О чем романс ночь печальна

Конспект урока музыки на тему «Мир человеческих чувств в романсе С. Рахманинова «Ночь печальна»» (5 класс)

Урок 13. Мир человеческих чувств

Планируемые результаты учебной деятельности:

— умение определить и проанализировать родство и взаимосвязи между поэтическим и музыкальным образами на примере жанра романса.

— выявление ведущей темы жанра романса как внимание к внутреннему миру человека, к его эмоциональной сфере.

— укрепление и развитие навыков анализа музыкального произведения.

Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по романсу С. Рахманинова.

Музыка: С. Рахманинов. «Ночь печальна» (№ 16 аудиоприложения ). Песенный материал: М. Глинка, стихи Н. Кукольника. «Жаворонок» (повторение и закрепление).

Поэзия: И. Бунин. «Ночь печальна».

Дополнительный материал: портреты композиторов.

Виды деятельности учащихся: Сравнительный анализ музыки и текста романса. Выстраивание ассоциативных связей и нахождение различий с песней «Ах ты, степь широкая…» и романсом М. Глинки «Жаворонок».

Формы педагогического контроля: Контроль выполнения в «Дневнике музыкальных наблюдений» творческого поискового задания, направленного на развитие личностных качеств и укрепление метапредметных связей. Контроль нравственно-этической ориентации учащихся и её соответствия возрастно-психологическим нормативным требованиям.

Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

Звучит произведение М. Глинки «Жаворонок».

Назовите произведение, автора.

Какое настроение передал композитор в этом произведении?

В каком жанре написано произведение?

Дайте определение романса.

Какие темы чаще всего привлекали композиторов при создании романсов?

Сообщение темы урока. Целеполагание

Внимание к внутреннему миру человека, его счастью, мечтам, одиночеству также ярко проявило себя в романсах русских композиторов. Редко можно встретить романс, в котором не нашли бы своего выражения человеческие переживания, раздумья, стремления.

О чем романс ночь печальна. Смотреть фото О чем романс ночь печальна. Смотреть картинку О чем романс ночь печальна. Картинка про О чем романс ночь печальна. Фото О чем романс ночь печальнаО чем романс ночь печальна. Смотреть фото О чем романс ночь печальна. Смотреть картинку О чем романс ночь печальна. Картинка про О чем романс ночь печальна. Фото О чем романс ночь печальна

М.И. Глинка С. Рахманинов

Сегодня мы с вами продолжим разговор о жанре романса, начатый на прошлом уроке. Сегодня вы познакомитесь с романсом, редким по глубине нежного чувства, по тонкости музыкального воплощения. Это – романс Сергея Васильевича Рахманинова «Ночь печальна».

Тема урока – «Мир человеческих чувств».

Работа по теме урока

Творческая личность Сергея Рахманинова

Рахманинов — великий русский мелодист. Покинув Родину во время революции 1917 г., композитор жил в других странах, выступал как пианист.

Один из любимых жанров Рахманинова — романс. Все свои романсы композитор создал в России, на тексты русских поэтов, за рубежом он романсов не писал. Многие романсы посвящены русской природе и её восприятию человеком, например, «Весенние воды», «Сирень», «Утро», «Островок». Он говорил: «Творчество композитора должно выражать дух его родины, его любовь, его верования, книги, картины… Я – русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды».

Рахманинов был ранимым и неуверенным человеком, стремящимся к уединению и даже одиночеству, избегающим назойливого внимания публики. Он искренне любил и тосковал по родине, думая, не совершил ли он ошибку, вынужденно покинув её. Он постоянно интересовался всеми событиями, происходящими в России, читал книги, газеты и журналы, помогал материально.

Проживая после вынужденного отъезда в США, он почти десять лет ничего не сочинял, но много гастролировал в Америке и Европе и был признан одним из величайших пианистов эпохи и крупнейшим дирижёром.

Романсы Рахманинова по своей популярности соперничают с его фортепианными произведениями. Рахманиновым написано около 80 романсов. Романс С. Рахманинов трактовал как область выражения преимущественно лирических чувств и настроений. Обращаясь зачастую к стихотворениям невысокого поэтического достоинства, Рахманинов «прочитывал» их по-своему и в музыкальном воплощении придавал им новый, неизмеримо более глубокий смысл. В его романсах отражены и трагические настроения одиночества, и благоговейная любовь к природе.

С. Рахманинов. Романс «Ночь печальна»

Романс Сергея Рахманинова «Ночь печальна» представляет собой монолог человека, исповедь его души.

Вообще ночь как тема для сочинения интересовала многих композиторов. Например, у С. Прокофьева в сборнике «Детская музыка» есть миниатюра «Ходит месяц над лугами», у Р. Шумана в цикле «Фантастические пьесы» — «Ночью», у К. Дебюсси — «Лунный свет».

Но в романсе Рахманинова с особой силой проявилось стремление русской музыки к одушевлению окружающего мира.

Ночь печальна, как мечты мои…

Далеко, в глухой степи широкой

Огонёк мерцает одинокий.

Одиночество человека подобно огоньку, единственной живой точке посреди глухого неодушевлённого пейзажа.

В сердце много грусти и любви.

Эта строка неожиданно вносит щемяще-тёплое чувство. Мы лучше начинаем понимать героя, его живую печаль, обращённую в безмолвие ночной степи. И музыка – до сих пор мерно звучащая, окрашенная грустным настроением, вдруг светлеет, наполняется новым дыханием.

Порыв к другому человеку, желание излить сердце вторгаются в спокойное течение музыки.

Но кому и как расскажешь ты,

Что зовёт тебя, чем сердце полно?

Вопрос, заключённый в этих строках, так и остаётся безответным. Степь по-прежнему пуста, вокруг – ни души. Одиночество человека сливается с печалью ночи.

Порыв сменяется прежним мерным звучанием, и повторение первоначальной строки «Ночь печальна» у солиста звучит как тихое смирение.

Прочитайте стихотворение русского писателя и поэта Ивана Алексеевича Бунина «Ночь печальна, как мечты мои…». Прослушайте музыку С. Рахманинова. Сравните музыку и текст романса, подумайте: как взаимосвязаны между собой поэтический и музыкальный образы?

Творчество И. Бунина

Долгое время в литературном сообществе Бунина, издавшим несколько поэтических сборников и получивших за них две Пушкинские премии, называли «пейзажистом». Современники Ивана Алексеевича связывали его поэтические зарисовки с пейзажами из прозаических произведений Тургенева и Чехова. Основной темой в ранних стихах Бунина была природа с её временами года, «седым небом» и «лесами на дальних косогорах». Позже пришёл черёд и философских размышлений. А в его небольшой любовной лирике есть и чувственность, и печаль.

И. Бунин. Ночь печальна, как мечты мои…

Ночь печальна, как мечты мои.

Далеко в глухой степи широкой

Огонёк мерцает одинокий.

В сердце много грусти и любви.

Но кому и как расскажешь ты,

Что зовёт тебя, чем сердце полно! —

Путь далёк, глухая степь безмолвна.

Ночь печальна, как мои мечты. ( 1900 г.)

Слушание романса С. Рахманинова, музыкальный анализ

При слушании романса на стихи И.А. Бунина «Ночь печальна» возникает образ ночи, в музыке звучит тема трагического одиночества: созерцательная элегичность сочетается в музыке со сгущённо-сумрачным настроением, последовательное нагнетание трагического колорита со сдержанностью, подчёркнутой неподвижностью.

Основой романса являются, в сущности, не одна, а две мелодии.

Первая формируется в вокальной партии, слагаясь из кратких и печальных по настроению мотивов-вздохов, возникает сочетание речевых и певучих интонаций. Музыка передаёт лирическое состояние, ассоциирующееся с пейзажным образом: образ глухого ночного безмолвия посреди широко раскинувшейся степи, и «рисует» одновременно созвучное этому пейзажу душевное состояние — тоска одиночества, безнадежность порывов к счастью.

Постоянным, почти неизменным фоном служит меланхолически ровное, текучее, повторяющееся ритмическое движение, создающее ощущение неизбывной печали и оцепенения. Оно прерывается лишь на несколько тактов в середине, где взволнованные речитативные реплики, выражающие мучительно страстный, безответный вопрос («Но кому и как расскажешь ты, что зовёт тебя, чем сердце полно?»), подчёркиваются скандированными аккордами. Однако на этой последней фразе музыка не обрывается. Её поток подхватывает эту последнюю интонацию, и затем, уже до самого конца, она звучит одна, без человеческого голоса, как бы договаривая то, что невозможно выразить словами. Не об этом ли писал А. Фет:

«Что не выскажешь словами,

Звуком на душу навей».

Охарактеризуйте музыкально-выразительные средства:

Повторение и закрепление романса М. Глинки на стихи Н. Кукольника «Жаворонок»

Вспомните ранее прослушанную русскую народную песню «Ах ты, степь широкая…». Подумайте, чем отличается степь в русской народной песне от степи в романсе «Ночь печальна»?

Объясните роль фортепианного сопровождения на примере романсов «Жаворонок» М. Глинки и «Ночь печальна» С. Рахманинова.

При крайнем лаконизме и краткости романса «Ночь печальна», композитору удалось воплотить в нём большое и значительное содержание. Образ одинокого путника, бредущего в далёкой, бескрайней степи тёмной и глухой ночью, освещаемой лишь мерцающим в туманной дали огоньком, символичен. Рахманинов очень тонко сумел почувствовать и передать лирическую многозначность небольшого стихотворения И. Бунина, выявить его глубокий психологический подтекст, скрытый за скупыми стихотворными строками с едва лишь намеченными поэтическими образами.

Удивительная чуткость и проникновенность музыки, образная насыщенность, достигнутые композитором при очень экономном использовании выразительных средств, делают этот романс одним из перлов вокального творчества Рахманинова.

Как в романсе С. Рахманинова «Ночь печальна» передано состояние близости природы и души человека?

Запиши в тетрадь стихотворение, на которое ты бы сочинил романс, если бы был композитором.

Источник

Конспект урока музыки на тему «Мир человеческих чувств в романсе С. Рахманинова «Ночь печальна»» (5 класс)

Аналитическое занятие по романсу С. Рахманинова.

Конспект предназначен учителям музыки и обучающимся 5 класса (УМК Т.И. Науменко, В.В. Алеев «Искусство: Музыка», 5 класс), позволяет как можно разнообразнее и ближе к Программе и курсу предмета «Музыка» раскрыть тему 4 урока 2 четверти.

Планируемые результаты учебной деятельности:

Метапредметные:

— умение определить и проанализировать родство и взаимосвязи между поэтическим и музыкальным образами на примере жанра романса.

Личностные:

— выявление ведущей темы жанра романса как внимание к внутреннему миру человека, к его эмоциональной сфере.

Предметные:

— укрепление и развитие навыков анализа музыкального произведения.

Просмотр содержимого документа
«Конспект урока музыки на тему «Мир человеческих чувств в романсе С. Рахманинова «Ночь печальна»» (5 класс)»

Урок 13. Мир человеческих чувств

Планируемые результаты учебной деятельности:

— умение определить и проанализировать родство и взаимосвязи между поэтическим и музыкальным образами на примере жанра романса.

— выявление ведущей темы жанра романса как внимание к внутреннему миру человека, к его эмоциональной сфере.

— укрепление и развитие навыков анализа музыкального произведения.

Форма проведения занятия: Аналитическое занятие по романсу С. Рахманинова.

Музыка: С. Рахманинов. «Ночь печальна» (№ 16 аудиоприложения). Песенный материал: М. Глинка, стихи Н. Кукольника. «Жаворонок» (повторение и закрепление).

Поэзия: И. Бунин. «Ночь печальна».

Дополнительный материал: портреты композиторов.

Виды деятельности учащихся: Сравнительный анализ музыки и текста романса. Выстраивание ассоциативных связей и нахождение различий с песней «Ах ты, степь широкая…» и романсом М. Глинки «Жаворонок».

Формы педагогического контроля: Контроль выполнения в «Дневнике музыкальных наблюдений» творческого поискового задания, направленного на развитие личностных качеств и укрепление метапредметных связей. Контроль нравственно-этической ориентации учащихся и её соответствия возрастно-психологическим нормативным требованиям.

Организация урока. Мотивация. Актуализация опорных знаний

Звучит произведение М. Глинки «Жаворонок».

Назовите произведение, автора.

Какое настроение передал композитор в этом произведении?

В каком жанре написано произведение?

Дайте определение романса.

Какие темы чаще всего привлекали композиторов при создании романсов?

Сообщение темы урока. Целеполагание

Внимание к внутреннему миру человека, его счастью, мечтам, одиночеству также ярко проявило себя в романсах русских композиторов. Редко можно встретить романс, в котором не нашли бы своего выражения человеческие переживания, раздумья, стремления.

О чем романс ночь печальна. Смотреть фото О чем романс ночь печальна. Смотреть картинку О чем романс ночь печальна. Картинка про О чем романс ночь печальна. Фото О чем романс ночь печальна О чем романс ночь печальна. Смотреть фото О чем романс ночь печальна. Смотреть картинку О чем романс ночь печальна. Картинка про О чем романс ночь печальна. Фото О чем романс ночь печальна

М.И. Глинка С. Рахманинов

Сегодня мы с вами продолжим разговор о жанре романса, начатый на прошлом уроке. Сегодня вы познакомитесь с романсом, редким по глубине нежного чувства, по тонкости музыкального воплощения. Это – романс Сергея Васильевича Рахманинова «Ночь печальна».

Тема урока – «Мир человеческих чувств».

Работа по теме урока

Творческая личность Сергея Рахманинова

Рахманинов — великий русский мелодист. Покинув Родину во время революции 1917 г., композитор жил в других странах, выступал как пианист.

Один из любимых жанров Рахманинова — романс. Все свои романсы композитор создал в России, на тексты русских поэтов, за рубежом он романсов не писал. Многие романсы посвящены русской природе и её восприятию человеком, например, «Весенние воды», «Сирень», «Утро», «Островок». Он говорил: «Творчество композитора должно выражать дух его родины, его любовь, его верования, книги, картины… Я – русский композитор, и моя родина наложила отпечаток на мой характер и мои взгляды».

Рахманинов был ранимым и неуверенным человеком, стремящимся к уединению и даже одиночеству, избегающим назойливого внимания публики. Он искренне любил и тосковал по родине, думая, не совершил ли он ошибку, вынужденно покинув её. Он постоянно интересовался всеми событиями, происходящими в России, читал книги, газеты и журналы, помогал материально.

Проживая после вынужденного отъезда в США, он почти десять лет ничего не сочинял, но много гастролировал в Америке и Европе и был признан одним из величайших пианистов эпохи и крупнейшим дирижёром.

Романсы Рахманинова по своей популярности соперничают с его фортепианными произведениями. Рахманиновым написано около 80 романсов. Романс С. Рахманинов трактовал как область выражения преимущественно лирических чувств и настроений. Обращаясь зачастую к стихотворениям невысокого поэтического достоинства, Рахманинов «прочитывал» их по-своему и в музыкальном воплощении придавал им новый, неизмеримо более глубокий смысл. В его романсах отражены и трагические настроения одиночества, и благоговейная любовь к природе.

Подробнее о творчестве и личности С. Рахманинова см. Приложение.

С. Рахманинов. Романс «Ночь печальна»

Романс Сергея Рахманинова «Ночь печальна» представляет собой монолог человека, исповедь его души.

Вообще ночь как тема для сочинения интересовала многих композиторов. Например, у С. Прокофьева в сборнике «Детская музыка» есть миниатюра «Ходит месяц над лугами», у Р. Шумана в цикле «Фантастические пьесы» — «Ночью», у К. Дебюсси — «Лунный свет».

Но в романсе Рахманинова с особой силой проявилось стремление русской музыки к одушевлению окружающего мира.

Ночь печальна, как мечты мои…

Далеко, в глухой степи широкой

Огонёк мерцает одинокий.

Одиночество человека подобно огоньку, единственной живой точке посреди глухого неодушевлённого пейзажа.

В сердце много грусти и любви.

Эта строка неожиданно вносит щемяще-тёплое чувство. Мы лучше начинаем понимать героя, его живую печаль, обращённую в безмолвие ночной степи. И музыка – до сих пор мерно звучащая, окрашенная грустным настроением, вдруг светлеет, наполняется новым дыханием.

Порыв к другому человеку, желание излить сердце вторгаются в спокойное течение музыки.

Но кому и как расскажешь ты,

Что зовёт тебя, чем сердце полно?

Вопрос, заключённый в этих строках, так и остаётся безответным. Степь по-прежнему пуста, вокруг – ни души. Одиночество человека сливается с печалью ночи.

Порыв сменяется прежним мерным звучанием, и повторение первоначальной строки «Ночь печальна» у солиста звучит как тихое смирение.

Прочитайте стихотворение русского писателя и поэта Ивана Алексеевича Бунина «Ночь печальна, как мечты мои…». Прослушайте музыку С. Рахманинова. Сравните музыку и текст романса, подумайте: как взаимосвязаны между собой поэтический и музыкальный образы?

Творчество И. Бунина

Долгое время в литературном сообществе Бунина, издавшим несколько поэтических сборников и получивших за них две Пушкинские премии, называли «пейзажистом». Современники Ивана Алексеевича связывали его поэтические зарисовки с пейзажами из прозаических произведений Тургенева и Чехова. Основной темой в ранних стихах Бунина была природа с её временами года, «седым небом» и «лесами на дальних косогорах». Позже пришёл черёд и философских размышлений. А в его небольшой любовной лирике есть и чувственность, и печаль.

И. Бунин. Ночь печальна, как мечты мои…

Ночь печальна, как мечты мои.

Далеко в глухой степи широкой

Огонёк мерцает одинокий.

В сердце много грусти и любви.

Но кому и как расскажешь ты,

Что зовёт тебя, чем сердце полно! —

Путь далёк, глухая степь безмолвна.

Ночь печальна, как мои мечты. (1900 г.)

Слушание романса С. Рахманинова, музыкальный анализ

При слушании романса на стихи И.А. Бунина «Ночь печальна» возникает образ ночи, в музыке звучит тема трагического одиночества: созерцательная элегичность сочетается в музыке со сгущённо-сумрачным настроением, последовательное нагнетание трагического колорита со сдержанностью, подчёркнутой неподвижностью.

Основой романса являются, в сущности, не одна, а две мелодии.

Первая формируется в вокальной партии, слагаясь из кратких и печальных по настроению мотивов-вздохов, возникает сочетание речевых и певучих интонаций. Музыка передаёт лирическое состояние, ассоциирующееся с пейзажным образом: образ глухого ночного безмолвия посреди широко раскинувшейся степи, и «рисует» одновременно созвучное этому пейзажу душевное состояние — тоска одиночества, безнадежность порывов к счастью.

Постоянным, почти неизменным фоном служит меланхолически ровное, текучее, повторяющееся ритмическое движение, создающее ощущение неизбывной печали и оцепенения. Оно прерывается лишь на несколько тактов в середине, где взволнованные речитативные реплики, выражающие мучительно страстный, безответный вопрос («Но кому и как расскажешь ты, что зовёт тебя, чем сердце полно?»), подчёркиваются скандированными аккордами. Однако на этой последней фразе музыка не обрывается. Её поток подхватывает эту последнюю интонацию, и затем, уже до самого конца, она звучит одна, без человеческого голоса, как бы договаривая то, что невозможно выразить словами. Не об этом ли писал А. Фет:

«Что не выскажешь словами,

Звуком на душу навей».

Охарактеризуйте музыкально-выразительные средства:

Повторение и закрепление романса М. Глинки на стихи Н. Кукольника «Жаворонок»

Вспомните ранее прослушанную русскую народную песню «Ах ты, степь широкая…». Подумайте, чем отличается степь в русской народной песне от степи в романсе «Ночь печальна»?

Объясните роль фортепианного сопровождения на примере романсов «Жаворонок» М. Глинки и «Ночь печальна» С. Рахманинова.

При крайнем лаконизме и краткости романса «Ночь печальна», композитору удалось воплотить в нём большое и значительное содержание. Образ одинокого путника, бредущего в далёкой, бескрайней степи тёмной и глухой ночью, освещаемой лишь мерцающим в туманной дали огоньком, символичен. Рахманинов очень тонко сумел почувствовать и передать лирическую многозначность небольшого стихотворения И. Бунина, выявить его глубокий психологический подтекст, скрытый за скупыми стихотворными строками с едва лишь намеченными поэтическими образами.

Удивительная чуткость и проникновенность музыки, образная насыщенность, достигнутые композитором при очень экономном использовании выразительных средств, делают этот романс одним из перлов вокального творчества Рахманинова.

Как в романсе С. Рахманинова «Ночь печальна» передано состояние близости природы и души человека?

Запиши в тетрадь стихотворение, на которое ты бы сочинил романс, если бы был композитором.

Источник

Мир человеческих чувств

О чем романс ночь печальна. Смотреть фото О чем романс ночь печальна. Смотреть картинку О чем романс ночь печальна. Картинка про О чем романс ночь печальна. Фото О чем романс ночь печальна

Мир человеческих чувств

Содержание:

Музыкальный материал:

Характеристика видов деятельности:

Что такое музыка?!
Это тихая лунная ночь;
Это шелест живых листьев;
Это отдалённый вечерний звон;
Это то, что родится от сердца и идёт к сердцу…

Внимание к внутреннему миру человека, его счастью, мечтам, одиночеству также ярко проявило себя в романсах русских композиторов. Редко можно встретить романс, в котором не нашли бы своего выражения человеческие переживания, раздумья, стремления.

Начало ХХ века – время, в которое жил и творил Сергей Васильевич Рахманинов, было переломным в России. Столкновение нового со старым во всех сферах жизни, в том числе и в искусстве, связано с событиями Первой мировой войны, революционным движением. Многие композиторы, поэты, художники отказывались от традиций классического искусства, искали новые выразительные средства, созвучные идеям преобразования общества.

С. Рахманинова упрекали в старомодности, а он говорил: «Не хочу ради того, что я считаю только модой, изменять постоянно звучащему во мне тону, сквозь который я слышу окружающий меня мир». Он верил, что это не «фальшивый тон» и что рано или поздно его услышат. Так и случилось. С. Рахманинов искренне и очень взволнованно говорил своей музыкой о том, что на душе. А на душе бывало и светло, и мрачно… как в жизни.

Он чувствовал красоту, величие и правду стихов русских поэтов, подсказанных родной природой:

Чудный день! – Пройдут века –
Также будут в вечном строе
Течь и искриться река
И поля дышать на зное…

Великая заслуга С. Рахманинова в его напевной мелодии, рождённой сильным чувством. О мелодике С. Рахманинова говорят, что она стелется, как тропа в полях, не придуманная, не навязываемая. Подсказана ли она поэзией, навеяна ли симфоническим замыслом, напета ли чуткими пальцами Рахманинова-пианиста, в ней всегда чувствуются плавное дыхание и естественный рисунок.

Романсы С. Рахманинова «Сирень», «Здесь хорошо», «Островок» создают ясные, спокойные образы, полные душевности. Они написаны как будто прозрачными акварельными красками.

Уже в первых строках стихотворения И. Бунина звучит мотив, ставший традиционным (традиционный – сохранившийся от старины; привычный) для русского искусства, мотив единства природы и человеческой души. Но в сравнении с «Жаворонком» М. Глинки он значительно усложнился. В нём показано не просто лирическое (лирический – основывающийся на нежном чувстве) чувство, а длинная цепь образов.

Далеко, в глухой степи широкой
Огонёк мерцает одинокий.

Одиночество сердца подобно огоньку, единственной живой точке посреди глухого неодушевлённого пейзажа.

В сердце много грусти и любви.

Эта строка неожиданно вносит щемяще-тёплое чувство. Мы лучше начинаем понимать героя, его живую печаль, обращённую в безмолвие ночной степи. И музыка – до сих пор мерно звучащая, окрашенная грустным настроением, вдруг светлеет, наполняется новым дыханием.

Порыв к другому человеку, желание излить сердце вторгаются в спокойное течение музыки.

Но кому и как расскажешь ты,
Что зовёт тебя, чем сердце полно?

Удивительная чуткость и проникновенность музыки, образная насыщенность, достигнутые композитором при очень экономном использовании выразительных средств, делают этот романс одним из шедевров вокального творчества Рахманинова.

Вопросы и задания:

Презентация

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *