О чем спорили базаров

Таблица “Спор Базарова и Павла Петровича”

Конфликт между Кирсановым и Базаровым лежит в основе всего романа И. С. Тургенева «Отцы и дети». В данной статье представлена таблица «Спор Базарова и Павла Петровича».

Политические взгляды

Разные взгляды Базарова и Кирсанова исходят из их социального положения.

Павел Петрович Кирсанов – яркий представитель аристократического общества. Он потомственный дворянин.

Евгений Базаров – разночинец. Его мать была дворянского происхождения, а отец был обычным лекарем. Это позволяет говорить о промежуточном положении Базарова: он не считает себя дворянином, но и к числу простых мужиков он себя не относит.

В связи с этой разницей в происхождении у Базарова и Кирсанова разные общественно-политические взгляды.

Отношение к дворянству, аристократии и принципам

«Аристократизм, либерализм, прогресс, принципы… – подумаешь, сколько иностранных и бесполезных слов! Русскому человеку они даром не нужны»;

«Мы действуем в силу того, что признаём полезным. В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем… Всё…»

«Я хочу только сказать, что аристократизм — принсип, а без принсипов жить в наше время могут одни безнравственные или пустые люди»;

«Без чувства собственного достоинства, без уважения к самому себе, – а в аристократе эти чувства развиты, – нет никакого прочного основания общественному зданию»

Планы на общественное будущее

«Сперва нужно место расчистить»

«Вы все отрицаете, или, выражаясь точнее, вы все разрушаете… Да ведь надобно же и строить»

Отношение к народу

«Народ полагает, что когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъезжает. Что ж?

«Мой дед землю пахал, – с надменною гордостию отвечал Базаров. – Спросите любого из ваших же мужиков, в ком из нас – в вас или во мне – он скорее признает соотечественника. Вы и говорить-то с ним не умеете» (Кирсанову)

«Нет, русский народ не такой, каким вы его воображаете. Он свято чтит предания, он – патриархальный, он не может жить без веры»;

«А вы говорите с ним и презираете его в то же время» (Базарову)

Философские взгляды

Основные споры между Кирсановым Павлом Петровичем и Базаровым происходят из-за разного отношения к нигилизму.

Считает себя нигилистом, за которым стоит будущее. Отрицает общепризнанные нормы

Отрицает значение нигилизма, считая, что такие философские взгляды на жизнь являются угрозой для всего общества

«Мы действуем в силу того, что мы признаем полезным, – промолвил Базаров. – В теперешнее время полезнее всего отрицание – мы отрицаем»

«Материализм, который вы проповедуете, был уже не раз в ходу и всегда оказывался несостоятельным»;

«И эта зараза уже далеко распространилась»

Нравственные ценности

«Любовь – белиберда, непростительная дурь»;

«И что за таинственные отношения между мужчиной и женщиной? Мы, физиологи, знаем, какие это отношения. Ты проштудируй-ка анатомию глаза: откуда тут взяться, как ты говоришь, загадочному взгляду?

«Этакое богатое тело, хоть сейчас в анатомический театр»

«Подумайте, что может быть ужаснее, как любить и не быть любимым!»

Отношение к искусству

«Порядочный химик в 20 раз полезнее всякого поэта»;

«Рафаэль гроша медного не стоит»

Отмечает роль искусства, но сам им не интересуется: «Он не был рожден романтиком, и не умела мечтать его щегольски сухая и страстная… душа»

Отношение к природе

«Природа не храм, а мастерская, и человек в ней работник»

Любит природу, которая позволяет ему побыть в уединении с самим собой

Источник

Споры Павла Петровича и Базарова

Павел Петрович Кирсанов и Евгений Базаров – два главных героя романа И. С. Тургенева “Отцы и дети”. Первый представляет старшее поколение, которое не всегда готово к изменениям в реальном мире, а второй – молодежь, которая порой, следуя своему максимализму, совершает серьезные ошибки. Так в чем же заключаются споры Павла Петровича и Базарова?

Характеристика Павла Петровича Кирсанова

Павел Петрович Кирсанов – один из главных персонажей произведения И. С. Тургенева «Отцы и дети». Он является дядей Аркадия Кирсанова, который вместе с другом Евгением Базаровым приезжает к его родственникам.

Павел Петрович – уже не молодой мужчина 45-и лет, аристократ, всегда ухоженный и хорошо выглядящий. Он был умным и честным человеком, который старался жить по совести, но взгляды его безнадежно устарели.

В молодости ему предрекали блестящую военную карьеру, но из-за несчастной любви он отказался от нее и предпочел жизнь в одиночестве. Он очень любит своего брата Николая Петровича и его сына Аркадия. Кирсанов является либералом и сторонником технического прогресса.

Характеристика Евгения Базарова

Евгений Базаров – главный герой романа, студент-медик, нигилист. Он имеет современные взгляды на общество и на жизнь, проповедует, что не существует ни бога, ни любви. Евгений не придерживается ни консервативных взглядов, ни либеральных. Евгений представляет новое поколение молодежи – людей, которые отрицают все старое, отжившее, мешающее развитию.

Одно из главных качеств Базарова – ирония, которой он пользуется разнообразно. С помощью иронии он отделяет от себя людей, которых он не уважает, а также “поправляет” человека, на которого еще не махнул рукой. Таковы его иронические выходки с Аркадием. Герой владеет еще одним видом иронии – иронией, направленной на самого себя. Он иронически относится и к своим поступкам, и к своему поведению. Здесь можно вспомнить сцену дуэли с Павлом Петровичем. Ирония Базарова направлена на оппонента, но также он выражает горечь и злость по отношению к себе. В такие моменты главный герой выступает во всей силе своего обаяния. Никакого самодовольства, никакой самовлюбленности.

О чем спорят Павел Петрович и Базаров

Споры между Павлом Петровичем Кирсановым и Евгением Базаровым раскрываются преимущественно под идейным углом зрения. В речах героев присутствуют мучительные размышления, обсуждения политической ситуации в стране и общественного уклада жизни. Но автор не превращает их в выразителей собственных идей.

Для Тургенева одним из решающих критериев в определении личности было то, как эта личность относится к современности, к окружающей ее жизни, к текущим событиям дня. Если обратить внимание на “отцов” – Павла Петровича и Николая Петровича Кирсановых, то первое, что бросается в глаза, – это то, что они, еще совсем не пожилые люди, не понимают и не приемлют того, что происходит вокруг них. Они открыто показывают свое презрение к современности и живут в постоянном разладе со временем. Тургенев считает, что крупная личность всегда находится в гармонии со временем. Таков Базаров. Люди мелкие, несамостоятельные чувствуют в современности отторжение.

Обоим героям присущ крайний максимализм убеждений: Павел Петрович культивирует аристократизм, Евгений Базаров – натурализм, который основан на знании естественных наук.

Источник

Спор Евгения Базарова и Павла Петровича в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети»

О чем спорили базаров. Смотреть фото О чем спорили базаров. Смотреть картинку О чем спорили базаров. Картинка про О чем спорили базаров. Фото О чем спорили базаров

Извечный неизбежный конфликт

Произведение говорит читателю, что во вражде поколений нет какого бы то ни было тайного смысла, она не несёт в себе каких-то ответов на сложные вопросы, она просто есть и ничего с этим сделать нельзя. Однако автор показывает, что борьба времён может нести реальный практический смысл, так обе стороны в буре полемики могут обратить внимание и на слабые стороны соперника, и на свои собственные. Именно в споре рождается истина, и роман «Отцы и дети», в каком-то смысле может это и подтвердить, и опровергнуть.

О чем спорили базаров. Смотреть фото О чем спорили базаров. Смотреть картинку О чем спорили базаров. Картинка про О чем спорили базаров. Фото О чем спорили базаров

Идейные разногласия между старым и новым поколениями избежать невозможно, они будут происходить, невзирая ни на что. Молодое поколение будет пытаться отличиться от «отцов», быть другими, протестовать и бунтовать против устоявшихся принципов. Старое всегда будет недовольно «детьми», ведь «в их время трава была куда зеленее», а люди были образованнее, интереснее и лучше.

К тому же здесь играет немаловажную роль и уходящее время: люди старого поколения осознаю́т, что оно прошло, и от этого становится обидно — этот момент отлично продемонстрирован в романе сценами с Николаем Кирсоновым, который очень жалеет, что его поколение отошло на второй план.

Лица поколений

Споры в романе «Отцы и дети» — самая динамичная и насыщенная вопросами и ответами часть всего произведения, и, конечно, самыми яркими соперниками являются Евгений Базаров и Павел Петрович Кирсанов. Именно их конфликт обличает оба «лагеря», выявляет плюсы и минусы новомодного в то время нигилизма, уличает «отцов» в их ошибках и проблемах.

Этот спор обращает внимание героев и самого́ читателя на обилие самых разных, но одинаково важных вещей в жизни как одного человека, так и всего человечества, ведь герои рассуждают как о бытовых ситуациях, так и занимаются анализом философий и мировоззрений.

Старшие представители

О чем спорили базаров. Смотреть фото О чем спорили базаров. Смотреть картинку О чем спорили базаров. Картинка про О чем спорили базаров. Фото О чем спорили базаров

Прежде всего стоит распределить всех персонажей романа на 2 группы: лагерь «отцов» и лагерь «детей», чтобы понять, чьи интересы отстаивают Базаров и Кирсанов в своём жарком споре. К числу «детей» вроде бы и относится больше людей, чем к «отцам», но они менее «живые»: всё-таки старшее поколение более целостное и сплочённое, ведь среди младшего можно особенно выделить только Базарова и, может быть, Аркадия:

Павел Кирсанов — Базаров от мира старшего поколения, он наибольшим образом выделяется из всей массы ветхого поколения, он единственный, кто по-настоящему протестует против нового и защищает свои интересы. Так во всём романе поступает только он и его главный и единственный оппонент — Евгений Базаров. Этот момент показывает, что персонажи действительно похожи и, несмотря на все различия, близки.

Лагерь «детей»

Евгений Васильевич Базаров — основной представитель младшего поколения. Нигилист, отрицающий многие привычные и даже необходимые «отцам» вещи.

Аркадий Николаевич Кирсанов — человек нового времени, но не такой яркий и значимый, как его кумир Базаров.

О чем спорили базаров. Смотреть фото О чем спорили базаров. Смотреть картинку О чем спорили базаров. Картинка про О чем спорили базаров. Фото О чем спорили базаров

Авдотья Кукшина и Виктор Ситников — «двойники» Базарова, которые называют себя нигилистами, хотя таковыми абсолютно не являются. Для них модные идеи лишь способ выделиться; составляют контраст Базарову, для которого нигилизм — основа всей жизни, позиция, к которой он пришёл сам, и ради принципов которой он готов на многое.

Таким образом, можно заметить, что сочинение Тургенева не изобилует разнообразием персонажей. Однако всё это автор полностью нивелирует одной лишь вещью — спор Базарова и Кирсанова, и сами эти герои компенсируют отсутствие других, поэтому их конфликту уделено особое место во всём романе.

Идеологическая встреча двух времён

Сюжетная линия со спором главных героев занимает особое место на страницах романа. Это столкновение «старого» и «нового» затрагивает самые разные темы и основные вопросы и проблемы жизни. То, о чём спорили Кирсанов и Базаров, открывает читателю двери в самостоятельные размышления, поиски ответов и выбор собственной жизненной позиции.

О чем спорили базаров. Смотреть фото О чем спорили базаров. Смотреть картинку О чем спорили базаров. Картинка про О чем спорили базаров. Фото О чем спорили базаров

Столкновение двух противостоящих мировоззрений в романе поднимает огромное количество проблем того времени, затрагивает множество вопросов и тем, которые актуальны даже сегодня: спустя более чем 200 лет после выхода произведения. Сам конфликт не даёт каких-либо ответов читателю, он оставляет после себя спорные впечатления, ведь в противостоянии должен быть победитель, но ни Базаров, ни Кирсанов не «выигрывают». Здесь, скорее, честная и правильная ничья.

Базаровские и Кирсановые взгляды на жизнь разнятся почти везде, где только возможно, однако есть некоторые вещи, которые их объединяют. Например, самоуверенность, самодостаточность и самолюбие, граничащие с эгоизмом. Эти герои не зависят ни от кого, они абсолютно самостоятельны, сильны и полноценны, оказывают огромное влияние на окружающих, но сами не поддаются чужому мнению.

Данные сходства вроде бы даже замечает сам Павел Петрович, так как он, несмотря на внешнее его поведение, положительно относится к Базарову, и осознаёт, что за людьми, подобными Евгению, будущее и ничего с этим сделать нельзя. Отношения героев после дуэли показывают, что их личный конфликт исчерпан, и они оба не видят смысла в продолжении какой-либо вражды.

О чём спорили герои

Спор героев затронул большое количество самых разных проблем. Основными следует выделить 4 фрагмента их конфликта:

О чем спорили базаров. Смотреть фото О чем спорили базаров. Смотреть картинку О чем спорили базаров. Картинка про О чем спорили базаров. Фото О чем спорили базаров

Можно подвести небольшой вывод, что основой взглядов на жизнь Павла Петровича является его воспитание, именно оно привило ему основные черты его характера. В случае с Базаровым ситуация иная: он полностью самостоятельно построил своё мировоззрение, ведь его родители старых времён. Вряд ли это они сделали сына нигилистом.

Право на выбор

О чем спорили базаров. Смотреть фото О чем спорили базаров. Смотреть картинку О чем спорили базаров. Картинка про О чем спорили базаров. Фото О чем спорили базаров

Позиция самого́ автора в романе прослеживается, но довольно сла́бо. Точно можно сказать только, что он не поддерживает Базарова и считает, что нигилизм не жизнеспособен, так как он «убил» своего персонажа. Но это не означает, что Тургенев против нового: писатель прекрасно осознаёт, что его время подходит к концу, его поколение уже наделало своих ошибок и теперь настал черёд «детей», таких как Евгений Базаров или Аркадий Кирсанов.

Также автор не заставляет читателя принимать какую бы то ни было сторону в конфликте. Он не предоставляет очевидного победителя в споре «отцов» и «детей», а оставляет ничью, чтобы читатель не привязывался к исходу конфликта времён в романе и сам решал, какие взгляды на жизнь ему ближе: Павла Кирсанова или Евгения Базарова.

Источник

И.С.Тургенев. «Отцы и дети». Базаров в среде Кирсановых. Идеологические и социальные разногласия героев.

О чем спорили базаров. Смотреть фото О чем спорили базаров. Смотреть картинку О чем спорили базаров. Картинка про О чем спорили базаров. Фото О чем спорили базаров

«Отцы и дети» – роман русского писателя Ивана Сергеевича Тургенева (1818 – 1883), написанный в 60-е годы XIX века.Роман стал знаковым для своего времени, а образ главного героя Евгения Базарова был воспринят молодёжью как пример для подражания. Такие идеалы как бескомпромиссность, отсутствие преклонения перед авторитетами и старыми истинами, приоритет полезного над прекрасным, были восприняты людьми того времени и нашли отражение в мировоззрении Базарова.

Центральный конфликт романа «Отцы и дети» — спор Базарова и Кирсанова

Ошибочно полагать, что суть произведения «Отцы и дети» сводится к одной лишь смене идеологии поколений, имеющей социально-политический подтекст. Этот роман Тургенев наделил глубоким психологизмом и многослойным сюжетом. При поверхностном чтении фокус читателя находится лишь на конфликте аристократии и разночинцев. Помогает выявить взгляды, которых придерживаются Базаров и Кирсанов, спор. Таблица, представленная ниже, отображает суть этих противоречий. И если копнуть глубже, то можем заметить, что здесь есть и идиллия семейного счастья, и интриги, и эмансипация, и гротеск, и вечность природы, и размышления о будущем.

Евгений Базаров оказывается в эпицентре конфликта отцов и детей, когда соглашается вместе с университетским другом Аркадием приехать в гости в Марьино. В доме товарища атмосфера сразу не заладилась. Манеры, внешний вид, расхожесть взглядов − все это провоцирует взаимную антипатию с дядей Аркадия. Дальнейший спор Базарова и Кирсанова разгорается из-за множества тем: искусства, политики, философии, русского народа.

О романе

Роман Тургенева «Отцы и дети» появился на свет в те годы, когда на смену старому жизненному укладу стали приходить новые веяния, когда молодые люди переосмысливали старые ценности и, наконец, когда герою-дворянину на смену приходит герой-мыслитель, герой-разночинец.

В самом романе мы отмечаем два конфликта: внешний и внутренний. Внешний – это конфликт «отцов» и «детей», противостояние разных поколений, а также конфликт между героем-дворянином и разночинцем-демократом. Проявляется он в отношениях Павла Петровича Кирсанова и Базарова, Николая Петровича Кирсанова и Аркадия. Внутренний же конфликт представляет собой противостояние идей, борьбу двух мировоззрений. Два конфликта и определили важнейшие линии романа.

Главный герой романа «Отцы и дети» Евгений Базаров называет себя нигилистом. Суть его теории в отрицании большей части научного и культурного наследия, в утверждении материальных ценностей и «натурфилософского» взгляда на природу. Всё в главном герое провокационно, и при том он имеет явное влияние на окружающих, он прирождённый лидер. Однако на протяжении всего романа Тургенев сталкивает Базарова с трудностями: словесными баталиями между Павлом Петровичем Кирсановым, историей любви Николая Петровича и Фенечки, чувствами Аркадия к Кате, влюбленностью самого Базарова в Анну Одинцову. Благодаря всему этому автор показывает, насколько теории и убеждения Базарова узки и надуманны. Базаров не признавал религию, отрицал старые устои, опирался только на науку, считая необходимым разрушить всё старое, чтобы потом только на «голом фундаменте» стоить что-то новое. Но весь роман, каждая деталь его, каждая сцена убеждают нас в порочности нигилистической теории.

О чем спорили базаров. Смотреть фото О чем спорили базаров. Смотреть картинку О чем спорили базаров. Картинка про О чем спорили базаров. Фото О чем спорили базаров

Внутренний конфликт романа построен на противопоставлении Базарова и Николая Петровича. Между ними нет открытых споров, да в открытом споре Николай Петрович никогда и не выиграл бы у Базарова. По замыслу Тургенева, Николай Петрович – носитель высоких нравственных ценностей, тех, которыми жизнь движется: любовь к людям и искусству, восхищение окружающим миром. Именно всё это противостоит нигилизму Базарова. Именно это и побеждает в конце романа.

Чтобы усилить акцент на изначальной ограниченности и противоречивости базаровских идей, Тургенев вводит в роман еще двух персонажей – Ситникова и Кукшину. Только такие пародии на людей взрастают на мёртвой почве нигилизма. Два этих персонажа считают себя последователями идей Базарова, но между ними и Базаровым оказывается мало общего. Взять хотя бы их образы жизни. Если Базаров, следуя своей философии, много учится и работает, то Ситников и Кукшина тратят свою жизнь впустую. И в итоге их интерес к теории Базарова проходит, как проходит любая мода. После кончины Базарова Ситников устраивается в жизни благодаря родственникам, а Кукшина меняет место жительства и свои интересы.

«Прозрение» Базарова начинается с того момента, как он влюбляется в Анну Сергеевну. До того, как познакомиться Одинцовой, Евгений относился к любви скептически, рассматривал её лишь с физиологической точки зрения. Герою нравилась женская красота, но любовь он считал болезнью. Однако встреча с Одинцовой меняет его взгляды на это чувство. Всё в героине влечёт к ней Базарова: её красота, обаяние, ум, умение держать себя с тактом и благородством. Но чувство, которое возникло по отношению к Анне Сергеевне, тяготит и раздражает героя, потому что его нигилистические убеждения вступают в борьбу с его человеческими, естественными чувствами. Базаров любит горячо и страстно, но в то же время сам себя не понимает и даже ненавидит. Примиряется он со своей любовью только перед смертью. В сцене прощания с Одинцовой он показан как настоящий романтик. Слова о догорающей свече, а также просьба позаботиться о родителях после его смерти как нельзя лучше опровергают все бывшие заявления Базарова! Эта сцена показывает, что перед лицом смерти отступает всё наносное, надуманное, а остаётся только главное – любовь к женщине и старикам родителям.

После смерти Базарова люди, окружавшие его, продолжают жить своей обычной, устоявшейся жизнью. Аркадий женится на сестре Одинцовой – Кате Локтевой, Николай Петрович – на Фенечке, у обеих пар рождаются дети; Павел Петрович уезжает за границу, благословив брак брата, а Анна Сергеевна выходит замуж. Все отпустили прошлое и живут настоящим. Родители Базарова скорбят о потере единственного сына и ходят на его могилу, а природа как незыблемый символ красоты и вечного перерождения окружает место последнего пристанища мятежного сердца героя.

Портрет Евгения Базарова

Евгений Базаров − представитель поколения «детей» в романе. Он − молодой студент с прогрессивными взглядами, но при этом склонен к нигилизму, что порицают «отцы». Тургенев будто нарочно одел героя нелепо и небрежно. Детали его портрета подчеркивают грубость и стихийность молодого человека: широкий лоб, красные руки, самоуверенное поведение. Базаров, в принципе, внешне непривлекателен, но обладает глубоким умом.

О чем спорили базаров. Смотреть фото О чем спорили базаров. Смотреть картинку О чем спорили базаров. Картинка про О чем спорили базаров. Фото О чем спорили базаров

Спор Базарова и Кирсанова обостряется тем, что первый не признает никаких догм и авторитетов. Евгений убежден, что любая истина начинается с сомнения. Также герой считает, что все можно проверить опытным путем, суждения на веру не принимает. Усугубляет ситуацию нетерпимость Базарова к противоположным мнениям. Он подчеркнуто резок в своих высказываниях.

Портрет Павла Петровича Кирсанова

Павел Кирсанов − типичный дворянин, представитель поколения «отцов». Он − изнеженный аристократ и убежденный консерватор, который придерживается либеральных политических взглядов. Одевается изысканно и аккуратно, носит строгие костюмы на английский манер и крахмалит воротнички. Оппонент Базарова внешне очень ухожен, изящен в манерах. Он всем видом показывает свою «породу».

О чем спорили базаров. Смотреть фото О чем спорили базаров. Смотреть картинку О чем спорили базаров. Картинка про О чем спорили базаров. Фото О чем спорили базаров

С его точки зрения, устоявшиеся традиции и принципы должны оставаться незыблемыми. Спор Базарова и Кирсанова подкреплен тем, что Павел Петрович все новое воспринимает негативно и даже враждебно. Здесь дает знать о себе врожденный консерватизм. Кирсанов преклоняется перед старыми авторитетами, только они являются для него истинными.

Спор Базарова и Кирсанова: таблица разногласий

Самая главная проблема уже озвучена Тургеневым в названии романа − разница поколений. Линию спора главных героев можно проследить по данной таблице.
«Отцы и дети»: конфликт поколений

Евгений БазаровПавел Кирсанов
Манеры и портрет героев
Небрежен в своих высказываниях и поведении. Самоуверенный, но умный молодой человек.Подтянутый, изысканный аристократ. Несмотря на почтенный возраст, сохранил стройность и презентабельный внешний вид.
Политические взгляды
Продвигает нигилистические идеи, за которыми также следует Аркадий. Не имеет авторитетов. Признает только то, что считает полезным для общества.Придерживается либеральных взглядов. Главной ценностью считает личность и самоуважение.
Отношение к простому народу
Презирает простолюдинов, хотя и гордится дедом, который всю жизнь трудился на земле.Вступает на защиту крестьянства, но держит дистанцию с ними.
Философско-эстетические взгляды
Убежденный материалист. Не считает философию чем-то важным.Верит в существование Бога.
Девиз по жизни
Не имеет принципов, руководствуется ощущениями. Уважает людей, которых либо слушают, либо ненавидят.Главным принципом считает аристократизм. А людей беспринципных приравнивает к душевной пустоте и безнравственности.
Отношение к искусству
Отрицает эстетическую составляющую жизни. Не признает поэзию и любое другое проявление искусства.Считает искусство важным, но сам им не интересуется. Человек сухой и неромантичный.
Любовь и женщины
Добровольно отказывается от любви. Рассматривает ее только с точки зрения физиологии человека.К женщинам относится трепетно, благоговейно, почтительно. В любви − настоящий рыцарь.

Смерть Базарова по роману Тургенева “Отцы и дети”

О чем спорили базаров. Смотреть фото О чем спорили базаров. Смотреть картинку О чем спорили базаров. Картинка про О чем спорили базаров. Фото О чем спорили базаров

Исход сюжетной линии

В целом Базаров относится к категории людей дела. Он не приемлет условностей и напускного аристократического этикета. Герой находится в ежедневных поисках истины. Одним из таких поисков и является спор Базарова и Кирсанова. Таблица четко показывает противоречия между ними.

Кирсанов хорош в полемике, только дальше разговоров дела не заходят. Он рассуждает о жизни простого народа, но о его истинной связи с ним говорит лишь пепельница в форме лаптя на его рабочем столе. Павел Петрович с пафосом рассуждает о служении на благо Родины, а сам при этом живет сытой и спокойной жизнью.

О чем спорили базаров. Смотреть фото О чем спорили базаров. Смотреть картинку О чем спорили базаров. Картинка про О чем спорили базаров. Фото О чем спорили базаров

Из-за бескомпромиссности героев истина не рождается в романе «Отцы и дети». Спор Базарова и Кирсанова завершается дуэлью, которая демонстрирует пустоту дворянского рыцарства. Крах идей нигилизма отождествляется со смертью Евгения от заражения крови. А пассивность либералов подтверждает Павел Петрович, так как остается жить в Дрездене, хотя жизнь вдали от Родины ему дается тяжело.

Смысл конфликта Базарова и братьев Кирсановых. В романе «Отцы и дети» столкновение происходит не между старшим и младшим поколениями Кирсановых и Базаровых. Ни Аркадий Кирсанов, ни Евгений Базаров не вступают в конфликт со своими отцами. Под «отцами», или «старшим поколением», имеются в виду люди устаревших общественных взглядов. А «дети», или «младшее поколение», — это сторонники новых, революционно-демократических идей. В борьбе этих двух мировоззрений — основной смысл конфликта романа.

Сюжет Построен на постепенно возрастающих идейных спорах двух враждующих групп. Конфликт между ними заканчивается, как и было в жизни, полным разрывом.

Дворянская группа в романе представлена братьями Кирсановыми. К лагерю «детей» принадлежит разночинец-демократ Евгений Базаров.

Тургенев называл Базарова своим «любимым детищем», «выражением новейшей нашей современности». О происхождении его сообщается очень скупо: отец — военный лекарь, вел «бродячую жизнь», а дед когда-то «землю пахал». Евгений рос в обстановке труда и лишений; некому было его воспитывать и обучать манерам. Демократизм Базарова отчетливо проявляется в его речи; она насыщена пословицами и поговорками: «Бабушка еще надвое сказала»; «Днем с огнем не сыскать», «Мертвый живому не товарищ». Говорит он без всякой уклончивости, не вынуждая себя к притворной любезности. Свое назначение Базаров видит в ломке старых порядков, понятий и представлений. «Сперва нужно место расчистить», «Мы драться хотим!» — вот его лозунги. Пожалуй, прав Аркадий, считая, что Евгений «будет знаменит», но «не на медицинском поприще».

«Демократ до корня ногтей», Базаров ненавидит барство и, в свою очередь, со стороны господ вызывает к себе чувство ответной неприязни. Его «схватки» с Павлом Петровичем — отражение взаимной классовой ненависти. Базарову чужды и враждебны аристократизм Павла Петровича, его привычки, манеры, барское безделье. В свою очередь Павел Петрович «всеми силами своей души возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем; он подозревал, что Базаров не уважает его, что он едва ли не презирает его».

Когда-то Павла Петровича ожидала блестящая военная карьера, по неудачная любовь к женщине «с загадочным взглядом» перевернула всю его жизнь. Он вышел в отставку, скитался в чужих краях, потом вернулся в Россию, скучал, ничего не делая, и так прошло десять «бесцветных, бесплодных, быстрых лет». Это аристократ настолько чуждый народу, что и «говорить-то с ним не умеет». Разговаривая с крестьянами, он «морщится и нюхает одеколон». Читает он только английские книги и газеты, одевается на английский манер, сохраняет в деревне аристократическую привычку переодеваться к завтраку, обеду и ужину. Говорит он подчеркнуто изысканно, старомодно. В его речи много иностранных слов, которые, по замечанию Базарова, «русскому человеку и даром не нужны».

Ненависть к Базарову лишает его в спорах необходимой выдержки, он частенько теряется и вместо убедительных доводов бросает в адрес противника колкие реплики, испытывает «тайное раздражение».

Николай Петрович Кирсанов стремится «стать в уровень с современными требованиями», много суетится и хлопочет. Его избирают мировым посредником, «красным величают». У себя в поместье он вводит новшества: у него не имение, а ферма, не крепостные, а наемные работники. Однако добрый и мягкий барин оказывается беспомощным хозяином: «недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное колесо, трещало, как домоделанная мебель из сырого дерева».

Аркадий Кирсанов увлечен идеями разночинцев-демократов, но по рождению, воспитанию и привычкам его тянуло в среду «отцом», в дворянские гнезда, где он чувствовал себя прекрасно. Базаров это понимает. Они не могут быть настоящими друзьями и единомышленниками. Расставаясь с Аркадием, Базаров дает ему точную характеристику: «Для нашей горькой, терпкой, бобыльей жизни ты не создан. В тебе нет ни дерзости, ни злости. Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич».

Победа Базарова над «феодалами» братьями Кирсановыми, развенчание Аркадия и разрыв с ним подчеркивают главную мысль романа, которая, по словам Тургенева, заключается «в торжестве демократизма над аристократией».

И. С.Тургенев отразил в своем романе «Отцы и дети» конфликт, возникший между двумя социально-политическими лагерями в России 60-х годов XIX века. Выразителем идей разночинцев-демократов стал у писате- ля Евгений Базаров. Ему в романе противопо- ставлено либеральное дворянство, наиболее ярким представителем которого является Па- вел Петрович Кирсанов. Для того чтобы отра- зить конфликт переломного в жизни России времени во всей его полноте, Тургенев сталки- вает этих двух героев. «Кто есть Базаров?» — спрашивают Кирса- новы у Аркадия и слышат ответ: «Нигилист». Взгляды «нигилиста» и Павла Петровича Кир- санова были совершенно противоположными. С первой же встречи они почувствовали друг к другу неприязнь. Павел Петрович, узнав, что Евгений будет гостить у них, спросил: «Этот волосатый?» А Базаров вечером заметил Арка- дию: «А чудаковат у тебя дядя». Между ними всегда возникали противоречия. «У нас еще будет схватка с этим лекарем, я это предчув- ствую», — говорит Кирсанов. Давайте ближе познакомимся с главными героями романа. Павел Петрович Кирса- нов — сын боевого генерала 1812 года. Окон- чил пажеский корпус. Внешне это человек с красивым лицом, юношески стройный. Ари- стократ, англоман, он был самоуверен, сам себя баловал. Живя в деревне у брата, Павел Петрович сохранил аристократические при- вычки (носил английский костюм и лаковые. полусапожки). Базаров — внук дьячка, сын уездного лекаря. В этом человеке чувствует- ся сила, энергия. Говорит он «мужественным голосом», ясно и просто. Походка Базарова «твердая и стремительно смелая». В целом во внешности Базарова Тургенев подчеркивает его интеллектуальное начало. Каково же мировоззрение этих героев ро- мана? Павел Петрович Кирсанов глубоко убежден, что право на ведущее положение в обществе аристократы завоевали не проис- хождением, а нравственными достоинствами и делами («Аристократия дала свободу Анг- лии и поддерживает ее»), т.е. нравственные нормы, выработанные аристократами, — опора человеческой личности. Кирсанов считает, что без принципов мо- гут жить лишь безнравственные люди. Вме- сте с тем мы видим, что принципы Павла Петровича никак не соотносятся с его дела- ми — жизнь типичного представителя арис- тократического общества проходит в празд- ности. В отличие от него Базаров принимает только то, что полезно («Мне скажут дело — я соглашусь». «В теперешнее время полезнее всего отрицание — мы отрицаем»). Непре- рывный труд на благо общества является со- держанием жизни Базарова. Тургенев рас- крывает характер его работы: «Базаров при- вез с собой микроскоп и по целым часам с ним возился», он проводит «физические и химиче- ские опыты», то есть продолжает в Марьине свои естественнонаучные занятия. Важными чертами мировоззрения Базарова являются его атеизм и материализм. В спорах с Павлом Петровичем Базаров доказывал необходимость отрицания образа жизни. На вопрос, что же он отрицает, по- следовал краткий ответ: «Все». Кирсанов не признавал такой жизненной позиции, что и явилось основой неприязни героев. Моло- дежь пришла разрушать и обличать, а пост- роением займется кто-то другой. «Вы все от- рицаете, или, выражаясь вернее, вы все раз- рушаете. Да ведь надобно и строить», — го- ворит Евгению Кирсанов. «Это уже не наше дело. Сперва нужно место расчистить», — отвечает Базаров. При некоторой внешней схожести во взглядах Павла Петровича и Базарова на на- род, в главном они расходятся. Павлу Петро- вичу религиозность народа, жизнь по заве- денным дедами порядкам кажутся исконными и ценными чертами народной жизни, умиля- ют его. Базарову же эти качества ненавист- ны: «Народ полагает, что, когда гром гремит, это Илья-пророк в колеснице по небу разъез- жает. Что ж? Мне согласиться с ним?» Одни и те же черты, присущие народной жизни, и называются героями романа по-разному, и по-разному оцениваются. Павел Петрович го- ворит: «Он (народ) не может жить без веры». Базаров же считает, что «грубейшее суеверие его душит». Они спорят также о поэзии, искусстве, философии. Базаров поражает и раздража- ет Кирсанова своими хладнокровными мыс- лями об отрицании личности, всего духовного. С точки зрения Базарова, «читать Пушки- на — потерянное время, заниматься музыкой смешно, наслаждаться природою — нелепо». Как истинный материалист, он воспринимает природу как «мастерскую», а «человек в ней работник». «Я умру, и из меня лопух расти будет», — прагматично говорит Базаров. Па- вел Петрович, напротив, любуется природой, любит искусство. Максимализм Базарова, полагающего, что можно и нужно во всем полагаться только на собственный опыт и собственные ощущения, приводит к отрицанию искусства, поскольку искусство как раз и представляет собой обоб- щение и художественное осмысление чужого опыта. Нигилист считает, что искусство (и ли- тература, и живопись, и музыка) размягчает душу, отвлекает от дела. Все это «роман- тизм», «чепуха». Базарову казалось кощунст- венным «толковать» об искусстве, «бессозна- тельном творчестве», когда «дело идет о хле- бе насущном». В спорах Павла Петровича Кирсанова и Базарова хочется занять сторону то одного, то другого. Мне кажется, что оба этих героя Тургенева в чем-то были правы, а в чем-то заблуждались. Но в целом Базаров, олице- творяющий молодое поколение, имеет пре- имущества: ему присуши новизна мыслей, вы- сокая работоспособность, самоотдача. Простым людям он ближе, ведь тянутся же к нему дворовые люди. (Базаров «владел особенным умением возбуждать к себе доверие в людях низших, хотя он никогда не потакал им и об- ходился с ними небрежно», пишет Тургенев). Принципы и идеалы отцов отходят в про- шлое. Особенно наглядно это показано в сце- не дуэли Кирсанова и Базарова. «Дуэль, — писал Тургенев, — введена для наглядного до- казательства пустоты элегантно-дворянского рыцарства, выставленного преувеличенно ко- мическим». И Павел Петрович Кирсанов, и Базаров показаны Тургеневым как незаурядные лич- ности. В силу обстоятельств они стали выра- зителями идей двух разных эпох, а также разных социальных лагерей — аристократи- ческого и революционно-демократического. Именно поэтому возникший между ними кон- фликт столь глубок. На его примере Тургенев наглядно показывает нам животрепещущие проблемы 60-х годов XIX века. Мастерство автора романа «Отцы и дети» позволяет нам почувствовать атмосферу этого переломного в жизни России времени.

кипения дойти не может.

В романе «Отцы и дети» столкновение происходит не между старшим и млад-шим поколениями Кирсановых и Базаровых. Ни Аркадий Кирсанов, ни Евгений Базаров не вступают в конфликт со своими отцами. Под «отцами», или «старшим поколением», имеются в виду люди устаревших общественных взглядов. А «дети», или «младшее поколение», — это сторонники новых, революционно-демократичес-ких идей. В борьбе этих двух мировоззрений — основной конфликт романа.

Сюжет построен на постепенно возрастающих идейных спорах двух враждую-щих групп. Конфликт между ними заканчивается, как и было в жизни, полным разрывом.

Дворянская группа в романе представлена братьями Кирсановыми. К лагерю «детей» принадлежит разночинец-демократ Евгений Базаров.

Тургенев называл Базарова своим «любимым детищем», «выражением новейшей нашей современности». О происхождении его сообщается очень скупо: отец — воен-ный лекарь, вел «бродячую жизнь», а дед когда-то «землю пахал». Евгений рос в обстановке труда и лишений; некому было его воспитывать и обучать манерам.

С первой же встречи Базаров показан как человек уравновешенный, сильный, знающий себе цену и не склоняющий головы перед дворянами. Лицо его «длинное и худое… оживлялось спокойной улыбкой и выражало самоуверенность и ум». Гово-рит Базаров «ленивым, но мужественным голосом», походка у него «твердая и стре-мительно смелая». Демократизм Базарова отчетливо проявляется в его речи; она насыщена пословицами и поговорками: «Бабушка еще надвое сказала»; «Днем с огнем не сыскать», «Мертвый живому не товарищ». Говорит он без всякой уклончивости, не вынуждая себя к притворной любезности. Это ясно видно из тех оценок, которые он дает людям враждебного лагеря: Павел Петрович — «архаичное явление», Нико-лай Петрович — «добрый малый», но «человек отставной, его песенка спета». Арка-дию он говорит: «Ты нежная душа, размазня».

Тургенев правдиво отразил увлечение демократической молодежи естественны-ми науками. Развивать и обогащать науку — вот куда направлены интересы буду-щего врача. И он всегда трудится, даже «прогулок без цели не признает». Однако не только медицина привлекает его. Свое назначение Базаров видит в ломке ста-рых порядков, понятий и представлений. «Сперва нужно место расчистить», «Мы драться хотим!» — вот его лозунги. Пожалуй, прав Аркадий, считая, что Евгений «будет знаменит», но «не на медицинском поприще».

Базаров искренен, честен, уверен в себе: «Я ничьих мнений не разделяю, я имею свои». Он «не принимает ни одного принципа на веру» и выступает против рабско-го преклонения перед отжившими взглядами и авторитетами. Базаров отрицает все то, что порождено «безобразным состоянием общества»: самодержавие, крепостное право и религию. Его ненависть и его любовь искренни и глубоки. Когда пришла к нему «сильная и тяжелая» страсть, он сумел одержать над ней нелегкую победу.

«Демократ до конца ногтей», Базаров ненавидит барство и в свою очередь со стороны господ вызывает к себе чувство ответной неприязни. Его «схватки» с Пав-лом Петровичем — отражение взаимной классовой ненависти. Базарову чужды и враждебны аристократизм Павла Петровича, его привычки, манеры, барское без-делье. В свою очередь Павел Петрович «всеми силами своей души возненавидел Базарова: он считал его гордецом, нахалом, циником, плебеем; он подозревал, что Базаров не уважает его, что он едва ли не презирает его».

Когда-то Павла Петровича ожидала блестящая военная карьера, но неудачная любовь к женщине «с загадочным взглядом» перевернула всю его жизнь. Он вышел в отставку, скитался в чужих краях, потом вернулся в Россию, скучал, ничего не делая, и так прошло десять «бесцветных, бесплодных, быстрых лет». Это аристок-рат настолько чуждый народу, что и «говорить-то с ним не умеет». Разговаривая с крестьянами, он «морщится и нюхает одеколон». Читает он только английские книги и газеты, одевается на английский манер, сохраняет в деревне аристократическую привычку переодеваться к завтраку, обеду и ужину. Говорит он подчеркнуто изыс-канно, старомодно. В его речи много иностранных слов, которые, по замечанию Ба-зарова, «русскому человеку и даром не нужны».

Ненависть к Базарову лишает его в спорах необходимой выдержки, он частень-ко теряется и вместо убедительных доводов бросает в адрес противника колкие реплики, испытывает «тайное раздражение». В конце концов, он признается брату: «Я начинаю думать, что Базаров был прав, когда упрекал меня в аристократизме… Полно нам ломаться и думать о свете… пора нам отложить в сторону всякую суету». Жизнь свою он доживает в одиночестве на чужбине. В России ему делать нечего! Материал с сайта

Николай Петрович Кирсанов стремится «стать в уровень с современными требованиями», много суетится и хлопочет. Его избирают мировым посредником, «красным величают». У себя в поместье он вводит новшества: у него не имение, а ферма, не крепостные, а наемные работники. Однако добрый и мягкий барин оказывается беспомощным хозяином: «недавно заведенное на новый лад хозяйство скрипело, как немазаное колесо, трещало, как домоделанная мебель из сырого дерева».

Аркадий Кирсанов увлечен идеями разночинцев-демократов, но по рождению, воспитанию и привычкам его тянуло в среду «отцов», в дворянские гнезда, где он чувствовал себя прекрасно. Базаров это понимает. Они не могут быть настоящими друзьями и единомышленниками. Расставаясь с Аркадием, Базаров дает ему точ-ную характеристику: «Для нашей горькой, терпкой, бобыльей жизни ты не создан, В тебе нет ни дерзости, ни злости. Ты славный малый; но ты все-таки мякенький, либеральный барич».

Победа Базарова над «феодалами» братьями Кирсановыми, развенчание Арка-дия и разрыв с ним подчеркивают главную мысль романа, которая, по словам Тур-генева, заключается «в торжестве демократизма над аристократией».

Не нашли то, что искали? Воспользуйтесь поиском

На этой странице материал по темам:

Цель урока: создать условия для осмысления представленного в романе И.С. Тургенева «Отцы и дети» конфликта двух поколений как отражения общественно-политической борьбы 60-х годов 19 века, понимания сущности идейных расхождений между главными героями: Е. Базаровым и П.П. Кирсановым, способствовать переосмыслению понятия «человек и эпоха». На данном уроке используется технология дифференцированного обучения. Для создания ситуации успеха учащимся предлагаются задания двух уровней: на «4» и на «5». Ученик, реализуя свое право выбора, выбирает самостоятельно то задание, которое сможет успешно выполнить.

Почему роман заканчивается смертью?

О чем спорили базаров. Смотреть фото О чем спорили базаров. Смотреть картинку О чем спорили базаров. Картинка про О чем спорили базаров. Фото О чем спорили базаров

Роман И.С. Тургенева «Отцы и дети» заканчивается смертью главного героя. Почему? Тургенев чувствовал что-то новое, видел новых людей, но не мог себе представить, как они будут действовать. Базаров умирает совсем молодым, не успев приступить ни к какой деятельности. Своей смертью он как бы искупает односторонность своих взглядов, которую не принимает автор. Умирая, главный герой не изменил ни своему сарказму, ни своей прямоте, но стал более мягким, более добрым, и говорит по-другому, даже романтично, что совершенно противоречит его убеждениям нигилиста. В Базарове Тургеневу мечталась фигура сумрачная.

Симпатии автора к герою проявились даже в сцене смерти. Именно ею Тургенев хотел показать сущность Базарова, его настоящий характер. Проявления чувства любви к Одинцовой не лишает молодого человека главного в его характере: его самоотверженности, смелости, он не трусит, думая о скорой кончине. Базаров умирает, не беспокоясь о смерти, как таковой. Не беспокоясь о людях, которые останутся жить, не беспокоясь о пользе своих дел для них. Какова же роль эпизода смерти? Его роль – показать нестандартность личности Базарова и несостоятельность его нигилизма перед вечным движением жизни и величественным спокойствием смерти.

Главная тема эпизода – бренность бытия, тема любви, тема мужества пред лицом смерти. Тема сыновней любви уважения к родителям тоже присутствует здесь. Тема верности себе, своим принципам, герой сломлен, но не побежден.

Особое значение имеет его соборование после смерти. Даже мертвый он остается верен своим взглядам на религию, и не приемлет ее. Сцена прощания с Одинцовой Анной Сергеевной построена автором по методу контраста – живая женщина – умирающий мужчина, и это подчеркивают эпитеты, используемые Тургеневым. Анна Сергеевна – славная, красивая, великодушная, молодая, свежая, чистая. Базаров – «червяк полураздавленный».

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *