О чем спектакль касатка в молодежном театре
ПЕТЕРБУРГСКАЯ ПЕРСПЕКТИВА
«КАСАТКА»
А. Н. Толстой. «Касатка». Молодежный театр на Фонтанке.
Режиссер Семен Спивак, художник Март Китаев
Спектакль Молодежного театра на Фонтанке стал в этом сезоне лидером зрительских симпатий: весть о «яблочном рае» и о радостной душе «Касатки» разнеслась по городу мгновенно. Это самый «непетербургский» спектакль сезона, сценическая материализация ахматовских строк «Ведь где-то есть простая жизнь и свет прозрачный, теплый и веселый…». Все устремились на теплый и веселый свет этого спектакля. В профессиональной среде он собрал множество отзывов, от восторженных до недоуменных. Публикуя три статьи, мы пытались сохранить многоголосие мнений о спектакле Семена Спивака.
Выбор полузабытой комедии А. Н. Толстого «Касатка», представленной Молодежным театром в нынешнем феврале, для многих явился неожиданным. Пьеса, с ее счастливым концом, всецело, казалось бы, посвященная смешным семейным перипетиям, была написана в трудное, если не сказать катастрофическое, время. 1916 год. Первая мировая война. Преддверие революции. В ту пору, заметим, в творчестве и мировоззрении А. Н. Толстого совершается некий перелом. Остались позади увлечения декадентством, символизмом. Исчерпывалась биографически близкая ему тема изжитого быта дворянских гнезд и связанные с ней натуралистические мотивы. Но тогда же писатель стремился найти духовную опору в природной основе человека, доброте, терпимости, сострадании. И любви. Быть может, и для нашего тяжелого, кризисного времени тоже спасительных… Не потому ли создатели спектакля обратились к «Касатке»? Ведь не случайно в подзаголовке его программки значится — «Комедия о любви».
С. Барковский (Желтухин), Н. Суркова (Марья Семеновна), М. Черняк (Анатолий, князь Бельский). Фото В. Постнова
В этом спектакле органично выражен режиссерский дар Семена Спивака в счастливом единомыслии с замечательным сценографом Мартом Китаевым, художником по костюмам Михаилом Воробейчиком, музыкальным руководителем постановки Иваном Благодером и ансамблем актеров, с их чувством жанровой природы представления.
Театр рассказывает историю любви четырех, за непредсказуемыми комическими поворотами которой дает ощутить немалый смысл. Каждый познает себя, отказываясь от неподлинного, обретает подлинное. Спектакль поэтичный, добрый, не без лукавства, озорного и нежного одновременно. Веселый, но с отсветом грусти. (Нет, нет и проскользнет тут, пусть мимолетно, нерадостная мысль о жизни.) Он весь в звучаниях пленительной музыки Эммы Чаплин и мотивах жестоких романсов. В иронически меняющихся ритмах и тональностях. В них душевная тоска и зовущие вдаль мелодии стремительной пляски. Торжество раздолья и любви. Но при этом и непременная усмешка в адрес героев, правда, понимающая, ласковая…
…Петроград. Гостиничный номер в стиле модерн. Изысканное сочетание желтых и холодновато-зеленых тонов. Капризно изогнутые стебли огромных тюльпанов и широченная тахта на их фоне. — Все с легким призвуком иронии. — И романс, который с усталым заученным надрывом поет прелестная женщина, лежащая на тахте. Черные вьющиеся пряди волос выбиваются из-под шарфа, обтягивающего голову. Длинные подвески серег. Звенящее запястье. Свободный домашний наряд. Это эстрадная певичка по прозвищу Касатка, Мария Семеновна Косарева. (Как выяснится, она из простых, деревенских.) А подле нее — мужчины: любовник князь Анатолий, поклонники. Вино, карты и дружеская непринужденность. Однако все они будто порознь в тесноте гостиничного номера — режиссер и художник намеренно разместили действие на небольшой фуре. И словно маета разлита в атмосфере, окружающей героев. И взгляд у красавицы потерянный. Впрочем, во всем, что здесь происходит, — некий трагикомический смысл.
Сцена из спектакля. Фото В. Постнова
Артистка Наталья Суркова играет беззащитность за чуть рискованным кокетством. Раздражение и тревогу — за едва скрываемой напускной бравадой. Ее Касатка простодушна и вульгарна. А в яростных гневных вспышках ее — истинное отчаяние. Но она может устроить притворную истерику (явно привычную), нарочито и протяжно всхлипывая, точно дитя малое. Да, тут все неблагополучно.
Дело не в том, что князек разорил ее (даже две шубы, «одну обезьяньего меха, другую на горностае» пришлось продать) и теперь есть им нечего и деваться некуда. Беда в неподлинности, изжитости их чувств. В том, что не пара он ей, не под стать. Своенравная, роскошная женщина, напомним, из проcтых — рука тяжелая, когда пощечину отвесит. И непутевый князь (каким его с блеском играет Михаил Черняк), неказистый, несостоявшийся авантюрист-меланхолик. Комический бедолага с комплексом неполноценности, готовый то и дело каяться в поступках и грехах своих. Мечтающий о тихой пристани возле какой-нибудь мещаночки-блондинки с канарейками. Что он, никчемный, может предложить сейчас своей подруге? Разве соломинку протянуть последнюю, случайную — отправиться в деревню, в имение тетушки, которую он едва помнит. Как надоумил их верный приятель Абрам Желтухин, такой же неприкаянный. Смешной, потрепанный, плутоватый добряк в талантливом исполнении Сергея Барковского.
И попадают они все трое в рай. И мы, зрители, вместе с ними. (Низкий поклон Марту Китаеву.)
Распахнутая сцена. Белые барашки кружевных облаков на белом тюле задника. Стол из некрашеного дерева под белой вязаной скатертью. Яблоня в несколько обхватов (будто баобаб), на раскидистых ветвях которой огромные красные яблоки. Сияние летнего дня, такого прекрасного, что, кажется, ощущаешь его божественный, напоенный солнцем воздух, и нежных пастельных тонов одежды здешних обитателей, крупной кружевной домашней вязки пелеринки, накидки, наколочки из некрашеных ниток.
А вот и добрая фея этих мест — тетушка. У артистки Татьяны Григорьевой она очаровательная чудачка, живая и любящая душа, воплощение простодушия и внутренней грации. Хлопотунья, поглощенная радостными заботами о своих питомцах, племяннице Раисе и воспитаннике Илье — невесте и женихе. Она то и дело наставляет их и журит любовно, а слезы у нее мешаются со смехом. Волнений и тревог ей еще прибавилось в связи с приездом обожаемого князя Анатолия со странной спутницей — близким человеком, как он ее аттестует.
Не зря тревожится добрейшая тетушка. Только что Илья (артист Александр Строев) и Раиса (артистка Зоя Буряк) доверчиво болтали, дурачились, скорее, как добрые друзья. А уже она, бесхитростная добрая девушка с золотыми волосами и розовыми щечками, заботливо помогает князю, ошалевшему от деревенского приволья, забраться на яблоню. И он, испуганно поскользнувшись с непривычки, стремится вверх куда-то, к облакам-барашкам. Смешной, нелепый и трогательный. Потом они приютятся среди яблоневых ветвей, и она будет нежно учить его чистить крыжовник, отмахиваясь от растерянной тетушки, ничего не видя и не слыша вокруг себя… Ах эти огромные, точно смеющиеся яблоки! Как тут не вспомнить о «древе познания» и первородном грехе?!
Именно стоя у дерева, Илья (в отличие от хрупкого князя крепкий, ладный, с непокорной русой шевелюрой) будет вглядываться в приезжую красавицу, с нарастающим тяжелым напряжением узнавая в ней Касатку, в которую был без памяти и совершенно безнадежно влюблен еще студентом в Петербурге. Но сейчас их роли поменялись. Герой Строева великолепен и одновременно комичен в борьбе с собой: выстоять, сохранить независимость и честь порядочного мужчины (ведь нынче свадьба), но в прищуре узких глаз, в каждом пружинистом шаге — тяга к ней, первой, сумасшедшей, мальчишеской любви. И чем сильнее эта тяга, тем беспощадней он гонит ее от себя. И мается, и бесится, и грубит все понимающей тетушке. Наконец срывается — убегает прямо из-под венца. К ней-единственной. И они будут опасно и дерзко — друг другу под стать — играть бичами. Такое вот у них венчание. И словно сама природа торжествующе и грозно славит победу освобожденного чувства, молодых сил, жизни с ее неизбывными страстями. Во внезапной темноте, в потоке ликующей музыки — таинственные всполохи, высвечивающие дерево, осыпающиеся с него яблоки и тех двоих, раскинувшихся на его ветвях. Теперь уже связанных неразрывно… А вслед им будут смотреть брошенная прямо у алтаря невеста в подвенечном уборе, князь Анатолий, плачущая тетушка и гости, приглашенные на свадьбу, растерянно сжимающие в руках зажженные свечи. (Семен Спивак не боится подчеркнуть театральный прием в решении кульминационной сцены спектакля, достигая при этом захватывающего эмоционального воздействия.)
…Потом молодые герои встретятся на пристани. Илья с Касаткой и вторая пара беглецов. Оробевшая, даже подавленная Раиса с князем, который, как обычно, полон сомнений на собственный счет (в том числе и в праве своем на счастье). А как он комичен, когда, хорохорясь, отважно (!) пытается вызвать Илью на дуэль — согласно кодексу чести. В финале же спектакля, примиренные, они уедут вчетвером на пароходе (то бишь на фурке в кулису). И крикнут на прощание тетушке: «Мы вернемся!» Сбудется ли это? Едва ли — ведь на пороге 1917 год…
Покинутая тетушка пригласит наконец Абрама Желтухина, тоже осиротелого, беднягу, остаться у нее в именьице. А уж он-то, обаятельный плут — ни кола, ни двора — так безмерно будет счастлив. И благодарен, точно добрый, потерявшийся песик, обретший пристанище. И неважно, что добродетельная тетушка и жуликоватый любитель приложиться к рюмочке и славно закусить вроде бы несочетаемы. Тут ведь встретились и объединились два одиночества. И это утешает. Если не думать, правда, что подстерегает тетушку, дворянку, с ее, пусть небогатым, именьицем…
Нина РАБИНЯНЦ
Май 1999 г.
Недавно я услышала от одной очаровательной актрисы такое неожиданное соображение: «О хорошем спектакле надо написать так, чтобы все захотели его посмотреть. А о плохом спектакле вообще писать не надо. Надо собрать труппу и объяснить, что не получилось». Вероятно, эти слова не запомнились бы мне, если б не оказались репликой в моих тоскливых размышлениях о причинах, побуждающих театрального критика взяться за перо. Можно рассматривать возможный эффект статьи (прочитал — побежал в театр) как побочный, хотя и вполне желательный, но не такого рода цели ставит театральный критик. «Заставить читателя пойти на спектакль» — это дело рекламного агента. Работа завидная, но принципиально иная. «Рассказать постановщикам о том, что в спектакле не вышло», — дело, конечно, весьма богоугодное, но задачи критики нельзя сводить к «установке диагноза» и «выписыванию рецепта» для «больного». Спектакль не пациент, а мы не врачи. В профессию критика, пишущего о театре, не входят узкопрактические задачи по улучшению конкретных постановок, рекомендации режиссерам.
Мне нелегко решиться написать о спектакле «Касатка». Не имею возможности присоединиться к тем, кто его хвалит, а вот обоснований для публичного высказывания иного мнения все как-то не находилось. Может, и правда не стоит писать о спектакле, который не нравится. То, что «Касатка» имеет успех, в том числе и у критиков, — очевидно. Меня лично это удивляет, но не раздражает. И всегда ругать спектакль, который всем пришелся по душе, немного нелепо. Чтобы «противопоставлять себя коллективу», нужен отсутствующий у меня полемический задор.
Короче, вступать в спор не хотелось. Но при этом что-то не давало мне успокоиться и забыть о ненаписанной рецензии: смущали мотивы, по которым я решила воздержаться от отзыва. Ведь не из-за неуверенности в оценке, не из-за отсутствия аргументов я предпочла промолчать. Были какие-то совсем не профессиональные опасения. И вот, разбирая свой архив, наткнулась на давнюю уже статью московского критика, который в межсезонье — в отсутствие премьер — тоже вот, вроде меня, рассуждает о назначении театральной критики. И приходит ему на память пример странного явления: он однажды пытался заказать для театрального журнала рецензию на премьеру во МХАТе, а все главные театроведческие фигуры по очереди наотрез отказывались. Нежелание писать о спектакле, недостатки которого всем были очевидны, мотивировалось так: «Хвалить нечего, а ругать не хотим, чтобы не обидеть Олега!»
Обижать «Олега» действительно не хочется! Но разве смысл и цель критики — «сделать Олегу приятное» (в случае хвалебной статьи) или «обидеть» (в случае отрицательной). Боязнь задеть художника должна оградить от неуважительного тона и слога, но не может служить причиной для молчания.
А. Н. Толстой назвал свою пьесу «комедией о любви», и этот жанр несомненно в духе Молодежного театра. Но боюсь, что кроме означенного жанрового определения, в пьесе хорошего мало. Сам ли Семен Спивак нашел «Касатку» или ему кто-нибудь посоветовал — неважно: выбор оказался неудачным. В ней есть несколько остроумных реплик, но все ситуации, герои и фабульные ходы потрясают своей неоригинальностью, вторичностью (скрыто цитируется множество известных произведений русской литературы) и предсказуемостью. Через полчаса после начала спектакля все становится предельно понятно, сюжет, в общем, завершается, движение ролей тормозится, но остается еще три часа ждать финала. Причем поскольку играть-то уже почти нечего, актеры тоже ждут — буквально, прислонясь к декорациям, выжидают следующей реплики.
В начале спектакля мы встречаемся с кафешантанной певичкой Касаткой, ее любовником — разорившимся князем и их приятелем Желтухиным, сочетающим в себе черты чеховского приживала и Робинзона из «Бесприданницы». Последние деньги проиграны в карты, жить негде и не на что. Помоги Господь всем бесприютным скитальцам, как сказано у Тургенева, надо чтобы человеку было куда пойти, как сказано у Достоевского, все животные имеют право на отдых, как сказано у А. Н. Толстого. Героям русской драматургии в такой ситуации обычно вспоминается тетка-помещица, у которой можно перекантоваться недельку-другую на деревенских хлебах. Проникновенное письмо, над которым тетушка должна всплакнуть, сочиняется на наших глазах, после чего персонажи попадают — нет, не в «лес», а в сад, но не вишневый, а …райский. Огромная яблоня с наливными яблоками на небесно-голубом фоне — чем не рай? Вот только дерево это, толстое, сучковатое, — необычайно нелепо и уродливо, такие в раю не должны расти. И странно смотрится рядом с яблоками из папье-маше настоящая еда: курица, которую аппетитно обгладывает Барковский — Желтухин, пирожки, вареная картошка. Может быть, декорации, которые придумал мой любимый художник Март Китаев, удачнее смотрелись бы в глубине сцены-коробки, но на площадке Молодежного они режут глаз. Чувство невыносимой неловкости охватывает во время пантомимы «Апофеоз любви»: вспыхивают молнии, хлопают бичи, и не слишком ловкие мужчина и женщина прыгают с ветки на ветку, изображая безумие пожирающей их страсти (причем даме явно мешает длинный шлейф).
Действие порой разворачивается чуть ли не «в реальном времени»: когда в одной из первых сцен герои укладываются в кровать и стараются заснуть, ловишь себя на том, что вместе с ними, в полной тишине, уже несколько минут считаешь слонов и погружаешься в дремоту. Но вслед за такой почти натуралистической сценой, следует эпизод с мнимой истерикой героини, когда не только Касатка, но и актриса, ее играющая, выглядит «искусственно», если не сказать — фальшиво. Спектакль постоянно разрывается между естественностью, натуральностью, с одной стороны, и нарочитой условностью, явной бутафорией — с другой. Это касается всего — способа актерской игры, оформления сцены, поворотов сюжета, ритма и темпа, решения отдельных эпизодов.
Александр Строев (Илья Ильич), Сергей Барковский (Абрам Желтухин), Зоя Буряк (Раиса), Татьяна Григорьева (тетушка Варвара Ивановна), стремящиеся существовать на сцене в жанре комедии характеров, оказываются рядом с Михаилом Черняком, строящим свою роль князя Анатолия на шаржированно-заостренных деталях, складывающихся отнюдь не в характер, а в маску, а также рядом с Ольгой Лысенковой (Анна Аполлосовна), десятиминутный выход которой подается как отдельный клоунский номер. Пока А. Строев всерьез «проживает» перипетию и узнавание (его герой вдруг понимает, что перед ним — его давняя безответная любовь), Н. Суркова — Касатка изо всех сил наигрывает ничем не оправданный слезливый припадок по поводу пораненного кухонным ножом пальца. Назначение Натальи Сурковой на заглавную роль никому не кажется странным — она действительно создана, чтобы быть героиней, вокруг которой кипят страсти. Жаль, что актриса уж как-то слишком повторяет себя саму в спектакле «Маркиза де Сад», где ее Графиня, циничная и пресыщенная, уже не способна ни на какие сильные эмоции. Касатка же должна за время спектакля пережить невероятные превращения: избавиться от вялой разочарованности и некоторой стервозности, испытать неожиданное увлечение, доказать себе и возлюбленному силу и искренность нового чувства и, наконец, обрести неподдельное счастье во взаимной любви. Суркова с удовольствием демонстрирует свою красоту и томность, манерность и вычурность своей акробатки в стиле модерн, но остается совершенно безучастной к перипетиям чувств. Равнодушная пренебрежительность с князем, многозначительное кокетство с Ильей — а по сути, одинаковая внутренняя холодность.
А. Строев (Илья Ильич Быков), О. Лысенкова (Анна Аполлосовна). Фото В. Постнова
Я слышала мнение, что главное достоинство «Касатки» — теплая душевная атмосфера. Но для того, чтобы держать спектакль только на одной душевности, необходимо богатое человеческое содержание ролей, которым наслаждаешься вне зависимости от художественного смысла произведения. А здесь актеры полностью исчерпывают «золотые запасы» своих героев в первое же появление на сцене. Дальше динамики нет, становится не за чем следить. Все-таки в комедии о любви должна присутствовать занимательность, поддерживающая интерес к происходящему. До самого финала продолжают быть содержательными лишь двое — Желтухин и Варвара Ивановна. Т. Григорьева все же чересчур всерьез относится к переживаниям своей героини, и ее исполнение слегка грешит истеричностью, но зато работу С. Барковского отличает тонкое чувство жанра — ирония и проникновенность взяты тут в нужной пропорции. Самый «душевный» момент спектакля — трижды с разным настроением пропетая им неаполитанская песня «О соле мио» — по-итальянски страстно, по-русски разухабисто, и еще раз — серьезно, задумчиво, с легкой грустью.
Но, строго говоря, никто из актеров — ни Строев, ни Буряк, ни Черняк, ни Барковский — не совершили какого-то невероятного прорыва, не прыгнули выше головы. В лучшем случае они постарались сыграть в свою силу. Семен Спивак разбросал по спектаклю драгоценные, удивительные мгновения, они остаются в памяти. Безмятежный полет воздушного змея. Или мизансцена, завершающая первый акт пьесы: герои заводят граммофон и неожиданно раздается современный щемящий шансон, под звуки голоса Эммы Чаплин «кровать-корабль» уплывает в никуда и три застывшие фигуры на этом «плоту» смотрят в надвигающуюся ночь.
Но это лишь мгновения, живущие отдельно от всего спектакля.
Не получилось ли, что предисловие о муках и сомнениях театральных критиков оказалось более развернутым, чем собственно рецензия. Может быть. Менять сложившееся соотношение не входит в мои намерения. Пожалуй, оно характеризует не только автора, но и спектакль.
Спектакль «Касатка»
…В вычурной роскоши второсортного гостиничного номера скучают бывшая эстрадная примадонна Марья Косарева по прозвищу Касатка, князь Бельский, живущий у нее на содержании, и неунывающий Абрам Желтухин – потомок чеховских приживалов. Удушливая атмосфера декаданса выхолащивает души героев.
Процесс медленного вымирания прерывает внезапная встряска – поездка в деревню на свадьбу тетушкиных воспитанников, Ильи и Раисы. Для неприкаянных героев посещение этого помещичьего уголка – шанс поправить финансовые дела и поддаться волшебному воздействию девственной природы, где воздух напоен ароматами трав и любовью. Визит Касатки оборачивается роковым узнаванием: перед Ильей воскресает его полузабытое прошлое – он бежит из-под венца с Касаткой, а его невеста Раиса – с князем Бельским.
Счастливая развязка предопределена: вихрь отчаянной «кадрили» сложит грани любовного четырехугольника в нужную комбинацию, и к финалу придут пары счастливых молодоженов.
«Касатка» – образец тонкой актерской игры и особенного режиссерского стиля Семена Спивака, которые были по достоинству оценены публикой и театральной критикой.
Действующие лица и исполнители:
Марья Семёновна Косарева, «Касатка» – Заслуженная артистка России Наталья Суркова
Анатолий Петрович, князь Бельский – Заслуженный артист России Михаил Черняк
Варвара Ивановна Долгова, его тётя – Заслуженная артистка России Татьяна Григорьева
Илья Ильич Быков, её воспитанник – Заслуженный артист России Александр Строев
Раиса Глебовна, невеста Быкова – Заслуженная артистка России Зоя Буряк
Абрам Алексеевич Желтухин – Заслуженный артист России Сергей Барковский
Анна Аполлосовна, двоюродная тётка князя – Заслуженная артистка России Елена Соловьёва
Верочка – Наталья Паллин
Стивинский – Заслуженный артист России Пётр Журавлёв
Уранов – Евгений Клубов
Панкрат, матрос – Алексей Одинг
Дуняша, горничная – Светлана Стуликова
Спектакль идет с одним антрактом.
Узнаваемый режиссерский стиль Семена Спивака особенно ярко проявляется в его постановке «Касатка» по одной из ранних пьес А.К.Толстого. Помимо удивительного смешения чеховского тонкого юмора и непосредственно комедийной ситуации, спектакль привлекает внимание еще и благодаря великолепному актерскому составу. Увидеть всех своих любимцев театралы Петербурга могут, купив билеты на спектакль «Касатка», посмотреть который можно на сцене Молодежного театра на Фонтанке.
Автор назвал свое произведение комедией о любви, но режиссер Спивак читает его шире и глубже: на наших глазах разворачивается почти трагедия, ведь кажется, что главные герои буквально задыхаются от безделья и невостребованности. Медленный процесс умирания останавливает довольно заметное событие — готовящаяся свадьба знакомой пары. Но судьба решает по-своему, и пара молодоженов распадается, чтобы создать две новые пары. Заканчивается история, после немалых потрясений и драматических моментов, все же счастливо, и остается только посмеяться над странными приключениями героев, над всей их странной, нелепой, но все-таки интересной жизнью.
«Касатка», Молодёжный театр
Сегодня поход обошёлся без каки-либо примечательных событий. Поэтому начну рассказывать сразу про спектакль.
Спектакль этот считается лучшим в театре, и зрители любят его больше всего 9судя и по отзывам, и по голосовалкам). Конечно, я в Молодёжке уже тыщу лет спектакли не смотрела, но мне такой выбор удивителен.
А вот остальные актёры мне понравились. Рада Сергею Барковскому, он играет в некоторых спектаклях театра Миронова, и я очень люблю этого артиста. Иногда кажется, что ему подвластно всё! Зрители его знают и любят, а он их не разочаровывает.
Мила и удивительна была Зоя Буряк, воплотившая на сцене образ юной и невинной девочки. Поразительно, что она уже давным-давно не девочка, но как замечательно ей удаётся эта роль! Я сидела в 14-ом ряду, не видела чётко лица, может, из первого ряда её возраст угадывается, но я видела перед собой просто девочку, будто на машине времени в прошлое скаталась!
Забавно, что учась в школе мы ходили с классом в Молодёжку на «Ночь ошибок» и из всех актёров я очень чётко запомнила Строева. Очень хорошо помню, что тогда он мне понравился так же сильно, как и сейчас. Даже помню некоторые забавные сцены из спектакля и некоторые фразочки, которые так смешно говорил Строев своим низким и легко узнаваемым голосом.
Ещё мне в спектакле очень-очень-очень понравилось музыкальное сопровождение. Музыка была одной из главных частей сюжета, помогала восприятию, при этом делала спектакль лёгким и воздушным, даже, можно сказать, очень нежным.
Что ж, вот мой итог: идите и смотрите. Всё-таки, спектакль хороший, у меня после него было отличное настроение. А из-за Строева даже возникло желание посмотреть спектакль снова. Хотя, не только из-за него. Этот спектакль и вправду стоит пересмотреть.
А я теперь наметила глаз на «Три сестры», где играет Александр.
Касатка, Толстой: краткое содержание, анализ
Произведение Алексея Толстого «Касатка», краткое содержание которого представлено ниже, было написано в 1916 году. События развиваются в дореволюционной России. Первое действие двухактной пьесы происходит в Петрограде, далее автор переносит своих героев в провинциальное поместье на Волге.
На протяжении десятков лет с момента создания произведения спектакли по его мотивам ставились во многих театрах нашей страны. И сегодня зрители восторженно принимают «Касатку» в исполнении сценических коллективов больших и малых городов по всей России.
Имена и характеристики главных героев
Приступая к пересказу краткого содержания пьесы Толстого «Касатка», для начала выясним, чье имя вынесено в заглавие произведения. Касаткой в близком кругу называют Марью Семеновну Косареву. Молодая женщина незнатного происхождения зарабатывала на жизнь своим трудом. По ее собственным словам, она была и прачкой, и горничной, и служащей в магазине.
Кроме того, Маша, взяв себе псевдоним «Касатка», пела романсы на любительских подмостках, исполняла акробатические номера для развлечения публики. Не брезговала Марья Семеновна и покровительством богатых мужчин. Сама себя она считает женщиной грешной и глубоко несчастной. Такой нам рисует главную героиню А. Н. Толстой. Касатка… Краткое содержание, как и полный текст произведения, позволит читателю понять, что под этим именем скрывается человек с противоречивыми чувствами, но с добрым и открытым сердцем.
В период, описываемый в пьесе, Маша состоит в близких отношениях с князем Анатолием Петровичем Бельским. Дворянин тридцати двух лет отроду промотал свое состояние, предаваясь праздным развлечениям, в том числе выпивке и карточным играм. Касатка не может рассчитывать на финансовую поддержку князя; наоборот, мужчина в буквальном смысле живет на ее средства. Они и познакомились, когда Анатолий Петрович был в бедственном положении после очередного карточного проигрыша. Сострадание к Бельскому переросло у Марьи Семеновны в чувство, которое она приняла за любовь.
Другие персонажи пьесы
Вместе с влюбленной парой в одной из гостиниц Петербурга находится некто Абрам Алексеевич Желтухин – мужчина средних лет, называющий себя другом князя. По мере развития сюжета на сцене появляются остальные действующие лица.
В доме доброй помещицы проживают ее воспитанники – Илья Ильич Быков и Раиса Глебовна. Они вот-вот должны пожениться. Знакомых с детства молодых людей связывают взаимные интересы и нежные чувства друг к другу. К второстепенным персонажам можно отнести Уранова и Стивинского – партнеров князя по игре в карты, его родственницу Анну Аполлосовну с дочерью Верой, горничную Дуняшу и матроса на волжской пристани Панкрата, а также Варвару Ивановну Долгову – дальнюю родственницу Анатолия Петровича, приходящуюся ему теткой.
Очередное карточное фиаско
С чего начинается пьеса «Касатка» Толстого? Краткое содержание по главам, вернее, по театральным действиям, которых здесь всего четыре, приглашает нас окунуться в атмосферу замкнутого пространства петербургской гостиницы. В то время когда в далеком поместье идет подготовка к свадьбе Ильи и Раисы, князь Бельский в прокуренном неприбранном номере отеля пытается отыграть свой карточный долг.
Его партнеры, Уранов и Стивинский, не желают вступать в игру, поскольку у Анатолия Петровича не осталось денег. Князь умоляет, с надеждой смотрит на Машу. Сжалившись, Марья Семеновна ставит на кон свое кольцо и сама садится играть. Но удача оказывается не на ее стороне. В итоге долг Бельского только возрастает. Уранов делает Касатке непристойное предложение, обещая уладить финансовые проблемы. Маша со слезами отказывается, князь подписывает расходный вексель, игроки покидают комнату. Однако в кратком содержании «Касатки» Толстого ставить точку пока рано.
Бегство от долгов
Оставшись в номере наедине, Марья Семеновна и Бельский начинают ссориться. Появляется заспанный Абрам Желтухин. Узнав о бедственном положении своих друзей, он предлагает всем вместе куда-нибудь уехать. Князь вспоминает, что у него есть тетушка, которая живет в сельской усадьбе на Волге. Желтухин цепляется за эту идею, заставляет Анатолия Петровича написать Варваре Ивановне письмо с известием о приезде гостей, сам диктует нужные слова.
Касатка сначала отказывается ехать, ссылаясь на то, что ей, грешной девице, совестно показываться перед добродетельной родственницей князя. Но Желтухин с Бельским ее уговаривают. Князь обещает представить Марью Семеновну своей женой, а в дальнейшем действительно связать себя с нею узами брака. На этом заканчивается первое действие пьесы А. Толстого «Касатка». Краткое содержание остальных частей посвящено описанию более интересных событий.
Смешение чувств
Маша и Анатолий Петрович уже несколько дней живут в доме гостеприимной тетушки. Абрам Желтухин должен прибыть чуть позже. Приезд гостей нарушил привычный порядок тихой усадьбы. Чувствуется, что назревают какие-то перемены. Князь всё чаще ссорится с Марьей Семеновной. Он восторгается местной природой, сельским бытом и просто очарован Раисой – невестой Ильи Ильича. Искренняя и наивная деревенская девушка пробудила в душе Бельского ему самому неведомые светлые переживания. В пересказе краткого содержания «Касатки» Толстого невозможно отобразить всю полноту чувств, которые терзают героев. Но всё же мы видим, что каждый характер открывается с неожиданной стороны.
Касатка узнает в Илье Быкове своего давнего поклонника, который преследовал ее несколько лет назад в Петербурге. Маша тогда пела на сцене летнего сада в «Аквариуме», пользовалась большим успехом у публики, не имела отбоя от кавалеров, поэтому к ухаживаниям черноглазого юноши она относилась более чем равнодушно и даже насмехалась над ними. Илья тоже вспоминает Марью Семеновну, между ними происходит не совсем приятный для обоих разговор. Былые страсти вновь вспыхивают, тревожат сердце мужчины, а Касатка чувствует, что, наверное, впервые в своей жизни влюбилась по-настоящему. Илья Ильич пытается положить этому конец, торопит тетку Варвару поскорей приступить к его свадьбе с Раисой.
Долгожданный день венчания
Молодые готовятся к посещению церкви, в доме царит переполох, идут приготовления к свадебному застолью. Накануне в поместье прибыл Абрам Алексеевич Желтухин. Он уже заручился доверием тетушки Варвары Ивановны, подговорил горничную Дуняшу как можно чаще напоминать хозяйке, что гости в лице князя Бельского, Касатки и его собственной персоны принесут в дом счастье. У Желтухина свой корыстный интерес, ему хочется подольше здесь остаться, так как на столах всегда есть вкусная еда и питье. Тем временем в сюжете пьесы Толстого «Касатка», краткое содержание которой мы пытаемся передать, наступает кульминационный момент.
Приезжает еще одна тетушка князя, Анна Аполлосовна, приглашенная в качестве посаженной матери невесты. Ее дочь, Верочка, довольно взрослая барышня, о чем-то шепчется с Раисой Глебовной, а затем подходит к Бельскому. Она рассказывает Анатолию Петровичу, что Раиса вовсе не хочет выходить замуж за своего жениха и просит сорвать свадьбу, нанеся Илье оскорбление и вызвав его на дуэль. Князь вспоминает, что во время совместной прогулки Раиса намекала о своих чувствах к нему, но у Бельского не хватило решимости ответить ей тем же. Нет, конечно же, он не станет расстраивать предстоящий брак приглянувшейся ему девушки.
Варвара Ивановна в присутствии гостей благословляет молодых, оглашает свое завещание, где отписывает каждому из них по равной доле поместья. Жених с невестой в сопровождении родственников отправляются в церковь. Марья Семеновна, пылая неразделенными чувствами к Илье, решает остаться в доме одна.
Неожиданный поворот событий
Через несколько минут в комнату к Маше врывается Илья Ильич. Он признается женщине в любви и предлагает сбежать, тем более что под окнами стоит запряженная тройка лошадей, приготовленная для свадебной прогулки. Касатка пытается возражать. Подхватив слабо сопротивляющуюся Марью Семеновну на руки, Илья усаживает ее в повозку.
Темной ночью Маша со своим возлюбленным ждут на волжской пристани пароход, который унесет их подальше от этих мест. Матрос Панкрат объясняет, что речное судно по каким-то причинам опаздывает. Касатка с Ильей уходят к берегу Волги, чтобы скоротать время до прибытия парохода.
В их отсутствие на пристани появляется Желтухин. Он объясняет Панкрату, что пришел сюда из усадьбы пешком, так как Варвара Ивановна прогнала его с глаз долой. Еще бы! После всего случившегося Абрам осмелился произнести свою излюбленную фразу о том, что такие гости, как он, Марья Семеновна и Бельский, к счастью в доме.
Вскоре к пристани подходят князь Бельский с Раисой. Они тоже решили уехать. Бывшая невеста еще не уверена в чувствах своего провожатого. После недолгих упреков, князь и Раиса Глебовна признаются друг другу в любви.
В финале краткого содержания «Касатки» Толстой подготовил для зрителей и читателей красивый хэппи-энд. Вновь созданные пары мирятся между собой, прощают ранее нанесенные обиды. Наконец, подходит пароход, влюбленные отправляются в путь. Варвара Ивановна желает всем счастья и по-матерински напутствует. Желтухин тоже не остался без внимания – тетушка пригласила его пожить в своей усадьбе.