О чем стих сороковые
Краткий анализ стихотворения Самойлова «Сороковые»
Спустя 20 лет после Великой Победы известным советским поэтом-фронтовиком Давидом Самойловым был написан знаменитый стих «Сороковые», посвященный всем, кто защищал народ в Великую Отечественную войну. Журнал «Новый мир» впервые опубликовал его в 1961 году. Позже на произведение положили музыку, впрочем, как и на все авторские работы поэта. Чтобы понять смысл, стоит узнать содержание и сделать анализ стихотворения «Сороковые».
История создания
Давид Самойлов прошел военные действия от их начала до конца. И несмотря на то, что ему пришлось пережить, писатель находил время и вдохновение, чтобы создать очередное бессмертное произведение. Нельзя сказать, что война была главным вдохновителем для его поэзии, но, пережив многие трагические моменты, он старался изложить на бумаге ту боль и горестное чувство пережитых лет.
Его работы были близки для каждого читающего. В них он описывал фронтовую жизнь. И несмотря на победу, которая была радостна для всего Советского Союза, Самойлов так и не смог забыть чувство горести и печали от потери близких товарищей. Ведь тем, кому пришлось защищать родную землю от немецких захватчиков, так и не посчастливится создать семьи, прожить долгую и счастливую жизнь под мирным, голубым небом.
Сюжетная линия
Делая краткий анализ стихотворения «Сороковые», стоит отметить, что сюжет произведения основан на истории молодого мужчины, которому пришлось пройти через страдания и ужасы военного времени. Он излагает от первого лица те события, которые принесла ему война. Герою всего 20 лет, и он надеется на лучшее, расправляет руки перед жизнью, приветствуя ее, ведь все еще впереди.
Молодость героя помогла ему остаться человеком, не стать бездушным и озлобленным. Этим Самойлов хотел донести до читателя, что, несмотря на ситуацию, всегда нужно оставаться человеком, протягивать руку помощи нуждающимся. Парень остался чутким человеком, даже выживая под разрывами гранат и видя убийства своих соотечественников. Пройдя через этот тяжелый период, он не забыл, как можно радоваться жизни, продолжать мечтать и строить будущее.
Основная задача автора заключалась в том, чтобы донести читателям важную суть:
Средства выразительности
Используемые эпитеты в стихотворении: «роковые», «пороховые», «замурзанная», «свинцовая», написанные инверсии: «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные», метафоры: «война гуляет по России».
Главная тема стихотворения — повествование о событиях, произошедших в военное время. Самойлов через призму своих воспоминаний хотел во всех красках передать тот ужас, который происходил со всеми, кто столкнулся с военными действиями. Но еще одной задачей для него было донести до читателя, что какими бы тяжелыми ни были события, нужно всегда оставаться человеком с открытым сердцем.
Анализ стихотворения «Сороковые» Самойлова
Всего получено оценок: 77.
Всего получено оценок: 77.
На счету Давида Самойлова, известного советского поэта-фронтовика, немало стихотворений на военную тематику. Примечательно, что многие из них были положены на музыку и стали песнями, любимыми в народе. Одним из таких произведений является стихотворение «Сороковые», написанное поэтом к двадцатилетию начала Великой Отечественной войны. Предлагаем к ознакомлению краткий анализ «Сороковые» по плану, который будет полезен ученикам 6 класса при подготовке к уроку литературы.
Краткий анализ
История создания – Стихотворение написано в 1961 и приурочено к двадцатилетней годовщине начала Великой Отечественной войны.
Тема стихотворения – Хроника военных лет.
Композиция – Композиция кольцевая, состоит из трёх условных частей. В первой части автор описывает ужасы войны, во второй – обращается к самому себе в дни молодости, а в третьей – обобщает судьбы лирического героя и всей страны.
Жанр – Лирическое стихотворение.
Стихотворный размер – Четырёхстопный ямб, с использованием парной и перекрёстной рифмовки.
Эпитеты – «роковые», «пороховые», «замурзанная».
Олицетворения – «война гуляет».
Инверсия – «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные».
История создания
Давид Самойлов – известный советский поэт, которому довелось пройти всю войну, от первого до последнего дня. Невзирая на все сложности фронтовой жизни, он умудрялся уделять время столь любимой им поэзии. Самойлов писал обо всём, чему был свидетелем на войне, описывал те чувства, которые ему довелось пережить. Именно поэтому его фронтовая лирика была так близка и понятна народу.
Однако долгожданная победа и мирная жизнь не в состоянии были заглушить ту боль, что пронёс в своем сердце Самойлов через всю войну. Невозможно было стереть из памяти гибель молодых ребят, которым уже не довелось любить, создавать семьи, радоваться чистому небу над головой. Не в силах сдерживать в себе саднящую боль, Давид Самойлов продолжал писать о войне и в мирное время.
Так, в 1961 году, спустя 20 лет после начала Великой Отечественной войны, было написано его знаменитое стихотворение «Сороковые». Впервые оно было напечатано в журнале «Новый мир».
Центральная тема произведения – хроника военных лет. Автор раскрывает все ужасы военного лихолетья сквозь призму собственных воспоминаний. В страшные сороковые он был двадцатилетним юношей, полным надежд и больших планов на жизнь. Только благодаря своей молодости ему удалось не зачерстветь душой во время всех испытаний, что приготовила ему война.
Автор акцентирует внимание на основной мысли своего произведения: несмотря на все ужасы войны человек, прежде всего, должен оставаться человеком. Лирический герой не просто выжил под свистом пуль и взрывами гранат: он сохранил в себе способность чувствовать окружающий мир, наслаждаться теми минутами радости, что даровала ему судьба.
Спустя годы, превратившись в зрелого и мудрого мужчину, лирический герой удивляется, как могли смешаться в едином клубке такие понятия, как « война, беда, мечта и юность ». Война и молодость не должны соприкасаться, но, если это происходит, нужно постараться уберечь свою душу, не дать ей зачерстветь. Даже на фронте можно видеть прекрасное в мелочах, искренне радоваться им.
Композиция
Композиционная структура стихотворения имеет кольцевой тип построения. Первые и последние две строфы произведения представляют общую картину, в то время как три центральные строфы являются взглядом со стороны лирического героя, переступившего порог зрелости, на самого себя в юности.
Условно композицию «Сороковых» можно разделить на три части.
Произведение «Сороковые» по своей жанровой принадлежности является лирическим стихотворением: его можно назвать автобиографическим монологом лирического героя.
Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, с применением парной и перекрёстной рифмовки.
Средства выразительности
Об авторе стихотворения
Советскому поэту Давиду Самойлову выпала судьба жить и творить в военное время. Не просто жить, а быть активным участником боевых действий. Ему шел 22-й год, когда началась многолетняя Великая Отечественная война. В расцвете сил и молодости юноша со студенческой скамьи ушел сражаться за Родину, не зная, суждено ли ему вернуться назад или погибнуть. По состоянию здоровья он не смог участвовать в военных операциях и был направлен на трудовой фронт.
В первые дни войны Давид рыл окопы под Вязьмой. После участвовал в операции по спасению Ленинграда на Волховском фронте, где служил пулеметчиком и не раз сражался с врагом врукопашную. Когда блокада была снята, участвовал в наступательных операциях Красной Армии, воевал под Варшавой, Берлином.
Юноша перенес все тяготы войны и неоднократно был ранен, но судьба берегла его от гибели. Он не только воевал, но и много писал, стал поэтом-фронтовиком. Стихи Самойлова вдохновляли его однополчан, давали им силы в бою, вселяли надежду на победу. Однако печататься Давид стал только в 1958 году.
Война завершилась, но боль от потери товарищей и близких людей не утихала. Пронеся ее в глубине души через всю жизнь, Давид писал песни и стихи на военную, лирическую тематику. Наиболее известные издания поэта:
Поэт признавался, что ему повезло иметь в товарищах и учителях Михаила Кульчицкого, Бориса Слуцкого. Его произведения вызывали интерес Анны Ахматовой, Николая Заболоцкого, Самуила Маршака. В творчестве поэта кроется стремление к справедливости, свободе и гармонии. Например, анализ стихотворения Давида Самойлова «Слова» о начале осени позволяет судить о том, что оно написано в лирическом настроении, а его «Элегия» пронизана ностальгией.
История создания
Стихотворение стало отражением переживаний поэта. В возрасте более сорока лет, когда «жизнь переступила за второй перевал», автор предается воспоминаниям, отдает листу бумаги часть своей боли. Произведение было опубликовано в популярном журнале «Новый мир» и сразу стало хрестоматийным:
Военные и фронтовые,
Где извещенья похоронные
И перестуки эшелонные.
Гудят накатанные рельсы.
Просторно. Холодно. Высоко.
И погорельцы, погорельцы
Кочуют с запада к востоку…
А это я на полустанке,
В своей замурзанной ушанке,
Где звездочка не уставная,
А вырезанная из банки.
Да, это я на белом свете,
Худой, веселый и задорный.
И у меня табак в кисете,
И у меня мундштук наборный.
И я с девчонкой балагурю,
И больше нужного хромаю.
И пайку надвое ломаю,
И все на свете понимаю.
Война, беда, мечта и юность!
И это все в меня запало
И лишь потом во мне очнулось.
Война гуляет по России,
А мы такие молодые!
Краткий анализ
Большая часть произведения напоминает сухие кадры кинохроники, личные записи. Подобный стиль наблюдается в стихотворении К. Симонова «Из дневника» и Б. Окуджавы «Проводы у военкомата». Однако представленная Самойловым картина мира является более масштабной. В ней о военной юности размышляет зрелый человек, переживший боль потерь и личные трагедии.
Композиционную структуру произведения можно разделить на три условных части:
Обобщенная характеристика и главная мысль
Произведение написано простым для понимания языком. Используя эпитеты «роковые», «замурзанная», «пороховые», автор подчеркивает драматизм происходящего, воспроизводит картину войны. В конце приведены риторические восклицания, что придает стихотворению эмоциональную окраску.
Краткая обобщенная характеристика стихотворения «Сороковые»:
Автор говорит о несовместимости войны и прекрасной, полной надежд и планов юной жизни. Однако искалеченное детство и молодость не должны пройти бесследно.
В кровавую эпоху, когда по земному шару гуляет война, важно сберечь достоинство и честь, во что бы то ни стало сохранить любовь к Родине и волю к жизни.
«Сороковые» — анализ стихотворения Самойлова
Мы подготовили для Вас несколько вариантов анализ стихотворения Самойлова «Сороковые». Используйте наш материал для выполнения школьного задания по литературе (для 6 класса)
Краткий анализ
Автор: Давид Самойлов
История создания: стихотворение написано в 1961 и приурочено к 20 годовщине Великой Отечественной войны.
Тема стихотворения: хроника военных лет.
Композиция: композиция кольцевая, состоит из трёх условных частей. В первой части автор описывает ужасы войны, во второй – обращается к самому себе в дни молодости, а в третьей – обобщает судьбы лирического героя и всей страны.
Жанр: лирическое стихотворение.
Стихотворный размер: четырёхстопный ямб, с использованием парной и перекрёстной рифмовки.
Эпитеты: «роковые», «пороховые», «замурзанная».
Олицетворения: «война гуляет».
Инверсия: «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные».
Вариант 1
Давид Самойлов – известный советский поэт, которому довелось пройти всю войну, от первого до последнего дня. Невзирая на все сложности фронтовой жизни, он умудрялся уделять время столь любимой им поэзии. Самойлов писал обо всём, чему был свидетелем на войне, описывал те чувства, которые ему довелось пережить. Именно поэтому его фронтовая лирика была так близка и понятна народу.
Однако долгожданная победа и мирная жизнь не в состоянии были заглушить ту боль, что пронёс в своем сердце Самойлов через всю войну. Невозможно было стереть из памяти гибель молодых ребят, которым уже не довелось любить, создавать семьи, радоваться чистому небу над головой. Не в силах сдерживать в себе саднящую боль, Давид Самойлов продолжал писать о войне и в мирное время.
Так, в 1961 году, спустя 20 лет после начала Великой Отечественной войны, было написано его знаменитое стихотворение «Сороковые». Впервые оно было напечатано в журнале «Новый мир».
Тема
Центральная тема произведения – хроника военных лет. Автор раскрывает все ужасы военного лихолетья сквозь призму собственных воспоминаний. В страшные сороковые он был двадцатилетним юношей, полным надежд и больших планов на жизнь. Только благодаря своей молодости ему удалось не зачерстветь душой во время всех испытаний, что приготовила ему война.
Автор акцентирует внимание на основной мысли своего произведения: несмотря на все ужасы войны человек, прежде всего, должен оставаться человеком. Лирический герой не просто выжил под свистом пуль и взрывами гранат: он сохранил в себе способность чувствовать окружающий мир, наслаждаться теми минутами радости, что даровала ему судьба. Спустя годы, превратившись в зрелого и мудрого мужчину, лирический герой удивляется, как могли смешаться в едином клубке такие понятия, как «война, беда, мечта и юность». Война и молодость не должны соприкасаться, но, если это происходит, нужно постараться уберечь свою душу, не дать ей зачерстветь. Даже на фронте можно видеть прекрасное в мелочах, искренне радоваться им.
Композиция
Композиционная структура стихотворения имеет кольцевой тип построения. Первые и последние две строфы произведения представляют общую картину, в то время как три центральные строфы являются взглядом со стороны лирического героя, переступившего порог зрелости, на самого себя в юности.
Жанр
Произведение «Сороковые» по своей жанровой принадлежности является лирическим стихотворением: его можно назвать автобиографическим монологом лирического героя. Стихотворный размер – четырёхстопный ямб, с применением парной и перекрёстной рифмовки.
Средства выразительности
Поэт использует различные средства художественной выразительности. Среди них – эпитеты («роковые», «пороховые», «замурзанная»), олицетворения («война гуляет»), инверсия («извещенья похоронные», «перестуки эшелонные»).
Вариант 2
Стихотворение «Сороковые, роковые» было написано участником войны Давидом Самойловым (настоящая фамилия – Кауфман) в 1961 году, через 20 лет после грозных событий. На его слова сложена песня. Жанр произведения – лирико-автобиографический монолог.
Лирический герой стихотворения – человек, брошенный в ужасы военного времени. Это молодой парень, чьи светлые надежды на счастье перечеркнула война. Однако и посреди творящейся вокруг трагедии он, по своему, возрасту, не теряет оптимизма. Война, беда, мечта и юность причудливо совпали в его судьбе. Герой стихотворения и в обстановке, когда «война гуляет по России» и «погорельцы кочуют с запада к востоку», смог удержать в себе способность остро воспринимать жизнь, вбирать самые разные её впечатления, он не утратил молодых чувств, молодого задора.
Первые два четверостишия живописуют картину военного времени, «где извещенья похоронные, перестуки эшелонные» и толпы беженцев.
Во второй части автор обращается к самому себе. Он вспоминает, как в ранней юности, «худой, веселый и задорный», «в замурзанной ушанке» оказался в самой гуще войны. Со смесью светлой грусти по былом и горечи Самойлов рисует свой тогдашний портрет: с табаком в кисете, хлебной пайкой, в балагурстве с девчонками. Автор даёт понять, что он, хотя и сознавал грозный смысл творившихся вокруг, подлинно роковых событий, но по молодости не до конца чувствовал душой его драматизм. Это драматическое чувство «очнулось в нём лишь потом».
В заключительном четверостишии автор повторяет две первых, тревожных строки стихотворения – и вновь сопоставляет их с темой собственной юности. Композиция стиха замыкается.
Размер произведения – четырёхстопный ямб, в нём используется смежная и перекрёстная рифма. Художественное впечатление усиливают резкие, чеканные эпитеты («роковые», «пороховые», «свинцовые», «накатанные») и хлёсткие метафоры («война гуляет по России», «погорельцы кочуют»).
Аллитерации рокочущей согласной «р» в словах «сороковые», «роковые», «фронтовые», «похоронные», «перестуки» помогают возбудить у слушателя чувство тогдашней неотвратимой, всеобщей беды.
Вариант 3
Фронтовик Давид Самойлов написал стихотворение «Сороковые» в 1961 году, спустя 20 лет после начала Великой Отечественной войны. Произведение было положено на музыку, как и многие стихи этого автора.
Тема стихотворения
Главной темой стихотворения является человек, переживающий ужасы военного времени. Лирический герой смотрит на себя молодого через призму времени и рассуждает о том, каким застала его война. В 20 лет он был наивен, полон надежд. Впереди была вся жизнь. Именно молодость и помогает душе героя не «зачерстветь» даже во время военных испытаний. В этом главная мысль автора — несмотря ни на что человек не должен превращаться в зверя. Лирический герой не просто выжил на передовой под свистом пуль, он, к тому же, сохранил лёгкость, чуткость, способность радоваться мелочам и замечать прекрасное. В один клубок смешались полярные понятия: мечта с бедой, война с юностью.
Мы видим «сороковые» как на кадрах фильма — с конкретными деталями, на которых заостряет внимание автор. Например, что он «больше нужного хромает», «балагурит». Ведёт себя так, как любой юноша его возраста в мирное время, но не забывает, что повсюду война и беда.
Композиция и жанр
В третьей части обобщается судьба лирического героя и страны. Строки повторяются, благодаря этому композиция стиха замыкается. Произведение написано в жанре автобиографического монолога.
Средства выразительности, размер
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом, смежной и перекрёстной рифмой. Поэт использует эпитеты: «роковые», «пороховые», «замурзанная», «свинцовая»; метафоры «война гуляет по России»); инверсии («извещенья похоронные», «перестуки эшелонные»). Для передачи атмосферы рухнувшего с приходом войны мира, автор использует аллитерации: «сороковые», «роковые», «фронтовые», «похоронные», «перестуки» и др. Ими передаётся тревога, непоправимая беда. Также поэт использует повторы («погорельцы, погорельцы»), риторические восклицания и другие художественные средства выразительности.
«Сороковые» анализ стихотворения Самойлова по плану кратко – история создания, жанр, идея
На счету Давида Самойлова, известного советского поэта-фронтовика, немало стихотворений на военную тематику. Примечательно, что многие из них были положены на музыку и стали песнями, любимыми в народе. Одним из таких произведений является стих «Сороковые», написанный поэтом к двадцатилетию начала Великой Отечественной войны. Предлагаем к ознакомлению краткий анализ «Сороковые» по плану, который будет полезен ученикам 6 класса при подготовке к уроку по литературе.
Краткий анализ
История создания – Стих написан в 1961, и приурочен к двадцатилетней годовщине начала Великой Отечественной войны.
Тема стихотворения – Хроника военных лет.
Композиция – Композиция кольцевая, состоит из трех условных частей. В первой части автор описывает ужасы войны, во второй – обращается к самому себе в дни молодости, а в третьей – обобщает судьбы лирического героя и всей страны.
Жанр – Лирическое стихотворение, автобиографический монолог.
Стихотворный размер – Четырехстопный ямб, с использованием смежной и перекрестной рифмовки.
Эпитеты – «роковые», «пороховые», «замурзанная».
Олицетворения – «война гуляет».
Инверсия – «извещенья похоронные», «перестуки эшелонные».
История создания
Давид Самойлов – известный советский поэт, которому довелось пройти всю войну, от первого до последнего дня. Невзирая на все сложности фронтовой жизни, он умудрялся уделять время столь любимой им поэзии. Самойлов писал обо всем, чему был свидетелем на войне, описывал чувства и переживания, которые ему довелось пережить. Именно поэтому его фронтовая лирика была так близка и понятна народу.
Однако долгожданная победа и мирная жизнь не в состоянии были заглушить ту боль, что пронес в своем сердце Самойлов через всю войну. Невозможно было стереть из памяти гибель молодых ребят, которым уже не судилось любить, создавать семьи, радоваться чистому небу над головой. Не в силах сдерживать в себе саднящую боль, Давид Самойлов продолжил писать о войне и в мирное время.
Так в 1961 году, спустя 20 лет после начала Великой Отечественной войны, было написано его знаменитое стихотворение «Сороковые». Впервые оно было напечатано в журнале «Новый мир».
Центральная тема произведения – хроника военных лет. Автор раскрывает все ужасы военного лихолетья сквозь призму собственных воспоминаний. В страшные сороковые он был двадцатилетним юношей, полным надежд и больших планов на жизнь. Только благодаря своей молодости ему удалось не зачерстветь душой во время всех испытаний, что приготовила ему война.
Автор акцентирует внимание на основной мысли своего произведения – несмотря на все ужасы войны человек, прежде всего, должен оставаться человеком. Лирический герой не просто выжил под свистом пуль и взрывами гранат: он сохранил в себе способность чувствовать окружающий мир, наслаждаться теми минутами радости, что даровала ему судьба.
Спустя годы, превратившись в зрелого и мудрого мужчину, лирический герой удивляется, как могли смешаться в едином клубке такие понятия как «война, беда, мечта и юность». Война и молодость не должны соприкасаться, но, если это происходит, нужно постараться уберечь свою душу, не дать ей зачерстветь. Даже на фронте можно видеть прекрасное в мелочах, искренне радоваться им.
Композиция
Композиционная структура стихотворения имеет кольцевой тип построения. Первые и последние две строфы произведения представляют общую картину, в то время как три центральные строфы являются описанием, отношением лирического героя, переступившего порог зрелости, к самому себе в юности.
Условно композицию «Сороковых» можно разделить на три части.
Произведение «Сороковые» по своей жанровой принадлежности является лирическим стихотворением, автобиографическим монологом лирического героя.
Стихотворный размер – четырехстопный ямб, с применением смежной и перекрестной рифмовки.
Средства выразительности
Поэт использует различные средства художественной выразительности. Среди них – эпитеты («роковые», «пороховые», «замурзанная»), олицетворения («война гуляет»), инверсия («извещенья похоронные», «перестуки эшелонные»).