О чем рассказывают исторические карты
Старые географические карты вызывают вопросы к общепринятой исторической науке
Часто при исследовании трудов картографов далёкого прошлого возникают вопросы, ответить на которые невозможно на основании общепринятого подхода к истории. Например, на той или иной местности, история которой считается достаточно хорошо изученной, видны пометки, которые этой истории полностью противоречат. Одни специалисты идут в таком случае по простому пути, заявляя о допущенной составителем карты человеком ошибки. Другие считают своим долгом разобраться: возможно, в исторической науке то, что считалось общепринятым, стоит в определённой мере пересмотреть.
В ролике на канале «Председатель СНТ» рассматриваются карты допетровской эпохи. В частности, говорится о том, что город с названием Пермь появился в допетровскую эпоху, существуя тогда под названием «Великая Пермь».
Автор ролика весьма радикально настроен к общепринятой на сегодняшней день истории. По его словам, во времена правления Екатерины II, которую в ролике предлагается называть исключительно Софией Августой Фредерикой, была введена тотальная цензура вплоть до переписывания древних текстов на новый лад, изменения внешнего облика карт.
Автор считает, что есть множество карт, которые доказывают, что в нашей стране изучается «неправильная история».
Для чего и как создается историческая карта
· О чем рассказывают исторические карты?
Первое знакомство с картой у вас произошло в начальной школе, и вы, наверняка, уже знаете, что, благодаря картам, можно значительно пополнить свои знания.
Карты бывают разные: на них может быть изображен весь земной шар, отдельные материки, государства, моря и океаны. Есть карты звездного неба, показывающие положение небесных светил.
Благодаря картам можно узнать о том, какие народы населяют Землю, в каких природных условиях они живут, как развито хозяйство в разных странах и т.д. Карты используют автомобилисты, чтобы узнать сеть автомобильных дорог; туристы, когда отправляются в путешествия. Карты нужны строителям, капитанам судов, военным.
Историк, отыскивая место важного сражения, маршрут географического открытия или местность, в которой была сделана важная археологическая находка, тоже не может обойтись без карты, так как каждое событие происходит не только в определенное время, но и в определенном месте. Поэтому для историков важно ориентироваться в пространстве. Для этого служат исторические карты.
Ø Исторический словарь
Историческая карта –это изображение земной поверхности вразличные исторические периоды.
Карта «Нашествие Батыя на Русь»
Исторические карты существенно отличаются от географических, на основе которых они созданы. Так, историческая карта всегда отображает территорию в определенный период времени. Этому времени соответствуют названия стран и городов, о котором повествует карта.
Создатели исторических карт иногда могут наносить на неё определенные символы, нагляднее иллюстрируя изображенное на карте, например, корабли, танки или изображения воинов, если карта посвящена какому-нибудь сражению или битве; соборы и храмы, если она повествует о культурном и духовном развитии определенного региона.
Из исторической карты можно узнать, как изменялась территория государства на протяжении определенного времени, когда возник город, куда направлялись войска, когда и где состоялась битва, и т.п.
Название исторической карты всегда включает указание территории и времени, к которым она относится. Например: «Образование древнерусского государства (ІХ-Х вв.)», «Европа в первой половине XIX в.», «Донецкий регион в начале XX в.».
Создателям исторической карты – картографам – необходимо хорошо знать историю, основательно изучить все события, происходившие в местности, которую нужно отобразить на карте, установить их хронологическую последовательность и только тогда создавать саму карту.
Некоторым образом приобщиться к работе с историческими картами вы можете, благодаря контурным картам, которые необходимо заполнять самостоятельно. На них нанесены только очертания территорий в то или иное время, линии, обозначающие реки, точки, указывающие на местоположение городов. Это основа, на которую нужно наносить объекты и их названия в ходе изучения исторических событий.
Карта Донецкого региона | Контурная карта Донецкого региона |
· Проведите сравнение исторической и географической карт. Найдите общие черты и отличия.
Что такое историческая карта: как и для чего она создается. Как легенда помогает читать историческую карту?
Цели: познакомить учащихся с понятиями историческая карта, легенда карты, план.
развивающие: сформировать навыки работы с исторической картой, легендой карты, планом.
сформировать у учащихся представление об исторической карте, как о пространственно-временной модели существования человека.
систематизировать информации о картах; ознакомить с понятием «историческая карта»;
учить формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; давать определения понятий; анализировать, сравнивать и обобщать факты и явления;
обрести стартовую мотивацию к изучению нового материала; осознавать важность изучения истории; выражать свое отношение к роли истории в жизни человеческого общества.
Еще в древние времена человек начал изображать окружавшую его местность. Среди древних исторических памятников встречаются примитивные карты-рисунки на камнях, костяных пластинках и глиняных табличках. Эти картографические изображения служили для указания путей передвижения, мест удачной охоты, удобных переправ через реки. Первые карты были похожи на рисунки и содержали огромное количество неточностей. Но даже такие изображения ценились очень высоко. С их помощью можно было повторить путь, пройденный первооткрывателем, и избежать неприятностей, которые подстерегали путешественников.
Когда начали развиваться торговля и мореплавание, карты стали неотъемлемой частью человеческой деятельности, их составление поручалось известным художникам своего времени.
Постепенно возникла наука картография
Продуктами деятельности картографов являются карты, атласы, глобусы. Они могут быть представлены на твёрдых, плоских или объёмных материалах (бумага, пластик) или в виде изображения на видеомониторе.
Сегодня активно используются не только бумажные карты (в атласах и настенные), но и электронные, спутниковые карты. Произошло это благодаря компьютеру и интернету. Современные электронные карты дают уникальную возможность увидеть не только связь между странами и городами, но и разглядеть мельчайшие объекты.
Благодаря картам, можно пополнить свои знания. На картах может быть изображен весь земной шар, отдельные материки, государства, моря и океаны. Есть карты звездного неба, показывающие положение небесных светил. Благодаря картам можно узнать о том, какие народы населяют Землю, в каких природных условиях они живут, как развито хозяйство в разных странах. Карты используют автомобилисты, чтобы узнать сеть автомобильных дорог; туристы, когда отправляются в путешествия. Карты нужны строителям, капитанам судов, военным. Историк, отыскивая место важного сражения, маршрут географического открытия или местность, в которой была сделана важная археологическая находка, тоже не может обойтись без карты, так как каждое событие происходит не только в определенное время, но и в определенном месте. Поэтому для историков важно ориентироваться в пространстве. Для этого служат исторические карты.
Исторические карты существенно отличаются от географических, на основе которых они созданы. Так, историческая карта всегда отображает территорию в определенный период времени. Этому времени соответствуют названия стран и городов, о котором повествует карта. Создатели исторических карт иногда могут наносить на неё определенные символы, нагляднее иллюстрируя изображенное на карте, например, корабли, танки или изображения воинов, если карта посвящена какому-нибудь сражению или битве; соборы и храмы, если она повествует о культурном и духовном развитии определенного региона. Из исторической карты можно узнать, как изменялась территория государства на протяжении определенного времени, когда возник город, куда направлялись войска, когда и где состоялась битва, и т.п.Название исторической карты всегда включает указание территории и времени, к которым она относится. Например: «Образование древнерусского государства (ІХ-Х вв.)», «Европа в первой половине XIX в.», «Донецкий регион в начале XX в.».
Историческая карта
Что такое «легенда», и какое отношение она имеет к карте? На исторической карте можно найти много интересной информации, но понять ее сможет только, тот кто научится читать карту. Как без знания букв нельзя прочитать книгу, так без знания условных знаков нельзя понять изображения на карте. Объяснение условных знаков выносится на поля карты и называется легендой. Условные знаки при этом различаются по форме, размеру, цвету. Легенда облегчает чтение содержания карты.
Из дальних стран к родимому порогу.
Работа по теме урока
Еще в древние времена человек начал изображать окружавшую его местность. Среди древних исторических памятников встречаются примитивные карты-рисунки на камнях, костяных пластинках и глиняных табличках. Эти картографические изображения служили для указания путей передвижения, мест удачной охоты, удобных переправ через реки. Первые карты были похожи на рисунки и содержали огромное количество неточностей. Но даже такие изображения ценились очень высоко. С их помощью можно было повторить путь, пройденный первооткрывателем, и избежать неприятностей, которые подстерегали путешественников.
Когда начали развиваться торговля и мореплавание, карты стали неотъемлемой частью человеческой деятельности, их составление поручалось известным художникам своего времени.
Постепенно возникла наука картография
Продуктами деятельности картографов являются карты, атласы, глобусы. Они могут быть представлены на твёрдых, плоских или объёмных материалах (бумага, пластик) или в виде изображения на видеомониторе.
Сегодня активно используются не только бумажные карты (в атласах и настенные), но и электронные, спутниковые карты. Произошло это благодаря компьютеру и интернету. Современные электронные карты дают уникальную возможность увидеть не только связь между странами и городами, но и разглядеть мельчайшие объекты.
Благодаря картам, можно пополнить свои знания. На картах может быть изображен весь земной шар, отдельные материки, государства, моря и океаны. Есть карты звездного неба, показывающие положение небесных светил. Благодаря картам можно узнать о том, какие народы населяют Землю, в каких природных условиях они живут, как развито хозяйство в разных странах. Карты используют автомобилисты, чтобы узнать сеть автомобильных дорог; туристы, когда отправляются в путешествия. Карты нужны строителям, капитанам судов, военным. Историк, отыскивая место важного сражения, маршрут географического открытия или местность, в которой была сделана важная археологическая находка, тоже не может обойтись без карты, так как каждое событие происходит не только в определенное время, но и в определенном месте. Поэтому для историков важно ориентироваться в пространстве. Для этого служат исторические карты.
Карта «Нашествие Батыя на Русь»
Исторические карты существенно отличаются от географических, на основе которых они созданы. Так, историческая карта всегда отображает территорию в определенный период времени. Этому времени соответствуют названия стран и городов, о котором повествует карта. Создатели исторических карт иногда могут наносить на неё определенные символы, нагляднее иллюстрируя изображенное на карте, например, корабли, танки или изображения воинов, если карта посвящена какому-нибудь сражению или битве; соборы и храмы, если она повествует о культурном и духовном развитии определенного региона. Из исторической карты можно узнать, как изменялась территория государства на протяжении определенного времени, когда возник город, куда направлялись войска, когда и где состоялась битва, и т.п.Название исторической карты всегда включает указание территории и времени, к которым она относится. Например: «Образование древнерусского государства (ІХ-Х вв.)», «Европа в первой половине XIX в.», «Донецкий регион в начале XX в.».
Историческая карта
Что такое «легенда», и какое отношение она имеет к карте? На исторической карте можно найти много интересной информации, но понять ее сможет только, тот кто научится читать карту. Как без знания букв нельзя прочитать книгу, так без знания условных знаков нельзя понять изображения на карте. Объяснение условных знаков выносится на поля карты и называется легендой. Условные знаки при этом различаются по форме, размеру, цвету. Легенда облегчает чтение содержания карты.
4. История на плане
На исторической карте обозначаются крупные объекты. Однако часто необходимо рассмотреть объекты в деталях, например, кварталы и улицы города, его строения и т.д. Для этого чертится план.
План, составленный археологами во время раскопок фундаментов зданий, дает возможность воссоздать облик древнего города. План сражения показывает, как располагались войска во время битвы, в каком направлении были нанесены удары.
Рефлексия
1. Изображение земной поверхности в различные исторические периоды это: а) историческая карта; б) план; в) контурная карта; г) любая карта.
2. Особенностью исторической карты является: а) более яркие изображения; б) развитие динамики событий и процессов; в) отсутствие условных обозначений; г) большие размеры.
3. Условные обозначения, с помощью которых можно читать историческую карту это: а) легенда карты; б) план карты; в) масштаб карты; г) словарь карты.
4. Изображение на плоскости небольшой части территории называют: а) глобусом; б) атласом; в) планом; г) контурной картой.
5. В чем отличие исторической карты от других карт?
6. В чем отличие исторической карты от плана?
7. Назовите условные обозначения, которыми пользуются, чтобы показать: два разных государства; места битв; села; перемещение народов.
8. Составьте план своего населенного пункта или его отдельных частей.
9. Дословный перевод понятия «картография» означает:
а) рисовать; б) земная поверхность; в) рисовать на папирусной бумаге; г) надпись на бумаге.
Домашнее задание
Выучить условные изображения на исторических картах.
Конспект по теме «Чтение исторической карты»
Тема: Обучение младших школьников чтению исторической карты.
Цель: дать первоначальное представление об исторических картах.
-познавательные: дать понятие «чтение карты», «историческая карта», формировать знания, умения и навыки, необходимые для чтения карт ; показать отличие исторической карты от географической;
-развивающие: способствовать развитию логического мышления, внимания ; развивать умения работать с исторической картой;
-воспитывающие: воспитывать патриотизм у учащихся.
Приветствие, знакомство с учениками, проверка готовности к уроку.
С добрым утром: начат день,
Первым делом гоним лень.
На уроке не зевать,
А работать и читать.
Ребята, сегодня у вас урок проведу я, меня зовут Лейля Фаритовна.
Вы все готовы к уроку, у всех тетрадки и ручки на партах?
Прежде чем начать урок, вспомним некоторые правила вежливости на уроке:
1. На уроке будь старательным,
Будь спокойным и внимательным.
2. Всё пиши, не отставая,
Слушай, не перебивая.
3. Говорите чётко, внятно,
Чтобы было всё понятно.
4. Если хочешь отвечать
Надо руку поднимать.
II .Актуализа ц ия прежних знаний.
-Ребята, сегодня когда я шла в школу я встретила наших хороших знакомых-Мишу и Машу. Они были очень грустными, даже плакали. Хотите узнать почему?
-Послушайте, что они мне рассказали. Каким-то чудесным образом они оказались в нашем городе и заблудились. А что это за город? Где здесь можно побывать они не знают. Как вы думаете, мы сможем помочь им? (ответы детей)
-А как мы им поможем? (мы должны дать им карту нашего города)
-Чтобы вспомнить как работать с картой Миша и Маша будут нас внимательно слушать. Поэтому вы должны давать правильные ответы, чтобы они больше не заблудились.
-Ребята, скажите а что такое карта? ( Карта – уменьшенное обобщенное изображение поверхности Земли на плоскости в той или иной картографической проекции и системе условных обозначений. Это важнейшее средство научного познания о земле и обществе).
-Какие виды карт вы изучали ранее? (географические, физические, политические).
-Что изображено на картах? О чем может рассказать карта?
-Зачем нужна карта грибникам, автомобилистам, путешественникам?
-Как используют карту люди различных профессий? Какую помощь она им оказывает?
— Историк тоже не может обойтись без карты.
-Вот сегодня мы будем учиться читать историческую карту. И это будет наша сегодняшняя тема.
III . Формирование новых ЗУН.
-Мы с вами сказали что такое карта. А вы знаете кто придумал первую карту?
(Первая карта была создана в Древнем Египте более 4000 лет назад. Она представляла собой плоский кусок глины с нацарапанными острой палочкой линиями и символами. Потом египтяне обожгли эту глиняную лепешку в огне, она стала более прочной и сохранилась до наших дней.)
1)все условные знаки рисуются на картах вершинами на север;
2)надписи наносятся на картах с запада на восток, за исключением названия рек, которые делаются вдоль их течения;
3) цифры также наносятся на карту вершинами на север.
— Чтение карты – это, прежде всего понимания объектов изображенных на карте условными знаками и умение опознавать их на местности.
-Историческая карта – это точный географический рисунок определенной местности, на которой происходили (или происходят) события.
— Историческая карта отличается от других карт тем, что с помощью условных знаков и обозначений изображает исторические события, явления, процессы, определенные временные периоды, границы древних государств в их изменении, протекании, развитии.
Виды исторических карт:
— по охвату территории (мировые, материковые, карты государств, административных единиц);
— по содержанию (обзорные, обобщающие и тематические);
— по пространственному охвату различают исторические карты мира, отдельных регионов, государств, исторических областей, городов и т. д.,
— по хронологии – карты первобытного общества, Древнего мира, Ср. веков, Нового и новейшего времени.
А также карты археологические, историко-этнографические, историко-политические, военно-исторические, историко-экономические, историко-культурные, истории географических открытий и др.
-Легенда карты – это список специальных значков, надписей, дат, а также цветовая разметка и заливка.
-Составители карт должны во много раз уменьшать изображение Земли и ее больших частей, чтобы они уместились на листе бумаги. Чтобы измерить расстояние между двумя точками на карте, необходимо, при помощи линейки измерить это расстояние и пользуясь масштабом карты умножить на величину масштаба.
Например, расстояние между двумя точками 4 см, а масштаб карты 100метров(1:10000), следовательно расстояние будет составлять 4х100=400метров
-Ребята, давайте теперь рассмотрим памятку Как «читать» историческую карту».
АЛГОРИТМ ЧТЕНИЯ ИСТОРИЧЕСКОЙ КАРТЫ:
-прочитай название карты (в нём содержится информация о территории, изображённой на карте и времени, к которому относится изображение);
-ознакомься с легендой карты;
-чтение информации на карте начинай с самых крупных объектов и постепенно двигайся к более мелким:
а) определи природно-климатические признаки территории (в какой части света находится, какими морями омывается);
б) определи признаки государства (граница, столица, государства-соседи.);
в) определи деятельность человека, отображённую на карте (это могут быть военные походы, торговые пути).
Помни, что движение на карте всегда обозначается стрелкой.
-Сейчас мы с вами сыграем в игру, которая называется «Догадайся сам!». Я буду показывать карточку с условным обозначением, а вы должны будете расшифровать его значение.
-Итак, вот какие условные знаки можно увидеть на исторических картах. ( п оказываю карточки с условными обозначениями, дети говорят свои предположения, если есть ошибки, то исправлю, объясняю их содержание, карточку магнитом прикрепляю к доске.)
-Ребята, вы уже знаете, как нужно работать с картой. Как вы показываете страну? (мы должны во время показа обводить границы).
-Хорошо, теперь давайте мы с вами посмотрим карту Русско-Японская война 1904-1905 гг.
-Ребята, посмотрите на карту, какие условные знаки здесь показаны?
-Какой масштаб этой карты?
-Хорошо, ребята, вот мы с вами рассмотрели условные обозначения этой карты. Теперь давайте поделимся на две команды и проведем игру. Я буду вам задавать вопросы по данной карте. Капитан команды, которая нашла ответ на мой вопрос должен поднять руки и выбрать одного человека, который будет отвечать на вопрос.
-Теперь каждая команда выберите капитана и название вашей команды. Начнем игру.(за правильные ответы даю буквы «м», «о», «л», «о», «д», «ц», «ы»).
2)Найти территорию, арендованную Россией у Китая в 1898г.
3)Где к началу войны были расположены русские войска и флот?
4)Найдите на карте нападение японского флота на русскую эскадру. В каком году и когда это произошло?
5)Покажите на карте действия русских войск.
6)В каких местах были важнейшие сражения на море и на суше? Перечислите.
7)Покажите положение русских и японских войск к концу войны.
-Хорошо, молодцы. Команды поработали хорошо. У первой команды … очков. У второй команды … очков.
Первичное повторение, закрепление материала.
— Ребята, теперь проверим внимательно ли вы меня слушали на этом уроке. Вы должны выделить особенности этой исторической карты
-И рассмотрим ещё одну историческую карту. Здесь вы должны доказать что эта карта несомненно историческая. Каждый работает отдельно в своих тетрадях.
-Хорошо, молодцы. Давайте, сыграем ещё в одну игру. Игра называется «Найди историческую карту» Ребята, вам даны три разные карты, вы должны выбрать историческую карту. И должны обосновать свой ответ, почему вы выбрали именно эту карту.
V . Подведение итогов урока.
-Итак, ребята, сегодня мы с вами изучили тему «Чтение исторической карты». Узнали, как читать карту, какие условные обозначения там есть, научились работать с картой. Работали с картой, отвечали на вопросы. Надеюсь, наш урок сегодня пошел вам на пользу и Маша с Мишей погуляют по нашему прекрасному городу, увидят исторические места и вернутся домой с хорошими воспоминаниями. Давайте попрощаемся с ними.
Постановка домашнего задания.
рисунок должен полностью соответствовать рассказу;
все обозначения, значки, даты, цвета имеют своё значение, поэтому они должны быть указаны в легенде карты (не забывай, что здесь записи производятся в краткой форме);
твоя карта должна иметь название, которое точно отображает содержание рисунка.
Историческая карта: характеристики, для чего она нужна, примеры
Содержание:
А историческая карта Это тип карты, на которой изображены те места, явления или события, которые существовали до даты создания карты.
Старые карты не следует путать с историческими картами. Старая карта была создана в прошлом и больше не может использоваться по назначению, так как это устаревшее представление. Вместо этого исторические карты создаются в настоящем, но представляют вещи из прошлого.
Исторические карты предназначены для воссоздания политической или географической ситуации из прошлого, чтобы понять историю определенной географии, культуры или региона. Из-за этого карты этого типа часто используются учителями в классах, поскольку это позволяет им оптимизировать понимание события с помощью картографии.
Например, если учитель проводит занятия по древней Римской империи, он может использовать историческую карту, чтобы показать своим ученикам территории, которые находились под властью этой культуры.
Вообще говоря, исторические карты показывают регион мира, каким он был в прошлом. Точно так же они могут быть сосредоточены на предоставлении определенной информации о нанесенной на карту области, такой как маршруты исследования, торговые пути, уменьшение или увеличение империи, изменения в пределах, среди других аспектов.
Характеристики исторических карт
— Исторические карты характеризуются использованием специального кода, состоящего из знаков и символов. Как правило, эти символы не имеют специальных правил использования, поэтому их код будет зависеть от стиля того, кто их разработал.
— Исторические карты изучаются методом исторической картографии; дисциплина, которая исходит из картографии и посвящена анализу исторических событий, произошедших в определенных географических регионах.
— Эти карты могут иметь политическую, географическую, экономическую, культурную и даже патриотическую цель, поскольку они позволяют определенным гражданам развивать сочувствие к территориальной единице, составляющей их нацию.
— Считается, что эти карты начали использоваться с 1807 года, когда историк Жан-Франсуа Шампольон представил Академии Гренобля воссозданную карту Древнего Египта. После этого использование исторических карт увеличилось с приходом 20-го века, и сегодня они используются во всех частях мира и по разным причинам.
Для чего нужна историческая карта?
Исторические карты используются для воссоздания событий из прошлого; это включает представление природных, географических, политических и культурных явлений.
Эти карты предназначены для ознакомления с некоторыми специфическими аспектами определенного региона, поэтому они часто используются в учебных классах и для развития определенных дисциплин, таких как история, археология, этнология и другие.
Как читать историческую карту?
— Во-первых, важно определить название карты, так как это будет указывать на область, которая была представлена вместе с ее возможной датой.
— Затем необходимо установить географическое пространство, которое было представлено; то есть, чтобы определить местонахождение континента, государств, регионов, морей и т. д.
— Точно так же следует выделить обозначенные места, указав политические названия и события, которые там произошли.
— Исторический период, представленный на карте, необходимо проверить, определив век или год, которому он соответствует.
— Впоследствии исследователь должен прочитать и интерпретировать символику карты, чтобы понять историческое содержание. Для этого те, кто изучает карту, должны узнать об использовании картографических символов (то есть знать, что означает тот или иной знак, нарисованный на карте, например, прямоугольник или круг).
— При необходимости исследователь может учесть хронологический порядок, в котором происходили события.
Примеры исторических карт
Историческая карта Мексики
Например, историческая карта Мексики может быть хороплетом; то есть тематическая карта, регионы которой окрашены по-разному, чтобы обозначить конкретный элемент или характеристику.
В нем определяется расположение различных доиспанских цивилизаций, которые ранее населяли территорию Мексики; Также можно указать хронологическое расположение различных общин.
Историческая карта Эквадора
Историческая карта Эквадора может состоять из коренных общин, населявших страну в начале 20-го века; расположение этих сообществ будет определено на этой карте, и можно добавить язык, на котором они говорят.
Этот тип информации очень интересен этнологам, которые таким образом могут узнать о различных культурах, населявших территорию Эквадора в начале 20-го века, и провести сравнение с нынешними общинами коренных народов.
С помощью этой карты исследователи могут задавать такие вопросы, как: мобилизовались ли в этот период какие-либо племена? Они перебрались в города? Сколько из них все еще существует сегодня? Среди прочего.
Историческая карта Колумбии
Исследователи, интересующиеся территорией Колумбии, могут понять, что из-за ее географии почвы этого региона очень богаты минералами и углеводородами. Историческая карта Колумбии может состоять из определения местоположения полезных ископаемых, которые обрабатывались туземцами до испанского завоевания.
Можно также составить историческую карту, на которой обозначены основные рудники, установленные испанцами в середине 1500-х годов с целью добычи золота, изумрудов и кварца на колумбийской земле.
Историческая карта Испании
Историческая карта Испании может обозначить, например, географическое и культурное расширение Пиренейского полуострова во время мусульманской оккупации.
Аналогичным образом, он также может охватывать различные языки, на которых говорили в Испании в семнадцатом веке, с указанием местонахождения каждого из них. Этот тип карты представляет значительный интерес как для историков, так и для лингвистов.