О чем стих разлука пушкин
Александр Пушкин — Разлука: Стих
В последний раз, в сени уединенья,
Моим стихам внимает наш пенат.
Лицейской жизни милый брат,
Делю с тобой последние мгновенья.
Прошли лета соединенья;
Разорван он, наш верный круг.
Прости! Хранимый небом,
Не разлучайся, милый друг,
С свободою и Фебом!
Узнай любовь, неведомую мне,
Любовь надежд, восторгов, упоенья:
И дни твои полетом сновиденья
Да пролетят в счастливой тишине!
Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я.
И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),
Пусть будут счастливы все, все твои друзья!
Анализ стихотворения «Разлука» Пушкина
«Дружба» и «разлука» – это два понятия, сопровождающие друг друга. Кто не разлучался с друзьями? Кто не переживал это чувство? Вот и великому русскому поэту Александру Сергеевичу Пушкину тоже пришлось испытать горесть разлуки. Об этом одно из его стихотворений. «Разлука» относится к ранней лирике поэта. Написано оно в 1817-1819 годах и посвящено близкому другу Вильгельму Кюхельбекеру, «милому брату» лицейской жизни. Первоначальное название так и звучало «К Кюхельбекеру». В 1825 году, работая над правкой текста, Александр Сергеевич решил изменить название.
Центральная тема стихотворения – это дружба. Пушкин всегда умел ценить настоящие крепкие отношения. За время учёбы в Лицее поэт приобрёл много друзей. Эти дружеские связи он сумел сохранить на всю его короткую жизнь.
Короткое стихотворение, состоящее из одной строфы в восемнадцать строк, можно разделить на три части. В первой части главным героем является сам Пушкин. Эта часть наполнена сожалением по поводу предстоящей разлуки, в ней присутствуют воспоминания о вместе прожитых годах. И эти годы были лучшими и надолго сохранятся в сердце поэта.
Вторая часть – напутствие своему лицеистскому собрату. Он желает Кюхельбекеру счастья, познать любовь и свободу (скорее всего, творческую). Ещё поэт желает «не разлучайся, милый друг, с свободою и Фебом». Эти слова — завещание о верности искусству.
Третья часть возвращает мысли о разлуке и, как бы закольцовывает композицию стихотворения. Пушкин заверяет друга, что и в разлуке он будет верен «святому братству».
Проанализировав композицию произведения, можно сделать вывод о том, что оно написано в жанре дружеского послания, о чём говорят пушкинские обращения «милый брат», «милый друг». Этот жанр был любим Пушкиным в раннем периоде его творчества.
Стихотворение несёт на себе печать трагичности. Это подчёркнуто тем, что в тексте несколько раз повторяется слово «последний». Также для выражения глубины своих чувств поэт прибегает к использованию метафор: «в сени уединенья», «в огне ли смертной битвы». Эпитеты «последний», «верный», «милый», «счастливый», «родимого» подчёркивают трагичность момента разлуки. При помощи олицетворений «внимает наш пенат», «и дни твои полётом сновиденья да пролетят в счастливой тишине» подчёркивается неизбежность разлуки.
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с перекрёстными и охватывающими рифмами.
Сегодня многое обесценилось в современной жизни. Трудно найти настоящего друга во всех пониманиях этого слова, без зависти, злости, чтобы воспринимал радости и горести друга, как свои собственные. В этом отношении поэт Александр Пушкин – отличный пример.
Анализ и основная тема стихотворения Пушкина «Разлука»
Многие писатели поднимают тему разлуки в своих произведениях. Однако в большинстве случаев авторам приходилось расставаться с предметом воздыхания. Читателей может поразить произведение Пушкина «Разлука». Анализ стихотворения даёт понять, насколько грустно порой бывает расставаться с близкими людьми. Краткое содержание произведения поможет подготовиться к написанию сочинения по литературе в 8 классе.
История написания
История создания произведения берёт своё начало в 1817 году, когда обучение Пушкина в Царскосельском лицее подходило к завершению. За время пребывания в учебном заведении поэт смог завести дружбу со многими лицеистами, каждый из которых отличался своим талантом.
Писатель описывал дружбу как подарок судьбы. Особую привязанность поэт испытывал к Вильгельму Кюхельбекеру. Пушкин надеялся, что их дружба не прекратится даже после окончания лицея. Многие лицеисты испытывали дружескую симпатию к Вильгельму и дали ему ласковое прозвище «Кюхля». Именно ему Александр Сергеевич Пушкин посвятил своё стихотворение «Разлука».
Средства художественной выразительности
В стихотворении автор использует большое количество троп, которые в полной мере передают отношение поэта к своему другу. В произведении имеются такие средства художественной выразительности, как:
Анализ стихотворения Пушкина по плану даёт читателю кратко понять, почему автор так воспринимает тот факт, что им с Кюхельбекером придётся расстаться. В произведении описываются чувства автора, для которого прощанье с близким другом стало настоящей мукой.
Александр Сергеевич боится, что никто в своей жизни больше не сможет найти такого товарища, который может в любую минуту поддержать.
Стихотворение и анализ «Разлука»
В последний раз, в сени уединенья,
Моим стихам внимает наш пенат.
Лицейской жизни милый брат,
Делю с тобой последние мгновенья.
Прошли лета соединенья;
Разорван он, наш верный круг.
Прости! Хранимый небом,
Не разлучайся, милый друг,
С свободою и Фебом!
Узнай любовь, неведомую мне,
Любовь надежд, восторгов, упоенья:
И дни твои полетом сновиденья
Да пролетят в счастливой тишине!
Прости! Где б ни был я: в огне ли смертной битвы,
При мирных ли брегах родимого ручья,
Святому братству верен я.
И пусть (услышит ли судьба мои молитвы?),
Пусть будут счастливы все, все твои друзья!
Краткое содержание
А. Тон. Царское село. Лицей. 1822
Учёба заканчивается, приходит время расставаться. Друзья в последний раз слушают стихотворение друга – поэта. Именно так начинает своё произведение Пушкин. Затем автор обращается напрямую к своему ближайшему товарищу по перу Кюхельбекеру, желая ему счастья, познания истинной любви и свободы. Пушкин, выступая в роли лирического героя, клянётся хранить верность дружескому братству. Он уверяет, что, невзирая на любые события, навсегда останется преданным другом своим лицейским товарищам.
История создания
Произведение написано в 1817 г. В этот год учёба юного лицеиста Александра Пушкина подходила к завершению. В процессе учёбы Пушкин крепко сдружился со многими неординарными, талантливыми личностями. Особенно высоко он ценил дружескую связь с Вильгельмом Кюхельбекером, которого, шутя, называл «Кюхля». Именно к Кюхле обращается Пушкин в этом стихотворении. В первоначальной редакции произведение носило название «К Кюхельбекеру». Спустя несколько лет Пушкин решил его переименовать.
Жанр, направление, размер
Произведение представлено в жанре дружеского послания. Именно этот жанр стал излюбленным для Пушкина в самом начале его творческого пути. Автор применяет свой любимый поэтический размер – четырёхстопный ямб с чередованием перекрёстной и охватной рифмовок.
Композиция
С композиционной точки зрения стихотворение является трёхчастным. Это позволяет произвести его условное разделение на три семантических части:
Образы и символы
В произведении представлены два ключевых образа, раскрывающих основную идею стихотворения:
Темы и настроение
Основная тема стихотворения – это дружба, имеющая огромное значение для поэта. Лицей в Царском Селе сыграл важную роль в формировании личности Пушкина. Под крышей лицея царил дух поэзии, вольномыслия. Дружеские связи, появившиеся в стенах лицея, выпускники сохранили на всю жизнь. Для Пушкина настоящие друзья – это те, кто имеет духовную связь, а также общность интересов, стремлений, идеалов. Произведение передаёт читателям настроение печали и трагичности. Это настроение подчёркивается ещё и тем, что в тексте осуществляется повтор слова «последний».
Основная идея
Основная идея заключена в том, что Пушкин даёт обещание сохранить крепкую дружбу и после окончания лицея: «Где б ни был я…святому братству верен я». Автор доносит до нас следующую мысль: необходимо ценить те дружеские отношения, что зародились в юности и были скреплены совместной учёбой, юношескими мечтами и весёлыми происшествиями.
Средства выразительности
Для передачи глубины собственных переживаний и чувств Пушкин использует разнообразные выразительные средства:
Анализ стихотворения «Разлука» Пушкина
Всего получено оценок: 20.
Всего получено оценок: 20.
Горечь расставания знакома каждому человеку. Особенно она сильна, если приходится надолго прощаться с самыми близкими и дорогими сердцу людьми. Одним из ярких поэтических работ на эту тему является стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Разлука». Предлагаем краткий анализ «Разлука» по плану, который поможет при подготовке к уроку литературы в 8 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Разлука.
История создания – Стихотворение написано в 1817 году и посвящено близкому другу поэта – Кюхельбекеру.
Тема стихотворения – Дружба.
Композиция – Произведение состоит из трех условных частей. В первой части поэт грустит по поводу предстоящей разлуки с лучшим другом, во второй части – от чистого сердца желает ему всех благ, а в третьей части заверяет друга в своей верности и преданности.
Жанр – Дружеское послание.
Стихотворный размер – Разностопный ямб со всеми видами рифмовки.
Метафоры – «в сени уединенья», «в огне ли смертной битвы», «прошли лета соединенья», «и дни твои полетом сновиденья да пролетят в счастливой тишине».
Эпитеты – «последние мгновенья», «верный круг», «милый брат», «в счастливой тишине», «родимого ручья».
Олицетворения – «внимает наш пенат».
История создания
Стихотворение было написано в 1817 году, в период, когда обучение юного Пушкина в лицее в Царском Селе подходило к концу. Во время пребывания в стенах учебного заведения Александр завел дружбу со многими интересными талантливыми личностями.
Он очень высоко ставил дружбу и искренние отношения между людьми, но наибольшую душевную привязанность испытывал к Вильгельму Кюхельбекеру. Именно к Кюхле, как ласково называли молодого человека друзья-лицеисты, и было обращено стихотворение Пушкина «Разлука».
Изначально произведение носило другое название – «К Кюхельбекеру», но спустя время поэт переименовал его.
Центральная тема произведения – дружба, которая всегда имела очень высокое значение в жизни поэта. Царскосельский лицей сыграл огромную роль в формировании личности Пушкина, поскольку в нем царил культ поэзии, вольномыслия и дружбы. Дружеские связи, которые зародились в стенах лицея, его выпускники смогли сохранить в течение всей жизни.
Именно поэтому автор с такой горечью пишет о предстоящем расставании, понимая, что судьба вряд ли подарит ещё встречу со столь близкими по духу людьми.
Композиция
Произведение можно условно разделить на три части. В первой части лирический герой, которым, несомненно, является сам Пушкин, выражает свое сожаление по поводу предстоящей разлуки с милым сердцу другом. Он с ностальгией вспоминает время, проведенное вместе с ним – и это были лучшие дни в его жизни, память о которых он надолго сохранит в душе.
Во второй части лирический герой от чистого сердца желает своему товарищу познать любовь, счастье, свободу, возможность беспрепятственно творить.
В финальной части герой заверяет друга в нерушимости своих клятв и верности « святому братству ». Он не желает этого расставания, но вынужден покориться судьбе.
Стих написан разностопным ямбом, поэт применил все виды рифмовки в данном произведении.
Произведение написано в жанре дружеского послания, столь любимого Пушкиным в начале его творческого пути.
Средства выразительности
Для выражения глубины своих чувств и переживаний поэт использует разнообразные средства художественной выразительности. Среди них метафоры («прошли лета соединенья», «и дни твои полетом сновиденья да пролетят в счастливой тишине », « в сени уединенья», «в огне ли смертной битвы »), эпитеты (« последние мгновенья», «верный круг», «милыйбрат», «в счастливой тишине», «родимого ручья »), олицетворения (« внимает наш пенат».
А.С. Пушкин, стихотворение «Разлука»: анализ произведения
Горесть расставания знакома каждому человеку. Особенно она сильна, если приходится надолго прощаться с самыми близкими и дорогими сердцу людьми. Одним из ярких поэтических работ на эту тему является стихотворение Александра Сергеевича Пушкина «Разлука». Предлагаем краткий анализ «Разлука» по плану, который поможет при подготовке к уроку по литературе в 8 классе.
Краткий анализ
Перед прочтением данного анализа рекомендуем ознакомиться со стихотворением Разлука.
История создания – Стих написан в 1817 году и посвящен близкому другу поэта – Кюхельбекеру.
Тема стихотворения – Дружба.
Композиция – Произведение состоит из трех условных частей. В первой части поэт грустит по поводу предстоящей разлуки с лучшим другом, во второй части – от чистого сердца желает ему всех благ, а в третьей части заверяет друга в своей верности и преданности.
Жанр – Дружеское послание.
Стихотворный размер – Четырехстопный ямб с чередованием перекрестных и охватных рифм.
Метафоры – «в сени уединенья», «в огне ли смертной битвы».
Эпитеты – «последние», «верный», «милый», «счастливый», «родимого».
Олицетворения – «внимает наш пенат», «прошли лета соединенья», «и дни твои полетом сновиденья да пролетят в счастливой тишине».
Средства выразительности
Для выражения глубины своих чувств и переживаний поэт использует разнообразные средства художественной выразительности. Среди них метафоры («в сени уединенья», «в огне ли смертной битвы»), эпитеты («последние», «верный», «милый», «счастливый», «родимого»), олицетворения («внимает наш пенат», «прошли лета соединенья», «и дни твои полетом сновиденья да пролетят в счастливой тишине»).
Анализ стихотворений«Моим стихам, написанным так рано» анализ стихотворения Цветаевой по плану кратко – тема, идея, жанр
Анализ стихотворений«Восшествие Елизаветы. Ода» анализ стихотворения Ломоносова по плану кратко – жанр, тема, идея
История создания
Стихотворение было написано в 1817 году, в период, когда обучение юного Пушкина в лицее в Царском Селе подходило к концу. Во время пребывания в стенах учебного заведения Александр завел службу со многими интересными талантливыми личностями.
Он очень высоко ставил дружбу и искренние отношения между людьми, но наибольшую душевную привязанность испытывал к Вильгельму Кюхельбекеру. Именно к Кюхле, как ласково называли молодого человека друзья-лицеисты, и было обращено стихотворение Пушкина «Разлука».
Изначально произведение носило другое название – «К Кюхельбекеру», но спустя время поэт переименовал его.
Составление плана
Анализ стихотворения Пушкина «Разлука» по плану гораздо проще написать. Разберем, на что же необходимо обратить свое внимание в стихотворении.
Первым делом для анализа стихотворения Пушкина «Разлука» нужно описать содержание произведения. Иными словами, нужно сказать, о чем это стихотворение. Здесь же нужно указать идейный замысел автора и жанр, к которому относится творение.
Второе, что нужно раскрыть в анализе стихотворения Пушкина «Разлука», – это техника написания произведения. Здесь нужно сказать несколько слов о ритмике, рифме и стилистическом направлении.
Третьей частью анализа стихотворения Пушкина «Разлука» стало использование конкретных образов и отношение самого автора к той проблеме, которую он поднимает в произведении. Здесь также необходимо указать и свое мнение о прочитанном, выделить какие-либо части, которые смогли задеть собственные чувства. Необходимо так же сделать небольшой обобщающий вывод о прочитанных строках.
Центральная тема произведения – дружба, которая всегда имела очень высокое значение в жизни поэта. Царскосельский лицей сыграл огромную роль в формировании личности Пушкина, поскольку в нем царил культ поэзии, вольномыслия и одновременно дружбы. Дружеские связи, которые зародились в стенах лицея, его выпускники смогли сохранить в течение всей жизни.
Для поэта дружба – это не просто приятное времяпровождение с единомышленниками, но «святое братство», нерушимый союз. Истинные друзья – это духовно связанные между собой люди, объединенные общими стремлениями, взглядами, идеалами.
Именно поэтому автор с такой горечью пишет о предстоящем расставании, понимая, что судьба вряд ли подарит встречу со столь близкими по духу людьми.
Тематика стихотворения «Разлука»
Основной темой стихотворения является тема дружбы
, занимающая в ранней лирике Пушкина большое место. Но акцент в этом стихотворении ставится на неминуемую разлуку с товарищами и конкретным другом и родным человеком, каким стал для него за годы учебы Вильгельм Кюхельбекер.
Лирический герой стихотворения полон нежных чувств и привязанности к другу юности. Из текста стихотворения видно, как молодой Пушкин относился к дружбе, его лицейский товарищ для него «милый брат», «милый друг»
, а всех остальных сокурсников вместе он называет
«святым братством»
, которому он будет всегда верен.
Предстоящее прощание становится тематической основой стиха.
Композиция
Произведение можно условно разделить на три части. В первой части лирический герой, которым, несомненно, является сам Пушкин, выражает свое сожаление по поводу предстоящей разлуки с милым сердцу другом. Он с ностальгией вспоминает время, проведенное вместе с ним – и это были лучшие дни в его жизни, память о которых он надолго сохранит в душе.
Во второй части лирический герой от чистого сердца желает своему товарищу познать любовь, счастье, свободу, возможность беспрепятственно творить.
В финальной части герой заверяет друга в нерушимости своих клятв и верности «святому братству». Он не желает этого расставания, но вынужден покориться судьбе.
Заключительное слово
Уж очень чутким был Пушкин. Стихотворение «Разлука», анализ которого представлен в статье, — прямое тому доказательство. Он очень переживает по поводу окончания учебы, использует в произведении несколько раз слово «последний», чтобы подчеркнуть трагичность момента. В строках сквозит тихая светлая грусть, немного отчаяния и безграничная надежда на то, что все останутся верными товариществу.
Сегодня сложно найти человека, который бы ценил дружбу так же, как и Пушкин. Воспринимал бы чужие победы, как свои собственные, и в передрягах житейской стужи оставался верным своим словам и обещаниям. Поэтому стоит брать с поэта пример и никогда не отказываться от товарищей и своих обещаний.
Образец сочинения
Дружба — одна из ключевых ценностей в жизни каждого, прощание с тем, кого принято называть товарищем, может угнетать. Но наиболее ярко переживания по поводу разлуки находят отражение в поэзии. Тематика расставания с другом рассматривалась и до Пушкина, например, в творчестве Державина, но именно Александр Сергеевич в строках «Разлуки» был более искренен и проникновенен.
Он привык к тому, что родные люди, лицеисты, окружали его и были рядом — на шумных застольях и в минуты печали. Вот почему скорое расставание с ними действительно поразило и лирического героя, и автора. «Разорван он, наш верный круг», — пишет поэт, ему очень горько от мысли, что те, с кем он был близок еще вчера, уже завтра покинут его. И состоится ли встреча с ними в дальнейшем, неизвестно.
Стих, который поэт посвятил своему лучшему другу, дышит поэтической грустью и тоской, Пушкин желает ему обрести те блага, о которых сам мечтать не смеет. Это любовь, счастье, свободное от ограничений творчество. Основное значение поэтического текста в осмыслении лирики автора состоит в том, что он действительно искренне любил своих друзей и верил в то, что их союз сохраниться навсегда, что они смогут поддерживать друг друга пусть не каждый день, но по мере необходимости. Тему вечной привязанности он будет повторять на протяжении всего творческого пути.
Пушкин с грустью пишет о том, что стихи его звучат в стенах лицея, ставшего родным, в последний раз, что он делит «последние мгновения» с Вильгельмом, который стал для него за годы учебы по-настоящему близким и родным. Однако последний час пробил, очень скоро им придется расстаться, жизненные пути пойдут по разным руслам. Но поэт уверен в том, что любые сложности, проблемы, невзгоды и даже настоящие крушения, обвалы они смогут преодолеть, ведь протянуть руку помощи будет готов каждый из его друзей.
Жанр, направление и композиция
Стихотворение «Разлука» написано в жанре дружеского послания, к нему нередко обращался Александр Сергеевич в лицейский период своего творчества. Этот жанр пришел в русскую поэзию неслучайно, он имеет древние корни, которые начинаются еще в Античности.
Изначально жанр послания использовался для обращений по политическим вопросам, позже он трансформировался и стал использоваться для дружеских посланий. Его характерными чертами являются: обращение к конкретному лицу, свободная форма изложения мысли, имитация личного письма.
В последний период перед разлукой Пушкин чувствует необходимость использования именно этого стихотворного жанра.
является тем литературным направлением, в котором творил ранний Пушкин. Все порывы молодой души вылились в ранней лирике поэта. Не стало исключением и стихотворение «Разлука», которое также романтическое.
Дружеский шарж Пушкина на Кюхельбекера
Композиция стихотворения является трехчастной, что позволяет условно разделить его на три тематические части:
Стихотворный размер
Именно благодаря Пушкину в русское стихосложение вошел четырехстопный ямб, огромное количество его стихотворений написано именно этим размером. Действительно, звучание ямба характеризует и отличает лирику Пушкина.
В данном стихотворении Александр Сергеевич также использует свой любимый метр – ямб, но его размер, то есть количество стоп в одной строке, в этот раз не соответствует четырем, их число варьируется от трех до шести.
Так как в стихотворении преобладает количество пятистопных строк, можно заключить, что оно написано пятистопным ямбом.
В стихотворении «Разлука» 18 строк, собранных едино и неразделенных на четверостишия. Весь стих – это единое целое, тот вид написания называется сложной строфой, внутри которой строки имеют определенный тип рифмовки.
В данном стихотворении встречаются кольцевая или опоясывающая рифма (когда между собой рифмуются 1-ая и 4-ая, 2-ая и 3-яя строки). А также перекрестная, когда окончания рифмуются через одну строку.
Тема и проблематика произведения
Основной темой стихотворения стала дружба, которая являлась для поэта бесценным подарком. В лицее Пушкин сформировался как личность, так как там всегда царил культ поэзии и вольномыслия, но все лицеисты были дружны и могли помочь друг другу в любую минуту. Те ученики, которые завели дружбу в стенах Царскосельского лицея, до конца жизни остались хорошими товарищами и поддерживали связь. Удивительно, что лицеисты каждый год собирались 19 октября, чтобы поговорить о былых годах в стенах учебного заведения. Это событие поэт описывал в своём произведении «19 октября».
Дружба для поэта имеет особое значение, это не просто приятное времяпрепровождение с теми люди, с которыми когда-то связывала учёба. Поэт считает, что товарищи являются «святым братством», его не способно разрушить ни одно бедствие. В какой бы беде ни оказался друг, ему всегда нужно приходить на помощь. Настоящие друзья духовно связаны, имеют общие интересы и цели в жизни.
В произведении автор поднимает проблемы, которые актуальны и по сей день:
Именно осознание предстоящей разлуки сильно угнетает поэта. Он смог найти настоящих товарищей, поэтому боится их потерять после окончания учёбы. Рассказчик сомневается, что когда-нибудь сможет найти таких же близких по духу людей.