О чем стих брожу ли я вдоль улиц шумных
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»
Автор: Guru · 28.04.2018
Наверное, одним из самых популярных и самых неразрешимых вопросов человечества является вопрос о смысле жизни. Все мы каждый день погружаемся в будничную суматоху: работа, дом, учёба. И в этом вихре нам некогда размышлять над вечными вопросами бытия. Но стоит нам остановиться на миг, оглянуться вокруг, как эти самые вопросы встают перед нами неразрешимой громадой. Ощущения человека, который пытается постичь природу мироздания и тайну своей судьбы, прекрасно передал великий русский поэт — Александр Сергеевич Пушкин, в своём произведении «Брожу ли я вдоль улиц шумных…».
История создания
Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» было создано поэтом в 1829 году. К этому времени автору исполнилось 30 лет. Уже состоявшийся как художник слова, Пушкин не находил удовлетворения в своей жизни. Его тяготили думы о судьбах отечества, обязанность работать на нелюбимой службе. Светская жизнь и цензор в лице Николая I не помогали, а чинили препятствия творчеству поэта. Всё чаще Александр Сергеевич начал обращаться к философской проблематике. И 1829 год богат на произведения такого рода.
Напечатано стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» в 1830 году в «Литературной газете». В первой редакции произведение носило более прямой посыл. Автор писал, что мысль о смерти его преследует, где бы он ни находился. В заключительном варианте мотив неизбежной смерти смягчён, автор дал место светлым чувствам вечности жизни, ведь поэт живет в сердцах людей столетиями.
Жанр, направление, размер
Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» относится к философской лирике. Здесь автор затрагивает вечные вопросы жизни и смерти. Жанр произведения, характерный для направления «романтизм», в русле которого отчасти творил Пушкин, — элегия. В тексте мы видим глубоко личные переживания и размышления героя, проникнутые мотивом грусти.
Атмосфера тихих, спокойных мечтаний лирического героя передаётся через ритмический строй произведения. А.С. Пушкин использует перекрёстный тип рифмы, что придает стихотворению плавность и размеренность. Размер произведения – четырёхстопный ямб с пиррихием. Подобный «строй» стиха помогает читателю погрузиться во внутренний мир лирического героя, действуя на него как некий транс.
Композиция
Стихотворение представляет собой лирический монолог. Герой от первого лица повествует о себе и своих внутренних ощущениях. От этого в произведении часто встречается местоимение «я». Личные переживания стоят в центре композиции элегии.
Состоит стихотворение из восьми четверостиший:
Образы и символы
В центре повествования находится внутренний мир лирического героя. Мы видим как бы два проявления его: внешнее и внутреннее. Сам рассказчик нам говорит об этой двойственности: вокруг него шум и веселье, общество друзей и соотечественников, а он хоть и говорит с ними, но мысленно находится далеко, думая о вечных вопросах бытия. Окружающая беззаботность контрастирует с внутренней напряженностью человека, обремененного тяжелыми думами. Внешне он ведёт себя как обычно, не выказывая того, что внутри него происходит сложнейшая дилемма.
Героя данного произведения можно назвать сильным человеком, ведь он смирился с неизбежным, он смог найти в себе силы увидеть в своём положении светлые начала. Так, ребёнок становится символом новой жизни. Да, сам герой уйдёт, но на этом поток жизни не закончится. В конце произведения появляется образ природы, которая «красою вечною сиять» будет. Секрет силы этого естества в том, что каждая частичка природы перед смертью оставляет потомство, которое продолжит дело предков. Так и человек, по мнению Пушкина, должен явить на свет наследника, в нем он переродится для нового дня.
Темы и проблемы
Смысл произведения выявляется в том, что герой не пытается бороться с неизбежностью, не кричит и не ропщет. Он смиряется с конечностью своего существования и восхищается бессмертностью самой жизни. Он отрицает эгоизм человека, который ограничен думами лишь о своем теле, которому наплевать на мир и его развитие. Нравственные и умные люди должны думать наперед и приветствовать перемены в лице новых поколений, которым нужно дать дорогу.
Средства художественной выразительности
Кроме того, автор использует такое синтаксическое средство, как риторические вопросы, что характерно для философской лирики. Так как именно вопросы заставляют лирического героя размышлять, приходить к какому-либо выводу.
Также поэт включает в своё произведение метафоры («патриарх лесов»), олицетворения («равнодушная природа»), эпитеты («многолюдный храм», «вечны своды»). Всё это помогает передать контраст между внешней и внутренней жизнью героя.
Стихотворение и анализ «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды –
И чей-нибудь уж близок час.
Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю: прости!
Тебе я место уступаю;
Мне время тлеть, тебе цвести.
День каждый, каждую годину
Привык я думой провождать,
Грядущей смерти годовщину
Меж их стараясь угадать.
В бою ли, в странствии, в волнах?
Или соседняя долина
Мой примет охладелый прах?
И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне всё б хотелось почивать.
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
Краткое содержание
Как таковой сюжет в этом произведении отсутствует. Читая данные стихотворные строки, мы просто знакомимся с потоком рассуждений автора на непростую тему бренности бытия, его взглядами, мыслями о жизни и смерти.
История создания
Известно, что Пушкина не воспринимало светское общество всерьёз, хотя поэту было на момент написания произведения около тридцати лет. К тому же, он, испытывая существенные финансовые затруднения, вынужден был вместо занятий любимым творчеством ходить на ежедневную, чуждую для себя службу. Всё это заставляло Пушкина предаваться грустным размышлениям, воплощённым в данном стихотворении.
Произведение появилось на свет в 1829 г. Спустя год его напечатала «Литературная газета». Изначально было две редакции. В окончательной, знакомой нам редакции, автор существенно смягчил прямолинейность формулировок, когда лирический герой не просто намекал, а сразу же сообщал о том, что его неотступно преследуют навязчивые суицидальные мысли.
Жанр, направление, размер
Перед нами классическая элегия, имеющая реалистические мотивы. Элегия посвящена грустным размышлениям лирического героя: он думает об окончании жизни, внутренне смиряясь с неизбежностью конца. Стихотворение представляет собой литературное направление «реализм»: в нём легко почувствовать одиночество лирического героя, заметить его постоянные мысли об окончании земного существования.
Произведение написано четырёхстопным ямбом с пиррихием. Рифмовка перекрёстная, происходит чередование женской/мужской рифм. Всё это придаёт элегии черты рассуждения, превращая её в способ обретения душевного покоя, как для самого поэта, так и для читателей.
Композиция
Произведение условно можно разделить на две части, по четыре строфы в каждой:
Рассуждения поэта выстроены крайне последовательно. Мысль развивается поэтапно: от размышления о смерти конкретного человека – к размышлению о возрождении всего живого. Лирический герой уверен: даже после смерти остаётся нечто вечное и дорогое.
Образы и символы
Пушкин использует смысловую галерею образов, в которых жизнь противопоставляется смерти:
Темы и настроение
Основная идея
Основная идея заключена в следующем: любой человек, достигший зрелых лет, должен не только думать о неизбежной смерти, но и учиться жить с мыслью о том, что однажды она придёт за ним. Многие пушкиноведы утверждают, что поэт в жизни был человеком суеверным, мистически настроенным: он одновременно и боялся смерти, и пытался её предугадать.
Средства выразительности
Проникновенное настроение данного произведения подчёркнуто разнообразием выразительных средств, использованных Пушкиным для передачи основной мысли:
Следует заметить, рассуждая на столь сложную тему, поэт практически не пользуется возвышенными словами. Лексика произведения предельно проста: в ней немало бытовых понятий, почти отсутствуют старославянизмы.
Александр Пушкин — Брожу ли я вдоль улиц шумных: Стих
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам.
Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды —
И чей-нибудь уж близок час.
Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов.
Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю; прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе цвести.
День каждый, каждую годину
Привык я думой провождать,
Грядущей смерти годовщину
Меж их стараясь угадать.
И хоть бесчувственному телу
Равно повсюду истлевать,
Но ближе к милому пределу
Мне все б хотелось почивать.
И пусть у гробового входа
Младая будет жизнь играть,
И равнодушная природа
Красою вечною сиять.
Анализ элегии «Брожу ли я вдоль улиц шумных» Пушкина
Родоначальник классической литературы, основоположник русского реализма, создатель русского литературного языка, Александр Сергеевич Пушкин, оставил после себя неоценимое наследие. Во многих лирических произведениях поэта отражаются его душевные переживания. Одним из таких является «Брожу ли я вдоль улиц шумных», написанное в 1829 году.
Историко-литературный контекст
Философские рассуждения в трогательной элегии 1829 года точно и лаконично передают мироощущение поэта того времени, когда его одолевали безотрадные мысли о прожитой жизни и страх перед грядущим. В первой редакции стихотворения автор напрямую заявляет о том, что его повсеместно преследует мысль о смерти. Заключительный вариант напечатан в «Литературной газете» (1830) и содержит в себе менее фатальный мотив смерти.
Жанр данного стихотворения — элегия, передающая глубоко личные переживания человека, проникнутые настроением грусти. Главный смысл стихотворения, его эмоциональная нагрузка нацелены на осознание судьбы поэта с глубоким и сложным внутренним миром.
Тематика и проблематика
«Брожу ли я вдоль улиц шумных» — это монолог поэта с самим собой. Главная тема стихотворения — неизбежность смерти:
«Мы все сойдём под вечны своды —
И чей-нибудь уж близок час»
Даже чистый и невинный образ младенца приобретает негативную окраску, так как для лирического героя образ «милого» ребёнка — символ его скорой смерти. Здесь же затронута ещё одна философская проблема: цикличность жизни — одни рождаются, другие умирают: «Мне время тлеть, тебе цвести».
Рассуждения движутся по вектору от общего к частному: от смертности каждого человека до личных переживаний лирического героя по данному вопросу. Заключают же рассуждение мысли о вечных ценностях : родине, природе, красоте и жизни в целом.
Художественные приёмы
Одним из ярких образов данного произведения является «дуб уединенный». Лирический герой хочет прожить долгую жизнь подобно вековечному дубу, пережившему «век отцов». Юноши же кажутся ему безумными своим безрассудством и отсутствием мыслей о смерти, ввиду долгой жизни впереди.
Велик перечислительный ряд стихотворения («брожу ли», «вхожу ль»,»сижу ли» ), символизирующий непрерывный поток мысли героя, где бы он не находился. С помощью эпитетов «уединенный», «забвенный», «охладелый», «бесчувственному», «гробового», «равнодушная» автор диктует меланхолично-грустное настроение всей элегии.
Стихотворение написано четырёхстопным ямбом с пиррихием. Такая чёткая ритмическая организация позволяет читателю полностью погрузиться в размышления лирического героя, начать сопереживать проблеме, осознать всю бренность бытия.
Вывод
Пушкинская поэзия чужда всего фантастичного, ложного, призрачно-идеального; она вся проникнута насквозь действительностью. Лирика поэта знакомит нас с его философскими раздумьями о смысле жизни, о трагическом в жизни. Поэт хорошо понимает, что жизнь его времени полна страданий. Но он не теряет веры в будущее и сам называет свою печаль «светлой».
«Брожу ли я вдоль улиц шумных…»: пушкинская меланхолия и размышления о вечном
Меню статьи:
«Брожу ли я вдоль улиц шумных…» – произведение, отразившее философские размышления автора о вечных вопросах. В частности, как известно в период Болдинской осени, а особенно – к концу 1820-х годов, Пушкин написал множество меланхолических текстов. Анализируемое нами произведение родилось в 1829 году. Опубликовали эту работу в 1830-м. Удивительно, но этот стих известен в двух вариантах. В первом варианте автор-рассказчик прямо признается в том, что его мучают идеи о конечности существования, о смертности. И тон этих размышлений очень напряженный. Второй вариант пушкинского текста более мягкий. В целом, автор размышляет о неизбежности смерти. Что касается жанра, то литературные критики называют это произведение элегией. Также здесь просматриваются элементы реализма. Однако об этом мы поговорим дальше.
Из истории создания произведения: детали
Сегодня литературный видит мир видит в Пушкине икону, классика, пример для наследования, репрезентанту русской литературы. И это иронично, так как при жизни не так уж много людей из светского общества воспринимали писателя серьезно. Несмотря на это Александр Сергеевич уже успел получить громкую известность. Но жизнь Пушкина не была легкой. Финансовые проблемы мешали поэту отдавать свои силы творчеству, потому что нужно было как-то выходить из тяжелого материального положения. Решение финансовых проблем – служба, а Пушкин ненавидел службу. Вынужденная монотонность жизни заставила писателя впасть в тягостное настроение. Эту грусть, безысходность, отчаяние поэт воплотил в известном нам произведении.
Произведение Александра Сергеевича Пушкина “Вновь я посетил” глубоко и правдиво, здесь нашлось место для переживаний, мыслей и настроений автора. Предлагаем читателям ознакомиться с его описанием
Текст напечатали на страницах «Литературной газеты» через год после его написания. Второй вариант, как мы уже говорили, значительно спокойнее и мягче первого. Ведь в первой версии этого произведения Александр Сергеевич открыто признается, как сильно и часто задумывается о смерти.
О теме стихотворения
О композиции произведения
Пушкин условно делит свой лирический текст на два равных по объему фрагмента. Каждая условная часть состоит из четырех строф. В первой части писатель создает такую ситуацию, что любые обстоятельства неизбежно приводят главного героя к размышлениям о собственной смертности.
Я говорю: промчатся годы,
И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды –
И чей-нибудь уж близок час…
День каждый, каждую годину
Привык я думой провождать,
Грядущей смерти годовщину
Меж их стараясь угадать.
Содержательная наполненность строф
Любопытно, что автор-рассказчик (а Пушкину свойственно писать автобиографические тексты, от первого лица) три раза повторяет одну и ту же мысль. Эта мысль, соответственно, сопровождается одинаковыми мыслительными операциями. Наталкиваясь на какое-то место, вспоминая какое-то событие, наблюдая какое-то действие, герой обязательно думает о собственной кончине.
Такое чувство, что автор-рассказчик попал в замкнутый круг собственных мыслей, из которого не может выбраться. Вот люди, скопившиеся на улице, в храме, вот – в целом – общество. Но все эти образы приводят только к одному – к мыслям о финале жизни. Цепляет внимание образ дуба – могучего дерева, которое не первый раз появляется в пушкинском творчестве. Герой умрет, а дуб все еще будет жить, наблюдая, как растут дети – новое поколение людей. И эта связь, этот круговорот, по мнению писателя, – залог непрерывности жизни.
Александр Сергеевич Пушкин написал мини-пьесу «Пир во время чумы», когда оказался как бы запертым в имении Большое Болдино из-за эпидемии холеры. Эта болдинская осень стала переломным этапом в жизни великого поэта. Предлагаем читателям ознакомиться с описанием этого произведения
Структурно, вторая часть произведении посвящается размышлениям о времени (об этом автор пишет в пятой строфе).
В последних двух, завершительных строфах Пушкин размышляет о ценностях, небезразличных герою произведения. Эти ценности – вечные: это все то, что касается родины, природы, а также самой жизни.
Настроение и логика произведения
Пушкин движется от абстрактных тем, общих, к темам, мотивам частным, более узким, конкретным. Сначала это мысли о смерти вообще, а потом – о собственной кончине. В тексте много риторических вопросов о том, где и когда стоит умирать? Также Пушкин высказывает желание, чтобы его похоронили в родной земле.
Жанровая и стилистическая специфика текста
Пушкин – известный мастер классических элегий. Кроме того, в этом тексте литературоведы выделяют одну особенность – наличие реалистических мотивов в стихотворении. Реализм критики отыскали в печальных размышлениях о конкретных вещах, с которыми сталкивается каждый человек. Но какова реакция лирического героя? Герой думает о конечности жизни, но в итоге смиряется с неизбежным финалом, приходит к некоему внутреннему согласию. Бренность бытия, обязательность смерти – обычные темы для элегий. Каждый человек – естественным образом – однажды задумывается о смерти. Таков порядок природы. Пушкин пишет о моральной подготовке к смерти.
Пушкин в этом тексте использует четырехстопный ямб, вводя в произведение также пиррихий. Как известно, пиррихий создает впечатление разорванного ритма, заставляет читателя спотыкаться при чтении, вдумываться в слова, читать медленно. Пиррихий автор чаще помещает в третий слог. Таким образом, Пушкин намеренно создает вполне определенный, четкий ритмический рисунок стиха. Ритмика настолько важна для писателя, что даже когда Пушкин пропускает ударения, это вписывается в общую ритмическую канву произведения. Что касается рифмовки, то здесь использована перекрестная рифмовка, а также мужская и женская рифма. Подобные особенности придают произведению настроение рассуждения, раздумья. Для Пушкина, вероятно, такие тексты приравнивались к способу обрести душевный покой. И поэт мастерски делит этот способ со своими читателями.
Элегия заставила автора сконцентрировать внимание на гармоничных рассуждениях. Медитативный характер тоже кажется весьма закономерным в этом контексте.
О средствах художественной выразительности текста
Этот пушкинский шедевр невероятно проникновенный. И этот эффект достигает по причине богатства художественных приемов и средств выразительности, которые автор вводит в текст, чтобы передать свои мысли. Например, в произведении встречается множество:
Младенца ль милого ласкаю,
Уже я думаю; прости!
Тебе я место уступаю:
Мне время тлеть, тебе цвести…
Образ юности
Брожу ли я вдоль улиц шумных,
Вхожу ль во многолюдный храм,
Сижу ль меж юношей безумных,
Я предаюсь моим мечтам…
Роль метафор и эпитетов
Эпитеты важны в этом произведении. И писатель намекает на это, когда ставит эпитеты после существительного. Таким образом, можно говорить о множестве инверсий в этом тексте, что характерно для элегий. То же самое касается и перифразов: «милый предел», что означает родная земля, отечество, «гробовой вход», то есть яма, образ могилы.
Метафоры сопровождаются олицетворениями. Однако эти средства использованы здесь, чтобы выразить образ быстротечной жизни и скорой смерти. Отдельное место занимает метафора, связанная с дубом, «патриархом лесов».
Гляжу ль на дуб уединенный,
Я мыслю: патриарх лесов
Переживет мой век забвенный,
Как пережил он век отцов…
С одной стороны, это намек на смертность, а с другой – на долговечность жизни. Есть только метафора, которая однозначно выражает образ жизни:
И пусть у гробового входа младая будет жизнь играть…
Анализ стихотворения А.С. Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»
История создания
Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» было создано поэтом в 1829 году. К этому времени автору исполнилось 30 лет. Уже состоявшийся как художник слова, Пушкин не находил удовлетворения в своей жизни. Его тяготили думы о судьбах отечества, обязанность работать на нелюбимой службе. Светская жизнь и цензор в лице Николая I не помогали, а чинили препятствия творчеству поэта. Всё чаще Александр Сергеевич начал обращаться к философской проблематике. И 1829 год богат на произведения такого рода.
Напечатано стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» в 1830 году в «Литературной газете». В первой редакции произведение носило более прямой посыл. Автор писал, что мысль о смерти его преследует, где бы он ни находился. В заключительном варианте мотив неизбежной смерти смягчён, автор дал место светлым чувствам вечности жизни, ведь поэт живет в сердцах людей столетиями.
«Брожу ли я вдоль улиц шумных…» А.Пушкин
«Брожу ли я вдоль улиц шумных…» Александр Пушкин
Брожу ли я вдоль улиц шумных, Вхожу ль во многолюдный храм, Сижу ль меж юношей безумных, Я предаюсь моим мечтам.
Я говорю: промчатся годы, И сколько здесь ни видно нас,
Мы все сойдем под вечны своды — И чей-нибудь уж близок час.
Гляжу ль на дуб уединенный, Я мыслю: патриарх лесов Переживет мой век забвенный, Как пережил он век отцов.
Младенца ль милого ласкаю, Уже я думаю: прости! Тебе я место уступаю; Мне время тлеть, тебе цвести.
День каждый, каждую годину Привык я думой провождать, Грядущей смерти годовщину Меж их стараясь угадать.
И хоть бесчувственному телу Равно повсюду истлевать, Но ближе к милому пределу Мне всё б хотелось почивать.
И пусть у гробового входа Младая будет жизнь играть, И равнодушная природа Красою вечною сиять.
Анализ стихотворения Пушкина «Брожу ли я вдоль улиц шумных…»
К 30 годам Александр Пушкин уже был достаточно известным поэтом, чье творчество являлось предметом салонных споров. Однако светское общество относилось к стихам будущего классика русской литературой с определенной долей скептицизма, так как Пушкин слыл в этих кругах повесой и дебоширом, ловеласом и человеком, который никогда не лезет за словом в карман. Тем не менее, по меркам того времени его можно было считать вполне состоявшимся и успешным человеком.
Жанр, направление, размер
Стихотворение «Брожу ли я вдоль улиц шумных…» относится к философской лирике. Здесь автор затрагивает вечные вопросы жизни и смерти. Жанр произведения, характерный для направления «романтизм», в русле которого отчасти творил Пушкин, — элегия. В тексте мы видим глубоко личные переживания и размышления героя, проникнутые мотивом грусти.
Атмосфера тихих, спокойных мечтаний лирического героя передаётся через ритмический строй произведения. А.С. Пушкин использует перекрёстный тип рифмы, что придает стихотворению плавность и размеренность. Размер произведения – четырёхстопный ямб с пиррихием. Подобный «строй» стиха помогает читателю погрузиться во внутренний мир лирического героя, действуя на него как некий транс.
«Брожу ли я вдоль улиц шумных»: анализ стихотворения А. С. Пушкина
Основные темы в творчестве А. С. Пушкина
Поэт и писатель отличился от других авторов разносторонностью в сочинительстве. Он затронул многие темы в своих произведениях. Пушкин воспевал свободу, пытался бороться с самодержавием, не обходил стороной актуальные политические вопросы, ратовал и болел за счастье народа. Важное место в его творчестве занимали темы дружбы, любви. Он воспевал родную природу, пейзажи.
Как и многие другие поэты, А. С. Пушкин делился своими личными переживаниями, размышлениями о собственном назначении, судьбе, жизни и смерти. «Брожу ли я вдоль улиц шумных» – стихотворение в жанре элегии, которое показывает читателям одну их тем, волновавших лирика. Мы видим, как великий поэт относится к смерти, которой, увы, никому не удастся избежать.
«Брожу ли я вдоль улиц шумных», Пушкин А. С. содержание
В рассматриваемом нами стихотворении поэт рассказывает, что где бы он ни находился, его посещают думы. Они о том, что годы летят, всем предначертана кончина, и чей-то час уже близок. Лирический герой смотрит на дуб и задумывается о том, что тот переживет и его так же, как пережил его предков. Когда он ласкает младенца, думает, что тот будет цвести, а он сам – тлеть. Каждый день поэта посещает мысль о грядущей смерти, о ее возможных причинах. Он отмечает, что, несмотря на то, что мертвому телу все равно где находиться, сам он желает почивать недалеко от родных мест.
Заканчивает свою элегию поэт тем, что после него останутся младая жизнь и вечная природа. В этом состоит содержание произведения «Брожу ли я вдоль улиц шумных». Анализ, который мы рассмотрим далее, покажет нам, какие приемы, использованы в этой лирике. Также мы отметим и другие моменты, связанные с данным произведением.
«Брожу ли я вдоль улиц шумных»: анализ лирики
Это творение было создано в декабре 1829 года и издано в 1830-м. Оно написано четырехстопным ямбом и катренами с перекрестной рифмовкой. Жанр произведения – элегия. Это философская лирика, которая посвящена вечной теме. В ней поэт передает свою мысль о неизбежности смерти для людей. Для этого он обращается к различным художественным приемам, помогающим читателю погрузиться в произведение и понять автора. Основной из них – антитеза: противопоставление жизни и смерти («тлеть», «цвести»). Поэт показывает, что человеку в этом мире отведен лишь определенный период времени, в то время как природа вокруг него вечна.
Он использует риторические вопросы, в которых задумывается, где и как произойдет его кончина.
В элегии мы встречаем эпитеты («юношей безумных»), олицетворения («равнодушная природа»), метафоры («патриарх лесов»).
Заключение
Мы рассмотрели одну из элегий великого русского поэта «Брожу ли я вдоль улиц шумных». Анализ произведения показал нам отношение лирика к теме неминуемой смерти. Мы узнали, что Пушкин принимает эту неизбежность. Он словно говорит, что такова жизнь и от этого никуда не деться: жизнь не вечна, и одно поколение сменяется другим. В то же время Пушкин показывает читателям, что не все в этом мире тленно, через природу.
Для передачи читателям своего видения поэт применил некоторые художественные приемы, которые сделали язык лирического произведения ярче и сумели раскрыть размышления автора.
Композиция
Стихотворение представляет собой лирический монолог. Герой от первого лица повествует о себе и своих внутренних ощущениях. От этого в произведении часто встречается местоимение «я». Личные переживания стоят в центре композиции элегии.
Состоит стихотворение из восьми четверостиший:
Анализ стихотворения Пушкина «Когда за городом, задумчив, я брожу…»
Стихотворение «Когда за городом, задумчив, я брожу…», написанное Александром Сергеевичем Пушкиным в 1826 году с удивительной чёткостью и правдивостью раскрывает положение России того времени.
Стихотворение представляет собой два противопоставления, в нём показаны два кладбища – кладбище городское и кладбище деревенское. И первое и второе является символом России, два образа, противостоящих друг другу. Жизнь подлинная и жизнь фальшивая.
Пушкин говорил не просто о каком-то безызвестном городском кладбище, а о кладбище Санкт-Петербурга. Столичное кладбище. Каждый троп затрагивает одну важную тему за другой, это и делает данный образ столь многозначительным и содержательным. Тема смерти и разложения – непростая тема, она раскрывает всю страшную суть столицы империи.
Прежде, в своих произведениях, таких как «Медный всадник», Пушкин говорил о двух обличиях Санкт-Петербурга. Теперь же речь зашла о третьем лике – лик купеческий и чиновно-дворянский.
В своём стихотворении, автор очень откровенен. Пушкин не скрывает своего неприятия и презрения к окружающей действительности. Кладбищенская тема о которой, как правило, говорили исключительно в печально-высокой лексике и с некоторым поддельным религиозным умилением, здесь звучит иначе.
Автор показывает печальный и лживый мир столицы, лишённый всякой духовности. Дворяне, купцы и чиновники, все они захоронены тут и даже после своей смерти, они сохранили всю суть своего прошлого пошлого существования.
Пушкин обнажает лицемерие и фальшь воздыханий и скорби, по умершим. Так он говорит «амурный плач вдовицы», которая пускает скупую слезу на могиле собственного «мужа-рогача», которого она обманывала ещё при жизни. В своём описании кладбища автор жесток и безжалостен ко всей лжи, что обитает в этом месте. Пушкин показал печальный и гнусный финал, не менее печальной и гнусной жизни столичных франтов.
В свою очередь образ деревенского кладбища совершенно отличается от того, что мы видим в первой части стихотворения. Кладбище в деревне не такое нарядное, но это заменяет ему его величественность. Здесь «почивают мертвые» — там «гниют мертвецы столицы». И самое важное – деревенское кладбище не лишено жизни.
Ещё Герцен отмечал, что в лирике Пушкина – «биография его души». Каждое новое стихотворение автора раскрывало его с новой стороны и показывало всю многогранность и глубину души великого русского поэта.
Образы и символы
В центре повествования находится внутренний мир лирического героя. Мы видим как бы два проявления его: внешнее и внутреннее. Сам рассказчик нам говорит об этой двойственности: вокруг него шум и веселье, общество друзей и соотечественников, а он хоть и говорит с ними, но мысленно находится далеко, думая о вечных вопросах бытия. Окружающая беззаботность контрастирует с внутренней напряженностью человека, обремененного тяжелыми думами. Внешне он ведёт себя как обычно, не выказывая того, что внутри него происходит сложнейшая дилемма.
Героя данного произведения можно назвать сильным человеком, ведь он смирился с неизбежным, он смог найти в себе силы увидеть в своём положении светлые начала. Так, ребёнок становится символом новой жизни. Да, сам герой уйдёт, но на этом поток жизни не закончится. В конце произведения появляется образ природы, которая «красою вечною сиять» будет. Секрет силы этого естества в том, что каждая частичка природы перед смертью оставляет потомство, которое продолжит дело предков. Так и человек, по мнению Пушкина, должен явить на свет наследника, в нем он переродится для нового дня.
Пафос
Стихотворение проникнуто духом разрушения, неизбежной кончины. В нем чувствуется печаль, какая-то тоска и одновременно смирение перед неизбежным.
Над автором словно навис рок, который он ощущает, но не может понять и постичь. Все это Пушкин гениально изложил в анализируемом стихотворении.
Однако нельзя сказать, что произведение пессимистично. Наоборот, хоть тлен и неизбежен, но через него возрождается природа, и жизнь идет дальше своим чередом.
Темы и проблемы
Смысл произведения выявляется в том, что герой не пытается бороться с неизбежностью, не кричит и не ропщет. Он смиряется с конечностью своего существования и восхищается бессмертностью самой жизни. Он отрицает эгоизм человека, который ограничен думами лишь о своем теле, которому наплевать на мир и его развитие. Нравственные и умные люди должны думать наперед и приветствовать перемены в лице новых поколений, которым нужно дать дорогу.
Средства художественной выразительности
Кроме того, автор использует такое синтаксическое средство, как риторические вопросы, что характерно для философской лирики. Так как именно вопросы заставляют лирического героя размышлять, приходить к какому-либо выводу.
Также поэт включает в своё произведение метафоры («патриарх лесов»), олицетворения («равнодушная природа»), эпитеты («многолюдный храм», «вечны своды»). Всё это помогает передать контраст между внешней и внутренней жизнью героя.
Автор: Екатерина Евсеева
Интересно? Сохрани у себя на стенке!
Система образов
Автор вводит череду образов, в которых жизнь противопоставляется смерти:
Во всем чувствуется неизбежность конца. Однако «у гробового входа младая будет жизнь играть», а это значит, что мир продолжит существовать.