О чем рассказывают нам росписи заупокойных храмов
Египет. Заупокойный храм пирамиды Хефрена
Крупнейшим и совершеннейшим созданием египетской архитектуры Древнего царства следует считать пирамиду, и в частности три знаменитые пирамиды – Хефрена, Хеопса и Микерина около Гизе (44). Нет другого архитектурного сооружения, столь же простого но своей форме, как пирамида Древнего царства. Издали она вырисовывается в виде равнобедренного треугольника, в плане образует квадрат и представляет собой почти сплошной каменный массив. В недрах ее находится небольшое помещение, предназначенное для саркофага фараона и его семьи. Рядом с ним имеется несколько служебных помещений. Простота замысла пирамиды проистекает не из бедности воображения, а из большой художественной зрелости ее создателей.
Гизе. Пирамида Хефрена и сфинкс
Назначение пирамиды двойственно. Она должна принять и скрыть в себе тело умершего царя, избавить его от тлена. И вместе с тем пирамида – это памятник, восхваляющий его всемогущество, вечное напоминание о нем подданным царя. Мысль о вечной сохранности и мысль о вечной славе содействуют сближению обеих задач и придают зданию многообразие художественного образа. Каменный массив скрывает в своих недрах тщательно замурованный саркофаг фараона, и вместе с тем, обладая наиболее устойчивой из всех возможных форм, он придает скрытому в ее недрах телу бесконечную силу сопротивляемости. Пирамида исполнена тайны, так как в ее внешности не выражено ее внутреннее устройство, и вместе с тем она видна издалека, так как высоко возносит к небу свою вершину и своим гигантским силуэтом далеко царит над округой.
Гизе. Реконструкция верхнего заупокойного храма пирамиды Хефрена (по О. Хольшерому)
Пирамида характеризует только одну сторону архитектурного творчества Древнего царства. Его другая сторона выступает в храмовом строительстве. Лучший памятник этого времени – это поминальный храм перед пирамидой Хефрена в Гизе. Храм кажется выполненным в скале, настолько массив его объема преобладает над сравнительно небольшим и тесным внутренним помещением, имеющим в плане форму буквы «Т». В этом отношении древнейший египетский храм сродни композиции пирамиды. Но, в отличие от пирамиды, в египетских храмах все формы более расчленены, в них противопоставлены друг другу несущие и несомые части, столбы и покрытия.
Представление о покрытии как основе мироздания прочно вошло в сознание древних египтян: они считали, что богиня неба Нут своим стройным корпусом, похожим на горизонтально положенную балку, осеняет всю землю. Но миф претворился в зданиях в ясную архитектурную композицию, в соотношение массивных каменных плит. Это несложное соотношение столбов и горизонтальных брусьев выражено в храме в Гизе наглядно, как в игрушечных кубиках, из которых дети выкладывают свои сооружения. Ритмическое чередование пролета и устоя, которое намечалось еще в кромлехах, нашло себе здесь более ясное выражение. Темнокрасные гранитные плиты, благодаря превосходной шлифовке, не подавляют своей массивностью. Небольшое пространство храма никуда не ведет. Чередование столбов и пролетов отличается ровным, спокойным характером. Все здание рождает чувство ясного бытия, чуждого напряжению, усилию и нарочитому эффекту.
Гизе. План заупокойных храмов пирамиды Хефрена (а — верхний храм; б — нижний храм)
Гизе. Сфинкс у подножия пирамиды Хефрена
М.В. Алпатов. Всеобщая история искусств. Искусство древнего мира и средних веков. том 1. 1948
***
Историю древнего Египта принято подразделять на следующие периоды:
Заупокойные храмы египетских царей
Западный берег реки Нил, особенно его часть, расположенная напротив современного Луксора, — это протяженная цепь археологических зон поистине мирового значения. Их окружают суровые ландшафты знойной каменистой пустыни. Поминальные храмы египетских царей Дейр эль-Бахри, Мединет-Абу, Ком элъ-Хеттана заслуживают отдельного маршрута путешествия по Египту.
«ОБРАЗ НЕБЕСНОГО ГОРИЗОНТА»
Так называли жрецы Нового царства поминальные (заупокойные) храмы царей и цариц XVIII, XIX и XX династий, а также знатных людей и царедворцев, составлявших их ближайшее окружение.
Это поэтическое определение в то же время представляет собой своего рода концепцию этих храмов — и религиозно-символическую, и художественную, и даже конструктивную. Фундамент святилища, с которого всегда начиналось строительство, символизировал некую первичную священную материю, из которой возник весь сущий мир. Колонны, подобные стеблям лотоса, и их детали — декоративные рельефы с изображением цветков лотоса, стеблей и листьев папируса— выражали движение жизни, развитие, рост личности, ее устремленность к духовным ценностям. Потолок, украшенный изображением звезд на темно-синем фоне, небесных тел, священных птиц, — Небо, прежде всего, в его сакральной ипостаси.
В местности, называемой ныне по-арабски Дейр эль-Бахри, стояли три величественных скальных храма — Ментухотепа II (XXI в. до н.э.), этот выдающийся памятник Среднего царства был обнесен колоннадой и увенчан пирамидой; Хатшепсут (XV в. до н.э.) и Тутмоса III (XV в. до н.э.).
Храм Ментухотепа соединил в себе два стиля надгробных памятников в Древнем Египте — пирамидальный (прежний) и террасный (новый). Его погребальная камера врезана в скалу на глубину 150 м, он был украшен несколькими гипостилями (открытыми наружными и закрытыми колоннадами) из четырех- и восьмигранных колонн, украшен рельефами.
К первому двору — храма Хатшепсут вела аллея с ярко раскрашенными сфинксами с головой царицы. При храме находились также святилища Ануби-са и Хатхор. Конструкцию храма Хатсеп-шут, Джесер джесеру — «священнейший из священный», как она сама его называла, у подножия 300-метровой скалы, формируют три террасы, соединенные пандусами с колоннадами. Отчасти облик храма вторичен относительно храма Ментухотепа. Придворный архитектор Сенмут (Сененмут) не избегал повторов чужих удачных идей, но отделка его творения была гораздо изящнее и богаче. Была — потому что пасынок и племянник Хатшепсут Тутмос III, мягко говоря, не любивший ее (в их взаимоотношениях было много неразрешимых конфликтов), постарался удалить отовсюду, где только мог, живописные и скульптурные изображения царицы, заменив их собственными, сбил рельефы, стер надписи с ее именем. В раннехристианские времена здесь был коптский монастырь, и это стало новым ударом по храму: уничтожались оставшиеся росписи. Первые раскопки на месте храма провели французские археологи Эдуард Анри Навиль и Огюст Мариет.
Тутмос III поставил храм для себя выше храмов Ментухотепа и Хатшепсут. В комплекс этого заупокойного сооружения входили нижний храм (еще не раскопанный) и верхний храм, молельни святилища и другие помещения, а также, конечно, гипостили. Храм был разрушен уже в древности, и лишь в 1906 г. было обнаружено пещерное святилище Хатхор, относящееся к нему. Остатки собственно храма были обнаружены польской археологической экспедицией в 1962 г. Среди ее находок — тысячи фрагментов стенописей, много скульптур, среди которых была и двухметровая статуя Тутмоса на троне.
Грандиозный и роскошный поминальный храм Аменхотепа III (правил ок. 1388-1353/1351 до н.э.), относившийся к некрополю Долины Царей, ныне приписан к местности Ком-эль-Хеттан. От него остались лишь обломки, а некогда он занимал площадь в 35 га. С севера и юга к храму примыкали святилища Амона-Ра и Птаха-Сокара-Осириса. О былом величии храма сегодня напоминают лишь две статуи Аменхотепа, «колоссы Мемнона», некогда стоявшие у ворот храма. Эти статуи не имеют отношения к персонажу древнегреческих мифов Мемнону, царю Эфиопии, пришедшему на помощь защитникам Трои. Так назвали их греки во времена Птолемеев. Фигуры высотой 18 м возвышались у самого берега Нила. Наводнения и землетрясение 27 г до н.э. деформировали их основательно.
ПОЛУБОГИ И ИЖЕ С НИМИ
Понятие «храмы миллионов лет» для нас условное: посчитаем, и получится, что им «всего лишь» тысячи лет. Но математический педантизм здесь неуместен — в Древнем Египте «миллионы лет» были синонимом вечной жизни после смерти.
Надо понимать и то, что в культуре Древнего Египта не существовало понятия «гордыня» в негативной коннотации. Царь — всегда полубог, а многие цари, по мифам, состояли с богами в прямом родстве, иногда их вводили в пантеон богов после смерти. Что совсем не исключало дворцовых и семейных заговоров и интриг против них при их жизни. «Фараон» — слово греческое, эвфемизм, впервые появившийся в переводе Библии на древнегреческий язык еще до нашей эры, этот перевод назывался Септуагинта. На древнеегипетском языке царский титул звучал как per-oh, что означало буквально — «великий дом». Само собой разумелось, что и после смерти царь тоже должен был иметь достойный его дом, где рядом с ним могли находиться также его близкие, а подданные и их потомки — восславлять его земные свершения и желать молитвой благополучия в царстве света. Это не обсуждалось. Примеру владык следовал и ближний круг монарха — жрецы, визири, высшие чиновники, врачи и другие важные и знатные люди.
В Мединет-Абу хорошо сохранился и хорошо изучен поминальный храм Рамзеса III — последнего из великих фараонов Древнего Египта (правил ок. в 1185-1153 гг. до н.э.). Это, по существу, мощная крепость с укрепленными воротами, на стенах которой изображены эпизоды из победоносных военных походов фараона. Храм и Нил соединял канал, завершавшийся искусственной гаванью с каменной пристанью. А самым древним строением этой зоны считается храм бога Амона (храм XVIII династии), построенный в эпоху Хатшепсут / Тутмоса III, примерно за 300 лет до храма Рамзеса III) и пережившего несколько перестроек и реконструкций, вплоть до римского времени.
Прообразом для храма Рамзеса III послужил Рамессеум — поминальный храм фараона Рамзеса II (правил ок. 1279-1213 гг. до н. э.) на все том же берегу Западных Фив. Он был гораздо больше своей репродукции (в какой-то степени) в виде храма Рамзеса III в Мединет-Абу, и, хотя сохранился только в руинах, даже эти остатки былого великолепия производят грандиозное впечатление. На земле здесь лежит верхняя часть монолитной статуи Рамзеса II, она была предположительно высотой свыше 18 м. От этого храма к Нилу также шел канал.
Недалеко от руин храма Аменхотепа II находится храм сына Рамзеса (правил ок. 1213-1203 гг. да до н.э.). На территории этого памятника было обнаружено немало статуй, в свое время «позаимствованных» Мернептахом в храме Аменхотепа III, имя которого на картушах при этом было без зазрения совести заменено на Мернептах.
Из поминальных храмов столичных важных персон наибольший интерес представляют, конечно, те, что по своим размерам напоминают небольшую поминальную часовню. Таковы, например, гробницы самого обширного «частного некрополя», как говорят в Египте о подобных захоронениях, вблизи селения Шейх-Абд-эль-Курна, расположенного за Рамессеумом, — жреца по имени Нахт, распорядителя земельных угодий по имени Менна, визиря Тутмоса III и Аменхотепа II, по имени Рехмира. В этих гробницах многокрасочная стенопись сохранилась неплохо. Но еще важнее то, что росписи эти подробно рассказывают о повседневной жизни египтян, тут много сцен бытовых, посвященных пахоте, севу, сбору урожаю, рыбной ловле, а также обычаям и пирам. И почти во всех сценах присутствуют сами погребенные, часто с супругами и детьми. В гробнице Рехмиры представлены также ритуалы храма Амона и — за работой — архитекторы, скульпторы, художники, ювелиры, камнеломщики, кирпичники и другие мастера-ремесленники, чьими руками и талантами воплощались в жизнь замыслы могущественных правителей Древнего Египта.
ДОСТОПРИМЕЧАТЕЛЬНОСТИ
Дейр эль-Бахри:
Ком эль-Хеттан:
ЛЮБОПЫТНЫЕ ФАКТЫ
ОБЩИЕ СВЕДЕНИЯ
Археологические зоны на западном берегу Нила в Египте с заупокойными храмами фараонов и знати, в основном периода Нового царства.
Административная принадлежность: г. Луксор.
Денежная единица: египетский фунт.
Ближайшая река: Нил.
Ближайшие аэропорты: Луксор, Каир (международные).
ЦИФРЫ
14 величайших поминальных храмов Западных Фив (некоторые — в руинах).
Десятки небольших поминальных святилищ при гробницах знати XVIII, XIX, XX династий Древнего Египта.
КЛИМАТ
Средняя температура января: +14,4°С.
Средняя температура июля: +33,2°С.
Среднегодовое количество осадков: 2,65 мм.
О чем рассказывают нам росписи заупокойных храмов
Колонны храма в Луксоре
начала Нового царства царские гробницы окончательно отделяются от заупокойных храмов. Усыпальницы стали устраиваться в ущельях и скалах. Они представляют собой тщательно скрытые тайники. Стены помещений расписаны сценами, относящимися главным образом к заупокойному культу.
Для утверждения своей божественной власти фараоны вновь ведут грандиозное строительство. Но вместо пирамиды увенчанием этого строительства становится храм, поэтому именно в монументальном храмовом строительстве наиболее полно и ярко сказался характер этого времени.
Египетский храм должен был являться как бы копией земли Египта. По голубому потолку, усеянному звёздами, изображались священные коршуны, на стенах был виден весь ритуал почитания божества в лице фараона, а роспись на полу напоминала воды Нила.
В начале периода нового царства древний храм Ипет-сут («Самое избранное из всех мест») в Карнаке из небльшого святилища превращается в общегосударственный культовый центр. Каждый фараон, едва взойдя на престол, приступал к расширению обители своего «божественного отца» Амона и стремился придать храмовым постройкам большее величие и блеск, чем его предшественник. Каждый новый правитель пристраивал к имеющимся храмам новые, украшая их статуями, а иногда переделывая и старые помещения, отчего на протяжении веков комплекс Карнака превратился в своеобразный каменный город с аллеями и плошадями, колоннами и храмами.
Пилоны храма Амона-Ра в Филе
Лотосо- и папирусовидные капители колонн храмов Луксора и Карнака. Реконструкция.
К северной части перистильного двора примыкала центральная, или процессионная колоннада Аменхотепа III: 14 окаменевших «стеблей» папируса, увенчанных распустившимися цветами-капителями. На сохранившихся стенах колоннады сохранились рельефы, рассказывающие о великом празднике Амона-Ра: центральное место здесь занимают священные ладьи богов Амона, Мут и Хонсу. Их сопровождают жрецы, музыканты и танцовщицы, процессии священных животных и, наконец, сам фараон. Новый величественный храм получил название Ипет-рес-Амон («Южный покой Амона»).
В царствование Рамзеса II перед храмом был выстроен новый пилон с большим перистильным двором с 74-мя колоннами, между которыми стояли гигантские статуи фараона. одна из них, изображающая Рамзеса II, сидящем на престоле, называлась «Солнце властителей стран иноземных». У ног владыки стоит миниатюрная, но при этом полная грации и величия фигура Нефертари, любимой жены фараона. Перед пилоном стояли шесть колоссов Рамзеса II: две средние статуи были выполнены из чёрного гранита и представляли фараона сидящим, четыре остальные были из розового гранита и представляли Рамзеса стоящим. ВЫсота каждой статуи около 20 м. Композицию завершали два огромных гранитный обелиска. Стены и колонны покрыты рельефами, посвящёнными богам и прославлению победоносных войн Рамзеса II. На стене храма записана и поэма, воспевающая отвагу Рамзеса в битве с хеттами. Тут же изображена и сама битва: фараон, мчащийся на колеснице, бегущие хетты, вереницы воинов.
Скульпторы стали особо вниматель относиться к деталям и точно передавать тонкости и характерные признаки нового костюма, покрывая поверхность статуй множеством струящихся линий, бороздок, передающих гофрированные складки одежд из тонких льняных тканей и мелкозавитые локоны пышных париков, модных в эпоху Нового царства. Через костюм теперь проступают формы тела. В результате образовывалась живописная градация объёмных планов и разнообразная игра света и тени, что ещё больше подчёркивала многоцветная раскраска статуй.
В настенных рельефах наряду с композициями, в которых прославлялись победы царей и совершаемые царём ритуальные обряды, появились композиции, рассказывающие о родословной фараонов, о происхождении их от богов, а также о связях Египта с другими странами. Так, в храме царицы Хатшепсут рельефы повествуют о путешествии в страну Пунт, об иноземных послах, о ладьях, пускающихся в путь.
Отход от древних традиций проявился также в частных гробницах. Эта живопись отразила самые разнообразные стороны жизни вельмож. В них ощущается, что мастера Нового царства вступили на путь поисков более смелого и сложного изображения окружающего мира. Мягки и утончённы стали прорисовки фигур. Взметнувшиеся и согнутые руки, запрокинутые головы, ряды локонов и складки одежды плакальщиц из гробницы визиря Рамзеса нарушают неподвижную симметрию традиционных композиций. Пышные причёски, одеяния, роскошь быта выдают отношение к орнаменту, к линии, к игре света и тени, чему не было места в предшествующем искусстве.
Эхнатон, Нефертити и их дочери под покровительством Атона
Искусство этого периода не порывало со старыми традициями, но творчески их переосмысливало. Оно знаменует собой высший подъём в реалистических исканиях Нового царства. В храмах новой столицы не было помещений недоступных непосвящённым; всякий мог присутствовать на всех стадиях богослужения. Атон светит одинаково и добрым и злым, египтянам и чужеземцам, людям, животным, растениям. В росписях дворцов и вилл летящие птицы, изгибающиеся веточки растений, листья, цветы создают подвижный органический мир природы, сродни творениям критских живописцев и гончаров.
В храмах Ахетатона уже не было многоколонных залов, гипостили были заменены просторными дворами с многочисленными жертвенниками, так как поклоняться надо было одному солнцу, сиявшему на небе. Ахетатон был построен по единому плану за пять лет и просуществовал всего лишь около четверти века. Его центральная часть была чётко организована, улицы пересекались под прямым углом. в центре города стоял дворец фараона о дворцовое святилище, главный храм Атона со складами и жилижами жрецов, административные здания, казармы, а также усадьбы вельмож с хозяйственными пристройками, дворами и садами. Ближе к окраинам располагались дома ремесленников и хижины бедняков.
Дворцы фараона и знати были окружены парками и живописно расположенными прудами, где было множество водоплавающих птиц. Главный дворец фараона представлял собой комплекс из двух частей: парадной и интимной с садами, дворцовым святилищем и служебными помещениями. Обе части соединялись висячим крытым переходом, переброшенным через подходившую к ко дворцу дорогу. В парадной части главным был Широкий зал Атона с многочисленными статуями царя. До нас дошли единственные в своём роде росписи полов из дворца, которые передавали излюбленные в то время изображения бассейнов с лотосами, рыбами, порхающими в зарослях папируса утками и резвящимися телятами.
В рельефах и росписях дворцов и гробниц Ахетатона появилось множество новых сюжетов и бытовых деталей, не встречавшихся ранее, связанных главным образом с воспеванием любви, согласия, душевной близости между фараоном и царицей и их детьми. В искусств еформируется новый образ человека: в изображениях царя, Нефертити и и приближённых подчёркиваются главным образом милосердие и благость, мягкая красота и открытость души эмоциям и чувствам.
Однако в изображениях сохраняются канонические черты, такие как сочетание профиля лица с глазом в фас, условная развёрнутость фигур на плоскости, декоративная уплощённая трактовка объёмов, а также разномасштабность фигур в одной композиции. Как и раньше, сюжеты располагаются в логической последовательности, специальным линейным обрамлением выделяют большие композиции, занимающие целые стены.
Бюст жены Эхнатона царицы Нефертити
При сохранении основных канонических приёмов стиль рельефов Ахетатона говорит о желании сломать изнутри неподвижность традиции. Чёткий контур традиционного рельефа ломается, дробится, обрисовывая выступающий профиль, длинную шею, странный абрис фигуры, тонкие ноги. Внутреннее движение находит выражение в деформации и нарочитом движении линий.
Лучшие произведения амарнского периода отличаются человечностью и проникновенностью, овеяны подлинным дыханием жизни. Изменился и материал скульптуры: твёрдые и холодные породы камней сменились мягким пористым известняком, из которого выполнены знаменитые портреты Нефертити и Эхнатона.
Стиль прикладного искусства в краткий период правления Эхнатона и его первых двух преемников отличается образной пластичностью и очень большой декоративностью.
Вскоре после смерти Эхнатона при Тутанхамоне наступила реакция. Старая знать и жречество, пойдя на соглашение с новой служилой знатью, полностью восстановили прежние верования и ритуалы. Юный Тутанхамон под влиянием жрецов вернул столицу в Фивы. Последующие правители старательно уничтожали всё то, что говорило о дарующем жизнь солнечном диске и его пророке. При четвёртом преемнике Эхнатона, фараоне Харемхебе почти обезлюдевший Ахетатон был «разметан», его постарались стереть с лица земли, чтобы уничтожить и саму память о правлении царя-еретика из Ахетатона.
Золотой трон Тутанхамона
Рядом с Большим храмом находится Малый храм, посвящённый богине Хатор и жене фараона царице Нефертари. В нишах фасада этого храма находятся шесть фигур Рамзеса II и Нефертари высотой 10 м. Храмы в Абу-Симеле и Рамессеум утверждают идею беспредельной мощи и богоравности фараона. Наследники Рамзеса II, ориентируясь на его модель правления, продолжали политику возведения величественных храмов и прославления своей власти.
Во многих памятниках этого периода заметно намеренное обращение к традициям Древнего царства, вызванное тем, что подавляющая тяжесть форм, массивность, подчёркнутая физическая мощь фигур способствовали монументализации изображения. Обращение к древним традициям в этих статуях проявилась в обобщённости, монументализации всех объёмов, и в передаче во всех лицах самых основных, типичнейших портретных признаков. Все статуи, образно дополняя храмы и дворцы, в конструктивном отношении являются их неотъемлемой частью. Очень торжественно выглядели эти статуи на фоне пилонов, столбов и между колоннами. Наделённые сверхчеловеческой мощью и спокойствием, эти монументы придают ещё более величавое звучание самой грандиозной архитектуре.
Однако стремление к помпезности было не единственной чертой в искусстве второй половины Нового царства. Сильны были традиции, уходящие корнями в амарнское искусство. Даже в наиболее традиционно трактованных храмовых рельефах присутствуют черты искусства Амарнского периода: плавность утончённо-изящных силуэтов, мягкая декоративная проработка объёмов. Печать амарнского искусства обнаруживается, например, в изображении акробатки или в рельефе с плакальщицами из Мемфиса, где в эпоху XIX династии процветала школа рельефа, сохранявшая приверженность амарнским традициям.
Особенно долго традиции XVIII династии сохранялись в рельефах и росписях гробниц фиванской знати. Они очень естествены, повествовательны и живописны по приёмам изображения. Постепенно в прикладном искусстве усиливается изысканная декоративность изображений, отличающихся блестящим техническим исполнением, но в образном отношении академически холодных.
У египтян была особая любовь к природе, и особенно к цветам. В период Нового царства этот интерес к природе ещё более возрос, и в росписях домов богатых египтян стали воспроизводиться целые ландшафты. На стенах изображали висящие гирлянды цветов, цветущие деревья и кусты, потолки расписывали в цвет неба голубой краской с летящими утками, голубями и ястребами, а на полах воспроизводили пруды с цветущими лотосами, причём имитировали даже сверкающую на солнце лёгкую рябь поверхности воды.
Презентации к уроку
Главная задача преподавания курса истории изобразительного искусства в среднем специальном учебном заведении состоит в достижении студентами такого уровня подготовки, который позволил бы им: успешно овладеть другими учебными дисциплинами, использующими знания, полученные на занятиях по истории изобразительного искусства; самостоятельно осваивать художественную культуру и искусство; всесторонне развиваться; использовать полученные знания в процессе дальнейшей учебы и профессиональной деятельности.
В период обучения студенты должны приобрести новые знания, умения и навыки в области истории изобразительного искусства и повысить общий уровень художественной культуры. Им необходимо изучить различные виды художественной деятельности в их взаимосвязях и взаимовлияниях; изучить разнообразные проявления художественного гения различных народов и наций в каждую конкретно – историческую эпоху; знать основные виды, жанры, стили и направления изобразительного искусства; изучить общие закономерности художественного развития человечества в контексте его социальной и культурной истории.
Занятия в группах СПО по дисциплине «История изобразительного искусства» проходят по два часа несколько раз неделю, что позволяет углубленно изучить материал. Такое занятие препятствует распространенному ныне отношению к искусству лишь как к элементу досуга, развлечения, снимает привычку к поверхностному его восприятию; позволяет создать особую эмоциональную атмосферу.
Обращение к миру искусства в условиях учебного процесса должно получить неповторимую окраску, лишь тогда оно будет влиять на духовное и эстетическое развитие.
Урок истории изобразительного искусства немыслим без применения наглядности. Обучающийся должен видеть то произведения искусства, о котором идет речь. Поэтому качественно оформленная электронная презентация может сделать учебные занятия по данной дисциплине достаточно интересным и наглядным. Я использую электронные презентации на учебных занятиях по объяснению нового материала, а также на уроках закрепления пройденного материала, уроках контроля и коррекции полученных знаний, умений и навыков.
Предложенная авторская работа представляет презентацию к учебным занятиям по теме: «Искусство Древнего Египта». Период существования Древнего Египта представляет собой интереснейший этап в истории человечества. Искусство Древнего Египта, несомненно, оказало большое влияние на культурное развитие многих стран и народов. Данная тема всегда вызывает живой интерес учащихся.
Комбинированный урок по теме «Искусство Древнего Египта эпох Древнего и Среднего царств»
Дидактические цели и задачи
Цель урока: формирование знаний об особенностях изобразительного искусства в Древнем Египте.
Оборудование урока: авторская электронная презентация по теме: «Искусство Древнего Египта», фрагменты кинофильмов видеостудии «Кварт» – «Художественная культура Древнего Египта» и видеостудии ВВС «Всемирная история живописи» (1 часть), учебник, опорный конспект.
Примечание: продолжительность учебного занятия 90 минут.
I. Организационный момент
Проверка готовности к уроку. Сообщение целей, задач, плана урока.
Проверка домашнего задания по теме «Искусство первобытного общества».
II. Контроль знаний
Работа с карточками по теме «Древнейшие памятники первобытного искусства».
III. Объяснение нового материала учителем и его первичное закрепление
Презентация 1
В древнеегипетском тексте читаем: «Существует нечто, перед чем отступают и безразличие созвездий, и вечный шепот волн, – деяния человека, отнимающего у смерти ее добычу». Заупокойный культ в древнем Египте не был культом смерти, а как бы отрицанием торжества смерти, желанием продлить жизнь. И все в усыпальнице, в ее архитектуре, в е росписях и изваяниях, во всех предметах роскоши, которыми е наполняли, должно было выражать красоту жизни. Глядя на эти грандиозные усыпальницы, мы невольно повторяем крылатое выражение: «Все на земле боится времени, но время боится пирамид!»
Узкая долина Нила среди безводных пустынь и голых скал. Но благодаря разливам Нила земля эта – одна из плодороднейших в мире. Надо только уметь задерживать воды и совершенствовать земледелие. А это требует организованности, сплоченности в сильном рабовладельческом государстве.
(Фрагмент видеофильма «Художественная культура Древнего Египта»)
Учитель объясняет новый материал с опорой на авторскую электронную презентацию.
Обучающиеся в ходе объяснения составляют опорный конспект, используя материал презентации, видеофильма и учебника.
Историю древнего Египта принято подразделять на следующие периоды:
Додинастический (4 тысячелетие до н.э.)
Древнее царство (3200 – 2400 годы до н.э.)
Среднее царство (XXI век – начало XIX века до н.э.)
Новое царство (XVI – XII века до н.э)
Позднее время (XI в. – 332 год до н.э)
Значение египетской культуры. Периодизация. Территория Древнего Египта (от Древнего царства до Нового времени) (Слайды 1, 2, 3).
В отдельных странах древнего мира овладение грамотой требовало довольно сложных графических навыков. Так было и в Египте (Китае, Японии, Индии).
Египетская культура развивалась медленно. Сложившиеся в древности каноны, правила и традиции, сохранялись тысячелетиями, передавались из поколения в поколение.
Устойчивость религиозных представлений и культовое назначение памятников искусства определили веками установленные строгие правила выбора тем, расположения сцен в рельефах и в живописи, поз и жестов к круглой скульптуре.
На протяжении веков в египетском искусстве отбирались наиболее совершенные способы изображения и выразительные средства. В пределах канонов мастера сумели передать сложный и величавый образ человека, отразить богатство мифологических представлений. (Слайд 4)
Эпоха Древнего царства. Характерные особенности. («Триада Менкаура»).
Столицей Египта в то время был город Мемфис, расположенный в начале дельты Нила, недалеко от современной египетской столицы – Каира. Мемфис рано стал и ведущим художественным центром, который внес огромный вклад в египетское искусство. Период Древнего царства вообще был временем сложения основных форм египетской культуры, начиная от самой формы государства. Тогда же, и именно в Мемфисе, определились и главные задачи, и характер египетского искусства, и соотношение его видов, постепенно сложились основные типы архитектурных памятников.
В истории египетского искусства ведущая роль принадлежала архитектуре. Уже во время Древнего царства были созданы грандиозные каменные постройки – гробницы фараонов, пирамиды. (Слайды 6, 7)
Отличительной чертой архитектуры пирамид Гизе является полное освоение и конструктивной роли камня и его декоративных возможностей.
В пирамидных храмах впервые в Египте встречаются свободно стоящие колонны то с круглыми стволами и простыми абаками, то в виде четырехгранных столпов. Зодчие умело пользуются сочетаниями отполированных плоскостей различных камней. Блестящие грани колонн заупокойного храма прекрасно гармонировали с облицовывавшими его стены плитами розового гранита и с алебастровыми полами. Аналогичное оформление зала нижнего храма составляло замечательное по красочности целое со статуями из зеленого диорита, сливочно-белого алебастра и желтого шифера (Слайд 8).
Считалось, что душа за неимением тела (если мумификация окажется несовершенной) может войти в статую и оживить ее, благодаря чему загробная жизнь умершего будет продолжаться. Следовательно, большую роль в искусстве Египта играла скульптура, а ваятель пользовался почетом и назывался «санх», что значит «творящий жизнь».
Канон в египетской скульптуре (Слайды 9, 10, 11, 12).
Особым видом воплощения идеи сверхчеловеческой сущности фараона был образ сфинкса – фантастического существа с туловищем льва и портретной головой царя. Сфинксы были первыми царскими статуями, стоявшими вне храмов и, таким образом, доступными для обозрения народных масс, на которых они должны были производить впечатление сверхъестественной и потому неодолимой силы фараона. Исключительное место не только среди подобных скульптур, но и вообще в египетском искусстве занимает знаменитый Большой сфинкс, находящийся у нижнего заупокойного храма Хафра (Слайд 13).
Резко противоположны по своему характеру статуям царей и вельмож статуэтки слуг и рабов («ушебти»), помещавшиеся в гробницы знати для обслуживания умерших вельмож в загробной жизни. Сделанные из камня, а иногда из дерева и ярко раскрашенные, эти статуэтки изображают людей, занятых различными работами: мы найдем здесь и земледельца с мотыгой, и ткачей, и носильщиков, и гребцов, и поваров. Выполненные вне требований канона, самыми простыми средствами, эти статуэтки отличаются яркой выразительностью. (Слайд 14)
Большое место в искусстве Древнего царства занимали рельефы и росписи, покрывавшие стены гробниц и храмов, причем и здесь в данный период были выработаны основные принципы дальнейшего развития этих видов искусства. В Древнем царстве уже применялись оба вида египетского рельефа – и более распространенный барельеф и свойственный именно египетскому искусству врезанный рельеф, при котором сама поверхность камня, служившая фоном, оставалась нетронутой, а углублялись контуры изображений.
Вырабатываются характерные для египетского искусства приемы расположения фигур на плоскости. Широкие и сильные плечи развертываются в фас, ноги и голова с острыми чертами лица – в профиль. Значительность фараона подчеркивается его размерами.
Композиция рельефа строится горизонтальными полосами, один эпизод под другим, отчего воспринимается подобно рассказу, развертывающемуся в строгой последовательности.
Широкое распространение получили ремесло и мелкая раскрашенная пластика. Росписи выполнялись темперой по сухому грунту. Золотистый цвет тел сочетался в них с зеленью трав, белизной одежд, синевой цветов (Слайды 15, 16, 17, 18).
Первичное закрепление
Студенты отвечают на вопросы, используя опорный конспект.
Среднее царство
Используется (Фрагмент видеофильма «Художественная культура Древнего Египта»)
Характерные особенности искусства эпохи Среднего царства (Слайд 19).
Среднему царству, т.е. Правлению XI и XII династий, предшествовали нашествия чужеземцев, междоусобные распри, временный распад древнего государства на отдельные области. Грандиозное строительство во славу предшествующих фараонов отвлекло массы земледельческого населения от производительного труда, ослабляя тем самым экономическую мощь страны. Все это, вместе с возросшей самостоятельностью вельмож и местных правителей да грозными смутами, вылившимися в восстание крестьян и рабов, наложило свою печать и на духовную жизнь египтян (Слайд 20).
Происходит некая переоценка ценностей, сопровождающаяся стремлением расширить область познания. В заупокойный культ вводится моральный момент: вступающий в загробный мир должен предстать перед судом Осириса – покровителя мертвых. Сам этот культ с его заботами о «благосостоянии» умершего начинает распространяться и на средние классы. (Слайды 21, 22).
В искусстве, сущность которого остается неизменной, сильнее пробивается реалистическая струя под влиянием художественных школ, возникших при дворах провинциальных правителей (Слайды 23, 24).
То же стремление изображать не отдельные предметы, а действие, показывать в движении целые группы проявилось и в мелкой пластике Среднего царства. Раскрашенные по слою грунта деревянные статуэтки повествовательны, как и живопись.
Нарядные женщины, несущие жертвоприношения к храму, булочники, выпекающие хлеба, крестьяне за вспашкой земли, чиновники, считающие скот,— таковы сюжеты этих достигающих подчас подлинного изящества статуэток (Слайд 25).
Совершенны яркие фаянсовые сосуды бирюзовых и синих тонов и фаянсовые фигурки животных, в изготовлении которых применялась подглазурная роспись (Слайд 26).
Фараон все также обожествляется. Но пирамиды строятся уже не из камня, а из кирпича – сырца, что не так разорительно. Зато личность фараона возвеличивается с еще большей наглядностью, чем в Древнем царстве. Статуи царей уже предназначены не только для усыпальниц, они воздвигаются в храмах и под открытым небом, чтобы весь народ, глядя на них, сильнее проникался сознанием незыблемости царской власти, несколько поколебленной в эти века.
Статуя фараона Аменемхета III из черного гранита – прекрасный образец скульптуры Среднего царства. На голове – убор фараонов: полосатый платок с выпуклым изображением священной змеи надо лбом. Подобно фараону Древнего царства Хефрену, он царственно восседает на троне. Но он еще более индивидуален, чем Хефрен: пристальный взгляд глубоко посаженных глаз, все властное, энергичное выражение лица с широкими ноздрями и скулами выдают крутой нрав царя, так что, кажется нам, с изваяния медленно исчезает печать непостижимости.
Но, пожалуй, самое замечательное из дошедших до нас изваяний Среднего царства – голова фараона Сенусерта III. Что-то надломилось в незыблемой некогда невозмутимости царского лика. Острая игра светотени на черном камне разительно выявляет индивидуальные черты этого владыки, в котором угадываешь проницательный ум, какое-то внутреннее сомнение и скрытую грусть (Слайды 27, 28).
В этом сооружении была осуществлена попытка соединить храм с пирамидой, но постройки такого типа не получили прямого продолжения. И все же усыпальница Ментухотепов положила начало крупным храмовым ансамблям более позднего времени. Живописно расположенная среди диких гор, усыпальница с двумя террасами и широким пандусом (пологим подъемом), увенчанная пирамидой, уподоблена горной вершине. Золотисто-розовый цвет камня, огромная протяженность окруженной стенами дороги, ведущей к храму из долины (1200 м), сообщали этому своеобразному ансамблю величественный размах (Слайд 29).
Особое значение в Среднем царстве приобрели мощные колоннады, опоясывающие террасы храмов и дворы, а также колоссальные каменные статуи правителей. Нововведением были пилоны — две мощные башни с узким проходом посредине, являющиеся своеобразным рубежом на пути людей, вступающих в храм (Слайд 30).
Высокие тонкие обелиски с заостренной пирамидальной верхушкой, «каменные иглы», покрытые иероглифами, все чаще воздвигают во славу богов и царей перед храмами и дворцами. Иероглифические письмена играют важнейшую роль в искусстве Египта, ибо каждый иероглиф – рисунок, подобно знаку выражавший вначале понятие или предмет (Слайд 31). Замечательный памятник искусства Среднего царства – стела вельможи Хунена. Супруги (вельможа и его жена) рельефно изображены слева внизу. Лицо и ноги в профиль, грудь в фас, как полагается по канону, причем в позе обоих торжественность сочетается с неким стремительным ритмом, рождаемым параллельной направленностью лиц, рук и ступней. А над ними и напротив, целиком заполняя площадь, более чем в три раза превышающую ту, что отведена этой чете, художник изобразил иероглифы. Это птицы, змеи, лежащие быки, сидящие человечки, плоды, растения, черточки, линии, геометрические фигуры строка за строкой сообщают умеющим читать иероглифы религиозный текст с добавлением описи всего, что было принесено в жертву при погребении. Но иероглифы красноречивы и для того, кто их читать не умеет. Ибо их совокупность составляет сказочно богатый узор, как бы целый мир стилизованных символических знаков, в котором приютилась вельможная чета, столь же загадочная для непосвященных в своей острой геометрической выразительности, как и эти декоративные письмена. Независимо от текста переданного иероглифами, нам кажется, что трудно придумать более гармоничный фон для стилизованного изображения этих знатных египтян, живших в конце III тысячелетия до н.э. (Слайд 32).
Их смысловое значение, совершенно забытое после падения египетской державы, было разгадано лишь в XIX веке французом Шампольоном.
Французский историк, лингвист, основатель египтологии. Благодаря проведённой им расшифровке текста Розеттского камня 14 сентября 1822 года стало возможным чтение египетских иероглифов и дальнейшее развитие египтологии как науки (Слайд 33).
Розеттский камень— плита, найденная в 1799 годув Египте возле небольшого города Розетта (теперь Рашид), недалеко от Александрии, с выбитыми на ней тремя идентичными по смыслу текстами, в том числе двумя на древнеегипетском языке— начертанными древнеегипетскими иероглифами и одной на древнегреческом языке. Древнегреческий был хорошо известен лингвистам, и сопоставление трех текстов послужило отправной точкой для расшифровки египетских иероглифов. С 1802 г. Розеттский камень хранится в Британском музее (Слайд 34).
Фрагменты видеофильма. Видеостудия ВВС. «Всемирная история живописи». Живопись Древнего Египта. (1 диск).
Первичное закрепление
IV. Подведение итогов урока
Анализ работы учащихся. Выставление оценок.
V. Домашнее задание
Используя методические рекомендации подготовить доклад (или презентацию) по одной из данных тем: «Каноны египетского искусства», «Искусство эпохи Древнего царства», «Искусство эпохи Среднего царства», «Египетские пирамиды», «Прически и костюмы Древнего Египта».
Конспект урока по теме: «Египетское искусство Нового царства. Амарнский период» выносится в Приложение 1 (Презентация 2). Приложение 2 содержит контрольные тесты.