О чем реформа народного просвещения

Реформа просвещения Александра I

В эпоху царствования императора Александра I произошел ряд событий, которым было суждено сыграть выдающуюся роль в истории России (административная реформа, Отечественная война, восстание декабристов и др.). К ним, вне всякого сомнения, следует отнести создание государственной системы подготовки специалистов.

Суть реформы просвещения Александра I заключалась в создании стройной государственной системы образования во главе с Министерством народного просвещения. В ведение министерства были отданы Академия наук, университеты, средние и низшие учебные заведения, типографии, библиотеки. Империя разделялась на шесть учебных округов (Московский, Виленский, Дерптский, Казанский, Петербургский и Харьковский). Устанавливалось четыре вида учебных заведений: приходские, уездные, губернские училища и университеты.

Каждый губернский город должен был иметь свое губернское училище или гимназию, уездный город — уездное училище, приходские училища организовывались на один или два церковных прихода. Центром системы образования становились университеты. В трех округах они уже существовали: в Москве (1755 г.), Дерпте (1802 г.), Вильно (1803 г.), а в трех других вскоре были учреждены: в Казани (1804 г.), Харькове (1805 г.), Петербурге (1819 г.). На университеты возложили руководство административной, хозяйственной и учебной деятельностью всех учебных заведений округа. В частности, учебной жизнью заведовал особый училищный комитет, состоящий из профессоров университета.

О чем реформа народного просвещения. Смотреть фото О чем реформа народного просвещения. Смотреть картинку О чем реформа народного просвещения. Картинка про О чем реформа народного просвещения. Фото О чем реформа народного просвещения

Таким образом, сложилась следующая административная вертикаль системы просвещения. Во главе учебного округа стоял попечитель, который представлял интересы университета и округа перед министром просвещения. Непосредственно попечителю подчинялись ректоры университетов, ректорам — директора губернских гимназий, которые, кроме того, являлись директорами уездных училищ, а руководитель последних — смотритель, в свою очередь, был начальником приходских училищ в своем уезде.

В основных своих чертах административная система управления образованием сохранялась до 1917 года.

Источник

История Росcии. 19 век. 8 класс

Реформа в области просвещения.

Система образования подверглась значительной перестройке, затронувшей все три ее ступени: начальную, высшую и среднюю.

Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народных училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города). Это привело к созданию начальных школ различного типа- государственных, земских, церковно-приходских, воскресных. Срок обучения в таких школах не превышал, как правило, трех лет.

В отношении начального или народного образования, кроме старого типа церковноприходских школ, был создан новый тип светской начальной школы, перешедшей на попечение земств. К концу царствования Александра II народные школы считались уже десятками тысяч и составляли одну из самых важных забот земств. Для приготовления учителей в начальные школы Министерство народного просвещения и земства устраивали учительские семинары.

19 ноября 1864 г. появился новый устав о гимназиях, который провозглашал равенство при поступлении всем сословиям. Целью общего образования стало приспособление к практическим потребностям и приобретение технических познаний. Но из-за высокой оплаты это было доступно только детям обеспеченных родителей.Они разделялись на классические и реальные.

Реальные гимназии готовили к работе в различных отраслях промышленности и торговли. Обучались в них 7 лет. Основное внимание уделялось математике, естествознанию, техническим предметам. Доступ в университеты для выпускников этих гимназий был закрыт. Они могли продолжить учебу в технических высших учебных заведениях.

Обращено было внимание и на женское образование. До времени императора Александра II для девиц существовали только институты и частные пансионы; в них получали образование почти исключительно дворянки. Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий, причем эти новые учреждения находились в ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения. В 1870 г. 24 мая утверждено было новое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе. Параллельно с ними в духовном ведомстве, для дочерей лиц духовного сана, стали открываться епархиальные училища с соответствующим курсом. Встал вопрос о высшем образовании для женщин. Первую попытку в этом направлении сделал начальник петербургских женских гимназий Н.А.Вышнеградский, основав в 1863 году педагогические женские курсы для подготовки преподавателей. В 1878 году при содействии профессора К.Н.Бестужева-Рюмина открываются в Петербурге Высшие женские курсы. По примеру Петербурга и в других городах стали возникать Высшие женские курсы.

Особенно важное значение имело в издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука.

Таким образом, в царствование императора Александра II дело начального, женского и университетского образования было широко поставлено.

Реформы в области печати.

Глубокое и благотворное влияние на развитие общественного самосознания оказала также и реформа печати.

В 1857 году правительство поставило на очередь вопрос о пересмотре цензурного устава. После разрешения в 1858 году обсуждать в печати проблемы общественной жизни и деятельность правительства резко возросло количество периодических изданий (1860 год – 230) и наименований книг (1860 год – 2058).

6 апреля 1865 г. были утверждены «Временные правила о печати», которые освобождали от предварительной цензуры оригинальные сочинения объемом не менее десяти, а переводные – не менее двадцати листов и некоторые периодические издания по усмотрению министра внутренних дел. По этим правилам, предварительную цензуру для периодики заменили карающей, то есть налагающей санкции на издание после публикации тех или иных предосудительных – с точки зрения правительственной политики – материалов. Для периодических изданий дополнительно требовалось внесение крупного денежного залога. От цензуры освобождались официальные и научные издания.

Такое положение дел создавало благоприятные условия для формирования общественного мнения. Печать отзывалась на каждое правительственное начинание, обсуждала все реформы, оценивала их последствия, приветствовала созданный реформами новый общественный строй, основанный на демократическом бессословном начале. «Временные правила о печати» действовали, практически без изменений, в течение 40 лет.

Источник

История Росcии. 19 век. 8 класс

Реформа в области просвещения.

Система образования подверглась значительной перестройке, затронувшей все три ее ступени: начальную, высшую и среднюю.

Согласно утвержденному 14 июня 1864 г. Положению о начальных народных училищах, образованием народа совместно должны были заниматься государство, церковь и общество (земства и города). Это привело к созданию начальных школ различного типа- государственных, земских, церковно-приходских, воскресных. Срок обучения в таких школах не превышал, как правило, трех лет.

В отношении начального или народного образования, кроме старого типа церковноприходских школ, был создан новый тип светской начальной школы, перешедшей на попечение земств. К концу царствования Александра II народные школы считались уже десятками тысяч и составляли одну из самых важных забот земств. Для приготовления учителей в начальные школы Министерство народного просвещения и земства устраивали учительские семинары.

19 ноября 1864 г. появился новый устав о гимназиях, который провозглашал равенство при поступлении всем сословиям. Целью общего образования стало приспособление к практическим потребностям и приобретение технических познаний. Но из-за высокой оплаты это было доступно только детям обеспеченных родителей.Они разделялись на классические и реальные.

Реальные гимназии готовили к работе в различных отраслях промышленности и торговли. Обучались в них 7 лет. Основное внимание уделялось математике, естествознанию, техническим предметам. Доступ в университеты для выпускников этих гимназий был закрыт. Они могли продолжить учебу в технических высших учебных заведениях.

Обращено было внимание и на женское образование. До времени императора Александра II для девиц существовали только институты и частные пансионы; в них получали образование почти исключительно дворянки. Уже в 60-х годах вместо прежних закрытых женских заведений стали устраивать открытые, с допущением девиц всех сословий, причем эти новые учреждения находились в ведомстве учреждений императрицы Марии. Подобные гимназии стало утверждать и Министерство народного просвещения. В 1870 г. 24 мая утверждено было новое Положение о женских гимназиях и прогимназиях Министерства народного просвещения. Потребность к высшему женскому образованию привела к учреждению педагогических курсов и высших женских курсов в Петербурге, Москве, Киеве, Казани и Одессе. Параллельно с ними в духовном ведомстве, для дочерей лиц духовного сана, стали открываться епархиальные училища с соответствующим курсом. Встал вопрос о высшем образовании для женщин. Первую попытку в этом направлении сделал начальник петербургских женских гимназий Н.А.Вышнеградский, основав в 1863 году педагогические женские курсы для подготовки преподавателей. В 1878 году при содействии профессора К.Н.Бестужева-Рюмина открываются в Петербурге Высшие женские курсы. По примеру Петербурга и в других городах стали возникать Высшие женские курсы.

Особенно важное значение имело в издание нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г., в выработке которого, по инициативе министра народного просвещения А.В. Головкина, участвовала особая комиссия при главном правлении училищ, составленная преимущественно из профессоров Петербургского университета. Устав предоставлял университетам довольно широкую автономию: вводилась выборность ректора, деканов, профессоров, университетский Совет получил право самостоятельно решать все научные, учебные и административно-финансовые вопросы. А в связи с развитием университетов, соответственно быстрыми темпами начала развиваться наука.

Таким образом, в царствование императора Александра II дело начального, женского и университетского образования было широко поставлено.

Реформы в области печати.

Глубокое и благотворное влияние на развитие общественного самосознания оказала также и реформа печати.

В 1857 году правительство поставило на очередь вопрос о пересмотре цензурного устава. После разрешения в 1858 году обсуждать в печати проблемы общественной жизни и деятельность правительства резко возросло количество периодических изданий (1860 год – 230) и наименований книг (1860 год – 2058).

6 апреля 1865 г. были утверждены «Временные правила о печати», которые освобождали от предварительной цензуры оригинальные сочинения объемом не менее десяти, а переводные – не менее двадцати листов и некоторые периодические издания по усмотрению министра внутренних дел. По этим правилам, предварительную цензуру для периодики заменили карающей, то есть налагающей санкции на издание после публикации тех или иных предосудительных – с точки зрения правительственной политики – материалов. Для периодических изданий дополнительно требовалось внесение крупного денежного залога. От цензуры освобождались официальные и научные издания.

Такое положение дел создавало благоприятные условия для формирования общественного мнения. Печать отзывалась на каждое правительственное начинание, обсуждала все реформы, оценивала их последствия, приветствовала созданный реформами новый общественный строй, основанный на демократическом бессословном начале. «Временные правила о печати» действовали, практически без изменений, в течение 40 лет.

Источник

Реформа образования Александра II: цель, проведение, итог

Образовательная реформа Александра II

Необходимость изменения системы школьного и университетского образования в Российской империи назревала давно.

Это понимал и император, и его приближенные, и интеллектуальная элита общества.

Поэтому разработкой проектов реформ университетского и среднего образования в течение нескольких лет занимались специально созданные комиссии.

Реформа образования была проведена императором в два этапа – в 1863 г. (высшее) и 1871 г. (среднее)

Основополагающие документы

Действия императора

Разработанные реформы и мероприятия в их рамках, внедрялись постепенно, но имели колоссальное влияние для всей страны.

• Введена новая система начального и среднего образования, которая позволила выходцам из низших сословий получать знания в стенах учебных заведений;
• В учебных заведениях было введено классическое образование, которое внедрялось одновременно с реалистическим. Это положительно сказалось на общих результатах реформы;
• Классическим считалось образование, которое основывалось на преподавании древнегреческого языка, латыни, математики, истории, литературы, риторики, философии, в реальных гимназиях учили иностранным языкам и естествознанию;
• Гимназисты могли поступать в университеты и в высшие технические училища;
• Университетам была предоставлена широкая автономия. ВУЗы делились на факультеты, а те – на отделения. Были введены научные степени и звания.
• Преподаватели самостоятельно выбирали ректоров и деканов, имели право приглашать лекторов из-за границы и других вузов, появился студенческий суд, возможность выбирать лекционные и семинарские курсы, различные дисциплины, предметы;
• В университетах можно было создавать научные общества.
• При каждом ВУЗе работали публичные библиотеки;
• Были восстановлены кафедры философии и государственного права;
• Возросла роль попечительских и педагогических советов.

Создание учебных заведений

Была создана новая система образовательных учреждений, которые делились на несколько видов:

• Земские школы, которые создавались земствами;
• Церковные школы;
• Народные училища, принадлежавшие Министерству народного просвещения;
• Коммерческие училища, инициаторами которых выступили представители крупной буржуазии;
• Женские образовательные заведения.

В гимназиях могли учиться все, кто хотел, но только после сдачи испытаний.

В университеты поступали выпускники классических гимназий или те, кто сдавал экзамены за прохождение курса такой гимназии.

Результаты реформ

1. Созданы педагогические общества.
2. Появились комитеты грамотности.
3. Собирались педагогические съезды.
4. Структура образование стала строго иерархической, с акцентом на обучение всех слоев населения.

О чем реформа народного просвещения. Смотреть фото О чем реформа народного просвещения. Смотреть картинку О чем реформа народного просвещения. Картинка про О чем реформа народного просвещения. Фото О чем реформа народного просвещения

Александр Второй, инициатор реформ

Реформы Александра II — попытка российской власти привести порядки Российской империи в соответствие с реалиями ХIХ века.

18 февраля 1855 года умер император Николай I. Русский трон занял его сын Александр (II). Крымская война ещё продолжалась, но неудачный ход её всё более утверждал русское общество в мысли, что страна отстает в своем развитии от запада и требуются кардинальные реформы всего устройства русской жизни.

Инициатором реформ выступил император Александр II

Причины реформ Александра II

Реформы Александра Второго

Крестьянская реформа

личную свободу,
независимость от помещика;
право переходить в другие сословия;
право самостоятельного вступления в брак;
свободу выбора рода занятий;
право защиты своих дел в суде.
самостоятельно совершать сделки
приобретать и распоряжаться имуществом;
заниматься торговлей и промыслами
участвовать в выборах местного самоуправления

Отменив крепостное право, Александр остался в истории России под именем Освободителя

Финансовая реформа

Была направлена на упорядочивание работы финансового аппарата государства

Реформа образования

Земская реформа кратко

Её цель заменить бюрократическое управление территорией из Центра органом местного самоуправления, состоящим из жителей данной местности, лучше, чем кто бы-то ни было знакомых с местными реалиями жизни

Были созданы выборные губернские и уездные земские собрания и земские управы. Они ведали местными хозяйственными делами: содержанием путей сообщения; строительством и содержанием школ и больниц; наймом врачей и фельдшеров; устройством курсов для обучения населения; развитием местной торговли и промышленности; устройством хлебных складов; заботой о скотоводстве и птицеводстве; взиманием налогов на местные нужды и т.п.

Городская реформа

Преследовала те же цели, что земская.

В губернских и уездных городах были организованы городские общественные управления, в ведении которых стояли хозяйственные вопросы: внешнее благоустройство города, обеспечение продовольствием, противопожарная безопасность, устройство пристаней, бирж и кредитных учреждений и пр.

Под учреждениями городского самоуправления подразумевалось городское избирательное собрание, дума и городская управа

Судебная реформа. Кратко

Судебная система при Николае Первом была нерациональна и сложна. Судьи были зависимы от властей. Состязательность отсутствовала. Право сторон и подсудимых на защиту было ограниченным. Часто судьи вообще не видели подсудимых, а решали дело по документам, составленным судебной канцелярией.

Основой реформы судопроизводства Александра II стали такие положения

В ходе реформы были созданы две ветви судов — мировые и общие.

Они в свою очередь имел по две инстанции (мировые судьи и мировые съезды; окружные суды и судебные палаты). Общей третьей инстанцией были Кассационные департаменты Правительствующего Сената

Военная реформа

Значение реформ Александра Второго

В результате реформ, проведенных императором Александром Вторым, в России сложилась экономическая инфраструктура, обеспечивающая промышленный подъем, поставивший страну в один ряд с другими великими державами мира, а так же начало складываться гражданское общество

В самом начале своего царствования император Александр II отменил те стеснительные меры, которые были приняты в отношении учебных заведений в последние годы Николая I. Преподавание в университетах получило больше свободы; был открыт доступ в университеты вольнослушателям.

В 1863 г. дан был общий устав университетов, по которому профессорская корпорация получила самоуправление. Совет профессоров в каждом университете избирал всех университетских должностных лиц и заведовал хозяйством университета; попечителю учебного округа принадлежало только наблюдение за законностью действий совета.

Но студенты права на корпоративное устройство не получили, и вольнослушатели в университеты более не допускались.

Когда на рубеже 1860-1870-х гг. среди молодёжи широко распространился «нигилизм», консервативный министр народного просвещения граф Д. Толстой склонил Александра II провести реформу средней школы – с целью сделать упор не на такие предметы, которые развивают «поверхностное вольномыслие», а на механическое усвоение точных понятий, способное «подготовить ум и чувства к правильной работе».

Важнейшую роль в школе предполагалось отдать древним языкам и математике.

Гимназический устав Толстого (1871) внедрил классическую систему обучения. В гуманитарных гимназиях стали преподавать в огромном объеме латинский и греческий языки, исключив естествознание и сократив преподавание русского языка и литературы.

Технические же («реальные») гимназии были понижены в ранге до училищ. Там вводился широчайший курс математики и черчения, но сокращалось естествознание.

О чем реформа народного просвещения. Смотреть фото О чем реформа народного просвещения. Смотреть картинку О чем реформа народного просвещения. Картинка про О чем реформа народного просвещения. Фото О чем реформа народного просвещения

Дмитрий Андреевич Толстой. Портрет работы И. Крамского, 1884

В 1879, после новых покушений на царя, по инициативе Толстого были проведены изменения в университетском уставе 1863: профессорские органы по надзору за студентами пополнялись, а отчасти и заменялись посторонней для университета инспекцией

Эпоха Александра II ознаменовалась и быстрым развитием женского образования.

С конца 50-х годов в России начали возникать всесословные женские гимназии. Начальник таких гимназий в Петербурге Н. А. Вышнеградский сделал первый опыт организации высшего образования для женщин, учредив «педагогические женские курсы» (1863).

Затем кружком передовых женщин при содействии профессора К. Н. Бестужева-Рюмина (1878) в столице были открыты «высшие женские курсы» («бестужевские»). По примеру Петербурга они стали возникать и в других университетских городах.

О чем реформа народного просвещения. Смотреть фото О чем реформа народного просвещения. Смотреть картинку О чем реформа народного просвещения. Картинка про О чем реформа народного просвещения. Фото О чем реформа народного просвещения

Константин Николаевич Бестужев-Рюмин

При Александре II были достигнуты заметные успехи и в сфере низшего, народного, образования.

Кроме церковно-приходских школ появился новый тип светской начальной школы, перешедшей на попечение земств. К концу царствования Александра II народные школы считались десятками тысяч.

В начале своего царствования император Александр II отменил те стеснительные меры, которые были приняты в отношении учебных заведений в последние годы императора Николая I. Преподавание в университетах получило больше свободы, был открыт доступ в университеты вольнослушателям. В университетских аудиториях появилась посторонняя публика, мужская и женская.

В университетскую жизнь было внесено такое же оживление, какое царило тогда во всем обществе.

Реформа высшего образования

Новизна и сложность возникшего положения скоро привели студенчество к волнениям и беспорядкам (1861). В связи с ними последовали некоторые ограничения университетской свободы.

В 1863 году дан был общий устав университетов, по которому профессорская корпорация получила самоуправление. Совет профессоров в каждом университете избирал всех университетских должностных лиц и заведовал хозяйством университета.

Попечителю учебного округа принадлежало только наблюдение за законностью действий совета.

Но учащиеся в университете студенты рассматривались как отдельные посетители, не имеющие права на корпоративное устройство, посторонние же лица и вовсе не допускались к посещению лекций. Такое положение учащихся давало им частые поводы к неудовольствию и «студенческим беспорядкам», составлявшим одно из частых и печальных явлений той эпохи.

Реформа средней школы

Под влиянием общественного брожения и студенческих беспорядков министром народного просвещения графом Д. А. Толстым была задумана реформа средней школы. В начале царствования императора Александра II (при министре А. В. Головине) доступ в гимназии был открыт для детей «всех состояний без различия звания и вероисповедания».

Самые гимназии были двоякого типа: классические (с древними языками) и реальные (без древних языков, с преобладанием естествознания).

Граф Толстой (поддерживаемый М. Н. Катковым) находил, что реальное образование есть «одна из важных причин так сильно охватившего наше учащееся юношество материализма, нигилизма и самого пагубного самомнения».

Единственным средством борьбы с этим злом министр считал установление строго классической системы образования в гимназиях. В 1871 году он составил новый устав гимназий, одобренный государем. Классическая гимназия сделана была единственным типом общеобразовательной и всесословной средней школы, питомцы которой одни имели право поступления в университеты.

Реальные гимназии были заменены «реальными училищами», цель которых была в том, чтобы доставлять учащемуся юношеству всех состояний общее образование, приспособленное к практическим потребностям и к приобретению технических познаний.
Реформой Толстого было создано полное преобладание классической школы в государстве.

К сожалению, школьному классицизму придан был внешний формальный характер: дело ограничивалось грамматическим изучением древних языков при очень большом числе учебных часов на этот предмет.

За отсутствием достаточного числа русских преподавателей латыни и греческого языка пришлось выписывать специалистов из-за границы (преимущественно чехов).

Их преподавание не могло нравиться по незнанию ими русского языка и русской школы. Реформа графа Толстого вообще не вошла в нравы общества и возбудила против себя прямую ненависть, хотя в основе своей имела правильную мысль о высоком воспитательном значении классицизма.

О чем реформа народного просвещения. Смотреть фото О чем реформа народного просвещения. Смотреть картинку О чем реформа народного просвещения. Картинка про О чем реформа народного просвещения. Фото О чем реформа народного просвещения

Реформы женского и начального образования

Одновременно с реформой мужской средней школы шли мероприятия в области женского образования.

До времени императора Александра II для девушек существовали только институты и частные пансионы; в них получали образование почти исключительно дворянки. С конца 50-х годов начинают возникать женские гимназии для приходящих учениц всех сословий. Сначала эти гимназии основывались в ведомстве учреждений императрицы Марии, а затем и в ведомстве Министерства народного просвещения.

Параллельно с ними в духовном ведомстве, для дочерей лиц духовного звания, стали открываться женские епархиальные училища с соответствующим курсом.

Таким образом, в царствование императора Александра дело женского образования было поставлено широко. Естественно рождалась мысль о возможности и высшего образования для женщин. Первую попытку в этом направлении сделал начальник петербургских женских гимназий Н.

А. Вышнеградский. По его мысли, при женских гимназиях были основаны «педагогические женские курсы» для приготовления преподавательниц (1863).

Затем кружком передовых женщин, при содействии профессора К. Н. Бестужева-Рюмина (1878), были открыты «Высшие женские курсы» («Бестужевские») в Петербурге.

Наконец, в Петербурге же существовали некоторое время (с 1872 года) медицинские женские курсы для женщин-врачей. По примеру Петербурга и в других университетских городах стали возникать по частному почину высшие женские курсы. Таким образом, вопрос о высшем образовании женщин получил успешное разрешение, несмотря на то, что правительство с большой осторожностью относилось к делу разрешения женских курсов.

В отношении низшего, начального или народного образования в царствование императора Александра II достигнуты были большие результаты.

Создан был, кроме старого типа начальных народных училищ — церковноприходских школ, новый тип светской начальной школы, перешедшей на попечение земств.

К концу царствования Александра II народные школы считались уже десятками тысяч и составляли одну из самых важных забот земства. Для подготовки учителей в начальные школы Министерство народного просвещения и земства устраивали «учительские семинарии».

Несмотря, однако, на ряд усилий поднять народную грамотность, в эпоху реформ она стояла еще на низком уровне.

Реформа образования 1864 года

Не бойся незнания, бойся ложного знания. От него все зло. Л.Н. Толстой

Реформа образования 1864 года проходила в несколько этапов, которые в конечном итоге реформировали все системы образования в России. Реформировано было начальное, обще и среднее образование.

Основные даты этих реформ:

Из-за Университетского устава реформу образования часто называют реформами Александра 2 1863-1864 годов.

В любом случае речь идет об изменении системы образования Российской Империи, и ниже мы рассмотрим, что именно менялось, а также происходило функционирование системы образования в стране.

О чем реформа народного просвещения. Смотреть фото О чем реформа народного просвещения. Смотреть картинку О чем реформа народного просвещения. Картинка про О чем реформа народного просвещения. Фото О чем реформа народного просвещения

Реформирование начальной школы

18 июля 1864 было принято «Положение о народных училищах».

Главная особенность этого положения заключалась в отмене государственной и церковной монополии на образование. После реформы системы образования начальные школы могли открывать также общественные учреждения и частные лица. Срок обучения в начальной школе не превышал 3-х лет.

Начальные школы теперь были следующих типов:

Реформирование средней школы

19 ноября 1864 года был принят «Устав гимназий и прогимназий».

Именно гимназии были основным звеном средней школы. Все гимназии были разделены на 2 типа: классические и реальные. Классические готовили к поступлению в высшие заведения, а реальные – в технические учебные заведения.

Тип гимназии Что преподавалиЧто давало окончание

РеальныеЕстественные науки.Обучение в технических ВУЗах
КлассическиеГуманитарные науки.Поступление в университеты.

Во всех гимназиях срок обучения составлял 7 лет.

После 1871 года срок обучения в классических гимназиях составлял 8 лет. Фактически реформа образования 1864 года делила людей на сословия по типу полученного образования: классические гимназии – люди с высшим образованием, реальные гимназии – промышленники и торговцы.

Важная особенность реформы – в гимназию мог поступить абсолютно любой человек Российской Империи.

Правда фактически образование все равно оставалось доступным только дворянам, поскольку стоимость обучения в гимназиях была очень высокой, и большая часть населения не могла себе этого позволить.

В 1862 году в России впервые появились женские гимназии. Тем самым впервые за всю историю страны женщины получили право на среднее образование.

Правда нужно сделать оговорку – программа обучения в женских гимназиях сильно уступала гимназиям мужским.

Реформирование высшего образования

18 июня 1863 был принят Университетский устав. Реформа образования при Александре 2 фактически началась в этом году с этого документа, в 1864 году продолжилась.

Главное в новом уставе – университетам была возвращена автономия. У каждого университета был «совет профессоров», который избирал ректора и декана.

Именно ректор, декан и совет профессоров полностью и единолично отвечали за образование:

Одновременно в России появилась возможность получения высшего образования у женщин.

Женские гимназии, конечно, не давали права на поступление в обычный университет, поэтому в стране были созданы высшие женские курсы.

Обучиться им можно было в Москве, Петербург, Киеве и Казани. Дальнейшие реформы открыли дорогу женщинам и в обычные университеты, но даже при этом они принимались туда под особым статусом – вольнослушатели. Этому реформа в области просвящения от 1864 года послужила толчком.

О чем реформа народного просвещения. Смотреть фото О чем реформа народного просвещения. Смотреть картинку О чем реформа народного просвещения. Картинка про О чем реформа народного просвещения. Фото О чем реформа народного просвещения

Значение для страны

Реформа образования Александра 2 преследовала две главные цели:

Достоинства и недостатки реформ в области просвещения слеудет трактовать с точки зрения достигнутого результата и целей.

Второй пункт целей был побочным и не принципиальным.

«Частные» школы в итоге появились, но они не прижились и в скором времени исчезли окончательно. Что касается остальных целей, то на бумаге они были достигнуты, а в реальности – нет. Всеобщность образования затронула только начальные школы (3 класса).

Даже средние школы, гимназии, для 90% населения были недоступны в виду большой стоимости обучения.

Естественно, высшее образование поэтому тоже было недоступным. Поэтому в данной реформе нужно четко разграничивать, что было на бумаге, и что происходило на самом деле.

Была в реформах и мина замедленного действия – полная самостоятельность университетов. Фактически они были неподконтрольны государству: свои правила, свое распределение финансирования, самостоятельно в определении программы и предметов обучения, самостоятельность в выборе кадров.

Этим в дальнейшем активно пользовались революционеры и те, кого сегодня стало можно называть либералами.

Административные преобразования России во второй половине XIХ века

Народное образование также направило на себя заинтересованность царя. Особенно немаловажное значение обладало в этом отношении публикация нового и общего устава российских университетов 18 июля 1863 г.

Глубокое и положительное влияние на формирование общественного самосознания оказала также и реформа печати. Уже в самом начале правления Александра II были произведены кое-какие послабления печати. В 1855 г. был ликвидирован подписанный в 1848 г.

Источник

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *