О чем сказка лесные хоромы
Михаил Михайлов
«Лесные хоромы сказка»
«Лесные хоромы сказка»
Шёл лесом прохожий да обронил кузовок. Обронил и не хватился, и остался кузовок у дороги.
Летела муха, увидала, думает: «Дай загляну, нет ли чего съестного». А в крышке как раз такая дырка, что большой мухе пролезть.
И стала тут муха жить. Живёт день, живёт другой. И вылетать не надо: крошек ещё всех не переела.
Прилетает комар, сел у дырки, спрашивает:
— Кто в хоромах? Кто в высоких?
— Я, муха-громотуха, а ты кто?
— А я комар-пискун. Пусти в гости!
— Что в гости! Пожалуй, хоть живи тут.
Не успел комар пробраться в кузов, а уж у дверей оса сидит:
— Двое нас: муха-громотуха да комар-пискун, а ты кто?
— А я оса-пеструха. Будет мне место?
— Место-то будет, да как в дверь пройдёшь?
— Мне только крылышки сложить: а я не толста, везде пройду.
— Ну, добро пожаловать!
— Кто в хоромах? Кто в высоких?
— Муха-громотуха, да комар-пискун, да оса-пеструха, а ты кто?
— Милости просим! Да пролезешь ли?
— Как не пролезть! Только немножко бока подтяну.
Пролез и слепень в кузовок.
Пошли у них разговоры. Муха говорит:
И пошли они перекоряться.
Только слышат, опять кто-то у дверки возится.
Никто не отзывается.
— Кто у терема? Кто у высокого?
— Кто нас тут беспокоит? Мы здесь не сброд какой-нибудь, а муха-громотуха, да комар-пискун, да оса-пеструха, да слепень-жигун.
Сверху не отвечают.
И пошёл у них спор: никто лететь смотреть не хочет. Вдруг в хоромах стало будто темнее.
И пошёл у них опять спор. Чуть до драки не доходило. Покуда они спорили и вздорили, паук плёл да плёл свою паутину. А как согласились, кому за кем лететь, все в ней и засели.
Святки
О моя юность! О моя свежесть. Гоголь I. Бабушкин деревенский дом Мне б.
Скрипач Рассказ
Лет двадцать тому назад в мирном городке Б. (не знаю, каков-то он тепе.
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение сказки М. Л. Михайлова «Лесные хоромы»
Кириллова Тамара
Конспект совместной деятельности воспитателя с детьми «Чтение сказки М. Л. Михайлова «Лесные хоромы»
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад комбинированного вида №3 г. Данков
совместной деятельности воспитателя с детьми:
«Чтение сказки М. Л. Михайлова
в подготовительной группе детей с ЗПР
воспитатель: Кириллова Т. Н.
Цель:
1. Познакомить детей со сказкой М. Л. Михайлова «Лесные хоромы».
2. Дать знания, что излишнее восхваление своих достоинств и прочих качеств, иногда мнимых, отрицательная черта характера.
3. Учить детей на примере данной сказки не выставлять напоказ какие-то свои качества с целью выделиться среди других и получить одобрение.
Оборудование: презентация.
Словарная работа: хоромы, кузовок, прозвище, перекоряться.
Ход совместной деятельности.
1. Вступительное слово воспитателя.
Сегодня я прочитаю вам новую сказку. Действие происходит в лесу. Герои сказки – насекомые, они живут в кузовке, то есть в плетёной корзинке с крышкой. Но автор называет этот кузовок лесными хоромами. Слушайте внимательно сказку и следите, какие события происходят в хоромах, наблюдайте, как ведут себя жильцы, как общаются между собой.
2. Чтение сказки Михаила Л. М. «Лесные хоромы».
Шёл лесом прохожий да обронил кузовок. Обронил и не хватился, и остался кузовок у дороги.
Летела муха, увидала, думает: «Дай загляну, нет ли чего съестного». А в крышке как раз такая дырка, что большой мухе пролезть.
И стала тут муха жить. Живёт день, живёт другой. И вылетать не надо: крошек ещё всех не переела.
Прилетает комар, сел у дырки, спрашивает:
— Кто в хоромах? Кто в высоких?
— А я комар-пискун. Пусти в гости!
— Что в гости! Пожалуй, хоть живи тут.
Не успел комар пробраться в кузов, а уж у дверей оса сидит:
— А я оса-пеструха. Будет мне место?
— Место-то будет, да как в дверь пройдёшь?
— Мне только крылышки сложить: а я не толста, везде пройду.
— Ну, добро пожаловать!
— Кто в хоромах? Кто в высоких?
— Милости просим! Да пролезешь ли?
— Как не пролезть! Только немножко бока подтяну.
Пролез и слепень в кузовок.
Пошли у них разговоры. Муха говорит:
И пошли они перекоряться.
Только слышат, опять кто-то у дверки возится.
Никто не отзывается.
— Кто у терема? Кто у высокого?
Сверху не отвечают.
И пошёл у них спор: никто лететь смотреть не хочет. Вдруг в хоромах стало будто темнее.
И пошёл у них опять спор. Чуть до драки не доходило. Покуда они спорили и вздорили, паук плёл да плёл свою паутину. А как согласились, кому за кем лететь, все в ней и засели.
3. Беседа по содержанию сказки М. Л. Михайлова «Лесные хоромы».
— Не приходилось ли вам слышать сказки, немного похожие по содержанию на сказку, услышанную сегодня? (Ответы детей: напоминает сказки «Теремок» или «Рукавичка»).
— Что стало жильём для обитателей леса в нашей сказке? (Ответы детей: кузовок).
— Кто же живёт в хоромах? (Ответы детей: муха – громотуха, комар – пискун, оса – пеструха, слепень – жигун).
Вы правильно назвали насекомых, поселившихся жить в кузовке. У каждого есть прозвище – дополнительное имя, данное автором в соответствии с его характерной чертой.
— Ваше впечатление от первой встречи с жильцами лесных хором в начале сказки, когда происходит знакомство? (Ответы детей: жильцы кузовка показались воспитанными, доброжелательными и приветливыми. Всех прилетевших к кузовку и спрашивающих: «Кто в хоромах?», принимали со словами: «Милости просим!», «Добро пожаловать!»).
В середине сказки пошли у жильцов разговоры. Каждый стал рассказывать о себе.
— Что сказала о себе муха? (Ответы детей: муха не простая, а большая, порода у неё важная. Муха – громотуха считает, что нет никого знатнее её).
— Что вы узнали об осе – пеструхе? (Ответы детей: оса не из простых! Всем взяла: и красотой, и голосом, и нарядиться, и спеть мастерица. Оса – пеструха говорит, что нет на свете никого наряднее да голосистее её).
— О чём пропищал комар – пискун? (Ответы детей: голос у него тоньше и звонче, чем у осы – пеструшки).
В чём, по мнению слепня – жигуна, его главное достоинство? (Ответы детей: он всех пережужжит).
— Вы обратили внимание на то, что каждый рассказчик хвалил себя, при этом сильно преувеличивая свои достоинства? (Ответы детей: да, каждый жилец лесных хором вёл себя нескромно, когда хвалился своими заслугами).
Дальше в сказке звучит такая фраза: «И пошли они перекоряться». Я поясню, что это значит: начали наши герои обмениваться взаимными укорами, упрёками, перебраниваться.
— Какие события происходят в сказке дальше? (Ответы детей: появляется новый герой, жильцы ещё не знают, кто это, но никто из них не хочет полететь и посмотреть, кто же возится у дверки и беспокоит их, потому что каждый считает себя лучше других. Начался спор в хоромах).
— Как стали разворачиваться события дальше, когда комар догадался, что это паук плетёт свою сеть? (Ответы детей: пошёл у них опять спор, чуть до драки не доходило, потому что теперь каждый хотел вылететь первым, считая, что именно он этого заслуживает).
— Чем заканчивается сказка? (Ответы детей: все жильцы попали в паутину паука).
— Как должны были поступить герои сказки, чтобы выбраться вовремя из кузовка? (Ответы детей: можно было договориться и прийти к согласию, кому из них посмотреть, кто пришёл к хоромам, так же можно было решить, кому за кем лететь,
И никто бы не попал в паутину).
4. Подвижная игра «Паук и мухи».
Ход игры.
С помощью считалки выбирается водящий – паук, остальные дети – мухи. Паук стоит в стороне, мухи бегают по всей комнате или площадке. По сигналу воспитателя мухи должны замереть, т. е. остановиться в той позе, в какой их застал сигнал, и не шевелиться. Паук обходит играющих. И если заметит хоть малейшие движения у кого-либо, того забирает к себе.
Игра повторяется несколько раз, пауки меняются. В заключение воспитатель отмечает детей, которые отличились большей выдержкой.
5. Итог.
Конец у сказки грустный. Вы уже сами сказали, что можно было договориться между собойм, кому посмотреть, кто пришёл к кузовку, кому за кем вылетать, чтобы спастись от паука. Все жильцы кузовка оказались хвастунами, это их и погубило.
Согласитесь, ведь на самом деле герои сказки являются неприятными соседями для человека и животных. Все их достоинства, которыми они хвастались, доставляют неприятные минуты: назойливая муха невольно становится переносчиком болезней, слепень больно жалит животных, прокалывая кожу кровососущим хоботком, оса совершает налёты на сладкие блюда и тоже жалит, комар для поддержания жизни питается не только соками растений, но и кровью, главным образом человека.
О чем сказка лесные хоромы
Михайлов Михаил Ларионович
Михаил Ларионович Михайлов
Шел лесом прохожий да обронил кузовок. Обронил и не хватился, и остался кузовок у дороги.
Летела муха, увидала, думает: «Дай загляну, нет ли чего съестного». А в крышке как раз такая дырка, что большой мухе пролезть.
И стала тут муха жить. Живет день, живет другой. И вылетать не надо: крошек еще всех не переела.
Прилетает комар, сел у дырки, спрашивает:
— Кто в хоромах? Кто в высоких?
— Я, муха-громотуха, а ты кто?
— А я комар-пискун. Пусти в гости!
— Что в гости! Пожалуй, хоть живи тут.
Не успел комар пробраться в кузов, а уж у дверей оса сидит:
— Двое нас: муха-громотуха да комар-пискун, а ты кто?
— А я оса-пеструха. Будет мне место?
— Место-то будет, да как в дверь пройдешь?
— Мне только крылышки сложить: а я не толста, везде пройду.
— Ну, добро пожаловать!
— Кто в хоромах? Кто в высоких?
— Муха-громотуха, да комар-пискун, да оса-пеструха, а ты кто?
— Милости просим! Да пролезешь ли?
— Как не пролезть! Только немножко бока подтяну.
Пролез и слепень в кузовок. Пошли у них разговоры. Муха говорит:
И пошли они перекоряться.
Только слышат, опять кто-то у дверки возится.
Никто не отзывается.
— Кто у терема? Кто у высокого?
— Кто нас тут беспокоит? Мы здесь не сброд какой-нибудь, а муха-громотуха, да комар-пискун, да оса-пеструха, да слепень-жигун.
Сверху не отвечают.
И пошел у них спор: никто лететь смотреть не хочет. Вдруг в хоромах стало будто темнее.
И пошел у них опять спор. Чуть до драки не доходило. Покуда они спорили и вздорили, паук плел да плел свою паутину. А как согласились, кому за кем лететь, все в ней и засели.
Лесные Хоромы Русская народная сказка М. Михайлов
Сказка М. Михайлова, написанная на основе народных сказок. Для вас текст, беседа по сказке, загадки про героев, раскраска с туеском (кузовком) и аудиосказка. Обратите внимание, как герои спорят, как хвалятся друг перед другом.
Текст сказки Лесные хоромы
Шёл лесом прохожий да обронил кузовок. Обронил и не хватился, и остался кузовок у дороги.
Летела муха, увидала, думает: «Дай загляну, нет ли чего съестного». А в крышке как раз такая дырка, что большой мухе пролезть.
Влезла она, съестного не нашла: кузовок пустой, только на дне хлебных крошек немножко осталось. «Зато хоромы хороши! — подумала муха. — Стану в них жить. Здесь меня ни птица не склюёт, ни дождик не замочит».
И стала тут муха жить. Живёт день, живёт другой. И вылетать не надо: крошек ещё всех не переела.
Прилетает комар, сел у дырки, спрашивает:
— Кто в хоромах? Кто в высоких?
— Я, муха-громотуха, а ты кто?
— А я комар-пискун. Пусти в гости!
— Что в гости! Пожалуй, хоть живи тут.
Не успел комар пробраться в кузов, а уж у дверей оса сидит:
— Двое нас: муха-громотуха да комар-пискун, а ты кто?
— А я оса-пеструха. Будет мне место?
— Место-то будет, да как в дверь пройдёшь?
— Мне только крылышки сложить: а я не толста, везде пройду.
— Ну, добро пожаловать!
Она — в кузов, а у двери уж опять спрашивают:
— Кто в хоромах? Кто в высоких?
— Муха-громотуха, да комар-пискун, да оса-пеструха, а ты кто?
— Милости просим! Да пролезешь ли?
— Как не пролезть! Только немножко бока подтяну.
Пролез и слепень в кузовок.
Пошли у них разговоры. Муха говорит:
— Я муха не простая, а большая. Порода наша важная, ведёт род исстари. Везде нам вход открытый. В любой дворец прилетай — обед готов. Чего только я не ела! Где только я не была! Не знаю, есть ли кто знатнее меня!
— Кажется, и мы не из простых! — говорит оса. — Уж не передо мною бы хвастаться! Я всем взяла: и красотой, и голосом, и нарядиться, и спеть мастерица. Все цветы меня в гости зовут, поят-кормят. Не знаю, есть ли кто на свете наряднее да голосистее! Посмотрела бы я!
— А меня не пережужжишь, — сказал слепень.
— Да у тебя приятности в голосе нет. У меня голос тонкий, — говорит оса.
— А у меня и тоньше и звонче! — пискнул комар.
И пошли они перекоряться.
Только слышат, опять кто-то у дверки возится.
— Кто там? — спрашивают.
Никто не отзывается.
— Кто у терема? Кто у высокого?
— Кто нас тут беспокоит? Мы здесь не сброд какой-нибудь, а муха-громотуха, да комар-пискун, да оса-пеструха, да слепень-жигун.
Сверху не отвечают.
— Надо бы взлететь да посмотреть! — крикнули все в один голос.
— Я первая не полечу, я всех знатнее, — говорит муха.
— Я первый не полечу, я всех голосистее, — говорит комар.
— Я первая не полечу, я всех наряднее, — говорит оса.
— Я первый не полечу, я всех сильнее, — говорит слепень.
И пошёл у них спор: никто лететь смотреть не хочет. Вдруг в хоромах стало будто темнее.
— Что это за невежа нам свет заслоняет? — крикнули все.
— Да ведь это, никак, паук свою сеть заплёл, — сказал комар.
— Ах, и в самом деле! — загудели все. — Как нам быть? Что делать? Надо поскорее выбираться! Покамест ещё сеть не крепка, прорвёмся.
— Мне первой, — кричит муха, — я всех знатнее!
— Мне первой, — жужжит оса, — я всех наряднее!
— Мне первому, — пищит комар, — я всех голосистее!
— Мне первому, — гудит слепень, — я всех сильнее!
И пошёл у них опять спор. Чуть до драки не доходило. Покуда они спорили и вздорили, паук плёл да плёл свою паутину. А как согласились, кому за кем лететь, все в ней и засели.
Беседа по сказке Лесные хоромы
-Объясните, почему вы так думайте.
-Назовите героев сказки «Лесные хоромы».
-Какими вам показались жильцы кузовка? Как вы это поняли?
-Как вы думайте, почему с ними случилась беда?
-Вспомните, как каждый хвалился собой? Какую русскую народную сказку напоминает вам эта сказка? Чем они похожи?
-Вспомните, какие прозвища давались зверям в сказке «Теремок»?
-Вспомните, как звались герои сказки «Лесные хоромы». Подумайте, почему у каждого было именно такое прозвище?
-Чем отличаются две сказки?
Загадки про героев сказки Лесные хоромы
В сем она надоедает
И по комнатам летает,
Пристаёт и вновь резвится,
Ей спокойно не сидится.
Всё летает и жужжит,
На стекле окна сидит,
Муха
Летит, пищит,
Ножки длинные тащит,
Случай не упустит:
Сядет и укусит.
Комар
М одница крылатая,
Платье полосатое.
Ростом хоть и кроха,
Укусит — будет плохо.
К ак тигр: усата, полосата,
А жало поострей кинжала.
Жужжит, взлетела в небеса
Любитель сладкого-…
Д олгорукий старичок
В уголке сплёл гамачок,
Приглашает: «Мошки!
Отдохните, крошки!»
Паук
Раскраска по сказке Лесные хоромы
Нажмите, чтобы увеличить
Аудиокнига по сказке Лесные хоромы
СКАЗКА С ПРИЩЕПКАМИ Прищепки будут отличным материалом для сказки. Выберите любой сюжет и обыграйте его. Вот вариант развивающей сказки: • Однажды летом Тима вышел на улицу. Было так хорошо, красиво, тепло. Что же он увидел…
Жили себе дед да баба. Дед говорит бабе: — Ты, баба, пеки пироги, а я запрягу сани, да поеду за рыбой. Наловил рыбы и везет домой целый воз. Вот едет он и видит: лисичка свернулась…
М. Л. Михайлов. Лесные хоромы
Шёл лесом прохожий да обронил кузовок. Обронил и не хватился, и остался кузовок у дороги.
Летела муха, увидала, думает: «Дай загляну, нет ли чего съестного». А в крышке как раз такая дырка, что большой мухе пролезть.
Влезла она, съестного не нашла: кузовок пустой, только на дне хлебных крошек немножко осталось. «Зато хоромы хороши! – подумала муха. – Стану в них жить. Здесь меня ни птица не склюёт, ни дождик не замочит».
И стала тут муха жить. Живёт день, живёт другой. И вылетать не надо: крошек ещё всех не переела.
Прилетает комар, сел у дырки, спрашивает:
– Кто в хоромах? Кто в высоких?
– Я, муха-громотуха, а ты кто?
– А я комар-пискун. Пусти в гости!
– Что в гости! Пожалуй, хоть живи тут.
Не успел комар пробраться в кузов, а уж у дверей оса сидит:
– Двое нас: муха-громотуха да комар-пискун, а ты кто?
– А я оса-пеструха. Будет мне место?
– Место-то будет, да как в дверь пройдёшь?
– Мне только крылышки сложить: а я не толста, везде пройду.
– Ну, добро пожаловать!
Она – в кузов, а у двери уж опять спрашивают:
– Кто в хоромах? Кто в высоких?
– Муха-громотуха, да комар-пискун, да оса-пеструха, а ты кто?
– Милости просим! Да пролезешь ли?
– Как не пролезть! Только немножко бока подтяну.
Пролез и слепень в кузовок.
Пошли у них разговоры.
– Я муха не простая, а большая. Порода наша важная, ведёт род исстари. Везде нам вход открытый. В любой дворец прилетай – обед готов. Чего только я не ела! Где только я не была! Не знаю, есть ли кто знатнее меня!
– Кажется, и мы не из простых! – говорит оса. – Уж не передо мною бы хвастаться! Я всем взяла: и красотой, и голосом, и нарядиться, и спеть мастерица. Все цветы меня в гости зовут, поят-кормят. Не знаю, есть ли кто на свете наряднее да голосистее! Посмотрела бы я!
– А меня не пережужжишь, – сказал слепень.
– Да у тебя приятности в голосе нет. У меня голос тонкий, – говорит оса.
– А у меня и тоньше, и звонче! – пискнул комар.
И пошли они перекоряться.
Только слышат, опять кто-то у дверки возится.
– Кто там? – спрашивают.
Никто не отзывается.
– Кто у терема? Кто у высокого?
– Кто нас тут беспокоит? Мы здесь не сброд какой-нибудь, а муха-громотуха, да комар-пискун, да оса-пеструха, да слепень-жигун.
Сверху не отвечают.
– Надо бы взлететь да посмотреть! – крикнули все в один голос.
– Я первая не полечу, я всех знатнее, – говорит муха.
– Я первый не полечу, я всех голосистее, – говорит комар.
– Я первая не полечу, я всех наряднее, – говорит оса.
– Я первый не полечу, я всех сильнее, – говорит слепень.
И пошёл у них спор: никто лететь смотреть не хочет.
Вдруг в хоромах стало будто темнее.
– Что это за невежа нам свет заслоняет? – крикнули все.
– Да ведь это, никак, паук свою сеть заплёл, – сказал комар.
– Ах, и в самом деле! – загудели все. – Как нам быть? Что делать? Надо поскорее выбираться! Покамест ещё сеть не крепка, прорвёмся.
– Мне первой, – кричит муха, – я всех знатнее!
– Мне первой, – жужжит оса, – я всех наряднее!
– Мне первому, – пищит комар, – я всех голосистее!
– Мне первому, – гудит слепень, – я всех сильнее!
И пошёл у них опять спор. Чуть до драки не дошло.
Покуда они спорили и вздорили, паук плёл да плёл свою паутину. А как согласились, кому за кем лететь, все в ней и засели.
• 1. «Обронил и не хватился». Что это значит? Скажи иначе.
«Хоромы». Ты знаешь, что это такое? Назови слова, близкие по значению слову «хоромы».
• 2. Кто персонажи этой сказки? Каким одним словом можно назвать их всех вместе? Объясни их вторые имена.
• 3. Почему паук успел сделать такую крепкую сеть, что все в ней засели? Как бы ты назвал жителей хоро?м? Какие они? Трусливые, наглые, хвастливые, смелые, дерзкие, отважные, глупые, неразумные, беспечные. Выбери нужное.
4. Эта сказка – литературная. А на какую народную сказку она похожа? Сравни персонажей, события. При сравнении обрати внимание не только на сходства, но и на различия.
• 5. Какова главная мысль этой сказки?
6. Чем похожа эта сказка на сказку-несказку В. В. Бианки «Теремок»? Можно ли сказку «Лесные хоромы» назвать сказкой-несказкой?