О чем стих пушкина кинжал
Анализ стихотворения «Кинжал» Александра Пушкина
Стихотворение «Кинжал» (1821 г.) было написано Пушкиным во время Южной ссылки. Вольнолюбивый поэт даже в изгнании, находясь под постоянным наблюдением, продолжает воспевать идеалы справедливости и проклинать тиранию. Причем если раньше высшим судьей для Пушкина был Закон, то теперь он призывает к активным действиям в условиях, когда «дремлет меч Закона». Разумеется, в стихотворении просматривался прямой вызов русской монархии.
Особое внимание Пушкин уделяет тому отважному человеку, который найдет в себе мужество осуществить народную месть и покарать ненавистного тирана. Такое убийство не может считаться преступлением, так как герой выполняет свой гражданский долг. Во второй части стихотворения Пушкин перечисляет людей, которые, по его мнению, вошли в историю в качестве величайших тираноубийц.
Третьим великим защитником свободы Пушкин считает К.-Л. Занда — члена студенческой организации, убившего в 1819 г. реакционного писателя А. Коцебу (агента Священного союза). «Торжественная могила» Занда стала местом паломничества немецкой молодежи.
Таким образом, в «Кинжале» Пушкин выступает горячим сторонником активных действий против тирании. Свободу может защитить одна героическая личность. В это время в Европе развернулось широкое освободительное движение. Революционно настроенная часть русского общества (в том числе Пушкин) связывала с ним большие надежды применительно к России.
«Кинжал», анализ стихотворения Пушкина
История создания
Стихотворение Пушкина «Кинжал» было написано в 1821 г. 22-летним Пушкиным в период южной ссылки. Из-за революционного содержания стихотворение не могло быть напечатано, но широко распространилось, особенно в армии.
Литературное направление и жанр
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение посвящено кинжалу как символу борьбы с тиранией и традиционному оружию этой борьбы.
Первые 4 строфы – история кинжала как орудия убийства и свержения тиранов. Раскрывается философия кинжала: его мифологическое создание богами, предназначение и область применения,сущность мщения злодею, которое настигает повсюду.
Следующие 5 строф – лирическое повествование об исторических подвигах кинжала. Первый упомянутый тиран – Юлий Цезарь (Кесарь), который в 49 г. начал гражданскую войну. Перейдя реку Рубикон, которая разделяла Италию и Галлию, покорённую Римом, Цезарь победил и стал диктатором пожизненно. В заговоре борющихся с тираном республиканцев участвовал Брут, друг Цезаря. Цезарь был убит в зале заседаний Сената и, заколотый, упал перед статуей Помпея.
Последние две строфы посвящены памятным поэту событиям. В 1819 г. немецкий студент Карл Занд заколол реакционного немецкого писателя Коцебу Августа, который служил агентом русского правительства. Занд был казнён, а его могила стала местом паломничества радикально настроенной молодёжи.
Образ террориста Занда Пушкин в последней строфе связывает со средневековой традицией тайного суда в Германии прикреплять к кинжалу имя того, кто обречён на казнь. Так поступали и немецкие студенты. Кинжал без надписи – символ орудия, которое всегда найдёт тирана. В последней строфе заключена основная мысль стихотворения: нет нужды обозначать имя тирана: кинжал, орудие возмездия, ждёт его.
Тема стихотворения – возмездие тиранам, символом которого стал кинжал.
Тропы и образы
Кинжал в стихотворении – символ возмездия, его орудие.
Хотя стихотворение принадлежит к романтическому литературному направлению, Пушкин использует в нём излюбленный троп классицистов – перифраз. Пушкин не называет прямо ни Марата, ни Шарлотту Корде, ни даже Гефеста – бога огня, выковавшего кинжал и отдавшего его в руки богини возмездия Немезиды.
Нужно понять, какие мифологические и исторические личности описаны в стихотворении: Лемносский бог – Гефест, Кесарь – Цезарь, палач уродливый, апостол гибели – Марат, дева Эвменида (богиня-мстительница) – Шарлотта Корде.
Эпитеты в стихотворении постоянные, традиционные, как в древнегреческой поэзии: бессмертная Немезида, тайный страж свободы (эпитет и метафора), карающий кинжал, праздничные одежды, потаённые замки, державный Рим, заветный Рубикон, высший суд.
Общественную несправедливость Пушкин описывает метафорами: «Где Зевса гром молчит, где дремлет меч закона». Кинжал мстителя появляется только тогда, когда не свершается ни божественное, ни общественное правосудие. Его приход провоцируют власть и богатство: сень трона, блеск праздничных одежд, пиры.
В четвёртой строфе перечисляется, где кинжал может свершить правосудие. Дальше обобщение рассыпается на конкретные примеры.
Цезарь в стихотворении не характеризуется с помощью тропов. Глаголы упал и поник, предлог под (Рубикон под Кесарем) подчёркивают главенствующую позицию диктатора. Когда же вольнолюбивый Брут (эпитет) заколол Кесаря, тот оказался в самом низу, объемлющим подножье статуи Помпея.
Занд, которого Пушкин воспринимает как героя, описан с помощью эпитетов (юный праведник, избранник роковой, святая добродетель) и метафор (век угас на плахе).
Занд противопоставлен Марату из предыдущей строфы как истинный праведник и апостол ложному. Его идея, дело стали образцом для подражания (метафорически это изображено как вечная грозная тень мстителя и как горящий кинжал без надписи). Последний образ превращается в символ.
Важнейшее средство создания высокого стиля стихотворения – старославянизмы: страж, судия, сень, очи, озираясь, трепещет, ложе, глава, объемлет, презренный, перст, глас, прах.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано разностопным ямбом. Этот рваный размер как нельзя лучше передаёт срывающуюся взволнованную речь. Такой же эффект создаёт как будто случайное пятистишье вместо четверостиший (среднее, пятое). По смыслу оно не выделяется как центральное или ключевое, но именно с Древнего Рима, по мнению Пушкина, начался исторический путь мстящего кинжала.
Рифмовка в стихотворении тоже неоднородна. В первой, второй и восьмой строфах она перекрёстная, в остальных – кольцевая, в пятой – сочетает оба вида. Мужская рифма чередуется с женской во всех строфах, но в свободной последовательности.
Александр Пушкин — Кинжал: Стих
Лемносский бог тебя сковал
Для рук бессмертной Немезиды,
Свободы тайный страж, карающий кинжал,
Последний судия позора и обиды.
Где Зевса гром молчит, где дремлет меч закона,
Свершитель ты проклятий и надежд,
Ты кроешься под сенью трона,
Под блеском праздничных одежд.
Как адский луч, как молния богов,
Немое лезвие злодею в очи блещет,
И, озираясь, он трепещет,
Среди своих пиров.
Шумит под Кесарем заветный Рубикон,
Державный Рим упал, главой поник закон;
Но Брут восстал вольнолюбивый:
Ты Кесаря сразил — и, мертв, объемлет он
Помпея мрамор горделивый.
Исчадье мятежей подъемлет злобный крик:
Презренный, мрачный и кровавый,
Над трупом вольности безглавой
Палач уродливый возник.
Апостол гибели, усталому Аиду
Перстом он жертвы назначал,
Но вышний суд ему послал
Тебя и деву Эвмениду.
О юный праведник, избранник роковой,
О Занд, твой век угас на плахе;
Но добродетели святой
Остался глас в казненном прахе.
В твоей Германии ты вечной тенью стал,
Грозя бедой преступной силе —
И на торжественной могиле
Горит без надписи кинжал.
Анализ стихотворения «Кинжал» Пушкина
Стихотворение «Кинжал» (1821 г.) было написано Пушкиным во время Южной ссылки. Вольнолюбивый поэт даже в изгнании, находясь под постоянным наблюдением, продолжает воспевать идеалы справедливости и проклинать тиранию. Причем если раньше высшим судьей для Пушкина был Закон, то теперь он призывает к активным действиям в условиях, когда «дремлет меч Закона». Разумеется, в стихотворении просматривался прямой вызов русской монархии.
Особое внимание Пушкин уделяет тому отважному человеку, который найдет в себе мужество осуществить народную месть и покарать ненавистного тирана. Такое убийство не может считаться преступлением, так как герой выполняет свой гражданский долг. Во второй части стихотворения Пушкин перечисляет людей, которые, по его мнению, вошли в историю в качестве величайших тираноубийц.
Третьим великим защитником свободы Пушкин считает К.-Л. Занда — члена студенческой организации, убившего в 1819 г. реакционного писателя А. Коцебу (агента Священного союза). «Торжественная могила» Занда стала местом паломничества немецкой молодежи.
Таким образом, в «Кинжале» Пушкин выступает горячим сторонником активных действий против тирании. Свободу может защитить одна героическая личность. В это время в Европе развернулось широкое освободительное движение. Революционно настроенная часть русского общества (в том числе Пушкин) связывала с ним большие надежды применительно к России.
Стихотворение и анализ «Кинжал»
Из ножен вырван он и блещет вам в глаза,
Как и в былые дни, отточенный и острый.
Поэт всегда с людьми, когда шумит гроза,
И песня с бурей вечно сестры.
Когда не видел я ни дерзости, ни сил,
Когда все под ярмом клонили молча выи,
Я уходил в страну молчанья и могил,
В века загадочно былые.
Как ненавидел я всей этой жизни строй,
Позорно-мелочный, неправый, некрасивый,
Но я на зов к борьбе лишь хохотал порой,
Не веря в робкие призывы.
Но чуть заслышал я заветный зов трубы,
Едва раскинулись огнистые знамена,
Я – отзыв вам кричу, я – песенник борьбы,
Я вторю грому с небосклона.
Кинжал поэзии! Кровавый молний свет,
Как прежде, пробежал по этой верной стали,
И снова я с людьми, – затем, что я поэт,
Затем, что молнии сверкали.
Краткое содержание
С. Малютин. Портрет В.Я. Брюсова. 1916
Творческое наследие Валерия Брюсова отличается многообразием жанров и тем, которым были посвящены его произведения. Среди его работ можно встретить и любовную лирику, и размышления на исторические темы, и стихотворения с описанием природы, а также сочинения, в которых присутствует тема гражданской позиции поэта и его роли в современном обществе. Этой проблеме посвящено стихотворение «Кинжал», которое появилось на свет в 1903 году.
В начале повествования кинжал лишь кратко упоминается в первой строфе. Затем появляется образ поэта, отрекающегося от всего мирского: «Я уходил в страну молчанья и могил…» После этого поэт противопоставляет себя толпе, он не желает больше служить людям. Но приближающаяся буря меняет его настроение. Он готов занять место в первых рядах и стать «песенником борьбы» за грядущие перемены: «и снова я с людьми, – затем, что я поэт…»
В стихотворении явно прослеживаются революционные настроения и патриотические идеи. Герой, в образе которого воплощен сам автор, верит, что его слова будут услышаны народом, а он, в свою очередь, будет и дальше выступать вдохновителем и проводником борьбы за новые идеалы.
Анализ
История создания
В 1903 году дух революции уже начинает витать над Россией, но народ все еще продолжает жить по инерции. Брюсов к этому времени все больше отдаляется от символистов, его поэзия начинает приобретать гражданскую направленность. Подтверждением этому стало стихотворение «Кинжал», опубликованное в журнале «Новый мир» в 1904 году.
Это произведение нередко сравнивают со стихотворениями Пушкина и Лермонтова. Но Брюсова нельзя назвать их полным подражателем. Если классики были уверены, что призвание поэта – всегда освещать дорогу толпе и быть ее предводителем, то позиция Брюсова несколько иная. Он считает, что нельзя допускать бессмысленные жертвы. «Кинжал» поэт должен обнажать только в том случае, если массы сами созреют для перемен.
Персонажи и образы
Главный персонаж стихотворения – поэт. Его монолог звучит как своеобразная декларация, в которой раскрываются взгляды самого Брюсова на призвание поэта. Он четко и конкретно отстаивает позицию зрелого человека, уверенного в своих суждениях.
Поэтическое дарование автора – это его кинжал, который больше выступает, как вспомогательный образ, заимствованный из хрестоматийных произведений. Он является своеобразным фоном, на котором автор рисует собственную картину. Сочетание образов кинжала, толпы, грядущей бури и самого героя предельно четко обозначают гражданскую направленность произведения.
Композиция и жанр
Стихотворение состоит из пяти строф. Композиция линейная, на это указывает последовательность, с какой автор преподносит свою идею. В первом четверостишии он говорит, что место поэта – быть рядом с народом. Но уже во второй строфе отмечает: если у этого народа нет «ни дерзости, ни сил», то поэту лучше отстраниться от толпы. Следует не просто оставаться в тени, но наращивать свои силы до того времени, когда народ воспрянет ото сна и будет сам готов к переменам. По жанру стихотворение «Кинжал» является классическим образцом гражданской лирики.
Размер и средства художественной выразительности
В первых трех строках каждой строфы использован шестистопный ямб, а в последней строчке – четырехстопный. Такое сочетание придает стихотворению объем и наделяет особой ритмикой. В перекрестной (АВАВ) рифмовке наблюдается чередование мужских и женских слогов.
Средства художественной выразительности включают эпитеты: «века загадочно былые», «огнистые знамена», «былые дни», «верная сталь», «робкие призывы», «кровавый свет» и метафоры: «молнии сверкали», «шумит гроза», «кинжал поэзии», «под ярмом клонили молча выи», «зов трубы». Кроме этого, в тексте много пафосных слов, что свидетельствует об отходе Брюсова от символистского течения и обращению к классике.
Проблематика и основная идея произведения
Основной темой стихотворения является предназначение поэта и поэзии. Мысль, которую автор доносит до читателя, заключается в том, что поэт не в силах что-либо изменить, если у самих людей нет стремления к свободе. Но, когда это стремление проявится – поэту не следует оставаться в стороне. Его острое слово должно поражать врагов и поддерживать соратников. И в этом Брюсов видит истинное предназначение поэта.
“Кинжал” анализ стихотворения Пушкина
История создания
Стихотворение Пушкина “Кинжал” было написано в 1821 г. 22-летним Пушкиным в период южной ссылки. Из-за революционного содержания стихотворение не могло быть напечатано, но широко распространилось, особенно в армии.
В 1827 г. стихотворение все-таки было издано, но скрывалось в другом произведении – в записках французского писателя Ансло “Шесть месяцев в России”, изданных в Париже и Брюсселе. “Кинжал” был напечатан в прозаическом французском переводе. Зато вся Россия, по словам Александра I, читала его
Литературное направление и жанр
Период южной ссылки – этап увлечения Пушкина Байроном и создания романтических стихотворений. Борьба с тиранией – одна из традиционных тем романтизма. Стихотворение “Кинжал” – образец гражданской лирики Пушкина, одно из самых острых революционных стихотворений.
Тема, основная мысль и композиция
Стихотворение посвящено кинжалу как символу борьбы с тиранией и традиционному оружию этой борьбы.
Первые 4 строфы – история кинжала как орудия убийства и свержения тиранов. Раскрывается философия кинжала: его мифологическое
Следующие 5 строф – лирическое повествование об исторических подвигах кинжала. Первый упомянутый тиран – Юлий Цезарь (Кесарь), который в 49 г. начал гражданскую войну. Перейдя реку Рубикон, которая разделяла Италию и Галлию, покоренную Римом, Цезарь победил и стал диктатором пожизненно. В заговоре борющихся с тираном республиканцев участвовал Брут, друг Цезаря.
Цезарь был убит в зале заседаний Сената и, заколотый, упал перед статуей Помпея.
Эвменидой, богиней мщения, Пушкин называет Шарлотту Корде, заколовшую Марата. За это ей отрубили голову: она стала “жертвой Аида”.
Последние две строфы посвящены памятным поэту событиям. В 1819 г. немецкий студент Карл Занд заколол реакционного немецкого писателя Коцебу Августа, который служил агентом русского правительства. Занд был казнен, а его могила стала местом паломничества радикально настроенной молодежи.
Образ террориста Занда Пушкин в последней строфе связывает со средневековой традицией тайного суда в Германии прикреплять к кинжалу имя того, кто обречен на казнь. Так поступали и немецкие студенты. Кинжал без надписи – символ орудия, которое всегда найдет тирана.
В последней строфе заключена основная мысль стихотворения: нет нужды обозначать имя тирана: кинжал, орудие возмездия, ждет его.
Тема стихотворения – возмездие тиранам, символом которого стал кинжал.
Тропы и образы
Кинжал в стихотворении – символ возмездия, его орудие.
Хотя стихотворение принадлежит к романтическому литературному направлению, Пушкин использует в нем излюбленный троп классицистов – перифраз. Пушкин не называет прямо ни Марата, ни Шарлотту Корде, ни даже Гефеста – бога огня, выковавшего кинжал и отдавшего его в руки богини возмездия Немезиды.
Нужно понять, какие мифологические и исторические личности описаны в стихотворении: Лемносский бог – Гефест, Кесарь – Цезарь, палач уродливый, апостол гибели – Марат, дева Эвменида (богиня-мстительница) – Шарлотта Корде.
Эпитеты в стихотворении постоянные, традиционные, как в древнегреческой поэзии: бессмертная Немезида, тайный страж свободы (эпитет и метафора), карающий кинжал, праздничные одежды, потаенные замки, державный Рим, заветный Рубикон, высший суд.
Для описания кинжала Пушкин использует множество тропов. Кинжал называется карающим (эпитет), тайным стражем свободы и последним судией позора и обиды (бессоюзные сравнения). Блеск лезвия сравнивается с адским лучом, с молнией богов.
Общественную несправедливость Пушкин описывает метафорами: “Где Зевса гром молчит, где дремлет меч закона”. Кинжал мстителя появляется только тогда, когда не свершается ни божественное, ни общественное правосудие. Его приход провоцируют власть и богатство: сень трона, блеск праздничных одежд, пиры.
В четвертой строфе перечисляется, где кинжал может свершить правосудие. Дальше обобщение рассыпается на конкретные примеры.
Цезарь в стихотворении не характеризуется с помощью тропов. Глаголы упал и поник, предлог под (Рубикон под Кесарем) подчеркивают главенствующую позицию диктатора. Когда же вольнолюбивый Брут (эпитет) заколол Кесаря, тот оказался в самом низу, объемлющим подножье статуи Помпея.
История смерти Марата – настоящий хаос, описанный с помощью метафор (исчадье мятежей, труп вольности безглавой) и эпитетов (крик злобный, презренный, мрачный и кровавый). Множество убийств называются жертвами усталому Аиду (метафора). Сам Марат одновременно подобен уродливому палачу и апостолу гибели.
Занд, которого Пушкин воспринимает как героя, описан с помощью эпитетов (юный праведник, избранник роковой, святая добродетель) и метафор (век угас на плахе).
Занд противопоставлен Марату из предыдущей строфы как истинный праведник и апостол ложному. Его идея, дело стали образцом для подражания (метафорически это изображено как вечная грозная тень мстителя и как горящий кинжал без надписи). Последний образ превращается в символ.
Важнейшее средство создания высокого стиля стихотворения – старославянизмы: страж, судия, сень, очи, озираясь, трепещет, ложе, глава, объемлет, презренный, перст, глас, прах.
Размер и рифмовка
Стихотворение написано разностопным ямбом. Этот рваный размер как нельзя лучше передает срывающуюся взволнованную речь. Такой же эффект создает как будто случайное пятистишье вместо четверостиший (среднее, пятое).
По смыслу оно не выделяется как центральное или ключевое, но именно с Древнего Рима, по мнению Пушкина, начался исторический путь мстящего кинжала.
Рифмовка в стихотворении тоже неоднородна. В первой, второй и восьмой строфах она перекрестная, в остальных – кольцевая, в пятой – сочетает оба вида. Мужская рифма чередуется с женской во всех строфах, но в свободной последовательности.