О чем спросить подростка
Какие вопросы задавать подростку
Да, подростки это немного не наш профиль. Но мы посовещались и поняли вот что: у наших читателей, молодых родителей (к счастью, в данном случае слово «молодой» не имеет никакого отношения к возрасту), вполне могут быть старшие дети и младшие братья и сестры. Так что внимайте.
Родители часто задают вопросы своим детям подросткового возраста, но делают это неправильно. Расскажу, как правильно спрашивать, чтобы подросток отвечал и рассказывал то, что его волнует.
Спрашивайте часто
Родители, задавайте нам вопросы хотя бы один раз в день — вечером. Нам есть, что вам рассказать. Спросите о том, как прошел день, чем мы гордимся и как наши дела. Это помогает понять, что мы кому-то нужны.
Задавайте открытые вопросы
Важно задавать открытые вопросы, в ответ на которые надо что-то рассказывать. «Ты успел убраться в комнате?» — плохой вопрос, потому что на него можно ответить или «нет» или «да». А вот «Что было самым классным из того, что ты сделал за сегодня?» — хороший вопрос.
Найдите то, что нам интересно
Проблема большинства родителей в том, что они не интересуются своим ребенком. Конечно, они его любят, но при этом словно боятся узнать, что ему на самом деле интересно. Это обидно.
Чтобы ребенок с вами разговаривал — спрашивайте о том, что ему интересно. Например:
— Ваня, расскажи, как у тебя прошел день?
— В школу ходил и в Доту играл.
— А что это? Расскажи.
— Ну, это игра . Там надо управлять своим героем, или, если герой крутой, то другими существами.
— А почему она тебе нравится?
— Там надо уметь договариваться с другими игроками, потому что цель игры — уничтожить вражеский лагерь, защищённый башнями. А ещё очень важен правильный подбор героев и артефактов.
Найдите то, что нам интересно и спрашивайте об этом. Потом можно плавно и вполне естественно перейти и на другие темы.
Не надо давить и требовать
«Когда ты исправишь алгебру? Ты же мне обещал!». Как часто мы все это слышим.
Кажется, что это хороший, открытый вопрос, но это не так. Все портит последняя фраза. Ее проблема в том, то вы давите на подростка, а мы это не любим.
Если вы хотите спросить про алгебру, скажите: «Ваня, я волнуюсь за твою алгебру. Когда ты сможешь ее исправить?»
Объясняйте ваши тревоги
Психологически подростку проще что-то сделать, если он понимает зачем. Поэтому, когда вы спрашиваете о наших планах, объясните, почему вам это интересно. Вам, взрослым, кажется, что это очевидно, вы же волнуйтесь за нас. А подросткам кажется, что вы нас постоянно контролируете и не даете свободы. Чтобы не ссориться с подростком, объясните, зачем вы спрашиваете. Не надо спрашивать: «Куда это ты собрался?». На это вы получите ответ: «А тебе какое дело?».
Лучше спросить так: «Ваня, я волнуюсь. Сейчас 21:00, и ты хочешь уйти из дома. Можешь объяснить, куда ты идешь? Мне это нужно это знать, чтобы не волноваться». Подросток ответит бесконфликтно и честно.
Говорите спокойно
Подростки (как и дети всех других возрастов, кстати) ненавидят, когда на них кричат. От крика у нас срываются любые ограничители. Говорите тихо и спокойно.
Вопросы для детей, подростков, чтобы родителям лучше их понять
Как весело и познавательно проводить с детьми время? Как узнать, о чем думают дети, понять их цели, переживания, мечты и желания? С помощью игры в вопросы и ответы. В этой статье мы собрали вопросы для детей, которые придумали родители, желая лучше понять детские мысли и мечты.
В них учитывались интересы маленьких детей, подростков и молодёжи. Для удобства эти вопросы были распределены по разделам, например, интересные, шуточные, смешные или умные. Эти вопросы можно использовать также для детской викторины или играя во время поездки на отдых.
Цель игры в вопросы и ответы — научиться открыто общаться с детьми на разные темы. Поэтому получив ответ ребенка, старайтесь понять, что стоит за его ответом, дополнительно задавая вопрос «почему»?
Вопросы для детей: легкие, философские
Интересные вопросы для детей
Эти вопросы хорошо подойдут детям возрастом 5-10 лет.
Шуточные, смешные вопросы для детей
Взрослые и умные вопросы для детей
Вопросы для подростков
Интересные вопросы для подростков
Психологические вопросы для подростков
Советы родителям
Родителям нужно помнить, что дети уклоняются от ответов, потому что:
Какой тогда будет результат? Односложные ответы, короткий разговор и плохое общение. К сожалению, это стандартный набор многих семей.
Заключение
Один из лучших способов понять своих детей — это задавать вопросы. Но, конечно, вопросы для детей должны быть правильными, интригующими вопросами, на которые им захочется отвечать.
В качестве подсказки мы и составили этот список вопросов детям и то, что может быть интересно подростку. Благодаря этим вопросам вы сможете не только улучшить взаимоотношения с детьми, но и поможет больше узнать об их взглядах, переживаниях?
Поверьте, вы можете быть удивлены тем, что вы узнаете!
Мне нравится статья
Не нравится статья
Рекомендуем посмотреть видео, где Ургант успешно применяет вопросы в общении с детьми.
200+ Лучших Вопросов Для Подростков, Которых Никогда Не Было
Игра «Я никогда не буду» отлично подходит для подростков, чтобы начать разговор, узнать больше друг о друге или просто весело провести время вместе. Это также поможет вам узнать, что другие делали или не делали в своей жизни.
Мы предлагаем вам исчерпывающий список вопросов для подростков, которые никогда не возникали никогда, на которые вы могли бы вдохновиться, чтобы составить свой собственный набор вопросов.
Как Играть с подростком
Правила игры, в которой я никогда не был, довольно просты и могут быть настроены в соответствии с удобством участвующих игроков. Вот один из способов игры.
Игроки берут с собой несколько конфет, садятся в круг и по очереди говорят о том, чего они никогда не ели и никогда не делали.
Предложения должны начинаться с фразы: «Никогда не видел». Например, «Я никогда не пробовал заниматься каякингом».
Остальная часть группы, попробовавшая каякинг, должна откусить от сладкого.
Если каякингом пробовал только один человек, вы можете попросить его предоставить вам подробную информацию.
В конце концов, победителем становится тот, кто съест наибольшее количество конфет.
200 игр или вопросы для подростков
В зависимости от тем, которые вам удобны, выберите любой вопрос из этого списка.
Забавно, у меня никогда не было вопросов
С помощью этого набора забавных вопросов вы можете ожидать, что ваши друзья громко рассмеются.
1. Я никогда не ел пищу, упавшую на пол.
2. Никогда я случайно не написал свое имя неправильно.
3. Я никогда не спал в обычной одежде.
4. Я никогда по ошибке не носил рубашку наизнанку публично.
5. Я никогда не притворялся, что смеюсь над шуткой, которую не понял.
6. Я никогда не смотрел римейк «Охотников за привидениями».
7. Никогда не ел жука.
8. Я никогда не смотрел про Губку Боб Квадратные Штаны и Машу и Медведь мультфильм.
9. Я никогда не ловил кого-нибудь ковырянием в носу.
10. Я никогда не ел того, что, как я знал, было чужой едой.
11. Я никогда не корчил себе рожиц в зеркало в ванной.
12. Я никогда не ходил в общественный туалет.
13. Я никогда не плакал во время просмотра фильма Pixar.
14. Никогда еще я так сильно не смеялся, что не промочился.
15. Я никогда не одевалась как противоположный пол.
16. Я никогда случайно не назвал учителя «мамой».
17. Я никогда не был влюблен.
18. Я никогда не открывал дверь для толкания.
19. Я никогда не натирал чужую зубную щетку чем-то другим, кроме зубной пасты.
20. Я никогда не пытался увидеть, сколько зефира уместится в моем рту.
21. Я никогда не носил одежду своих родителей.
22. Я никогда не «прибирался», складывая все в шкаф.
23. Меня никогда не арестовывали.
24. Я никогда не прятал еду под кроватью.
25. Никогда я не ложился спать до трех утра.
26. Я никогда не сталкивался с раздвижной стеклянной дверью.
27. Никогда не пела караоке.
28. Я никогда не обходился без ванны или душа дольше недели.
29. Никогда я никогда не делал что-то настолько плохое на публике, что я все еще съеживаюсь, когда думаю об этом.
30. Я никогда не ел мел.
31. Я никогда не спотыкался и не падал на публике.
32. Я ни разу не уронил телефон в унитаз.
33. Я никогда не разговаривал с ребенком, который не был младенцем.
34. Я никогда не смотрел музыкальное видео «Gangnam Style».
35. Меня никогда не били током.
36. Я никогда не воровал в магазине.
37. Я никогда не был кайфом.
38. Я никогда не корчил глупые рожи своим родителям и учителям.
39. Я никогда не красил волосы и ужасно об этом сожалел.
40. Я никогда не боялся тени.
41. Я никогда не притворялся, что знаю незнакомца.
42. Я никогда не ломал что-нибудь дорогое из-за злости.
43. Я никогда не использовал мужскую комнату в клубе, потому что очередь в женскую комнату была слишком длинной.
44. Меня никогда не вызывали из-за перхоти.
45. Я никогда не пел в ванной плохо.
46. Я никогда не надевала пижаму и не притворялась одеждой.
47. Я никогда не проливал напиток на незнакомца.
48. Я никогда не делился своей посудой с собакой.
49. Я ни разу не пробрался куда-нибудь.
50. Я никогда не сбривал брови.
51. Я никогда не танцевал перед зеркалом.
52. Я никогда не говорил «извините», когда рядом никого не было.
53. Я никогда не вывернула нижнее белье наизнанку.
54. Я никогда не боялся себя перед зеркалом.
55. Я никогда не красил воду в ванне.
56. Я никогда не гулял дольше 12 часов.
57. Я никогда не практиковал речь перед зеркалом.
58. Я никогда не вырывал шатающиеся зубы и не показывал их другим.
59. Я никогда не пропустил дай пять.
60. Я никогда не пробовал сниматься в массовке в кино.
61. Я никогда не пела в душе.
62. Никогда за мной не гналась собака.
63. Я никогда не заходил во двор, чтобы воспользоваться их бассейном.
64. Я никогда не задумывался, каково быть собакой.
65. Я никогда не делал татуировки.
66. На меня никогда не нападал гусь.
67. Никогда я втайне не мечтал стать волшебником в Хогвартсе.
68. Я никогда не одевался как монстр.
69. Я никогда не делал что-то невежливое из-за давления сверстников.
У меня никогда не было вопросов к друзьям
Задайте эти вопросы своим друзьям и посмотрите, каковы их ответы. Они вас удивят.
70. Я никогда не жульничал на тесте.
71. Мне никогда не приходилось недолюбливать мнение других.
72. Я никогда не выезжал из страны.
73. Я никогда не участвовал в акциях протеста.
74. Я никогда не прыгал в бассейн в одежде.
75. Я никогда не ел сырой рыбы.
76. Я никогда не использовал ругательства.
77. Я никогда не дарил подарочную карту повторно.
78. Никогда не курила.
79. Я никогда не стригся сам.
80. Я никогда не плакал публично.
81. Я никогда не выезжал за пределы штата один.
82. Я никогда не засыпал публично.
83. Я никогда не жил один.
84. Я никогда не брил голову.
85. Я никогда не прогуливал занятия.
86. Я никогда не летал на вертолете.
87. Я никогда не лгал своим учителям.
88. Я ни разу не смотрел телевизор весь день.
89. Я никогда не плавал с дельфинами.
90. Никогда не пробовала суши.
91. Я никогда не разговаривал со своим возлюбленным.
92. Я никогда не выходил на сцену перед толпой.
93. Я никогда не терял кошелек.
94. Я никогда не сломал кость.
95. Никогда не был на концерте.
96. Я никогда не ел аллигатора.
97. Я никогда не был влюблен.
98. Я никогда не пел публично.
99. Я никогда не симулировал болезнь, чтобы пропустить школу.
100. Я никогда не устраивал вечеринку на Хэллоуин.
101. У меня никогда не было парня или девушки.
102. Никогда не думал о том, какой собакой я стану.
103. Я никогда не играл на музыкальном инструменте.
104. Я никогда не был в Мексике.
105. Я никогда не брил ноги.
106. Никогда не смотрела детские мультики.
107. Я никогда не катался на сноуборде.
108. Я никогда не отписывался от друга в социальных сетях.
109. Я никогда не касался змей.
110. Я никогда не разгадывал судоку.
111. Я никогда не забывал солнцезащитные очки, которые я уже носил.
112. Я никогда не катался на лыжах.
113. Я никогда не выступал перед толпой.
114. Я никогда не поднимал паука.
115. Я никогда не солгал другу, чтобы избежать большего зла.
116. Я никогда не запирал ключи в машине.
117. Я никогда не бывал в чужой стране.
118. Я никогда не пробегал марафон.
119. Я никогда не пробовал рецепт из Интернета.
120. Я никогда не крал деньги из кошелька отца.
121. Я никогда не давал чаевых в ресторане.
122. Я никогда не учил иностранный язык.
123. Я никогда не поднимал тяжести для тренировки.
124. Я никогда не ездил на слоне.
125. Я никогда не употреблял алкоголь без согласия родителей.
126. Я никогда не давал денег бездомному.
127. Я никогда не играл правду или действие
128. Я никогда не становился вирусным в Интернете.
129. Я никогда не работал в ресторане быстрого питания.
130. Я никогда не играл в бутылку.
131. Я никогда не пытался смотреть на солнце.
132. Я никогда не писал смс и не звонил в кино.
133. Я никогда не терял сознание.
134. Я никогда не прыгал с тарзанки.
135. Я никогда не дарил орган.
Чистые вопросы, которых никогда не было
Задайте своим друзьям эти чистые вопросы, о которых никогда не бывает, и узнайте о них больше.
136. Я никогда не спасал чью-то жизнь.
137. Я никогда не сдавал кровь.
138. Я никогда не встречал знаменитостей.
139. Мне никогда не делали операции.
140. Я никогда не солгал сотруднику правоохранительных органов.
141. Я никогда не делал рецепт из блога.
142. Я никогда не пробовался на шоу талантов.
143. Я никогда ни на что не ставил.
144. Я никогда не прыгал из самолета.
145. Я никогда не становился веганом.
146. Я никогда не видел знаменитостей на улице.
147. Я никогда не убегал из дома.
148. Я никогда не летал на самолете.
149. Я никогда не загадывал желания у фонтана.
150. Я никогда не использовал поддельное удостоверение личности.
151. Я никогда не солгал своему лучшему другу.
152. Никогда за мной не гонялись дикие животные.
153. Я никогда не надевала в школу странный костюм.
154. Я ни разу случайно не съел жука.
155. Я никогда не лгал о своем возрасте.
156. Я никогда не тянул всю ночь в школе.
157. Никогда не готовил.
158. Я никогда не кладу конфеты на пиццу.
159. Я никогда не пытался открыть чей-то телефон.
160. У меня никогда не было ветрянки.
161. Я никогда не сочинял рассказ, чтобы кого-то впечатлить.
162. Я никогда не спал со своим питомцем.
163. Я никогда не был за рулем машины.
164. Я никогда не читал ни одной книги о Гарри Поттере.
165. Я никогда не сокращал очередь специально.
166. Я ни разу не обманул тест.
167. Никогда не был в цирке.
168. Я никогда не скрывал важную информацию от человека, который должен знать.
169. Я никогда не был в библиотеке.
170. Я ни разу не проговорился о том, что поклялся хранить в секрете.
171. Я никогда не делился своим местоположением с другом.
172. Я никогда не лепил снеговика.
173. Я никогда не давал денег бездомному.
174. У меня никогда не было кариеса.
175. Я никогда не пробовал причудливую диету.
176. Я никогда не был на круизном лайнере.
177. Я никогда не смотрел телевизор вверх ногами.
178. Я ни разу не сломал кость, занимаясь спортом.
179. Я никогда не видел слона в реальной жизни.
180. Я никогда не шпионил за комнатой, кабинетом или имуществом друга.
181. Я никогда не сочинял историю о ком-то, что не было настоящим.
182. Я никогда не целовал своего питомца.
183. Я никогда не терял свое ценное имущество.
184. Я никогда не был в Диснейленде.
185. У меня никогда не было друзей с пособиями.
186. Я никогда не пекла свой хлеб.
187. Я никогда не ездил на мотоцикле.
188. Я никогда не завидовал своим друзьям.
189. Я никогда не покупал одежду в Интернете.
190. Я никогда не был на шоу талантов.
191. Я никогда не устраивал вечеринку-сюрприз.
192. Я никогда не заставлял кого-то плакать, делая им подарок.
193. Я никогда не плакал в школьной ванной.
194. Я никогда не тратил часы на просмотр смешных видео на YouTube.
195. Мне ни разу не наложили швы.
196. Я никогда не жаловался на соседа по комнате.
197. Я никогда не пробовала корма для домашних животных.
198. Я никогда не опаздывал на занятия.
199. Никогда не думал, что фильм лучше книги.
200. Я никогда не занимался подводным плаванием с аквалангом.
201. Я никогда не спал в кровати моего соседа по комнате.
202. Я никогда не пробовал детское питание, будучи взрослым.
203. Никогда у меня не было обморожений.
204. Никогда у меня не было пищевого отравления.
205. Я ни разу не сбил припаркованную машину.
Эти никогда не задаваемые вопросы помогут вам сломать лед и лучше узнать людей. Ключом к игре в эту игру является правильное сочетание вопросов и гарантия того, что вы никого не обидите. Придумывайте собственные интересные вопросы и получайте удовольствие.
Содержание диагностической беседы с подростком
В начале беседы не стоит задавать прямых вопросов о душевном состоянии подростка; Ребенок лучше освоится в общении с психологом, отвечая поначалу на вопросы, касающиеся его режима дня (Во сколько ты встаешь? Сколько времени уходит на завтрак? Кто готовит завтрак? Тебя кто-нибудь из членов семьи провожает в школу? Во сколько ты обычно приходишь домой после окончания занятий в школе? Обедаешь ли ты после прихода из школы? Сам ли разогреваешь обед? Когда ты гуляешь? Сколько времени тратишь на прогулку? С кем ты гуляешь? Когда ты готовишь уроки? Сколько времени тратишь на подготовку домашних заданий? Если у тебя не получается какая-нибудь задача, обращаешься ли ты к кому-нибудь за помощью? Во сколько с работы приходят твои родители? Как вы проводите время? Когда вся семья собирается вместе? Сколько времени ты смотришь телевизор (видеомагнитофон)? Во сколько ты ужинаешь и ложишься спать?).
Подобные вопросы и ответы на них позволяют обрисовать картину жизни ребенка, его взаимоотношений с членами семьи и другими окружающими его людьми. Например, имея эту информацию, психолог адекватнее проинтерпретирует результаты теста «Рисунок семьи».
Далее следует блок вопросов, касающихся семьи ребенка. Их можно задавать вразбивку, особенно если ребенка настораживает и тревожит большое количество вопросов о. семье. Следует поинтересоваться, кем работают родители, какова область их интересов, каков режим их работы, как проводят свое свободное время, сколько времени затрачивают на общение с детьми (прогулки, покупки в магазинах, чтение, просмотр телевизионных передач, отдых и т. д.), кто из членов семьи является ее главой; как сложились отношения у подростка с его братьями и сестрами, дедушками и бабушками; как подросток обычно проводит летние и зимние каникулы.
После установления контакта следуют вопросы, касающиеся личности ребенка. Следует отметить, что вопросы, касающиеся мировоззрения, уместно задавать старшеклассникам, так как большинство подростков еще не готовы к их обсуждению.
Далее следуют вопросы, касающиеся интересов самого подростка.
Далее необходимо поинтересоваться, есть ли у подростка мечта. Если подросток затрудняется ответить на этот вопрос, то у него следует спросить, что он сделал бы, если бы у него была возможность обратиться к золотой рыбке и он мог загадать три любых желания, которые непременно исполнились бы.
У подростка следует также выяснить, что и кого он больше всего ненавидит.
Интерес представляет отношение подростка к созданию в будущем семьи:
Младшие подростки иногда испытывают затруднения, отвечая на эти вопросы. В старшем школьном возрасте эти затруднения нередко возникают у тех подростков, у которых наблюдаются конфликтные отношения с родителями, отсутствие жизненных планов, низкая самооценка.
В настоящее время в жизни человека большое значение приобретает религиозное мировоззрение.
Чтобы разобраться в степени религиозности подростка и характере ее влияния на его личность, необходимо поинтересоваться не только тем, верит ли подросток в бога, но и установить, насколько глубоко он верит, как свою веру переживает. Это можно сделать с помощью следующих вопросов:
– Веришь ли ты в бога? Ходишь ли ты в церковь? Как часто ты посещаешь церковь? Что значит любить бога? Как к твоей религиозности относятся родители? Знаешь ли ты божественные заповеди и молитвы? Отмечаешь ли религиозные праздники? Какие религиозные праздники ты знаешь? Какой религиозный праздник недавно прошел? Как ты его отмечал? К какому религиозному празднику ты готовишься? Что ты для этого делаешь?
Беседа используется также для изучения особенностей эрудиции и интеллекта подростков. При этом необходимо обращать внимание на их речь: выражают ли они свои мысли односложно или в развернутой форме; легко ли понимают суть задаваемых вопросов; адекватно ли реагируют на шутки; склонны ли шутить сами; быстро ли реагируют на слова и замечания психолога. О многом говорят взгляд, улыбка, жестикуляция детей и т.д.
Нелишне поинтересоваться, как школьник сам оценивает свои возможности: считает ли он, что обладает какими-то выдающимися способностями или обладал ими раньше.
В ходе беседы можно получить информацию о волевой регуляции подростка, которая уточняется при встречах с родителями и учителями, а также пополняется в ходе собственных наблюдений психолога.
В процессе беседы нужно уделять больше внимания обсуждению конкретных фактов проявления воли (или безволия) у подростков.
В конце беседы, когда устанавливаются доверительные отношения, следует приступить к изучению эмоциональной сферы ребенка. В результате можно получить предварительную информацию о способах реагирования подростка на стрессовую ситуацию, о причинах его эмоциональных переживаний, о глубине и силе переживаний.
Можно задать следующие вопросы:
– Какое настроение обычно бывает у тебя? Легко ли расстраиваешься, огорчаешься? Что чаще всего тебя огорчает?
Быстро ли твое настроение нормализируется, или ты долго переживаешь то, что случилось? Как ты реагируешь на то, что тебя расстраивает, – раздражаешься, плачешь, делаешь вид, что ничего не произошло, чувствуешь в душе горечь, обиду?
Испытываешь ли ты чувство тоски, страха, тревожности, одиночества, подавленности? Возникает ли у тебя чувство вины за что-либо?
Если подросток дает положительный ответ, то у него следует спросить:
– Как часто эти чувства появляются у тебя? Что ты ощущаешь, когда они возникают? Когда они появляются у тебя? В какое время дня они наиболее и наименее сильны? Пытаешься ли ты их преодолевать (если да, то как) или ждешь, когда они сами пройдут? Если они проходят сами, то когда это обычно наступает?
Помимо затяжного снижения настроения, у детей, страдающих от депрессий и неврозов, отмечается ухудшение аппетита, нарушение сна, появление соматических расстройств (разумеется, психолог должен разбираться в особенностях патологии и этих явлений). В этой связи необходимо выяснить у подростка, какой у него аппетит. Если он говорит, что аппетит у него ухудшился, то следует спросить, с какого момента это началось, какие жизненные события этому предшествовали.
– Не испытываешь ли общей разбитости, не появляются ли непонятные боли в разных частях тела? Когда они возникают? Опиши свои ощущения.
– Как ты засыпаешь? Быстро или долго ворочаешься с боку на бок? Какой у тебя сон – поверхностный или глубокий? (Если подросток не понимает вопроса, то ему надо объяснить, что поверхностный сон – это сон чуткий, когда человек вроде бы и спит, но при малейшем шорохе просыпается и т.д.) Видишь ли сны? Какие сны ты видишь – цветные или черно-белые? Сколько часов спишь, высыпаешься или нет? Часто ли плохо спишь или в какие-то определенные дни, когда происходят определенные события в твоей жизни? Как встаешь – тяжело или легко? Какие испытываешь ощущения после сна – бодрость, вялость, разбитость или ощущение, что вовсе не спал?
В ходе беседы с подростком обсуждаются также вопросы, касающиеся его характера.
Ответы на эти вопросы, в частности, являются основанием для изучения самооценки подростков. Интересные данные можно получить, используя методику «Тест на самооценку».
Важным показателем внутреннего состояния ребенка является его отношение к животным.
– Есть ли в доме домашние животные? Кто за ними ухаживает? Любишь ли ты свою кошку (собаку)? Нравится ли тебе тискать животное? Не появляется ли у тебя иногда желание причинить ему боль? Если ответ положительный, то когда оно чаще всего возникает: без причин, когда тебя наказывают, когда тебе запрещают что-либо делать, когда ты ссоришься с кем-либо из членов семьи, когда тебя бьют родители (если эти факты уже обсуждались в ходе беседы).
Если в семье домашних животных нет, то следует выяснить, были ли они раньше, почему их нет в настоящее время, не отказались ли родители от содержания животных, потому что подросток их мучил. Естественно, что в прямой форме последний вопрос можно задать далеко не всегда. Иногда предпочтительнее обсудить его с родителями.
Большую роль в жизни любого школьника играют различные коллективы. Поэтому в ходе беседы с подростками необходимо поинтересоваться такими вопросами, каковы его взаимоотношения со сверстниками в классе, во дворе, в спортивной секции и т.д. Необходимо выяснить, какое место подросток занимает в этих коллективах, особенно как к нему относятся одноклассники, какое место он хотел бы занимать в их среде. Подростки могут переживать из-за того, что при достаточно высоком рейтинге они не могут стать лидерами в классе. В то же время они могут оставаться равнодушными к низкому рейтингу среди своих одноклассников, поскольку школьный коллектив не является для них такой референтной группой, как, скажем, коллектив спортивной секции, в которой они занимаются.
Необходимо в деликатной форме поинтересоваться отношениями подростка со сверстниками противоположного пола, с какими переживаниями это связано.
Психологу важно знать отношение подростка с учителями, как оценивает их моральные и профессиональные качества. Как в ходе общения с ними он выражает свое отношение к ним – в какой форме.
Необходимо также выяснить состояние здоровья ребенка в данный момент и нет ли у него хронических заболеваний, в каком физическом состоянии он пришел на обследование, не голоден ли он.
В ходе беседы уделяется также внимание ранним детским воспоминаниям ребенка, рассказу о конкретных эпизодах из его жизни, впечатлениям о людях и действительности, которые формировались у него на основе личного опыта и под влиянием других людей.
В заключение нужно поблагодарить подростка за содержательную беседу, за то, что он добросовестно ответил на вопросы. Можно отметить наиболее интересные моменты в его высказываниях, оригинальные замечания, сделанные подростком. После этого ребенку следует предложить пройти тестирование, объяснив, что такое тесты, с какой целью они используются.
Собственно психодиагностическое обследование подростка планируется по результатам первичной беседы с ним и его родителями или педагогами. Как правило, консультант сочетает в своей работе тестовый и клинический методы. В ходе работы проводится наблюдение за поведением ребенка, а также – в естественной для него обстановке (в классе и т. д.).
Проанализировав результаты обследования, консультант составляет психологическое заключение по следующей схеме.
Если нет достаточных данных, фиксировать только то, что можно твердо утверждать! При недостаточных данных психологическое заключение не пишется.
Дальний прогноз вообще невозможен.
Ближайший прогноз – условно-вариантный.
Советы по воспитанию.
Коррекция выявленных трудностей.
Ориентация родителей в организации жизни ребенка (что нужно туда включить, что исключить – чтобы жизнь была менее травматична).
Организационные меры (перевод в другую школу, спец. учреждение, направление на консультацию к определенным специалистам).