О чем спорят базаров и павел
Спор Базарова с Павлом Петровичем. Краткое содержание
За столом заходит речь о науке. Базаров считает немцев учителями для русских ученых. Павел Петрович говорит, что раньше немцы хоть литературой занимались, а теперь все химики и материалисты.
Базаров заявляет, что порядочный химик гораздо лучше и полезнее любого поэта, а также говорит, что признает науку как ремесло. Павел Петрович предполагает, что Базаров отрицает и в «людском быту принятые постановления». Евгвний, побледнев, спрашивает, уж не допрос ли это. Николай Петрович спешит погасить намечающийся конфликт.
Однажды Николай Петрович случайно слышит, как о нем говорят Аркадий и Базаров. Из разговора можно понять, что Аркадий защищает отца. Базаров говорит, что отец «добрый малый», но «человек отставной» и «песенка его спета». Николай Петрович очень опечален, ведь он старается идти в ногу со временем, и делится чувствами с Павлом Петровичем.
Выслушав брата, тот готовится к решительной схватке с Базаровым.
Она происходит за вечерним чаем. Предмет спора — аристократия и нигилизм. Павел Петрович утверждает, что общество держится на личности и именно поэтому ему нужна аристократия с ее моральными принципами.
Базаров утверждает, что все это — никому не нужные слова. Они, нигилисты, действуют исходя из требований пользы. Евгений довольно легко опровергает все утверждения и аргументы противника, стремящегося защитить традиции.
Николай Петрович старается смягчить спор, но все попытки оказываются тщетными. После того как молодые люди уходят, Николай Петрович рассуждает о различиях во взглядах разных поколений, но брат утверждает, что старшее поколение
«гораздо правее этих господчиков».
Кто выиграл в идейном споре Базарова и Павла Кирсанова? «Отцы и дети» И. С. Тургенев (ЕГЭ по литературе)
В романе Ивана Сергеевича Тургенева центральное место занимает идейный спор между двумя героями — студентом-нигилистом Евгением Базаровым и аристократом Павлом Петровичем Кирсановым. Оба персонажа отличаются друг от друга абсолютно по всем признакам, кроме искреннего желания каждого из них заставить другого принять его позицию. Сам Тургенев в романе не дает однозначного ответа на вопрос о том: а кто все же прав? Описывая сюжет, автор так и не предоставляет возможности героям прийти ко взаимному решению проблемы.
Позиция обоих героев имеет очевидное различие, что впоследствии служит началом образования конфликта.
Евгений не желает воспринимать современное общество, позиционируя себя революционером желающим разрушить коренные устои для усовершенствования мира в дальнейшем. Однако плана по улучшению у него нет, ведь как он говорил сам: “Необходимо всё сломать и разрушить, а стоить другие будут…”. Но Кирсанов не желая мириться с такой позицией, утверждает то, что “нам дорога цивилизация”, “её плоды”. Такое мнение представителя старшего поколения говорило о его нежелании что-либо менять в уже существующем обществе.
Евгений Базаров не признает религий, любовь, поэзию, самодержавие, такое отрицание основано на мнении о том, что “природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник”. Особое место в понятии нигилизма у героя также занимает полное отрицание любых принципов, Павел Петрович же, в свою очередь, доказывал, что “. без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди». Но, как мы видим, его принцип — это аристократия, он никогда в жизни не сталкивался с практической деятельностью, поэтому круг его интересов ограничивался музыкой, живописью, а также поэзией. Такое колоссальное различие во взглядах на жизнь сразу давало понять о неизбежности предстоящих разногласий.
Помимо незаинтересованности Базарова в поэзии и живописи, ему всё ещё предстояло узнать о понятии любви, но пока, он без раздумий уверял себя и окружающих в бессмысленности этого явления, называя подобное “белибердой”. Павел Петрович, столкнувшийся уже однажды с подобным, знал, о чем он говорит, и какие последствия из этого могут вытекать. В отличие от реалиста Базарова, Кирсанов являлся прямым представителем романтика.
Таким образом, победителем в идейном споре между Базаровым и Павлом Кирсановым нет. Позиция самого автора остается нераскрытой, что говорит об отсутствии как такового победителя. Каждый так и остается при собственных взглядах, не желая мирится с чужими.
Внимание!
Если Вы заметили ошибку или опечатку, выделите текст и нажмите Ctrl+Enter.
Тем самым окажете неоценимую пользу проекту и другим читателям.
Спор Базарова и Павла Петровича в романе Отцы и дети Тургенева сочинение
Художественные средства, использованные автором
Для того чтобы подчеркнуть противоположность своих героев, автор использует приемы, которые показывают их совершенное отличие друг от друга. Он добивается этого за счет описания внешнего облика персонажей, манеры одеваться, особенностей поведения. Мы легко можем представить себе Базарова: порывистого, резкого, быстрого, грубоватого, с красными руками, одетого в балахон. Он всегда говорит то, что думает.
Павел Петрович, напротив, изящен, строен, «породист». Жесты Кирсанова полны благородства, речь грамотна и образна. Руки его красивые, с розовыми ногтями.
Одним описанием внешности и манеры поведения писатель готовит нас к тому, что споры Базарова и Павла Кирсанова непременно будут иметь место.
О чём спорили герои
Спор героев затронул большое количество самых разных проблем. Основными следует выделить 4 фрагмента их конфликта:
Можно подвести небольшой вывод, что основой взглядов на жизнь Павла Петровича является его воспитание, именно оно привило ему основные черты его характера. В случае с Базаровым ситуация иная: он полностью самостоятельно построил своё мировоззрение, ведь его родители старых времён. Вряд ли это они сделали сына нигилистом.
Отношение героев к аристократии
Итак, отношение двух героев к разным моментам жизни принципиально отличны друг от друга.
Базаров и Кирсанов, споры которых составляют существенную часть романа, безусловно, по-разному относятся к дворянству.
Павел Петрович определяет аристократию как главную силу, способствующую развитию общества. В качестве действий, способствующих преобразованию жизни, Кирсанов выбирает либеральные реформы.
Евгений Базаров видит неспособность аристократии к активной деятельности. В его глазах дворяне не могут принести никакой пользы для общественного развития.
Философские взгляды
Основные споры между Кирсановым Павлом Петровичем и Базаровым происходят из-за разного отношения к нигилизму.
Базаров | Кирсанов | |||
Взгляды | Считает себя нигилистом, за которым стоит будущее. Отрицает общепризнанные нормы | Отрицает значение нигилизма, считая, что такие философские взгляды на жизнь являются угрозой для всего общества | ||
Цитаты | «Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем» | «Материализм, который вы проповедуете, был уже не раз в ходу и всегда оказывался несостоятельным»; «И эта зараза уже далеко распространилась» Споры о простом народеБазаров и Кирсанов, споры которых пронизывают весь роман, по-разному воспринимают положение народа в обществе. Павел Петрович, который не представляет того, как живет простой крестьянин, умиляется его патриархальности. Базаров находит народ невежественным, плохо осведомленным о собственных правах. Для Кирсанова жизнь крестьян, протекающая по тем же порядкам, что были установлены их далекими предками, совершенно естественна и правильна. Базаров видит темноту и невежество простого народа. Такое разное мнение о жизни крестьян у героев сложилось неспроста. Евгений по своему происхождению – разночинец, труженик, он хорошо понимает простой народ. Павел Петрович – выходец из дворянской семьи, совершенно далекий от крестьянской жизни. Народную веру, которой так восхищается Кирсанов, Базаров определяет как суеверие. Невозможность героев найти компромисс, постоянные противоречия привели к тому, что между ними состоялась дуэль. Вариант 2В основе романа «Отцы и дети» лежит противостояние двух социально-политических направлений того времени – дворянским либерализмом и революционной демократией в период отмены крепостничества. Конфликт поколений возникает в случае несоответствия взглядов старшего поколения на жизнь представлениям о ней молодых людей. Со временем обстановка вокруг меняется. Новые обстоятельства оказывают значительное влияние на формирование характера человека, его отношение к жизни. Довольно часто люди старшего возраста оказываются неспособны воспринимать другую точку зрения, принимать другой образ жизни, или просто не желают этого делать. Подобное непонимание нередко приводит к настоящей конфронтации между людьми разных поколений, как это произошло по сюжету романа. Представителем либерально настроенного дворянства выступает Павел Петрович, человек поистине достойный, умный, честный и благородный. В своих мыслях и поступках он руководствуется старыми принципами. Окружающие считали его в какой-то степени насмешливым и самоуверенным. Учитывая то, что в молодости Павел Петрович был очень успешным чиновником, которого любили и который мог позволить себе многие капризы и желания, то можно смело назвать его человеком, избалованным роскошью. Базаров относится к революционно-демократическому направлению. Молодой человек хорошо образован, высоко интеллектуален и полон энергии. Главным его увлечением является изучение естественных наук. Он постоянно чем-то занят, так как безделье навевает на него ужасную скуку. Несмотря на то, что Базаров относится к разночинцам, своего происхождения он нисколько этого не стесняется. Много раз они с Павлом Петровичем заводили беседу, но в каждом из этих случаев разговор заходил в тупик. Кирсанов человек принципиальный, и в людях ценит такое же качество. Базаров же, по своему убеждению, отрицает всякий авторитет и не признает принципов. В своем отношении к простому народу герои также кардинально отличаются. Базаров презирает русский народ, поскольку тот, по его мнению, заслуживает подобного отношения. Кирсанов упрекает Базарова за такие слова. В то же время молодой человек неоднократно упоминает о своей связи с народом, рассказывая о том, что его дед всю жизнь работал в поле. Тем самым Базаров подчеркивает, что лучше других знает и понимает русский народ, в отличие от того же Кирсанова. Между Базаровым и Павлом Петровичем были расхождения по очень многим вопросам, но главное, что стоит отметить: Базаров – это человек дела, а Кирсанов – человек слова. Именно такие люди, как наш главный герой, нужны для развития и процветания страны. Происхождение споров Базарова и КирсановаБазаров и Кирсанов, споры которых являются неотъемлемой частью бессмертного произведения Тургенева, имеют определенную природу. Евгений считает Павла Петровича никчемным человеком, ведущим бесполезную жизнь. Честолюбие Кирсанова задето таким отношением, ведь он всегда считал себя благородным, деятельным человеком. За это Павел Петрович ненавидит Базарова. Скорее всего, именно благодаря этому сильному чувству герои спорят на протяжении всего произведения. Именно осознание бессмысленности собственного существования заставляет Кирсанова вступать в диалог с Евгением. Споры между Базаровым и Кирсановым велись по самым различным вопросам, они касались и воспитания, и общественного долга, и религии. Базаров – противник отживших устоев и культуры. Он выступает за уничтожение прежних идеалов, за активные революционные действия. Кирсанов придерживается давно усвоенных им «принсипов». Эти два героя совершенно противоположны друг другу. При отстаивании своих идей они впадают в крайности. Базаров и Кирсанов спорят, но забывают об истине, которая может открыться, если хоть немного слушать своего оппонента. Смысл спора для них – в самом споре. Символично, что Базаров – олицетворение материализма, умирает в конце романа. Кирсанов во время болезни пересматривает собственные взгляды на жизнь. Идеологическая встреча двух времёнСюжетная линия со спором главных героев занимает особое место на страницах романа. Это столкновение «старого» и «нового» затрагивает самые разные темы и основные вопросы и проблемы жизни. То, о чём спорили Кирсанов и Базаров, открывает читателю двери в самостоятельные размышления, поиски ответов и выбор собственной жизненной позиции. Столкновение двух противостоящих мировоззрений в романе поднимает огромное количество проблем того времени, затрагивает множество вопросов и тем, которые актуальны даже сегодня: спустя более чем 200 лет после выхода произведения. Сам конфликт не даёт каких-либо ответов читателю, он оставляет после себя спорные впечатления, ведь в противостоянии должен быть победитель, но ни Базаров, ни Кирсанов не «выигрывают». Здесь, скорее, честная и правильная ничья. Базаровские и Кирсановые взгляды на жизнь разнятся почти везде, где только возможно, однако есть некоторые вещи, которые их объединяют. Например, самоуверенность, самодостаточность и самолюбие, граничащие с эгоизмом. Эти герои не зависят ни от кого, они абсолютно самостоятельны, сильны и полноценны, оказывают огромное влияние на окружающих, но сами не поддаются чужому мнению.
Предмет спора: как следует относиться к крестьянству?
Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов (по роману И. Тургенева «Отцы и дети»)В романе «Отцы и дети» И. С. Тургенев изображает 50-е годы девятнадцатого столетия, когда яростно противостояли друг другу два лагеря: дворяне и разночинцы. Это противостояние нашло в романе отражение в образах Павла Петровича Кирсанова и Евгения Базарова. Аристократам неприятен и непривычен внешний вид Базарова и его поведение.ТОдет Евгений в балахон с кистями, он не носит перчаток и при встрече смело протягивает обнаженную красную руку. По всем правилам этикета отец Аркадия Николай Петрович душевно приветствует гостя, но тот ведет себя несколько развязно, на участие отвечает ленью в повадках и разговоре. Расшаркивание хозяев вызывает у Базарова иронию. Лицо его при встрече выражает самоуверенность и ум. Аркадий умоляет отца «приласкать» друга, но тот и так не знает, как угодить ему. Евгению во всем противопоставлен Павел Петрович — бывший офицер, живет со своим братом в деревне и вся жизнь его проходит в раздумьях и воспоминаниях о прошлом. Во внешнем виде его не развязность, как у Базарова, а лоск и щегольство: «темный английский сьют, модный низенький галстух и лаковые полусапожки». Облик Павла Петровича, как подчеркивает автор, «изящный и породистый». Контраст между ним и Базаровым сразу бросается в глаза, но еще более заметен он, когда Павел Петрович вынимает из кармана панталон свою красивую руку с длинными розовыми ногтями. Важной для раскрытия образов героев романа является их речевая характеристика. Павел Петрович постоянно употребляет в разговоре французские выражения, речь его строго изысканна. Евгений же говорит просто и бесхитростно, не задумываясь о придании своей речи стройности и изящества. Безрадостно приветствует Павел Петрович приятеля племянника. «Кто сей?» — неприязненно спрашивает он и удивляется, услышав о том, что в гости к ним нагрянул друг Аркадия. «Этот волосатый?» — презрительно вопрошает он. Не лучшего мнения о Павле Петровиче и Евгений. Иронично отзывается он о нем, говоря с Аркадием. На следующий день после приезда Базаров берется за дело: он легко сводит знакомство с дворовыми мальчишками и принимается резать лягушек. Ему непривычно бездействие, процветающее в доме аристократов Кирсановых. Аркадий тем временем разъясняет отцу, что Базаров — нигилист, то есть человек, который не склоняется ни перед какими авторитетами, не принимает ни одного принципа на веру, все отрицает. Постепенно Павел Петрович начинает чувствовать по отношению к Базарову все большее раздражение. «Его аристократическую натуру возмущала совершенная развязность Базарова. Этот лекарский сын не только не робел, он даже отвечал отрывисто и неохотно, и в звуке его голоса было что-то грубое, почти дерзкое». Конфликт между героями нарастает, когда Базаров принимается высказывать свои нигилистические суждения. «Порядочный химик в двадцать раз полезнее всякого поэта»,— заявляет он Павлу Петровичу, знающему и любящему литературу. В разговоре Евгения то и дело звучит презрительная усмешка, он нисколько не пасует перед своим собеседником и даже нападает на него. Рознит героев и их воспитание, отношение к любви. Павел Петрович Кирсанов воспитывался как все дети аристократических семей. Сначала основы знаний ему давали дома, потом определили в пажеский корпус. Он всегда пользовался успехом у женщин, ему завидовали мужчины. Он вел активный образ жизни, но все вмиг изменилось, когда в его жизни появилась княгиня Р., которую Кирсанов повстречал на балу и в которую влюбился страстно. Княгиня довольно скоро охладела к нему, и он чуть с ума не сошел, стал гоняться за ней по всему свету, проявляя малодушие. Измученный этими отношениями, Павел Петрович состарился, поседел и потерял интерес к жизни. Базаров же к любви относится весьма холодно. «Человек, который всю свою жизнь поставил на карту женской любви, и когда ему эту карту убили, раскис и опустился до того, что ни на что не стал способен, этакой человек — не мужчина»,— замечает он, услышав историю жизни Павла Петровича. Базаров не согласен объяснять его поведение воспитанием. «Всякий человек сам себя воспитать должен»,— уверенно говорит он. «Для Павла Петровича любовная драма может стать источником самоуважения: воспоминания о ней поддерживают сознание незаурядности и значительности прожитой им жизни. Для Базарова подобная же драма означает унижение: она воспринимается как проявление позорной слабости, которую герой может извинить себе только на пороге смерти»,— утверждает литературовед В. М. Маркович. Павел Петрович и Базаров по-разному относятся к народу. Кирсанов идеализирует народ. «Он свято чтит предания, он — патриархальный, он не может жить без веры»,— утверждает он. А Базаров говорит о темноте, неразвитости народа, о его суеверии. Презирая народ, Евгений тем не менее свободно и с удовольствием общается с ним. Как подчеркивал критик Д. И. Писарев, «в отношениях Базарова к простому народу надо заметить прежде всего отсутствие всякой вычурности и всякой сладости. Народу это нравится, и потому Базарова любит прислуга, любят ребятишки…». А вот Павел Петрович, говоря с мужиком, отворачивается и нюхает надушенный платок. Пушкина читать, по Базарову,— ерунда, боготворить природу — глупость, «Рафаэль гроша медного не стоит». Евгений цинично относится и к женщинам. Выслушивая базаровские суждения, Павел Петрович начинает просто ненавидеть его. Он считает его гордецом, нахалом, циником и плебеем. Для Кирсанова возмутительно презрение к нему со стороны такого человека, как Базаров. Павел Петрович, негодуя все больше и больше, выходит на встречи с Евгением заранее раздраженный и решительный. Кульминационным моментом в развитии их отношений является произошедшая между героями схватка. Слово «аристократишко», брезгливо брошенное Базаровым в адрес соседнего помещика, окончательно выводит из себя Павла Петровича, с горячим нетерпением ждавшего схватки с Евгением. В начавшемся споре Павел Петрович пытается наголову разбить соперника, справедливо упрекая его в том, что, разрушая, надо задываться и о строительстве. Базарова же это не беспокоит. Он намерен только «место расчистить». «Мы друг друга понять не можем; я, по крайней мере, не имею чести вас понимать», — заявляет Павел Петрович. Несколько позже он вызывает Евгения на дуэль. В противостоянии героев раскрываются их характеры, обнажаются самые потаенные уголки души,. Несмотря на видимую развязность, которая оказывается лишь маской, в Базарове угадывается характер энергичный, волевой, мужественный. В то же время он оказывается искренним и добрым человеком. Кирсановы же — типичные аристократы, они ведут бездеятельный образ жизни. Евгений отличается от них любовью к труду и упорством в достижении намеченной цели. Критик Писарев о Базарове писал: «Теперешние молодые люди увлекаются и впадают в крайности, но в самых увлечениях сказываются свежая сила и неподкупный ум; эта сила и этот ум без всяких посторонних пособий и влияний выведут молодых людей на прямую дорогу и поддержат их в жизни». Право на выборПозиция самого́ автора в романе прослеживается, но довольно сла́бо. Точно можно сказать только, что он не поддерживает Базарова и считает, что нигилизм не жизнеспособен, так как он «убил» своего персонажа. Но это не означает, что Тургенев против нового: писатель прекрасно осознаёт, что его время подходит к концу, его поколение уже наделало своих ошибок и теперь настал черёд «детей», таких как Евгений Базаров или Аркадий Кирсанов. Также автор не заставляет читателя принимать какую бы то ни было сторону в конфликте. Он не предоставляет очевидного победителя в споре «отцов» и «детей», а оставляет ничью, чтобы читатель не привязывался к исходу конфликта времён в романе и сам решал, какие взгляды на жизнь ему ближе: Павла Кирсанова или Евгения Базарова. Сочинение Спор Базарова и Павла ПетровичаПроизведение «Отцы и дети» И. С. Тургенева впервые было опубликовано в журнале «Русский вестник» в 1862-м году. В сложное время проведения противоречивых реформ роман вызвал бурную реакцию в обществе. Центральную роль в произведении занимает тема взаимодействия между поколениями. Ярчайшими представителями разных поколений являются Базаров и Павел Петрович. Они совершенно разные и не принимают мнений друг друга. Это демонстрируется в десятой главе, где между старшим Кирсановым и разночинцем развязался спор. Это произошло из-за принципиальных различий между героями: Базаров – реалист, а аристократ – романтик. Вечером того же дня, когда Николай Петрович подслушал разговор своего сына, Аркадия, и Базарова, за чаем произошёл спор. Поначалу нигилист отвечал сухо, в то время как старший Кирсанов «горел нетерпением» поставить того на место и доказать свою правоту. Словесная дуэль началась с темы об аристократизме и принципах этого сословия. Павел Петрович другого мнения – он уверен в том, что этот социальный слой является основной общественной силой. Не сложно догадаться, что представитель либерального движения не считается с этим. Он делает вывод о том, что аристократы бесполезны и любят жить за чужой счёт. Второй спор был о принципах нигилизма. Базаров убежден, что нигилисты приносят обществу большую пользу, чем «аристократишки», потому что деятельность первых исход из принципа полезности деятельности. Более того, отрицание всего старого воспринимается новыми людьми как позыв к действию, а не простые слова. Сам автор произведения воспринимал абсолютное отрицание со стороны своего героя как революционность. Стоит заметить, что после спора о народе, Базаров был огорчен тем, что так отчаянно доказывает свою точку зрения перед барином. Павел Петрович же продолжал спор и чем дольше это продолжалось, тем сильнее сердился представитель старшего поколения. Крайний же спор зашёл об искусстве. Старший Кирсанов считал, что оно часть жизни, что Пушкина должен знать каждый, что без искусства жизнь не полноценна. Такая «чепуха», романтизм противны главному герою романа, что можно наблюдать и в других главах произведения, но тот не продолжил спор. Он устал от долгих пререканий с аристократом и понял, что лучше прекратить развитие этих разногласий. Проанализировав споры, можно утверждать, что Павел Петрович стремился сохранить тот порядок вещей, который был ему привычен, а нигилист – разрушить. Спор Базарова и Павла ПетровичаПопулярные сочиненияПо жанровой направленности произведение представляет собой повесть, адресованную детской читательской аудитории. Описание картин Зинаиды Серебряковой Мне очень нравится тема сочинения, потому что мне очень-очень нравятся цветы. Всякие – и покупные, и дикие, и те, которые цветут на подоконнике. И я люблю их рисовать!
|