О чем спросить невролога на приеме с новорожденным

Зачем нужна консультация детского невролога новорожденным?

О чем спросить невролога на приеме с новорожденным. Смотреть фото О чем спросить невролога на приеме с новорожденным. Смотреть картинку О чем спросить невролога на приеме с новорожденным. Картинка про О чем спросить невролога на приеме с новорожденным. Фото О чем спросить невролога на приеме с новорожденным

Детский невролог — это специалист, который с момента появления ребенка на свет наблюдает за тем, как протекает развитие и созревание его нервной системы. Комплексная оценка новорожденного неврологом важна для того, чтобы помочь ему правильно развиваться, а также суметь своевременно выявить любые отклонения от нормального хода развития и принять необходимые меры для их коррекции.

Как проходит прием детского невролога?

На первичном приеме детский невролог производит детальный сбор анамнеза и общий осмотр новорожденного.

Оценивая неврологический статус младенца, большое внимание врач уделяет состоянию черепно-мозговых нервов, общей чувствительности, а также наличию рефлексов, свойственных новорожденным.

Оценка рефлексов новорожденного

Рефлексы представляют собой автоматические реакции человека на раздражители. По мере взросления малыша в определенные периоды его жизни рефлексы могут появляться и исчезать. Своевременное появление и угасание рефлексов позволяет делать выводы о нормальном течении развития ребенка. Рассмотрим подробнее некоторые рефлексы, характерные для новорожденных.

Поисковой рефлекс

При первом поднесении младенца к груди этот рефлекс помогает ему найти материнский сосок. Он является врожденным и сохраняется у ребенка до 12—16 недель, после чего угасает. Вызвать поисковую реакцию у малыша можно, поглаживая область уголков его рта. В ответ новорожденный опускает губу, отклоняет язык и осуществляет поворот головы в сторону источника раздражения.

Сосательный рефлекс

Защитный рефлекс

Эта защитная рефлекторная реакция возникает у новорожденного еще с первых часов его жизни. Она заключается в том, что ребенок поворачивает свою головку в сторону, когда взрослые его кладут на живот. Такое движение позволяет младенцу восстановить доступ кислорода к дыхательным путям.

Дети с поражением нервной системы могут не иметь данного рефлекса. И если вовремя не повернуть головку малыша в сторону, он может начать задыхаться.

Хватательный рефлекс

В ответ на легкое надавливание пальцем на ладонь малыш крепко обхватывает его с такой силой, что его при этом можно слегка приподнять. Так проявляется хватательный рефлекс, который также является врожденным. Его угасание происходит на 4—5 месяце жизни, когда ребенок начинает захватывать предметы уже не автоматически, а произвольно, делая это с помощью боковых поверхностей указательного и большого пальцев.

Хоботковый рефлекс

Проявляется в вытягивании губ вперед при быстром касании их пальцем. Такая реакция связана с непроизвольным сокращением круговой мышцы рта. В норме она сохраняется до 8—12 недель.

Рефлекс Моро

Это рефлекторная реакция новорожденного на испуг. Она присутствует у всех здоровых и доношенных младенцев и заметна с первых минут жизни малыша при определенных манипуляциях акушера. Рефлекс Моро можно вызвать различными способами:

Как правило, этот рефлекс является хорошо выраженным до 12—16 недель, а затем угасает. После пятого месяца у малышей остаются лишь отдельные его проявления.

Ладонно-ротовой рефлекс

Если младенцу надавить на ладошку, то он непроизвольно начинает открывать рот. Яркие проявления этого рефлекса характерны для новорожденных, не имеющих патологий в развитии нервной системы. Пропадает он обычно на 3—4 месяце жизни.

Рефлекс Галанта

Проявляется выгибанием спины и поджиманием левой или правой ноги при проведении пальцем по линии позвоночника с соответствующей стороны. В норме этот рефлекс становится выраженным на 5—6 день жизни ребенка и угасает на 3—4 месяце. Его отсутствие в течение первого месяца жизни или же сохранение после указанного периода может свидетельствовать о поражении нервной системы.

Рефлексы опоры и реакция автоматической ходьбы

Новорожденный еще не умеет стоять. Однако ему уже доступны опорные реакции. Поэтому, когда взрослый держит ребенка на весу в вертикальном положении, тот начинает сгибать ноги в суставах. Когда младенца, придерживая, ставят на опору, он выпрямляется и встает на полусогнутые ноги, опираясь на полную стопу. Если же малыша слегка наклоняют вперед, у него возникают автоматические шаговые движения. Такие реакции считаются естественными до 4—8 недель.

Когда следует обращаться к неврологу

О чем спросить невролога на приеме с новорожденным. Смотреть фото О чем спросить невролога на приеме с новорожденным. Смотреть картинку О чем спросить невролога на приеме с новорожденным. Картинка про О чем спросить невролога на приеме с новорожденным. Фото О чем спросить невролога на приеме с новорожденнымПервый год жизни ребенка является очень важным периодом в его развитии. В это время малыш нуждается в регулярном наблюдении врача-педиатра, но не меньшую важность имеют плановые неврологические осмотры. После первого посещения они проводятся в 1, 3, 6 и 12 месяцев.

Если развитие малыша протекает нормально, как правило, дополнительных консультаций не требуется. Однако если на приеме невролог замечает какие-либо отклонения от нормального хода развития ребёнка, а также если у родителей имеются жалобы на его поведение или самочувствие, то существует потребность во внеплановых осмотрах.

Но на что именно следует обращать внимание?

Если вы заметили подобные проявления в поведении и самочувствии ребенка, не стоит медлить. Рекомендуется как можно скорее обратиться за консультацией к детскому неврологу.

Источник

На приеме у невролога: несколько слов о норме и патологии

Осмотр ребенка неврологом в 1 месяц

Вашему малышу скоро исполнится или уже исполнился 1 месяц!

Позади остался один из самых сложных периодов жизни новорожденного. Ведь первый месяц жизни ребенка становится для него первым критическим периодом после рождения: он характеризуется напряженной работой всех органов и систем организма, «ответственных» за адаптацию (приспособление) новорожденного к принципиально новым для него условиям окружающей среды. К концу этого периода все переходные процессы должны завершиться, однако под воздействием неблагоприятных условий внешней среды, при отягощенном течении беременности и родов естественные для новорожденного адаптационные процессы могут принять патологическую направленность и привести к неврологическому заболеванию ребенка.

О чем спросить невролога на приеме с новорожденным. Смотреть фото О чем спросить невролога на приеме с новорожденным. Смотреть картинку О чем спросить невролога на приеме с новорожденным. Картинка про О чем спросить невролога на приеме с новорожденным. Фото О чем спросить невролога на приеме с новорожденным

Именно в это время и необходимо в первый раз посетить невролога — обычно просто для того, чтобы убедиться: у малыша все в порядке; но если это не так — чтобы выявить, «захватить» патологию в самом начале, не дать развиться заболеванию. Для определения уровня развития ребенка и исключения неврологической патологии имеет значение не только оценка сформировавшихся реакций на свет, звук, двигательной и психоэмоциональной активности новорожденного, но и его внешний вид (собственно, именно этой последней теме и будет в основном посвящена моя статья).

Итак, на что прежде всего обратит внимание невролог при осмотре месячного ребенка? На форму и размер его черепа, выражение лица, позу, вид кожных покровов. Почему это так важно? Почему часто наши волнения и переживания связаны с наличием отклонений именно со стороны внешнего вида ребенка, особенно если это изменение формы и размера черепа? Связано это прежде всего с тем, что такие изменения могут оказаться диагностическим признаком серьезных заболеваний — гидроцефалии и микроцефалии.

Форма и размер черепа

Гидроцефалия — это чрезмерное увеличение размеров черепа, родничков, вызванное увеличением количества спинномозговой жидкости в полости черепа. При этом заболевании изменяется и форма черепа — его мозговой отдел значительно преобладает над лицевым, лобная часть резко выступает вперед, в области висков и лба наблюдается выраженная венозная сеть.

Микроцефалия — это уменьшение размеров черепа и раннее закрытие родничков. При врожденной микроцефалии размеры черепа малы с рождения, черепные швы сужены, роднички или закрыты, или небольших размеров. В дальнейшем отмечается замедленный темп прироста окружности головы, так что иногда у ребенка 2-3 лет размеры черепа почти такие же, как и при рождении. При микроцефалии череп имеет специфическую форму: мозговой отдел черепа меньше лицевого, лоб маленький, покатый, линия лба и носа скошена.

Такие состояния, как гидро- и микроцефалия, в дальнейшем приводят к задержке умственного и физического развития и поэтому требуют коррекции с самого раннего возраста!

Но всякое ли отклонение от нормы однозначно должно свидетельствовать о патологическом состоянии? Конечно, нет! Клинические наблюдения показывают, что есть множество факторов, которые влияют на форму и размер головы. Конечно, даже небольшое увеличение или уменьшение окружности черепа у новорожденного по сравнению с возрастной нормой можно рассматривать как фактор риска в отношении развития гидроцефалии или микроцефалии, однако не следует впадать в панику, едва обнаружив, что головка ребенка немного больше или меньше нормы: это обстоятельство должно прежде всего стать сигналом к необходимости проведения дополнительных обследований для исключения патологических состояний. Какие же это обследования?

«Домашнее задание» для родителей

Для чего нужна такая «самодеятельность»? Проводя эти несложные измерения, вы поможете врачу составить объективную картину развития ребенка, да и сами сможете быть спокойны, исключив возможность развития серьезных заболеваний (в норме ежемесячный прирост окружности головы первые три месяца у доношенного ребенка не должен превышать 2 см в месяц; до года окружность грудной клетки больше окружности головы ребенка приблизительно на 1 см).

Ну, а теперь несколько слов о том, что может и должно быть в норме, а что является патологией. Разговор на эту тему я попыталась облечь в форму ответов на вопросы, чаще всего волнующие молодых родителей.

От чего зависит форма черепа?

В норме при прохождении ребенка по родовым путям происходит наложение костей черепа друг на друга. Особенности течения родового процесса влияют на изменение формы черепа. При осложненном родовом акте может возникнуть резкое нахождение костей черепа друг на друга, и это приведет к его деформации, которая будет сохраняться достаточно длительное время.

Изменение формы черепа может выражаться в сохранении припухлости мягких тканей головы в том месте, которым ребенок продвигался вперед по родовым путям. Припухлость исчезает в течение первых 2-3 суток. Кефалогематома (кровоизлияние под надкостницу) также изменяет форму черепа. Она рассасывается медленнее, чем припухлость, и этот процесс требует наблюдения специалистов (невролог, хирург).

Изменение формы черепа связано и с возрастными особенностями. У новорожденного череп вытянут в переднезаднем направлении, а через несколько месяцев увеличится поперечный размер черепа, и форма его изменится.

Некоторое изменение формы и размера черепа может быть и при нормальном развитии у недоношенных детей, или при частом укладывании ребенка на один и тот же бок, или при длительном лежании ребенка на спине.

О чем спросить невролога на приеме с новорожденным. Смотреть фото О чем спросить невролога на приеме с новорожденным. Смотреть картинку О чем спросить невролога на приеме с новорожденным. Картинка про О чем спросить невролога на приеме с новорожденным. Фото О чем спросить невролога на приеме с новорожденным

Как растет голова?

У новорожденного в среднем окружность головы равна 35,5 см (нормальным считается диапазон 33,0-37,5 см). Наиболее интенсивный прирост окружности головы у доношенных детей отмечается в первые 3 месяца — в среднем это 1,5 см за каждый месяц. Затем прирост несколько снижается, и к году окружность головы ребенка в среднем равна 46,6 см (границы нормы 44,9-48,9см).

Окружность головы у недоношенного ребенка увеличивается быстрее, чем у доношенного, и прирост максимально выражен в период активной прибавки массы тела, а к концу 1-го года жизни достигает нормальных величин. Исключение составляют глубоко недоношенные дети.

Впрочем, всегда следует иметь в виду, что даже при нормальном развитии ребенка могут быть физиологические отклонения от средних величин, которые часто связаны с конституциональными особенностями или воздействием окружающей среды.

Что такое роднички?

Роднички расположены в области схождения костей черепа. Передний, большой, родничок расположен между лобными и теменными костями. При рождении он имеет размеры от 2,5 до 3,5 см, затем постепенно уменьшается к 6 месяцам и в 8-16 месяцев закрывается. Задний, малый, родничок расположен между теменными и затылочными костями. Он имеет небольшие размеры и закрывается к 2-3 месяцем жизни.

При патологических процессах, сопровождающихся повышением внутричерепного давления, роднички закрываются позднее, а бывает, что и вновь открываются. Малые размеры переднего родничка могут быть вариантом нормы, если они не сопровождаются уменьшением окружности черепа, темпов ее прироста и задержкой психомоторного развития.

Вышеперечисленные признаки не ограничивают всего многообразия возможных вариантов отклонений у ребенка раннего возраста. Однако следует иметь в виду, что любой необычный вариант внешности ребенка требует тщательного обследования и наблюдения за его ростом и развитием.

Когда и как невролог должен осматривать ребенка?

Развитие ребенка раннего возраста — очень чувствительный признак состояния организма. Оно зависит как от наследственных особенностей, так и от сложного комплекса социальных условий и требует динамического наблюдения докторов. Не забывайте показывать своего малыша специалистам в установленные сроки — 1, 3, 6, 12 месяцев!

В заключение статьи хочу еще раз напомнить: не откладывайте визит к неврологу, помните — от правильной оценки состояния здоровья новорожденного зависит своевременность проведения всех оздоровительных, профилактических и лечебных мероприятий, направленных на обеспечение его нормального развития, а дать правильную оценку способен только специалист!

Информация на сайте имеет справочный характер и не является рекомендацией для самостоятельной постановки диагноза и назначения лечения. По медицинским вопросам обязательно проконсультируйтесь с врачом.

Источник

О чем спросить невролога на приеме с новорожденным

О чем спросить невролога на приеме с новорожденным. Смотреть фото О чем спросить невролога на приеме с новорожденным. Смотреть картинку О чем спросить невролога на приеме с новорожденным. Картинка про О чем спросить невролога на приеме с новорожденным. Фото О чем спросить невролога на приеме с новорожденным

Вашему крошке исполнился 1 месяц, поздравляем! Настало время посетить первых врачей, чтобы убедиться, что развитие вашего малыша идет правильно. Мы расскажем какие вопросы задать детскому неврологу лучше. Одним из таких врачей будет детский невролог, который поможет вам своевременно обратить внимание на малейшие признаки нарушений в нервной системы крошки, ответит на все ваши вопросы, успокоит, а в случае проблемы, подберет правильное лечение.

На вопросы родителей отвечает детский невролог медицинского центра «MDclinic», Назар Оксана Васильевна.

Оксана Васильевна, в каком возрасте необходимо показывать малыша детскому неврологу и почему?

Во время беременности и родов будущая мама сталкивается со многими проблемами, которые могут стать причиной нарушения нормального развития ребенка. К основным факторам риска развития патологии плода и новорожденного относятся частая угроза прерывания беременности, наличие хронической соматической и инфекционной патологии, требующей приема лекарственных препаратов, фетоплацентарная недостаточность, задержка внутриутробного развития плода, нарушение нормального течения родов и многие другие. Выяснить, не повлияли ли выше перечисленные факторы на неврологическое развитие Вашего ребенка, Вам поможет детский невролог. Поэтому посетить детского невролога необходимо в возрасте 1 месяца. В дальнейшем необходимость и частоту последующих консультаций определяет доктор. Чтобы избавить маму от лишних переживаний по поводу нормального развития малыша, посещать детского невролога желательно каждые 3 месяца (3, 6, 9 и 12 мес.) в период становления основных моторных навыков.

А когда правильно проводить осмотр малыша врачом?

Осмотр ребенка лучше проводить через 1-1,5 часа после кормления, так как сразу после кормления ребенок обычно засыпает и становится вялым, если ребенок будет голодный, то наоборот, он будет излишне беспокойный. И в первом, и во втором случае доктор не сможет адекватно провести обследование ребенка.

На что в первую очередь детский невролог обращает внимание при плановом осмотре месячного малыша?

Какие вопросы детский врач может задать маме в первом посещении?

Оксана Васильевна, а какие проблемы у месячного крошки должны насторожить маму и стать поводом для обращения к детскому неврологу?

Например, такие симптомы, как нарушение сна, беспокойство, частые срыгивания, выраженное запрокидывание головы назад во время сна, нарушение сосания, отсутствие фиксации взора до 1 мес., снижение общей двигательной активности, есть поводом для обращения за консультацией к детскому неврологу.

А в более старшем возрасте, с какими симптомами надо обязательно показать ребенка детскому неврологу?

Задержка формирование основных моторных навыков ребенка, (повороты, сидение, ползание, самостоятельная ходьба), асимметрия в движениях, нарушения захвата игрушек может быть одним из признаков нарушений со стороны мышечного тонуса и нормального неврологического развития. Отсутствие или недостаточное гуление, сниженная лепетная активность может свидетельствовать о нарушении речевого развития.

Пусть Ваши крошки ростут здоровыми!

Источник

10 вопросов к детскому врачу-неврологу

Неврологические проблемы у детей в современной медицине не такая уж и редкость. Многие сталкиваются с последствиями родовых травм или падений, наследственными заболеваниями или развитием неврологических патологий. Каждый случай индивидуален, но некоторые ответы на частые вопросы вы можете найти в нашем интервью с детским неврологом Соловьёвой Анной Вячеславовной

– Главная задача детского невролога – оценить развитие психической, моторной, речевой сфер ребёнка на разных возрастных этапах и выявить неврологические проблемы. И врачу, и родителям важно вовремя обнаружить состояния, которые требуют своевременного назначения лечения. Поэтому визит к неврологу с новорождённым малышом откладывать не стоит.

– Первый профилактический осмотр невролога проводится в один месяц. Перед консультацией необходимо подготовить интересующие вас вопросы. Мне как неврологу нужна будет следующая информация: особенности протекания беременности и родов, продолжительность сна и бодрствования ребёнка, набор массы на первом месяце жизни. На приём возьмите с собой медицинскую документацию, которую выдавали при выписке из роддома. Желательно, чтобы малыш во время осмотра был сыт и выспался – тогда его поведение позволит провести всесторонний осмотр.

– Я считаю, это связано с высокой нагрузкой врачей узких специализаций, просто нет возможности в условиях поликлиники осуществлять профилактические осмотры настолько часто. Но вы можете не беспокоиться: любой ребёнок, нуждающийся в осмотре невролога, будет направлен педиатром на консультацию по показаниям. Сроки осмотра педиатром не изменились и осуществляются ежемесячно. Если врач общей практики заподозрил возможность нарушений на самых ранних стадиях, то он обязательно вам это скажет и направит ко мне.

– Есть определённые нормы психического и моторного развития малыша на первом году жизни, и от них никуда не деться. Сейчас часто пишут, что каждый ребёнок индивидуален, поэтому на сроки развития обращать внимания не стоит. Однако врачи с этим могут поспорить. Если ребёнок отстаёт в приобретении нового моторного навыка на месяц и более (не держит голову, не переворачивается, не сидит и т.д.), то это серьёзный повод прийти на консультацию.

Также должны настораживать родителей любые двигательные нарушения: отсутствие движения в одной из конечностей, различная двигательная активность правых и левых ручек – у ребёнка не существует до определённого момента понятия «правша» и «левша», поэтому, например, захватывать игрушку малыш должен одинаково и той, и другой рукой. Если захвата какой-то рукой нет, то это является поводом для консультации специалиста. Если с началом ходьбы малыш «подволакивает» одну ногу или не опирается на неё – это тоже повод к обращению.

Повышенная активность, срыгивания, беспокойный сон – это, чаще всего, физиологические, нормальные для ребёнка состояния, но, если у мамы это вызывает тревогу, то лучше обратиться к педиатру, а не к неврологу.

– При острых состояниях: потеря сознания, судороги, отсутствие или сильное нарушение сна, сильные головные боли, приступы длительного крика, острой гипоксии – медлить нельзя, и консультация невролога необходима в самое ближайшее время.

– Игрушки должны соответствовать возрасту малыша, и их не должно быть много. Ребёнок не должен спать в кроватке с плюшевыми друзьями – есть риск удушения. На первом году жизни лучше не использовать мягкие игрушки, потом малышу нужны развивающие игрушки. Маленьким деткам будут интересны многофункциональные подвесные игрушки, различные дуги, музыкальные комплексы и яркие погремушки. Нужны такие игрушки, в которых ребёнку самому нужно что-то сделать: построить, рассортировать, слепить, собрать в единое целое.

– Я считаю важными в формировании моторного развития ребёнка курсы общего массажа – по 10 раз в 3 и в 6 месяцев. В остальные сроки – по показаниям специалистов. Плавание полезно с рождения под наблюдением специально обученных людей. Самостоятельная гимнастика должна проводится ежедневно с месячного возраста.

– Любое назначение специалиста должно обсуждаться с ним по конкретному ребёнку и конкретному заболеванию. Родителям необходимо ознакомиться с противопоказаниями, побочными эффектами назначенных препаратов. При появлении каких-либо вопросов лучше проконсультируйтесь с лечащим врачом, а не отменяйте лекарство самостоятельно. Препараты, которые на данный момент назначаются детишкам с раннего возраста, прошли необходимые клинические исследования и считаются безопасными. При применении любого лекарственного средства со стороны ребёнка возможны аллергические реакции и другие побочные действия, при индивидуальной непереносимости лекарственное средство отменяется.

– Для роста и развития здорового ребёнка необходимы адекватное питание, много общения, спокойная и любящая обстановка в семье, и зачастую этого достаточно. Не ищите проблем и болезней в своём ребёнке, спокойно и адекватно наблюдайте за его развитием. Многие мамы боятся заметить проблему в своей крохе, но при этом не торопятся обращаться к врачам. Если у вас появились вопросы или жалобы, смело идите к специалистам, ведь многие состояния у детей являются частью определённого этапа развития. Большинство заболеваний лучше поддаются лечению при раннем выявлении проблем.

Источник

О чем спросить невролога на приеме с новорожденным

О чем спросить невролога на приеме с новорожденным. Смотреть фото О чем спросить невролога на приеме с новорожденным. Смотреть картинку О чем спросить невролога на приеме с новорожденным. Картинка про О чем спросить невролога на приеме с новорожденным. Фото О чем спросить невролога на приеме с новорожденнымО чем спросить невролога на приеме с новорожденным. Смотреть фото О чем спросить невролога на приеме с новорожденным. Смотреть картинку О чем спросить невролога на приеме с новорожденным. Картинка про О чем спросить невролога на приеме с новорожденным. Фото О чем спросить невролога на приеме с новорожденнымО чем спросить невролога на приеме с новорожденным. Смотреть фото О чем спросить невролога на приеме с новорожденным. Смотреть картинку О чем спросить невролога на приеме с новорожденным. Картинка про О чем спросить невролога на приеме с новорожденным. Фото О чем спросить невролога на приеме с новорожденнымО чем спросить невролога на приеме с новорожденным. Смотреть фото О чем спросить невролога на приеме с новорожденным. Смотреть картинку О чем спросить невролога на приеме с новорожденным. Картинка про О чем спросить невролога на приеме с новорожденным. Фото О чем спросить невролога на приеме с новорожденнымО чем спросить невролога на приеме с новорожденным. Смотреть фото О чем спросить невролога на приеме с новорожденным. Смотреть картинку О чем спросить невролога на приеме с новорожденным. Картинка про О чем спросить невролога на приеме с новорожденным. Фото О чем спросить невролога на приеме с новорожденным

Квалифицированный детский невролог при первичном обращении к нему делает общий осмотр, который включает в себя: оценку физического развития, наличия пороков развития и стигм (внешние признаки генетических нарушений), оценку психического развития на момент осмотра, проводит детальный сбор анамнеза ( были ли неврологические нарушения в семье и у близких родственников ранее, другие хронические заболевания, не вынашивания беременности, как протекала настоящая беременность, роды, послеродовый период, как ребенок себя ведет, есть ли жалобы у родителей).

О чем спросить невролога на приеме с новорожденным. Смотреть фото О чем спросить невролога на приеме с новорожденным. Смотреть картинку О чем спросить невролога на приеме с новорожденным. Картинка про О чем спросить невролога на приеме с новорожденным. Фото О чем спросить невролога на приеме с новорожденнымДля оценки неврологического статуса невролог определяет симметричность и наличие сухожильных и переостальных рефлексов, состояние черепно-мозговых нервов, чувствительность, а также наличие характерных рефлексов для новорожденных, которые появляются и угасают в определенные периоды жизни новорожденного, что позволяет судить о правильности его развития.

Рефлекс Моро

Асимметричный шейный тонический рефлекс

Асимметричный шейный тонический рефлекс вызывается у новорожденного, лежащего на спине, поворотом голо­вы в сторону. Это вызывает разгибание руки на стороне, в которую повернута голова, в то время как на противоположной стороне рука сгибается (так называемая поза фех­товальщика). Он обычно хорошо выражен на 2-3-й неделе после рождения и исчезает в течение первого года 1 жизни.

Перекрестный аддукторный рефлекс и другие пирамидные симптомы

Перекрестный аддукторный рефлекс заключается в двустороннем сокращении мышц, приводящих бедро, при вызывании коленного рефлекса на любой стороне. Этот рефлекс обычно исчезает к 7-8-му месяцу жизни.

Хватательный рефлекс

Xватательный рефлекс выражен с рождения и исчезает на 4-5-м месяце жизни, сменяясь произвольным захва­тыванием предмета, обращенными друг к другу боковыми поверхностями большого и указательного пальцев. Нормальное про­извольное захватывание предмета (подушечками боль­шого и указательного пальцев) формируется к 9-15 мес, что считают значимым признаком нормального развития корковой моторики. Даже у новорожденного ладонь пре­бывает в открытом состоянии приблизительно 50% вре­мени. Если ладонь не раскрывается полностью к возрасту 3 мес, когда ребенок начинает исследовать окружающую обстановку, следует заподозрить поражение нервной системы.

Рефлекс опоры и автоматической ходьбы

Рефлексы опоры и автоматической ходьбы выражены с рождения и сохраняются обычно до 2 мес. Эти рефлексы вызывают, ставя ребенка ступнями на плоскую поверх­ность, при этом новорожденный распрямляет туловище и «стоит» на полусогнутых ногах, а при небольшом наклоне вперед начинает поочередно совершать ногами шаговые движения, имитируя ходьбу.

Парашютный рефлекс

Рефлекс Ландау

Двигательная реакция ребенка, помещенного в горизонтальное положение (спиной кверху), позволяет оценить как ребенок контролирует положение головы и моторным функций: в возрасте 4 мес. он держит голову горизонтально параллельно полу и выгибает спину дугой.

Использование рук

Рефлекс Бабинского

Рефлекс Бабинского (переразгибания большого пальца стопы при раздражении подошвы) существует с рождения и считается нормальным до тех пор, пока ребенок не начнет стоять. Рефлекс может сохраняться в течение 1-го года жизни.

Общее исследование

Ниже представлены основные этапы развития детей первых 2 лет жизни.

■ 1-3 мес: самостоятельно улыбаются.

■ 6-8 нед: улыбаются в ответ на улыбку взрослых.

■ 4-6 мес: протягивают руку к предметам.

■ 12-16 нед: следят глазами за предметом в диапазоне 180°.

■ 9-15 мес: начинают пить из чашки, формируется пра­вильный захват предмета пальцами.

■ 6 мес: лепечут, имитируют слова.

■ 15-18 мес: комбинируют слова.

■ 2-й год жизни: формируется способность различать цвета.

■ 2-6 мес: могут стоять (удерживать массу тела) с под­держкой.

■ 7-10 мес: самостоятельно сидят.

■ 9-11 мес: могут стоять без поддержки.

■ 9-18 мес: начинает самостоятельно ходить.

О состоянии когнитивных функций более старшего ребенка информацию можно получить в школе, путем анкетирования учителей или с помощью групповых тестов, таких как тест Отиса-Леннона. Использование подобных тестов во время обучения в школе позволяет проводить сравнительную оценку с определенными возрастными группами. Анализ табелей школьной успеваемости позволяет не только получить информацию относительно учебных навыков, но и изучить множество других аспектов, касающихся поведенческой мотивации, внимания и прилежания (посещаемости). Чтобы наилучшим образом оценить специфические интеллектуальные функции, можно прибегнуть к помощи профессионального психолога.

В медицинском центре «Инсайт Медикал» опытный детский невролог оценит состояние развития нервной системы и психики Вашего малыша. Ответит на все волнующие Вас вопросы, предложит оптимальные пути решения сложившихся проблем и если нужно назначит дополнительные методы исследования, квалифицированную схему лечения. В нашем медицинском центре также оказывают помощь опытный логопед, детский психолог, детский массажист, педиатр. А также консультируют детские кардиолог, эндокринолог, гастроэнтеролог, ортопед, ЛОР.

Наши специалисты высокого уровня квалификации всегда готовы прийти на помощь, чтобы Ваш малыш рос крепким и здоровым.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *