О чем рассказывают формы и украшения предметов 5 класс
Урок изобразительного искусства по теме «Символика цвета и формы в украшении предметов народного быта»
Разделы: МХК и ИЗО
— Сегодня на уроке мы продолжим знакомство с народным творчеством, которое берет свое начало в древних временах.
— С древних времен человека окружал загадочный мир природы, полный таинственных непонятных явлений.
Человек полностью зависел от природы и старался приспособиться к окружающей среде. Так появились верования в сверхъестественные силы природы: солнце, небо, воду, землю, растения.
Эти явления природы приобретали разнообразные изобразительные формы и цветовые решения.
Люди изображали явления природы и окружающий их мир на стенах жилищ, посуде, одежде, прося у них хорошей погоды, богатого урожая и защиты от грозных стихий и злых духов.
Так появилось декоративно-прикладное искусство.
– Кто может объяснить значение этого понятия?
Декоративно-прикладное искусство – это искусство создания предметов, которые можно использовать не только по и их прямому назначению, но и в качестве украшения.
— Все предметы, окружающие человека должны быть не только удобными, практичными, но и красивыми. Почему?
ДПИ имеет свой совершенно особый образный язык, освоение которого даёт возможность увидеть и понять особую красоту предмета, задуматься о смысле, который он выражает.
2. Образный язык ДПИ имеет свои особенности. Цвет и форма имеют символическое значение.
— Люди верили, что если желание “изобразить”, то оно обязательно сбудется. Изображали свои желания они с помощью знаков, в которых скрывается тайна. Давайте попробуем эту тайну разгадать и прочитаем эти загадочные знаки.
(На доске таблица, с которой учащиеся уже познакомились на прошлом уроке).
Каждой группе дается карточка-рисунок с символической композицией.
Задание: объяснить смысл изображения, обосновав своё решение.
(каждая группа совещается и комментирует изображение)
3. – Цвет тоже имел символическое значение, нес в себе определенный смысл.
1. Сообщения учеников.
Берегиня – так называли изображение женщины с поднятыми руками. Это наиболее почитаемое божество олицетворяло плодородие земли, источник жизни, урожая, тепла и защиты для крестьян. Берегиню часто изображали на одежде, полотенцах, стенах домов и всегда её фигура переплеталась с изображением птиц и растений.
Дерево жизни – символ вечной жизни, процветающей природы и счастливого продолжения рода. В произведениях народного искусства древо жизни изображалось в виде разветвлённого растения, с цветами, плодами, с причудливыми птицами, сидящими на ветвях.
— Все природные мотивы взяты из жизни, из природы, но в ДПИ выглядят иначе, чем в реальности: они всегда преобразованы фантазией художника в выразительные обобщённые образы без мелких деталей и подробностей.
3. Рассказ о значении полотенца в жизни русского человека.
— Испокон веков славилась наша земля искусством мастериц- рукодельниц. Праздничные одежды, покрывала, скатерти, полотенца – все было украшено вышитыми орнаментами.
Полотенце играло в народной жизни важную роль, оно сопровождало человека от рождения до глубокой старости.
У наших предков, например, существовал ежедневный магический ритуал очищения водой. Утром – от ночных страхов, вечером – от дневных забот. В обряд очищения входило и вытирание лица полотенцем. Утром – нижним краем, где изображался восход солнца, а вечером – верхним, который символизировал закат.
— Все в жизни наших предков было не случайно, символично. Давайте попробуем изобразить движениями древние символы, а заодно и немного отдохнем.
Солнечный знак покажем вот так
(руками показывают круг)
Лучи распускаем, землю согреваем.
(руки протягивают в стороны)
У неба попросим дождик проливной.
(руки поднимают вверх)
Его изобразим волной.
(кистями рук имитируем волны)
Дождик застучал по крыше
(руки над головой “домиком”, топают, изображая звук дождя)
А потом все тише-тише.
(шаги на месте на носочках)
В землю весною семена сажаем
(присели)
Зелеными росточками летом прорастаем
(поднимаются, раскрывая руки вверх).
VI Объяснение задания.
— Выполнить эскиз вышитого полотенца. Украсить полотенце узорами и орнаментами. Используя знаки солнца, земли, воды составить из них более сложные композиции (пример на доске) и расположить их в полосках. Центр композиции украсить древними символами плодородия (Берегиня), вечной жизни (Древо жизни), счастья (Птицы), солнца (Конь).
VII Практическая работа.
(звучат народные мелодии)
VIII Выставка и анализ работ.
— На Руси существовала еще одна традиция, связанная с полотенцем: встречать дорогих гостей хлебом-солью, подавать хлеб на вышитом полотенце.
— Встречайте гости нашу хозяюшку (выходит ученица, выносит на полотенце каравай и угощает присутствующих):
Здравствуйте, добры молодцы!
Здравствуйте, красны девицы!
Здравствуйте, люди честные,
Гости наши дорогие!
Потрудились вы на славу,
Всем на удивленье!
А теперь все вместе дружно
Принимайте угощенье!
— Верно, самое большое желание людей – жить. Оказывается, люди верили в то, что если желание изобразить, то оно обязательно сбудется.
— Какие еще желания люди выражали через орнамент? О чем они просили силы природы? (о дожде, об урожае)
— А почему это были главные желания? (от них зависела жизнь людей).
— Теперь, я думаю, увидев предметы народного искусства, вы сможете не только полюбоваться их красотой, но и суметь разгадать тайну, которую скрывают узоры и орнаменты.
1.Как и. Какой целью украшали предметы быта и труда наши предки? О чем рассказывают формы и украшения предметов? 2.Какую роль иг
1. Древние люди расписывали предметы труда и орудия быта, нанося на них узоры. Делалось это не только в магических целях, но и в религиозных, и для украшения.
Делалось это не только в магических целях, но и в религиозных, и для украшения.
2. ревние люди расписывали предметы труда и орудия быта, нанося на них узоры.
Делалось это не только в магических целях, но и в религиозных, и для украшения.
Тема: Ф.Яруллинның “Кояштагы тап” хикәясе (6 нчы сыйныфта сыйныфтан тыш уку дәресе)
Дәрес тибы: Белемнәрне гомумиләштерү һәм системалаштыру.
Максат: 1. Хикәя белән таныштыру, эчтәлегенә төшендерү; текстка караган лексиканы сөйләмдә активлаштыру; укучыларның аралашу күнекмәләрен үстерү; бердәм хезмәттәшлек итәргә өйрәтү; сәнгатьле, йөгерек, дөрес уку күнекмәләрен камилләштерү.
2. Фикерләү сәләтен үстерү, үзфикерләүне булдыру.
3. Әниләргә карата хөрмәт тәрбияләү.
Җиһазлау: Фәнис Яруллин.Сайланма әсәрләр; Татар теленең аңлатмалы сүзлеге, ноутбук.
Таратма материаллар:ак, сары битләр, маркерлар.
1. Исәнләшү. “Хәерле көн, балалар!”
2. Дәреснең максаты белән таныштыру.
— Укучылар, бездә бүген сыйныфтан тыш уку дәресе. Сезгә өйдә Ф. Яруллинның “Кояштагы тап” хикәясен укып килергә кушылган иде. Без дәрестә аның эчтәлегенә төшенербез, яхшылык һәм яманлык турында сөйләшербез.
Укучыларга “Нәрсә ул яхшылык?” “Нәрсә ул яманлык?” дигән сораулар куела.
Алар үз фикерләрен белдерәләр. Бер-берсен тулыландыралар.
1. Татар теленең аңлатмалы сүзлегеннән “яхшылык, яманлык” сүзләренең төшенчәсен аңлату.
Яхшылык – файда, уңайлык, изгелек
Яманлык – усаллык, начарлык, әшәкелек.
2. Укучыларга ак кәгазь битләре, маркерлар таратыла. Алар шунда, чиратлашып, әниләренең яхшы сыйфатларын язалар. Шуннан соң бер укучы җавапларны укып чыга. Җаваплар кабатланмаска тиеш.
— Рәхмәт, балалар! Ә без үзебезнең әниләргә борчу китермибез микән? Алар бәхетле булсын өчен сезгә нишләргә кирәк? (тырышып укырга, тәртипле булырга)
Хикәядәге аңлашылмаган сүзләргә игътибар итик.
3. Сүзлек эше: тап – берәр өслектә аерылып торган нокта яисә мәйданчык
өтеп – яндырып, көйдереп
Өйдә укып килгән “Кояштагы тап” хикәясе буенча сөйләшү.
Хикәядә нинди образлар бар?
Хикәядән әнисе образы турында язылган юлларны табып укыгыз.
Өзектән әнисенең ниләр эшләгәнлеген табып әйтәләр.
Әни кешенең төп сыйфаты – эшчәнлек икәнлеген әйттерүгә ирешү.
Бу хикәядә малайның нинди сыйфатын күрдек?
Иң төп сыйфат: әнисе – эшчән, малай – ялкау икәнлеген күрдек.
Малай урынында булсагыз нишләр идегез? (Җаваплар тыңлана)
Ял итү. Физкультминутка.
Укучыларга сорау язылган карточкалар таратыла һәм җавапларын дәрестән чыкканда җыеп алына.
1) Малай кем белән яшәгән? 2) Малайның әнисе нәрсәләр эшләгән? 3) Авыру әнисе малайдан нәрсә сораган? 4) Малай нинди начарлык эшләгән? 5) Бу начарлыкны нәрсә күргән? 6) Кояшта нәрсә калган?
1. Сары кәгазьләргә әниләргә теләкләр язалар.
Мәсәлән: Бәхетле бул! Исән-сау бул!
Сәламәт бул! Янәшәмдә бул!
Озак яшә! Кайгы күрмә!
Беркайчан да авырма! Авырма! һ.б.
VI. Өй эше. Әниләр турында мәкальләр язып килергә.
Дәрес “Әни” турында җыр белән тәмамлана. Укучыларга билгеләр кую һәм дәресне тәмамлап, алар белән саубуллашу.
Презентация по изобразительному искусству на тему «Конструкция и декор предметов народного быта» (5 класс)
Описание презентации по отдельным слайдам:
В. Стожаров в своих картинах много рисовал предметов крестьянского быта
Его картины, как бы излучали свет и наполняли все пространство теплом и умиротворенностью
Прялка в жизни женщины Долгими зимними вечерами девушки проводили за прялкой, которая была неотемлемой частью крестьянского быта. Прялка – неизменный спутник крестьянской женщины. Прялку – подарок хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующим поколениям
Тема: Конструкция и декор предметов народного быта
Ковш – скопкарь в нем подавали квас, медовуху. На севере ковшам придавали формы птиц, ладьи, коней
Рубель С помощью этого предмета крестьянки разглаживали льняные увлажнённые холсты, намотанные на скалку. Тем самым разглаживая бельё
Бурак, лукошко, короба, набирухи – служили для сбора ягод, сделанные из бересты и луба.
Расписные хлебницы и кованные сундуки были неотемлемой частью каждой крестьянской избы
Задание: Выполни эскиз декоративного украшения любого предмета крестьянского быта (ковш, солонка, валёк, прялка).
Вопросы: Как и с какой целью украшали предметы быта и труда наши предки? О чём рассказывают формы и украшения предметов? Какую роль играет декор в крестьянском прикладном искусстве? Можно ли считать его только украшением? Что хотел мастер выразить при помощи декора?
Курс повышения квалификации
Дистанционное обучение как современный формат преподавания
Курс повышения квалификации
Современные методы арт-терапии: базовые техники
Курс повышения квалификации
Правополушарная живопись
Ищем педагогов в команду «Инфоурок»
Номер материала: ДВ-487056
Не нашли то что искали?
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарий
Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
Большинство родителей в России удовлетворены качеством образования в детсадах
Время чтения: 2 минуты
Российские юниоры завоевали 6 медалей на Международной научной олимпиаде
Время чтения: 2 минуты
Учителя о ЕГЭ: секреты успешной подготовки
Время чтения: 11 минут
В МГУ заработала университетская квантовая сеть
Время чтения: 1 минута
Путин поручил не считать выплаты за классное руководство в средней зарплате
Время чтения: 1 минута
При засыпании человеческий мозг может решать сложные задачи
Время чтения: 1 минута
Подарочные сертификаты
Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.
Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.
Урок №5, 5 класс. Конструкция и декор предметов народного быта
Выбранный для просмотра документ Конструкция и декор предметов народного быта 5 класс 5урок.doc
«Конструкция и декор предметов
Г. Новокузнецк. 2016 г.
5 класс. 5урок. Тема:
«Конструкция и декор предметов народного быта».
Тип урока: Изучение новых знаний. Повторение и закрепление пройденного материала
Форма обучения: групповая, индивидуальная, коллективная, фронтальная.
Методы обучения: поисково- познавательные (исследовательский), творческий эксперемент, словесно- «клиповый», иллюстративный, наблюдения и размышления.
а) Эскиз украшения для дома любого предмета крестьянского быта (прялка, ножка прялки, салонка, валёк, ковш, хлебница, бурак, сундук
г) Выполни роспись на настоящей деревянной разделочной доске.
ТСО: Компьютер, музыкальный центр, ксерокс, проектор, экран.
Планируемые образовательные результаты.
Личностные: осознать свои интересы – почему нужно уметь рисовать? (орнаменты и узоры применяются почти везде.
(чтение стиха с показом рисунков и слайдов)-5 мин
Стихи :Трифаненковой Т.А. 12.10.2016г.
Предметы народного быта.
— Фасады зданий называют – экстерьером. Ковши имели образы : ладьи и коней,
А всё, что в доме называют – интерьер. Птиц, цветов и солнца. И разных зверей.
Избушки русской мы убранство увидали. И , единство формы соблюдалось в ней,
— Их в повседневной жизни применяли . Хлебница да солонка у крестьян была.
Резьбой и росписью всё украшали. Разной формы были : уточки и кресла …
И вечерами за лучиной у светца, И считалась девица богатою невестой.
— А мы сейчас внимательно рассмотрим Нам, повествуя о солнце движении.
Реликвии, творенья, раритет! О смене времён, ночи и дня.
Всё, что умелыми руками создавали. О вечном порядке, что был до меня!
— Ковши и ложки, короба, лукошки, И чудо – творенья ни кто не забудет!
Сундуки, кружки, вальки, рубели и прялки – Единство линий и форм, фактуры и
Говорят нам о смекалке и трудолюбии Взаимоположенья – конструкцией,
Простых семей крестьянских. Чего – либо зовут.
Отец с любовью мастерил : из бересты Костюмы, бураки и сундуки.
И луба ей набируху подарил. Машины, здания и парки,
И с песней звонкой, чудо сотворил. Ковры, портьеры и весы…
— В посуде нарядной – еда всегда вкусней!
И восхищённые глаза мы поднимаем!
И в душу к нам – Великое, впускаем!
Формирование новых знаний с помощью слайдов и повторение пройденного материала:
(висят на доске плакаты и детские рисунки прошлых лет.)
Показ слайдов по теме.
Посмотрите внимательно все слайды
и запомните новые слова!
Конструкция – строение, структура, взаимное расположение частей (сооружения, механизма и т. п.)
Туеса, лукошки, набирухи, короба, сундуки, кадушки и лари– для сбора, хранения: плодов, ягод, круп и прочего
Сундуки, лари – ларцы, комоды – для хранения вещей.
Стирка и утюжка белья отнимала много времени и сил. Обратите внимание, как совершенствовались предметы быта! Какие названия предметов устарели и более не используются в быту и современной речи? (слова историзмы)
А какой необычный сундук – диван и сундук – скамья!
Прялки были: сплошные, составные (многоярусные)
Основные элементы прялки: (сверху) городки, (основа) лопасть завершается серёжками, ножка и донце.
Обратите внимание на форму, цвет, фактуру материалов…
Современные хлебницы – из дерева и лозы.
Используя традиционные формы – украсьте орнаментом или резьбой посуду.
Материалы: гуашь или акварель, кисти, фломастеры, мелки, цветная бумага, картон, ножницы, клей, ткань, жгуты, ленты, солому.
Музыкальный ряд : звуки природы и народная музыка.
Повтори! Запомни! Заучи! Запиши!
2. Художественное украшение, построен на ритмическом чередовании геометрических или изобразительных элементов, использующих растительные и животные мотивы (в основном).
Творческая практическая деятельность – 20 – 25 минут.
а) выполнить эскиз украшения для дома любого предмета крестьянского быта (прялка, ножка прялки, салонка, валёк, ковш, хлебница, бурак,сундук ;
Сотвори чудо своими руками! Работа с раздаточным материалом, учебником, интернет ресурсами.
Итоги урока. Рефлексия.
Теоретическая часть : Закрепление знаний (опрос учеников) посмотрев разные картины, слайды ответьте на вопросы:
Повтори! Запомни! Заучи! Запиши слова:
Каково назначение рубеля о скалки? (для разглаживания белья)
Какие солярные знаки увидели на предметах быта? (земли, солнца, гор, воды, жизни…)
Прялки бывают… (сплошные, составные, многоярусные)
Назовите элементы прялки. (городки, лопасть, серьги, ножка, донце)
Чем могут отличаться прялки? (формой, размером, декором.)
Какие основные (красный, жёлтый, зелёный, синий) и дополнительные цвета (белый и чёрный) используют в прялках.
Мини – экспресс выставка лучших работ учащихся: (на доске).
Домашнее задание : дорисовать свой рисунок; найди в книгах, журналах, в интернете образец: резьбы (по дереву, по кости), вышивки (орнамент или узор), укрась свою работу! Фантазируй! Дерзай! Твори чудо!
Придумай оригинальный рисунок на посуде!
Посмотрите внимательно картины, расскажи о них:
• 1. Блинова Т. Рушники – наше языческое прошлое, 2002, Народное творчество, №7
• 2. Бломквист Е.Э. Полотенце в русском быту. Путеводитель по Русскому музею, Л., 1984
• 3. Жиров М.С., Жирова О.Я. Традиционные народные праздники и образы Белгородчины, Белгород, 2002.
• 4. Маслова Г.С. Орнамент русской народной вышивки, М.Наука.1978
• 5. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян, М., 1981.
• 6. Ситникова С.А. Мифологические образы в вышивке на традиционных тверских полотенцах. Вестник славянских культур. №19, 2001.
• 7. Фасмер М. Этимологический словарь русского языка, СПб, 1996
. 8. Волшебный клубок. 700 новых узоров для вязания крючком. АСТ. «Астрель». Москва 2005 г.
. 9. Полная книга по вязанию. Спицы. Крючок. «Ниола» 21-й век. 2006г.
. 10. Макраме и фриволите. Санкт- Петербург. «Золотой век». «Диамант» 1998г.
11.Примерные программы по учебным предметам. Изобразительное искусство 5-8 классы.- М.: Просвещение, 2014
13.Н. А. Горяева. «Изобразительное искусство. Декоративно-прикладное искусство». Методическое пособие. 5 класс» под редакцией Б. М. Неменского. М.: «Просвещение», 2014.
Таблицы по построению орнамента. Таблицы по народным промыслам.
Таблицы с изображением предметов быта.
Информационные средства (перечисление) Сайты: