О чем шемякин суд главная мысль
Сказочная повесть «Шемякин суд» для читательского дневника
Произведение «Шемякин суд» было написано в XVII веке. Точный год создания неизвестен. Жанр — сказочная повесть. Оно относится к русскому народному творчеству, где раскрывается тема коррупции, актуальная до сих пор. Это сатирическое и поучительное повествование о продажности суда и власти. Краткое содержание «Шемякин суд» для читательского дневника позволит ознакомиться с сюжетом без изменения сути и потери смысла.
Анализ произведения
Действие сюжета происходит в России. В произведении поднята важная социальная проблема — подкупность власти, за счет чего виновные люди могут уйти от ответственности.
Краткое содержание
Жили два брата. Они были оба крестьянами, только один богатый, а другой бедный. Тот, что побогаче, долгие годы давал взаймы своему брату, а бедный не мог вылезти из долгов. Как-то бедняк собрался в лес за дровами, только лошади у него не было. Тогда он решил прийти к брату и одолжить у него коня. Богач сначала неохотно согласился, а когда бедняк попросил еще и хомут, рассердился и отказал.
Бедный крестьянин ушел в лес, ему пришлось привязать дровни к конскому хвосту. Он привез дрова, но позабыл выставить подворотню, отчего у лошади оторвался хвост. Ничего нельзя было поделать, бедняку пришлось отвезти животное в таком виде.
Брат осерчал от такого безобразия, пошел к судье Шемяке, чтобы тот разобрался с этим. Бедняк последовал следом. Они дошли до ближайшего села, где заночевали: богач у своего знакомого, с кем отужинал, а бедняк сидел голодный на полати. Он засмотрелся на брата с попом, за их ужином, да и свалился на колыбель, где спал ребенок. Он раздавил малыша. Теперь и поп отправился в суд.
Все пришли в суд. Первая жалоба была о коне без хвоста. Бедняка вызвали на допрос, он покланялся судье и показал ему сверток. Шемяка подумал, что это взятка, а именно золото, поэтому повел дело так, как посчитал нужным. Он сказал бедняку придержать у себя лошадь, пока у нее не вырастет хвост. На самом деле бедный крестьянин хотел проломить лоб Шемяке за неверный приговор.
После суда судья отправил помощника за наградой, но узнал правду. В итоге всем пришлось доплатить бедному крестьянину, чтобы тот отказался выполнять решения суда, и вернул всем то, что им причитается, а именно коня и попадью. Третий истец соответственно не собирался прыгать с моста, поэтому выплатил бедняку отступные.
Действующие лица и основная мысль
В сказке описываются основные и второстепенные действующие лица. Среди них выделяют следующих главных героев:
На примере главных героев видно, что все виновные люди должны нести справедливое наказание. Судья позарился на мнимую взятку, которую принял за золото, поэтому оправдал подсудимого. Конечно, Шемяка остался ни с чем, но был этому рад, так как бедняк собирался проломить ему голову тем самым камнем. Несправедливость суда и властей — главная проблема общества.
Таким образом, произведение высмеивает судейские порядки, прогнившую систему власти, ханжество, лицемерие.
Отзывы о книге
Я читал краткое содержание «Шемякин суд» в 8 классе. Недавно вспомнил про это произведение и решил прочитать полностью. Так часто бывает: прочитаешь книгу, не понравится, а потом перечитаешь, и открывается много нового. В книге поднимаются важные темы:
В общем, советую почитать. Книга актуальна и в наши дни.
Шемякинский суд — рассказ про несправедливый приговор, вынесенный человеку за множество проступков. Главная идея произведения — люди у власти могут распоряжаться правдой как им удобно. Они не хотят добиться правды, а желают лишь получить выгоду, поэтому действуют в своих интересах. Возможно, именно написание таких рассказов поможет людям понять, что если изменится один человек, это приведет к переменам во всем обществе. Рекомендую прочитать хотя бы в кратком пересказе. «Шемякин суд», он поможет многим открыть глаза на то, что происходит в нашем суде.
Совсем недавно в школе мы делали анализ повести о Шемякином суде. Краткое содержание помогло мне в этом. Чтение вкратце помогло без потери смысла написать сочинение-рассуждение на тему современных проблем в обществе. Автор затронул очень злободневный вопрос, актуальный даже сейчас. Взяточничество процветает, бороться с ним тяжело. Характеристика персонажей отражает проблемы, которые царили в то время. Я считаю, что высмеивание помогает осознать всю глубину вопроса, а также его последствия. Рекомендую прочитать книгу или хотя бы ознакомиться с ней.
Для тех, кто любит читать! Русская литература: от истоков до наших дней. Часть 5.
«Шемякин суд» является произведением демократической литературы. В 17 веке такой жанр получил всеобщее распространение и признание, так как именно в нем отражались идеалы и мнения народа насчет происходящих событий тех времен. В таких произведениях главными героями выступают простые люди без наград и призваний, со своим горем и проблемами. «Повесть о Шемякином суде» считается лучшим произведением данного жанра.
Главная проблема в повести – нечестный, несправедливый и подкупной суд. «Повесть…» осуждает лицемерие, ханжество, прогнившую систему суда и продажных судей, выносящих лживые приговоры.
Сюжет завязывается на истории бедняка-крестьянина и нелепых (однако, также, печальных) происшествиях, случившихся с ним. Убогий приходит просить у своего богатого брата лошадь с хомутом. Богатый, возмущаясь, даёт ему лошадь, но, услышав про хомут, начинает поносить бедняка за убожество. Крестьянин же, из-за несчастного случая, вскоре приводит лошадь без хвоста. Разъяренный богатый брат идет в город бить челом на убогого Шемяке-судье. Виновник плетется за ним.
Братья останавливаются в селе у попа. Богатый пирует вместе с попом, а убогого не зовут. Тот смотрит с полатей на набитый едой стол и, заглядевшись, нечаянно зашибает младенца, сына попа. В итоге и поп, и богатый брат едут бить челом к судье на бедняка.
Главный герой понимает, что проиграет суд, и решает покончить с жизнью. Он бросается с моста и падает на старика, убив его. Сын погибшего старика присоединяется к попу и богатому брату и идет судиться с бедняком.
Обвиняемый, не зная, что делать, заворачивает в платок камень. Во время судебных процессов он достает его из шляпы, кланяясь, показывает судье. Шемяка-судья, подумав, что это взятка, оправдывает все три дела в пользу крестьянина. Шемяка предлагает богатому брату, попу и сыну невыгодные решения и потерпевшие, поняв это, решают откупиться от бедняка деньгами.
После завершения судебных процессов судья посылает к убогому своего человека забрать, как ему кажется, «взятку», но убогий показывает камень. Главный герой объясняет, что если бы Шемяка не оправдал его, то он забил бы судью этим камнем.
Шемяка, узнав об этом, счастливо говорит, что правильно посудил.
Радостный бедняк с деньгами возвращается домой…
«Повесть о Шемякином суде» показывает комичные ситуации, но оставляет после прочтения грустную горечь. Бедный крестьянин, если подумать, ни в чем не виноват, но от этого виноватым не становится и богатый брат, чье негодование оправдано из-за покалеченной лошади; и поп, который лишился сына из-за несчастного случая; и городской житель, страдающий по своему погибшему отцу из-за бедняка. Они все не являются виновными, а приговоры, вынесенные судьей, не несут справедливости по отношению к ним. Прогнившая система суда не осуществляет правосудие, не радеет за истинную правду. Она давно уже разложилась, постановления и вердикты обросли коростой и их выносят за проплаченный посул.
«Шемякин суд» остается по-прежнему актуальным произведением. Размышления в повести о судьбах людей, законности и справедливости, лжи и истине, социальных статусов пользовались огромной популярностью в 17 веке и, как видно, в наши дни тоже. Ведь и в современном мире встречаются прототипы Шемяки, нечестные приговоры, подкупы и взятки для изменений решений должностных лиц и чиновников, законы, непрописанные четко, которые можно трактовать двояко, так, как выгодно кому-то, а не простым людям.
Выражение «Шемякин суд» до сих пор используется в нашей речи, когда мы говорим о несправедливости и коррумпированности в нашей жизни.
Главные герои
Бедный брат – мужчина, уставший от нищеты, отчаявшийся, потерявший всякую надежду на лучшую жизнь.
Богатый брат – жадный, скупой, расчетливый мужчина, зажиточный крестьянин.
Поп – знакомый богача, заносчивый и высокомерный.
Мужчина (третий истец) – случайный человек, чей отец погиб под тяжестью бедняка.
Обратите внимание, ещё у нас есть:
Очень краткий пересказ повести «Шемякин суд»
Жили два брата – богач и бедняк. Как-то бедняку понадобилась лошадь, и он обратился за помощью к брату. Богатый, нехотя одолжил лошадь, но хомут давать не стал. Бедному брату пришлось привязать тяжелые поленья к хвосту животного, и тогда тот, не выдержав, оторвался. Богач возмутился и повел брата в суд.
Утомившись в дороге, братья заночевали у попа. Когда пришло время ужина, поп пригласил за стол только богатого гостя. Бедный же, остался лежать на печи и с жадностью наблюдать за трапезой. Засмотревшись, бедняк свалился прямо на колыбельку и задавил ребенка. Поп, в ужасе, решил тоже засудить беднягу, и дальше троица направилась вместе.
Перед началом заседания бедняк поднял с земли камень и завернул его в тряпицу. После каждого обвинения он поднимал руку, в которой был зажат сверток, и судья Шемяка, приняв его за взятку, признал обвиняемого полностью невиновным.
Ошарашенным обвинителям ничего не осталось делать, как откупиться от смекалистого бедняка.
После окончания судебного процесса Шемяка поинтересовался, что же за свертки ему показывали. Тогда бедняк ответил, что в тряпице лежал булыжник, который он бросил бы судью за неудобное для него решение.
Сюжет
Жили два брата-крестьянина: богатый и бедный. Богатый крестьянин много лет давал в долг бедному брату, но тот никак не мог одолеть нужду. Однажды пришел бедняк к брату с просьбой дать ему лошадь, чтобы привезти из лесу дрова. Богач нехотя согласился, но когда брат попросил у него и хомут, рассердился и отказал в просьбе.
Бедняк горько вздохнул, и привязал дровни к лошадиному хвосту. Когда же он отвез дрова домой, то забыл выставить подворотню, и у лошади оторвался хвост. Делать нечего, и бедняк привел брату лошадь без хвоста. Увидев такое безобразие, богач разгневался и отправился в город, жаловаться на брата судье Шемяке. Бедняк поплелся вслед за ним, прекрасно зная, что ему все равно придется идти в суд.
На суде бедняк показал судье камень, завернутый в платок. Тот решил, что это солидная взятка, и повел дело, как посчитал нужным. Он велел бедняку держать у себя лошадь брата до тех пор, пока у нее не отрастет хвост.
Услышав жалобу попа, Шемяка, польстившись на солидную «взятку» бедняка, порешил отдать бедному крестьянину попадью до тех пор, пока у нее не родится ребенок.
Когда же стал жаловаться сын погибшего старика, судья решил так – пусть истец убьет бедняка таким же способом, то есть бросится на него с моста.
Так богачу и попу пришлось доплачивать бедняку, чтобы он отказался выполнять судейские решения, и вернул каждому, что причитается: лошадь – брату, а попадью – законному супругу. Третий истец также не хотел прыгать с моста, и заплатил бедняку отступные.
Тем временем Шемяка направил своего человека к бедняку, чтобы тот отдал ему обещанную взятку. В ответ бедняк показал камень, завернутый в платок, и объяснил, что если бы судья принял решения не в его пользу он бы ушиб его этим камнем.
Узнав об этом, Шемяка очень обрадовался, что так ловко выкрутился из непростой ситуации, а довольный бедняк пошел домой.
Отзывы о книге
Я читал краткое содержание «Шемякин суд» в 8 классе. Недавно вспомнил про это произведение и решил прочитать полностью. Так часто бывает: прочитаешь книгу, не понравится, а потом перечитаешь, и открывается много нового. В книге поднимаются важные темы:
В общем, советую почитать. Книга актуальна и в наши дни.
Шемякинский суд — рассказ про несправедливый приговор, вынесенный человеку за множество проступков. Главная идея произведения — люди у власти могут распоряжаться правдой как им удобно. Они не хотят добиться правды, а желают лишь получить выгоду, поэтому действуют в своих интересах. Возможно, именно написание таких рассказов поможет людям понять, что если изменится один человек, это приведет к переменам во всем обществе. Рекомендую прочитать хотя бы в кратком пересказе. «Шемякин суд», он поможет многим открыть глаза на то, что происходит в нашем суде.
Совсем недавно в школе мы делали анализ повести о Шемякином суде. Краткое содержание помогло мне в этом. Чтение вкратце помогло без потери смысла написать сочинение-рассуждение на тему современных проблем в обществе. Автор затронул очень злободневный вопрос, актуальный даже сейчас. Взяточничество процветает, бороться с ним тяжело. Характеристика персонажей отражает проблемы, которые царили в то время. Я считаю, что высмеивание помогает осознать всю глубину вопроса, а также его последствия. Рекомендую прочитать книгу или хотя бы ознакомиться с ней.
Арина
Толкование непонятных слов
Хомут – надеваемая на шею лошади основная часть упряжи.
Дровни – крестьянские. сани без кузова.
Подворотня – пространство, щель между воротами и землей.
Челобитная – в России вплоть до третьей четверти XVIII века индивидуальное или коллективное письменное прошение, при котором «челом били».
Полати – лежанка, устроенная между стеной избы и русской печью.
Мзда – плата, вознаграждение, взятка.
Главные герои повести
Главными героями повести выступают два брата. Один из них зажиточный, не бедствующий человек. Несмотря на полный достаток, он отличается вздорностью и склочностью характера. Жизнь его отравляет зависть. Он мелочен, ищет во всем выгоду.
Второй брат находится на грани нищеты. Однако это обстоятельство не лишает его жизнерадостности. Автор показывает его как неунывающего, предприимчивого и смекалистого человека.
Читатель также познакомится с еще тремя героями, без участия которых действие бы не состоялось.
Это поп, купец и судья. Охарактеризуем их:
Таким образом, уже судя по характеристикам действующих героев можно с уверенностью сказать, что положительный образ в повести только один – бедный брат. Остальные лица выступают как отрицательные персонажи.
Школьный ассистент — готовые сочинения по русскому языку и литературе
Ярким выражением критицизма общественного сознания эпохи является возникновение разнообразной, по преимуществу демократической, сатирической литературы. Она бичует типичные для того времени пороки феодального общества: засилье богатых, неправый суд, недостойное поведение духовенства. При этом нередко используются авторами привычные формы деловой письменности, например, челобитные, лечебники, послания и даже тексты церковных песнопений. Некоторые из повестей сближаются с фольклором.
О бедности, о неправом суде и хитроумии маленького человека рассказывает повесть «Шемякин суд», которая датируется второй половиной XVII в. Она близка к народной сатирической сказке о неправом суде. Повесть начинается с того, что богатый брат дал бедняку лошадь привезти дрова, но пожалел дать хомута. Бедняк привязал дровни к хвосту лошади, она зацепила за подворотню и хвост оторвался. Богач не пожелал принять бесхвостой лошади, и возникла тяжба. По дороге в суд братья заночевали у попа, бедняк нечаянна задавил поповского ребенка, и поп также пошел в суд. Боясь наказания, бедняк решил покончить с собой, но, падая с моста, нечаянно задавил старика, которого под мостом везли в баню. Казалось, выхода нет, но на помощь бедняку, как и во всякой народной сказке, пришла смекалка. Он поднял с дороги камень, завернул его в платок и на суде трижды показал судье. Корыстный судья Шемяка подумал, что у бедняка богатый посул, и решил дело в его пользу. Когда же судья потребовал плату, бедняк прибегнул к хитрости. Он сказал судье, что если бы тот судил иначе, то бедняк «убил бы его тем камнем». И Шемяка был счастлив, что решил дело в пользу бедного.
Повесть прежде всего обличает неправый продажный суд. В XVII в. судебные тяжбы были столь великим народным бедствием, что суеверные люди носили даже на шее ладанки с заклинанием от судей-лихоимцев. В повести присутствуют детали, которые вводят нас в типичную обстановку того времени: бедный брат не имеет не только лошади, но даже хомута и сам добровольно идет? в суд за богатым, чтобы не платить налог за вызов; у попа бедняка не зовут ужинать и он лежит на полатях голодный; идя в суд с попом и братом, бедняк понимает, что его засудят, и хочет покончить с собой.
Судья Шемяка дан в повести как ловкий делец, готовый за мзду вынести любое решение. В данном случае он придумал хитроумный приговор: отдать лошадь бедняку до тех пор, пока не вырастет новый хвост; попадью отдать бедняку, пока не будет ребенка, а человек, у которого задавили отца, сам должен броситься с моста на бедняка.
Следует отметить и новые представления автора о человеческой судьбе. До XVII в. власть теологии была еще очень сильна, и в литературе подчеркивалась зависимость человека от провидения. Под влиянием социально-исторических условий эти взгляды изменились. Авторы XVII в. выдвигают теперь на первый план не судьбу, а личный успех, удачу, счастливый случай. Как и в эпоху Возрождения, в русской литературе появляется образ находчивого человека. Его веселые и ловкие проделки не только не вызывают осуждения, но даже изображаются сочувственно. Новый герой силен своим умом, хитростью, жизнелюбием. Эти качества противопоставляются средневековому отстранению от жизни, уходу в монастырь, и в этом проявляется также тенденция обмирщения литературы XVII в.
Таков и герой повести «Шемякин суд». Какова его жизнь? Это — цепь случайностей, приведшая его даже к мысли о самоубийстве. Но нет, герой не погибает. На помощь ему приходит смекалка. Недаром повесть была так близка к народной сказке. Рожденная, по всей вероятности, в крестьянской среде, она перешла в лубок и стала излюбленным чтением разнообразных слоев населения.
О близости к сказке свидетельствуют: комическая завязка, расстановка действующих лиц — бедный и богатый, счастливая развязка в пользу бедняка, троекратные повторы (судья выносит три приговора, бедняк трижды показывает судье камень, истцы трижды платят бедняку). Сказочный характер имеет по своей неожиданности и развязка — угроза судье.
Повесть отличается вполне светским характером, религиозный оттенок имеет только концовка: и судья Шемяка, и бедняк воздают хвалу богу. Судья за то, что судил в пользу бедного и спас себе жизнь, а бедняк за то, что вышел удачно из беды. Но после всех мошеннических проделок эта концовка звучит иронически.
Язык повести в целом прост, близок к разговорному, хотя иногда встречаются архаические формы прошедшего времени глаголов: живяше, поиде, хотяше и др. Сатирическое звучание повести достигается использованием комических неправдоподобных ситуаций, в особенности решений судьи. Таким образом «Повесть о Шемякиной суде» — оригинальная сатира, изображающая реальную вековую тяжбу бедных и богатых, неправый феодальный суд, горькую долю бедняка, который пытался в сложных условиях жизни противостоять судьбе и, волей автора, преуспел в этом с помощью находчивости.
В «Азбуке о голом и небогатом человеке» последовательно, в алфавитном порядке, раскрывается история полного обнищания бедняка. По своему характеру бедняк близок герою повести «Шемякин суд». Это обобщенный образ, пока еще лишенный индивидуальности, герой без имени — «голый, небогатый человек», судьба которого поистине трагична. «Азбука» — взволнованный монолог, исповедь человека, доведенного до отчаяния нищетой, засильем богатых лихих людей.
Идейное содержание «Азбуки» роднит ее с двумя предыдущими повестями: «Шемякин суд» и «Ерш Ершович». Здесь, в сущности, одна и та же тема, тема бедного человека, замученного лихими, богатыми людьми. Так же как Лещ жалуется суду на то, что его имущество разграблено Ершом, так и бедняк из «Азбуки» видит в богатых виновников своего разорения. «Богатые зглотали, а родственники розграбили» звучит как лейтмотив произведения.
К числу обличительных произведений, использующих форму деловых писем и раскрывающих засилье богатых, относится и «Послание дворительное недругу», дошедшее в единственном списке начала XVII в. 2. Послание написано неизвестным автором от имени человека, который, видимо, одолжил какому-то господину рожь и не знает, как получить ее обратно. Используя прием иронии, автор письма раскрывает свое отношение к господину и его поступкам. Оказывается, что господин «опалчив вкруте», но автор его не боится, понимая, что он и впредь может пригодиться ему как заимодавец. Вместе с тем автор просит господина вернуть долг, так как он «проел останошною свою клячю» и может умереть с голоду. Если господин заплатит долг, он спасет автора, укажет «конец бедности» его. Это небольшое по объему «Послание» примыкает по своему содержанию к таким произведениям, как «Азбука о голом и небогатом человеке». Так же как и в «Азбуке» герой страдает от «насильства богатых», терпит несчастье от господина и автор «Послания недругу». Напрасно автор «Послания» просит господина показать «милость», напрасно плачется богу, господин не внемлет. И автору ничего не остается, как высмеять своего ненавистного противника. Сопоставляя это произведение с «Посланием дворянина к дворянину», В. П. Адрианова-Перетц справедливо подчеркивает антифеодальный его характер.
Если данное школьное сочинение на тему: Сатирические произведения в древнерусской литературе – «Шемякин суд», вам пригодилось, то я буду премного благодарна если вы разместите ссылку в блоге или социальной сети.
«Шемякин суд» читательский дневник
«Шемякин суд» — древнерусская сказочная повесть, в которой в сатирическом ключе показана продажность суда и всех тех, кто наделён властью.
Краткое содержание «Шемякин суд» для читательского дневника
ФИО автора: Русское народное творчество
Название: Шемякин суд
Число страниц: 6. «Русская демократическая сатира XVII века». Издательство «АН СССР». 1954 год
Жанр: Сказочная сатирическая повесть
Год написания: XVII век
Время и место сюжета
Действие сатирической сказочной повести происходит в России, ориентировочно в XVII веке.
Главные герои
Бедный брат – человек, уставший от нищеты, отчаявшийся, потерявший всякую надежду на лучшую жизнь.
Богатый брат – жадный, скупой, расчётливый, зажиточный крестьянин.
Поп – знакомый богача, заносчивый и высокомерный.
Мужчина (третий истец) – случайный человек, чей отец погиб под тяжестью бедняка.
Сюжет
Жили два брата-крестьянина: богатый и бедный. Богатый крестьянин много лет давал в долг бедному брату, но тот никак не мог одолеть нужду. Однажды пришёл бедняк к брату с просьбой дать ему лошадь, чтобы привезти из лесу дрова. Богач нехотя согласился, но когда брат попросил у него и хомут, рассердился и отказал в просьбе.
Бедняк горько вздохнул и привязал дровни к лошадиному хвосту. Когда же он отвёз дрова домой, то забыл выставить подворотню, и у лошади оторвался хвост. Делать нечего, и бедняк привел брату лошадь без хвоста. Увидев такое безобразие, богач разгневался и отправился в город жаловаться на брата судье Шемяке. Бедняк поплёлся вслед за ним, зная, что ему всё равно придётся идти в суд.
На суде бедняк показал судье камень, завёрнутый в платок. Тот решил, что это солидная взятка, и повел дело, как посчитал нужным. Он велел бедняку держать у себя лошадь брата до тех пор, пока у неё не отрастёт хвост.
Услышав жалобу попа, Шемяка, польстившись на солидную «взятку» бедняка, порешил отдать бедному крестьянину попадью, чтобы она жила у бедняка до тех пор, пока у неё не родится ребёнок.
Когда же стал жаловаться сын погибшего старика, судья решил так – пусть истец убьёт бедняка таким же способом, то есть бросится на него с моста.
Так богачу и попу пришлось доплачивать бедняку, чтобы он отказался выполнять судейские решения, и вернул каждому, что причитается: лошадь – брату, а попадью – законному супругу. Третий истец также не хотел прыгать с моста и заплатил бедняку отступные.
Тем временем Шемяка направил своего человека к бедняку, чтобы тот отдал ему обещанную взятку. В ответ бедняк показал камень, завёрнутый в платок, и объяснил, что, если бы судья принял решения не в его пользу, он бы ушиб его этим камнем.
Узнав об этом, Шемяка очень обрадовался, что так ловко выкрутился из непростой ситуации, а довольный бедняк пошёл домой.
Вывод и своё мнение
Произведение уникально прежде всего тем, что в нём нет исключительно положительных или отрицательных героев. Каждый из них имеет свою правду, и этим ловко воспользовался судья Шемяка. Он перекрутил историю в своих корыстных целях, и лишь по удачному стечению обстоятельств его решения оказались приемлемыми для всех героев.
Главная мысль
Люди, наделённые властью, могут трактовать истину так, как им удобно.
Авторские афоризмы
«…Много тебя я ссужал, а поправить не мог…»
«…И того-то, и хомута у тебя нет своего…»
«…Шемяка же, выслушав челобитную, говорит бедному: «Ответствуй!»…»
«…По судейскому указу, как-де, говорит, у ней хвост вырастет, в ту пору и отдам твою лошадь..»
«…Благодарю и хвалю бога, что по нему судил. Когда б не по нем я судил, то он бы меня зашиб…»
Толкование непонятных слов
Хомут — надеваемая на шею лошади основная часть упряжи.
Дровни — крестьянские сани без кузова.
Подворотня — пространство, щель между воротами и землей.
Челобитная — в России вплоть до третьей четверти XVIII века индивидуальное или коллективное письменное прошение, при котором «челом били».
Полати — лежанка, устроенная между стеной избы и русской печью.
Мзда — плата, вознаграждение, взятка.
Новые слова
Кнут — тип ударного орудия, главным элементом которого является длинный плетёный ремень из сыромятной кожи, изначально с узлом на конце.
Поп — православный священник.
Попадья — супруга попа.
Истец — лицо, в защиту прав которого возбуждено судебное дело.
Ответчик — лицо, привлекаемое судом к ответу по заявленному истцом требованию.