О чем романс свиридова
LiveInternetLiveInternet
—Рубрики
—Метки
Женский образ в живописи 18-20 веков часть 1
—Поиск по дневнику
—Подписка по e-mail
—Статистика
✨Гимн русской душе: великий «Романс» Свиридова из сюиты «Метель».
А.С. Пушкин «Метель»: судьба или случайность?
Из-под пера великого поэта прозаический цикл «Повести Белкина» вышел Болдинской осенью. В числе пяти произведений была сентиментальная и немного ироничная повесть «Метель». Незамысловатая история родилась очень быстро – всего за 1 день – 20 октября 1830 г. Сюжет повести короткий и простой: Мария, дочь провинциального помещика, любит прапорщика Владимира, который не мил родителям барышни из-за его бедности. Героиня воспитана на французских романах, поэтому и свою ситуацию молодые люди пытаются решить «по роману»: бежать и тайно обвенчаться. Но… природа неожиданно вторгается в планы влюбленных, внося свои поправки. Метель приводит и к счастливой развязке.
Музыка – действующее лицо кинофильма
Задумка экранизации повести созрела у режиссера Владимира Басова в 1964 г. Музыкальное сопровождение к фильму он предложил написать Г. Свиридову. Писать «абстрактную» музыку композитор никогда не любил, а для кино и театра работал с удовольствием.
И режиссер, и композитор через 130 лет после написания повести должны были увидеть в ней нечто новое, чего «не видел» Пушкин, создавая «Метель». И это «нечто» нашлось. Вряд ли в середине ХХ в. романтические возвышенные чувства героев «облеченные в пушкинскую иронию» были бы уместны, поэтому музыка Свиридова становится полноправным «действующим лицом» киноповести.
Фильм вышел в прокат в феврале 1965-го, но особого впечатления на зрителей не произвел. А вот музыка Г. Свиридова полюбилась сразу.
Симфония-сюита «Метель»
Девять лет спустя (1973 г.) композитор вернулся к музыке, написанной для киноленты «Метель» по настоянию своей супруги Эльзы Клазер, которая вдохновила его переработать партитуру. Так появилась симфоническая сюита «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель». В нее вошли 9 музыкальных, логически завершенных пьес, прямо не соответствующих сюжету литературного произведения.
Начинается сюита-симфония пьесой «Тройка».
Далее – утонченный «Вальс» провинциальной усадьбы XIX в., а не пышного придворного бала.
Следующая часть – «Романс». В сравнении с киномузыкой композитор кардинально его изменил. В фильме звучит обычная фортепианная пьеска, которую барышня играет как бы невзначай. В сюите тема получает мощное оркестровое развитие, приобретая драматическое звучание.
Печальная идиллия «Пастораль»
И торжественная бравада «Военного марша» создают необычайный контраст.
Это и свечи, мерцающие в полумраке церкви, и чувственная страсть, доходящая до отчаяния, и вдохновенное пение церковного хора. Заключительные симфонические иллюстрации – «Отзвуки вальса» и « Зимнюю дорогу» , композитор построил по теме изначальных «Тройки» и «Вальса» .
Романс «Метель» – гимн любви
Четвертая пьеса сюиты – «Романс» настолько насыщена глубокими чувствами, что слушая эту мелодию, сердце и душа замирают. В воображении слушателя рисуется романтическая картина вдохновенного рассказа о любви, когда страсти накалены до предела, и помочь героям может только признание. Лирическая кульминация всей сюиты – момент объяснения Маши и Бурмина: « Я Вас люблю… я Вас люблю страстно… » – слышатся слова в неотразимой мелодии.
Главную партию композитор отдал скрипке – она поет о любви. Присоединяется альт, и теперь романс исполняется дуэтом под аккомпанемент рояля. Светлая грусть слышится в чувственном звучании духовых инструментов и всего оркестра.
У «Романса» особая аура и необыкновенный мелодизм. Завораживающее и почти магическое впечатление оказывает остинантность (повторение мелодических фраз). Гимн любви – финальная тема пьесы.
У музыки предназначений много. Она может волновать душу или успокаивать ее. Дарить наслаждение или взывать к разуму. Музыка способна пробуждать глубины душевные и чувственные, о которых мы даже не подозреваем.
Творчество Георгия Свиридова несет в себе некую тайну. Чтобы понять и прикоснуться к ней нужно ее расслышать. Хрупкость музыки Свиридова – это парадокс. Каким бы грандиозным ни был образный мир композитора, сущность его в особенной нежности лирического переживания. И это переживание с особенными свойствами.
О чем романс свиридова
Георгий Свиридов «Метель»
Невероятно красивые мелодии, едва уловимый легкий перезвон бубенцов, романсовые интонации, бытовавшие в начале XIX века, нежнейшие напевы, истинно русская музыка – все это делает произведение Свиридова «Метель» одной из жемчужин классической музыки.
Историю создания «Метели» Свиридова, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История создания
Известнейший артист и режиссер Владимир Басов предложил композитору Георгию Свиридову сотрудничество, когда приступил к работе над кинолентой «Метель», в основу которой легла повесть гениального Пушкина.
Стоит отдельно заметить, что произведение было написано поэтом в особый период его творчества – «Болдинскую осень». По сути, это небольшая ироничная история про молодую девушку, решившую сбежать из дома. Цель побега была очень веской – она хотела обвенчаться со своим возлюбленным, который был беден и из-за этого родители девушки его не принимали. Вот только в судьбы главных героев вмешивается сама природа и из-за сильной метели все меняется коренным образом. Еще бы, ведь девушка случайно выходит замуж совсем за другого и в итоге оказывается еще более счастливой!
Композитору очень понравилось предложение режиссера, тем более он впечатлился образом пушкинской провинциальной России и с удовольствием приступил к работе. Вот только в своей музыке Свиридов постарался уйти немного от пушкинского сюжета, убрав ту ироничность, которая так заметна в повести. Да и вообще, старался не следовать строго литературному источнику, его музыка – это отдельный, важный герой фильма. Примечательно, что примерно с 1950-х годов Свиридов старается уделять внимание лишь тем произведениям, которые носят исключительно русский характер, так как его очень привлекала именно эта тематика. Плюс, многие исследователи его творчества отмечают, что из всех времен года он отдавал предпочтение зиме, так как считал, что только она более всего выражает естество России.
Неудивительно, что он с воодушевлением приступил к работе над музыкой к кинофильму «Метель». Написана она была в 1964 году и очень полюбилась публике. Эту музыку очень часто можно было услышать на радио и телевидении.
Именно поэтому спустя девять лет Свиридов решил сделать редакцию партитуры. Так в 1974 году появилось самостоятельное произведение на музыку к кинофильму, которое уже получило название «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель».
Интересные факты
Содержание
В сюиту входит девять номеров, которые по сути являются яркими иллюстрациями к повести Пушкина. Открывается цикл пьесой под названием « Тройка ». Начинается она весьма активно, мощными, тяжелыми аккордами группы медных духовых инструментов. Звукоизобразительность в этой пьесе просто потрясающая. Можно не только услышать, но и «увидеть» как мимо проносится тройка запряженных лошадей, у которых звенят маленькие колокольчики на дугах, а их копыта вспахивают снежные сугробы. Ритмичные удары бубна , тремоло литавр , мелкая барабанная дробь, а также широкая песня гобоя, все это создает непередаваемую атмосферу.
Второй номер сюиты – это « Вальс ». Он начинается призывными аккордами, которые открывают праздничный вечер. Красивая мелодия кружит гостей бала в этом великолепном танце. Причем он не пышный, дворцовым его тоже нельзя назвать. Именно такой вальс мог звучать во время праздничного вечера в провинциальном городке или небольшой усадьбе.
Третий номер – это «Весна и осень». Это небольшие миниатюры, которые передают красоту природы. В первой из них звучит нежнейшая мелодия флейты , которую сопровождают струнные. Вторая миниатюра рисует осень и звучит тот же мотив, но он уже заметно приглушен, а аккомпанирует ему духовая группа. Завершается пьеса на еле слышном пианиссимо. Возможно, также сменяются чувства главный героев, не спеша, со временем. Так, весеннее яркое чувство к Владимиру постепенно сменилось, оставив лишь печальные воспоминания.
Четвертый номер – « Романс ». В роли солиста выступает скрипка , исполняющая главную партию, – нежнейшую мелодию, от которой возникают мурашки у слушателей и замирает сердце, нет сомнений о чем она поет, конечно же о любви. Затем к ней присоединяется альт и они продолжают исполнять романс уже дуэтом. Все это звучит под традиционный для романсовой музыки середины XIX века аккомпанемент рояля. Бесспорно – это сцена объяснения главных героев, Марьи Гавриловны и Бурмина. «Я вас люблю. я вас люблю страстно. » слышатся слова в прекрасной мелодии. Именно в этой пьесе происходит самый важный и главный разговор героев и настоящий накал эмоций.
Пятый номер – это «Пастораль». Здесь нет громкой звучности, лишь наивная мелодия в исполнении гобоя и покачивающееся шестидольное движение. Это словно небольшая передышка, чтобы усилить контраст следующего номера.
«Военный марш». Начитается он с мощного звучания духового оркестра. Что можно услышать в этой торжественной музыке? Это юмор, жизнерадостность и бесшабашность молодости. Именно так принято было приветствовать победителей, не секрет, что появление в небольших городках офицера, всегда было настоящим торжеством и его встречали всегда соответственно.
С наступлением седьмой пьесы «Венчание» снова возникает контраст. Это медленное, трепетное, умиротворенное звучание струнных. Создается атмосфера таинственности и нежности, лишь иногда сменяемая страстными восклицаниями. Мысленно слушатели переносятся в небольшую церковь, где становятся свидетелями обряда венчания двух молодых людей. Завершается пьеса мощными аккордами в исполнении оркестра – это словно удары судьбы, когда невеста Марья Гавриловна восклицает: «Ай, не он! Не он!» и падает без создания.
Восьмой номер – «Отзвуки вальса», уже знакомая мелодия, звучащая приглушенно и лишь напоминает о том, что было когда-то. Это словно воспоминание о первой любви, которое все еще живет в сердце.
Завершает сюиту пьеса «Зимняя дорога». Она снова передает тот образ стремительно мчащейся тройки. Только звучит она уже немного спокойнее. История главных героев закончена, причем очень удачно для них.
Вряд ли найдется тот человек, сердце которого не замирает в восхищении от первых аккордов знаменитейшего « Вальса » или « Романса ». А во время прослушивания всей сюиты «Метель» наше воображение тут же начинает рисовать картины природы, русской зимы, шикарного бала, стремительно несущейся тройки лошадей. Музыка Свиридова обладает удивительно изобразительностью и с этим трудно не согласиться. Это произведение с удовольствием изучают ученики в музыкальных школах и любят заядлые меломаны. Известнейший режиссер М. Швейдер сказал, что музыка Свиридова – навсегда. В ней удивительным образом сочетается время, которое продолжается вечно, и с этим тоже трудно не согласиться.
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
Георгий Свиридов «Метель»
О чем романс свиридова
Георгий Свиридов «Романс»
Историю создания «Романса» Свиридова, содержание произведения и множество интересных фактов читайте на нашей странице.
История
История возникновения «Романса» неразрывно связана с созданием Георгием Свиридовым музыкальных иллюстраций к кинофильму «Метель», который композитор сочинил в 1964 году.
После творческого затишья, вызванного тяжёлым периодом на рубеже сороковых и пятидесятых годов, когда Свиридова и других композиторов обвинили в формализме, он смог морально восстановиться только к началу шестидесятых годов. Его произведения, которые ранее находились в опале, то есть не исполнялись и не печатались, вновь зазвучали с концертных площадок, завоёвывая всё большее количество почитателей. Воспрянув от пережитого, Георгий Васильевич с энтузиазмом взялся за создание новых сочинений, и премьерное исполнение каждого теперь воспринималось как особое событие в музыкальной жизни. Концертные залы наполнялись до отказа, слушатели воспринимали произведения композитора затаив дыхание.
В ту пору особой активностью отличалась и общественная деятельность Георгия Васильевича. Он часто встречался со своими слушателями на творческих вечерах, рассказывал о своих новых планах, а также дискутировал с аудиторией на тему развития музыкальных направлений. Более того, в центральных газетах и журналах систематично появлялись публикации его статей, в которых рассматривались вопросы культурной жизни страны. Теперь авторитетность Свиридова достигла такого уровня, что он был удостоен чести стать членом правления Союза Композиторов.
Несмотря на то, что Георгий Васильевич в большей мере уделял внимание вокально-хоровым жанрам, инструментальная музыка, в основном создаваемая для художественных фильмов и театральных спектаклей, тоже занимала определённое место в его творчестве. Так, в 1964 году он по настоятельной просьбе кинорежиссёра Владимира Басова взялся за сочинение музыкальных зарисовок к фильму «Метель», в основу сценария которого легла повесть величайшего Пушкина. К произведениям гениального поэта Свиридов относился с необычайным почитанием, именно стихотворные тексты Александра Сергеевича были положены в основу первых романсов композитора. Вновь поступившее предложение режиссёра пришлось по душе Георгию Васильевичу ещё и по другим причинам. Во-первых, его привлекала возможность отобразить в музыкальных звуках русскую действительность и образный мир уездной России эпохи Пушкина, а во-вторых, из всех времён года Свиридов в творчестве отдавал предпочтение зимней поре.
Интересные факты
Содержание «Романса» Свиридова
Понравилась страница? Поделитесь с друзьями:
«Романс» Свиридова
Гимн русской душе: великий «Романс» Свиридова из сюиты «Метель».
А.С. Пушкин «Метель»: судьба или случайность?
Из-под пера великого поэта прозаический цикл «Повести Белкина» вышел Болдинской осенью. В числе пяти произведений была сентиментальная и немного ироничная повесть «Метель». Незамысловатая история родилась очень быстро – всего за 1 день – 20 октября 1830 г. Сюжет повести короткий и простой: Мария, дочь провинциального помещика, любит прапорщика Владимира, который не мил родителям барышни из-за его бедности. Героиня воспитана на французских романах, поэтому и свою ситуацию молодые люди пытаются решить «по роману»: бежать и тайно обвенчаться. Но… природа неожиданно вторгается в планы влюбленных, внося свои поправки. Метель приводит и к счастливой развязке.
Музыка – действующее лицо кинофильма
Задумка экранизации повести созрела у режиссера Владимира Басова в 1964 г. Музыкальное сопровождение к фильму он предложил написать Г. Свиридову. Писать «абстрактную» музыку композитор никогда не любил, а для кино и театра работал с удовольствием.
И режиссер, и композитор через 130 лет после написания повести должны были увидеть в ней нечто новое, чего «не видел» Пушкин, создавая «Метель». И это «нечто» нашлось. Вряд ли в середине ХХ в. романтические возвышенные чувства героев «облеченные в пушкинскую иронию» были бы уместны, поэтому музыка Свиридова становится полноправным «действующим лицом» киноповести.
Фильм вышел в прокат в феврале 1965-го, но особого впечатления на зрителей не произвел. А вот музыка Г. Свиридова полюбилась сразу.
Симфония-сюита «Метель»
Девять лет спустя (1973 г.) композитор вернулся к музыке, написанной для киноленты «Метель» по настоянию своей супруги Эльзы Клазер, которая вдохновила его переработать партитуру. Так появилась симфоническая сюита «Музыкальные иллюстрации к повести А.С. Пушкина «Метель». В нее вошли 9 музыкальных, логически завершенных пьес, прямо не соответствующих сюжету литературного произведения.
Начинается сюита-симфония пьесой «Тройка».
Далее – утонченный «Вальс» провинциальной усадьбы XIX в., а не пышного придворного бала.
Следующая часть – «Романс». В сравнении с киномузыкой композитор кардинально его изменил. В фильме звучит обычная фортепианная пьеска, которую барышня играет как бы невзначай. В сюите тема получает мощное оркестровое развитие, приобретая драматическое звучание.
Печальная идиллия «Пастораль»
И торжественная бравада «Военного марша» создают необычайный контраст.
Это и свечи, мерцающие в полумраке церкви, и чувственная страсть, доходящая до отчаяния, и вдохновенное пение церковного хора. Заключительные симфонические иллюстрации – «Отзвуки вальса» и « Зимнюю дорогу» , композитор построил по теме изначальных «Тройки» и «Вальса» .
Романс «Метель» – гимн любви
Четвертая пьеса сюиты – «Романс» настолько насыщена глубокими чувствами, что слушая эту мелодию, сердце и душа замирают. В воображении слушателя рисуется романтическая картина вдохновенного рассказа о любви, когда страсти накалены до предела, и помочь героям может только признание. Лирическая кульминация всей сюиты – момент объяснения Маши и Бурмина: « Я Вас люблю… я Вас люблю страстно… » – слышатся слова в неотразимой мелодии.
Главную партию композитор отдал скрипке – она поет о любви. Присоединяется альт, и теперь романс исполняется дуэтом под аккомпанемент рояля. Светлая грусть слышится в чувственном звучании духовых инструментов и всего оркестра.
У «Романса» особая аура и необыкновенный мелодизм. Завораживающее и почти магическое впечатление оказывает остинантность (повторение мелодических фраз). Гимн любви – финальная тема пьесы.
У музыки предназначений много. Она может волновать душу или успокаивать ее. Дарить наслаждение или взывать к разуму. Музыка способна пробуждать глубины душевные и чувственные, о которых мы даже не подозреваем.
Творчество Георгия Свиридова несет в себе некую тайну. Чтобы понять и прикоснуться к ней нужно ее расслышать. Хрупкость музыки Свиридова – это парадокс. Каким бы грандиозным ни был образный мир композитора, сущность его в особенной нежности лирического переживания. И это переживание с особенными свойствами.
Понравилась статья? Подпишитесь на канал, чтобы быть в курсе самых интересных материалов