О чем спорят братья красовы в повести бунина деревня

Анализ повести «Деревня» (И.А. Бунин)

Автор: Guru · Опубликовано 02.06.2021 · Обновлено 12.07.2021

Первая русская революция 1905-1907 годов оказала серьезное влияние на литературное творчество Ивана Алексеевича Бунина. Многие его произведения обрели социальную направленность, писатель размышляет над историей русского народа и теперешним положением простых людей, пытаясь понять, что ожидает крестьян в будущем. Повесть «Деревня», созданная Буниным в 1910 году, сочетает в себе философские и национальные аспекты, став одной из первых крупномасштабных историй, написанных автором.

Общая характеристика произведения

Иван Алексеевич работал над повестью «Деревня» на протяжении 10 лет, с 1900 по 1910 год. Перед читателями предстает несомненная обреченность русской провинции в начале 20-го века, в то же время автор весьма ярко и выразительно описывает патриархальный строй, который уже постепенно вытесняется наступившей новой эпохой. Сельская местность в этом произведении кажется настоящим царством безысходности, голода и неминуемого вымирания.

Бунин поставил перед собой цель показать подлинный облик русского народа без каких-либо прикрас. Писатель отразил в повести то, что довелось созерцать ему самому, в произведении демонстрируется нищета крестьян, их крайняя косность и нежелание что-либо менять в жизни, равнодушие и жестокость по отношению к другим людям.

Основной темой данной истории становятся рассуждения о том, кто именно виновен в печальном положении деревенских жителей. Один из центральных персонажей произведения, носящий имя Кузьма Красов, уверен в том, что на несчастных земледельцах не лежит никакой вины. В то же время Тихон Красов, брат Кузьмы, полагает, что именно крестьяне несут ответственность за убогость и беспросветность собственного существования.

Тихон становится в повести воплощением разумного и предусмотрительного сельского хозяина нового времени, а Кузьма является интеллигентом, пытающимся найти объяснение сложившейся ситуации. При этом Иван Алексеевич считает, что крестьяне все же сами виноваты в своих страданиях, однако писатель не предлагает никаких конкретных мер для улучшения жизни народа.

Композиция повести

События развиваются в деревне, именуемой Дурновка и ставшей собирательным образом множества подобных селений. Данным названием автор подчеркивает то, насколько неразумным является все существование крестьян.Повесть делится на три части. В первой из них главным героем выступает Тихон Красов, во второй внимание писателя сосредоточено на его брате Кузьме, в заключительной составляющей произведения Бунин подводит итоги жизни каждого из родственников. В их судьбах отражаются многочисленные проблемы российской деревни, причем братья во многом полностью противоположны друг другу.

Тихону, родившемуся в семье крепостных крестьян, удается стать состоятельным человеком и обладателем поместья. Мужчина нисколько не сомневается в том, что основной жизненной ценностью являются деньги, он тратит всю свою энергию и смекалку на увеличение собственного капитала. Однако брат Тихона Кузьма является совершенно иным, он с горечью раздумывает о том, что ожидает в дальнейшем Россию, его искренне огорчают невежество, крайняя бедность и отсталость крестьян.

Образы братьев Красовых

Демонстрируя читателям личность Кузьмы Красова, Иван Алексеевич показывает в образе этого персонажа зарождающиеся качества новой психологии народа. Кузьма, раздумывая о лени и неразвитости обитателей села, приходит к выводу, что, помимо нелегких обстоятельств, и сами люди виновны в том, что они ведут едва ли не животное существование.

При этом Тихон, напротив, является человеком предусмотрительным и расчетливым, который всегда думает главным образом о собственном благе. Тихон прибегает к любым способам ради обогащения, но и его охватывает глубокое отчаяние, когда он размышляет о будущем родной страны.

Братья постоянно спорят между собой, и в их разговорах писатель показывает и темные, и светлые составляющие бытия мужиков, отражая полнейший упадок и деградацию мира крестьян. В последней части повести Тихон и Кузьма, жизненный путь которых уже приближается к завершению, испытывают настоящее отчаяние. Кузьма страдает от одиночества, а Тихон переживает из-за отсутствия наследников и крушения привычного для него деревенского уклада. Невзирая на всю несхожесть братьев, оба чувствуют себя лишними и никому не нужными в окружающей жизни.

Восприятие Буниным революционного движения

В данном произведении Иван Алексеевич дает четкую и объективную оценку современной ему России. Автор подчеркивает, что те, кого в те времена называли «бунтовщиками», являются неумными, ограниченными и грубыми людьми, не получившими никакого воспитания. По мнению Бунина, все их попытки каким-либо образом улучшить положение вещей обречены на провал, поскольку эти люди не могут ничего изменить в собственном сознании и мироощущении, которое остается застывшим и косным. Деревня, которую автор демонстрирует читателям, представляет собой весьма печальное зрелище.

Крестьянство в повести

Бунин откровенно демонстрирует все крайне неприятные качества, присущие мужикам, в частности, рукоприкладство по отношению к женам и детям, безжалостное обращение с животными, непрекращающееся злоупотребление алкоголем. Многие из жителей Дурновки абсолютно не осознают, что происходит вокруг них, они не в силах воспринять никаких новых впечатлений.

В селении обитает некий Серый, существующий в условиях полнейшей нищеты, несмотря на наличие у этого человека немалого количества земли. Не желая трудиться, крестьянин живет в нетопленной избе, а его дети опасаются света, привыкнув находиться в темноте.

В образе одной деревни автор представляет всю Россию. Иван Алексеевич полагает, что мужики способны лишь на стихийный бунт, который в любом случае не приведет ни к каким результатам. Бунин упоминает о том, что однажды обитатели уездных сел принялись протестовать, но их действия ограничились только сожжением нескольких усадеб.

Заключение

Многие упрекали писателя в нелюбви к народу и в том, что ему фактически не знакома реальная жизнь крестьян. Однако на самом деле Иван Алексеевич никогда не написал бы столь правдивого и пронзительного произведения, если бы искренне не болел за мужиков и родную страну. При этом в повести Бунина отчетливо отражается то, что не позволяет простым русским людям полноценно развиваться и двигаться вперед.

Источник

Деревня — повесть Бунина И. А.

Повесть Ивана Алексеевича Бунина «Деревня» показывает настоящую жизнь крестьян русской деревне в начале двадцатого столетия. Люди жили в беспросветной нищете, голоде, бесправье. Радости в их жизни практически не было. Через всё произведение звучит вопрос: кто виноват в том, что у крестьян такая жизнь?

О чем спорят братья красовы в повести бунина деревня. Смотреть фото О чем спорят братья красовы в повести бунина деревня. Смотреть картинку О чем спорят братья красовы в повести бунина деревня. Картинка про О чем спорят братья красовы в повести бунина деревня. Фото О чем спорят братья красовы в повести бунина деревня

Очень краткое содержание повести

Повесть начинается с родословной братьев Красовых, прадед которых был крепостным, затравленным борзыми барина Дурново. Дед выкупил себе вольную и разбойничал, отец открыл лавку, но разорился и спился. Далее идёт повествование о судьбе двух братьев — Тихона Ильича и Кузьмы Ильича.

Родились они в деревеньке Дурновка, росли, занимались мелкой торговлей, чтобы было на что жить. Между ними произошла ссора, которая развела их.

Кузьма начал зарабатывать наёмным трудом. Работал там, где предлагали. Однако главной страстью его было сочинительство. Он мечтал об образовании, но денег не было. Писал он как самоучка, много читал, так и прошло лучшее время героя. Кузьма обнищал, стал пить, понял, что жизнь его не сложилась.

Тихону Ильичу удалось разбогатеть. Он снял постоялый двор, открыл кабак. Женился на бывшей горничной княжны, взял приданое и сумел купить у обедневших помещиков имение — Дурновку. У Тихона была боль: его жена рожала мёртвых младенцев. Надежда иметь детей с годами таяла. Трактир пришлось закрыть в связи с государственной винной монополией. Тихон Ильич озлобился, замкнулся на хозяйственных заботах, стал попивать, а потом понял, что ему не хватает брата. Он решил помириться с Кузьмой.

Тихон нашёл брата вовремя. Кузьма уже хотел свести счёты с жизнью, потому что у него ничего не получалось. Тихон предлагает брату приехать в деревню и управлять усадьбой. Кузьма согласился. Возвратившись к своим родовым корням, герой почувствовал покой и удовлетворение. Братья сближались в беседах, сходились в отрицательных характеристиках русского народа.

Повесть заканчивается безотрадной, горестной свадьбой красивой обездоленной женщины с никчёмным пьяницей.

Место и время действия

Действие в повести разворачивается в начале прошлого столетия, в 1904-1907 гг. в деревне Дурновка. Эта деревня стала собирательным образом, который воплотил все черты русской деревни того времени. После революции крестьяне просто выживали. Автор смог это показать на примере жизни в Дурновке.

Общая характеристика «Деревни»

Замысел «Деревни» появился у Бунина в 1908 году. Первую часть Иван Алексеевич написал в короткий срок в сентябре 1909 года. Жизненные обстоятельства вынудили его забросить на год работу над повестью. Писатель вернулся к ней в августе 1910-го, работал исступлённо. Его тревожили недавние события революции, размышления писателя о судьбе России и русском характере требовали выхода.

«Деревня» — не только повесть о крестьянской жизни, в ней содержится размышление о русском народе, о судьбе страны. Писатель охватил всю русскую жизнь. Показан неприглядный быт, безрадостные будни разбогатевшего крестьянина. Автор поднимает проблемы экономики, политики, философии, религии, нравственности, семейных отношений. Злободневность повести (упоминание о русско-японской войне, конституции, реформе) сочетается с эпичностью: национальные особенности выводятся из многовекового рабства крестьян и времён князя Владимира, в произведении множество персонажей, представляющих Русь во всей её многоликости.

Основные персонажи и их краткая характеристика

Братья Красовы

Тихон и Кузьма — родные братья, но они отличаются по характеру, у них разные цели в жизни.

Тихон считает, что деньги самая надёжная вещь на свете, поэтому он стремится заработать как можно больше. Герой эгоистичен и расчётлив, но трудолюбив, наделён силой воли и смекалкой. Бывший крепостной смог приобрести барское имение. Всю жизнь Тихон провёл в погоне за богатством, но в конце её, достигнув желаемого, чувствует пустоту и отчаяние: наследников у него нет, будущее России пугает.

Кузьма мечтает получить образование, стать писателем. Он считает, что только этот путь сделает его жизнь счастливее. Поэт-самоучка, он стремится к известности, но у него ничего не выходит. Кузьма много читает, занимается самообразованием, он правдолюбец, обеспокоен судьбой России, переживает отсталость и бытовую убогость крестьянства. Кузьма Красов душевно близок Бунину, через него писатель выражает страстное негодование на дикость, лень и невежество народа.

В конце повести оба брата одинаково не удовлетворены своей жизнью. Они сближаются, проводят время в разговорах о народе, о вере. Оба одинокие, никому не нужные.

Молодая (Авдотья)

Авдотья служит кухаркой у Тихона, в доме, где живёт Кузьма.Тихон решил искупить свою вину: устроить жизнь Молодой, то есть выдать замуж, дать за ней приданое. Однако в женихи ей Красов определил человека вздорного, пьющего и драчливого. Но Авдотья даже благодарна Тихону, потому что у неё будет свой дом, что избавит её от скитания по чужим углам. И всё же перед свадьбой Молодая разрыдалась: замуж пошла от безысходности. В деревне рассчитывать на большее в с её прошлым не приходится. Свадьба напоминала похороны.

Образ Молодой символизирует Россию, а свадебный поезд среди вьюги, будто гоголевская птица-тройка, несётся в «тёмную муть».

Краткое содержание повести Ивана Бунина «Деревня» по главам

Глава 1

Тихон и Кузьма Красновы — два брата. Живут в деревне Дурновка, занимаются мелкой торговлей после смерти своего отца. Однажды они чуть «ножами не порезались» и решили разойтись по добру по здорову. Кузьма нанялся к гуртовщику, а Тихон снял постоялый двор и торговал.

Тихон долго жил с немой кухаркой. У них даже ребёнок родился, но кухарка его придавила во сне. Затем Тихон женился, взяв неплохое приданое за жену. Стали у них рождаться только мёртвые дети. Сначала Тихон и жена его Настасья Петровна переживали. Потом Красов понял, что ему просто не суждено стать отцом.

Когда ездил он по делам в другие деревни, то видел, что там и тут мужики бунты поднимают. Узнал, что и против него подняться хотят. Поэтому решил, что с Дурновкой надо развязываться. Тихон начал искать покупателя, чтобы навсегда уехать из деревни.

В это время к ним приехал Родька с женой Авдотьей. Молодая, так называли женщину, осталась, а Родьку забрали в солдаты. Тихон не терял надежды обзавестись наследником. Начал приставать к Молодой. Обещал ей и сапоги, и платья, но женщина его ухаживания не приняла. А в скором времени вернулся её муж, который сильно бил её. Однажды Тихон увидел, как Молодая мыла пол. Не удержался Тихон и понёс её на руках на кровать. Надеялся Краснов, что женщина забеременеет, но этого не случилось. Поэтому надо было Родьку куда-то отправить подальше с глаз.

Такая возможность представилась, когда Тихон помирился с Кузьмой и предложил ему стать управляющим. Брат согласился и рассказал, чем он занимался всё это время. Показал книгу, которую написал.

Глава 2

Больше всего на свете Кузьма мечтал учиться. Начав служить в лавке у купца, он освоил грамоту, увлёкся чтением и сам начал писать незамысловатые вирши. Когда он поругался с братом, то немного поработал у гуртовщика, а потом подался в Воронеж. Там писал статьи в газеты, рассказы, стихи, всё это время много читал. Герой познакомился с замужней женщиной и на протяжении длительного времени состоял с ней в связи.

Так прошло 10 лет. Был Кузьма маклером в Воронеже, а после смерти женщины, с которой он жил, переехал в Елец. Потом в Липецке устроился конторщиком. Мерзостная жизнь, которую Кузьма видел вокруг себя, приводила его в отчаяние. Он бросил службу, и денег не было, а если и появлялись, то уходили на выпивку. Когда Кузьма узнал, что в родном уезде в селе Казакова сдаётся сад, то сразу решил отправиться в родные края. Его попытки найти работу были безуспешны, Кузьма впал в отчаяние: задумался о самоубийстве или монастыре, но тут его нашёл Тихон и передал ему записку с просьбой приехать. Кузьма отправился к брату. После долгих лет ссоры они помирились.

Глава 3

Кузьма был управляющим у брата, но не понимал его. Тихон стал подозрительным, мог по несколько раз повторять одно и то же. Кузьма видел, что жена Настасья Петровна боится мужа, старается ему во всём угождать.

Зимой Кузьма заболел. Он хотел пожаловаться Авдотье, но та даже не обратила внимания на болезнь Кузьмы. Женщине самой было тяжело. Поэтому она не замечала страданий Красова. Он несколько дней не приходил в себя. Когда пришёл, то услышал голос Авдотьи, которая говорила кому-то, что похоронят Кузьму, если он умрёт. В это время приехал брат Тихон и сообщил, что умерла Настасья Петровна.

Тихон всё больше задумывался о бессмысленности своей жизни: даже не мог толком вспомнить ничего из неё. И Кузьма понимал, что его жизнь прошла впустую, в ожиданиях. Он ничего не совершил, не смог даже изобразить в рассказах «свою нищету и тот страшный в своей обыденности быт, что калечил его». Кузьма только травил душу идеями Толстого, сатирами Щедрина и страдал, что жизнь пропадает. Возвращение в родную деревню его успокоило. Братья стали чаще разговаривать и спорить. В этих беседах они становились ближе, находили общий язык в оценке народа, дикого и ленивого.

Тихон Ильич решил Авдотью замуж выдать. Нашёл ей пару. Решил выдать Молодую за Дениску. Женщина смирилась со своей судьбой и была согласна выйти замуж за кого угодно. Когда Кузьма спрашивает у неё, почему она соглашается выйти замуж за драчуна и лодыря, она молча пожимает плечами. Кузьма хочет упросить и отговорить брата от свадьбы, но Авдотья плачет. Она понимает, что ей придётся всю жизнь скитаться по чужим домам. Замуж её теперь никто не возьмёт, а этот жених человек дурной, с ним спокойной жизни не будет.. Авдотья просто смирилась со своей судьбой. Кузьма благословил её, а невеста плакала над своей участью прямо на свадьбе. Гости на это не обращали никакого внимания. Они пели песни и веселились.

Анализ повести «Деревня» Бунина

Писатель хотел показать русский народ таким, какой он был, без прикрас. Бунин правдиво анализирует жизнь деревни, быт простых людей, а также показывает мотивы их поступков.

Лейтмотив произведения

Лейтмотив повести — безалаберное состояние русской жизни: «чернозём на полтора аршина», а сытых мало. Усадьбы везде оскудели, мужики разорились. Неустроенный быт писатель отмечает даже в богатых крестьянских домах: грязь по колено во дворах, зимой в доме телята, ягнята, в избах сыро и угарно.

Лейтмотивом звучит и слово «каторга», которое Тихон часто повторяет, имея в виду жизнь. Ещё один удручающий мотив, который возникает постоянно — живодёрство: освежёванная скотина, шкуры кошек. Мужик по прозвищу Серый — мастер резать жилы лошадям и сдирать шкуры. Тихона шорник называет «кошкодёром», всех обитателей Дурновки автор именует «живорезами».

Ведущая тема повести: Русская деревня как образ всей России и самосознание народа, от которого зависит будущее страны.

Главный вопрос, который ставит Бунин: способен ли русский народ распорядиться своей судьбой? Революция 1905–1907 гг. показала активность народных масс на исторической арене. Судьба России стала зависеть от простого народа, в том числе — крестьянства, которое составляло большую часть населения аграрной страны.

Ответ на вопрос автор даёт отрицательный.

Основная мысль произведения: народ, который меньше полувека назад был юридическим рабом, в сущности им остался: сохранились рабские привычки, рабская психология, скотские условия жизни.

Писатель называет русский народ несчастным, но в своих несчастьях он повинен сам. После освобождения от крепостной зависимости многие крестьяне живут в нужде из-за лени и глупости. Образ Серого раскрывает эту мысль. Он самый нищий мужик в деревне, не желает пахать, сдаёт землю. Сидит дома с семьёй в голоде и холоде и ждёт «настоящего» выгодного дела. Зарабатывал в основном на забое скотины, а потом всё пропивал.

Братья Тихон и Кузьма, предприимчивый делец и самоучка-правдоискатель, — натуры сильные, но и они пришли к неутешительному итогу. Бессмысленным оказалось накопительство Тихона, а жизнь Кузьмы прошла в беспредметных ожиданиях и мечтах, как часто случалось с русскими сколько-нибудь образованными людьми.

Проблематика

В повести писатель затрагивает много проблем, но главные — две: уклад жизни (быт) и национальный характер (психология). Эти явления неразрывно связаны между собой. Характер определяет быт, который, в свою очередь, влияет на характер. Бунин видит причины народных бед в страшной отсталости быта, унаследованного от предков, и в невоспитанности русского характера: несколько веков рабства мешали его выработать.

Композиция произведения

Повесть делится на три части. В первых двух повествуется о жизни братьев — Тихона и Кузьмы, а в третьей части подводится итог их жизни. Чёткого разделения на части нет, автор просто разрывает его тем, что включает в повесть других персонажей. Так создаётся более обширная картина деревни. Сквозного сюжета нет: чередуются сцены деревенской жизни со стычками простых мужиков и богачей. Сюда же стоит добавить многочисленные отступления, которые показывают красоту деревенских пейзажей. Им противопоставляется бедность и нищета. Такой контраст помогает читателю остро почувствовать и понять, в каких условиях жили простые люди в начале прошлого века.

Аудиокнига

Источник

Размышления о России в повести И.А. Бунина «Деревня»

Размышления о России в повести И. А. Бунина «Деревня»

Цели урока: показать, что нового вносит Бунин в традиционную для русской литературы тему; разобраться в авторской позиции.

Методические приемы: пояснения учителя, аналитическое чтение.

I. Вступительное слово учителя

Повесть «Деревня» написана в 1910 году уже известным, сложившимся писателем. В произведениях 10-х годов усиливается эпическое начало, философские размышления о судьбах России, о «душе русского человека». В повестях «Деревня» и «Суходол», в рассказах «Древний человек», «Веселый двор», «Захар Воробьев», «Иоанн Рыдалец», «Чаша жизни» и др. Бунин ставит задачу отобразить главные, как он считает, слои русского народа — крестьянство, мещанство, мелкопоместное дворянство, и наметить исторические перспективы страны.

Тема деревни и связанные с ней проблемы русской жизни были основными в нашей литературе на протяжении целого столетия.

— В произведениях каких писателей поднимается тема деревни?

(Достаточно вспомнить Тургенева («Записки охотника», Отцы и дети»), Толстого («Утро помещика», «Война и мир», Анна Каренина», «Власть тьмы»), Чехова («Мужики», «В овраге», «Крыжовник»).)

— Каков сюжет повести?

(В повести нет четкого сюжета. Повествование строится на чередовании жанровых картин сцен обыденной деревенской жизни, портретных зарисовок мужиков, описании их жилья, выразительных пейзажей.)

— В чем особенности повествования, авторской позиции?

(Все эти сцены, картины, эпизоды показаны сквозь призму субъективного восприятия братьев Тихона и Кузьмы Красовых. Деревня видится, главным образом глазами этих персонажей. Картина деревенской, да и вообще российской жизни вырисовывается из их бесед, споров, реплик. Таким образом достигается объективность рассказа. Прямой авторской оценки нет, хотя иногда она явно выступает из реплик героев. Тихон с раздражением заключает: «Эх, и нищета же кругом! Дотла разорились мужики, трынкы не осталось в оскудевших усадьбишках, раскиданных по уезду», и его мысли сливаются с взглядом и мнением автора. Мысль о всеобщем обнищании и разоренье мужиков проходит через многие эпизоды.)

— Как Бунин изображает деревню? Приведите примеры описаний.

— Какими видятся автору жители деревни, дурновцы?

(Посреди Дурновки стоит изба наиболее нищего и бездельного мужика с выразительной кличкой Серый. Эта кличка под стать общему серому колориту деревни, всей серой жизни дурновцев. «Наружность Серого оправдывала его кличку: сер, худ, росту среднего, плечи обвислые, полушубочек короткий, рваный, замызганный, валенки разбиты и подшиты бечевой». Темная его изба «неприятно чернела», «была глуха, мертва», это «почти звериное жилье» (гл. III). Теснота, мрак, вонь, холод, болезни. Жуткий крестьянский быт и нечеловеческие нравы — отвратительная жизнь. Где же здесь любовь к России?

Жители деревни ленивы, апатичны, равнодушны, жестоки друг к другу. Они разучились хозяйствовать на земле, вообще отвыкли работать. Серый, например, «будто все ждал чего-то», сидел дома, «поджидая малостей от Думы», «шатался от двора к двору» — норовил попить-поесть на дармовщинку.

Вспомним известный каламбур Пушкина — эпиграфы ко второй главе «Евгения Онегина»: «O rus!», («О деревня!» Гораций, лат.) и «О Русь!» Как соотносятся понятия «деревня» и «Россия» у Бунина?

(Деревня у Бунина — модель России. «Да она вся — деревня, на носу заруби себе это! — выделяет Бунин курсивом. Размышления о деревне — размышления о судьбе народа, о национальном характере, о судьбе родины Бунин развенчивает славянофильский миф о «богоизбранности» русского народа. Ужас жизни в том, что масса прекрасных задатков искалечена, изуродована. Бунин не злорадствует, глубоко переживает за Россию, сочувствует ей. Он не зовет в прошлое, не идеализирует крестьянина, патриархальные устои. В его «Деревне» — боль и страх за судьбу родины, попытка понять, что несет новая, городская, буржуазная цивилизация России, народу, отдельному человеку.)

— Какое место в повести занимают образы Тихона и Кузьмы Красовых?

(На примере судьбы братьев Красовых Бунин показывает «светлые и темные, но почти всегда трагические основы жизни, две стороны национального характера. Кузьма — изломанный жизнью неудачник, покинувший деревню, после долгих скитаний устроившийся конторщиком в городе, поэт-самоучка, свободное время отдает «саморазвитию. чтению то есть». Тихон — хозяин, сумевший выкупить дурновское имение. Строгий, волевой, жесткий, властный человек, он «ястребом следил за каждой пядью земли». В разговорах, в спорах братьев раскрываются взгляды на Россию, на ее перспективы. Братьев Красовых объединяет ощущение обреченности деревни. Тихон Ильич говаривал: «Я, брат, человек русский. Мне твоего даром не надо, но имей ввиду: своего я тебе трынки не отдам! Кузьма же не разделяет его гордости: «Ты вот, вижу, гордишься, что ты русский, а я, брат, ох, далеко не славянофил! (. ) не хвалитесь вы, за-ради Бога, что вы — русские. Дикий мы народ!» И добавляет: «Русская, брат, музыка: жить по-свинячьи скверно, а все-таки живу и буду жить по-свинячьи!» Потенциальное богатство — чернозем — остается лишь черной жирной грязью, а «избы — глиняные, маленькие, с навозными крышами», даже в богатых дворах — убожество: «грязь кругом по колено, на крыльце лежит свинья. Окошечки крохотные, и в жилой половине избы. темнота, вечная теснота…». (гл. II).)

— О чем спорят братья Красовы?

(Споры братьев касаются разных сторон жизни: истории, литературы, политики, обычаев, нравов, быта и т. д. Для обоих характерны философские размышления о смысле жизни, о цели ее. Оба уже немолоды, пора подводить итоги, а они неутешительны. «Пропала жизнь, братуша! — говорит Тихон. — Была у меня, понимаешь, стряпуха немая, подарил я ей, дуре, платок заграничный, а она взяла да и истаскала его наизнанку. Понимаешь? От дури да от жадности. Жалко налицо по будням носить, — праздника, мол, дождусь, — а пришел праздник — лохмотья одни остались. Так вот и я. с жизнью-то своей. Истинно так!»)

— Есть ли в повести светлые образы?

(Эпизодически появляются в повести привлекательные персонажи: Однодворка и ее юркий и сообразительный сын Сенька, безымянный мужик «с чудесным добрым лицом в рыжей бородке», который восхитил Кузьму своей внешностью и своим поведением, странник Иванушка, молодой крестьянин возница — «оборванный, но красивый батрак, стройный, бледный, с красноватой бородкой, с умными глазами». По самому тону описания понятно, каковы идеалы человека из народа, каковы симпатии автора.

Поэтически изображена Молодая. Она хорошо даже в уродливом крестьянском наряде, скромна и стыдлива, ласкова и отзывчива.)

— Каково значение образа Молодой?

(Образ Молодой (Евдокии) несет символическую нагрузку. Она олицетворяет Россию. Судьба Молодой трагична: от безвыходности она идет замуж за дурака, хама и лентяя Дениску. Свадьба, скорее, похожа на похороны: «все угорели. Угарно было и в церкви, угарно, холодно и сумрачно — от вьюги, низких сводов и решеток в окошечках»; рука Молодой, казавшейся в венце еще красивей и мертвее, дрожала, и воск тающей свечи капал на оборки ее голубого платья. » Сценой свадебного «поезжанья» заканчивается «Деревня». Эта сцена — аллюзия на гоголевскую Русь-тройку: свадебный поезд, несущийся в сумерках среди страшной вьюги «в буйную темную муть».)

III. Заключительное слово учителя

Русский характер, русский народ в массе своей предстает как богатая, но невозделанная почва. Талантливость, наивность, непосредственность соседствуют с непрактичностью, бесхозяйственностью, неумением приложить свои силы к настоящему делу, с неразвитостью сознания. Но безысходности в восприятии Бунина нет. Наряду с косностью и беспросветностью жизни передается и состояние всеобщего недовольства, ожидание перемен, стремление как-то изменить свою судьбу и судьбу страны. Мир бунинской деревни трагичен, но светел, прежде всего чувствами, переживаниями самого автора.

Повесть Бунина была высоко оценена критикой. Многие увидели в ней «глубоко пессимистическое, почти отрицательное», «безотрадные и отвратительные краски». В связи с этим обратимся к оценке М. Горького (из письма к И. А. Бунину, 1910):

«Конец «Деревни» я прочитал — с волнением и радостью за Вас, с великой радостью, ибо Вы написали первостепенную вещь. Это — несомненно для меня: так глубоко, так исторически деревню никто не брал. (. ) Я не вижу, с чем можно сравнить Вашу вещь, тронут ею — очень сильно. Дорог мне этот скромный, скрытый, заглушенный стон о родной земле, дорога благородная скорбь, мучительный страх за нее — и все это ново. Так еще не писали. (. )

Не считайте моих речей о «Деревне» приподнятыми и преувеличенными, это не так. Я почти уверен, что московские и петербургские всех партий и окрасок иваны непомнящие и незнающие, кои делают критические статьи для журналов, — не оценят «деревни», не поймут ни существа, ни формы ее. Угроза, скрытая в ней, тактически неприемлема как для левых, так и для правых, — угрозы этой никто не заметит.

Но я знаю, что когда пройдет ошеломленность и растерянность, когда мы излечимся от хамской распущенности — это должно быть или — мы пропали! — тогда серьезные люди скажут: «Помимо первостепенной художественной ценности своей, «Деревня» Бунина была толчком, который заставил разбитое и расшатанное русское общество серьезно задуматься уже не о мужике, не о народе, а над строгим вопросом — быть или не быть России? Мы еще не думали о России, — как о целом — это произведение указало нам на необходимость мыслить именно обо всей стране, мыслить исторически».

1. Перечитать рассказ «Господин из Сан-Франциско».

2. Найти образы-символы, определить их значение.

3. Определить роль эпизодических лиц.

Дополнительный материал для учителя

1. Место повести «Деревня» в литературном процессе

Первое крупное произведение И. А. Бунина «Деревня» было опубликовано в 1910 году, но и в наши дни эта повесть остается актуальной и предоставляет значительный материал для современных литературоведов, размышляющих о проблемах «русской души» и «национального характера». Эти темы в творчестве Бунина до сих пор приковывают внимание критиков к небольшому произведению, созданному писателем еще в начале прошлого века. И это не случайно, ведь русская критика всегда стремилась найти ответ на вопрос: что такое «русская душа» и русский человек в целом? Потому и не угасает внимание к повести «Деревня», что она является очень емким произведением русской литературы, в котором все внимание автора обращено к животрепещущим проблемам народной жизни и проблемам русской деревни, в котором объективно отражена действительность того времени.

Описание Буниным деревенской жизни в России не оставило равнодушными современников. Сразу же после выхода повести в свет появились разные оценки этого произведения. Одни читатели возмущались лживостью изображения русской деревни и ее жителей, а другие нашли для себя главный вопрос, поставленный автором: «. быть или не быть России?» (М. Горький).

Анализируя произведение Бунина, критики не могли не затронуть темы изображения «русской души», не могли не обратить внимания на «бунинские пророчества» в отношении будущего России, так как все произведение пронизано описанием актуальных проблем тех лет, размышлениями о судьбах крестьянства и, конечно, о своеобразии национального русского характера.

Замыслу писателя в реалистическом отображении действительности отвечал особый жанр написанного им произведения — жанр повести-хроники, где на первый план выведены простые мужики, а свидетели происходящего, свидетели «со стороны», оставлены на втором плане. Задачам, поставленным перед автором, соответствовал и сюжет «Деревни», который лишен интриги, неожиданных событий, фабульного развития, четкой развязки. Все в повести Бунина погружено в стихию медленно идущей жизни, устоявшегося быта. Но каждая композиционная часть произведения открывает перед читателем все новые неожиданные и потрясающие воображение стороны деревенской действительности.

Повесть «Деревня» представляет собой произведение откровенно полемическое. Правда, в отличие от других произведений, к примеру А. П. Чехова, в повести Бунина о народе рассуждает не интеллигенция, а люди, вышедшие из крестьян. Откровенный и страшный вопрос задается одним из героев повести: «Есть ли кто лютее нашего народа?» И в произведении читатель находит на него ответ, к сожалению, не менее страшный: русский народ не хочет и не умеет победить в себе темное, звериное начало.

Из этого ответа вытекает и основная проблема, поднятая в бунинской повести: беда или вина русского народа в том, что он живет такой убогой, страшной и скудной жизнью? И на примере судьбы двух братьев Красовых автор показывает трагическую предрешенность судьбы русского народа, который зависит от свойств своей психики. Один из братьев — кабатчик и торговец Тихон Ильич Красов — мужик сильный, крепкий, хитрый. Он воплощает силу, активность и упорство. Другой брат — Кузьма — мягче, добрее и тоньше. Он воплощает душевную теплоту, лиричность и мягкость. Несмотря на то, что два родных брата так непохожи друг на друга, жизнь их приводит к одному — к бессилию и духовному опустошению. Даже они, вышедшие из народа и поднявшиеся на ступеньку выше, остались несчастны.

Виной такого исхода Бунин считает психику русского народа и дает ей свое определение — «пестрая душа». Поясняя эти слова, он приводит высказывание самого народа: «Народ сам сказал про себя — “из нас, как из древа, — и дубина и икона” — в зависимости от обстоятельств, от того, кто это древо обработает: Сергий Радонежский или Емельян Пугачев».

Объяснение понятия «пестрая душа» автор вкладывает в уста самого Тихона Красого, который восклицает: «Чудной мы народ! Пестрая душа! То чистая собака человек, то грустит. нежничает, сам над собою плачет».

Неслучаен финал повести — свадьба, больше похожая на похороны. Ведь Евдокия, по прозвищу Молодая, выходит замуж за самого развращенного и гадкого мужика деревни. Эту свадьбу можно истолковать символически: Красота погибает под натиском уродства, и пурга заметает жилье. Русская деревня исчезает под снежными сугробами, как исчезли под слоем песка древние города.

Такой мрачный финал вытекает из самой жизни деревни с выразительным названием Дурновка. Все в ней носит алогичный характер, не имеет смысла и самое главное — выходит за пределы нормы. Деревня неуклонно и быстро гибнет: разрываются семейные и общественные связи, рушится сложившийся веками уклад жизни. Не в силах приостановить гибель деревни и бунт крестьян, он только ускоряет этот процесс, о чем с болью повествует автор повести.

Бунин в «Деревне» очень наглядно показал, что мораль, которой определялась жизнь русской деревни в прошлом, совершенно утрачена. А существующая жизнь без нравственных начал, главная цель которой — выживание, недостойна человека.

По словам автора повести, он «взял типическое», именно то, что происходит в жизни русской деревни. Бунин также говорил, что его в первую очередь интересует «душа русского человека», «души русских людей вообще», а не мужики сами по себе.

Поднятые в повести проблемы русского характера и жизни народа волновали и до сих пор волнуют литературоведов, поэтому произведение Бунина «Деревня» и в наше время актуально и способно дать ответы на некоторые вопросы, поставленные самой российской жизнью. Актуальны и по сей день необыкновенные «пророчества» Бунина о «русской душе» и о «судьбе русского народа».

2. Статья В. В. Розанова «Не верьте беллетристам. »

В качестве дополнительного материала в процессе изучения повести Бунина «Деревня» можно предложить учащимся обсуждение статьи знаменитого русского философа, литературного критика и публициста Василия Васильевича Розанова (1856-1919 гг.). Прежде чем перейти непосредственно к обсуждению предлагаемой статьи, необходимо сказать несколько слов о ее авторе и познакомить учеников с его мировоззрением и жизненной философией.

Трудно точно определить, кем был В. В. Розанов — философом, критиком или литератором. Его месту в русской культуре непросто дать привычную классификацию. Мысль Розанова стремилась отразить мир во всех проявлениях, отсюда — обилие и разнообразие идей и тем, затрагивающихся его творчеством. Сам Розанов так отзывался о своих сочинениях: «Вывороченные шпалы. Шашки. Песок. Камень. Рытвины. “Что это? — ремонт мостовой? — Нет, это “Сочинения Розанова”. И по железным рельсам несется уверенно трамвай».

Розанов жил и писал по-своему, нередко был непоследовательным в своих философских, политических и эстетических идеях и суждениях, не стремился к единству и идее и не придавал значения мнению современников.

В. Розанова принято в первую очередь считать одним из самых ярких и самобытных представителей русской религиозной философии. Именно эта философия видела свою главную задачу в осмыслении места и назначения человека в мире. Розанов всегда был философом, который задумывался о судьбах мира.

Вполне обоснованно можно назвать В. Розанова и литературным критиком, ведь он всегда размышлял о литературном развитии, о писателях и их судьбах, о роли книги в современном обществе. Именно по поводу книг современников им написано много статей и рецензий, среди которых и статья «Не верьте беллетристам. », опубликованная в газете «Новое время» 5 января 1911 года.

Статья явилась своеобразным читательским откликом Розанова на рассказ Н. Олигера «Осенняя песня» и на обзор К. Чуковского последних литературных трудов. Среди них были представлены произведения И. Бунина, повествующие о русском крестьянстве; М. Горького — о мещанах; А. Толстого — о помещиках; Ив. Рукавишникова — о купеческой жизни, К. Чуковский в своем обзоре говорил о критическом отношении писателей к русской действительности и отметил талант их авторов.

В. Розанов в статье «Не верьте беллетристам. » не соглашается с изображением русской жизни в этих произведениях, считает, «что беллетристы, все пятеро, просто врут». Критик воспринимает предложенные художественные произведения с позиции простого читателя, для которого личный житейский опыт и здравый смысл служат критерием оценки прочитанного. Розанов считает, что искусство должно изображать правду жизни, поэтому писатели обязаны показывать саму действительность, жизнь страны и народа, в частности, его здоровье, экономическое и социальное положение.

Поэтому с изображением «беллетристов» Розанов не намерен соглашаться: «Ну, если правду они говорят, тогда России уже в сущности нет, одно пустое место, сгнившее место, которое остается только завоевать “соседнему умному народу”, как о том мечтал уже Смердяков в “Братьях Карамазовых”».

Критик считает, что художественное произведение должно «указать» на собственный опыт читателя, на реальную жизнь и действительность, тем более если произведение претендует на звание «реалистического», изображающего все «правдивое» и «типическое». И как бы писатель ни «модернизировал» действительность, такое произведение должно показывать жизнь, знакомую читателю.

Розанов считает неразрывными понятие «правды искусства» и талантливость писателя. Разве можно произведение назвать талантливым, если его автор «врет», изображая действительность? Талантливый писатель это тот писатель, взгляд которого на жизнь и изображение ее в произведении полностью соответствует самой «правде жизни».

Мнение Розанова по поводу талантливости авторов упомянутых произведений звучит эмоционально и резко: «Да что “талантливо”-то? Написаны они “талантливо”: так ведь это мастерство руки, привычка к технике письма, и, словом, чернила и бумага».

Одной из причин недостаточно правдивого изображения жизни писателями В. Розанов считает их ограниченность в видении окружающего мира, объясняя это тем, что писательская среда, как и любая профессиональная среда, является замкнутой на себе самой. Ссылаясь на свой жизненный опыт, критик говорит о повседневной жизни «беллетристов», показывая писателей в «Театральном клубе», шикарном дворце князей Юсуповых.

Так из какого «жизненного» пространства, из какой среды писатель может увидеть действительность, если его среда так замкнута? Поэтому и присутствует в произведении писателя его собственное представление о стране, о народе, о крестьянстве. А жизнь простого народа служит для него только «материалом», необходимым для подтверждения этих представлений. Отсюда и появляется в произведении авторское видение действительности. Что же касается произведений, упомянутых Розановым, то в них как раз отразились авторские взгляды и идейные установки, свойственные писателям того времени. Практически каждый из них приписывал своим героям собственное видение мира.

После всего сказанного становятся понятны слова, сказанные И. Буниным о своем творчестве: «Всю жизнь я страдаю от того, что не могу выразить того, что хочется. В сущности, я занимаюсь невозможным занятием. Я изнемогаю от того, что на мир смотрю только своими глазами и никак не могу взглянуть на него как-нибудь иначе!»

В статье «Не верьте беллетристам. » В. Розанов свободно и мастерски изложил свою точку зрения на недостатки, присутствующие в произведениях определенных писателей. И сделал это, не очень заботясь о логических доказательствах, постоянно проводя параллели между реалиями литературы и «правдой жизни» и свободно выражая свои эмоции по поводу несогласия с упомянутыми авторами в изображении действительности.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *