О чем стихотворение бродского пилигримы
Полный анализ стихотворения «Пилигримы» (И. Бродский)
Иосиф Бродский – это один из выдающихся поэтов конца 20 века, творчество которого изначально принималось в штыки властью, поэтому полный анализ стихотворения «Пилигрим» от команды Литеровед поможет понять причину такого непонимания.
История создания
Написано данное стихотворение было в 1958 году, и было одним из первых произведений автора. Бродский был не признан властью, так как поднимал неугодные вопросы в своем творчестве. Это можно назвать своего рода комплиментом, так как значит, что его творчество сумело задеть и затронуть действительно важные проблемы. А ни это ли главное для творца?
Бродский являлся русско-американским поэтом, что отражается и на его творчестве. Стихотворения Бродского в корне отличаются от трудов русских авторов, поскольку они как-бы «пропитаны» английским духом. Да и темы в его трудах поднимаются отличные от привычных русскому человеку.
Вся поэзия автора философская, проникновенная, с большим количеством метафор. Тема данного произведения стала открытием автора. Поэт не забыл отблагодарить англичан, натолкнувших его на создание данного произведения, поставив эпиграф, в котором использовал слова Шекспира.
Жанр, размер
С самого начала стоит разобраться с тем, кто же такие пилигримы? Если обратиться к словарю, то это странники, паломники. В основном данный термин применяется к религиозным монахам, которые совершают переходы на грандиозные расстояния, чтобы прийти и приклониться к святыне. В этом же стихотворении речь идет не о них. Под пилигримами автор подразумевает людей, которые всю жизнь занимаются тем, что ищут истину. Они честны и целеустремлённы, а идеалы их очень высоки и чисты. Бродский показывает всю тщетность данного стремления, что эти труды не будут никем оценены, а поиски истины могут тянуться вечно.
И, значит, не будет толка
от веры в себя да в Бога.
Жанр этого произведения — лирика, в которой используются мотивы гимна. Это и не удивительно, потому что в основном в гимнах идет речь о героях. Здесь же героями представляются пилигримы. Для них самое важное – это подвиг, стремление к лучшему и вечный поиск истины. Такой поступок вполне может считаться героическим и достойным того, чтобы отразиться на бумаге.
Так же, благодаря размышлениям автора, произведение можно отнести к элегии.
Написано стихотворение трехстопным хореем с дибрахием. Что касается рифмовки – то поэт использует как перекрестную, так и последовательную.
Композиция
Это стихотворение не делится на строфы, но его вполне можно разделить логически на четыре части.
Мимо ристалищ, капищ,
мимо храмов и баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров,
мира и горя мимо,
мимо Мекки и Рима,
синим солнцем палимы,
идут по земле пилигримы.
Здесь автор знакомит нас с тем, что окружает пилигримов. Поскольку мы не знаем их цели, он достаточно подробно описывает все то, что странники проходят мимо. Не обращая никакого внимания на окружающий их мир, они стойко идут к своей высшей истине. Ведь она намного выше всего этого.
Увечны они, горбаты,
голодны, полуодеты,
глаза их полны заката,
сердца их полны рассвета.
За ними поют пустыни,
вспыхивают зарницы,
звезды горят над ними,
и хрипло кричат им птицы:
Вот второй части автор делает акцент на то, что совершенно не важно как ты выглядишь снаружи, намного важнее – что у тебя внутри. Несмотря на телесные увечья, внутри пилигримов царит гармония и рассвет.
Что мир останется прежним,
да, останется прежним,
ослепительно снежным,
и сомнительно нежным,
мир останется лживым,
мир останется вечным,
может быть, постижимым,
но все-таки бесконечным.
В третьей части стихотворения автор прибегает к образам, где свои мысли и слова он доносит до читателя через птиц. Птицы пытаются докричаться до пилигримов, объясняя то, что мир не изменится. Он таким будет всегда. И что ложь, к огромному сожалению, никуда не денется.
И, значит, не будет толка
от веры в себя да в Бога.
…И, значит, остались только
иллюзия и дорога.
И быть над землей закатам,
и быть над землей рассветам.
Удобрить ее солдатам.
Одобрить ее поэтам.
И в завершающей части мы можем увидеть подведение итогов. Автор еще раз подчеркивает всю бесполезность данного шествия, потому что никем и никогда оно не будет оценено. Что все в мире останется прежнем, а «закаты» и «рассветы» останутся только лишь на небе.
Образы и символы, использованные в стихотворении
В роли лирического героя автор использует наблюдателя. Он не вмешивается ни во что, он просто наблюдает за происходящим со стороны, дополняя это все своими философскими комментариями.
Описывая самих пилигримов, Бродский постарался сделать это максимально емко. Описывая их скудную одежду, голод и телесные увечья – он тут же показывает их нереально богатый внутренний мир. Насколько чисты их души, а сердца целеустремлены и полны отваги.
Так же автор нам дает возможность понять всю стабильность мира. А дополнительные краски – «сомнительно нежным» и «лживым» — это уже все влияние непосредственно человека.
Темы и проблемы произведения
Основной темой стихотворения является вечное стремление к истине. Вечные поиски, которые зачастую остаются бесполезными. Автор наглядно показывает всю нелепость данного поступка, поскольку в очерствевшем мире это не принесет никакой пользы.
Он очень хорошо показывает цену внутренней красоты человека. Даже самый увечный и неказистый человек может обладать внутри целым миром. Поэтому внешность — это лишь обертка, на которую совершенно не стоит обращать внимание, а тем более доверять ей.
Основной смысл данного стихотворения
Прочитав стихотворение «Пилигримы», не сразу понимаешь весь смысл, который вложил в него автор.
Главная мысль заключена уже в завершающей части стихотворения.
…И, значит, остались только
иллюзия и дорога.
Этими словами Бродский показывает всю бессмысленность данного шествия, что поиски истины могут занять вечность, но в итоге так ни к чему и не привести. Так это выглядит на первый взгляд. Но, идя к своей истине, к своей мечте, человек проходит миллионы шагов. Путь к мечте никогда не бывает простым. И, даже если конечная цель является всего лишь иллюзией, эта дорога стоит того, чтобы дойти по ней до конца. Ведь пока мы идем к своей цели и набиваем шишки – мы находим самого себя, а эта находка возможно и является самым важным в жизни.
Хороший учитель способен привить любовь ребенка к языку и литературе, в то время как плохой учитель может погубить её. Человек, выбирающий данную профессию, должен осознавать то, что ему придется учиться новому всю жизнь, чтобы суметь донести все величие и красоту русской литературы.
Анализ стихотворения «Пилигримы» (И. А. Бродский)
Автор: Самый Зелёный · Опубликовано 17.07.2020 · Обновлено 17.07.2020
Иосиф Бродский – выдающийся поэт конца 20 века, покоривший своим талантом сердца не только русских читателей, а прославившийся ещё и за границей. Он русско-американский поэт, драматург, переводчик, удостоившийся Нобелевской премии в 1987 году. Многомудрый Литрекон предлагает ознакомиться с полным анализом стихотворения поэта «Пилигримы» по плану.
История создания
Стихотворение «Пилигримы» относится к раннему творчеству автора. Первые произведения датируются 1956 годом, хотя сам поэт отмечал, что писать он начал лишь с 18 лет, то есть двумя годами позднее.
Первые стихи Иосифа Бродского имеют направленность, схожую с направленностями английских поэтов. Его стихи проникновенны, они философичны и метафоричны. Также тема, поднятая в данном произведении, нетипичная для русской поэзии, она позаимствована у тех же английских писателей. Но следует уточнить, что тема эта преобразована, изменена, то есть её с уверенностью можно считать «открытием» и находкой поэта Бродского.
Но Иосиф Александрович всё же отдал дань английским «вдохновителям», поставив эпиграф перед стихотворением, строки которого взяты из шекспировского произведения: «Мои мечты и чувства в сотый раз идут к тебе дорогой пилигримов».
Жанр, направление, размер
В лирическом стихотворении «Пилигримы» можно заметить некоторые черты такого жанра лирики, как гимн. Песнь, которая сообщает о героях, восхваляет их подвиг – это и есть гимн. В данном случае героями являются пилигримы. Но не те пилигримы-богомольцы, паломники, которые направляются к святым местам, дабы совершить преклонение, а пилигримы – странники, которые находятся в поисках «своей» истины. Они также непреклонны и смиренны, служат высшим идеалам, их стремление – это подвиг, поэтому их, без сомнений, можно считать героями, достойными воспевания их свершений. Также данное произведение можно отнести к элегиям, так как оно является размышлением автора.
Бродский – поэт постмодернистского периода. Стилизация – особенность, присущая данному направлению, ярко отображенная в стихотворении «Пилигримы». Автор обращается к темам, идеям, героям предыдущих течений, модифицирует их, создавая что-то новое на «скелете» старого. Также постмодернизму присущи интеллектуальность, минимализм, что также просматривается в данном произведении.
Размер стихотворения «Пилигримы» – трёхстопный хорей с дибрахием. Рифмовка встречается и перекрёстная, и последовательная с женской рифмой.
Композиция
Стихотворение «Пилигримы» состоит из 32 строк, которые не поделены на строфы.
Произведение можно разделить на 4 смысловые части.
Образы и символы
Лирическим героем произведения «Пилигримы» является «человек со стороны», свидетель, который следит за происходящим действием, за шествием пилигримов. Он спокойный, рассудительный и рассуждающий наблюдатель.
Главными героями произведения «Пилигримы», основным образом стихотворения являются пилигримы. Но поначалу автор обрисовывает пейзаж, чем подготавливает воображение читателя к глубокому образу странников.
«…синим солнцем палимы,
идут по земле пилигримы…»
Эти две строки обозначили степень необычности происходящего. Синий цвет – это цвет загадки, тайны, верности и глубины. Поэтому солнце, одно из символических значений которого созидание, именно этого цвета. Также синий цвет – это вечность. Соединив все эти расшифровки воедино, мы получаем очень мощный образ, образ общечеловеческого пути, поиска истины, поиска вечности, символом которого является синее солнце.
Образ самих пилигримов, о которых написано всего четыре строки, тоже достоин особого внимания. Внешность их автор описал так: «Увечны они, горбаты, голодны, полуодеты», но внутренне они содержат в себе «целый мир», закаты и рассветы, то есть автор обращает наше внимание на полноту и уникальность каждого, на «огонёк» внутри человека, который и движет им, который и является причиной всех действий, поступков человека. Заурядная внешность в сочетании с уникальной «начинкой» — таков образ пилигримов, так можно охарактеризовать каждого человека, которые по сути и являются странниками.
Далее поэт пишет о мире в общем, который останется таким же, как и был до «прихода» пилигримов.
«За ними поют пустыни,
вспыхивают зарницы,
звезды горят над ними…»
Эти три строки повествуют о том, что мир стал прекрасней после «знакомства» со странниками, но «хрипло кричат им птицы: что мир останется прежним…», то есть автор передаёт идею, что мир стабилен, он такой, какой есть, а «нежным» или «лживым» его делает сам человек.
Темы, проблемы, настроение
Основная тема стихотворения «Пилигримы» — вечное странствие человека к истине. Лирика Иосифа Бродского очень приближена к лирике символистов, то есть строки произведения можно воспринимать по–разному. Остаётся лишь догадываться о реальном смысле стихотворений. Человеком-странником может быть изгнанник, политический протестант, может быть каждый человек, идущий «к самой сути», а возможно и всё человечество, пробирающееся сквозь века. Каждая из транскрипций имеет право на существование, каждое из прочтений не противоречит главной теме – странствие, путь, поиск.
Также стоит отметить тему внутреннего мира: увечные внешне странники очень красивы и богаты внутри. Люди с по-настоящему напряженной и активной внутренней жизнью часто неказисты на первый взгляд, потому что они не выпячивают свою индивидуальность.
Основная проблема стихотворения «Пилигримы» — бессмысленность поиска, которая сбивает с толку самых упертых людей. Кажется, что двигаться незачем, что путь труден и извилист, а цели нет. Но зачастую в ходе самого движения к желаемому мы становимся теми, кем хотим себя видеть, а это уже исполнение мечты.
Настроение стихотворения «Пилигримы» спокойное и серьезное, автор настраивает нас на сосредоточенные раздумья.
Основная идея
«…И, значит, остались только иллюзия и дорога» — смысл произведения «Пилигримы». Даже если человек идет к иллюзии (именно ими и является каждая мечта), его дорога стоит того, чтобы ее пройти. В пути мы обретаем себя и узнаем мир.
Путники – это обыкновенные люди, живущие среди остальных, живущие с остальными, но в то же время они отделены, то есть это всего лишь иллюзия, иллюзия единства и похожести, есть только «живой и настоящий» путь, дорога, которая у каждого своя. Таков смысл произведения «Пилигримы».
Средства выразительности
Тропы в стихотворении «Пилигримы» многообразны и очень точны, как и сам текст:
«Мимо ристалищ, капищ,
мимо храмов и баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров,
мира и горя мимо,
мимо Мекки и Рима…»
Иосиф Бродский — Пилигримы: Стих
Мимо ристалищ, капищ,
мимо храмов и баров,
мимо шикарных кладбищ,
мимо больших базаров,
мира и горя мимо,
мимо Мекки и Рима,
синим солнцем палимы,
идут по земле пилигримы.
Увечны они, горбаты,
голодны, полуодеты,
глаза их полны заката,
сердца их полны рассвета.
За ними поют пустыни,
вспыхивают зарницы,
звезды горят над ними,
и хрипло кричат им птицы:
что мир останется прежним,
да, останется прежним,
ослепительно снежным,
и сомнительно нежным,
мир останется лживым,
мир останется вечным,
может быть, постижимым,
но все-таки бесконечным.
И, значит, не будет толка
от веры в себя да в Бога.
…И, значит, остались только
иллюзия и дорога.
И быть над землей закатам,
и быть над землей рассветам.
Удобрить ее солдатам.
Одобрить ее поэтам.
Анализ стихотворения «Пилигримы» Бродского
И. Бродский – один из самых оригинальных и самобытных советских поэтов, насильственно высланный за границу. Его жизнь в Советском Союзе была мучительной, наполненной непониманием окружающих и преследованием властей. Причем свой индивидуальный протест поэт заявлял уже в самом раннем возрасте. Даже критически относящиеся к его творчеству люди уважают его непоколебимость в отстаивании своих убеждений. Очень характерно выглядит стихотворение «Пилигримы», написанное Бродским в возрасте 18 лет (1958 г.).
Произведение совершенно не укладывалось в рамки советской идеологии. Особенно настораживало то, что оно было написано очень молодым человеком. В СССР было принято воспевать героев эпохи, которые не щадя жизни приближают человечество к счастливому будущему. Молодые люди были обязаны стремиться к подвигу, к служению высшей идее, под которой подразумевалось строительство коммунизма.
Произведение Бродского ни к чему не призывает. Его главные герои – пилигримы, то есть простые странники, которые не приносят никакой пользы. Они несут в себе пессимизм и разочарование в мире.
Советская идеология вообще признавала символизм, как упадочное течение. Пилигримы у Бродского – не какие-то реальные люди, это символ странничества. Они медленно бредут по своим неведомым дорогам вне времени и пространства «Мимо ристалищ, капищ, мимо храмов и баров…», «мимо Мекки и Рима». Автор подчеркивает, что достижения человечества, главные центры величия и культуры – просто пыль под ногами вечных скитальцев. Бесконечное странствие сделало их нищими и оборванными, они воплощают в себе все страдания и горести мира. На их пути рождаются и повергаются в прах империи, но ничто не способно их остановить.
Важная мысль автора – вечное странствие убедило пилигримов, что мир не меняется. Все происходящие в нем великие события имеют значение только для непосредственных участников. Пилигримы видят мир со стороны и отмечают его главные не меняющиеся качества – лживость и вечность. Это приводит их к познанию того, что нет никакого смысла ни в вере в самого себя, ни в Бога. Остаются лишь две неизменных составляющих мира: человеческая иллюзия, как вера в счастливое будущее, и дорога вечных странников.
Последние строки еще больше подчеркивают пессимизм автора. Солдаты, воюющие за высшие цели, служат всего лишь удобрением для земли, а поэты, воспевающие эти идеалы, просто одобряют эти бессмысленные жертвы.
Стихотворение «Пилигримы» является пророческим предсказанием Бродского о своей судьбе. Он покинул свою страну, но и на Западе не чувствовал себя как дома. У Бродского отсутствовало чувство Родины, он всегда ощущал себя вечным странником.
Анализ стихотворения И. Бродского «Пилигримы» Стихотворение «Пилигримы» было написано Иосифом Бродским замечательным русским поэтом современности, вынужденным в 1972 год
Анализ стихотворения И. Бродского «Пилигримы»
Стихотворение «Пилигримы» было написано Иосифом Бродским – замечательным русским поэтом современности, вынужденным в 1972 году покинуть свое Отечество, в 1958 году, т.е. когда ему было все 18 лет. Таким образом, данное стихотворение относится к его раннему творчеству.
Необходимо отметить, что И. Бродский, начавший писать стихи с 15-ти лет, на начальном периоде своего творчества испытал влияние английской поэзии. Даже позже, когда поэзия Бродского была впервые переведена на английский язык, ее часто сравнивали с поэзией английских поэтов с характерными сочетанием проникновенной лирики и философских размышлений, барочным синтаксисом, метафоричностью, метафизической образностью, иронической интонацией и изобретательной рифмой. Но тем не менее, несмотря на то, что Бродский испытал влияние многих поэтов, от Катулла до У.Х. Одена, его творчество оставалось самобытным. Его излюбленные формы – элегия, послание, сонет – традиционны, но он свободно обращается с ними.
То же самое можно сказать и о стихотворении «Пилигримы». Да, пожалуй, юный поэт позаимствовал у английских поэтов-классиков тему, но его стиль даже тогда, в его ранние годы, был самобытным, ни на кого не похожим.
О том, что тема взята Бродским из английской поэзии, говорит данный поэтом эпиграф в начале стихотворения – шекспировские строки « Мои мечты и чувства в сотый раз идут к тебе дорогой пилигримов». Но заметим: Шекспир написал эти строки по совсем другому поводу – он так обращался к своей возлюбленной, имея в виду, что его мечты и чувства будут такие же долгие, как и дорога пилигримов. т.е. выражение «дорога пилигримов» у Шекспира имеет, скорее всего, метафорический оттенок.
Таким образом, можно сказать, что, тема стихотворения – путешествие пилигримов (странников). Но если вдуматься в строки, то мы заметим, что не о простом странничестве здесь идет речь. Бродский – поэт, творчество которого может быть приближено к символистам, а значит все, о чем бы он ни писал, носит отпечаток таинственности, загадочности. Бродский говорит здесь не о простом путешествии, а о путешествии во времени. Его пилигримы идут не из страны в страну, не из города в город, а из века в век. И его пилигримы – это не просто странствующие люди, а изгнанники.
Образ изгнанника в поэзии Бродского доминирует всегда. И изгнанник у него – фигура политическая, и он всегда обречен на поиски дома во времени и в истории. И скитания изгнанника Бродский отождествляет со скитаниями души в потусторонних мирах, со странствием души во времени и даже сквозь время.
Таким образом, тема странничества у Бродского расширяется, приобретая вселенский масштаб. А идея, которую Бродский проносит через все стихотворение – бесполезность этого странничества и невозможность изменить мир, как бы этого ни хотелось.
Сюжет стихотворения складывается из маршрута путешествия пилигримов (их дороги) и философского осмысления мира, по которому они странствуют.
Композиция данного стихотворения линейная – стихотворные события последовательны: вначале – описание дороги пилигримов, т.е. география маршрута, потом – описание героев, следом – лирические построения, и наконец, философское осмысление и выводы автора.
Итак, композиционно стихотворение делится на три части.
В первой части описывается дорога пилигримов – дорога во времени, дорога в истории. В этом описании Бродский дает путь развития цивилизации. Проследим и мы за ним этот путь.
Вторая часть стихотворения – описание пилигримов.
Увечны они, горбаты.
Эти две строки реалистичны. Перед нами – живые люди, странники. И вид у них странников, и одежда странников. Но далее следуют строки, которые заставляют нас задуматься: а живые ли люди перед нами? Кто они. Эти странники? А может это какой-нибудь мифический образ?
Глаза их полны заката.
Сердца их полны рассвета.
Но обратим внимание на четыре последние строчки второй части (она состоит из восьми строк). Кстати, можно эти четыре строки обособить, и выделить как отдельную часть стихотворения (тогда у «Пилигримов» будет не три, а четыре части). Эти четыре строки содержат в себе лирическое отступление – описание природы. Поэт здесь создает метафорические образы, которые придают стихотворению романтический оттенок.
За ними поют пустыни,
звезды дрожат над ними,
и хрипло кричат им птицы…
Да. Остается прежним.
И сомнительно нежным.
Мир остается лживым.
Мир остается вечным.
Может быть, постижимым,
но все таки бесконечным.
И, значит, не будет толка
от веры в себя, да в Бога,
и, значит, остались только
И быть над землей закатам,
и быть над землей рассветам.
Можно заметить, что эти строки звучат логическим повтором строк первой части:
Глаза их полны заката.
Сердца их полны рассвета
Но смысл эти последних строк другой: мир цикличен, а значит жизнь продолжается: одни будут умирать (И быть над землей закатам), другие рождаться ( и быть над землей рассветам). Так ведь было всегда – одни поколения сменяют другие, и в этом заключена бесконечность мира.
Последние две строки, которыми Бродский заканчивает стихотворение, стоят отдельно, через пробел. Таким образом, стихотворение немного напоминает (по построению) шекспировский сонет, который всегда заканчивается двустишием.
Но у Бродского последние две строчки логически и тематически соединены с последней частью
И быть над землей закатам,
и быть над землей рассветам.
Удобрить ее солдатам.
Одобрить ее поэтам
Земля Бродского покрыта убитыми солдатами. Почему? Да потому что мир жесток, несправедлив, в мире льется кровь, брат идет на брата. Вот поэтому и удобряют землю солдаты. Так было всегда: и в древние времена, когда пилигримы начинали свое странствие, и сейчас. Ведь мир не изменился, он по прежнему лжив и полон иллюзий. Но несмотря на это поэты одобряют этот мир, потому что искусство также вечно и также бесконечно, как и мир.
Кто же лирический ерой стихотворения? С одной стороны кажется, что это странники, пилигримы (ведь речь идет именно о них). Т.е. лирических героев здесь несколько. Но с другой стороны (и есть основания так говорить), это сам автор, поэт, который причисляет себя к этим странникам (а может, среди этих странников находятся такие же поэты – гонимые, потерявшие веру и в себя, и в Бога?).
В ранней поэзии Бродского, к какой причислено и стихотворение «Пилигримы», одиночество героя имеет романтический ореол. Лирический герой у Бродского – это очень «часто поэт, служитель высшей истины, расплачивающийся за нее; хранитель Слова и поэтического Огня; изгнанник, подобный лермонтовскому поэту, символизирующему поэта отверженного…» (5, 30).
В заключение скажем, что стихотворение «Пилигримы», написанное в начале его поэтического пути, не смогло не повлиять на его дальнейшую поэзию. В поэзии Бродского 1970 – 1990-х годов (эмигрантского периода) мотив одиночества сохраняется. Сохраняется и мотив изгнанничества, хотя в дальнейшем герой поэта видит в себе скорее не страдальца за Слово, а жертву обстоятельств.
Но кажется и другое: стихотворение «Пилигримы» является своего рода пророчеством того изгнаннического пути, который уготовила поэту судьба. Иосиф Бродский, лишившись Родины не по своей воле, всю свою жизнь (несмотря на относительно материальное благополучие) оставался за границей пилигримом, странником, которому остались только Иллюзия и Дорога.