельного государственного деятеля в годы правления Екатерины II, Павла I и Александра I, но и в качестве одаренного поэта, прозаика и драматурга. Гений Державина придал литературе восемнадцатого века новое развитие. Его смелые, критические произведения пролили свет на все сферы жизнедеятельности общества, обнажили яркие социальные, политические, духовные и нравственные проблемы того времени. Некоторые его произведения содержали в себе столько решительной критики власть имущих, что едва не обернулись для Державина изгнанием. Ярким примером таких критических произведений служит «гневная ода», как сам называл свое произведение автор, ода «Властителям и судиям». В нем Державин раскрыл всю несправедливость царской власти, ее и невнимательность к проблемам своего народа.

«Властителям и судиям» — представляет собой переложенную на новый лад восемьдесят первую псалму Ветхого Завета, написанную царем Давидом. Основной мыслью оды Державина, как и в Псалтыре Давида, является тема беззаконности. Православный Державин напоминает власти, забывшей свое истинное предназначение, о том, что по мимо их несправедливого суда есть высший суд, перед которым они предстанут, как и обычные люди.

«Доколе, рек, доколь вам будет Щадить неправедных и злых?»

Поэт напрочь рушит привычный в то время стиль классицизма и развивает новое поэтическое направление мысли. В оде часто употребляются устаревшие слова, присущие библейской речи: «во сонме», «мздою», «очеса», «внемли». Это и тот факт, что в основе произведения содержится Ветхозаветный сюжет, позволяет нам отнести его к жанру духовной оды. Все стихотворение по своему звучанию величественно, торжественно и громогласно, этому способствует использование в тексте восклицательных и вопросительных предложений; обращений к властям; языковых средств, таких как повтор слов «ваш долг», на котором автор делает упор; отрицание при помощи частиц «не». Четким, пропитанным нелюбовью к беззаконности, ритмом ода привлекает внимание читателя к центральной ее теме, позволяя задуматься о судьбе не только несправедливо лишенных правды людей, но и о судьбе Родины в целом. Гневная лирика автора пробуждает по большей части не ответные отрицательные эмоции, она заставляет проникнуться мыслью об искоренении пороков и лжи в мире.

Современники Державина, приближенные к царице Екатерине, сочли оду «Властителям и судиям» революционной. Они видели в ней прямую отсылку к свержению власти. Первую редакцию произведения, имевшего название «Псалом 81» вырезали из печатанных новостей. Вторая редакция, вышедшая в 1780 году, смягченная цензурой и доработанная автором, воспринялась не лучше предыдущей. «Неправедные», «злые», «падете» — эти и другие фразы сгубили репутацию Державина, восхвалявшего прежде в своих стихотворениях личность Екатерины и ее мудрое правление.

Таким образом «гневная ода» в свое время не дошла до простого народа, но несмотря на это использование поэтом прямой критики правителей, позволило зародится в русской литературе новому направлению, которое в последующие годы было поддержано великими литераторами, в числе которых были Пушкин и Лермонтов, и предшествовало своей идеей новым политическим и социальным взглядам всей страны.

К большому сожалению, смысл этой оды, пройденный через века, понятен и доступен читателю двадцать первого века. Немало в современном обществе примеров несправедливости власти, но вслед за Державиным нам остается верить, что наступит день, когда беззаконность падет и главных закон – закон справедливости будет властвовать над всем.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *