О чем стихи кольцова

Анализ стихотворения «Лес» Алексея Кольцова

О чем стихи кольцова. Смотреть фото О чем стихи кольцова. Смотреть картинку О чем стихи кольцова. Картинка про О чем стихи кольцова. Фото О чем стихи кольцова

По жанру — народная песня, сказ. По размеру — пентон, белый стих, 20 строф. В аллегорической, былинной, песенной форме поэт передает свое потрясение.

Символом великого русского поэта А. Кольцов делает могучий лес. Бова-богатырь — герой фольклора, рыцарь, христианин, победитель всех своих врагов. В этом образе А. Кольцов также видит А. Пушкина. Оба образа сливаются в один. Более того, к финалу они получают третий смысл: осень, как символ темной силы, даже рока, побеждающая буйный зеленый лес без боя.

В первых строфах — горестные риторические вопросы: что затуманился? Где ж мочь зеленая? Где доблесть царская? Повелительные восклицания остались в прошлом: вороти назад! Держи около! Осталось только одно горькое обращение: так-то, богатырь Бова! Многоточия усиливают эту интонацию. Из устного народного творчества «лешим, ведьмою», составные слова «ветром-холодом», «тучей-бурею».

Бой был нечестный, подлый. Мотив убийства во время сна взят из сказок. Недруги сгубили храбреца, а друзья не вступились, не предотвратили. Повторы доводят интонацию почти до причитания: ты стоишь — поник, и не ратуешь.

Пояснений требуют устаревшие слова: ратуешь (воюешь), мочь (сила), маял (бился, пока не изнемог), обоймет (обнимет, обойдет). Эпитеты: грустью темною, речь высокая, буйный вихрь, осень черная, силы вражие. Олицетворения: лес призадумался, с бурею разговор пойдет, обоймет тебя, молвишь ей, дрогнет грудь, буря всплачется, воешь жалобу. Сравнение: зеленый шлем. Инверсия: распахнет она. Приставочные глаголы подчеркивают экспрессию: призадумался, понахлынули. Неусеченные формы глаголов: встрепенувшися, девалася. То, что герой застигнут врасплох, побежден хитростью, передано в заключительной строфе: сняли голову соломинкой.

Источник

Поэтический язык Кольцова

Богат и образен язык Кольцова. В его «Песнях» много общего и с поэтикой этого жанра, и с лучшими песнями его предшественников – Ю.А. Нелединского-Мелецкого, А.Ф. Мерзлякова, Ф. Глинки, А. Дельвига. Как и они, Кольцов использует традиционные темы (красота родной природы, несчастная любовь, прославление доблести русского человека). Художественные особенности творчества Кольцова тесно связаны со стилем руской поэзии 1810–1820-х гг.: это и традиционные обороты («венок терновый», «томный взор», «утрата роковая», «улыбка страстная») и перифразы («филомелы глас», «зефир колышет рощами лениво»).

Близость к фольклору, который он изучал, записывая народные песни, пословицы и поговорки, – все это также нашло отражение в поэтическом словаре Кольцова. «Сине море», «красна девица», «дуга-радуга», «чаша полная», «слезы горькие» («горючие»), «ветры буйные», «заря красная» – постоянные эпитеты в его стихотворениях.

Но Кольцов и сам создает собственные эпитеты и они кажутся как бы взятыми из народной поэзии:

Бури страшные, громовые,
Удалой души не радуют.

«Тоска по воле», 1839

Всегда водяна и докучна
Глупца пустая болтовня.

А вот оригинальная перифраза «червонной пыли мне не надо» (и это о деньгах!) «Послание В. Г. О», 1829.

А как поэтичны и оригинальны сравнения Кольцова:

Соловьем залетным
Юность пролетела,
Волной в непогоду
Радость прошумела.

Тот богатый, я без хаты –
Целый мир мои палаты!

Стихи Кольцова – настоящая народная речь:

Не родись богатым,
А родись кудрявым:
По щучьему веленью
Все тебе готово.

«Первая песня Лихача Кудрявича», 1837

Восхищаясь народной поэзией, Кольцов ей не подражал, но развивал и обогащал. Его песни – не стилизация, а оригинальные произведения. Верно замечено, что только песни, созданные самим народом, могут сравниться с песнями Кольцова в богатстве языка и образов.

Кольцов по-своему перерабатывает народные пословицы и поговорки, он удивительно свободно обращается с ними, и под его пером они приобретают новое звучание:

Разойдусь с бедою –
С горем повстречаюсь.

Век прожить – не поле
Пройти за сохою

В золотое время
Хмелем кудри вьются;
С горести-печали
Русые секутся.

«Вторая песня Лихача Кудрявича», 1837

Все постоянно – лишь за морем,
И потому, что нас там нет.

Без сорочки я
Родился на свет!

«Умолкший поэт», 1836

А вот народная примета:

. Конь мой удалой
Споткнулся не раз?
Иль заяц трусливый
Мой путь перебег?

«На отъезд Д.А. Кашкина. », 1829

Слова и выражения живой разговорной речи играют большую роль в стихотворениях Кольцова (непогодь, копейкой не нуждалась, гуторить, людями, сердечко запрядало, от ворот поворот, мал мала меньше, мыкать горе, недоброхотливые люди, подглядливые очи).

Народный оборот – «вольная воля» – и мы уже не замечаем, что это тавтология. Кольцов создает собственные оригинальные обороты (он часто прибегает и к повторам и не боится тавтологии): «Без талана – где таланится», «к счастью – счастия лишись», «горьким горем слез», «так нежно и нежной».

А вот своебразная рифмовка:

Твой жгучий, страстный поцелуй! –
Приди же вновь, страдальца поцелуй!

«Мой друг, мой ангел милый. », 1831

Один из любимых поэтических приемов Кольцова – синонимический или антонимический повтор («залюбуюсь, загляжусь»; «обойми, приголубь, поцелуй, приласкай»; «расступись, разойдись»).

Еще В.Г. Белинский восхищался особенностью глагольных форм в поэзии Кольцова (степь – «пораскинулась, понадвинулась»), подчеркивая, что русский язык необыкновенно богат для выражений явлений природы.

Кольцов ввел в поэзию нового героя – русского крестьянина. Это не просто условные «поселяне», у них уже собственные имена. Это не только Лихач Кудрявич, но и Павел («Женитьба Павла»), Грунюшка («Косарь»), Иван Кузьмич («Пора любви»), Кузьма («Размышления поселянина»). Кольцов показал всю многогранность народного характера – любовь к воле, трудолюбие, жизненную мудрость, весь огромный и многообразный мир человеческих чувств. Искренность поэта, жизненная правдивость его героев, лиризм его песен – все это сделало Кольцова поистине всенародным поэтом. Удивительно точно заметил В.Г. Белинский: «. подражать Кольцову невозможно: легче сделаться таким же, как он, оригинальным поэтом, нежели в чем-нибудь подделаться под него. С ним родилась его поэзия, с ним и умерла ее тайна».

Творческое наследие Кольцова невелико – около 150 стихотворений. Но свыше 700 песен и романсов созданы на его стихи такими известными композиторами, как М. Глинка, М. Мусоргский, Н. Римский-Корсаков, С. Рахманинов. На некоторые кольцовские песни музыка писалась от 20 до 30 раз.

Вопросы о творчестве А.В. Кольцова

Читайте также другие статьи о творчестве А.В. Кольцова:

Перейти к оглавлению книги Русская поэзия XIX века

Источник

Алексей Васильевич Кольцов

В 17 лет он влюбился в крепостную девушку Дуняшу, испытывал к ней глубокое и сильное чувство, она была для него идеалом женщины. Дуняша вскоре умирает, но навсегда остается в творчестве поэта: он посвящает ей большое количество красивых стихотворений. Много проникновенных стихов посвящено также русским девушкам и женщинам: они рисуют безрадостные картины жизни с нелюбимым мужем, в чужой семье. Он пишет то, о чем знает: неравный брак, нелюбовь мужа, нелегкая судьба замужней женщины.

Поэт-песенник, чьи песни стали проникать в народ еще при его жизни: их пели крестьяне в селах и деревнях. Они пели о свободе и воле, о жестокой судьбе, о Боге и вере, о силе русского человека.

Поэтическое наследие Кольцова невелико, но, бесспорно, ценно. Его стихи дают заряд правды и красоты, без которого трудно представить себе русскую литературу. Мы благодарны поэту за его песни, полные любви к женщине, человеку труда, природе, Родине.

Кольцовские песни – с их грустью и тоской, жаждой счастья, надеждой на лучшее – трогают умы и сердца и сегодня. Они волнуют нас, таких разных. Почему? Наверное, потому что это песни о земле, которая нас кормит, о душе русского народа. И обо всем, что так близко любому человеку: о разочаровании и одиночестве, об искусстве и поэзии, о жизни и смерти, о сне и пьянстве, об осени и весне, о сне и грусти.

Самые лучшие стихи входят в школьную программу, их учит наизусть уже не одно поколение школьников: ведь они такие красивые и легкие для запоминания.

Источник

Песенность народной поэзии А. В. Кольцова

О чем стихи кольцова. Смотреть фото О чем стихи кольцова. Смотреть картинку О чем стихи кольцова. Картинка про О чем стихи кольцова. Фото О чем стихи кольцова

Облякова Алина, ученица 8 класса
Научный руководитель: учитель русского языка и литературы Челяпина Н. И.
Районная ученическая научно-исследовательская конференция «Первый шаг в науку»

Введение

Поэзия давно полюбила воронежскую землю. Она дала России замечательных поэтов, среди которых имя Алексея Васильевича Кольцова (Приложение 1) по праву занимает почетное место в ряду имен, составляющих гордость нашей Родины.

Кольцов создал много лирических стихотворений, очень глубоких по мысли философских дум. И все же в историю русской поэзии он вошел как автор песен.

Задачи:

изучить биографию А. В. Кольцова и его писательскую деятельность;

определить степень влияния его произведений на песенное творчество;

расширить представление о родном крае

Актуальность исследования обусловлена тем, что песенные стихи Кольцова являются частью русского народа.

Предмет исследования: стихи А. В. Кольцова

Теоретическая значимость нашего исследования заключается в знакомстве с произведениями А. В. Кольцова.

Практическая значимость исследования: данный материал можно использовать на уроках литературы, внеклассного чтения, при проведении заочной экскурсии по произведениям А. В. Кольцова.

Актуальность темы исследовательской работы в том, что собранный материал позволяет больше узнать о поэте А. В. Кольцове.

В работе использовались методы исследования: анализ и синтез информации; анализ стихотворений.

Жизненный и творческий путь А. В. Кольцова

Певец страданья и полей –
Чьи песни, как река,
В сердца вливаются людей
Любовно, на века.

Алексей Васильевич Кольцов родился 3 октября 1809 года в Воронеже, в зажиточной мещанской семье Василия Петровича Кольцова. С девяти лет Кольцов учился грамоте на дому и проявил столь незаурядные способности, что в 1820 году смог поступить в уездное училище, минуя приходское. Проучился он в нем один год и четыре месяца: из второго класса отец взял его в помощники. Но страсть к чтению, любовь к книге уже проснулись в мальчике.

В 1825 году Кольцов купил на базаре сборник стихов И. И. Дмитриева и пережил глубокое потрясение, познакомившись с его русскими песнями «Стонет сизый голубочек», «Ах, когда б я прежде знала». Он убежал в сад и стал распевать в одиночестве эти стихи. К концу 1830-х годов Кольцов становится известным в культурном кругу провинциального Воронежа «поэтом-прасолом», «самоучкой», «стихотворцем-мещанином». Он сблизился с А. П. Серебрянским, сыном сельского священника, студентом Воронежской семинарии, поэтом, талантливым исполнителем своих и чужих стихов.

В 1827 году, «на заре туманной юности», Кольцов переживает тяжелую сердечную драму. В доме отца жила крепостная прислуга, горничная Дуняша, девушка редкой красоты и душевной кротости. Юноша страстно полюбил ее, но отец счел унизительным родство со служанкой и во время отъезда сына в степь продал Дуняшу в отдаленную казацкую станицу, Кольцов слег в горячке и едва не умер. Оправившись от болезни, он пускается в степь на поиски невесты, оказавшиеся безрезультатными. Неутешное свое горе поэт выплакал в стихах «Первая любовь», «Измена суженой».

В 1831 году Кольцов выходит в большую литературу с помощью Н. В. Станкевича, который встретился с поэтом в Воронеже и обратил внимание на его незаурядное дарование.

Летом 1837 года Кольцова навещает в Воронеже Жуковский. Этот визит возвышает поэта в глазах отца, который к литературным трудам сына относился прохладно, однако ценил связи с высокопоставленными людьми, используя их для продвижения торговых предприятий и успешного решения судебных дел.

В 1838 году он охотно отпускает сына в Петербург, где поэт посещает театры, увлекается музыкой и философией, тесно сближается с Белинским. Под влиянием критика он обращается к философской поэзии, создавая одну за другой свои «думы». В этот период происходит стремительный интеллектуальный рост Кольцова, достигает расцвета его поэтический талант.

Невыгодно завершив свои торговые дела, прожив вырученные деньги, Кольцов возвращается в Воронеж к разъяренному отцу. Охлаждение сына к хозяйственным хлопотам вызывает у отца упреки «грамотею» и «писаке». Начинаются ссоры. В семейный конфликт втягивается некогда близкая поэту, любимая им сестра Анисья. Драму довершает скоропостижная чахотка, которая сводит Кольцова в могилу 29 октября 1842 года, тридцати трех лет от роду.

В 1846 году выходит в свет подготовленное Белинским первое посмертное издание стихотворений Кольцова. Поэт вырос среди степей и мужиков. Он не для фразы, не для красного словца, не воображением, не мечтою, а душою, сердцем, кровью любил русскую природу и все хорошее и прекрасное, что, как зародыш, как возможность, живет в натуре русского селянина. Не на словах, а на деле сочувствовал он простому народу в его горестях, радостях и наслаждениях.

Песням Кольцова нельзя подобрать какой-нибудь «прототип» среди известных фольклорных текстов. Он сам творил песни в народном духе, овладев им настолько, что в его поэзии создается мир народной песни, сохраняющий все признаки фольклорного искусства, но уже и поднимающийся в область собственно литературного творчества. В «русских песнях» поэта ощущается общенациональная основа.

Кольцов поэтизирует праздничные стороны трудовой жизни крестьянина, которые не только скрашивают и наделяют смыслом тяжелый его труд, но и придают особую силу, стойкость и выносливость, охраняют его душу от разрушительных воздействий окружающей реальности.

Песенность народной поэзии А. В. Кольцова

«Русские звуки поэзии Кольцова должны
породить много новых мотивов русской
национальной музыки. И придет время,
когда песни Кольцова пройдут в народ и
будут петься на всем пространстве
беспредельной Руси».

Кольцов создал много лирических стихотворений, очень глубоких по мысли философских дум. И все же в историю русской поэзии он вошел как автор песен.

Триста композиторов написали музыку на стихи Алексея Кольцова, семьсот песен и романсов создано на его слова. К кольцовским текстам обращались М.Глинка, А.Варламов, А.Даргомыжский и многие другие известные композиторы.

По числу стихотворений, положенных на музыку, а также по числу созданных на его стихи музыкальных произведений Кольцов стоит на первом месте после Пушкина.

Целый ряд старинных бытовых романсов на стихи нашего земляка сделался в полном смысле русскими народными песнями. Яркими примерами этого могут служить «Соловьем залетным» В.Т.Соколова, «Грусть девушки» А.Л.Гурилева, «Хуторок» и многие другие.

В годы Великой Отечественной войны по радио часто звучала песня «Хуторок», которую исполняли по заявкам фронтовиков. Слова этой песни, напоминавшие солдатам о мирной жизни, о доме, также принадлежат нашему земляку А.Кольцову.

Пел эту, как называл ее сам Кольцов, «русскую балладу» воронежский учитель Иван Нечаев. Сюжет «Хуторка» вовсе не был вымыслом. Сколько ямщиков во времена Кольцова сгинуло, замерзнув в метель в степи! Сколько не сумело спастись от ножа лихих людей!

Первой спела «Хуторок» любимая сестра Кольцова Анисья. Баллада имела успех и очень понравилась самому поэту.

Из воспоминаний композитора и летописца русской музыкальной жизни

В песне «Косарь» (Приложение 4) простой труженик выступает в образе богатыря. Он идет в степь с «косой вострою». Ему давно «гулять по траве степной вдоль и поперек с ней хотелося»:

Поэт мужественно призывал к борьбе с лишениями жизни. Герои его наделены энергией, упорством, способностью устоять в беде. В их жалобах нет уныния, бессмысленной покорности, тупого терпения. Они неустанно и настойчиво борются со злосчастиями, обнаруживая при этом громадную силу духа («Размышление поселянина», «Последняя борьба»). Есть у Кольцова цикл стихотворений, рисующих обаятельные образы русских удальцов, будущих бунтарей: («Удалец», «Стенька Разин», « Бегство», « Тоска по воле», « Путь»). Это песни о сильных, энергичных, благородных натурах с ярко выраженным чувством личности. В полном соответствии с духом народных песен, наделяет поэт своих удальцов горячей, страстной тоской о воле, буйной удалью, молодечеством.

Заключение

Таким образом, в своей работе я попыталась доказать, что стихи А. В. Кольцова дают заряд правды и красоты, без которого трудно представить себе русскую литературу. Поэтическое наследие Кольцова невелико, но, бесспорно, ценно. Мы благодарны поэту за его песни, полные любви к женщине, человеку труда, природе, Родине.

Новаторство Кольцова явственно обнаруживается в его песнях, в которых повествуется о тяжелых жизненных условиях крестьянина. Поэт сумел рассказать о бедняке с такой душевной скорбью, с таким сочувствием, как никто из его предшественников. Больше того, в ряде кольцовских стихотворений на эту тему уже намечаются те тенденции, которые будут характерны для поэтов демократов 60 х гг.

Талантливое, самобытное творчество Кольцова стало достоянием каждого грамотного русского человека. Сочинения Кольцова печатались на протяжении всего XIX века и позднее. Они издавались народно-учебными библиотеками, давались в виде приложений к журналам, помещались в хрестоматиях и книгах для чтения. Песни Кольцова издавались огромными тиражами.

Кольцов велик именно тем глубоким постижениям всех мельчайших подробностей русского простонародного быта, тою симпатией к его инстинктам и стремлениям, которыми пропитаны все лучшие его стихотворения. В этом отношении русская литература не представляет личности равной ему.

Имя Алексея Кольцова неразрывно связано с Воронежским краем. Именно с ним, в первую очередь, ассоциируется столица Черноземья. В Воронеже сегодня именем Кольцова назван главный сквер города, в котором поставлен памятник поэту. Его имя носит драматический театр, а также престижная гимназия, библиотека и улица.

Литература:

1. Акимова Т. М. О фольклоризме русских писателей: Сб. ст. 2001

2. Акиньшин А. Н. Два века воронежского краеведения: люди, труды, события: краткий обзор / А. Н. Акиньшин // Воронеж, 2000.

3. Воронежская историко-культурная энциклопедия. Под общей редакцией О.Г. Ласунского.- Воронеж: Центр духовного возрождения Черноземного края, 2006.

4. Иванов П. В. Краеведение / П.В. Иванов // Большая Российская энциклопедия – М., 1993. – Т.1

5. Русские писатели и поэты / Краткий биографический словарь – М., 2000.

О чем стихи кольцова. Смотреть фото О чем стихи кольцова. Смотреть картинку О чем стихи кольцова. Картинка про О чем стихи кольцова. Фото О чем стихи кольцова

КОЛЬЦОВ
Алексей Васильевич
(1809-1842)


«Кольцо»
(Песня)

Я затеплю свечу
Воска ярого,
Распаяю кольцо
Друга милова.
Загорись, разгорись,
Роковой огонь,
Распаяй, растопи
Чисто золото.
Без него для меня
Ты ненадобно;
Без него на руке —
Камень на сердце.
Что взгляну — то вздохну,
Затоскуюся,
И зальются глаза
Горьким горем слёз.
Возвратиться ли он?
Или весточкой
Оживит ли меня,
Безутешную?
Нет надежды в душе…
Ты рассыпься же
Золотой слезой,
Память милова!
Невредимо, черно,
На огне кольцо,
И звенит по столу
Память вечную.


«Соловей»

Пленившись розой, соловей
И день и ночь поёт над ней;
Но роза молча песням внемлет,
Невинный сон её объемлет…
На лире так певец иной
Поёт для девы молодой;
Он страстью пламенной сгорает,
А дева милая не знает —
Кому поёт он? отчего
Печальны песни так его.

О чем стихи кольцова. Смотреть фото О чем стихи кольцова. Смотреть картинку О чем стихи кольцова. Картинка про О чем стихи кольцова. Фото О чем стихи кольцова

О чем стихи кольцова. Смотреть фото О чем стихи кольцова. Смотреть картинку О чем стихи кольцова. Картинка про О чем стихи кольцова. Фото О чем стихи кольцова

О чем стихи кольцова. Смотреть фото О чем стихи кольцова. Смотреть картинку О чем стихи кольцова. Картинка про О чем стихи кольцова. Фото О чем стихи кольцова

Первый надгробный памятник на могиле А.В. Кольцова (в конце XIX века)

О чем стихи кольцова. Смотреть фото О чем стихи кольцова. Смотреть картинку О чем стихи кольцова. Картинка про О чем стихи кольцова. Фото О чем стихи кольцова

Надгробный памятник на могиле А. В. Кольцова в 2008 году (до реконструкции)

О чем стихи кольцова. Смотреть фото О чем стихи кольцова. Смотреть картинку О чем стихи кольцова. Картинка про О чем стихи кольцова. Фото О чем стихи кольцова

Надгробный памятник на могиле А. В. Кольцова в 2009 году (после реконструкции)

Источник

А. В. Кольцов (Добролюбов Н. А., 1858)

Характер поэзии Кольцова. Верность и правдивость в изображении предметов. Положительный взгляд на вещи. Присутствие мысли в стихотворениях. Думы. Некоторые черты народного характера в песнях Кольцова. Сила чувства и выражения. Язык Кольцова. Заключение.

В жизни Кольцова мы видели, что он постоянно стремился к высшему образованию своего ума и сердца: одно уже это обстоятельство делает его замечательным человеком и заставляет любить и уважать его. Но как мы заметили, борьба поэта с обстоятельствами жизни не осталась бесплодною: он многое преодолел, многого достиг силою своей твердой воли и природного ума. И все, приобретенное Кольцовым, не скрылось в душе его, неведомо для людей, а ясно, живо и звучно выразилось в его поэзии. По своим поэтическим произведениям Кольцов замечателен еще более, нежели по своей жизни. Эти произведения не бесполезны и для пополнения биографии поэта. В них так хорошо высказалась живая, поэтическая душа его. Для нас же они важны еще более как превосходные литературные произведения, имеющие общий интерес и значение. По всем этим причинам мы к рассказу о жизни Кольцова прибавим теперь еще несколько слов о характере и значении его стихотворений.

Кольцов писал сначала разные мелкие стихотворения, подражая отчасти известным поэтам нашим. Это самые слабые его произведения, из которых только немногие заслуживают особенного внимания. Кроме того, у Кольцова есть думы и песни. В думах он обыкновенно старался передать свои сомнения, свои вопросы, которые рождались в его уме при взгляде на мир. Эти думы имеют один важный недостаток: поэт говорит в них о том, чего сам ясно не понимает, и, задавши вопрос, часто очень важный и глубокий, оставляет его без ответа, а иногда еще и прибавляет в конце, что напрасно и рассуждать об этом.

Песни Кольцова составили у нас совершенно особый, новый род поэзии. И до Кольцова, правда, писали у нас русские песни, но мы уже видели выше, что это были за песни. Несмотря на то что в них являлся как будто простой русский человек, однако ж, ни в содержании, ни в самом выражении этих песен не было ничего простого и русского. Кольцов первый стал представлять в своих песнях настоящего русского человека, настоящую жизнь наших простолюдинов, так, как она есть, ничего не выдумывая. Это происходило от двух причин. Во-первых, Кольцов хорошо знал народную жизнь, знал не понаслышке, а по собственному опыту. Многие потому только воображают, что они знают народную жизнь, что проезжали через деревни и встречались с крестьянами. Такие люди обыкновенно думают, что отличие жизни крестьянина от их жизни состоит только в том, что крестьянин не бреет бороды, не понимает тонкости обращения и не делает визитов. Поэтому они часто представляют, что мужичок сидит у ручейка и жалобно поет чувствительную песню, или, выгнавши в поле стадо, садится под тень развесистого дерева и сладко играет на свирели, или сидит у себя под окошком и собирается убежать в лес, чтобы скрыться от злых толков. Сочинители крестьянских песен не хотят знать, что мужичку некогда переливать из пустого в порожнее, разговаривать с волнами попусту, мечтать бог весть о чем: у него есть дело поважнее. Он сам должен заботиться о себе, если хочет иметь хлеб насущный да хоть плохонький кафтанишко. Он должен и пахать, и боронить, и косить, и молотить, и на базар хлеб свезти, да еще и за домом присмотреть, и скотину покормить. И мало ли у него дела! Каждый божий день занят он с утра до ночи, так что и в светлый праздник чуть отдохнуть успеет. Когда же тут пускаться в мечтания о каком-то золотом веке, о счастии в хижине, и пр. и пр. Только тот, кто не знает жизни крестьянской, т. е. хоть и видал, да не испытал ее, — только тот может представить мужичка с такими чувствами и мечтами. И замечательно еще то, что в этих подделанных песнях никогда не видно, что за человек, как и где живет тот, чьи чувства выражаются в песне. Называется это лицо добрым молодцом или красной девицей, значит, человек из простого звания. А между тем нет тут никакого намека на жизнь простого народа, не видно даже никакого следа заботы о том, чем обыкновенно занят крестьянин, — о приобретении возможности быть сытым, одетым и пр. Как будто они живут где-нибудь в облаках, питаются воздухом, одеваются ветром, умываются росою небесною.

Совсем не то у Кольцова. Он сам испытал все нужды простого народа, сам жил с ним, сам был в том же положении, в каком живут наши простолюдины. Поэтому и в стихотворениях Кольцова русские люди являются настоящими, а не выдуманными существами.

Другая причина естественности изображений в песнях Кольцова заключается в самых свойствах природного ума поэта. Он всегда отличался положительным, практическим взглядом на вещи, и чем более приобретал образованности, тем яснее становился в нем такой взгляд. Он не был из тех людей, которых называют обыкновенно идеалистами и которые, будучи незнакомы с нуждами и трудностями жизни, смотрят с пренебрежением на заботы о вещественном благосостоянии, Кольцов образовался и воспитался именно в школе житейской нужды и лишений. Поэтому он хорошо понимал важность достатка в жизни, — и в его поэзии ярко отразилось это.

Во всем у него видно живое, положительное направление. Напр., он любуется степью и прекрасно изображает ее; но он не забывается в этом наслаждении. Главная мысль его та, что в степь эту приходит молодой косарь, которому нужно добыть денег, чтобы жениться на дочке старосты. И вот как размышляет косарь, обращаясь к степи:

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *