О чем романс зимняя дорога
Зимняя дорога /Сквозь волнистые туманы. /
Зимняя дорога /Сквозь волнистые туманы. /
автор Ирина Н. Пн Фев 08, 2016 3:04 pm
На музыку положено многими композиторами в разные годы: А.А. Алябьев (1831), М.И. Бернард (1871), Ц.А. Кюи (1910), Т.Н. Хренников (1935), Г.В. Свиридов (1935), В.А. Соловьев-Седой (1937) и др.
Наибольшую популярность получила мелодия А. Алябьева.
Стихотворение «Зимняя дорога», написанно в 1826 году и, как считают многие исследователи творчества поэта, посвященно его дальней родственнице – Софии Федоровне Пушкиной.
С Софьей Пушкиной поэта связывали не только родственные узы, но и весьма романтические отношения. Зимой 1826 года он сделал ей предложение, однако получил отказ. Поэтому вполне вероятно, что в стихотворении «Зимняя дорога» таинственная незнакомка Нина, к которой обращается поэт, и является прообразом его возлюбленно й.
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.
Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра, к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.
Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
И, докучных удаляя,
Полночь нас не разлучит.
Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Колокольчик однозвучен,
Отуманен лунный лик.
Стихотворение и анализ «Зимняя дорога»
Сквозь волнистые туманы
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска…
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Скучно, грустно… Завтра, Нина,
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.
Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
Полночь нас не разлучит.
Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Отуманен лунный лик.
Краткое содержание
А. Веруш-Ковальский. Зима. Ночное путешествие
Стихотворение было написано в 1826 году, который оказался одним из самых нелегких и в жизни, и в творчестве Пушкина. Мрачное настроение, в котором пребывал поэт в этот период, нашло свое выражение в строках данного произведения.
Начинается оно с описания унылого зимнего пейзажа – туманного холодного вечера, тусклого света луны, однообразных верстовых столбов, пустынных полей и монотонной дороги, по которой катится одинокая повозка. Каждое из этих определений пронизано тоской и меланхолией, которые одолевают героя. Даже звон колокольчика и песня ямщика не оживляют эту безрадостную картину. Все пронизано тоской и унынием.
Пребывая в состоянии усталости и одиночества, герой погружается в мечты, где ему чудится образ возлюбленной, по которой путник скучает и надеется на скорую встречу. Воспоминания о девушке немного отвлекают героя от мрачных мыслей и разнообразят утомительную поездку.
Как и во многих других произведения, написанных в тяжелые для поэта времена, основной темой здесь являются размышления о жизни и судьбе, которая ассоциируется у него с долгой, бесконечно печальной дорогой.
Анализ
История создания
Стихотворение «Зимняя дорога» было написано через год после декабрьского восстания на Сенатской площади. Это событие повлекло за собой трагические последствия для судеб его участников, многие из которых были товарищами Пушкина. Сам поэт в это время находился в ссылке в Михайловском.
Почти все исследователи единогласно считают, что данное произведение автобиографично. Существует несколько версий его появления. Исходя из первой версии, стихотворение поэт написал по дороге к губернатору Пскова, куда он был вызван на дознание. Согласно второй версии, произведение посвящено дальней родственнице поэта Софии Пушкиной. С этой девушкой автора связывали не только родственные, но и романтические отношения. В январе 1826 года Пушкин сделал ей предложение, но получил отказ. На высоте этих эмоций и была написана «Зимняя дорога». Считается, что образ некой Нины – это и есть образ его возлюбленной Софии.
Существует и другое мнение. Некоторые пушкиноведы настаивают на том, что стихотворение поэт написал после московской поездки, во время которой он лично встречался с императором Николаем Первым. Государь пообещал поэту покровительство, но разговор, несмотря на это, был напряженным.
Пушкину предстояло вернуться в Михайловское. В то время на него навалились еще и финансовые проблемы. Предположительно, во время обратного пути Пушкина и посетила мысль сочинить такое стихотворение.
Датой публикации «Зимней дороги» стал 1828 год. Напечатал ее альманах «Московский вестник». Вскоре Пушкину было разрешено передвигаться по России, однако, снятие этого запрета не улучшило его отношений с властями.
Персонажи и образы
Центральным героем стихотворения является путник, совершающий зимнюю поездку по ночной дороге. Его образ можно соотнести с самим Пушкиным, что явно прослеживается во второй части, где повествование ведется от первого лица. Есть в произведении и второстепенные персонажи, это ямщик и девушка по имени Нина.
Первая строфа знакомит читателя с образом заснеженного пейзажа и образом бесконечной дороги, вдоль которой время от времени высвечиваются в лунном свете полосатые верстовые столбы. Вся эта картинка дополняется образом ямщика, песни которого сменяются дремой.
Образу безмолвного и неподвижного пейзажа противопоставлен образ тройки лошадей и образ однозвучного колокольчика.
Во второй части перед читателем возникает смутный, почти призрачный женский образ. С нетерпением ожидающий встречи герой, связывает его с образом уютной комнаты, где он может забыться у горящего камина.
Сюжет и композиция
Определенного сюжета в стихотворении нет. Состоит оно из семи четырехстиший (катренов). Композиция – кольцевая. Начало стихотворения перекликается с его финалом. Начинается оно описанием лунного света, печально льющегося на поляны, и заканчивается отуманенным лунным ликом. Про это произведение можно сказать, что оно состоит из двух частей: в первой автор дает описание пейзажа, вторая часть посвящена обращению к Нине.
Литературное направление «Зимней дороги» – реализм. Здесь очень естественно переданы как описание ночного пейзажа, так и чувства путника. По роду это стихотворение – пейзажная лирика. Поскольку в стихотворении все проникнуто грустью, по жанру его можно назвать элегией.
Размер и средства художественной выразительности
Автор написал стихотворение четырехстопным хореем с перекрестной рифмой (АВАВ). Мужские рифмы чередуются с женскими.
Для усиления выразительности автор использует следующие средства:
Метафоры: «пробирается луна», «печальные поляны», «полночь нас не разлучит», «отуманен лунный лик».
Эпитеты: «волнистые», «удалое», «чёрная», «полосаты».
Инверсию (когда существительное меняется местами с прилагательным): «по дороге зимней», «тройка борзая», «стрелка часовая».
Противопоставление (антитезу): «То разгулье удалое, то сердечная тоска».
Проблематика и основная идея произведения
Во главе угла стихотворения – проблема одиночества. В семи строфах автор смог показать мрачную картину зимней ночи и одиночество героя среди заснеженных равнин. Картины безрадостного пейзажа перекликаются с глубокой печалью путника.
Во второй части автор затрагивает тему любви. Герой тоскует в разлуке с любимой женщиной и с нетерпением ожидает встречи. Некоторые исследователи сравнивали зимнюю дорогу с жизнью поэта. Но, если внимательно читать стихотворение, то в нем нет даже намека на такое сравнение. Герою просто не терпится встретиться с любимым человеком, и он делится с читателем временем, которое провел в дороге.
Урок музыки по теме «Музыкальность стихотворений А.С. Пушкина. Выразительность и изобразительность». 4-й класс
Разделы: Музыка
Класс: 4
Художественно-педагогическая идея урока:
Во взаимосвязи смежных видов искусств – музыки, литературы и живописи раскрыть новые грани поэзии А.С.Пушкина.
Цель урока:
— прививать бережное отношение к культурным традициям своего народа;
Задачи урока:
1. обучающие
— увидеть значение творчества великого русского поэта А.С.Пушкина для русской музыки;
— ввести и усвоить новые термины «музыкальная живопись», «живописная музыка», «музыкальное прочтение стихотворения», «выразительность и изобразительность».
— формировать умения и творческие навыки каждого ученика;
— обосновать, что стихи Пушкина необыкновенно музыкальны;
2. развивающие
— для развития познавательного интереса создать на уроке проблемную ситуацию;
— использовать межпредметные связи;
— развивать эмоциональное восприятие произведения:
— показать многомерность и гармоничность всех жанров музыки, поэзии и живописи;
3. воспитательные
— установить психологический и эмоциональный контакт с учащимися;
— воспитывать такое нравственное качество как товарищество;
— организовать работу класса в парах, в группах, как основной фактор взаимовыручки на уроке.
Тип урока:
Интегрированный урок-путешествие «Один день с Пушкиным»
Средства обучения:
Музыкальный материал:
Романсы и песни на стихи А.С.Пушкина:
1. «Зимняя дорога» муз. В Шебалина,
2. «Зимний вечер» муз М.Яковлева;
Русские народные песни на стихи Пушкина:
3.«Сквозь волнистые туманы»,
4.«Буря мглою небо кроет»;
5. Н.А. Римский-Корсаков «Три чуда» из оперы «Сказка о царе Салтане»;
6. Русская народная песня-наигрыш «Во саду ли, в огороде»;
7. П.И.Чайковский «Времена года. Январь. У камелька»;
8. Г.В.Свиридов «Тройка» из музыкальных иллюстраций к повести Пушкина «Метель».
Литературный материал:
Стихи А.С.Пушкина «Зимняя дорога», «Зимний вечер», «Няне».
«Сказка о царе Салтане» (отрывки)
Высказывание о Пушкине Аксакова, стихи М. Пляцковского
На доске портрет Пушкина
Вступительное слово учителя.
Мы живем в своем, настоящем времени. У нас свои заботы, свои труды, свои кумиры. Но волшебный Пушкин снова и снова с нами. Это – мера времени, мера высоты, мера глубины, мера человечности. Академик Дмитрий Сергеевич Лихачев сказал: «Пушкин – это лучшее, что есть в каждом из людей. Это доброта и талант, смелость и простота, верность в дружбе и бескрайность в любви». Вдумайтесь, ребята, в эти слова Лихачева, в конце урока вы должны будете ответить на вопрос: «А что для каждого из вас значит Пушкин»?
Учитель. Прочтите эти слова и скажите, как вы их понимаете.
«Каждое новое поколение живо иллюзией, что оно до конца разобралось в Пушкине, что никаких загадок в нем больше нет. Но проходит десятилетие, а подчас и менее, и вчерашнее знание о Пушкине кажется недостаточным, неполным. Новый опыт людей подсказывает новое прочтение Пушкина, раскрывает доселе неизвестные особенности его наследия». (Д. Лихачев)
Высказывания детей.
Учитель. На уроках литературного чтения вы знакомились творчеством Пушкина – его стихами и сказками, изучали биографию поэта, об этом рассказывают ваши творческие работы и проекты. А сегодня на уроке мы попытаемся открыть нового для нас Пушкина – Пушкина в музыке, попробуем по-другому услышать знакомые стихи.
Тема урока:
«Музыкальность стихотворений А.С. Пушкина. Выразительность и изобразительность»
Учитель. В один урок нам необходимо вместить целый день, проведенный с Пушкиным. Попробуем? Тогда мы отправляемся в музыкальное путешествие, и назовем его «Один день с Пушкиным».
С чего начинается любой день?
Дети. Любой день начинается с утра.
ЧАСТЬ 1. УТРО.
Учитель. Зимнее утро! Мы попадаем в дом поэта. Давайте посмотрим, каким было это утро у Пушкина.
Работа с учебником.
Откройте учебник на стр. 44. Прочтите цитату.
Дети. «Мороз и солнце; день чудесный!
Еще ты дремлешь, друг прелестный…»
Учитель. Попробуйте прочесть эти строки выразительно, обращая на знаки препинания. А теперь попытайтесь написать музыку к этим двум строчкам, какие интонации вы улавливаете?
Дети. Мороз и солнце; День чудесный! – интонации радости, восторга;
мелодия восходящая;
Еще ты дремлешь, друг прелестный. – интонации спокойствия, умиротворенности, тишины, мелодия нисходящая, замедление темпа
Учитель. Вот так и композиторы создают произведения на стихи Пушкина, они вчитываются в каждую строчку и ищут соответствующие интонации в музыке.
Учитель. А на интерактивной доске слова великого русского композитора. Вы узнали его? Кто это?
Дети. Петр Ильич Чайковский.
Учитель. Прочтите слова Чайковского
Дети. «Слова, уложенные в форму стиха, уже перестают быть просто словами: они омузыкалились».
Учитель. Как вы можете объяснить их?
Дети. В стихах слова такие же, как и в прозе, но они связаны определенным ритмом.
В этих словах слышна музыка.
Эти слова как бы уже предполагают звучание музыки.
Учитель. Не только Чайковский, но и многие другие композиторы писали музыку на стихи Пушкина, и все они отмечали необыкновенную музыкальность стихов. «Читаешь Пушкина, и мелодии просто рвутся к тебе, только не ленись, да записывай». Итак, как вы думаете, это утро Пушкин проведет дома, или отправится в дорогу?
Дети. Пушкин отправится в дорогу, чтобы получить новые впечатления и передать их в стихах.
Учитель. Давайте посмотрим, как поэт передает свои впечатления в стихотворении «Зимняя дорога».
Дети читают про себя. А затем вслух и ищут особые интонации к каждой фразе.
На доске текст «Зимняя дорога»
Сквозь волнистые туманы
Пробирается луна,
На печальные поляны
Льет печальный свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Колокольчик однозвучный
Утомительно гремит.
Учитель. Молодцы, ребята, вы подобрали правильные интонации и краски в этом стихотворении. Прищло время разучить мелодию. Эту песню написал композитор Виссарион Яковлевич Шебалин
На доске портрет Шебалина
Распевание:
Исполнение песни В.Шебалина «Зимняя дорога»
Учитель. Мы исполнили это произведение «а капелла» с элементами канона. А что обозначают эти понятия?
Дети. А капелла – это пение без инструмента.
Канон – это повторение одной ми той же мелодии, но с небольшим опозданием.
Учитель. При пении каноном нужно чисто интонировать свою мелодию и прислушиваться к ней в другой группе, которая поет с опозданием.
В исполнении «а капелла» и канон являются самыми трудными, ведь при пении «а капелла» аккомпанемент музыкального инструмента отсутствует, а в каноне необходимо особое музыкальное чутье и ощущение ансамбля.
Дети еще раз исполняют песню Шебалина на стихи Пушкина.
Учитель. Вы достойно справились с этим заданием. А сейчас давайте послушаем, как это произведение звучит в исполнении профессиональных певцов – капеллы Московской консерватории.
Прослушивание аудиозаписи «Зимняя дорога» в исполнении капеллы.
Учитель. У этого стихотворения есть продолжение. Давайте прочтем дальше и попробуем в интонации слов и знаков препинания уловить музыкальные интонации. Иначе говоря, дать свое музыкальное прочтение стихотворения.
Дети читают, как и в первый раз, про себя и подбирают особые интонации к каждой фразе. Затем читают выразитель вслух.
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска.
Ни огня, ни черной хаты…
Глушь и снег… Навстречу мне
Только версты полосаты
Попадаются одне.
Учитель. А теперь, наверное, самое интересное… Давайте проверим, оправдались ли ваши музыкальные предположения.
Прослушивание аудиозаписи «Зимняя дорога» (продолжение)
А вот еще один пример на те же стихи.
Учитель исполняет русскую народную песню.
Учитель. Вы чувствуете, как совершенно по-другому зазвучали стихи? Какие новые интонации вы услышали?
Дети. Здесь слышны интонации народной музыки.
Здесь необыкновенная широта и раздолье в мелодии.
Песня звучит совершенно по-другому, и в этом ее прелесть.
Учитель. Как вы думаете, это произведение создано композитором, или это народный напев?
Дети. Это похоже больше на народную песню.
Учитель. Совершенно верно. Это русская народная песня, так народ слышит стихи поэта. Можно сказать, что это тоже, своего рода, музыкальное прочтение стихотворения.
Работа с учебником.
Прочтите первое задание на стр.45
Звучит «Тройка» Г. Свиридова из музыкальных иллюстраций
к повести Пушкина «Метель»
Учитель. Звучит одна из музыкальных иллюстраций к повести А.С.Пушкина «Метель». Слышите? Это мчится тройка, она будто летит по заснеженным равнинам.
Задание №1 (на индивидуальных раздаточных листах)
Отметьте галочкой, кто из композиторов сочинил это произведение:
Правильный ответ
Мусоргский
Прокофьев
Свиридов
Чайковский
Групповая работа. Дети делятся на группы по 4-5 человек и на колокольчиках и треугольниках каждая группа исполняют «Метельную импровизацию».
Зимняя дорога
Автор работы: Пользователь скрыл имя, 19 Мая 2013 в 19:12, реферат
Краткое описание
Вложенные файлы: 1 файл
Зимняя Дорога 2.doc
Музыка В.Я Шебалина
Композитор Шебалин работал практически во всех основных жанрах, в том числе создал много музыки к драматическим спектаклям, радиопостановкам, кинофильмам. Особенно выделяется опера «Укрощение строптивой» по В. Шекспиру (1957), а также хоры без сопровождения на стихи русских и советских поэтов.
Виссарион Яковлевич родился 11 июня 1902 года в Омске. В 1928 году он блестяще окончил Московскую консерваторию, где начал преподавательскую деятельность.
В тяжелый для СССР 1942 год Шебалин был назначен директором консерватории.Пробыв директором до 1948 года, Шебалин до конца своих дней оставался профессором класса композиции. Шебалин обладал огромной культурой, безукоризненным вкусом, он был человеком энциклопедических знаний. Имея педагогический талант, сумел привить высокий профессионализм и своим ученикам, среди которых композиторы: Т. Н. Хренников, О. Б. Фельцман, А. Н. Пахмутова, Ю. М. Чичков, К. С. Хачатурян, А. Николаев, В. Тормис, Э. В. Денисов, С. А. Губайдулина, Б. А. Мокроусов, Л. В. Фейгин и др.
«Это был удивительно прекрасный человек. Его доброта, честность, исключительная принципиальность всегда восхищали меня», — писал Д. Шостакович. Шебалину было свойственно острое чувство современности. Он вошел в мир искусства с желанием создавать произведения, созвучные времени, в котором жил и свидетелем событий которого являлся. Темы его сочинений выделяются своей актуальностью, значительностью и серьезностью. Но за величием не исчезает их глубокая внутренняя наполненность и та этическая сила выразительности, которую не передать внешними, иллюстративными эффектами.
Шебалин удостоен звания народного артиста РСФСР, ему присуждена степень доктора искусствоведения. Творчество его неоднократно отмечалось Государственными премиями.
Влияние А.С. Пушкина на русскую музыкальную культуру уникально.
Безупречная форма и завершенность произведений Пушкина, их удивительная музыкальность всегда привлекали композиторов. Но именно эти качества, как ни странно, соперничая с собственно музыкой, оказалась особенным испытанием для композиторов, и очень мало кто мог признаться как М.И. Глинка, что ему «достаточно вслушаться в музыку пушкинского стиха, как своя тут же польется из-под пера». Многие, как, например, П.И. Чайковский, считали, что «поэзия Пушкина сама по себе настолько музыкальна, что незачем портить ее музыкой».
П.И. Чайковского в Пушкине привлекала более всего лирика: любовь, страсть, роковые жизненные ситуации. Подобно поэту, строившему свою «энциклопедию русской жизни» из самой жизни, Чайковский включил в свои партитуры все, что носилось в музыкальном воздухе России – от городского романса до итальянской арии, от вальса до детской песенки-считалочки.
Композиторы ХХ века, среди которых С.В. Рахманинов, И.Ф. Стравинский, С.С. Прокофьев, Д.Д. Шостакович, Г.В. Свиридов так же обращаются к творчеству А.С Пушкина.
По словам Белинского, «поэзия Пушкина удивительно верна русской действительности, изображает ли она русскую природу или русские характеры. »
Пейзажная лирика занимает особое место в творчестве Пушкина, она богата и разнообразна. Пушкин видел природу душой, наслаждался ее вечной красотой и мудростью, черпал в ней вдохновение и силы. Он был одним из первых русских поэтов, кто открыл читателям красоту природы и научил ею любоваться.
Стихотворение «Зимняя дорога», созданное гением Пушкина, является шедевром русской пейзажной лирики. Природа для Пушкина – зеркало, в котором человеческая душа яснее видит свой облик. Природа не только тема поэзии, но и ее идеал – пример истинной красоты, гармонии, целесообразности. А. С. Пушкин наполнил содержание пейзажной лирики размышлениями об очень сложных вопросах человеческой жизни, человеческого бытия: о том, в каких отношениях находятся человек и природа, как соотносятся явления природы и движения души человека, есть ли в природе разумное, божественное начало или она стихийна и бессмысленна. Таково и стихотворение «Зимняя дорога». В нем поэт показал связь внутреннего состояния человека с природой. Вьюга сковывает человека, вызывает в его душе старинную тоску. Пушкин подчеркивает таинственное единство человека и природы: разбушевавшаяся стихия как бы является отзвуком на внутренний разлад человека. Человек – вечный путник, странник, мечтающий о покое, тоскующий о тепле и любви.
Стихотворение «Зимняя дорога» создавалось в декабре 1826 года, когда друзья Пушкина – участники восстания декабристов были казнены или сосланы, да и сам поэт находился в ссылке в Михайловском.Биографы Пушкина утверждают, что оно было написано во время поездки опального поэта на дознание к псковскому губернатору, и настроение автора близко переживанию его лирическому герою.Это произведение философского содержания. Тема его гораздо глубже, чем просто изображение зимней дороги. Образ дороги – это изображение жизненного пути человека. Мир зимней природы пуст, но дорога не потеряна, а обозначена верстами.
Сквозь волнистые туманы
На печальные поляны
Льет печально свет она.
По дороге зимней, скучной
Тройка борзая бежит,
Что-то слышится родное
В долгих песнях ямщика:
То разгулье удалое,
То сердечная тоска.
Ни огня, ни черной хаты,
Глушь и снег. Навстречу мне
Только версты полосаты
Скучно, грустно. Завтра, Нина,
Завтра к милой возвратясь,
Я забудусь у камина,
Загляжусь не наглядясь.
Звучно стрелка часовая
Мерный круг свой совершит,
Полночь нас не разлучит.
Грустно, Нина: путь мой скучен,
Дремля смолкнул мой ямщик,
Отуманен лунный лик.
Шебалин сокращает текст стихотворения Пушкина, убрав любовную линию. За счет этого изменяется содержательная сторона текста до широкого обобщения человеческой жизни как вечной дороги, вечного пути.
Основной музыкальный образ — ш ирокая, как сами русские просторы, свободно льющаяся мелодия, напоминающая песни русских ямщиков, которыми они коротали долгие часы дороги. И только слышится звон колокольчика, одинокий и тоскливый. Так средствами музыкального искусства композитор рисует близкую сердцу русского человека картину, которая привлекала Пушкина и наполняет ее тем же глубоким лирическим чувством.
Шебалин сумел тонко передать настроение пушкинского лирического героя: дорожная тоска, «сердечная тоска», скука, печаль, навеваемая зимним русским пейзажем(печальные пол яны, льет печально свет она, скучной, утомительно гремит, сердечная тоска, глушь и снег, скучно, грустно, путь мой скучен)
Произведение написано для 4х голосного смешанного хора а-сарреllа.
Музыкальная форма произведения строфическая, с элементами контрастной полифонии, в которой условно можно выделить 3 эпизода.
В первом эпизоде автор передает настроение пушкинского лирического героя, создавая образ утомительной, cкучной зимней дороги.
Весь первый эпизод построен на сопоставлении звучания полного и неполного состава хора, когда исключена партия сопрано. За счёт этого появляется эффект эха с повтором конца фразы. Ритмический рисунок основан на движении восьмыми. В остальных голосах автор использует движение более крупными длительностями (четвертными нотами).
Этот эпизод состоит из двух предложений, где второе построено на музыкальном материале первого, но с небольшим изменением в ритмическом рисунке (появление восьмой и двух шестнадцатых).
Музыкальное предложение «Скучно, грустно, путь мой скучен. » построено на музыкальном материале 1 эпизода, но здесь автор использует аккордовую фактуру и ритмический рисунок основан на движении четвертными нотами. Мелодия узкого диапазона переходит в тему звучащего колокольчика.