О чем спорили ученые коперник и птолемей
TESTSOCH.RU
Напишем за тебя уникальное сочинение в течение 5 часов (платно):
Михаил Ломоносов (5 класс. Коровина, 1 часть, стр. 55)
Размышляем о прочитанном
1. О чём спорили знаменитые учёные Коперник и Птолемей? Как решил этот спор повар? Что хотел сказать своим произведением автор?
Астроному Коперник и Птолемей спорили о том, как происходит движение планет и Солнца в Солнечной системе. Коперник считал, что Земля вращается вокруг своей оси и вращается вокруг Солнца. Птолемей утверждал, что всеми планетами управляет Солнце. Повар на простом примере показал правоту Коперника, так как при приготовлении жаркого мясо вертят на огне, а никак не огонь вокруг мяса.
Ломоносов продемонстрировал в стихотворении, что законы одинаковы и для планет, и для приготовления пищи.
2. В чём проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру. »?
Содружество науки и быта в стихотворении проявилось в том, что научный спор о движении Солнца и планет (астрономия) был разрешен примером из быта (приготовление пищи). Филология проявилась в том, что Ломоносов сумел написать стихотворение на эту тему.
3. Что сообщили вам энциклопедические справки о Копернике и Птолемее?
Точные даты жизни астронома Птолемея мы не знаем. Он родился около 90-го года, умер около 160-го года нашей эры. Жил Птолемей в Древней Греции. Он разработал математическую теорию движения планет вокруг Земли.
Коперник родился спустя более чем тысяча триста лет после смерти Птолемея, так что встретиться на пиру они никак не могли. Польский астроном объяснил, каким образом обращаются планеты (в том числе и Земля) вокруг Солнца. Также Коперник занимался математикой, механикой и экономикой.
Понемногу
О сложном просто, понятно о простом, кратко обо всем.
среда, 6 октября 2021 г.
Ломоносов М. «Случились вместе два астронома». Ответы на вопросы учебника для 5 класса
Ответы на вопросы учебника «Литература» 5 класс, 1 часть, Коровина, страница 55
Михаил Ломоносов «Случились вместе два астронома» читать текст
Случились вместе два Астро́нома в пиру
1. О чём спорили знаменитые учёные Коперник и Птолемей? Как решил этот спор повар? Что хотел сказать своим произведением автор?
Знаменитые учёные спорили о том, что вокруг чего вращается: Земля вокруг Солнца, или Солнце вокруг Земли.
Повар сказал, что никто не вращает очаг вокруг жаркого и тем самым встал на сторону Коперника, высмеяв Птолемея.
Автор хотел сказать, что прежде чем что-то утверждать, всегда надо подумать, проанализировать, сравнить свои выводы с существующим положением вещей.
Ломоносов также хотел сказать, что иногда народная, бытовая сметка оказывается более точной, чем оторванные от жизни выводы учёных.
2. В чём проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении?
Содружество, объединение наук и быта в одном стихотворении позволило Ломоносову просто и с юмором объяснить простым людям вращение Земли вокруг Солнца.
3. Что сообщили вам энциклопедические справки о Копернике и Птолемее?
Из этих кратких энциклопедических ссылок мы узнали:
Птолемей был древнегреческим учёным. Он жил в конце первого, начале 2 века нашей эры. Он разработал математическую модель движения планет и Солнца вокруг Земли. Эта модель получила название Геоцентрической.
Коперник был польским учёным. Он жил в конце пятнадцатого, начале шестнадцатого века. Он разработал модель модель вращения Земли и других планет вокруг Солнца. Эта модель получила название Гелиоцентрической.
О чём спорили знаменитые учёные Коперник и Птолемей?
Задания по литературе для 5 класса 1. О чём спорили знаменитые учёные Коперник и Птолемей? Как решил этот спор повар? Что хотел сказать своим произведением автор?
Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит:
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: «Ты звёзд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь?»
Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова?»
На самом деле лично спорить друг с другом Коперник и Птолемей не могли, они жили разделенные многими веками, но долгое время в науке господствовало утверждение Птолемея, что солнце вращается вокруг земли. Для времени Птолемея это было нормальное утверждение, хотя уже тогда находились некоторые ученые утверждавшие обратно.
Коперник же прямо утверждал, что это земля вращается вокруг солнца, и является одной из самых обыкновенных планет.
Коперник и Птолемей спорили о том, как устроен мир. Коперник говорил, что Земля крутится вокруг Солнца, Птолемей же, в свою очередь, считал, все планеты и Солнце крутятся вокруг Земли. Повар разрешил спор, сказав, что прав Коперник. Он сравнил Солнце с очагом, а Землю с мясом.
Автор, с помощью своего произведения, хотел сказать, что законы Вселенной едины. И если быть внимательным к мелочам, можно отыскать ответы и к большим вопросам.
Повар со своей стороны просто подошел к решению спора, указав на явную несуразность вращения огня вокруг жаркого.
Честно говоря, я представляла себе молодого отрока-киевлянина немного другим, чем представил его художник Иванов, известный своей картиной «Явление Христа народу». У иванова отрок получился каким-то через чур греческим. И это красное обеяние, которое отрок сорвал, когда подбежал к Днепру. Мне представляется, что одет он был более практично, в что-то темных тонов, более подходящее для пробежки по лагерю печенегов.
Красная одежда слишком бы привлекала внимание к отроку и его разоблачили бы сразу, не дав выполнить свой долг.
Исторически картина конечно написана неверно.
Мне в рассказе Тургенева «Муму» не интересны ни Капитон, ни Татьяна, ни Гаврила. Это второстепенные персонажи, которые играют лишь вспомогательную роль. В частности история с прачкой Татьяной показывает отношение Герасима к пьянству, его моральные качества.
Поэтому чтобы отвадить Герасима Татьяну показали пьяницей и когда Герасим это увидел, он сразу к ней охладел.
Гаврила был дворецким, он был женат и обладал утиным носом. Это верный служака, который во всем подчинялся барыне.
Концовка рассказа»Муму» оставляет двойственное впечатление.
Прежде всего автор вроде бы показывает бунт Герасима, показывает, что чаша терпения этого верного слуги переполнилась и он выполнив последний приказ барыни сбегает от нее. Не на совсем, он убегает в ее же деревню, то есть не ищет воли, но больше не хочет жить в городе, рядом с человеком, по приказу которого погубил своего единственного друга.
Но в то же время бунт этот смешон в своей незавершенности. Герасим сперва прилежно топит Муму и только потом пускается в бега, хотя уйти решает до казни. Что же помешало ему окончательно ослушаться приказа барыни и взять Муму с собой туда, где барыня не достала бы ее?
Результат был бы тот же. Герасим стал бы жить и работать в деревне, барыня бы успокоилась и забыла про него.
Но если приказа не убегать не было, то приказ утопить был. И Герасим не смог преодолеть своей привычки исполнять приказы. Но свое несогласие выразил побегом.
Этой концовкой Тургенев показал, что привычка подчиняться вошла у крепостных в натуру, стала их частью, а возмутиться они могут только по тихому, тайком.
Определим мораль басни Крылова «Квартет». Сам автор выразил мораль своей басни в следующих строчках:
Иначе говоря мораль этой басни в том, что для того, чтобы успешно заниматься каким-либо делом, требуется ему научиться, иметь к нему определенные способности, иначе результат будет такой же как в басне.
Аллегория в басне Крылова «Квартет»: животные из басни сравниваются с людьми, которые занимаются не своим делом. Было бы странно если бы сапожник сел за рояль и сыграл какую-нибудь виртуозную пьесу. Но точно также и музыкант не сможет сшить хорошие сапоги. Каждый должен заниматься тем, чему он учился, что он умеет делать хорошо.
Вопросы для викторины по басне Крылова «Квартет» с ответами:
В рассказе «Муму» Тургенев показывает обыкновенного крепостного мужика, который ставит слово барыни выше своих интересов. То есть изначально это человек во всем покорный существующим законам. Он вырос в крепостной среде, он сроднился с ней и он не чувствует ущербности этого строя, основой которого является безжалостное угнетение крестьян.
Герасим сохранил многие человеческие качества, он остался честным и принципиальным, он любил работать, он не представлял своей жизни без каждодневного труда и относился к своим обязанностям очень ответственно.
При нем и двор стал содержаться в постоянной чистоте, и беспорядки прекратились. Дворня смотрела на Герасима с опаской, но уважительно, его побаивались.
Сила Герасима была огромной, автор сравнивает его с богатырем, молодым быком, с пойманным зверем.
Нравственные качества Герасима также были очень высокими, он не терпел воров, он не выносил пьяниц. Во всем любил порядок.
В чем проявилось содружество наук?
В чем проявилось содружество наук филологии и астрономии?
Случились вместе два Астронома в пиру
И спорили весьма между собой в жару.
Один твердил: земля, вертясь, круг Солнца ходит;
Другой, что Солнце все с собой планеты водит:
Один Коперник был, другой слыл Птолемей.
Тут повар спор решил усмешкою своей.
Хозяин спрашивал: «Ты звезд теченье знаешь?
Скажи, как ты о сем сомненье рассуждаешь? »
Он дал такой ответ: «Что в том Коперник прав,
Я правду докажу, на Солнце не бывав.
Кто видел простака из поваров такова,
Который бы вертел очаг кругом жаркова? »
Конец мая или июнь 1761
О чём спорили знаменитые учёные Коперник и Птолемей? Как решил этот спор повар?
Хозяин дома, в котором происходит пир, обращается с вопросом к усмехающемуся повару. Повар решает спор, сказав, что прав Коперник. Сравнив Солнце с очагом, а Землю с мясом, которое надо зажарить, повар усмехнулся: любой будет вращать жаркое вокруг очага, а не наоборот.
Несмотря на то, что идея геоцентрической системы была давно отвергнута учеными, Ломоносов хотел подтвердить своим произведением, что законы Вселенной едины как в большом, так и в малом, что, внимательно наблюдая за окружающим, можно находить подтверждения великим научным открытиям.
Почему серьёзной научной темы Ломоносов касается в жанре басни?
Красноречивые басни Ломоносова касаются невероятно актуальных проблем. На мой взгляд, форма басни как никакая другая подходит для того, чтобы донести до читателя сложную проблему простыми словами.
Конспект урока на тему «М. В. Ломоносов. «Случились вместе два Астронома в пиру. «
М.В. Ломоносов. Слово о писателе. «Случились вместе два астронома в пиру…»
1. Раскрыть масштабность личности М.В.Ломоносова как сына Отечества, показать, какой вклад внёс учёный в развитие России, актуальность и востребованность его идей в современном обществе;
2. Развивать навыки работы с поэтическим текстом, умение пользоваться различными источниками для нахождения информации, обобщать полученные сведения, обучать монологическому ответу;
3. Воспитывать у детей любовь к знаниям, к творческой деятельности
IV . Словарная работа.
Первое, на что обращают внимание дети, — это лексические и грамматические архаизмы.
Случились вместе — встретились вместе.
Спорили. в жару — жарко, горячо спорили.
Круг Солнца ходит — вокруг Солнца ходит.
Как ты о сем сомненье рассуждаешь? — Как ты рассуждаешь, что ты думаешь об этом спорном вопросе?
Такова (прил.) — такого.
Жаркова (сущ.) — жаркóго ( жаркóе — жареное кушанье, обычно мясное).
— Кто такие Коперник и Птолемей? Когда они жили? Могли ли они реально встретиться друг с другом на пиру? (Дети учатся работать со сносками)
— Как вы думаете, почему в стихотворении Ломоносова Коперник и Птолемей встречаются? Где они встречаются?
— В чем противоположность взглядов ученых? К кому обращается хозяин дома, в котором встретились ученые, за разрешением спора? Как повар решает этот спор?
— В годы жизни Ломоносова идея геоцентрической системы была давно отвергнута учеными: все уже понимали, что вращается не Солнце вокруг Земли, а Земля вокруг Солнца. Почему же Ломоносов вновь поднимает эту тему? Какова идея этой басни?
— В чем проявилось содружество наук (филологии, астрономии) и быта в стихотворении «Случились вместе два Астронома в пиру. »? (2-й вопрос, с. 53.)
Прочитаем стихотворение еще раз, предложим ученикам прочитать его выразительно.
Точные даты жизни астронома Птолемея мы не знаем. Он родился около 90 г., умер около 160 г. нашей эры. Жил Птолемей в Древней Греции. Он разработал математическую теорию движения планет вокруг Земли (геоцентрическая система).
Коперник родился спустя более чем тысяча триста лет после смерти Птолемея, так что встретиться реально на пиру они никак не могли. Польский астроном объяснил, каким образом обращаются планеты (в том числе и Земля) вокруг Солнца (гелиоцентрическая система).
Мы можем предположить, что так Ломоносов мог изобразить нам беседу между собой последователей Коперника и Птолемея.
Коперник и Птолемей спорили о строении мира. Коперник утверждал, что Земля вращается вокруг Солнца. Птолемей считал, что Солнце и все остальные планеты вращаются вокруг Земли.
Хозяин дома, в котором происходит пир, обращается с вопросом к усмехающемуся повару. Повар решает спор, сказав, что прав Коперник. Сравнив Солнце с очагом, а Землю с мясом, которое надо зажарить, повар усмехнулся: любой будет вращать жаркое вокруг очага, а не наоборот.
Ломоносов хотел подтвердить своим произведением, что законы Вселенной едины как в большом, так и в малом, что, внимательно наблюдая за окружающим, можно находить подтверждения великим научным открытиям.
Содружество филологии, астрономии и быта проявилось в том, что Ломоносов сумел написать стихотворение (филология) о двух ученых (астрономия), приведя в качестве доказательства основной мысли стихотворения пример из быта.
Чтение басни «Волк и Ягнёнок».
Басни «Ворона и Лисица», «Свинья под Дубом»-для самостоятельного чтения