О чем сборник радуница

Темы, образы и мотивы раннего (сборник «Радуница») С.Е. Есенина

«Радуница» — первый сборник стихотворений Сергея Есенина, который был выпущен в 1916 году. В основе названия заложен православный праздник. Однако праздник не отличается счастьем, ведь он представляет собой день поминовения усопших. Центральной темой раннего поэта становится любовь к Родине и рассуждение на тему взаимодействия крестьян. Автор неоднократно подчёркивает и то, что православие никогда не будет существовать в чистом виде в России, ведь крестьянам присуще соблюдать языческие обряды, верить в приметы, вроде проводов зимы и сожжения чучела. Здесь Есенин подчёркивает и противоречия, которые нередки в российском обществе.

Характерной чертой данного сочинения становится и акцент на красоте русской природы, великолепии и разношёрстности народа, который одновременно объединён общим делом, но в то же время представляет собой неповторимую личность, хотя и простую с точки зрения «власти».

Учитель проверяет на плагиат?
Закажи уникальную работу у наших авторов. Напишем в течение дня!

Связаться с нами:

Есенин был безгранично влюблён в Константиново, находившееся в Рязанской области. Поэт провёл там детские годы в окружении ближайших родственников. Первый сборник именно поэтому описывает красоты этого места. Немногие знают, но в юности Сергей Есенин покинул родные полюбившиеся края ради славы. Однако он ни на секунду не забывал родные просторы.

«Радужница» — воплощение не просто «раннего» Есенина. Это оплот и фундамент становления его как личности. Это сборник, который представляет собой некую дань памяти уважения к людям, населявшим малую Родину поэта. Справедливости ради, Есенин, как и ряд других авторов, начал свой литературный путь с описания событий детства. Только после длительного проживания в исторической и современной столицах России его стихотворения окрасятся красками любви, переживаний и боли. Тонкая душевная натура стремилась выразить в перехворать сборнике восторг, счастье. Так, примечательно стихотворение «С добрым утром», где поэт акцентирует внимание на красоте неприметного с первого взгляда куста крапивы.

Встречаются в стихотворениях и религиозные ноты. Крестьяне жили по православному календарю, который в сознании людей был неразрывно связан с законами природы. Лес становится у Есенина храмом, деревья облачаются в монашескую ризу, синева укрывает Россию, словно Богородица своим амофором. Иными словами, маленькая и ветхая деревенька, где господствует, фактически, примитивная форма жизни, становится раем, воплощает в себе все самое прекрасное, что только способен увидеть и воспринять человек.

Таким образом, Родина для раннего Есенина — Константиново, которое отражает быт крестьян, их взаимодействие с религией и природой. Для поэта это был ранний этап творчества, отличающийся душевной чистотой и спокойствием. Последние «характеристики» будут существенно искажены, когда поэт Сергей Есенин начнёт проживать в Москве и Петербурге.

Источник

Первая книга стихотворений Сергея Есенина «Радуница». Лирическая сюита «Русь»

Россия в книге Есенина «Радуница». Образы, картины, идеи. Самобытность таланта поэта, не однородность и противоречивость его лирического творчества. Фольклорные источники поэтики Есенина. Русская природа и быт деревни в стихотворениях «Радуницы». Особенности поэтического стиля. «Радуница» в современной ей поэзии.

Первая книга стихотворений Есенина «Радуница» вышла в свет в начале 1916 года. Она была издана в Петрограде М. В. Аверьяновым при близком участии Н. Клюева.

* ( Ввиду того, что «Радуница» стала библиографической редкостью, а в современных изданиях Есенина составлявшие ее стихотворения рассыпаны среди других, мы перечислим их в том порядке, какой избрал сам поэт при издании книги. Это необходимо для того, чтобы подчеркнуть целостность восприятия поэта, с которой он желал предстать перед читателями, издавая свою первую книгу. «Радуница». Пг, 1916, изд. М. В. Аверьянова.

«Микола», «Инок», «Калики», «Не с бурным ветром тучи тают», «Задымился вечер, дремлет кот на брусе. «, «Гой ты, Русь, моя родная. «, «Богомолки», «Поминки», «Шел господь пытать людей в любови. «, «Край родной! Поля как святцы. «, «Улогий», «В хате», «Выть», «Дед», «Топи да болота. «.

II. Маковые побаски

«Белая свитка и алый Кушак. «, «Матушка в купальницу по лесу ходила. «, «Кручина», «Троица», «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха. «, «Ты поила коня из горстей в поводу», «Выткался на озере алый свет зари. «, «Туча кружево в роще связала. «, «Дымом половодье», «Девичник», «Сыплет черемуха снегом. «, «Рекруты», «Край ты мой заброшенный. «, «Пастух», «Базар», «Сторона ль моя, сторонка», «Вечер», «Чую радуницу божью. «.)

Содержавшиеся в стихотворениях «Поэт», «У могилы», «Кузнец» социальные мотивы, хотя и не были ярко выражены и определенны, оказались несозвучными общему пафосу книги, ее тональности и поэтическому строю. Стихи же, посланные Грише Панфилову, были крайне слабы.

Что же касается сюиты «Русь», то в ее поэтическом стиле, образах, тональности много общего со стихотворениями, вошедшими в книгу.

Отметим также, что и «Марфу Посадницу» поэт не сдал в салонные журналы и не включил в «Радуницу», а предложил в горьковскую «Летопись». Запрещенная однажды поэма, если бы даже она вошла в книгу, не была бы принята кругами, в которых поэт хотел завоевать симпатии и страстно желаемую славу. Эту слабость, отмечаемую многими современниками * и самим поэтом, «лучше всех знавшим, что он талант», учитывали в салонах и всячески восхваляли именно ту его лирику, в которой отрыв от острых тем и идей современной поэту жизни был особенно заметным.

* ( См., например, работы И. Розанова.)

Прислушиваясь к подобным похвалам, Есенин не включил в «Радуницу» стихотворения, содержавшие военные и иные социальные мотивы, а те произведения, которые вошли в нее, вполне устраивали и содержателей салонов, и учредителей придворного «Общества возрождения художественной Руси». В книге Есенина они находили блестящую художественную реализацию собственных воззрений на роль искусства. Перед их воображением рисовались яркие, сочные и колоритные картины той самой Руси, которую они стремились возродить и увековечить. Природный талант поэта, его глубокий лиризм, искренность и обнаженность утверждаемых им чувств, броскость и меткость многих поэтических образов выгодно отличали его поэзию от худосочного сочинительства символистов, словесных уродств футуристов, а отсутствие в ней опасных социальных мотивов делало ее желанной в чуждом народу и революции лагере. В этом мы видим одну из важных причин столь бурного и шумного успеха Есенина в салонных кругах.

Сборник стихов «Радуница» не однороден. Среди стихотворений, в которых чувствуется влияние христианских идей, исповедь смиренного инока, есть стихи, раскрывающие удивительные богатства русской природы, конкретные и правдивые картины быта дореволюционной деревни.

Стихотворение «Микола» впитало в себя представления, возникшие на основе широко распространенного в рязанском крае культа Николая угодника, икона которого была перенесена в Зарайск из Корсуни в 1224 году. Но Есенин не ограничивается поэтизацией народных поверий, его «Микола» молится не только за «здравье православных», но и за победы.

* ( Рукописный отдел ИРЛИ АН СССР. Архив Ремизова А. М., ф. 256, оп. 1, ед. хр. 30, стр. 7.)

Отношение Есенина «к ратному делу» нашло благожелательное для столичных литературных кругов выражение и в стихотворении «Рекруты». Крестьянские парни, которым завтра предстоит вступить в бессмысленную бойню, кричат, «пяча грудь»: «До рекрутства горе маяли, а теперь пора гульнуть», они «в пляс пускались весело», а их веселье вызывает одобрительные улыбки у стариков, и этим праздничным настроением заражаются и «девчоночки лукавые», и окрестные рощи.

Не могли остаться незамеченными и такие строки:

* ( Стихотворение «Задымился вечер, дремлет кот на брусе. «.)

* ( См. стихотворения: «Калики», «Шел господь пытать людей в любови. «, «Гой ты, Русь, моя родная».)

Простой крестьянин в своем отношении к нищему-богу оказался выше, чем бог о нем думал. И хотя здесь нет явно выраженного богохульства и господь-бог не уверен в своем подозрении, он лишь сомневается в гуманности простого люда, ирония все же чувствуется. Но и образ милосердного старика был близок столичным литературным кругам, и это снимало остроту иронии. В другом стихотворении «Гой ты, Русь, моя родная. » поэт противопоставляет Родину раю:

Нет, это стихотворение не могло вызвать неприязни у цензоров, несмотря на отказ поэта от небесного рая. Поэт отвергал рай небесный во имя создаваемого в стихотворении земного рая.

В значительно большей степени, чем это было раньше, использует Есенин в эти годы религиозные слова и образы, уподобляя жизнь природы церковному богослужению. Часто в таких уподоблениях пропадает сочность картины и в ней на первый план выступает не красота и свежесть природы, а несвойственная ей религиозность:

* ( Позже поэт переработал эти строки, и они стали иными. В «Радунице» же 1916 г. они напечатаны в таком виде. «Радуница», 1916, изд. М. В. Аверьянова, стр. 24.)

. Придя из деревни в Петербург и принеся с собою свою деревенскую мистику, в литературном мире Есенин нашел полное подтверждение того, что он принес из деревни, и укрепился в этом.

* ( С. Городецкий. Памяти С. Есенина (речь на вечере памяти С. Есенина в ЦДР просвещения 21 февраля 1926 г.). В сб.: «Есенин», под ред. Е. Ф. Никитиной. М., 1926, стр. 43, 44.)

«Помощь», однако, оказана была, и она принесла поэзии Есенина немалый урон.

Эти внушения не пропали даром и укрепили в поэте свойственные ему с детства грустные и бунтарские настроения, которые проявились во всей полноте позже. В «Радунице» же, несмотря на чуждые влияния, отчетливо выраженные в ряде стихотворений, поэт не утратил связи с «бытовыми корнями русской песни» и близким русской классической поэзии пафосом земной жизни. Поэтому, обращая внимание на далекий прогрессивной национальной поэзии пафос религиозных и стилизаторских произведений Есенина, его творчество любого периода, в том числе и дореволюционного, нельзя отождествлять с модной в то время литературой упадка. В эти рамки поэзия Есенина не укладывается.

О чем сборник радуница. Смотреть фото О чем сборник радуница. Смотреть картинку О чем сборник радуница. Картинка про О чем сборник радуница. Фото О чем сборник радуница
Обложка первой книги стихотворений С. Есенина

* ( Имеются в виду стихотворения: «В хате», «Выть», «Дед», «Топи да болота. «, «Матушка в купальницу по лесу ходила. «, «Туча кружево в роще связала. «, «Выткался на озере алый свет зари. «, «Дымом половодье зализало ил. «, «Девичник», «Край ты мой заброшенный. «, «Пастух», «Базар», «Сторона ль моя, сторонка. «)

Положительной особенностью этих стихотворений является не только почти полное отсутствие в них религиозных образов, мотивов, слов и ориентация на русскую национальную поэтику, глубокими корнями связанную с народным творчеством, но и реалистическое изображение некоторых сторон быта дореволюционной деревни, земной красоты родной природы. В свободных от дурных влияний и вызванных жизненными наблюдениями стихотворениях Есенина особенно ярко раскрывается его поэтический дар, духовная близость с трудовым крестьянством.

Горестные раздумья поэта о печальной судьбе заброшенного и обездоленного, но горячо любимого им края нашли также выражение в стихотворениях «Край ты мой заброшенный. «, «Сторона ль моя, сторонка. «, в не вошедшем в «Радуницу» стихотворении «Заглушила засуха засевки» и некоторых других. Чувствуется боль за судьбу своего края, неудовлетворенность его неустроенностью, бедностью, заброшенностью.

Но грустные думы поэта не идут дальше, они обрываются, не переступая грань социального протеста, и он стремится заглушить их и с увлечением поэтизирует лучшие стороны деревенской жизни. Характерно стихотворение «Пастух». Нарисовав в нем прекрасную картину русской природы, где все радует: «межи зыбистых полей», «кружево облаков», «шепот сосняка в тихой дреме под навесом», «под росою тополя», «духовитые дубровы», приветливо зовущие ветками к реке, Есенин так заканчивает последнюю строфу:

* ( Стихотворения: «В хате», «Дед», «Девичник», «Базар», «Богомолки», «Поминки».)

Особенно спаяны строки стихотворения «В хате»:

Близкое знакомство с жизнью деревни, знание ее быта, в обстановке которого протекало детство поэта и который ему приходилось наблюдать и в зрелом возрасте, помогли создать уже ко времени выхода первой книги не только ряд стихотворений, противостоявших упадочнической литературе, но и громко заявить о своей способности к реалистическому творчеству в лирической сюите «Русь».

Тесно связанная с бытовой лирикой, лирическая сюита «Русь», как и «Радуница», подводит итог художественным исканиям раннего Есенина, впитывает и развивает наиболее сильные стороны его творчества и полнее, чем любое другое из его стихотворений этого периода, обнажает особенности его восприятия Родины. Написанная с большим чувством, «Русь» содержит в себе отчетливо очерченные эстетические и общественные позиции автора. Есенин долго работал над поэмой. Первые строки, вошедшие в нее, находим в стихотворении «Богатырский посвист» (1914).

И в стихотворении и в поэме эти строки образно выражали начало империалистической войны. Значение же образа в двух произведениях неодинаково. В стихотворении вслед за этими начальными строками шли:

В сюите же совсем другое. В ней этим видоизмененным строкам предшествуют картины мирной жизни деревни, в которую как гром среди ясного дня врывается война, и не слуги божий, а сотские оповещают о ней ополченцев, созывая их под царские знамена. И уже не увлекательной прогулкой деревенского витязя считает поэт войну, а величайшим горем народа, одно упоминание о котором вызывает слезы.

И в сюите «Русь» нет осуждения войны, но трактовка ее как несчастья и зла, хотя и неизбежного, свидетельствует о возмужании автора, отдаляет его от шовинистического лагеря литературы и сближает с лагерем демократическим.

* ( Литературные и научно-популярные приложения к журналу «Нива», 1915, т. 3, стр. 614.)

** ( «Сторона ль моя, сторонка. «, «Тебе одной плету венок», «Занеслися залетною пташкой».)

* ( Семен Фомин. Из воспоминаний. В сб.: «Памяти Есенина». М., 1926, стр. 130-131.)

* ( Эта дата стоит под сюитой и в изданиях сочинений Есенина 1926-1927 и 1961-1962 гг.)

Но и крестьянская Русь рисуется поэтом односторонне. В сюите он любит и изображает Россию «кроткую» («но люблю тебя, родина кроткая. «), смиренную, замкнутую в круг внутренних забот и интересов, в своей покорности способную преодолеть несчастье и стать «опорой в годину невзгод».

Война нарушает мирное течение сельской жизни, прерывает и без того короткие ее радости, громкие и задорные песни и пляски у костров на покосной стоянке, и вместо них слышится плач «слободских баб», но она не вызывает у «мирных пахарей» «ни печали, ни жалоб, ни слез», ни тем более протеста. Деловито и спокойно собираются они на войну и, восхищаясь их спокойствием, поэт называет их «добрыми молодцами».

И потом, когда проводившие их родные после долгих ожиданий писем не раз зададут себе тревожный вопрос: «Не погибли ли в жарком бою?», и им будут «чудиться запахи ладана» и «стуки костей», к ним из «далекой волости» придет груда добрых, радостных вестей, и их опасения и волнения окажутся напрасными. Со слезами на глазах будут они радоваться «успехам родных силачей». Поэт как бы гасит еле вспыхнувшую в сердцах родных тревогу.

И «Русь» не могла обострить отношений Есенина с теми великосветскими кругами, в которых он вращался в годы войны. Позже поэт читал «Русь» в присутствии царицы и царедворцев на концерте, программа которого составлялась при дворе самыми верными слугами царя, не нашедшими в сюите ничего запретного и предосудительного. Высокопоставленные круги как раз и привлекала идейная неопределенность и незрелость Есенина. Повторим здесь, что на этой почве и становилось возможным приобщение поэта к салонам. Противоречивость раннего Есенина и его большой талант стали причиной борьбы за него в противоположных лагерях литературы. В эту борьбу включились и явно реакционные силы, стремившиеся использовать талант поэта в интересах двора, последнего из Романовых.

В «Радунице» и в «Руси» отчетливее также выступили сильные стороны поэтического дара Есенина, заметнее стала его глубинная связь с традициями национального устного творчества.

Источник

Презентация по литературе к уроку «Радуница»- есенинская Россия. 11 класс

О чем сборник радуница. Смотреть фото О чем сборник радуница. Смотреть картинку О чем сборник радуница. Картинка про О чем сборник радуница. Фото О чем сборник радуница

Описание презентации по отдельным слайдам:

Сергей Есенин Никитина Светлана Александровна Учитель русского языка и литературы МБОУ «Петровская школа №1»

«Радуница» 1916г Сборник «Радуница» объединяет впечатления детских, отроческих и юношеских лет. Он вышел в Петербурге тиражом 930 экземпляров. Первый сборник стихов поэта сразу сделал его знаменитым.

«Радоница»(у Есенина – радуница) – день поминовение усопших, по большей части понедельник, а в некоторых местах вторник первой после пасхальной недели,т.н. Фоминой. Слово «радоница» значит блестящая, просветленная. Это наименование приличествует первым весенним дням. Православный богословский энциклопедический словарь»

Книга «Радуница» стала библиографической редкостью, а стихотворения, входившие в неё, рассыпаны по другим сборникам. В «Радунице» Есенин напечатал их в таком порядке: I. Русь «Микола», «Инок», «Калики», «Не с бурным ветром тучи тают», «Задымился вечер, дремлет кот на брусе. «, «Гой ты, Русь, моя родная. «, «Богомолки», «Поминки», «Шел господь пытать людей в любови. «, «Край родной! Поля как святцы. «, «Улогий», «В хате», «Выть», «Дед», «Топи да болота. «. II. Маковые побаски «Белая свитка и алый Кушак. «, «Матушка в купальницу по лесу ходила. «, «Кручина», «Троица», «Заиграй, сыграй, тальяночка, малиновы меха. «, «Ты поила коня из горстей в поводу», «Выткался на озере алый свет зари. «, «Туча кружево в роще связала. «, «Дымом половодье», «Девичник», «Сыплет черемуха снегом. «, «Рекруты», «Край ты мой заброшенный. «, «Пастух», «Базар», «Сторона ль моя, сторонка», «Вечер», «Чую радуницу божью. «.)

Сборник стихов «Радуница» не однороден. На первом плане в книге Русь богомольная, благостная, смиренная. Поэта привлекают темы и образы, связанные с религиозными верованиями и христианским бытом. В теплых и ласковых тонах рисует он своего «милостника Миколу» Говорит господь с престола, Приоткрыв окно за рай: «О мой верный раб, Микола, Обойди ты русский край. Защити там в черных бедах Скорбью вытерзанный люд. Помолись с ним о победах И за нищий их уют».

Природа и родина для поэта не просто однокоренные слова, это неразрывные понятия. Стихотворение «В хате» стало событием в русской поэзии. Здесь нет ярких красок, вычурных образов, всё очень обыденно. Поэзия обыденности удивляет, ведь до Есенина крестьянский быт был лишь объектом сострадания. Профессор Московского университета И.Н.Розанов вспоминал; «Еще более произвело на меня впечатление «В хате», и особенно три последние строчки: От пугливой суматохи Из углов щенки кудлаые Заползают в хомуты И ночью, ложась спать, я всё восхищался этой «Пугливой суматохой»

О чем сборник радуница. Смотреть фото О чем сборник радуница. Смотреть картинку О чем сборник радуница. Картинка про О чем сборник радуница. Фото О чем сборник радуница

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

О чем сборник радуница. Смотреть фото О чем сборник радуница. Смотреть картинку О чем сборник радуница. Картинка про О чем сборник радуница. Фото О чем сборник радуница

Курс повышения квалификации

Специфика преподавания предмета «Родной (русский) язык» с учетом реализации ФГОС НОО

О чем сборник радуница. Смотреть фото О чем сборник радуница. Смотреть картинку О чем сборник радуница. Картинка про О чем сборник радуница. Фото О чем сборник радуница

Курс профессиональной переподготовки

Русский язык и литература: теория и методика преподавания в образовательной организации

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

О чем сборник радуница. Смотреть фото О чем сборник радуница. Смотреть картинку О чем сборник радуница. Картинка про О чем сборник радуница. Фото О чем сборник радуница

Номер материала: ДБ-141628

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

О чем сборник радуница. Смотреть фото О чем сборник радуница. Смотреть картинку О чем сборник радуница. Картинка про О чем сборник радуница. Фото О чем сборник радуница

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

О чем сборник радуница. Смотреть фото О чем сборник радуница. Смотреть картинку О чем сборник радуница. Картинка про О чем сборник радуница. Фото О чем сборник радуница

Минздрав включил вакцинацию подростков от ковида в календарь прививок

Время чтения: 1 минута

О чем сборник радуница. Смотреть фото О чем сборник радуница. Смотреть картинку О чем сборник радуница. Картинка про О чем сборник радуница. Фото О чем сборник радуница

Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах

Время чтения: 2 минуты

О чем сборник радуница. Смотреть фото О чем сборник радуница. Смотреть картинку О чем сборник радуница. Картинка про О чем сборник радуница. Фото О чем сборник радуница

В Хабаровске родители смогут заходить в школы и детсады только по QR-коду

Время чтения: 1 минута

О чем сборник радуница. Смотреть фото О чем сборник радуница. Смотреть картинку О чем сборник радуница. Картинка про О чем сборник радуница. Фото О чем сборник радуница

В Москве новогодние каникулы в школах могут начаться с 27 декабря

Время чтения: 1 минута

О чем сборник радуница. Смотреть фото О чем сборник радуница. Смотреть картинку О чем сборник радуница. Картинка про О чем сборник радуница. Фото О чем сборник радуница

Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки

Время чтения: 11 минут

О чем сборник радуница. Смотреть фото О чем сборник радуница. Смотреть картинку О чем сборник радуница. Картинка про О чем сборник радуница. Фото О чем сборник радуница

Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате

Время чтения: 1 минута

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Книга. Есенин С.А. Радуница

О чем сборник радуница. Смотреть фото О чем сборник радуница. Смотреть картинку О чем сборник радуница. Картинка про О чем сборник радуница. Фото О чем сборник радуница

В конце января 1916 года вышла в свет первая книга стихов Сергея Есенина под названием «Радуница». «Получив авторские экземпляры, — вспоминал журналист Михаил Мурашев, — Сергей прибежал ко мне радостный, уселся в кресло и принялся перелистывать, точно пестуя первое свое детище. Потом, как бы разглядев недостатки своего первенца, проговорил: „Некоторые стихотворения не следовало бы помещать“».

«Все в один голос говорили, что я талант. Я знал это лучше других», — писал Есенин в автобиографии 1923 года. Критики отозвались о книге положительно. Литературовед Павел Сакулин замечал в рецензии, что «в Есенине говорит непосредственное чувство крестьянина, природа и деревня обогатили его язык дивными красками».

На обложке настоящего издания — автограф Сергея Есенина, выполненный черными чернилами: «Доброму старому учителю Евгению Михайловичу Хитрову от благодарного ученика, автора этой книги. 1916. 29 янв. Петроград». Книга хранилась в семье Евгения Михайловича Хитрова — учителя словесности Спас-Клепиковской школы, который написал мемуары, позволяющие судить о раннем творчестве и становлении поэта.

Евгений Михайлович Хитров вспоминал: «Когда Есенин окончил курс и мы с ним расставались, я ему советовал поселиться в Москве или в Питере и там заниматься литературой под чьим-нибудь хорошим руководством. Совет мой он принял и выполнил, и я довольно скоро имел удовольствие читать его стихи в „Ниве“. Еще большее удовольствие он мне доставил тем, что прислал мне первый свой сборник стихов „Радуница“… Но я оказался слишком невежлив и неделикатен. Он от меня не получил ни ответа, ни привета. Как это случилось — до сих пор не даю себе отчета».

Источник

О духовном устроении Сергея Есенина — Поэта и человека

Часть 2. О «Радунице» Сергея Есенина

4 Октября 2020 года исполняется 125 лет со дня рождения великого Русского Стихотворца Сергей Александровича Есенина. К юбилею мы в нескольких частях опубликовали очерк нашего постоянного автора — сибирского писателя Анатолия Григорьевича Байбародина «Душа грустит о Небесах…» Трагедия Поэта Сергея Есенина.

А здесь мы предлагаем вниманию читателей «Русской Народной Линии» заметки о С.А.Есенине другого нашего автора — журналиста, в прошлом литературного критика Леонида Болотина.

В начале нынешнего Июля на своих страничках в социальных сетях Фасбук, ВКонтакте, Одноклассники разместил заметку приблизительно такого содержания.

Гой ты, Русь, моя родная,

Хаты — в ризах образа.

Не видать конца и края —

Как захожий богомолец,

Я смотрю твои поля.

А у низеньких околиц

Звонно чахнут тополя.

Пахнет яблоком и медом

По церквам твой кроткий Спас.

И гудит за корогодом

На лугах веселый пляс.

Побегу по мятой стежке

На приволь зеленых лех,

Мне навстречу, как сережки,

Прозвенит девичий смех.

Если крикнет Рать Святая:

«Кинь ты Русь, живи в Раю!»

Я скажу: «Не надо Рая,

Иные из ревнителей Православия ругают Сергея Александровича Есенина за стихи: «Если крикнет Рать Святая: / “Кинь ты Русь, живи в Раю!” / Я скажу: “Не надо Рая, / Дайте Родину мою”».

Не разобравшись в «эсхатологии» Поэта, они в нарушение заповеди Спасителя о неосуждении считают данные стихи «богоборческими», дескать, Поэт в своей «гордыне» был против Рая и Царствия Небесного. Но на самом деле Сергей Александрович был не так-то прост в Православной Эсхатологии, в понимании Жизни Будущаго Века. Был он сведущ в Заповедях и обетованиях Иисуса Христа. Знатоки подлинно христианского содержания многих стихотворений Поэта[2] знают, что он совсем не был чужд идеи Небесного Иерусалима, нисходящего на землю. «Иерусалимская» тема так или иначе неоднократно возникает в его поэзии, поэтому ему были хорошо известны слова Апокалипсиса:

И увидел я новое небо и новую землю, ибо прежнее небо и прежняя земля миновали, и моря уже нет. И я, Иоанн, увидел Святый Город Иерусалим, Новый, сходящий от Бога с неба, приготовленный как невеста, украшенная для мужа своего. И услышал я громкий голос с неба, говорящий: се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их. И отрет Бог всякую слезу с очей их, и смерти не будет уже; ни плача, ни вопля, ни болезни уже не будет, ибо прежнее прошло (Апок. 21: 1–4).

Будучи человеком высотно-глубокого внутреннего диапазона, мистически чутким, при всем своем внешнем эмоциональном «буйстве», понимавшим цену духовного самоумаления в русле Нагорной Проповеди Иисуса Христа, Поэт временами скромно чаял для себя будущий удел в исполнении четвертой Заповеди Блаженства: Блажени кротцыи, яко тии наследят землю (Мф. 5: 4)

В описании нисшедшего с Неба Нового Иерусалима есть и такое Откровение:

И показал мне чистую реку Воды Жизни, светлую, как кристалл, исходящую от Престола Бога и Агнца. Среди улицы его, и по ту и по другую сторону реки, Древо Жизни, двенадцать раз приносящее плоды, дающее на каждый месяц плод свой; и листья Дерева — для исцеления народов (Апок. 22: 1–2).

Божий Пророк Иезекииль свидетельствовал о том же: У потока по берегам его с той и другой стороны будут расти всякие дерева, доставляющие пищу; листья их не будут увядать, и плоды на их не будут истощаться; каждый месяц будут созревать новые, потому что вода для них течет из святилища; плоды их будут употребляемы в пищу, а листья на врачевание (Иез. 47: 12).

Святитель Андрей Кесарийский поясняет разницу между плодами и листьями Древа Жизни так:

«Листья Древа Жизни — Христа означают тончайшие и пресветлые разумения судеб Божиих, а плоды его — совершеннейшее знание, которое откроется в будущем веке. Для народов, стоящих низшими в делании добродетелей, эти листья будут служить во очищение их неведения и во исцеление. Ибо ина слава Солнцу, и ина слава Луне, и ина слава звездам (1 Кор. 15: 41), и многие обители у Отца (Ин. 14: 2), чтобы каждого удостоить большей или меньшей светлости по характеру его дел» (Святитель Андрей Кесарийский. Толкование на Апокалипсис Святого Иоанна Богослова. Статья шестьдесят восьмая).

Русское народное предание понимает слово Святителя о разнице между плодами и листьями Древа Жизни с некоторым «буквализмом» примерно так: достойнейшие постоянные жители Нового Иерусалима се, скиния Бога с человеками, и Он будет обитать с ними; они будут Его народом, и Сам Бог с ними будет Богом их (Апок. 21: 3) — «Рать Святая» — будут питаться двенадцать раз в году — по разу в месяц плодами Древа Жизни. А спасенные народы, живущие на земле, те самые многочисленные кроткие и смиренные, которые будут прощены на Страшном Суде и удостоены спасения для Жизни Вечной, сохраняя следы вины за прежнюю грешную жизнь, начальный период Новой Вечности будут жить на обновленной земле — за пределами Нового Иерусалима. Но раз в месяц они будут приходить в Божий Город и потреблять листья Древа Жизни до своего полного исцеления от последствий прежнего греховного житья.

Инок «Пойду в скуфье смиренным иноком»

Не с бурным ветром

Гой ты, Русь, моя родная

Богомолки «По дороге идут богомолки»

Шёл Господь «Шёл Господь пытать людей в любови»

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *